Научная статья на тему 'Интеграционное взаимодействие в борьбе с терроризмом как транснациональной угрозой (на примере Союзного государства Беларуси и России)'

Интеграционное взаимодействие в борьбе с терроризмом как транснациональной угрозой (на примере Союзного государства Беларуси и России) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
841
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бахлова Ольга Владимировна

Основная задача исследования выявление интеграционной составляющей контртеррористического взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с акцентом на Союзное государство Беларуси и России. Методология и источники: Исследование базируется на анализе комплекса нормативных источников внутригосударственного и международно-правового характера законодательных актов и иных документов Российской Федерации и Республики Беларусь, договоров и соглашений государств участников СНГ в области обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом. Теоретико-концептуальные основы данного исследования составили теории неофедерализма (К. Фридрих), «политической унификации» (А. Этциони), неои постнеофункционализма (Л. Линдберг, Э. Хаас, Ф. Шмиттер). Выводы: проведенный анализ позволил дать развернутую характеристику основных уровней и направлений взаимодействия России и Белоруссии в сфере борьбы с терроризмом в разных интеграционных форматах. Выявлены позитивные результаты и препятствия для активизации их совместных мероприятий в плоскости союзного строительства. Значение: Полученные выводы могут быть использованы в области теоретических разработок проблем интеграции, обеспечения международной и национальной безопасности, борьбы с транснациональной организованной преступностью, а также для повышения эффективности интеграционной политики Российской Федерации и ее стратегических партнеров, их взаимодействия в приоритетных сферах с учетом общих, совпадающих и расходящихся интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION COOPERATION IN THE FIGHT TERRORISM AS A TRANSNATIONAL THREAT (ON THE EXAMPLE OF THE UNION STATE BELARUS AND RUSSIA)

The Main objective of the study was to identify the integration component of counter-terrorism cooperation in the framework of the Commonwealth of Independent States with a focus on the Union State of Belarus and Russia. Methodology and Sources: the Study is based on the analysis of complex normative sources of domestic and international law legal acts and other documents of the Russian Federation and the Republic of Belarus, treaties and agreements of the States participants CIS in the field of security and combating terrorism. Theoretical and conceptual framework this study was the theory of neofederalism (K. Friedrich), «political unification» (A. Etzioni), neo and postneofunktionalism (L. Lindberg, E. Haas, F. Schmitter). Conclusions: the performed analysis enabled to give a detailed description of the main levels and directions of interaction of Russia and Belarus in the sphere of fight against terrorism in different integration formats. Revealed positive results and obstacles for enhancing their joint activities in the plane of Union construction. Significance: the findings can be used in the field of theoretical development of problems of integration, of ensuring international and national security, combat transnational organized crime, as well as to improve the efficiency of the integration policy of the Russian Federation and its strategic partners, their cooperation in priority areas, taking into account the common, coinciding and diverging interests.

Текст научной работы на тему «Интеграционное взаимодействие в борьбе с терроризмом как транснациональной угрозой (на примере Союзного государства Беларуси и России)»

5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

5.1. ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ КАК ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ УГРОЗОЙ (НА ПРИМЕРЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ)1

Бахлова Ольга Владимировна, доктор политических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения,

Место работы: Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

[email protected]

Аннотация

Основная задача исследования - выявление интеграционной составляющей контртеррористического взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с акцентом на Союзное государство Беларуси и России.

Методология и источники: Исследование базируется на анализе комплекса нормативных источников внутригосударственного и международно-правового характера - законодательных актов и иных документов Российской Федерации и Республики Беларусь, договоров и соглашений государств - участников СНГ в области обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом. Теоретико-концептуальные основы данного исследования составили теории неофедерализма (К. Фридрих), «политической унификации» (А. Этциони), нео- и постнеофункционализма (Л. Линдберг, Э. Хаас, Ф. Шмиттер).

Выводы: проведенный анализ позволил дать развернутую характеристику основных уровней и направлений взаимодействия России и Белоруссии в сфере борьбы с терроризмом в разных интеграционных форматах. Выявлены позитивные результаты и препятствия для активизации их совместных мероприятий в плоскости союзного строительства.

Значение: Полученные выводы могут быть использованы в области теоретических разработок проблем интеграции, обеспечения международной и национальной безопасности, борьбы с транснациональной организованной преступностью, а также для повышения эффективности интеграционной политики Российской Федерации и ее стратегических партнеров, их взаимодействия в приоритетных сферах с учетом общих, совпадающих и расходящихся интересов.

Ключевые слова: интеграция; противодействие терроризму; угрозы и вызовы безопасности; Антитеррористический Центр Содружества Независимых Государств; Организация Договора о коллективной безопасности; Со-юзное государство Беларуси и России.

INTEGRATION COOPERATION IN THE FIGHT TERRORISM AS A TRANSNATIONAL THREAT (ON THE EXAMPLE OF THE UNION STATE

BELARUS AND RUSSIA)

Bakhlova Olga V., Dr. Sc., docent, Professor of the chair of world history, political science and area studies Place of employment: Mordovian N. P. Ogarev State University

[email protected]

Abstract: the Main objective of the study was to identify the integration component of counter-terrorism cooperation in the framework of the Commonwealth of Independent States with a focus on the Union State of Belarus and Russia.

Methodology and Sources: the Study is based on the analysis of complex normative sources of domestic and international law - legal acts and other documents of the Russian Federation and the Republic of Belarus, treaties and agreements of the States - participants CIS in the field of security and combating terrorism. Theoretical and conceptual framework this study was the theory of neofederalism (K. Friedrich), «political unification» (A. Etzioni), neo - and postneofunktionalism (L. Lindberg, E. Haas, F. Schmitter).

Conclusions: the performed analysis enabled to give a detailed description of the main levels and directions of interaction of Russia and Belarus in the sphere of fight against terrorism in different integration formats. Revealed positive results and obstacles for enhancing their joint activities in the plane of Union construction.

Significance: the findings can be used in the field of theoretical development of problems of integration, of ensuring international and national security, combat transnational organized crime, as well as to improve the efficiency of the integration policy of the Russian Federation and its strategic partners, their cooperation in priority areas, taking into account the common, coinciding and diverging interests.

Keywords: integration; counter-terrorism; threats and challenges to security; The Anti-Terrorism Center of the Commonwealth of Independent States; The Collective Security Treaty Organization; The Union State of Belarus and Russia.

Борьба с терроризмом в современных условиях предполагает комплекс мер, которые могут быть эффективно реализованы при условии не только координации компетентных органов и спецслужб внутри страны, но и многопрофильного взаимодействия на межгосударственном и надгосударственном уровнях. Его активность и успешность, в свою очередь, определяются совпадением интересов по предотвращению и ликвидации транснациональных угроз и вызовов безопасности, характером взаимоотношений, геополитическим расположением, наличием общих границ. Подобные факторы присутствуют в полной мере в российско-белорусских отношениях, ориентированных на стратегическое партнерство и интеграционное строительство в разных областях и сферах. Именно Россия и Белоруссия инициировали самый масштабный на пространстве Содружества Независимых Государств интеграционный проект, предусматривающий углубленное взаимодействие, вплоть до слияния некоторых базовых функций, - Союзное государство Беларуси и России. Один из приоритетов СГБР - это обеспечение безопасности. Притом речь идет не просто о координации действий, а об интеграционных мероприятиях, включая концептуальное обоснование и нормативно-правовое закрепление соответствующих принципов, проведение совместных учений и операций.

Подчеркнем, что сейчас западный вектор коллективных усилий по противодействию терроризму в рамках Содружества, наряду с центрально-азиатским и кавказским, приобретает дополнительное значение. Негативные последствия миграционного кризиса, разразившегося в Европе, а также вероятное перемещение экстремистских и террористических группировок с Ближнего Востока в другие регионы побуждают государства активизировать превентивную деятельность и сотрудничество в борьбе с терроризмом. В связи с этим уместно напомнить о словах Президента РФ В.В. Путина, произнесенных им на заседании коллегии ФСБ 26 февраля 2016 г.: «Сейчас важно надёжно закрыть территорию России от проникновения боевиков с Ближнего Востока и из других регионов, оперативно выявлять и нейтрали-зовывать тех, кто причастен к террористической деятельности за рубежом... Следует усилить контроль над потоками беженцев, следующих как в Россию, так и транзитом в страны Европы. Для более результативной работы и борьбы с терроризмом важно развивать взаимодействие, конечно, с зарубежными партнёрами, прежде всего по линии ООН, Шанхайской организации сотрудничества, ОДКБ» [3].

Проницаемость интегрированного пространства, имея в виду прозрачность внутренних границ и географическое положение Белоруссии, важной транзитной территории, вкупе с протяженностью границ Российской Федерации и формированием «мягкого подбрюшья», напряженностью в отношениях с рядом сопредельных государств (странами Балтии, Украиной, Турцией и пр.) - это главные константы, обусловливающие актуальность конттеррористического взаимодействия РФ и РБ.

Необходимо заметить, что Российская Федерация и Республика Беларусь имеют сходные подходы к опре-

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-03-00603.

делению угроз и вызовов безопасности. Так, в Военной доктрине РФ среди основных внешних военных опасностей упоминаются растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности. Среди основных внутренних военных опасностей - деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации [6]. Военная доктрина Республики Беларусь 2002 г. к основным внешним угрозам также относит активизацию международного терроризма и транснациональной преступности [4]. В проекте новой доктрины, одобренной Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 4 апреля 2016 г., делается больший акцент на усилении национального, этнического и религиозного экстремизма, сепаратизма, ведущих к появлению террористических и экстремистских организаций, создающих и применяющих собственные вооруженные формирования. Отмечается, что развитие военно-политической обстановки, обусловленное стремлением государств (коалиций государств), террористических и экстремистских организаций получить экономические и ресурсные преимущества для продвижения своих интересов, характеризуется тенденцией к провоцированию внутригосударственных противоречий. Этому способствует разработка отдельными государствами (коалициями государств), террористическими и экстремистскими организациями концепций и механизмов смены с использованием военной силы действующей государственной власти в других государствах или нарушения их территориальной целостности. Подчеркивается, что вследствие предпринимаемых попыток вмешательства во внутренние дела отдельных государств, в том числе европейских, спровоцированы внутренние вооруженные конфликты с масштабным комплексным применением военной силы как в традиционных формах и способах, так и с использованием диверсионных (партизанских) и террористических методов ведения боевых действий [5].

Аналогичные положения содержатся в Стратегии национальной безопасности РФ [30] и Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [13]. В частности, жизненно важные интересы Республики Беларусь в политической сфере предусматривают противодействие экстремизму, в том числе терроризму, организованной преступности и иным видам преступлений. Приоритетные направления обеспечения безопасности Республики Беларусь в политической сфере включают решительное пресечение любых проявлений экстремизма, реализацию комплекса мер по недопущению деятельности на территории республики экстремистских, в том числе террористических организаций.

В настоящее время в целом совпадает законодательная трактовка терроризма в двух странах. Так, Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» определяет терроризм как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти,

органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Противодействие терроризму - как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма [18].

Эта позиция нашла закрепление в положениях Модельного Закона «О противодействии терроризму», принятом Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ в 2009 г. [17].

Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» 2002 г. изначально исключал формулировки об «идеологии и практике». Однако после террористического акта 2011 г. в Минском метрополитене в него были внесены соответствующие изменения. Ст. 3 Закона определяет борьбу с терроризмом как деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению и минимизации последствий террористической деятельности. Терроризм -как социально-политическое криминальное явление, представляющее собой идеологию и практику применения насилия или угрозы насилием в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, провокации международных осложнений или войны, устрашения населения, дестабилизации общественного порядка [16].

РФ и РБ взаимодействуют в сфере борьбы с терроризмом как в формате СГБР, так и СНГ и ОДКБ, участвуя в разнообразных оперативных, тактических учениях, штабных тренировках и прочих мероприятиях. Это учения «Щит Отечества», командно-штабные учения и тренировки «Союзная безопасность» и др., в том числе - в рамках ЕРС СГБР.

Институционально центральную роль в рассматриваемой сфере на пространстве Содружества играет Антитеррористический Центр СНГ (АТЦ). Основа коллективной антитеррористической деятельности государств СНГ на современном этапе - Программа сотрудничества государств-участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014 - 2016 гг. [20]. Комплекс мер, предусмотренных Программой, основывается на положениях Договора о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. [10] и Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма от 26 августа 2005 г. [14].

Ежегодно проводятся Сборы руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ. Их практическая составляющая - совместные антитеррористические учения. Они предполагают отработку взаимодействия органов спецслужб при проведении оперативно-розыскных мероприятий и специальных мероприятий на территории разных стран Содружества. Так, неодно-

кратно проводились учения на территории Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Белоруссии, России. В 2008 г. Комитетом государственной безопасности РБ при координирующей роли АТЦ было проведено совместное оперативно-стратегическое командно-штабное учение «Бастион-Антитеррор-2008» [25]. В апреле 2016 г. состоялась командно-штабная тренировка как первый этап антитеррористического учения «Кибер-Антитеррор-2016» с участием представителей компетентных органов Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России и Узбекистана. Цель тренинга -подготовка сотрудников оперативных подразделений органов безопасности и спецслужб стран сНг к выполнению совместных практических задач по предупреждению, выявлению и пресечению террористических актов, совершаемых с применением информационно-коммуникативных технологий [24].

Существенно усиливается контртеррористическая составляющая и в деятельности ОдКБ. 21 декабря

2015 г. на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ было принято Заявление о противодействии международному терроризму. В нем выражаются глубокая обеспокоенность многократно возросшей угрозой терроризма для международного мира, безопасности и суверенитета государств и решительное осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях. Государства - участники ОДКБ выступили за формирование широкой коалиции на основе положений Устава ООН, норм и принципов международного права без политизации и предварительных условий. В Заявлении отмечается, что поддержанию стабильности на Евразийском пространстве и в мире в целом будет способствовать дальнейшее развитие сотрудничества в рамках существующих региональных структур и расширение взаимодействия государств по вопросам борьбы с терроризмом как на политическом уровне, так и на уровне специальных служб, профильных министерств и ведомств [12]. Для нейтрализации реальных угроз Совет коллективной безопасности ОДКБ создал Центр кризисного реагирования. Одновременно идет совершенствование Коллективных сил ОДКБ. Планируется создать и Силы спецопераций в их составе, в том числе подразделения киберзащиты. В мае

2016 г. прошло тактико-специальное учение «Кобальт-2016» подразделений внутренних дел (полиции) государств - членов ОДК из состава сил специального назначения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Основные цели учения - отработка и совершенствование практических навыков при поиске, обезвреживании (уничтожении) террористов, а также организация взаимодействия и всестороннего обеспечения задействованных сил и средств [2].

В Союзном государстве Беларуси и России присутствуют дополнительные возможности для углубленного взаимодействия в борьбе с терроризмом. Еще в Договоре о Союзе Беларуси и России 1997 г. в числе задач Союза называлась борьба с коррупцией, терроризмом и другими видами преступности (ст. 11). В целях реализации этой и других задач государства -участники должны были принимать согласованные решения (ст. 16), соответствующими полномочиями наделялся Высший Совет Союза (ст. 20) [11]. В Договоре о создании Союзного государства Беларуси и России 1999 г. борьба с терроризмом и другими видами преступлений отнесена к предметам совместного ведения Союзного государства и государств - участ-

ников (ст. 18) [9].

Постоянно действующий совещательный орган, обеспечивающий координацию и эффективное взаимодействие органов внутренних дел РФ и РБ, - Объединенная коллегия министерств внутренних дел Союзного государства [19]. 23 апреля 1999 г. ею было принято решение «Об унификации законодательства в области деятельности министерств внутренних дел, совершенствовании российско-белорусской договорно-правовой базы сотрудничества в сфере борьбы с преступностью». Коллегия одобрила проект договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в борьбе с преступностью [15, с. 42-43].

Исполнительным комитетом Союза Беларуси и России в 1999 г. были утверждены «Основные направления сотрудничества правоохранительных органов и спецслужб Беларуси и России в борьбе с актами терроризма, затрагивающими общие интересы и безопасность Союза Беларуси и России». Документ предусматривает осуществление координации и взаимодействие правоохранительных органов и спецслужб государств-участников Союза [31]. На современном этапе наибольшее значение имеют Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о повышении эффективности взаимодействия в борьбе с преступностью от 15 сентября 2014 г. [27] и Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Генеральной прокуратурой Российской Федерации о 24 апреля 2009 г. [28]. Соглашение 2014 г. в качестве первоочередного направления взаимодействия РФ и РБ называет сотрудничество в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, особенно совершаемых организованными группами, включая террористическую деятельность, террористические акты (акты терроризма), финансирование террористической деятельности.

Основной инструмент интеграционного взаимодействия по линии СГБР - союзные программы и мероприятия, в исследуемой сфере - программы по борьбе с организованной преступностью на территории Союзного государства. В целях решения данной проблемы на начальном этапе была разработана и утверждена решением Высшего Совета Союза Беларуси и России от 22 января 1998 г. Программа Союза Беларуси и России «Борьба с различными формами организованной преступности на территории государств-участников Союза Беларуси и России на период до 2000 года». Программа способствовала активизации комплексных и специальных операций правоохранительных органов Союзного государства («Вихрь-Антитеррор», «Арсенал», «Западный транзит», «Граница» и пр.). Дальнейшее взаимодействие в борьбе с преступностью на территории Союзного государства осуществлялось в рамках новых программ - «Борьба с преступностью на территории государств-участников Союзного государства на период 2003 - 2005 годов» [21] и «Борьба с преступностью на территориях государств-участников Договора о создании Союзного государства на период 2008-2012 годов» [22]. В частности, они предусматривали проведение научно-практических конференций по проблемам и совершенствованию работы правоохранительных органов государств - участников СГБР в борьбе с терроризмом, организацию взаимодействия в борьбе с организованной преступностью и терроризмом, создание автоматизированной системы для межгосударственного обмена информационными фондами антитеррористиче-

ской деятельности министерств внутренних дел государств - участников Договора о создании Союзного государства. Расчетная потребность на реализацию мероприятий Программы на 2008 - 2012 годы из бюджета Союзного государства составила 617324,7 тыс. рос. руб. (доля Республики Беларусь - 43,24% (266932,7 тыс. рос. руб.), Российской Федерации -56,76 % (350392,0 тыс. рос. руб.)).

Несомненно, для успешности контртеррористической деятельности также значима согласованная пограничная политика в рамках СГБР. В настоящее время продолжает действовать Программа «Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012 - 2016 годов» [23]. Ее цель - реализация основных положений пограничной политики и укрепление пограничной безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь путем выполнений мероприятий, направленных на нейтрализацию основных угроз интересам безопасности Союзного государства.

На осуществление намеченных программ и мероприятий в бюджете Союзного государства ежегодно выделяются существенные средства. Так, из бюджета 2015 г. на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства было выделено 809000, 3 тыс. рос. руб., план совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства - 2285,6 тыс. рос. руб., Программу «Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012-2016 годов» - 804814, 7 тыс. рос. руб. [7]. В бюджете 2016 г., соответственно, по 333462, 7 тыс. рос. руб., 2285,6 тыс. рос. руб., 804814, 7 тыс. рос. руб., 329277, 1 тыс. рос. руб. [8].

Актуальная задача, стоящая перед СГБР, - создание совместных антитеррористических сил. Этот вопрос предварительно был согласован еще в 2011 г. В июне 2012 г. на заседании Объединенной коллегии министерств внутренних дел Союзного ства министр внутренних дел Республики Беларусь И. Шуневич подчеркнул, что сотрудничество с российскими коллегами особенно эффективно в вопросах пресечения противозаконной деятельности лиц, занимающихся торговлей оружием, взрывчатыми веществами, склонных к совершению террора [26].

Создана постоянно действующая рабочая группа по организации и осуществлению информационного взаимодействия РФ и РБ. Кроме обмена информацией, предполагаются взаимные стажировки оперативников, обучение на базе ВИПК МВД России, дальнейшая гармонизация договорно-правовой базы взаимодействия, создание Телерадиовещательной организацией Союзного государства профилактического цикла передач и другие мероприятия. В начале апреля 2016 г. было проведено совместное российско-белорусское батальонное тактическое контртеррористическое учение, задачей которого была отработка вопросов контртеррористических операций по блокированию и уничтожению незаконных вооруженных формирований [1].

Среди главных результатов взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь в борьбе с терроризмом к настоящему времени - формирование институциональной системы и договорно-правовой базы, успешная реализация многих союзных программ и мероприятий, отработка тактики и методики выявления и задержания лиц, совместных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций. Однако и в этой сфере сохраняются проблемы общего и конъюнктурного плана. Это - относительная

деактуализация по ряду причин проекта Союзного государства, не в последнюю очередь - из-за позиции белорусской стороны, отсутствие пока у СГБР мощного оперативного потенциала - контртеррористических спецподразделений, преобладание принципа межгосударственной координации, торможение гармонизации и унификации законодательства государств -участников Договора о создании Союзного государства, недостаточная адаптированность Концепции безопасности Союзного государства 1999 г. к современной ситуации и внутригосударственным документам и пр. Можно видеть и определенную увязку вопросов в данной области с урегулированием некоторых ситуаций в других. В частности, это вопрос о создании российской авиабазы на территории Республики Беларусь. Высказываются опасения, что ее появление может повысить уровень террористической опасности для Белоруссии. Однако в целом РФ и РБ накопили солидный позитивный опыт противодействия терроризму, который, безусловно, позволит решать стоящие перед ними насущные задачи по обеспечению национальной безопасности и безопасности Союзного государства в плане пресечения и ликвидации транснациональных угроз. Вместе с тем, настоятельно необходимо преодолеть существующие между ними разногласия и координировать позиции и действия с многосторонними усилиями в рамках АТЦ СНГ и ОДКБ.

Список литературы:

1. Белорусские и российские десантники проведут под Брестом контртеррористические учения. URL: http://www.soyuz.by/news/security/25405.html (дата обращения 3 мая 2016 г.).

2. В Армении началось учение формирований сил спецназначения КСОР ОДКБ «КО БАЛ ЬТ-2016). URL: http://www.odkb-

csto.org/training/detail.php?ELEMENT_ID=6419& SECTION_ID=95 (дата обращения 25 мая 2016 г.).

3. Владимир Путин принял участие в заседании коллегии Федеральной службы безопасности. URL: http://www.soyuz.by/news/security/24763.html (дата обращения 3 мая 2016 г.).

4. Военная доктрина Республики Беларусь (утв. Законом Республики Беларусь от 3.01.2002 г. №74-З, в ред. Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 г. № 83-3). URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1995 (дата обращения 5 мая 2016 г.).

5. Военная доктрина Республики Беларусь: проект. URL: http://www.pravo.by/ main.aspx?guid= 3941 &p0=2016025001 (дата обращения 5 мая 2016 г.).

6. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации 25.12.2014 г. № Пр-2976). URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39898.html (дата обращения 5 мая 2016 г.).

7. Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства о бюджете Союзного государства на 2015 год (принят Парламентским Собранием Союза Беларуси и России 5.12.2014 г. № XLVII) // Союз. Беларусь - Россия. 2015. 12 марта. № 9. С. 2-3.

8. Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства о бюджете Союзного государства на 2016 год (принят Парламентским Собранием Союза Беларуси и России 18.02.2016 г. № XLIX-9) // Союз. Беларусь - Россия. 2016. 10 марта. № 8. С. 2-3.

9. Договор о создании Союзного государства // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 7. Ст. 786.

10. Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом

(Минск, 4.06.1999 г.). URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=4134 (дата обращения 6 мая 2016 г.).

11. Договор о Союзе Беларуси и России. Устав Союза Беларуси и России // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3596.

12. Заявление глав государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности о противодействии международному терроризму (Москва, 21.12.2015 г.). URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php? ELEMENT_ID=5857 (дата обращения 5 мая 2016 г.).

13. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь 9.11.2010 г. № 575, в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 24.01.2014 г. № 49). URL: http://www.nbrb.by/legislation/documents/E_575.pdf (дата обращения 5 мая 2016 г.).

14. Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма от 26 августа 2005 г. (утв. Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 26.08.2005 г.). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=INT;n=29128 (дата обращения 6 мая 2016 г.).

15. Нигматуллин Р. В. Межгосударственное сотрудничество по борьбе с преступностью государств - участников СНГ // История государства и права. 2006. № 7. С. 42-45.

16. О борьбе с терроризмом: Закон Республики Беларусь от 3.01.2002 г. № 77-З (с изм. и доп.). URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1891 (дата обращения 5 мая 2016 г.).

1 7. О противодействии терроризму: Модельный Закон (принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 3.12.2009 г. № 33-18). URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=62133 (дата обращения 8 мая 2016 г.).

18. О противодействии терроризму: ФЗ РФ от 6.03.2006 г. № 35-ФЗ (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru/12145408/ (дата обращения 5 мая 2016 г.).

19. Положение об Объединенной коллегии министерств внутренних дел Союзного государства утв. Приказом МВД России и МВД Республики Беларусь от 12.03.1998 г. № 158, в ред. приказов МВД России и МВД Республики Беларусь 17.11.2000 г. 1169/198, от 8.05.2002 г. № 418/116, от 7.07.2009 г. № 508/216). URL: https://mvd.ru/upload/site1/ folder_page/001/822/808/Polozhenie_0bed_kolleg_Soyuzn_gos. pdf (дата обращения 25 мая 2016 г.).

20. Программа сотрудничества государств - участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014 - 2016 гг. (утв. Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 26.10.2013 г.). URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=23804 (дата обращения 6 мая 2016 г.).

21. Программа Союзного государства «Борьба с преступностью на территории государств-участников Союзного государства на период 2003 - 2005 годов (утв. Постановлением Совета Министров Союзного государства от 30.12.2005 г. № 48). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=INT;n=18347 (дата обращения 7 мая 2016 г.).

22. Программа Союзного государства «Борьба с преступностью на территории государств-участников Союзного государства на период 2008 - 2012 годов» (утв. Постановлением Совета Министров Союзного государства от 8.08.2008 г. № 21). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=INT;n=43874 (дата обращения 7 мая 2016 г.).

23. Программа Союзного государства «Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012 - 2016 годов» (утв. Постановлением Совета Министров Союзного государства от 12.12.2012 г. № 47). URL: http://base.garant.ru/ 70299898/ (дата обращения 7 мая 2016 г.).

24. Совместная командно-штабная тренировка «Кибер-Антитеррор-2016». URL: http://www.cisatc.org/ 133/162/816.html (дата обращения 6 мая 2016 г.).

25.Совместное оперативно-стратегическое командно-штабное учение «Бастион-Антитеррор-2008». URL: http://www.cisatc.org/133/161/352.html (дата обращения 6 мая 2016 г.).

26. Совместные действия должны быть последовательными, согласованными и решительными. URL: http://mvd.gov.by/rv/print.aspx?guid=84473 (дата обращения 8 мая 2016 г.).

27. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о повышении эффективности взаимодействия в борьбе с преступностью (Брест, 15.09.2014 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/420229309 (дата обращения 8 мая 2016 г.).

28. Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Генеральной прокуратурой Российской Федерации (Москва, 27.04.2009 г.). URL: http:// http://www.pravo.by/pdf/2009-122/2009-122(003-011 ).pdf (дата обращения 8 мая 2016 г.).

29. Союзом против преступности // Союзное вече. 2014. № 52.

30. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации 31.12.2015 г. № 683). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_191669/ (дата обращения 5 мая 2016 г.).

31. Чернышев О., Генералов В. Принципы правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с актами терроризма // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2000. № 4. URL: http://www.evolutio.info/content/view/381/235/ (дата обращения 7 мая 2016 г.).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью О.В. Бахловой на тему:«Интеграционное взаимодействие в борьбе с терроризмом как транснациональной угрозой (на примере Союзного государства Беларуси и России)» Статья написана на актуальную для современной политической и правовой науки проблему - взаимодополняемости национальных, межгосударственных и надгосударственных институтов и механизмов противодействия терроризму как глобальной угрозе международной, региональной и национальной безопасности.

Работа основана на анализе обширного комплекса нормативных источников внутригосударственного и международно-правового характера в области обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом.

С учетом наработок теорий неофедерализма К. Фридриха, «политической унификации» А. Этциони, нео- и постнеофунк-ционализма Л. Линдберга, Э. Хааса и др. в статье предложена интересная концепция контртеррористического взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с акцентом на Союзное государство Беларуси и России.

Обращаясь к исследованию совместных мероприятий при участии Российской Федерации и Республики Беларусь, автор особо подчеркивает усиление контртеррористической составляющей в деятельности интеграционных объединений, членами которых они являются. Подробно изучаются концептуально-правовые основы, подходы к определению угроз и вызовов безопасности, понятий терроризма и борьбы с ним. Прослеживается динамика интеграционного взаимодействия в сфере борьбы с терроризмом в Союзном государстве.

Проведенный анализ позволил автору сформулировать четкие, логически обоснованные выводы о позитивных результатах и препятствиях для активизации конттеррористи-ческого взаимодействия в плоскости союзного строительства.

Таким образом, статью О.В. Бахловой можно охарактеризовать как целостное, значимое исследование высокого уровня. Она может быть рекомендована к публикации.

Рецензент:

д-р полит. наук, профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения

Д.В. Доленко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.