УДК 327.1
ГОМУЛКА Кристина
Гданьский политехнический университет
г. Гданьск, Польша
kgom@zie.pg.gda.pl
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРАТЕГИЯХ БЕЗОПАСНОСТИ АРМЕНИИ, АЗЕРБАЙДЖАНА И ГРУЗИИ
На втором десятилетии после получения независимости Грузия, Армения и Азербайджан создали стратегии национальной безопасности. В документах трех государств были показаны угрозы безопасности: опасение за суверенитет и независимость государств, угроза этнических конфликтов, развитие контрабанды и организованной преступности, экономическая зависимость, а также ухудшение состояния окружающей среды. Проводимая государствами внешняя политика и предпринимаемые действия были направлены, в частности, на обеспечение безопасности. Цель статьи - показать место России в системе безопасности Армении, Азербайджана и Грузии в стратегиях этих государств. Для Армении Российская Федерация является гарантом безопасности ее границ и стратегическим партнером. В первой стратегии национальной безопасности Грузии не подчеркивалась очевидная угроза со стороны России. Зато в тексте второй стратегии, принятой после войны 2008 г., были обозначены реальные опасения перед российской агрессией. Грузия искала союзников в тесных контактах с США. В стратегии национальной безопасности Азербайджана России посвящено совсем немного внимания. Этот документ провозглашает мирное соседство с приграничными государствами. Азербайджан требует также, чтобы в районе Южного Кавказа не было атомного оружия, противостоит нелегальной транспортировке оружия и военного оборудования, а также поддерживает демилитаризацию Каспийского моря.
Ключевые слова: Российская Федерация, Армения, Азербайджан, Грузия, стратегия национальной безопасности
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-146-153
Kristina GOMULKA Gdansk Polytechnic University Gdansk, Poland kgom@zie.pg.gda.pl
RUSSIAN FEDERATION IN THE NATIONAL SECURITY STRATEGIES OF ARMENIA, AZERBAIJAN AND GEORGIA
In the second decade after regaining independence, Georgia, Armenia and Azerbaijan announced their national security strategies. In the documents of these countries were indicated the security threats such as: the fear about their sovereignty and state independence, the ethnic conflicts, the development of contraband and organized crime, economic dependence and deterioration of the natural environment. The foreign policy pursued by these countries and the actions undertaken were aimed at ensuring their security. The aim of the article is to show Russia's place in the security system of Armenia, Azerbaijan and Georgia in their strategies. Russian Federation is for Armenia the guarantee of its borders security and its strategic partner. In Georgia's first national security strategy, there was no exposed obvious threat from Russia. It was only in the text of the second strategy, adopted after the war in 2008, the fears from Russian aggression were clearly sketched. Georgia was seeking the allies within an alliance with the US. In the national security strategy of Azerbaijan, little attention has been given to Russia. Regarding the border countries, the document declares the maintenance of a peaceful neighborhood. Azerbaijan insists that the South Caucasus region be free from atomic weapons opposes the illegal transport of weapons and military equipment to that region and advocates the demilitarization of the Caspian Sea Region.
Keywords: Russian Federation, Armenia, Azerbaijan, Georgia, national security strategies
Введение
В числе пятнадцати государств, которые получили независимость после распада СССР, оказались Армения, Азербайджан и Грузия. После восстановления независимости безопасность этих государств многократно подвергалась угрозе. Этому способствовал конфликт в Нагорном Карабахе, который стал причиной плохих отношений между Азербайджаном и Арменией. Безопасность Грузии ослабили конфликты в Абхазии и Южной Осетии. Эти события заставили данные государства искать союзников, располагающих серьезными средствами воздействия. Основной фигурой в Кавказском регионе остается Российская Федерация, которая более или менее завуалированным образом участвует в этнических конфликтах, а также в восстановлении монополии в сфере транзита нефти и газа в государства Европы [21]. Отношения Армении, Азербайджана и Грузии с евроат-лантическими и европейскими структурами относятся к существенным факторам, обусловливающим политику безопасности этих государств, и влияют на структуру их кон-
тактов с Российской Федерацией. Цель статьи - показать место и роль России в системе безопасности Армении, Азербайджана и Грузии. Исследовательская гипотеза статьи следующая: политика Армении, Азербайджана и Грузии по отношению к России создавалась под влиянием эволюции внешних и внутренних обусловленностей. Для проверки гипотезы автор сформулировал следующие исследовательские вопросы: 1) когда появились тексты стратегий национальной безопасности; 2) какие факторы определяли безопасность Армении, Азербайджана и Грузии; 3) какова позиция Российской Федерации в стратегиях трех государств Южного Кавказа. Настоящая статья написана на базе исходных документов, литературы, связанной с данной проблематикой, и материалов с соответствующих веб-сайтов.
Безопасность государств в стратегиях
Раньше всего текст стратегии национальной безопасности создала Грузия. Первая стратегия была написана в 2005 г. после розовой революции и сигнализировала западную направленность этого государства во внешней политике под руководством Михаила Саакашвили [18]. Вторая стратегия появилась после российско-грузинского конфликта в 2011 г., который оказал решающее влияние на ее содержание [9; 11, с. 65]. В свою очередь, в Армении первая и единственная стратегия национальной безопасности была принята 26 января 2007 г. [16]. Спустя четыре месяца, 23 мая 2007 г., первая стратегия национальной безопасности была подтверждена президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым [17].
В первой грузинской стратегии безопасность была связана с укреплением обороноспособности государства. Обеспечить это могло переформирование вооруженных сил и гражданской обороны в соответствии со стандартами НАТО, а также создание централизованной системы кризисного управления. Улучшить уровень безопасности могло также решение конфликтов, в том числе в Южной Осетии, для которой Грузия предложила автономию, при этом отрицая полную независимость. Правительство Грузии не признавало также независимости Абхазии и требовало от представителей ООН большего внимания и участия в удержании стабильности в регионе. Организацию НАТО в 2005 г. Грузия воспринимала как орган всеобщей защиты, обеспечивающий безопасность и стабильность в евроатлантическом пространстве и на Кавказе. Свою готовность к сотрудничеству с Организацией Североатлантического альянса Грузия выразила посредством участия в миссиях в Косове и в Афганистане в рамках программы «Партнерство ради мира». Роль ОБСЕ в тексте стратегии была прописана решающей в процессе вывода российских войск с территории Грузии, наблюдения за пограничной ситуацией государства, ликвидации контрабанды и преступности. Европейский союз в тексте первой стратегии был представлен как пространство мира и благосостояния в Европе. Вхождение Грузии в июне 2004 г. в программу Европейской политики соседства предоставило государству возможность интенсификации политического диалога, реализацию Европейской стратегии безопасности, гарантировало получение финансовых средств из программ поддержки Европейского союза [10]. В первой и второй стратегиях стратегическим партнером Грузии являлись Соединенные Штаты Америки, оказывающие государству помощь в рамках образовательных программ, формирования вооруженных сил, увеличивающих оперативные и оборонные способности государства. В региональных отношениях главным партнером была Украина, которую Грузия поддерживала в диалоге с Евросоюзом и НАТО; также Грузия сотрудничала в рамках ООН, ОБСЕ, ГУАМ, ОЧЕС и ЧВМГ ОВ «Блэксифор». Одним из важных экономических партнеров Грузии оставалась Турция. Эту связь укрепляли действия по безопасности проходящих по территории Грузии трубопроводов: Ба-ку-Тбилиси-Ждейхан, а также Баку-Тбилиси-Эрзурум. Оба государства начали сотрудничество в сфере военных вопросов. Турция снабжала оборудованием вооруженные силы Грузии и подготавливала военных специалистов ее армии.
Текст второй стратегии национальной безопасности Грузии был дополнен формулировкой о необходимости укрепления обороноспособности государства от военной и кибернетической угрозы со стороны России. К приоритетам безопасности политики Гру-
зии относилось мирное окончание споров на основании установлений международного права. Больше внимания в тексте второй стратегии было посвящено развитию экономического и политического сотрудничества Грузии с Арменией и Азербайджаном, подчеркивалась ценность такой кооперации для роста благосостояния стран. Подтверждалось также, что стратегическим партнером Грузии являются США, а региональными партнер-ми - Украина и Турция. Подчеркивалось значение транспортного и энергетического сотрудничества с Казахстаном, Туркменией, Киргизстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, целью которого было облегчение свободного проезда граждан, а также улучшение оборота товаров, услуг и капитала между государствами Азии и Европы [18].
В тексте стратегии национальной безопасности Армении, принимая во внимание исторически сложившиеся отношения между армянским и российском народом, стратегическим партнером была признана Российская Федерация, с которой Армению объединяло билатеральное военное и техническое сотрудничество, а также членство в СНГ и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), рассматриваемые как гарантия региональной безопасности. В документе стратегии подчеркивались долголетние, дружественные связи между народами, участие России в переговорах по делу Нагорного Карабаха, а также подписание российского-армянского договора о дружбе [1, с. 5].
Текст стратегии подчеркивает глобальную роль Соединенных Штатов, указывает на возможность установления с США сотрудничества в процессах демократизации государства и борьбы с международным терроризмом. Сотрудничество с США предусматривается в рамках взаимодействия с НАТО, с которым Армения установила диалог и участвовала в программе «Партнерство ради мира». ОБСЕ в стратегии Армении рассматривается как организация, обеспечивающая безопасность. Сугубо важную роль в процессе поддержания безопасности и в решении конфликта в Нагорном Карабахе сыграла Минская группа ОБСЕ. Поддержка мирных ценностей и членство в ООН, участие в работе ВТО, сотрудничество с Всемирным банком и Международным валютным фондом могли, согласно тексту стратегии, содействовать повышению эффективности экономических реформ в государстве.
В тексте стратегии отмечено, что Армения является также членом-основателем СНГ, принимает участие в хозяйственных, гуманитарных, политических и военных программах, в действиях, направленных на обеспечение безопасности границ, борьбу с международным терроризмом, борьбу с организованной преступностью, торговлей наркотиками и нелегальной эмиграцией.
Членство Армении в Совете Европы документ стратегии расценивает как доказательство присутствия государства в европейской семье и гарантию реализации прав и стандартов, обозначенных в регионе. Развитие контактов с Евросоюзом, согласно тексту стратегии, было одним из приоритетов внешней политики и политики безопасности государства. В документе подчеркнуто, что участие Армении в Европейской политике соседства содействует ее долгосрочным интересам. В тексте, однако, отсутствует однозначная формулировка, что целью Армении является ее интеграция с европейскими структурами. Планируется развитие контактов с Ираном и Грузией, выделяя, что это содействует экономической устойчивости в регионе. Несмотря на религиозные и идеологические различия, Иран и Армению объединяли экономические отношения. Особо важным было сотрудничество в сфере энергетической безопасности. Оба партнера построили газопровод, по которому газ идет из Ирана в Армению, приступили к постройке двух гидростанций на реке Аракс, а также подписали договор о строительстве железной иранско-армянской дороги. С начала XXI в. торговые обороты между этими государствами возрастают [15]. Увеличение уровня безопасности Армении должно было произойти посредством улучшения отношений с Турцией, а также активного участия в экономических мероприятиях.
В стратегии Азербайджана подчеркивается, что государство, продвигая политику безопасности, высказалось в пользу территориальной интеграции при применении правил международного права, а также принятия универсальных европейских ценностей. В споре, связанном с Нагорным Карабахом, Азербайджан обязался считаться с мнениями Минский группы ОБСЕ, а также с резолюциями Совета Безопасности ООН от 1993 г. На
практике ожидался вывод армянских войск с оккупированной территории, восстановление власти Азербайджана, предоставление автономии Нагорному Карабаху, а также принудительное возвращение на родину по окончании вооруженного конфликта прибывших армян. Правительство Азербайджана обязалось бороться с геноцидом, военными преступлениями, совершаемыми азербайджанцами во время войны с Арменией [15].
В создании общей системы безопасности в Европе и в Кавказском регионе Республика Азербайджан признала существенным сотрудничество с евроатлантическими структурами, в том числе участие в программе «Партнерство ради мира». Инструментом политики безопасности было заключение билатерального партнерства с государствами НАТО, которое могло содействовать реформированию сектора обороноспособности. Предвидя необходимость установления более тесных отношений с государствами Евросоюза, Азербайджан установил прочные отношения с европейскими структурами. В рамках технической помощи для стран СНГ государство было охвачено программой TACIS, договорами о партнерстве и сотрудничестве, а также Европейской политикой соседства, реализация которой должна была способствовать обеспечению диверсификации источников энергии и созданию силовой инфраструктуры, постройке транспортных путей сообщения, а также продвижению европейских ценностей в регионе. В ходе содержании стратегии не было сформулировано утверждение о присоединении Азербайджана к структурам Евросоюза. В 2001 г. Азербайджан стал членом Совета Европы и Организации Исламская конференция, а также подписал Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод [3]. Свою принадлежность к международным организациям Азербайджан объяснял возможностью выполнения роли моста между двумя цивилизациями и культурами Востока и Запада. Вне региона власти Азербайджана интересовались сотрудничеством с США, главным образом в рамках участия в НАТО и ООН в процессе борьбы с международным терроризмом, распространением оружия массового поражения, нелегальной торговлей оружием и людьми. Увеличение уровня безопасности государства должно было быть обеспечено соответствующим формированием вооруженных сил, мирным сосуществованием с другими государствами, эффективной системой охраны границ, устранением нелегальной миграции, сотрудничеством с Международной организацией по миграции и Международным агентством по атомной энергии. Содействуя борьбе с терроризмом, после 11 сентября 2000 г. Республика Азербайджан стала стороной международных переговоров и конвенций по делу борьбы с терроризмом, участвовала в мирных миссиях НАТО в Косове, Афганистане и Ираке. От ООО и ОБСЕ Азербайджан требовал более активной вовлеченности в международную оборонную политику и большей эффективности в контроле над вооружением на территории, оккупированной Арменией [3].
Сотрудничество Азербайджана с государствами СНГ происходило на основании билатерального сотрудничества. Его участие в ГУАМ было тесно связано с участием в общих попытках решения конфликтов на территории членских государств.
Реализуя многогранную, взвешенную стратегию политики безопасности, Азербайджан установил отношения со многими партнерами на основах международного права. Гарантами устойчивой ситуации в регионе Азербайджан признал Турцию и Грузию, с которыми его объединяли экономические, транспортные и энергетические проекты. За указанными странами следуют Украина и Молдова, с которыми Азербайджан объединяет многостороннее сотрудничество. Важным элементом региональной безопасности были признаны отношения с Россией.
Россия в стратегиях Грузии, Армении и Азербайджана
Тексты стратегий национальной безопасности, определяя направление внешней политики означенных государств, показали потенциальных врагов и союзников. В тексте первой грузинской стратегии от 2005 г. угрозой для безопасности государства было признано: нарушение территориальной независимости Грузии из-за сепаратистских движений в Абхазии и Южной Осетии, отсутствие удовлетворительного контроля границ, благоприятствующее росту контрабанды и террористических групп, перенесение конфлик-
тов с участием Российской Федерации с соседних государств, военное вмешательство России на территории Грузии, хотя в 2005 г. вероятность этого была низкой, контрабанда и организованная преступность на территории Южной Осетии и Абхазии, российские военные базы на территории Грузии [18].
В тексте второй стратегии национальной безопасности действия Российской Федерации были определены как вражеские и угрожающие безопасности государства. Здесь шла речь о занятии грузинских территорий Россией, а также ее военные действия, проводимые с оккупированной территории [9]. В документе упоминалось, что Грузия с начала XX в. была жертвой российской агрессии и 70-летней оккупации. С 1991 г. Российская Федерация содействовала сепаратистским движениям и участвовала в вооруженных действиях, а в августе 2008 г. ущемила суверенитет и территориальную целостность Грузии. В стратегии написано, что российское правительство, игнорируя установления международного права, признало независимость Абхазии и Южной Осетии и стало явным врагом Грузии. [9]. В тексте второй стратегии отмечено также, что в период с 1990 до 2008 г. около 261 тыс. грузин покинули свои дома в Абхазии и Южной Осетии, а их место заняли граждане России. Грузия не поддержала российской политики, но выступает за развитие этнической тождественности и культуры народов Абхазии и Южной Осетии [12, с. 188]. В документе подчеркнуто, что отсутствие эффективного контроля над этой территорией содействует росту организованной преступности, а также неправовым действиям, как то: торговле людьми, оружием, наркотиками - и ухудшает уровень безопасности в регионе. В тексте говорится, что такие действия были опосредованно направлены к повороту во внешней политике Грузии на восток и к препятствованию ее вступлению в Евросоюз и НАТО. Сторонников своих идей Грузия искала среди государств Центральной Азии: Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, предполагая, что эти государства могут быть ее политическими союзниками, блокируя некоторые действия Российской Федерации [9].
Совсем иначе Российскую Федерацию представила стратегия национальной безопасности Армении. Опасение применения военной силы через Азербайджан в конфликте с Нагорным Карабахом, возможность блокады торговых и хозяйственных путей через Азербайджан и Турцию заставили Армению искать сильных союзников. Кроме того, безопасности Армении угрожали: этнические конфликты в соседних государствах, связанные с приостановкой в поставке сырья, угроза террористических атак и трансграничной преступности, опасности в плане энергетической независимости государства, возможность изоляции Армении в реализации региональных проектов [16].
В тексте стратегии Армении подчеркивается стратегическое партнерство с Российской Федерацией. Его основанием является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который был подписан в августе 1997 г. в Москве президентами Борисом Ельцыным и Левоном Тер-Петросяном. В документе подчеркнуто, что стороны будут действовать в пользу усиления обоюдной экономической интеграции и создания общего экономического пространства. Сотрудничество предполагалось в сфере политики, экономики, военного дела, науки, культуры, взаимодействия по защите суверенитетов и безопасности обоих государств. В договоре присутствует оговорка о помощи в случае атаки или военной угрозы одной из стран со стороны третьего государства. Решено также продолжать сотрудничество в сфере охраны армяно-турецкой и армяно-иранской границы. Этот договор был заключен на 25 лет [6, с. 6]. Помощь России в Карабахском конфликте была признана очень ценной, когда в условиях экономической блокады, начатой Азербайджаном и Турцией по отношению к Армении, и разрыва дипломатических отношений с этими странами Россия поддержала Армению [23, с. 88]. Отплачивая тем же России, Армения передала в пользование Газпрому построенный в 2007 г. на ее территории фрагмент газопровода. На основе двусторонних соглашений граждане Армении могли эмигрировать в Российскую Федерацию, оставаться там и легально трудоустраиваться. Этот последний аспект укрепила политика общего рынка труда в рамках Евразийского экономического союза. В эту организацию Армения вошла в сентябре 2013 г., что углубило ее торговые отношения с Российской Федерацией [13, с. 14]
Несмотря на заявление, провозглашенное президентом Армении Сержем Саргсяном в октябре 2013 г. на сессии Совета Европы, которое подтверждало интерес к договоренности о сообществе, Армения во время саммита Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре 2013 г. отступила от своих обязательств. Несколько дней спустя произошло очередное сближение экономических контактов с Российской Федерацией в виде заключения нового договора на поставки газа по сниженным на одну треть ценам [19]. Стратегия Армении показывает, что российское военное присутствие на Кавказе является существенным фактором политического и военного равновесия в регионе. Отношения с Российской Федерацией были признаны приоритетом также из-за армян, проживающих и работающих в России. На втором месте в стратегии записано сотрудничество с НАТО, вовлеченность в работу ОБСЕ в политико-военной, хозяйственной и общественной сферах, а также участие в региональной и международной работе организаций, в компетенциях которых находится контроль над вооружением.
В августе 2011 г. был подписан российско-армянский договор, продлевающий аренду базы в Гюмри до 2044 г. [2]. Это означало, что пребывание армии стратегического союзника увеличивает военную силу государства в конфликте с Азербайджаном в Нагорном Карабахе. Теоретически правительство России заявило об отсутствии вмешательства в вооруженный конфликт с участием Армении, но это заявление нельзя принять за истину. Кроме того, анализ географического размещения российских войск в Армении показал, что такое расположение выбрано не случайно. База Гюмри находится близко от границы с Турцией, а отсутствие отношений между государствами не исключает возможного вооруженного столкновения с турецкими соседями. Очередной выгодой для Армении, вытекающей из союза с Россией, является факт получения поставок российского оборудования по привлекательным ценам. Большое количество вооружения, в том числе танков и бронетранспортеров, которые россияне передавали Армении, было размещено на территории Нагорного Карабаха, что увеличивает потенциал Армении и значительно уменьшает желание Азербайджана проводить вооруженные атаки [15].
В национальной стратегии Азербайджана при перечислении угроз безопасности государства показаны проблемы без источников их происхождения. Реальными угрозами признано: опасение потери независимости, суверенитета, территориальной интеграции Азербайджана, действия против законности и защиты прав человека, политические требования сепаратистов, терроризм и распространение оружия массового поражения в регионе, религиозные конфликты и организованная преступность, перебои в энергетической инфраструктуре Азербайджана, политическая, военная или экономическая зависимость государства [17].
В тексте стратегии безопасности Российская Федерация упоминается в характеристике сотрудничества в рамках международных организаций: Организации черноморского экономического сотрудничества и СНГ. В разделе стратегии о двусторонних отношениях с партнерами региона сформулированы общие основы сотрудничества, которые относятся также к взаимодействию с Российской Федерацией, установленному на основах международного права, то есть уважения суверенитета и территориальной целостности, нерушимости границ и невмешательства во внутренние дела. В разделе об отношениях с соседними государствами записано, что отношения с Российской Федерацией являются важным фактором региональной стабильности. Республика Азербайджан участвует в реализации этого партнерства как в многостороннем, так и в билатеральном порядке, сотрудничает с Россией в политической, экономической и общественной сферах в рамках СНГ, а также в борьбе с организованной преступностью. Азербайджан заинтересован в сохранении мирных отношений с государствами Каспийского региона. Это имеет особое значение в связи с проходящим по этому пути нефтепроводом Баку-Новороссийск и экономической безопасностью обоих партнеров [5, с. 2].
Заключение
Роль Российской Федерации в стратегиях национальной безопасности была прописала в четырех документах. Грузия создала две стратегии национальной безопасности.
Первая из них была написана в 2005 г., а вторая - в 2011 г., после российско-грузинских военных действий. В 200 г. по одному тексту стратегии создали Армения и Азербайджан. В тексте первой и второй стратегии Грузия связывала свою безопасность с США, выбирая это государство в качестве стратегического партнера. Некоторые действия были признаны в стратегии угрозой безопасности государства: сепаратистские движения в Абхазии и Южной Осетии, перенесение конфликтов с участием России и существование российских военных баз на территории Грузии. Военное вмешательство России в дела Грузии в 2005 г. было признано маловероятным. Во второй стратегии, после войны в 2008 г., Россия рассматривалась как явный враг, а ее действия были признаны угрожающими безопасности государства. Иначе роль России показана в стратегии Армении. Исторически сложившиеся отношения между армянским и российским народами были основой выбора Российской Федерации в качестве стратегического партнера, с которым Армению объединяло военное сотрудничество, членство в СНГ и в Договоре коллективной безопасности (ОДКБ), воспринимаемое как гарантия региональной безопасности. В национальной стратегии Азербайджана при перечислении угроз безопасности государству не определены источники их происхождения. О России написано только в разделе об отношениях с сопредельными государствами. Здесь было подчеркнуто, что отношения с Российской Федерацией являются важным фактором региональной стабильности, а Азербайджан сотрудничает с Россией в рамках двустороннего договора и многосторонних соглашений в политической, экономической и общественной сферах.
REFERENCES
1. Abrahamyan E., (2015), The evolving role of Russia military presence in Armenia, Available at: https: //pfarmenia.wordpress.com/2015/09/12/the-evolving-role-of-russias-military-presence-in-armenia [accessed: 12.06.2017].
2. Armenia zaciesnia wspolprac^ z Rosjq,(2014. Available at: http://niezalezna.pl/82721-armenia-zaciesnia-wspolprace-z-rosja [accessed: 06.06.2017].
3. Azerbaijan. Foreign Relations, Available at: http://countrystudies.us/azerbaijan/36.htm [accessed: 15.05.2017]
4. Cheterian V., (2008) War and Peace in the Caucasus, Russia s Troubled Frontier, London, Hurst Publishers.
5. Cherniawskiy S., (2010) Russia and Azerbaijan. The special features and maine vectors of interstate cooperation in the postsoviet period, The Cacausus Globalization 2010. volumne 4, t. 1-2. Pp. 29-36.
6. Cichocki J.(1997) Rosyjskie zaangazowanie na Zakaukaziu, Warszawa, Osrodek Studiow Wschodnich.
7. De Wall T. (2003) Black Garden. Armenia and Azerbaijan through Peace and War, New York (20.04.2017), Available at: https://raufray.files.wordpress.com/2010/11/0814719449.pdf [accessed: 3.06.2017]
8. Georgia and Armenia, economic relations. UN in Armenia. Available at: http://www.nato.mfa.am/u_files/file/NATO/INDIVIDUAL%20PARTNERSHIP%20ACTION%20PL AN%202014-2016.pdf [accessed: 14.02.2017]
9. Georgia s New Security Concept, Available at: http://civil.ge/eng/article.php?id=24299 [accessed: 05.06.2017]
10. Georgia, eds. K. Kakachia and A. Markarov, Available at: https://www.researchgate.net/publication/312069316_values_and_identity_as_sources_of_foreig n_policy_in_armenia_and_georgia [accessed: 22.06.2017].
11. Gomolka K., Borucinska-Dereszkiewicz I.(2015) Stosunki Polski z Armenia, Azerbejdzanem i Gruzjq na przelomie XX i XXI wieku, Wydawnictwo Adam Marszalek
12. Janicki K., (2009) Abchazja i Osetia Poludniowa. Pionki w grze mocarstw 1992-2009? w: Zrodla nienawisci. Konflikty etniczne w krajach postkomunistycznych pod red. K. Janicki M. Buchta, Warszawa
13. Jarosiewicz A., Fischer E.,(2015) Euroazjatycka Unia Gospodarcza - wi^cej polityki, mniej gospo-darki. Komentarze OSW, nr 157.
14. Machaidze R, Georgia s New National Security Concept, December 23, 2011, Available at: http://dfwatch.net/author/rusiko-machaidze [accessed: 14.06.2017]
15. Markarov A., Galstyan N., Hayrapetyan G. (2016) The main Dimensions an Issues of Armenia a Foreign security policy, w: Value and Identity as sources of Foreign Policy in Armenia and
16. National Security Strategy of Armenia (2008), Available at: http://dfwatch.net/georgia%E2%80%99s-new-national-security-concept-57031-2958 [accessed: 24.06.2017]
17. National Security concept of the Republic of Azerbaijan (2007), Available at: https://www.files.ethz.ch/isn/154917/Azerbaijan2007.pdf [28.06.2017]
18. National Security Concept of Georgia (2005), Available at: https://mod.gov.ge/assets/up-modul/uploads/pdf/NSC-ENG.pdf [accessed: 23.06.2017]
19. Putin da! Armenii tanszy gaz. Prezent za rezygnaj ze stowarzyszenia z UE (2013), Available at: http://wyborcza.pl/1,75248,15063398,Putin_dal_Armenii_tanszy_gaz__Prezent_za_rezygnacje.ht ml [accessed: 24.06.2017]
20. Republic of Armenia, National Security Strategy, (approved at the session of National Security Council at the RA President office on January 26, 2007). Available at: http://www.mfa.am/u_files/file/doctrine/Doctrineeng.pdf [accessed: 18.02.2017]
21. Rurociqg BTC b^dzie uruchomiony 13 lipca, (2007). Available at: http://nafta.wnp.pl/rurociag-btc-bedzie-uruchomiony-13-lipca,10499_1_0_0.html [accessed: 20.06.2017]
22. Stosunki U.E. - Armenia. Consilium (2015), Available at: http://www.consilium.europa.eu/pl/policies/eastern-partnership/armenia 18.02.2017 [accessed: 21.06.207]
23. St^pniewski T., Geopolityka regionu Morza Czarnego w pozimnowojennym swiecie, Lublin-Warszawa 2011.
24. The Armenia-Iran Relationship. Strategic implication for security in the South Caucasus Region". (2017, February 17) European Strategic Intelligence and Security Center. Available at: http://www.esisc.org/upload/publications/analyses/the-armenian-iran-relationship/Armenian-Iran%20relationship.pdf [accessed: 01.07.2017]
Информация об авторе:
Гомулка Кристина, доктор наук, профессор, факультет менеджмента и экономики, Гдань-ский политехнический университет, г. Гданьск, Польша kgom@zie.pg.gda.pl
Получена: 01.09.2017
Для цитирования: Гомулка К. Российская федерация в государственных стратегиях безопасности Армении, Азербайджана и Грузии. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 5. Часть 1. с.146-153. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-146-153.
Information about the author:
Kristina Gomulka, Doctor of Science, Professor, Faculty of Management and Economics, Gdansk Polytechnic University, Gdansk, Poland kgom@zie.pg.gda.pl
Received: 01.09.2017
For citation: Gomulka K. Russian Federation in the national security strategies of Armenia, Azerbaijan and Georgia. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.5 Part. 1. Pp. 146-153. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-146-153. (in Russian)