Научная статья на тему 'Детерминанты реализации инновационного потенциала холдингов'

Детерминанты реализации инновационного потенциала холдингов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ХОЛДИНГИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ / HOLDINGS / INNOVATION POTENTIAL / TECHNOLOGICAL INNOVATION / ORGANIZATIONAL INNOVATION / INNOVATION IN MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко Марина Евгеньевна, Нарежнева Ольга Валерьевна, Рябова Наталья Юрьевна

В статье определены основные факторы, обуславливающие реализацию инновационного потенциала холдингов и направления приоритетного развития корпораций в области технологических, организационных и управленческих инноваций. Предложены оптимальные формы интеграции инновационных бизнес-единиц в структуру холдинга. Установлены возможности холдингов в использовании передовых технологий управления крупными интегрированными структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глущенко Марина Евгеньевна, Нарежнева Ольга Валерьевна, Рябова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of innovative potential implementation in holdings

The article identifies main factors that prove the implementation of innovative potential of holdings and areas of priority development corporations in the area of technological, organizational and managerial innovation. There is offered the best form of integration of innovative business units in the structure of a holding. The possibility of holding companies to use advanced technology to manage large integrated structures is considered.

Текст научной работы на тему «Детерминанты реализации инновационного потенциала холдингов»

уДК 334.758.4:001.891 М. Е. ГЛУЩЕНКО

О. В. НАРЕЖНЕВА Н. Ю. РЯБОВА

Омский государственный институт сервиса

ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ХОЛДИНГОВ*____________________________________________________

В статье определены основные факторы, обуславливающие реализацию инновационного потенциала холдингов и направления приоритетного развития корпораций в области технологических, организационных и управленческих инноваций. Предложены оптимальные формы интеграции инновационных бизнес-единиц в структуру холдинга. Установлены возможности холдингов в использовании передовых технологий управления крупными интегрированными структурами.

Ключевые слова: холдинги, инновационный потенциал, технологические инновации, организационные инновации, инновации в управлении.

*НИР проведены в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы. Номер государственного контракта 14740.11.0561.

Важнейшими факторами современного развития мирового сообщества становятся научно-технический прогресс и интеллектуализация основных факторов производства. Правительства США, Японии и стран Европейского содружества перешли к агрессивной инновационной политике посредством государственной поддержки и специальных государственных программ. Это позволило их компаниям сделать мощный технологический рывок и обеспечить усиление своих конкурентных позиций. По доле в мировом наукоемком продукте Россию обогнали многие страны — не только США, Германия и Великобритания, но и Китай, Израиль, Финляндия и другие. В связи с этим стратегическое значение для российской экономики приобретает инновационная деятельность компаний, содержанием которой является разработка и вывод на рынок новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, в том числе и управления, создание и применение новых знаний.

На высшем уровне руководства страны декларируется приоритет модернизации промышленности на основе создания и внедрения инноваций. За основу будущего развития России принята модель инновационного социально ориентированного развития, предполагающая более полное использование человеческого и инновационного потенциалов, с целью повышения конкурентоспособности экономики [1, 2].

В этой связи инновации и инновационная деятельность становятся ключевыми факторами успеха компании на глобальном рынке, необходимыми условиями технологического превосходства, главными инструментами конкурентной борьбы.

Важная роль в осуществлении наукоёмких и сложных инновационных идей принадлежит крупным интегрированным структурам, важнейшей задачей которых является поиск и реализация значимых инновационных проектов, как правило, связанных с развитием техники и внедрением новых технологий.

К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю назвали крупные компании фактором инновационного пути развития экономики, указывая на то, что новейшие технологии, как правило, требуют использование крупного капитала, крупных рынков, комплексного, централизованного и строгого интегрированного рынка, богатых и надежных источников сырья. Авторы подчеркивают, что только крупным компаниям под силу обеспечить технический прорыв в силу их обладания достаточной ресурсной базой [3]. Этой же теории придерживаются и М. Гяратана, С. Торриси и А. Пагано [4]. В более поздних научных работах Й. Шумпетера автором также признается ключевая роль крупных компаний в инновационном развитии экономики в силу обладания ими крупного капитала и научного потенциала [5].

Термин «потенциал» (от лат. potentia — сила) подразумевает наличие сил для каких-либо действий. Следовательно, под потенциалом предприятия можно понимать наличие возможностей, пригодных для его дальнейшего развития. На федеральном образовательном портале «Экономика. Социология. Менеджмент» инновационный потенциал трактуется как некая совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимых для осуществления инновационной деятельности [6]. Однако нам представляется, что это определение отражает лишь наличие ресурсов, что не является критерием инновационного потенциала, так как ресурсы могут быть не востребованы или востребованы для осуществления текущей, обычной, не новаторской деятельности предприятия.

В рамках данного исследования нами предлагается более точная формулировка термина. Инновационный потенциал предприятия представляет собой совокупность:

— материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных, научно-технических и иных ресурсов;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

— возможностей по использованию ресурсов в инновационных процессах, обеспечивающих инновационное развитие предприятия.

В сложившихся экономических реалиях создание и развитие инновационного потенциала крупных холдинговых структур, как основообразующих предприятий российской экономики, становится определяющим обстоятельством их устойчивого развития и фактором формирования новой инновационной экономики страны.

Холдинговым структурам присуща следующая специфика инновационного потенциала:

— наличие интегрированных финансовых ресурсов и возможность их использования для освоения и реализации технологических инноваций;

— наличие гибкой многоуровневой организационно-управленческой структуры, директивный стиль управления и возможности их использования для освоения и реализации нетехнологических инноваций.

Опираясь на общепринятую классификацию инноваций, рассмотрим, какие возможности по реализации тех или иных групп инноваций присущи холдингам.

Технологические инновации предполагают создание новых продуктов и новых технологических приемов и способов производства. Динамика инновационной активности холдингов обеспечивается в настоящее время в основном за счет технологических инноваций. Технологические инновации в холдингах могут быть реализованы через ряд коммерческих соглашений, предполагающих обмен (передачу, приобретение) технологиями:

— патент па изобретение;

— беспатентное изобретение;

— патентная лицензия;

— ноу-хау;

— товарный знак;

— промышленный образец;

— инжиниринговые услуги;

— научные исследования и разработки.

Для холдинговых корпораций, вследствие их специфичной организационно-управленческой архитектуры, наибольшие возможности экономического роста заложены в использовании нетехнологических инноваций, которые подразумевают реализацию организационных и управленческих инновационных потенциалов холдингов.

Это связано с тем фактом, что холдинги обладают некоторыми преимуществами в освоении инноваций по сравнению с неинтегрированными предприятиями. В первую очередь это концентрация больших финансовых средств. Крупные холдинговые структуры имеют финансовые возможности довести научные разработки и инновационные проекты до конечного результата. Логично предположить, что стадиями разработки, создания и освоения инновации будет заниматься не весь холдинг, а отдельное подразделение (одно или несколько), некая особая составляющая структуры холдинга, призванная осуществлять основные инновационные разработки. Возможность создания инновационного структурного подразделения будет характеризовать наличие потенциала холдинга по осуществлению нетехнологических инноваций.

Рассмотрим возможности холдингов по реализации организационных инноваций. Организационная структура может оказывать много различных воздействий на способность компании вести инновационную деятельность. Главные из этих воздей-

ствий касаются вопросов рациональной и эффективной организации инновационных процессов в холдинге.

Анализируя рост числа наукоемких производств за последние десятилетия, можно сформулировать вывод, что наука с каждым годом приобретает все более важную роль в экономике. В этих условиях особую значимость приобретает взаимодействие науки и крупного бизнеса. Организационные инновации могут быть реализованы через следующие формы интеграции инновационного подразделения в структуру холдинга:

— центральная исследовательская лаборатория;

— венчурная фирма;

— проектная группа;

— совместное предприятие.

Организационные возможности для реализации инноваций в холдингах:

— исследования, имеющие целью обеспечить научно-техническое развитие холдинга в долгосрочном аспекте, могут вестись в централизованной научной лаборатории, образованной в составе корпорации;

—венчурное управление в отдельном подразделении холдинга оптимально для осуществления нескольких крупных проектов с высоким потенциалом. Продукты или процессы, являющиеся результатами венчуров, осваиваются существующим бизнесом и иногда ведут к диверсификации производства;

— для текущих и среднесрочных научных исследований и разработок оптимальным будет создание в холдинге проектной группы, перед которой поставлены конкретные цели по разработке и внедрению инноваций.

— совместные предприятия организуются холдингом с другими компаниями либо конкурирующими фирмами для преодоления финансового барьера при осуществлении крупных инновационных проектов.

Непрекращающийся поиск наиболее оптимальной организационной структуры, отвечающей всем требованиям научно-технических нововведений, заставляет холдинговые объединения время от времени изменять свою организацию в стремлении отыскать структуру, лучше всего соответствующую их потребностям. Размер крупной интегрированной компании (холдинга) — это как раз то, что дает возможность применять разнообразные организационные структуры. Этим объясняется появление гибридных (многоструктурных) форм организации крупных холдинговых корпораций. Гибридные структуры, предполагающие различные управленческие стили, позволяют беспрепятственно осуществлять инновационное развитие холдинга и осваивать широкий круг научных проектов с разной степенью риска. Такие компании более чувствительны к технологическим и рыночным трендам, они более гибкие и более инновационные, чем такие же по величине функциональные или матричные организации.

Кроме возможностей, заложенных в реализации организационных инноваций, потенциал холдинга в освоении рынка инноваций реализуется через инновации в сфере управления. Внедрение управленческих инноваций обусловлено необходимостью совершенствования технологий управления крупными компаниями. Острая конкуренция заставляет холдинговые корпорации искать оптимальные стратегии развития на рынке и совершенствовать

технологии управления бизнесом. Это обеспечивает развитие холдинга на базе инновационного менеджмента, активное применение методов которого позволит повысить эффективность деятельности компании, увеличить производительность труда, уменьшить управленческие расходы, что, в свою очередь, приведет к увеличению прибыли.

Инновационные технологии управления — это методы управления целостной структурой компании с использованием нововведений в основных функциях управления (организационная структура, развитие и мотивация персонала и т.д.), которые позволяют компании эффективно реализовывать собственную стратегию, повышать конкурентоспособность.

Специфика использования инновационных технологий управления в холдинге заключается в директивном способе внедрения управленческих инноваций. Экономическая эффективность управленческих инноваций может превосходить эффективность технологических инноваций при условии планомерного и целенаправленного их внедрения менеджментом компании [7].

Потенциал управленческих инноваций холдинга может быть реализован в следующих основных сферах менеджмента через формы управленческих инноваций, оптимальные для холдинговых структур.

1. Планирование и прогнозирование.

— роудмаппинг;

— сетевое планирование.

2. Экономический анализ:

— SWOT-анализ;

— маркетинговый анализ инновационных потребностей рынка;

— бенчмаркинг.

3. Инжиниринг инноваций.

4. Инновационная стратегия холдинга:

— разработка брэнд-стратегии холдинга;

— стратегия фронтирования рынка;

— мэрджер-стратегия на рынке инноваций.

5. Инновации в управлении персоналом:

— развитие персонала;

— мотивация персонала.

6. Инновации в информационном обеспечении менеджмента:

— систематизация управленческой информации на основе её научной группировка по наиболее важным для эффективного менеджмента основаниям;

— использование передовых информационных технологий, оптимизация и повышение эффективности имеющихся ИТ-ресурсов путем внедрения новых подходов к хранению, защите и управлению данными в виртуальных средах, освоении передовых технологии резервного копирования и защиты данных для традиционных и виртуальных инфраструктур, использовании новейших систем архивирования и управления жизненным циклом информации.

Использование инновационных возможностей холдинга для реализации его потенциала, а также стиль поведения компании на рынке определяют тип инновационной стратегии холдинга.

В научной литературе описаны несколько типов инновационной стратегии. Наступательные инновационные стратегии характерны для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Они свойственны малым инновационным организациям.

Оборонительные инновационные стратегии направлены на то, чтобы удержать конкурентные по-

зиции организации на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии — активизировать соотношение «затраты-результат» в инновационном процессе. Данный тип стратегии требует интенсивного проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Имитационные инновационные стратегии используются организациями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, которые не являются пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. Суть модели в том, что при производстве копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными организациями или организация-ми-лидерами [8].

Холдинговые структуры, как правило, придерживаются имитационного типа инновационной стратегии. Разработка инновационной стратегии в холдинге может осуществляться тремя путями:

— сверху вниз;

— снизу вверх;

— с привлечением специализированной консалтинговой организации.

В первом случае стратегический план разрабатывается в головной компании и как приказ доводится на все уровни управления в дочерние структуры. При разработке «снизу вверх» каждое подразделение холдинга (служба маркетинга, финансовый отдел, производственные подразделения, корпоративный инновационный центр (КИЦ) и др.) и дочерние компании разрабатывают свои рекомендации по составлению стратегического плана в объеме своей компетенции. Затем предложения поступают руководству головной компании, которое обобщает их и принимает окончательное решение. Это позволяет использовать опыт, накопленный в структурных подразделениях, непосредственно связанных с изучаемыми проблемами, и создает у работников впечатление общности всей организации в разработке стратегии. Кроме вышеперечисленных путей холдинг может воспользоваться услугами консультантов для выработки своей инновационной стратегии.

Таким образом, можно резюмировать, что цели холдингового объединения в отношении реализации инновационного потенциала отличаются по своей природе от других целей компании. В этом вопросе важны долгосрочные аспекты. Цели инновационного развития определяются балансом между финансовыми, ресурсными и организационными возможностями холдинга, накоплением научнотехнического задела и степенью необходимости и полноты удовлетворения текущих коммерческих потребностей компании.

Наибольшие инновационные возможности холдингов заложены в реализации нетехнологических инноваций, а именно в освоении организационных и управленческих инноваций через создание новых форм внутренней организации холдинга и использование передовых технологий управления крупными интегрированными структурами, позволяющими эффективно реализовывать собственную инновационную стратегию и обеспечивать устойчивый экономический рост компании.

Библиографический список

1. Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

5 ноября 2008 г. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 07.09.2011).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 07.09.2011).

3. Макконнелл, К. Р. Экономикс : Принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю ; пер. с англ. — Изд. 14-е. — М. : ИНФРА-М, 2004. - 972 с.

4. Giarratana M., Torrisi S., A. Pagano The Role of MNCs in the Evolution of the Software Industry in India, Ireland and Israel / A. Aurora, A. Gambardella, eds., From Underdogs to Tigers : The Rise andGrowthoftheSoftwareIndustryin SomeEmergingEconomies. -Oxford, Oxford University Press. — 2005.

5. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. — М. : Экономика, 1995. — 455 с.

6. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» [Электронный ресурс]. — URL: http:// ecsocman.hse.ru/text/33713698/ (дата обращения: 01.10.2011).

7. Рощина, Л. Н. Понятийно-терминологические конструкторы и уровни управления научно-инновационным потенциа-

ломпромышленности/Л.Н.Рош,ина//Экономическиенауки. — 2010. - № 11(72). - С. 150- 156.

8. Инновационный менеджмент в России. Вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Под ред. Г. Чертовой, В. Баковецкой. — М. : Наука, 2004. — 880 с.

ГЛУЩЕНКО Марина Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита.

Адрес для переписки: e-mail: glu_mar@mail.ru НАРЕЖНЕВА Ольга Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита.

Адрес для переписки: e-mail: narejneva@mail.ru РЯБОВА Наталья Юрьевна, старший преподаватель кафедры экономики и организации производства.

Адрес для переписки: e-mail: ntlru@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.01.2012 г.

© М. Е. Глущенко, О. В. Нарежнева, Н. Ю. Рябова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уДК 338 48(075) м. А. ГРИЦАЙ

д. п. маевский

Е. в. КУЛАГИНА

Омский государственный институт сервиса

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье приведена характеристика пространственных форм организации межтер-риториального и приграничного сотрудничества в сфере туризма стран-участников Единого экономического пространства, определены преимущества кластерной формы, обоснована классификация международных туристско-рекреационных кластеров, создаваемых в условиях ЕЭП, и выявлены функциональные перспективы их создания.

Ключевые слова: международное сотрудничество, туризм, Единое экономическое пространство, трансграничный туристско-рекреационный кластер, классификация, функциональные перспективы.

Экономическая зависимость государств на современном этапе находит отражение в двух ключевых тенденциях: глобализация мирового хозяйства и региональной и субрегиональной интеграции [1]. Современный этап региональной интеграции определяется формулой «открытого регионализма», составными частями которого выступают расширение сферы взаимной торговли, устранение барьеров, мешающих свободному движению капиталов, ресур-

сов и рабочей силы. Одной из форм экономической и политической интеграции России, Казахстана и Белоруссии на современном этапе является Единое экономическое пространство (далее ЕЭП), важнейшими целями формирования которого являются: эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики сторон в интересах повы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.