СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
5 ноября 2008 г. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 07.09.2011).
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 07.09.2011).
3. Макконнелл, К. Р. Экономикс : Принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю ; пер. с англ. — Изд. 14-е. — М. : ИНФРА-М, 2004. - 972 с.
4. Giarratana M., Torrisi S., A. Pagano The Role of MNCs in the Evolution of the Software Industry in India, Ireland and Israel / A. Aurora, A. Gambardella, eds., From Underdogs to Tigers : The Rise andGrowthoftheSoftwareIndustryin SomeEmergingEconomies. -Oxford, Oxford University Press. — 2005.
5. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. — М. : Экономика, 1995. — 455 с.
6. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» [Электронный ресурс]. — URL: http:// ecsocman.hse.ru/text/33713698/ (дата обращения: 01.10.2011).
7. Рощина, Л. Н. Понятийно-терминологические конструкторы и уровни управления научно-инновационным потенциа-
ломпромышленности/Л.Н.Рош,ина//Экономическиенауки. — 2010. - № 11(72). - С. 150- 156.
8. Инновационный менеджмент в России. Вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Под ред. Г. Чертовой, В. Баковецкой. — М. : Наука, 2004. — 880 с.
ГЛУЩЕНКО Марина Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] НАРЕЖНЕВА Ольга Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] РЯБОВА Наталья Юрьевна, старший преподаватель кафедры экономики и организации производства.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2012 г.
© М. Е. Глущенко, О. В. Нарежнева, Н. Ю. Рябова
УДК 338.48(075) М. А. ГРИЦАЙ
Д. П. МАЕВСКИЙ Е. В. КУЛАГИНА
Омский государственный институт сервиса
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
В статье приведена характеристика пространственных форм организации межтер-риториального и приграничного сотрудничества в сфере туризма стран-участников Единого экономического пространства, определены преимущества кластерной формы, обоснована классификация международных туристско-рекреационных кластеров, создаваемых в условиях ЕЭП, и выявлены функциональные перспективы их создания.
Ключевые слова: международное сотрудничество, туризм, Единое экономическое пространство, трансграничный туристско-рекреационный кластер, классификация, функциональные перспективы.
Экономическая зависимость государств на современном этапе находит отражение в двух ключевых тенденциях: глобализация мирового хозяйства и региональной и субрегиональной интеграции [1]. Современный этап региональной интеграции определяется формулой «открытого регионализма», составными частями которого выступают расширение сферы взаимной торговли, устранение барьеров, мешающих свободному движению капиталов, ресур-
сов и рабочей силы. Одной из форм экономической и политической интеграции России, Казахстана и Белоруссии на современном этапе является Единое экономическое пространство (далее ЕЭП), важнейшими целями формирования которого являются: эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики сторон в интересах повы-
шения жизненного уровня их населения; создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.
ЕЭП — это пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Интеграция в условиях ЕЭП призвана обеспечить не только развитие сельского хозяйства, промышленности, но и сферы услуг, на которую приходится по данным статистики [2] более 50 % (а в России более 60%) валовой добавленной стоимости стран-участников. Стабильному экономическому развитию общего рынка услуг, и в частности туристских, на наш взгляд, будут способствовать следующие соглашения Сторон, формирующих договорно-правовую базу ЕЭП: Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации; Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств; Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей; Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики; Соглашение о согласованной макроэкономической политике; Соглашение о согласованных принципах валютной политики; Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала; Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции; Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства; Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности; Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.
Помимо совершенствования договорно-правовой базы эффективная организация межтеррито-риального и приграничного сотрудничества на рынке туристских услуг ЕЭП требует выбора модели его пространственной организации. Как отмечает, О. Н. Воронкова, в современном геоэкономическом пространстве выделяется две основные модели пространственной организации межтерриториального сотрудничества — интегрированная (централизованная) и сетевая [3].
Первая модель была реализована ещё в эпоху индустриализации и связана с доминированием в региональном хозяйстве сотрудничающих территорий (или отдельных из них) крупных массовых производств. Никакой особой конкурентоспособностью, отличной от конкурентоспособности доминирующего производственно-технологического комплекса, интегрированные регионы не обладают. Помимо интегрированной (централизованной) организации экономического пространства существует также сетевая, являющаяся проекцией производственных сетей на территорию — так называемые «сети, привязанные к месту» (networks of place) [3]. Она основана на том, что включает в себя автономные и взаимоза-
меняемые звенья — производственные комплексы и предприятия из разных стран. Экономическая мощь региона определяется не объемами производства, а мобилизационным ресурсом всей сети, ее общим влиянием на межрегиональные обмены. Вместо жесткой специализации в виде монопрофильности, свойственной иерархически организованным централизованным регионам, networks of place присуща так называемая гибкая специализация, способность к инновациям. Сетевые регионы обеспечивают наибольшую устойчивость национальной и региональной экономикам и их наиболее сильные конкурентные позиции на глобальном рынке.
Разновидностью сетевой модели внутренней организации экономического пространства, способствующей обогащению международного экономического сотрудничества, является кластерная модель. Кластеры, как правило, создаются в сферах важного стратегического развития регионов (полюсах или точках роста), где ожидается поступательное, прорывное развитие производственного комплекса. Для успешной реализации региональные стратегии и стратегии развития отдельных кластеров должны быть взаимно согласованы: при выявлении перспективных кластеров и при планировании их развития обязательно должны быть учтены рамки региональных стратегий. Анализ государственных программ развития туризма стран-участников ЕЭП [4 — 6] показал, что туризм признается одним из важнейших направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов. Разработанные программы развития туризма стран-участников ЕЭП характеризуются общностью целей и задач и подходов к их достижению. Так, программы развития туризма Казахстана и России включают туристскую индустрию в число кластерных инициатив.
Взаимосвязь региональных и межрегиональных стратегий, правовые, нормативные, политические решения по вопросам развития и укрепления ЕЭП, тенденции интеграционных процессов предопределили актуальность формирования туристско-рекреационных кластеров и исследования их функциональных перспектив в условиях ЕЭП.
Туристско-рекреационные кластеры представляют собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности — коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой [4]. По нашему мнению, кластерный подход в условиях ЕЭП предполагает сосредоточение на территории трансграничного региона предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
услугах при увеличении региональных туристских потоков.
Роль и функциональные перспективы международных туристско-рекреационных кластеров в условиях ЕЭП предопределяются их типологией.
Кластер имеет территориальную и отраслевую составляющие. По отраслевому признаку международный туристско-рекреационный кластер является межотраслевым. По территориальному признаку, на наш взгляд, международные туристско-рекреационные кластеры являются трансграничными кластерами.
Под трансграничным международным туристско-рекреационным кластером следует понимать объединения независимых предприятий, общественных организаций, других субъектов трансграничного сотрудничества, формирующих и обслуживающих туристские потоки и использующие туристско-рекреационный потенциал, функционирующих в географических границах трансграничного региона, сотрудничающих и конкурирующих, специализирующихся в разных отраслях, связанных общими технологиями, навыками, взаимодополняющих друг друга в производстве общего продукта или услуги. Такое взаимодействие, в конечном итоге, даёт возможность получения синергетических эффектов, тиражирования и распространения знаний и навыков.
Трансграничные международные туристско-рекреационные кластеры целесообразно разделить на следующие виды в зависимости от формы трансграничного сотрудничества в территориальном аспекте:
— межтерриториальные туристско-рекреационные кластеры;
— приграничные туристско-рекреационные кластеры.
Такая классификация во многом обусловлена развитием теории и практики кластерной экономики.
Сегодня в условиях перехода к инновационной экономике оправдан более широкий подход к понятию кластера — объединения, как территориально приближенные, так и отдалённые друг от друга, но объединённые общими проектами, системой передачи знаний и стратегией развития [7].
Межтерриториальный туристско-рекреационный кластер предполагает взаимодействие в рамках территорий различных государств, не разделённых демаркационными линиями границ и локально друг от друга независимыми.
Приграничный туристско-рекреационный кластер предполагает систематическое взаимодействие на территории хозяйственных и административных единиц, относящимся к сопредельным государствам. Такое взаимодействие предусматривает локализацию процесса в рамках прилегающих к границе регионов.
Заметим, что кластеризация может быть как естественной формой интеграции экономических субъектов, функционирующих на рынке туристских услуг, которая определяется сложившимися в ЕЭП обстоятельствами, стимулирующими создание такого рода объединений, так и искусственной. В первом случае всё зависит от желания самих участников формировать туристско-рекреационный кластер (и органы государственной власти стран-участников ЕЭП могут входить в эту структуру и быть её полноправными участниками), а во втором случае государственные органы власти должны выступать инициаторами формирования туристско-рекреационных
кластеров, признавая туризм приоритетной сферой развития региональной экономики.
На наш взгляд, формирование международных трансграничных туристско-рекреационных кластеров в условиях ЕЭП как формы экономической интеграции в рамках международного сотрудничества — прерогатива органов власти на базе достигнутых соглашений и национального законодательства, что будет способствовать более эффективному достижению всех функциональных перспектив кластеризации. Функциональные перспективы следует рассматривать отдельно для трансграничного региона в условиях ЕЭП и для субъектов бизнеса.
Кластеризация экономики туристского рынка трансграничного региона в условиях ЕЭП несёт в себе следующий функциональный потенциал:
— функция усиления мультипликативного эффекта;
— конкурентная функция;
— социальная функция;
— инвестиционная функция;
— инновационная функция;
— экологическая функция;
— стимулирующая функция.
Функция усиления мультипликативного эффекта находит отражение в эффективном формировании цепочек добавленной стоимости в международном трансграничном туристско-рекреационном кластере. По сравнению с интегрированной (централизованной) моделью пространственной организации межтерриториального сотрудничества в сфере туризма в кластерной модели денежная единица, вложенная в туристскую экономику трансграничного региона, обеспечивает большую отдачу, что достигается реализацией принципа соответствия целей бизнес-единиц, входящих в кластер; гибкостью и динамичностью функционирования; оптимизацией хозяйственных процессов; эффективной дистрибуцией; экономией на закупках; более высоким уровнем производительности и эффективности затрат на обучение и рекламу; возможностью вовлечения в хозяйственный процесс новых знаний; возможностью реализации некоммерческого партнёрства; лёгкостью и легитимностью применения различных схем минимизации налогообложения; снижением барьеров выхода на новые рынки сбыта за счет унификации требований к продукции и услугам в пределах кластера; более эффективной реализацией потенциала территорий. Всё вышеперечисленное обеспечивает не только рост показателей эффективности использования ресурсов, но и рост совокупной международной капитализации трансграничного туристского региона.
Конкурентная функция заключается не только в формировании конкурентной среды внутри трансграничного региона, но и обеспечением высокой конкуренции и имиджа туристского трансграничного региона на внешних рынках.
Социальная функция многогранна и находит отражение в повышении уровня занятости, увеличении уровня заработной платы и социальных выплат, привлечении квалифицированных отечественных и иностранных специалистов, содействии развитию сферы услуг и расширению предложения туристских услуг и продукции, комплексности и качества услуг и улучшению уровня и качества обслуживания и, соответственно, потребительской удовлетворенности.
Исследования влияния кластеров на национальную экономику (США, Швеция и др.) показали, что
чем больше развиты кластеры в отдельной стране, тем выше в ней уровень жизни населения и конкурентоспособность предприятий [7].
Инвестиционная функция заключается в том, что условия создания и функционирования кластеров могут быть одновременно и условиями инвестирования перспективных проектов на основе кластерных технологий.
Инновационная функция характеризует увеличение возможностей формирования и внедрения научных разработок в кластерах и активизацию частнопредпринимательской инициативы в инновационной сфере.
Экологическая функция в международном трансграничном туристско-рекреационном кластере реализуется посредством увеличения удельного веса расходов на природоохранные мероприятия и благоустройство, расходов на ресурсосбережение в суммарных затратах, связанных с оказанием рекреационных услуг.
Стимулирующая функция заключается в том, что реализация эффективных кластерных инициатив способствует вовлечению новых ресурсов в экономику туристского регионального рынка и обновлению существующих.
Для субъектов бизнеса, вовлечённых в международный трансграничный туристско-рекреационный кластер, функциональные перспективы можно сформулировать следующим образом:
— функция эффективного создания дохода, заключающаяся в более эффективном использовании ресурсов и в том, что сетевой регион добавляет к капиталу размещенных в нём предприятий своеобразную «территориальную маржу»;
— социальная функция (рост заработной платы и социальных выплат работникам, увеличение удовлетворённости трудом и организацией);
—конкурентная функция (перенос позитивной репутации кластера на его участников);
— инновационная функция заключается в том, что инновации воспринимаются как необходимое условие эффективной деятельности хозяйствующего субъекта;
— инвестиционная функция (повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования субъекта бизнеса обеспечивает рост его инвестиционной привлекательности и облегчает привлечение инвестиционных ресурсов).
Таким образом, формирование международных трансграничных туристско-рекреационных кластеров в условиях ЕЭП является эффективной моделью пространственной организации межтер-риториального и приграничного сотрудничества на рынке туристских услуг, способствующей эффективной реализации национальных программ развития туризма стран-участников, общей системы мер государственной поддержки развития туризма как приоритетной сферы экономики, эффективному функционированию общего рынка туристских услуг, совершенствованию туристской инфраструктуры, созданию единых транспортных и
информационных систем и конкурентоспособного регионального туристского продукта. При этом необходима активная государственная поддержка, совместные усилия бизнеса и администраций трансграничных регионов. Роль государственных органов власти может состоять в поддержке и инициировании процессов активации кластеров, к тому же на сегодняшний день существует высокоэффективный способ стимулирования туристских кластеров — целевые программы. Кластерный подход способен существенно обогатить международное экономическое сотрудничество в сфере туризма, поскольку будущее за производственной кооперацией: производственные связи гораздо стабильнее, чем торговые отношения.
Библиографический список
1. Фархутдинов, И. З. Иностранные инвестиции в России и международное право / И. З. Фархутдинов. — М., 2005. — 264 с.
2. Евразийское экономическое сообщество. 2000 — 2009. Справочник / Секретариат Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества. — М., 2010. — 112 с.
3. Воронкова, О. Н. Интеграция внутристрановых регионов как локальных образований в систему глобальной экономики: теоретико-методологическое обоснование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.sworld.com.ua (дата обращения: 10.06.2012).
4. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www. admin-smolensk.ru (дата обращения: 04.09.2011).
5. Программа развития перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010 — 2014 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.tursport. akmol.kz (дата обращения: 05.06.2012).
6. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.government.by (дата обращения: 05.06.2012).
7. Леонова, Ж. К. Кластерный подход в подготовке и переподготовке предпринимателей в условиях инновационного развития экономики / Ж. К. Леонова // Экономический анализ: теория и практика. — 2011. — № 34(241). — С. 12.
ГРИЦАИ Мария Александровна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Гостиничное дело».
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] МАЕВСКИИ Дмитрий Павлович, кандидат экономических наук, доцент (Россия), и. о. ректора.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] КУЛАГИНА Евгения Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой «Гостиничное дело».
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.06.2012 г.
© М. А. Грицай, Д. П. Маевский, Е. В. Кулагина
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ