Научная статья на тему 'Проблемы стратегического управления инновационным развитием регионального АПК (на примере Алтайского края)'

Проблемы стратегического управления инновационным развитием регионального АПК (на примере Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
513
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ALTAI REGION / AGRICULTURAL PRODUCTION / STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / AGRARIAN POLICY / STRATEGIC TENDENCIES / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE / COMPETITIVENESS / INNOVATIVE ACTIVITY / GOVERNMENT SUPPORT / STRATEGIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верещагина Вера Николаевна, Гриценко Галина Михайловна

Рассматриваются методы управления инновационным развитием АПК края и проблемы, затрудняющие переход отрасли на стратегический инновационный курс развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы стратегического управления инновационным развитием регионального АПК (на примере Алтайского края)»

УДК 338.431:3:631.15/.16 (571.15) В.Н. Верещагина,

Г.М. Гриценко

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Ключевые слова: Алтайский край, сельскохозяйственное производство, стратегия социально-экономического развития, аграрная политика, стратегические направления, инновационное развитие сельского хозяйства, конкурентоспособность, инновационная деятельность, государственная поддержка, стратегическое управление.

В рамках реализации задач национальной аграрной политики в последние годы принимаются меры по устойчивому развитию агропромышленного комплекса. Эти меры выходят далеко за рамки отраслевых проблем, так как АПК — не только важнейшая часть народного хозяйства, но и основа национальной безопасности России.

В России, как и во всем мире, наблюдается тревожная тенденция подорожания продуктов питания. Наша страна, обладая огромным аграрным потенциалом, сегодня вынуждена более 40% потребляемого продовольствия ввозить из-за рубежа. А это значит, что мы переступили порог продовольственной безопасности страны. По оценкам Минэкономразвития России объем импортной продукции в 2008 г. составил 36 млрд долларов США [1].

Российская Федерация сегодня стоит на пороге вхождения во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО). Этот шаг существенно увеличит уровень импорта продукции таких отраслей, как пищевая промышленность, сельское хозяйство, машиностроение и металлообработка. Рост объема импорта по пищевой промышленности составит 38%, сельскому хозяйству — 11%, а вот уровень производства в этих секторах снизится, соответственно, на 3 и 14% [2]. Это потребует от всех отраслей экономики, в том числе и АПК, создания дополнительных условий повышения конкурентоспособности продукции.

Кроме того, Соглашение по сельскому хозяйству, принятое ВТО, устанавливает, что присоединяющиеся страны принимают

на себя обязательства по снижению уровня государственного регулирования экономики и «переориентации» сельскохозяйственной политики на использование мер так называемой «зеленой корзины». Это меры, направленные, прежде всего, на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание и т.д.

Все это вызывает необходимость разработки стратегического курса инновационного развития сельского хозяйства, под которым подразумевается взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой, социальной, институциональной, экологической и других составляющих АПК. Его задача — обеспечить в ближайшие годы наиболее полное использование огромного ресурсного агропотенциала, сбалансированное функционирование всех звеньев АПК, повышение занятости сельского населения, достижение высокой конкурентоспособности агропромышленного производства на внутреннем и мировом рынках и продовольственную безопасность страны.

Основная роль в реализации стратегического курса инновационного развития аграрного сектора экономики должна принадлежать государству. Решение проблем инновационного развития АПК невозможно без участия региональных и местных органов власти, так как направления этого развития определяются особенностями конкретного региона, которые отражают характерные природно-экономические условия, сложившуюся структуру производства, уровень научного обеспечения региона, формирование научно-технической политики. Именно они определяют приоритетные направления развития территории. Следовательно, аграрная инновационная политика государства должна строиться в трех уровнях, но главная роль в развитии научно-инновационной деятельности должна принадлежать региональными органам управления.

Эти тенденции сегодня не могут не учитываться в процессе становления экономики Алтайского края. Развитие научно-технической и инновационной сфер является важнейшим региональным приоритетом, базовые подходы к реализации которого сформулированы в Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 г. Этот документ предусматривает формирование благоприятной экономической и правовой сред, совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации научных разработок, создание и развитие объектов инновационной структуры, стимулирование взаимодействия науки и бизнеса, продвижение собственных инновационных продуктов и технологий в другие субъекты Российской Федерации, а также в страны Ближнего и Дальнего зарубежья.

Постепенно в крае формируется определенная инновационная стратегия, предпринимаются конкретные шаги по созданию базовых элементов региональной инновационной системы. За короткий срок внедрен значительный арсенал современных инструментов государственно-частного партнерства, ориентированных на мировой опыт, принят ряд законодательных актов, закрепивших порядок их применения и институциональный статус [3].

Фундаментом перехода края на инновационный путь развития стал принятый в сентябре 2006 г. Закон «Об инновационной деятельности в Алтайском крае» (далее — Закон). Его цель состоит в создании в регионе благоприятных правовых, организационных и экономических условий для инновационной деятельности в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического развития края.

Принятый в 2008 г. Закон «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае» закрепил основные направления аграрной политики края, одним из которых является содействие развитию аграрной науки и инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства.

Основное стратегическое направление развития агропромышленного комплекса края — обеспечение динамического роста и качественно нового уровня конкурентоспособности аграрного и промышленного комплексов. А такой рост невозможен без внедрения высокоэффективной, высокопроизводительной, многооперационной и многофункциональной техники.

В целях государственной поддержки процессов модернизации производства и технического перевооружения организаций реального сектора экономики в крае, учитывая ограниченность средств краевого бюджета, было принято решение о создании Алтайского краевого лизингового фонда, около 73% средств которого предназначено для развития АПК края [1]. Мероприятия Фонда по государственной поддержке технического перевооружения организаций АПК осуществляются в рамках ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 гг. Также в рамках Программы производится субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для животноводства и птицеводства.

Мероприятия по техническому перевооружению сельского хозяйства позволили товаропроизводителями края закупить в 2008 г. новую современную техники на сумму 6,1 млрд руб. Аграрными предприятиями приобретено 716 тракторов, 514 зерноуборочных комбайнов, 104 кормоуборочных комбайна, что, соответственно, на 8,5; 2,8 и 4% больше объемов 2007 г. [1].

Инновационное развитие АПК невозможно без кадров, имеющих высокий уровень профессионализма, экономической, правовой и информационной грамотности. Поэтому в рамках Программы предусмотрены средства для подготовки и повышения квалификации топ-менеджеров и специалистов для всех отраслей агропромышленного комплекса края.

С целью повышения доступности банковских кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства, направляемых ими на расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность, а также привлечение коммерческих банков к кредитованию субъектов малого предпринимательства, в крае ведется работа по созданию Гарантийного фонда. В попечительский совет вошли представители органов власти края, Союза крестьянских (фермерских) формирований края, Ассоциации кредитных союзов Алтая, Алтайского союза предпринимателей, Алтайской торгово-промышленной палаты, кредитных организаций.

В крае предпринимаются попытки по созданию венчурного бизнеса как одного из наиболее перспективных путей реали-

зации высокорисковых наукоемких инновационных проектов.

Кроме того, Закон предусматривает целый комплекс мер и инструментов государственной поддержки инновационной деятельности, среди которых государственный заказ на прикладные для региона исследования, краевые гранты.

Сегодня во многих регионах России сложился достаточно многообразный инструментарий поддержки инновационного развития. В субъектах Российской Федерации с высоким научным потенциалом реализуются «пилотные» проекты по формированию региональных инновационных систем, во многих других регионах разработаны и реализуются программы поддержки инновационной активности, в Алтайском крае реализуется проект по созданию особо значимой аграрной территории «Комплексного развития Алтайского Приобья» и подготовлен проект аг-ротехнопарка.

В рамках создания особо значимой территории помимо мероприятий государственной программы предполагается реализовать ряд проектов с участием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также мероприятия федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и реконструкцию объектов дорожно-транспортной сети, развитие газовых сетей, строительство объектов электроэнергетики. Общая сумма инвестиционных вложений в рамках проекта составит более 590 млрд руб., из них 40% — государственные вложения, направленные на формирование производственной инфраструктуры, на субсидирование затрат по реализации проектов; 60% — частные инвестиции [1].

Придание статуса особо значимой аграрной территории не только позволит решить сугубо сельскохозяйственные задачи, но и станет локомотивом для развития перерабатывающей промышленности, даст новые возможности для восстановления производства инновационной сельскохозяйственной техники с принципиально новыми характеристиками.

Дополнительный импульс инновационному развитию сельского хозяйства придаст создание на территории края агро-технопарка, который будет способствовать более полному использованию научного потенциала края для развития аграрного сектора, повышению эффективности использования инновационных разработок

в аграрном секторе, технической и технологической модернизации отрасли.

Выполнение проектов создания особо значимой аграрной территории и агротех-нопарка позволит осуществить масштабную инновационно-технологическую модернизацию аграрного комплекса и перерабатывающей промышленности. К 2025 г. в сравнении с 2007 г. планируется увеличить объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2 раза, долю инновационной продукции в ее общем объеме — в 2,4, объем продукции сельского хозяйства на душу населения — в 2,2 раза. Социальная эффективность реализации проектов выразится в семикратном росте заработной платы, сокращении уровня безработицы как минимум в 2,5 раза в сравнении с 2007 г. [1].

Для перехода экономики АПК края на инновационный путь развития планируется обеспечить вовлечение потенциала аграрной науки в инновационные цепочки формируемых в крае сельскохозяйственных кластеров. В Алтайском крае имеются условия по формированию зернового, молочного, мясного, биофармацевтического кластеров. В перспективе на территории края могут сформироваться сахарный и масличный кластеры.

Предполагается, что в среднесрочной перспективе внедрение кластерного подхода к региональной политике позволит улучшить качество социально-экономического развития края, заложить основы по реализации крупных инфраструктурных объектов, расширить инвестиционные потоки в региональную экономику.

Для привлечения частных инвестиций в инновационные проекты края создан информационный банк данных, выпущен каталог инновационных проектов, который содержит описание 43 инновационных проектов и снабжен иллюстрациями. Все проекты разнесены по 9 разделам, один из которых сельское хозяйство.

В крае создается необходимая производственно-технологическая инфраструктура для развития инновационной деятельности.

Сегодня в крае существуют предпосылки для развития целого ряда производств на основе биотехнологий, которые могут быть востребованы и в развитии ту-ристско-рекреационных ресурсов. Поэтому в 2007 г. в Алтайском государственном университете при поддержке Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края начал создаваться био-

технологический центр коллективного пользования, целью которого является продвижение инновационных технологий в АПК края, обеспечение продовольственной безопасности Алтайского края и его конкурентоспособности на рынке продукции АПК.

В 2007 г. начал работу Алтайский бизнес-инкубатор (далее — АБИ). Как объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства края АБИ представляет предпринимателям на ранней стадии их деятельности на льготной основе в аренду нежилые помещения и оказывает консультационные, бухгалтерские, юридические, информационные, маркетинговые и образовательные услуги. Проект ориентирован на предпринимателей, занимающихся инновационным бизнесом или ведущих производственную деятельность. Сегодня в АБИ размещено 16 малых компаний, которые осуществляют различные виды деятельности [3].

Первичными звеньями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях края являются информационно-консультационные центры (далее — ИКЦ), созданные в 72 муниципальных образованиях (60 районах, 12 городах). Ответственным за функционирование деятельности ИКЦ является КГУ «АБИ».

В настоящее время существенное внимание в крае отводится содействию интеграционным процессам, расширению взаимодействия с другими регионами в инновационной сфере и развитию международного сотрудничества. Положения об обмене информацией о научных, научно-технических и инновационных разработках и проектах закреплены в соглашениях о торгово-экономическом, научно-техническом сотрудничестве Администрации Алтайского края с регионами Российской Федерации, субъектами стран СНГ.

Кроме того, в крае подготовлен проект Закона «О полюсах инновационного развития в Алтайском крае», основной целью которого является обеспечение благоприятных условий для создания и внедрения новых технологий в производство. В настоящее время документ находится в стадии согласования.

Таким образом, к основным направлениям инновационного развития АПК края следует отнести: создание соответствующей инновационной структуры, поддержку организаций инновационной сферы как за счет средств краевого бюджета, так и

путем вовлечения региона в программы, реализуемые на федеральном уровне.

Однако эти направления не получили программной основы своего развития. До настоящего времени отсутствует программа инновационного развития края, обеспечивающая комплексный и централизованный подход к управлению инновационными процессами в регионе.

Государственная поддержка в рамках этой программы должна осуществляться с учетом того, что Алтайский край является крупным вывозящим производителем сельскохозяйственной продукции, оказанием ее напрямую в производственную сферу предприятий АПК из средств краевого бюджета, мы фактически будем со-финансировать обеспечение продовольствием населения других субъектов РФ.

Кроме того, вступившие с 1 января 2008 года поправки в Бюджетный Кодекс РФ существенно ограничивают возможности ряда научных учреждений, техникумов и профессиональных училищ по участию в мероприятиях государственной и краевых программ АПК в части получения субсидий, участия в лизинговых схемах, что отразится на научном и кадровом потенциале края.

Поэтому считаем целесообразным в рамках программы инновационного развития края предусмотреть государственную поддержку, направленную на совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований.

Немаловажной причиной, затрудняющей переход на инновационное развитие АПК края, является то, что отраслевой орган — Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, занимаясь управленческой деятельностью, практически не способствует внедрению инноваций в сельскохозяйственное производство.

Процесс эффективного управления инновационным развитием края во многом осложняется отсутствием статистической информации о внедрении инноваций в сельскохозяйственное производство. Формирование статистической базы — достаточно сложная задача, но от количества имеющейся информации зависят качество управленческих решений и результаты их реализации.

Весовым фактором, не позволяющим создавать инновационный механизм для

освоения научных достижений непосредственно на практике, является слабый уровень организации менеджмента всего цикла проекта: от разработки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до выхода нового продукта на рынок. По статистике за рубежом на одного разработчика в науке приходится десять менеджеров, которые доводят эту работу до уровня освоения. В России и в крае на сегодняшний момент, к сожалению, пропорция обратная.

Слабым звеном в формировании эффективного управления инновационным развитием АПК является и отсутствие оценки перспективности темы, которая должна включать предварительные патентные и маркетинговые исследования, определение потенциальных рынков сбыта, контакты с компаниями-потребителями результатов НИОКР. Часто инициируются проекты НИОКР без учета реального спроса на их результаты со стороны частного и государственного сектора, поэтому многие инновационные разработки не становятся инновационным продуктом.

Кроме того, одним из первостепенных факторов конкурентоспособности является наличие развитой сбытовой сети. В крае сбытовую подсистему региональной инновационной инфраструктуры представляют Алтайская торгово-промышленная палата и ЗАО «Алтайская ярмарка». Однако следует отметить, что классические методы продвижения на рынок — такие

как участие в выставках, продажа через Интернет — характерны для традиционной продукции и почти не применимы для инновационной, характеристики и потребительские свойства которой на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям.

Заключение

Инновационное развитие АПК обеспечено в Алтайском крае достаточно широким спектром программных документов. Но каждый из них решает свои задачи. В то же время отсутствует комплексный подход к формированию системы управления инновационным развитием АПК, объединяющей интересы всех участников этого процесса, что требует от региональных органов управления пересмотра подходов к управлению инновационной деятельностью, основанного на принципах и методах стратегического управления.

Библиографический список

1. Официальный сайт Администрации Алтайского края // www.altairegion22.ru.

2. Как повысить конкурентный потенциал регионального аграрного производства / А. Семин / / АПК: экономика, управление. — 2007. — № 11. — С. 13-17.

3. Инновации в экономике Алтайского края: тенденции и перспективы развития / под ред. д.т.н., проф. М.П. Щетинина. — Барнаул, 2008. — 248 с.

+ + +

УДК 631.153 А.Т. Стадник,

С.А. Шелковников, А.В. Крохта

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В РЕГИОНЕ

Ключевые слова: государственная поддержка, рентабельность, затраты, экономическая эффективность, субсидии.

усиления роли государства и поддержки этой важнейшей отрасли народного хозяйства.

Введение

Стабилизация и дальнейшее развитие сельского хозяйства невозможны без

Материалы и методы

С использованием материалов статистической отчетности проанализирована

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.