Научная статья на тему 'Формирование научно-образовательного кластера трансграничных территорий'

Формирование научно-образовательного кластера трансграничных территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
177
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ / ОБЩНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ / НАУЧНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / INNOVATIVE DEVELOPMENT / TRANSBOUNDARY TERRITORIES / AN INNOVATIVE SUSCEPTIBILITY / A GENERALITY OF INTERESTS / A PROFESSIONAL TRAINING / INNOVATIVE WORKINGS OUT / SCIENTIFICALLY EDUCATIONAL SECTOR

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ан Е. А.

В статье раскрыты теоретические и практические основы интеграционной связности науки, образования, производственных систем, развития инновационной экономики, представлена модель научно образовательного кластера трансграничных территорий, основанная на создании ядер развития, кластерных цепочек ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ан Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION SCIENTIFICALLY -EDUCATIONAL SECTOR OF TRANSBOUNDARY TERRITORIES

In article theoretical and practical bases of integration connectivity of a science, formation, industrial systems, developments of innovative economy are opened, the model scientifically educational sector of the transboundary territories, based on creation of kernels of development, sector chains of values is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование научно-образовательного кластера трансграничных территорий»

Таблица 2

Структура профессиональной карьеры и карьерного потенциала молодых специалистов выпускников АГАО имени В.М. Шукшина 2009-2011 гг.

Год Кол-во выпускников Профессионально трудоустроенных Структура Урпк / Укп, %

чел % высокий средний низкий

2009 38 31 81,58 41,94/ 77,23 32,26/ 21,06 25,81/1,71

2010 32 27 84,38 40,74/ 82,01 29,63/ 17,22 29,63/ 0,77

2011 33 29 81,82 27,59/ 76,36 34,48/ 25,59 37,93/ 2,58

Результаты исследования показали высокий карьерный потенциал молодых специалистов - выпускников АГАО имени В.М. Шукшина а как следствие широкое карьерное поле, что очень положительно сказывается на их карьерном росте.

Представляется, что предложенная авторами методика позволяет:

Библиографический список

1. Проводить PR-кампании среди родителей и абитуриентов; среди работодателей;

2. Корректировать и более сбалансировано строить учебные программы;

3. Сравнивать успешность выпускников с вузами-конку-рентами.

1. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов / В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов, В.Т. Пихало. - М., 2008.

2. Кибанов, А.Я. Управление деловой карьерой персонала // Управление персоналом организации. - М., 2009.

3. Бавыкина, Е.Н. Анализ уровня развития профессиональной карьеры молодых специалистов - экономистов менеджеров (на примере выпускников БТИ АлтГТУ) / Е.Н. Бавыкина, Л.Г. Миляева // Казанская наука - 2011 - № 8.

Bibliography

1. Dyatlov, V.A. Upravlenie personalom: ucheb. posobie dlya studentov ehkonomicheskikh vuzov i fakuljtetov / V.A. Dyatlov, A.Ya. Kibanov, V.T. Pikhalo. - M., 2008.

2. Kibanov, A.Ya. Upravlenie delovoyj karjeroyj personala // Upravlenie personalom organizacii. - M., 2009.

3. Bavihkina, E.N. Analiz urovnya razvitiya professionaljnoyj karjerih molodihkh specialistov - ehkonomistov menedzherov (na primere vihpusknikov BTI AltGTU) / E.N. Bavihkina, L.G. Milyaeva // Kazanskaya nauka - 2011 - № 8.

Статья поступила в редакцию 10.03.12

УДК 378:061.6

An E.A. FORMATION SCIENTIFICALLY - EDUCATIONAL SECTOR OF TRANSBOUNDARY TERRITORIES. In

article theoretical and practical bases of integration connectivity of a science, formation, industrial systems, developments of innovative economy are opened, the model scientifically - educational sector of the transboundary territories, based on creation of kernels of development, sector chains of values is presented.

Key words: innovative development, transboundary territories, an innovative susceptibility, a generality of interests, a professional training, innovative workings out, scientifically - educational sector.

Е.А. Ан, канд. экон. наук, докторант АГАУ, проректор Казахского национального университета, г. Алма-Ата, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В статье раскрыты теоретические и практические основы интеграционной связности науки, образования, производственных систем, развития инновационной экономики, представлена модель научно - образовательного кластера трансграничных территорий, основанная на создании ядер развития, кластерных цепочек ценностей.

Ключевые слова: инновационное развитие, трансграничные территории, инновационная восприимчивость, общность интересов, подготовка кадров, инновационные разработки, научно - образовательный кластер.

Переход экономики на инновационный путь требует перестройки, структурного сдвига всей экономики, реального выхода к модели, позволяющей достичь опережающего инновационного развития. Однако процессы развития инновационной экономики сдерживаются с одной стороны нерешенностью проблем финансирования науки, модернизации базы научных исследований, с другой стороны - проблемами подготовки инновационно восприимчивых кадров специалистов, недостаточной инновационной восприимчивостью бизнеса и его финансовыми возможностями [1].

Регионы конкурируют внутри России и в международном пространстве между собой за инвестиции и за размещение наиболее перспективных бизнесов на своей территории. В этой ситуации создание благоприятного бизнес климата, а также сетей

поставщиков и потребителей может стать решающим фактором для выбора территории. Использование кластерного подхода может существенно обогатить международное экономическое сотрудничество.

Предметом исследования настоящей работы являются организационно - экономические, управленческие отношения, возникающие в процессе инновационного развития экономики территорий, интеграционной связности науки, образования, производства.

Объектом исследования - экономические проблемы инновационного развития экономики, интеграционной связности науки, образования, производственных систем трансграничных территорий Алтайского края и Республики Казахстан.

В работе использованы следующие основные методы исследования: монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, экспертных оценок, абстрактно-логический, экономического моделирования и экспериментальный.

Глобализация и интернационализация производства, углубление общественного разделения труда, в том числе и на международном уровне, делают традиционную политику поддержки свободной конкуренции в отдельно взятой стране малоэффективной. Эта тенденция обуславливает поиск таких форм взаимодействия, которые обеспечивали бы устойчивость развития, как отдельных стран, так и региональных крупномасштабных хозяйственно-территориальных образований.

Усиление конкуренции на мировых рынках требует объединения усилий взаимосвязанных и взаимозависимых национальных экономик России и Казахстана, прежде всего, в сфере интеграции науки, образования и производственных систем. При этом необходимо подчеркнуть, что оба государства для такого межгосударственного сотрудничества имеют все необходимые условия и предпосылки.

В первую очередь это исторически сложившиеся хозяйственные связи, научные контакты, взаимодействие в сфере образования, тесная кооперация на уровне предприятий и научно-технических учреждений. Прежде всего, предприятия АПК, крупные объединения металлургии, химии, машиностроения, электроники и приборостроения, относящиеся к промышленности союзного подчинения, составляют основу промышленного потенциала государств и практически могут работать лишь в режиме тесной производственной и технологической кооперации. Крайне важным является и тот фактор, что оба государства имеют большую территорию и многомиллионное население. Оба государства имеют большие возможности для развития сельского хозяйства, особенно для производства зерновых культур и животноводческой продукции. Россия и Казахстан располагают достаточно развитой транспортной системой, которая традиционно взаимосвязана с аналогичными европейскими системами, кавказскими, среднеазиатскими и дальневосточными регионами и странами. Россия и Казахстан имеют общую административную границу для 13 российских и 8 казахстанских областей, протяженность которой 7,5 тысяч километров, в том числе, с Алтайским краем. Занимая огромную территорию на евроазиатском континенте, Россия и Казахстан создают особое геополитическое положение на этом континенте, связывая активно интегрирующуюся Европу и бурно развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона. При умелом использовании преимуществ межгосударственного экономического сотрудничества, оба государства могут занять ведущее место в общемировом разделении труда. Особую роль здесь играют приграничные регионы, именно они выступают центрами экономической активности и способствуют успешной интеграции всей страны в мировую экономическую систему.

Для Восточно-Казахстанской области и Алтайского края -приграничных регионов, расположенных в стороне от основных международных транзитных коридоров, развитие внешнеэкономических связей будет компенсировать их удаленность от основных мировых рынков. На данном этапе развития двусторонних отношений на региональном уровне представляется важным помимо заключения существующих Соглашений о сотрудничестве, уделить особое внимание разработке более конкретных и детально проработанных совместных проектов, основанных на приоритетных направлениях развития науки и техники, экономической интеграции Алтайского края и Восточно-Казахстанской области.

Говоря о приоритетных направлениях экономической интеграции, в первую очередь, встает вопрос продовольственной независимости наших государств и входящих в него регионов, что является важнейшей составляющей их устойчивого развития. В этой связи особую роль играет сельское хозяйство, а также сопутствующие ему перерабатывающие производства и машиностроительная промышленность, обеспечивающая его техническое оснащение. На наш взгляд, на данном этапе необходима новая парадигма экономического развития приграничных регионов, основанная на интеграционной связности науки, образования и производственных систем.

В настоящее во многих независимых государствах СНГ стали осознавать, что без сотрудничества и взаимопонимания невозможно сохранить стабильность, обеспечить безопасность, интегрироваться в мировое сообщество, не остаться на его пе-

риферии. И как было отмечено выше, оба государства для такого межгосударственного сотрудничества имеют все необходимые условия и предпосылки.

За двадцать лет двусторонние казахстанско-российские отношения прошли в своей эволюции ряд существенных этапов, каждый из которых имел свои особенности, специфику, масштабность и глубину взаимоотношений. С августа 1991, когда был подписан ряд документов, в том числе совместное заявление «О едином экономическом пространстве», шел постоянный поиск эффективных моделей межгосударственного экономического и политического сотрудничества двух стран. В течение следующих нескольких лет между двумя странами было подписано на высшем уровне 22 масштабных документа, в том числе Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции Казахстана и России, Программа приграничного сотрудничества регионов Казахстана и России, Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Подписанные документы направлены на создание условий, снижающих инфраструктурную нагрузку при производстве, транспортировке и реализации товаров промышленности и сельского хозяйства, что должно облегчить товаропроизводителям взаимодействие друг с другом на пространстве четырех стран, привести к повышению уровня конкурентоспособности их товаров на мировом рынке.

Кроме того, с 2003 года ежегодно проводятся Форумы руководителей приграничных регионов Казахстана и России. Ежегодно в рамках форумов обсуждается широкий круг вопросов, включая взаимодействие двух стран на Каспии, топливно-энергетический комплекс, транспорт, таможню, энергетику, незаконную миграцию и т.д. Логичным продолжением интеграционных процессов трансграничных территорий является их взаимодействие в сфере науки, образования, их интеграционной связности с производством. Россия за счет интеграционного фактора получает дополнительно 16,8% современного уровня ВВП, Белоруссия - 16,1%, Казахстан - 14,7%. В итоге, по экспертным оценкам, устранение таможенных и других административных барьеров во взаимной торговле обеспечит в комплексе к 2015 году рост ВВП «интеграционной тройки» на 15-20%.

В рамках данного исследования мы рассматриваем территорию двух приграничных регионов - Алтайский край Российской Федерации и Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан. Данные регионы включены в государственные программы развития полюсов роста, безусловно, пока как независимые территории двух соседних государств. Алтайский край -крупный промышленный и сельскохозяйственный регион Российской Федерации - находится на юго-востоке Западной Сибири, на границе континентальной Азии. Его территория составляет 168 тыс. кв. км. Население - 2581,6 тыс. человек. Барнаул, столица края (население 603,5 тыс. чел.), является его деловым, коммерческим и культурным центром. Другие промышленно-развитые города - Бийск, Рубцовск, Заринск, Алейск, Ново-алтайск, Славгород. Алтай знаменит уникальными месторождениями яшмы, порфиров, мраморов, гранитов, минеральными и питьевыми водами, природными лечебными грязями, рекреационными ресурсами. Ведущими отраслями промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, электроэнергетика, легкая и текстильная, а также пищевая и перерабатывающая. Около 18% всего краевого промышленного производства приходится на долю машиностроения, в котором одна треть - на долю сельскохозяйственного машиностроения.

За 2005-2009 гг. ВРП Алтайского края увеличился на 98,1% и составил в 2009 г. 268,8 млрд. руб. Это 35-е место в России. ВРП на душу населения в 2009 г. составил 107 тыс. руб., что выше аналогичного показателя 2005 г. в 2,0 раза. Основой роста стали динамичное развитие строительства, транспорта и связи, торговли, рост денежных доходов населения.

Значительная часть добавленной стоимости формируется базовыми секторами экономики края - промышленностью и сельским хозяйством. На промышленность приходится 24,2% ВРП края (по России и Сибирского федерального округа - более 30%). Доля сельского хозяйства в ВРП края (17,5%) одна из самых высоких в России (4,5%) и Сибирском федеральном округе (7%). Аграрный комплекс края является отраслью, базирующейся на собственном ресурсном обеспечении (кроме топливно-энергетических ресурсов). Сфера торговой деятельности,

являвшаяся, как и в целом по России, одним из локомотивов роста, обеспечивает в 21,5% ВРП края. Несмотря на стабильный рост ВРП, в расчете на душу населения его уровень остается ниже среднего по Российской Федерации, что является фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие региона.

Алтайский край является одной из главных житниц России, располагает мощным агропромышленным потенциалом, входит в число крупнейших российских производителей продовольствия. Плодородные земли и благоприятные почвенно-климатические условия обусловили значительную роль сельского хозяйства в общей специализации края. Алтайский край является крупнейшей житницей не только Западной Сибири, но и России. Здесь сосредоточена третья часть общего объема производства сельского хозяйства Западной Сибири. Агропромышленный комплекс - наиболее крупный сектор экономики края; на протяжении ряда лет доля сельского хозяйства в формировании валового регионального продукта составляет около 20% против 6-7% по России. В сельском хозяйстве края занят каждый пятый рабочий и служащий.

Край специализируется на производстве зерновых, входит в первую тройку среди субъектов Российской Федерации по валовому объему производства зерна, занимает монопольное положение в Сибирском федеральном округе по производству технических культур, сахарной свеклы.

Динамичное развитие агропромышленного комплекса края в значительной мере обеспечивает продовольственную безопасность страны.

Экономический потенциал края в агропромышленном комплексе включает:

- самые большие площади пашни в Российской Федерации (6,3 млн. га), значительные площади земель сельскохозяйственного назначения (12,5 млн. га);

- самую большую численность крупного рогатого скота в Сибирском федеральном округе;

- производство уникальных видов животноводческой продукции, таких, как панты маралов и мед;

- высокую конкуренцию среди действующих в сфере АПК хозяйствующих субъектов и их значительное количество (более 740 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий, 4642 крестьянских фермерских хозяйства и 439,5 тыс. личных подсобных хозяйств);

- наличие мощной перерабатывающей промышленности -всего край может переработать до 3,5 млн. тонн зерна, до 1,9 млн. тонн молока, около 90 тыс. тонн мяса и 290 тыс. тонн подсолнечника в год;

- значительные неиспользуемые мощности перерабатывающих заводов сахарной свеклы, молокоперерабатывающих предприятий;

- строительство птицеводческих комплексов, восстановление племенных хозяйств, являющихся поставщиками племенного молодняка;

- мощную опытно-научную базу аграрного профиля, которая представлена 3 опытно-производственными хозяйствами, 4 научно-исследовательскими институтами Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук и создает перспективы для научно-инновационных разработок аграрного профиля стать одним из наиболее востребованных и конкурентоспособных продуктов агропромышленного сектора [2].

Исходя из представленного потенциала, развитие АПК должно быть направлено, в первую очередь, на его модернизацию, а также на подготовку условий для создания конкурентоспособных сельскохозяйственных кластеров.

Восточно-Казахстанская область является одной из индустриально развитых регионов республики. Она расположена на востоке страны, центр области - город Усть-Каменогорск, который находится в предгорьях рудного Алтая и основан в 1720 году. Другие промышленно-развитые города - Семипалатинск, Риддер, Зыряновск, Шемонаиха. Территория области равна 283,3 тыс. кв. км, население составляет 1485,5 тыс. человек. Граничит на севере с Алтайским краем Российской Федерации, на востоке и юго-востоке - с Китайской Народной Республикой.

Недра области богаты полезными ископаемыми. Ведущие отрасли промышленности - цветная металлургия, машиностроение, приборостроение, горнодобывающая, энергетическая, строительная, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность. В области также развито и сельское хо-

зяйство. По удельному весу объемов производства молока область занимает второе место в Республике, мяса и яиц - третье. Транспортная инфраструктура области представлена всеми основными видами: железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным, городским электрическим, трубопроводным. В этой связи перспективно объединение усилий трансграничных территорий в сфере науки и образования для АПК и сельского хозяйства, инновационных разработок в машиностроении, переработке сельскохозяйственной продукции и других [3].

В стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года разработана схема, в которой отображены наиболее значимые для Алтайского края отрасли экономики. Это - фармацевтическая отрасль, предприятия оборонно-промышленного комплекса, отрасль машиностроения, -агропромышленный комплекс, туристическая отрасль, которая имеет существенный потенциал развития, усиливающийся планами по формированию на территории края двух зон: туристско-рекреационной и игорной, производство железнодорожных вагонов.

Трансграничное сотрудничество Алтайского края и Восточно-Казахстанской области проходит в рамках межгосударственной программы «Наш общий дом - Алтай». Шесть сопредельных областей Большого Алтая, в том числе Алтайский край и Восточно-Казахстанская область, решили строить новую модель межгосударственного приграничного сотрудничества с целью создания оптимальных условий для развития всех территорий Алтайского региона. Развитие сотрудничества сопредельных территорий России, Казахстана, Китая и Монголии должно быть реализовано в сфере экономики, торговли, науки и техники, добычи и переработки природных ресурсов, транспортного сообщения, охраны окружающей среды, туризма, образования, культуры.

Экономики Алтайского края и Восточно-Казахстанской области во многом различны по своей структуре и специализации. Но на данном этапе развития их объединяют схожие цели и задачи, и главные из них - достижение высокого уровня благосостояния населения на основе инновационного развития экономики.

Организационно в научно-производственной сфере кластеры являются структурами на ассоциативной основе, которые в наибольшей степени реализующей идею концентрации социального капитала в региональной зоне развития. В ряде зарубежных государств уже имеется успешный многолетний экономический опыт внедрения и развития кластерных структур как в традиционных отраслях промышленности (здесь интересен опыт Италии), так и в высокотехнологичных отраслях (например, Силиконовая долина). Повсеместное распространение кластеров можно рассматривать в качестве главной черты всех высокоразвитых экономик. Мировой опыт подтверждает, что высокотехнологичное производство может базироваться только на процессах интеграции научных, инновационных и производственных предприятий различных типов.

Концепция региональной кластеризации заключается в ее способности представлять систему региональной экономики в качестве единого взаимосвязанного комплекса, предоставляющего возможность принятия управленческих решений. Следовательно, теория кластеризации - это не столько новшество в региональной теории и методах, сколько некий новый комплексный подход к оценке региональных условий и тенденций развития, а также тех политических вызовов, которые влияют на эти условия и тенденции.

В настоящее время большинство администраций, говоря о внешнеэкономической деятельности, имеют в виду, прежде всего, трансграничную торговлю. Однако будущее за трансграничной производственной кооперацией. Трансграничные производственные связи гораздо стабильнее, чем торговые отношения. Создание трансграничных кластеров позволяет всем вовлеченным территориям выигрывать. Наличие таких кластеров может так же быть реальной основой и содержанием для различных программ и проектов международного сотрудничества. Применение кластерного подхода позволяет деполитизировать экономическое сотрудничество, то есть позволяет говорить скорее в терминах бизнеса, экономической выгоды, чем в терминах геоэкономики, чем в терминах геополитики.

Нами разработана модель научно - образовательного кластера трансграничных территорий, основанная на создании ядер развития, кластерных цепочек ценностей, рационализации

государственной поддержки инновационной инфраструктуры науки и образования, позволяющая создать конкурентоспособный кластер (рис.1).

По нашему мнению, территориальные кластеры являются инновационными, связанными с нововведениями, новообразованиями. Отличительной особенностью многофункциональных и специализированных кластеров является то, что в качестве

их ядра выступают предприятия промышленности или сферы услуг выпускающие традиционную или усовершенствованную продукцию, услуги, пользующиеся спросом на мировом и региональных рынках. Специфика научно-образовательного кластера трансграничных территорий заключается в том, что ядром, Центральной компанией здесь является Инновационный научно-образовательный центр, в котором функционирует коорди-

национный совет, экспертный совет, группа стратегического инновационного менеджмента, формируется стратегия и механизмы инновационного развития трансграничных территорий. Кластер объединяет научные, маркетинговые Центры, университеты, специализированные, производственные фирмы, другие инфраструктурные объекты (рис. 1.).

Формирование кластера проводится поэтапно.

1. Прогнозный этап (тенденции инновационного развития, инновационной восприимчивости производственных предприятий, систем, рынков по отобранному перечню товаров, услуг. На данном, этапе осуществляется средне- и долгосрочное прогнозирование динамики цен и объемов регионального, российского, мирового производства товаров и услуг.

2. Определение эффективности функционирования предприятий, Объединенных в кластере (выпуск перспективной продукции, оказание услуг). На данном этапе анализируются показатели финансовой устойчивости и эффективности функционирования соответствующих предприятий, организаций.

3. Определение наличия ресурсов для развития кластера. Анализируется обеспеченность отобранного круга предприятий, выпускающих перспективную продукцию, сырьем, финансовыми ресурсами, производственными мощностями и другими.

4. Анализ возможностей для создания недостающих элементов инфраструктуры функционирования кластеров. Анализируется обеспеченность потенциальных кластеров инфраструктурой, в том числе логистической, транспортной, энергетической, информационной.

5. Определение уровня взаимодействия потенциальных участников кластера (производителей, поставщиков). На данном, заключительном, этапе выявляется уровень взаимодей-

Библиографический список

ствия потенциальных участников кластера на основе анкетного опроса руководителей перспективных предприятий, организаций.

Предлагается организационно - правовая форма научно -образовательного кластера - консорциум. Экономическая целесообразность создания научно - образовательный кластера трансграничных территорий - совместное использование научных исследований и разработок, интеллектуального потенциала, РИД, инфраструктуры, экономия транзакционных издержек и других. В отличие от существующих подходов предлагается проводить анализ не конкретных предприятий или отраслей, а спектра продукции и услуг, по которым у региона имеются конкурентные преимущества, тенденций в инновационном развитии трансграничных территорий, динамики и относительных показателей ВРП.

Современное модернизованное производство не может развиваться изолированно, все в большей мере усиливаются интеграционные связи по всей воспроизводственной цепи в территориальном аспекте. При этом наука становится основой, а образование - ключевой сферой инновационной стратегии. Объективно необходимыми становятся интеграционные связи науки, образования и производственных систем. Таким образом, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, инвестиции в систему образования, выработка новых технологий вовлечения бизнеса в развитие научных исследований, государственные гарантии и поддержка научно-технических разработок - все это позволит осуществить переход российской и казахской экономик на инновационный путь развития. Решение проблем интеграционной связности науки, образования и производства на более высоком уровне целесообразно в условиях формирования региональных научно-образовательных кластеров трансграничных территорий.

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг. // Экономика образования. - 2006. - № 1.

2. Инновации в экономике Алтайского края: тенденции и перспективы развития / под ред. М.П. Щетинина. - Барнаул, 2008.

3. Закон РК «Об инновационной деятельности» № 135-III ЗрК от 23 марта 2006 г.

Bibliography

1. Koncepciya Federaljnoyj celevoyj programmih razvitiya obrazovaniya na 2006 - 2010 gg. // Ehkonomika obrazovaniya. - 2006. - № 1.

2. Innovacii v ehkonomike Altayjskogo kraya: tendencii i perspektivih razvitiya / pod red. M.P. Thetinina. - Barnaul, 2008.

3. Zakon RK «Ob innovacionnoyj deyateljnosti» № 135-III ZRK ot 23 marta 2006 g.

Статья поступила в редакцию 04.03.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.