Научная статья на тему 'Исследование региональных условий внешнеэкономической деятельности в особых экономических зонах'

Исследование региональных условий внешнеэкономической деятельности в особых экономических зонах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / РОССИЙСКИЕ ТОВАРЫ / ИНОСТРАННЫЕ ТОВАРЫ / ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиряева Елена Васильевна

Проведен сравнительный анализ таможенного режима свободной таможенной зоны для портовых зон, Калининградской и Магаданской областей. Проанализировано влияние государственного регулирования на внешнеэкономическую деятельность региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis of a customs procedure of a free custom zone is carried out for ports, the Kaliningrad and Magadan areas. Influence of government regulation on region foreign trade activities is analysed.

Текст научной работы на тему «Исследование региональных условий внешнеэкономической деятельности в особых экономических зонах»

УДК 339.543.027.2

Е.В. Жиряева

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

Таможенный режим свободной таможенной зоны (ТРСТЗ) относится к числу экономических, он описывается не в таможенном кодексе, а в отдельном федеральном законе [1]. В использовании ТРСТЗ имеется региональная специфика. В современной России создание особых экономических зон (ОЭЗ) первоначально рассматривалось как вариант приграничного сотрудничества сегодня эта взаимосвязь утеряна.

Международно-правовой механизм ТРСТЗ заложен в Киотской конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур». Конвенция определяет свободную зону как часть территории страны, в пределах которой товары обычно рассматриваются как находящиеся за пределами таможенной территории в отношении ввозных пошлин и налогов.

Нормативная база Российской Федерации, охватывающая ТРСТЗ, формируется тремя законами:

«Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22.06.05 г.;

«Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 16-ФЗ от 10 января 2006 г.;

«Об особой экономической зоне в Магаданской области» № 104-ФЗ от 31.05.99 г.

Согласно первому из названных законов особые зоны создаются в конкурсном порядке. Закон устанавливает четыре типа ОЭЗ, из которых нас будут интересовать те три, где устанавливается ТРСТЗ:

- промышленно-производственные (ППОЭЗ) («Липецк», «Елабуга»);

- технико-внедренческие (ТВОЭЗ) (в Санкт-Петербурге, «Дубна», «Зеленоград», «Томск»);

- портовые (ПОЭЗ) (в Ульяновской области, «Советская гавань»).

Определение ТРСТЗ законодатель моделирует в зависимости от того, какой товар -

иностранный или российский помещается под данный режим, а также от типа зоны. Товары размещаются и используются на такой территории [1] (ст. 37) без уплаты таможенных пошлин и НДС, экономические ограничения к ним не применяются, а российские товары перемещаются на условиях экспорта с уплатой акциза, но без вывозных таможенных пошлин.

В ПОЭЗ акциз не уплачивается, она отличается упрощенным порядком декларирования товаров. Далее в таблице отмечены отличия режима для ПОЭЗ.

Аналогом известных ныне портовых зон являлись вольные, свободные, гавани. Они представляли собой небольшой участок земли или портовой территории, который был предназначен для беспошлинного хранения товаров, но без права их продажи, потребления и переупаковки. Товары направлялись в свое государство с пошлиной, а в другие проходили транзитом без пошлины.

Целью создания ПОЭЗ в РФ является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.

Первой зоной такого рода, сформированной на основе закона [1] и открытой для внешней торговли, является «Советская гавань» в Хабаровском крае. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2025 г. предусматривает создание еще нескольких.

Перейдем ко второму из названных законов, которым регулируется ОЭЗ в Калининградской области. Это единственный субъект РФ, отделенный от остальной части страны. Для компенсации эксклавного положения в начале 90-х гг. здесь была создана сначала «свободная», а в 1996 г. - «особая экономическая зона» [2].

Льготы, предоставленные законом 1996 г., позволили экономике г. Калининграда развиваться в новом направлении. Появилось производство

Сравнительная характеристика ТРСТЗ для ОЭЗ различных типов

Особая экономическая зона Ввоз товаров на территорию ОЭЗ Экспорт товаров с территории ОЭЗ Выпуск товаров для свободного обращения с территории ОЭЗ на остальную часть территории РФ

Иностранные товары

ППОЭЗ и ТВОЭЗ Без уплаты таможенной пошлины и НДС, акциз уплачивается Вывозные пошлины подлежат уплате Взимаются ТП (ставки по выбору или на сырье, или на произведенный товар), НДС и акцизы

ПОЭЗ Без уплаты таможенной пошлины, НДС и акциза Вывозные пошлины не подлежат уплате ТП взимается по ставкам для иностранных товаров

Российские товары

ППОЭЗ и ТВОЭЗ - Вывозные пошлины подлежат уплате Взимаются НДС и акцизы (если продукты переработки являются подакцизными)

ПОЭЗ Освобождение от уплаты НДС и акциза, возврат ранее уплаченного Вывозные пошлины не подлежат уплате

бытовой техники. География электронной сборки охватывала весь регион: и г. Калининград («Телебалт», «Радиоимпорт-Р»), и г. Черняховск («Радиоволна»), и отдаленные районы области. В корпусах судостроительного завода «Янтарь» открылось предприятие «Автотор», которое по контрактам с BMW и KIA Motors начало производить автомобили. Такие возможности появились благодаря льготным условиям ввоза комплектующих и вывоза готовой продукции, которую таможенное законодательство рассматривало как товары, произведенные в Калининградской области, что не требовало уплаты таможенной пошлины.

В разное время из ст. 7 закона [2] были исключены положения о том, что товары, произведенные в ОЭЗ и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин; ввозимые на остальную часть территории РФ освобождаются от пошлин; с товаров, перемещаемых между третьими странами через ОЭЗ, пошлины не взимаются.

В последней редакции закона [2] (ст. 7) говорилось лишь, что ввозимые товары освобождаются от таможенных пошлин и НДС, а подакцизные - только от таможенных пошлин.

В 2006 г. был принят новый закон [3], который предусматривал отход от таможенных преференций для области в пользу налоговых.

ТРСТЗ определяется теперь как таможенный режим, при котором иностранные товары вво-

зятся и используются без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера.

Под ТРСТЗ могут помещаться иностранные товары за исключением:

- подакцизных;

- запрещенных для ввоза;

- запрещенных в соответствии с перечнем, в том числе по предложению правительства Калининградской области (крупный рогатый скот, домашняя птица, овощи, зерновые, мука, крупа, колбасы, прочие пищевые продукты, торф, туалетная бумага, кирпичи, ювелирные изделия и т. п.).

Так, например, руководство Калининградской области предложило дополнить перечень запрещенных товаров строительными блоками и кирпичами. Такая мера должна была задействовать ресурсы региона, обеспечить загрузку производственных мощностей и рост занятости населения.

Теперь при выпуске товаров на остальную часть территории РФ необходимо уплатить пошлины за использованное в процессе переработки иностранное сырье. Данные условия являются более жесткими, чем положения «рамочного» закона № 116-ФЗ. Так, при вывозе продуктов переработки резидент ОЭЗ Калининградской области не может по своему выбору оплачивать пошлину за готовый товар или иностранное сырье в его составе.

Имеются особенности применения ТРСТЗ в области в отношении транспортных средств (ст. 15). Прежним законом [2] для лиц, зарегистрированных в Калининградской области, была предусмотрена возможность ввоза транспортных средств без уплаты таможенной пошлины и НДС, затем они могли использоваться в пределах области и для международных перевозок. Многие автотранспортные предприятия области стали ежегодно ввозить в РФ более 1,5 тыс. современных автопоездов. Формировался рынок международных транспортных услуг.

Условия, установленные ст. 15 нового закона [3], определяют, что упрощенный порядок применяется только, если транспортное средство передвигается между Калининградской областью и территориями иностранных государств или остальной частью РФ. При этом транспорт должен быть зарегистрирован в Калининградской области, принадлежать юридическим лицам, прошедшим государственную регистрацию согласно закону. Таком образом, если выполняется перевозка между иностранным государством и основной территорией Российской Федерации, не будут соблюдаться установленные требования. Калининградские транспортные организации фактически лишились возможности оказывать услуги международной перевозки, а они формировали 22 % парка российского автомобильного транспорта в этой сфере.

Перечислим особенности ТРСТЗ в области в обобщенном виде: режим не распространяется на подакцизные товары, многие виды пищевой продукции; в отличие от других экономических режимов обеспечения уплаты таможенных платежей не требуется; при выпуске продуктов переработки взимается пошлина за ввезенное сырье; транспортные средства в ряде случаев не подпадают под упрощенный режим таможенного оформления; срок оформления сокращен до одних суток.

Рассмотрим теперь особенности законодательства об ОЭЗ для Магаданской области. По природно-климатическим условиям она относится к районам Крайнего Севера, имеет ярко выраженный островной, анклавный характер. Основа экономики региона - золотодобыча, дающая треть добываемого в России золота и 75 % поступлений в областной бюджет. Среди основных факторов, которые отражались на себестоимости

золотодобычи и уровне жизни населения до создания ОЭЗ, отмечалось несоразмерно высокое давление на экономику таможенных платежей. Они составляли до 82 % в цене землеройной техники и до 32 % - продуктов питания. Экстремальные условия проживания, высокая стоимость жизни не способствовали закреплению населения. Финансовая помощь отдельным районам области доходила до 90 % их бюджетов. Так как стратегические интересы России в регионе высоки, дальнейшее бездействие было недопустимо. Основной идеей проекта Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» стала поддержка товаропроизводителя путем освобождения их от уплаты таможенных платежей в части, поступающей в Федеральный бюджет.

Проект закона был подготовлен экспертной группой, в состав которой входили специалисты администрации Магаданской области. С начала действия закона сведения о динамике основных показателей развития региона указали на устойчивый их рост [4].

В ст. 6 раскрывается ТРСТЗ, который в формулировке закона назван таможенным режимом особой экономической зоны.

Анализ закона показывает, что ТРСТЗ в Магаданской области является наиболее либеральным. Критерий достаточной переработки - 15 или 30 % добавленной стоимости - меняет статус «иностранного сырья» на «российские товары» и полностью освобождает сырье и материалы, задействованные в переработке, от таможенных платежей. Аналогичные льготы позволили эффективно развиваться экономике Калининградской области до 2006 г., но затем были ликвидированы.

Для оценки воздействия рассмотренного законодательства на экономическую ситуацию в регионах обратимся к статистическим данным (рис. 1-3).

Тенденция к снижению ВРП в Калининградской области (рис. 1, а) прекратилась в 1999 г., после чего доля Калининграда в валовом внутреннем продукте страны ежегодно росла. Это можно косвенно связать с началом действия закона 1996 г. [2]. Примерно с таким же лагом (на 2 года) начался рост доли Магаданской области в ВВП страны после принятия закона 1999 г. Однако этот процесс оказался непродолжительным,

а) % 0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

О

♦♦А7

б)

% 2,5

£ . '

й и о

К ..

Л

5 ..■■

ё о о

{5 ■■ о

0,0

1990

1995

2000

2005

2010

1990 1995

2000

2005 2010

Рис. 1. Валовой региональный продукт региона как доля (%) от суммарного регионов РФ (а) и относительное значение валового регионального продукта на душу населения в регионе по сравнению со средним его значением в РФ, принятым за 1 (б) 1 - для Калининградской области, 2 - для Магаданской области

а)

Млн долл.

900

800

700

600

500

400

300

200

100

0

— 1 1

2-1 2

Дальнее СНГ зарубежье

2000

Дальнее СИГ зарубежье

2005

б)

Млн долл.

9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

2-1 —2

Дольнее СНГ зарубежье

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000

Дольнее СНГ зарубежье

2005

Дальнее СНГ зарубежье

2007

2 1 —2

2-1 2

Дольнее СНГ зарубежье

2007

Рис. 2. Экспорт (а) и импорт (б) Калининградской и Магаданской областей, млн долл. США в фактически действовавших ценах 1 - Калининградская область; 2 - Магаданская область

2

1

1

1

1

а)

б)

/ /X.

Л

V —

[Щ Продовольственные товары и с/х сырье (группы 1-24)

@ Продукция ТЭК (группа 27)

^ Продукция химической промышленности (группы 28-40)

§ Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (группы 44-49)

Металлы и изделия из них (группы 72-83)

Е Машины, оборудование и транспортные средства (группы 84-90)

Рис. 3. Структура экспорта (а) и импорта (б) РФ, Калининградской и Магаданской областей в 2007 г. 1 - Российская Федерация, 2 - Калининградская область, 3 - Магаданская область

составил 3 года, и общий тренд для Магаданской области - это снижение, а для Калининградской -повышение доли в ВРП всех регионов РФ. В то же время данные рис. 1, б можно интерпретировать как выравнивание ВРП на душу населения в обеих областях, при котором значения этого показателя приближаются к средним по России.

Анализ гистограмм, приведенных на рис. 2, а, б, показывает, что внешнеэкономическая активность характерна только для Калининградской области и направлена на дальнее зарубежье. С 2007 г. некоторые сопоставимые значения экспорта начала демонстрировать Магаданская область. Наиболее благоприятным для внешнеэкономической деятельности Калининградской области оказался 2005 г., когда еще не было принято новое, более жесткое, законодательство [3]: рос экспорт, объемы импорта сокращались, ощутимым стал экспорт в страны СНГ.

Для того чтобы оценить в сопоставимых величинах влияние ТРСТЗ на экономику двух регионов рассмотрим их экспорт и импорт

в 2007 г., когда таможенные льготы для Калининградской области еще сохранялись по условиям переходного периода, принятого новым законом [3]. В то же время к этому моменту оба субъекта РФ имели уже достаточно развитые промышленные производства, функционирующие в льготном режиме. Структура экспорта рассматриваемых регионов соответствует специализации, на поддержку которой было направлено создание ОЭЗ (промышленная сборка в Калининградской области, золотодобыча в Магаданской области). Если в экспорте РФ в целом преобладает продукция ТЭК, то в диверсифицированном экспорте Калининградской области более четверти приходится на машины и оборудование, а в Магаданской 83 % экспорта составляют металлы.

Структура импорта не имеет региональной специфики и воспроизводит картину, характерную для РФ в целом. Можно предположить, что машины, в наибольших масштабах импортируемые в Калининградскую область, представ-

1

2

3

1

2

3

ляют собой комплектующие для сборки, а в Магаданскую область - горнодобывающее оборудование.

Мы установили, что ТРСТЗ, определенный законодательством РФ, соответствует правилам Киотской конвенции. Рассмотренные ОЭЗ создаются в эксклавных, анклавных регионах страны и в целом на Дальнем Востоке. В дальневосточных портовых экономических зонах и Калининградской области в отношении продуктов переработки (что может касаться, например, переработки рыбы, производства бытовой электротехники) законодатель требует уплаты пошлины за импортное сырье в составе готовой продукции, в то время как в Магаданской области достаточно соблюдения критерия достаточной переработки, чтобы эта пошлина не уплачивалась. В портовые зоны подакцизные товары ввозятся без уплаты акциза, а в Калинин-

градской области они выводятся из под действия ТРСТЗ. Имеются особенности таможенного оформления для различных зон.

Калининградская область является примером поэтапного сокращения внешнеэкономических льгот, которые за первые годы действия ОЭЗ сформировали экономическую специализацию области. Для Калининградской области характерен рост ВРП, активный экспорт за рубеж машин и оборудования. Политика отмены льгот воспроизводит исторический опыт, однако вряд ли является оправданной с точки зрения проблематики платежного баланса, если рассматривать Калининградскую область как поставщика услуг международных перевозок. Оказались также не учтены социально-экономические последствия для региона. Эффект от появления ОЭЗ в Магаданской области был недолговременным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Текст] : Фед. закон № 116-ФЗ от 22.07.05 г.

2. Об особой экономической зоне в Калининградской области [Текст] : Фед. закон № 13-ФЗ от 22.01.96 г.

3. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации [Текст] :

Фед. закон №16-ФЗ от 10.01.06 г.

4. Об Особой экономической зоне в Магаданской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : Пояснит. записка к проекту фед. закона. -Режим доступа: asozd2.duma.gov.rumain.nsf/ViewDoc)? OpenAgent&work/dz.nsf/...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.