Кундиус В. А.
д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики АПК, директор НИИ экономики и инновационного развития АПК
Алтайского государственного аграрного университета
Ан Е.А.
к.э.н., доцент КазНУ им. аль-Фараби, Казахстан
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ
РОССИИ И КАЗАХСТАНА
В условиях смены парадигмы региональной политики — от поддержки регионов за счёт средств федерального бюджета через различные программы помощи и развития к созданию и поддержанию условий для их саморазвития -возрастает значимость интеграционного взаимодействия территорий. Использование многообразных форм интеграционного взаимодействия экономических систем различного уровня служит важнейшей движущей силой самореализации и развития территорий, наращивания их потенциала и более эффективного использования конкурентных преимуществ. При этом бесспорно, что чем полнее субъекты Федерации и муниципальные образования будут использовать потенциал интеграционного взаимодействия и развития, тем активнее будут происходить процессы адаптации региональной экономики к современным бизнес-стратегиям и, соответственно, возникнут новые возможности для самореализации территорий.
Варианты интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов различного уровня современные исследователи разделили на две мегаформы: территориальную (межгосударственную, межрегиональную), осуществляемую, преимущественно, по инициативе федеральных, региональных или местных органов власти и управления; и производственную (вертикальную, горизонтальную и др.) интеграцию, осуществляемую по инициативе предприятий и организаций, субъектов предпринимательской деятельности.
Кроме того, появляются различные комбинированные формы сотрудничества, на основе которых экономика получает импульсы как к поддержанию равновесного стабильного состояния, так и к самореализации и саморазвитию.
В современных условиях, по нашему мнению, целесообразна и третья мегаформа интеграционного взаимодействия не только хозяйствующих субъектов, но и инновационных кластеров, субъектов инновационной инфраструктуры, научных и образовательных учреждений в сфере научных исследований, разработок и реализации инновационных проектов, подготовки высококвалифицированных кадров для инновационной экономики.
В условиях цикличности воспроизводственного процесса постоянное совершенствование средств производства, революционные перевороты в технике и технологиях объективно обусловливают изменения в интеллектуальном взаимодействии. Научно-технический прогресс способствует усилению интеграционных процессов не только в производственном кооперировании и торгово-экономическом сотрудничестве хозяйствующих субъектов регионов и стран, но и в научной, образовательной среде, в сферах научных разработок. При этом происходит ускорение выработки новых научных знаний, повышается качество подготовки инновационно-активных и инновационно-восприимчивых кадров без учета территориальных и политических границ.
Объединительный принцип даёт очевидный эффект не столько от «сложения сил», экономических потенциалов участников интеграционного процесса, сколько за счёт синергетического эффекта, возникающего в результате нового качества сотрудничества. Подобный эффект, характеризующийся повышением качества, значимости и ценности нового образования, возникает у любой системы, объединяющей самостоятельных участников, однако величина эффекта во многом определяется уровнем и формой интеграции.
В этом плане стремление регионов к самореализации вполне согласуется с участием их в интеграционных проектах, поскольку при этом собственные конкурентные преимущества можно дополнить конкурентными преимуществами партнёров, укрепив тем самым свои позиции на внешних рынках. Вместе с тем для экономики современной России, как и Казахстана, где целенаправленное регулирование еще преобладает над рыночным саморегулированием, определяющее значение для результативной реализации потенциала экономической интеграции как на национальном, так и на региональном (муниципальном) уровнях, имеет качество институтов интеграции.
Совместное решение вопросов создания и развития инновационной инфраструктуры обусловливает стабильные причинно-следственные связи, основанные на экономических и социальных интересах, которые в современных условиях не могут быть ограничены рамками отдельно взятого региона или межстрановыми барьерами. При этом формируется реальная основа долгосрочного сотрудничества регионов, формируются «полюса роста» и базис инновационного развития территорий.
Так, по оценкам Ю. Кормнова, Россия без кооперации с другими странами СНГ может производить лишь около 67% прежних объемов продукции, без поставок из России Казахстан может выпускать только 48% прежних объемов продукции, Украина - около 30%, Азербайджан - 15%, Белоруссия - 16%. Разрыв хозяйственных связей обусловил спад производства в странах СНГ примерно на 40-50% [1].
В ходе индустриального развития в рыночной среде создаются новые конкурентные условия, основанные на научно-технических прорывах, - ноу-хау мирового значения. Главные источники стабильного положения страны в глобальном экономическом пространстве основаны на развитии человеческого капитала, интеллекта, способности генерировать инновации. В современных условиях, при обеспечении макро-конкурентоспособности, кроме таких традиционных показателей, как производственные затраты на единицу совокупных затрат труда и капитала, внутренняя ситуация в стране, баланс социальных и политических сил и т.п., большую роль играют и такие факторы, как объем инвестиций в новые технологии, уровень науки и профессионального образования. Достичь реального прогресса в этих сферах более рациональным путем возможно на основе межстранового сотрудничества, прежде всего, на основе потенциалов сопредельных территорий.
Ученые, прогнозируя инновационное развитие мировой экономики в долгосрочной перспективе, предвидят в первой половине XXI века научно-технологический переворот, связанный с переходом от пятого к шестому технологическому укладу, становлением общества знаний и постиндустриального технологического способа производства. При этом возможны два сценария развития: инерционно-рыночный и сценарий инновационного прорыва. Однозначно то, что эти процессы будут происходить в условиях глобализации, формирования единого, дифференцированного по странам и регионам с особым географическим положением социально-экономического и экологического пространства. В этих условиях приоритетным признается развитие исследований в университетах во взаимодействии с научными учреждениями и производством.
Большое значение имеют также региональные проекты в области высоких технологий, в том числе проекты сопредельных территорий дружественных стран, имеющих исторически сложившееся интеграционное взаимодействие, в частности, России и Казахстана.
Модернизация региональной экономики возможна на основе создания региональных зон роста, в которых есть тройной альянс физического, человеческого и социального капиталов. При этом базовой платформой инновационной экономики в современном обществе объективно являются не только наука и образование, но и их альянс с производством.
Следовательно, очередной этап в реализации стратегии инновационного развития экономики и общества - поиск перспективных направлений развития образования и науки на основе их интеграционной связности с экономическими субъектами и пространственной интеграции применительно к трансграничному региону во взаимодействии с сопредельными территориями иностранного государства.
Формирование инновационной экономики в России, без которой невозможно дальнейшее социально-экономическое развитие, является комплексной экономической, социальной и политической задачей, решение которой лежит на пути создания, развития и интеграции региональных зон роста при концентрации в них физического, человеческого и социального капиталов. Инновации неизбежно связаны с инвестициями. Решить проблему инвестиционного обеспечения невозможно единовременно и даже за короткий период времени. Модернизация региональной экономики возможна на основе создания региональных зон роста, в которых наличествует тройной альянс физического, человеческого и социального капиталов.
При этом базовой платформой инновационной экономики в современном обществе объективно являются наука и образование в прямом взаимодействии с практикой. Развитие интеграционного взаимодействия образования, науки и бизнеса обусловливают необходимые политические, нормативно-правовые, экономические и социально-культурные условия. В связи с общностью целей и задач в науке, образовании и практике объективно формируются интеграционные связи в этой сфере между учеными и практиками не только отдельных территорий краев или областей, но и меж-страновых, особенно приграничных территорий.
Интеграционная связность науки, образования и производства трансграничных территорий определяется действием экономических законов. Одной из наиболее известных системных закономерностей является закон подобия части и целого, или биологографический закон. Именно этот закон лежит в основе редукционизма: исследуя часть, можно надеяться понять некоторые закономерности целого. Например, исследуя структурные закономерности организации интегрированного объединения, можно вынести определенные суждения о мегаэкономике. Однако, используя этот закон, следует помнить о том, что подобие не означает идентичность, и для систем справедлива аксиома эмерджентности: целое всегда имеет особые свойства, отсутствующие в его подсистемах.
Следовательно, очередной этап в реализации стратегии инновационного развития экономики и общества - поиск перспективных направлений развития образования и науки на основе их интеграционной связности с экономическими субъектами не только в рамках ограниченного пространства регионов, но и на основе интеграции сопредельных и трансграничных регионов территорий с особым географическим положением.
Россию и Казахстан, особенно их трансграничные территории, объединяют исторически сложившиеся взаимодействия проживающих на этих территориях народов в сфере экономики, науки, образования, культуры. В последние годы казахстанская экономика имела высокие темпы роста. Производство валового внутреннего продукта в стране за последние 10 лет увеличилось в 2,2 раза и превысило уровень 1990 г. на 36,6%. Однако, инновационное развитие не достигло таких же темпов. Доля инновационной продукции в ВВП снизилась в этот период с 1,19 до 0,49%, но заложенный в эти годы инновационный потенциал создает предпосылки для ускорения инновационного развития.
Опыт развитых стран свидетельствует, что прирост ВВП на 75-80% достигается за счет новых знаний, воплощаемых в технике, технологиях, организации производства.
Казахстан в настоящее время характеризуется низкой долей участия на мировом рынке наукоемкой продукции. Как известно, доля страны на мировом рынке наукоемкой продукции является обобщающим показателем эффективности научно-технической и инновационной деятельности.
В этой связи государственная политика правительства Республики Казахстан еще в большей мере должна быть направлена на стимулирование инновационной деятельности экономических субъектов, привлечение инвестиций; определение приоритетов инновационного развития; формирование и развитие инновационной инфраструктуры; участие государства в реализации крупных инновационных проектов; международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности.
Конкурентная среда региона характеризуется показателями состояния научно-технического потенциала и инновационной активности предприятий, степени активности рынка инноваций, интеллектуального капитала и технологического обмена. В этой связи проблема и задача общества - формирование инновационной восприимчивости экономики.
В обеспечении процесса инновационного развития важно не только создать необходимые условия для инновационной деятельности и довести РИД до стадии технологического внедрения, обеспечить производство промышленных образцов - важно восприятие их в производстве.
Инновационную восприимчивость производства обеспечивают высококвалифицированные работники, специалисты, менеджеры. Исключительная роль в этом сценарии отводится высшему и профессиональному образованию. В Казахстане рост численности квалифицированных специалистов является в целом положительным, однако динамика кадрового потенциала при сопоставлении ее с экономическим развитием страны недостаточна.
В этой связи реализуется идея нового проекта «Интеллектуальная нация-2020», что предполагает три принципиальных момента: инновационное развитие системы образования, информационную революцию и духовное воспитание молодежи. Это позволит Казахстану стать страной с конкурентоспособным человеческим капиталом.
Таким образом, проблемы развития кадрового научного потенциала в Республике Казахстан во многом созвучны проблемам России и могли бы быть успешно решены в условиях пространственной интеграции науки, образования и производственных систем трансграничных территорий. При этом используется потенциал науки и интеграционных формирований России, деятельности технопарков Казахстана, опыт Казахстана в трансформации технических вузов в инновационные университеты. В частности, перехода на уровневую систему подготовки специалистов, привлечения иностранных инвестиций и иностранного капитала в экономику, научных достижений и инновационных разработок обеих стран, опыт использования Национального инновационного, Венчурного инновационного фонда. Это обеспечивает ускорение развития науки, образования, производственных систем в обеих странах. Результат - достижение конкурентного иммунитета экономик приграничных регионов и стран в целом. Реализация указанных принципов трансформации нашла отражение в инновационной модели «Университет-Технопарк». Особое место в этой модели занимает взаимодействие университетской среды с предпринимательской, которое оказывает значимое воздействие на формирование инновационной модели университета. В качестве организационно-управленческой формы трансграничного взаимодействия нами предложен кластер науки, образования и производства.
Опыт многих стран и отдельных регионов показывает, что одной из наиболее эффективных форм экономического управления являются кластеры. Главная особенность кластера - его инновационная ориентированность. Опыт США по государственной поддержке и стимулированию формирования инновационных кластеров, в частности, Силиконовой долины, показал, что инновационные кластеры могут быть созданы и могут эффективно работать в регионах - там, где высока концентрация взаимосвязанных отраслей. При этом предполагается взаимодействие кластеров, сформированных по отраслевому и технологическому признакам с инновационным отраслевым кластером региона.
В качестве организационной формы инновационного научно-образовательного кластера трансграничных территорий предложен консорциум, который представляет собой добровольное объединение юридических и отчасти физических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и юридической независимости входящих в него членов.
Кластер науки, образования и производства территориально объединяет научные, образовательные, маркетинговые, специализированные производственные фирмы, объединения, другие инфраструктурные объекты трансграничных регионов. При этом появляется возможность совместной реализации инновационных проектов и программ, включая инновационное образование, подготовку инновационное активных кадров, динамику цен и объемов регионального производства товаров и услуг.
Организационно-правовая форма кластера науки, образования и производства - некоммерческое партнерство (консорциум), что соответствует казахстанскому и российскому законодательству.
Центральной компанией является Инновационный научно - образовательный центр, в котором работают координационный совет, экспертный совет, группа стратегического инновационного менеджмента, формируются стратегия и механизмы инновационного развития трансграничных территорий.
Экономическая целесообразность создания кластера науки, образования и производства трансграничных территорий - объединение потенциалов и усилий взаимодействующих организаций и предприятий в ускорении реализации стратегии инновационного развития экономики, создание объединенной опытно-экспериментальной базы университетов, НИИ, производственных систем, проведение совместных исследований и использование результатов научных разработок, интеллектуального потенциала, результатов инновационной деятельности, инфраструктуры, экономия транзакционных издержек.
Значимой составляющей стратегии развития кластера науки, образования и производства трансграничных территорий становится взаимодействие с Инновационным кластером в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби. Основная задача кластера - практическая реализация инновационных разработок ученых, поддержка дальнейших исследований и трансграничных проектов. В частности, инновационных проектов, которые целесообразно реализовать как трансграничные: «Производство борсодержащего полимерного фосфорного удобрения ФОСКАБОР», «Разработка и внедрение экологически безопасной технологии переработки органической фракции твердых бытовых отходов», «Создание биотехнологического комплекса «Вермикультура» для переработки отходов сельскохозяйственного производства с целью получения высококачественных кормовых добавок и биогумуса» и других.
Реализация этих проектов в кластере науки, образования и производства трансграничных территорий будет иметь важное народнохозяйственное значение как для Республики Казахстан, так и для Российской Федерации, прежде всего - для экономики приграничных территорий ВКО и Алтайского края.
Целесообразно совместное использование Бизнес-инкубатора инновационного кластера субъектами кластера науки, образования и производства трансграничных территорий. Бизнес-инкубатор является структурной составляющей комплекса, обеспечивающей управление инновационными процессами. Планируется, что в здании будет трудоустроено не менее 100 чел., разделенных по функциональным обязанностям на 8 департаментов, в том числе: управляющая дирекция Инновационного кластера; финансовый департамент; департамент бухгалтерского учета и аудита; патентный и юридический отдел; маркетинговый отделы; департамент закупок и снабжения; департамент человеческих ресурсов; административный департамент.
В здании Технопарка инновационного кластера будет проводиться разработка и доведение инновационного процесса до опытного освоения. В Технопарке будут проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы как минимум 9 подразделений по 25 перспективным инновационным проектам. Стоит отметить, что в перспективе количество подразделений и, соответственно, количество реализуемых инновационных проектов могут возрасти многократно. В Производственном центре инновационного кластера в основном будет расположено производственное оборудование. Важно отметить, что идея включения Производственного центра в Комплекс основывалась на необходимости производства инновационной продукции в ограниченном количестве с целью испытания опытных образцов и предоставления их производственным компаниям - потенциальным партнерам.
Системный подход к проблеме инновационного развития территорий, прежде всего его базиса - пространственной интеграции науки, образования, производства - предполагает разработку адекватного организационно-экономического механизма, методов и инструментов воздействия на эти процессы.
Организационно-экономический механизм пространственной интеграции науки, образования и производства региона представляет собой комплекс конкретных форм и методов управления, с помощью которых реализуются стратегии, и обеспечивается процесс инновационного социально-экономического развития территорий.
Разработка экономического механизма развития кластера науки, образования и производства трансграничного региона с позиций системного подхода и стратегического менеджмента предполагает построение блок-схемы дерева целей, которое строится по иерархическому принципу с распределением по степени важности совокупности экономических задач, по уровням (ветвям дерева).
Вершина дерева целей - генеральная цель. Ей подчинены подцели первого, второго, третьего и других уровней.
В частности, в данном случае генеральная цель - обеспечение социально-экономического развития регионов на основе формирования базиса инновационной активности экономических субъектов.
Подцелями первого уровня являются организация и поддержка фундаментальных исследований, второго уровня - проведение совместных прикладных исследований, третьего уровня - организация инновационных разработок, опытных производств. Подцели четвертого уровня - организация производства новой техники во взаимосвязи с инновационными технологиями, пятого - обеспечение применения новой техники и технологий в производстве качественно новых продукции и услуг, которые в свою очередь предполагают достижение экономического, экологического и социального равновесия, достижение целей информационного обеспечения, создание рынков и рыночной инфраструктуры (подцели седьмого уровня). Подцели восьмого уровня предполагают решение проблем и достижение подцелей девятого уровня, затем - решение проблем следующего уровня и т. д. Каждому подуровню целей соответствуют адекватные механизмы. Построение дерева целей завершается разработкой стратегических и тактических планов, прогнозов, конкретных управленческих решений.
На каждой стадии (подсистеме) осуществляется оценка разработок по соответствующим показателям, характеризующим процессы развития научного потенциала, освоение новой техники и технологий.
Конкурентная среда региона характеризуется показателями состояния научно-технического потенциала и инновационной активности предприятий, технологического обмена; сложившихся форм интеграции и кооперации экономических субъектов. Однако без соответствующего изменения макроэкономических механизмов, необходимых политических решений в стране в целом, и в регионах в частности, повышение их конкурентоспособности и инновационной активности представляется маловероятным.
В создании инновационной экономики важная роль принадлежит государству, которое не только проводит инновационную политику, но и осуществляет экономическое регулирование инновационных процессов. Финансирование инновационных программ и инвестиционных проектов может полностью осуществляться государством либо на основе софинансирования, а также посредством венчурных компаний, объединений, крупного бизнеса, создания лизинговых фондов и др. При этом государство определяет приоритеты в инновационной деятельности; перспективных производствах, определяя виды продукции и услуг, которые становятся предметом государственного заказа, координирует стратегическое планирование, разработку и выполнение государственных программ, стимулирует участие ча-
стного капитала в инновационных проектах, организует экспертизу инновационных проектов и программ, создание и развитие инновационной инфраструктуры.
Действенные механизмы интеграционных процессов формируются в инновационных кластерах науки, образования и производства. Процесс интеграционной связности требует управления им. Основная управленческая идея -процессный подход - состоит в том, что предприятия рассматриваются не только как совокупность структурных подразделений, но и как совокупность бизнес-процессов, причем грани между подразделениями не принимаются во внимание. Другой формой, требующей большей юридической проработки, является создание представительства объединенных в кластер экономических субъектов и определение его функций - таких, как мониторинг рынка, в том числе рынка инноваций, продвижение научных и инновационных разработок, новой продукции и услуг, рекламы и т.п. (рис. 1).
В целом организационно-экономический механизм реализации стратегии интеграционной связности науки, образования и производства включает в себя правовое, организационное, финансовое, научное, кадровое и информационное обеспечение, а также мониторинг.
В научно-образовательный кластер может входить любое количество участников на гибких условиях построения взаимоотношений между ними. Такое сотрудничество взаимовыгодно для всех сторон: вкладчики финансовых ресурсов экономят на налогах и получают прибыль от вложенного капитала; финансируемое предприятие получает «живые» деньги без волокиты, как в случаях выпуска акций и получения кредита, государство имеет социальный и экономический эффект.
Регламент Согласие участников
Внутренняя среда
Ноу-Хау
НИИ, вузы, другие участники кластера
Создание инновационной платформы
Методы, приемы, инвестирования
Игновационное взаимодействие
Правовые механизмы
Информация
Профессиональные коллективы, взаимодейст-
Внешняя среда
Государственная инновационная политика Таможенная политика
Программно-целевое управление
Производственные системы
Гранты, финансирование инвестиционных проектов
Рисунок 1.
Механизм взаимосвязи университетов и предприятий
Зачастую инициаторами и главными участниками научно-исследовательских партнерств оказываются сами инновационные предприятия, осваивающие новую технологию или создающие новый продукт. Финансирование в таких случаях, как правило, необходимо для завершения внедренческой стадии и часто может исходить от основателей и сотрудников партнерства.
Распространение научно-исследовательских партнерств в развитых странах мира объясняется использованием широкого спектра элементов финансовой системы - традиционных кредитных инструментов, венчурного капитала, программно-целевых субсидий и т.д. Перспективным является использование франчайзинга во взаимодействии субъектов научно-образовательного кластера, когда имеют место комплексы исключительных прав, включая товарный знак, имущественный или технологический комплекс, патенты, ноу-хау и иные успешные формы ведения бизнеса. По данным статистики, предприятия, диверсифицируемые посредством франчайзинга, в меньшей степени подвержены банкротству нежели создаваемые самостоятельно, без достаточного опыта, в новых условиях хозяйствования.
Список литературы
1. Кормнов Ю. Кооперация как фактор преодоления кризиса // Экономист. - М., 1999. - № 7. - С. 33.
2. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000. - 495 с.
3. www.raexpert.ru - официальный Интернет - сайт рейтингового агентства «Эксперт -РА».