Научная статья на тему 'Формирование системы коллективной безопасности постсоветских государств'

Формирование системы коллективной безопасности постсоветских государств Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1630
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / COLLECTIVE SECURITY / REGIONAL SYSTEMS OF SECURITY / MILITARY-POLITICAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чернов Владимир Алексеевич

В статье рассматривается процесс формирования Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), выделяются современные проблемы и определяются направления её дальнейшей трансформации. Обосновывается вывод о возможности превращения ОДКБ в одну из крупнейших региональных систем безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Чернов Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with process of formation of Collective Security Treaty Organization (CSTO), contemporary problems are pointed out and the directions of its further transformation are defined. The conclusion on the possibility of this organization transforming into one of the largest regional security systems is grounded.

Текст научной работы на тему «Формирование системы коллективной безопасности постсоветских государств»

Владимир ЧЕРНОВ

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ

В статье рассматривается процесс формирования Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), выделяются современные проблемы и определяются направления её дальнейшей трансформации. Обосновывается вывод о возможности превращения ОДКБ в одну из крупнейших региональных систем безопасности.

The article deals with process of formation of Collective Security Treaty Organization (CSTO), contemporary problems are pointed out and the directions of its further transformation are defined. The conclusion on the possibility of this organization transforming into one of the largest regional security systems is grounded.

Ключевые слова:

коллективная безопасность, региональные системы безопасности, военно-политическое сотрудничество; collective security, regional systems of security, military-political cooperation.

ЧЕРНОВ Владимир Алексеевич — советник Посольства России в Киргизской Республике

Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), отметившая в мае 2009 г. 7-летие своего создания, является одной из наиболее молодых в мире коллективных структур безопасности и многостороннего военно-политического сотрудничества. Вместе с тем, показывая высокую динамику своего строительства, базируясь на богатом историческом опыте взаимодействия стран-участниц, соответствуя их объективным потребностям и устремлениям, ОДКБ представляется не только весьма перспективным проектом в сфере региональной безопасности, но и возможным элементом будущей более масштабной континентальной системы.

В соответствии с выдвигаемыми руководством РФ инициативами, такая система могла бы прийти на смену унаследованной от «холодной войны» блоковой, в частности евроатлантической, парадигме сотрудничества, которая в нынешнем своём виде не может обеспечить построение общего эффективного евразийского пространства безопасности. Однако уже на нынешнем этапе своего развития ОДКБ имеет уникальное значение для военной безопасности стран Центральной Азии как единственная существующая в этом регионе многосторонняя структура с «силовым» элементом.

В этой связи стоит остановиться на процессе формирования Организации, современных проблемах и возможных направлениях её дальнейшей трансформации. Договор о коллективной безопасности (далее ДКБ), заключённый 15 мая 1992 г. в Ташкенте 6 странами СНГ — Арменией, Казахстаном, Киргизстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном и ставший правовой основой создания 10 лет спустя одноимённой организации — ОДКБ, сыграл исключительно важную роль в сохранении военно-политической стабильности на постсоветском пространстве после ликвидации СССР.

Во-первых, наряду с Соглашением о создании Содружества независимых государств от 8 декабря 1991 г., он способствовал «мирному разводу» бывших советских республик, зафиксировав их волю к мирному разрешению разногласий между собой и обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях. Последующая практика подтвердила действенность этого положения.

Во-вторых, в условиях отсутствия у бывших субъектов СССР, кроме России, полноценных силовых структур, целостной системы обо-

11010218

роны и самостоятельного опыта военного строительства ДКБ стал гарантом внешней безопасности стран-участниц, что было особенно важно на первом этапе формирования их государственности, а также ввиду угрозы возникновения или дальнейшей эскалации локальных конфликтов на самом постсоветском пространстве и по его периметру.

Важным аспектом Договора с точки зрения его дальнейшего развития явилась возможность использования коллективных вооружённых сил в интересах международной безопасности и за пределами территорий стран-участниц при условии соответствия этих действий Уставу ООН.

Новым этапом в истории ДКБ/ОДКБ стало вхождение в него в 1993 — начале 1994 г. очередных участников. Присоединение Азербайджана, Грузии и Белоруссии не только территориально расширило зону ответственности Договора, но и придало формирующейся структуре новые геополитические измерения. Обозначились три основных направления интересов ДКБ — западное, представленное союзом Белоруссии и России, кавказское и центральноазиатское. Немаловажным аспектом ДКБ, определившим на тот момент его приемлемость для новых и старых стран-участниц, включая те из них, которые ориентировались в тот период на ускоренное сближение с Западом (Армения, Грузия, Казахстан), явился подчеркнуто неконфронтационный характер военно-политической интеграции постсоветских стран. Отсутствие у ДКБ претензий на роль противовеса, в частности, НАТО демонстрировал тезис договора о стремлении подписантов к созданию единой системы безопасности в Европе и Азии.

В 1999 г. встал вопрос о пролонгации Договора. Ряд участвующих в нём государств успели к тому времени значительно трансформировать свои внешнеполитические приоритеты, большинство стран-членов справедливо выражали недовольство недостаточной эффективностью договора и его слабым реальным наполнением. Серьёзной претензией к механизмам Договора со стороны правящих кругов всех кавказских стран была их неспособность содействовать решению конфликтов внутри самой зоны ответственности ДКБ — в Нагорном Карабахе, Южной Осетии и Абхазии.

В результате этого ДКБ к концу века оказался перед угрозой своего упразднения. Альтернативой являлось кардинальное углубление интеграционного процесса в его рамках, преобразование Договора в чёткую организацию, объединяющую государства с единой позицией по вопросам безопасности, отказ от установки на охват коллективной системой всего или почти всего СНГ в ущерб её дееспособности. В итоге происшедшей переоценки всеми участниками сути и задач ДКБ 2 апреля 1999 г. из него вышли, отказавшись продлить Договор, Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Впоследствии эти страны встали на путь интенсификации военно-политических отношений с США и Западом, подключившись к задуманному Вашингтоном во многом как альтернатива ОДКБ межгосударственному объединению ГУУАМ, оказавшемуся, впрочем, нежизнеспособным. Азербайджан и, в особенности, Узбекистан в течение последующих 5-6 лет отошли от этого курса.

Новое тысячелетие Договор встретил в менее противоречивом и, как показало время, более устойчивом составе - Россия, страны ЦА, Армения, Белоруссия, которые вместе с вернувшимся к сотрудничеству с ними Узбекистаном ныне образуют Организацию договора о коллективной безопасности.

Решение о придании Договору о коллективной безопасности статуса международной региональной организации принято на СКБ в Москве 14 мая 2002 г., Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ одобрены главами государств-участ-ников на саммите в Кишиневе 7 октября того же года. Принципиальное решение о создании Коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона (КСБР) принято СКБ в мае 2001 г. в Ереване и также предшествовало созданию ОДКБ. В декабре следующего года Организация получила статус наблюдателя в Генеральной ассамблее ООН. При этом ДКБ окончательно перестал быть частью правовой системы СНГ, став главным элементом нового механизма международной безопасности.

Интеграционный процесс и практическое сотрудничество в рамках Организации сразу приобрели практическое измерение и довольно высокую динамику, выгодно отличающуюся от характера отношений стран-участниц на стадии существования

лишь ДКБ. Возникли новые активно развивающиеся и перспективные направления взаимодействия.

4 февраля 2009 г. на внеочередной сессии СКБ ОДКБ подписан проект решения по формированию Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), которые задуманы как очередной, более глубокий этап военно-тактической интеграции в рамках блока по сравнению с КСБР. Важным мотивом создания КСОР было, как представляется, противодействие наступательной линии НАТО на постсоветском пространстве, необходимость которого стала очевидна для РФ и её союзников после событий в Южной Осетии в августе 2008 г. По словам помощника президента России С. Приходько, приоритетными задачами КСОР станет отражение актов военной агрессии и проведение спецопе-раций по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма. Коллективные силы призваны также бороться с «транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»1.

Миротворческая сфера деятельности ОДКБ находится на начальном этапе и не перешла пока в практическую фазу, созданы лишь необходимые для этого предпосылки. В октябре 2007 г. на саммите ОДКБ в Душанбе подписан пакет документов по организационно-правовому оформлению соответствующих механизмов. Принятый пакет наделяет ОДКБ правом формирования бригад миротворцев, которые будут иметь международный статус.

В условиях декларируемого НАТО намерения продолжить своё расширение на постсоветском пространстве, вероятных попыток альянса провоцировать напряжённость между странами СНГ в своих геополитических интересах, а также ввиду отсутствия перспектив скорого снижения конфликтного потенциала в узле Афганистан - Пакистан наиболее актуальными для ОДКБ задачами продолжают оставаться внутренняя консолидация организации, повышение её боевой дееспособности, дипломатические усилия по признанию её международным сообществом в

1 Мовсесян Г. У ОДКБ будут общие силы оперативного реагирования // http://www.ra.am/ ?№ш= 2009020601

качестве реального, а не декларативного военно-политического союза, несущего ответственность за значительную часть пространства Евразии. Не случайно, что очередной этап активизации интеграционного процесса в рамках ОДКБ начался вскоре после августовских 2008 г. событий в Южной Осетии. Он инициирован Россией, однако получил однозначную поддержку других союзников, в особенности Казахстана, несмотря на то что страны-участницы оказались не готовы пока по примеру РФ признать независимость Абхазии и РЮО.

Как представляется, России и странам ЦА необходимо использовать для повышения международного значения ОДКБ заинтересованность США в обеспечении миротворческой операции в Афганистане. Важным направлением и стимулом развития ОДКБ в целом является налаживание полноценного диалога с НАТО, что соответствует объективным требованиям времени. По мнению члена научно-экспертного совета ОДКБ генерал-майора Г. Котанджяна, приоритетами подобного сотрудничества могут быть «общие интересы ОДКБ и НАТО в контроле за имеющимися запасами оружия массового поражения (ОМП), нераспространении ОМП, борьбе с международным терроризмом, а также такими сопровождающими терроризм явлениями, как наркотрафик, незаконная миграция и т.п.»2.

Установка большинства участников организации на её нерасширение в близкой перспективе представляется оправданной. ОДКБ предстоит пройти длительный этап внутренней консолидации и отработки механизмов взаимодействия, прежде чем искать возможности приёма в свой состав новых членов. В настоящее время оправданно было бы поставить вопрос о принятии всеобъемлющей и долгосрочной военно-политической доктрины ОДКБ, расширяющей базовые положения, сформулированные в её уставных документах.

Организация успешно прошла первоначальный институциональный этап налаживания многостороннего взаимодействия, сейчас на повестку дня должна быть вынесена идеология её дальнейшего содержательного развития. Здесь не

2 Котанджян Г. Интервью журналу «Военно-промышленный курьер» // Военно-промышленный курьер №36 (103) 28 сентября — 04 октября 2005 г. //www.vpk-news.ru

удастся обойти проблемные аспекты сотрудничества, противоречия участников, которые ради становления организации «выносились за скобки». Речь идёт, в частности, о выработке инструментов превентивного урегулирования конфликтов внутри самой организации. Потенциально сложные ситуации могут возникать, например, между Узбекистаном, Киргизстаном и Таджикистаном с учётом запутанного и незавершённого процесса демаркации их границ, разногласий в водноэнергетической сфере.

Создание таких механизмов может привлечь в организацию новых членов из числа стран СНГ, не сделавших пока однозначную ставку на вступление в НАТО, например Азербайджана, взаимодействие которого с ОДКБ пока невозможно из-за карабахского вопроса. Кроме того, Организация должна выработать чёткие и эф-

фективные «стандартные» меры экстренного противодействия вызовам, подобным нападению боевиков Исламского движения Узбекистана на Баткенскую обл. КР в 1999 и 2000 гг., а также приемлемые для всех стран-участниц способы реагирования на внутриполитические потрясения вроде андижанских событий 2005 г.

Успешное преодоление Организацией договора о коллективной безопасности указанных уязвимых моментов, стратегическое осмысление характера и перспектив своего развития, в том числе поиск новых направлений совместной работы, расширение географии контактов и интересов ОДКБ, как представляется, помогут этой структуре укрепиться в качестве одной из крупнейших региональных систем безопасности и полноправного участника глобальных процессов в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.