Научная статья на тему 'Развитие туризма в приграничных областях на основе кластерного подхода (на примере Смоленской области)'

Развитие туризма в приграничных областях на основе кластерного подхода (на примере Смоленской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
576
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ТУРИЗМ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Щербакова Светлана Александровна

Кластерный подход является наиболее комплексным и даёт возможность управлять развитием туризма во взаимодействии и взаимовлиянии различных факторов. В Смоленской приграничной области возникла бизнес-система малых и средних предприятий, формирующих туристский продукт. Главными задачами для эффективного функционирования и дальнейшего развития местного туристского кластера является повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта, уровня гостеприимства при обслуживании туристов; формирование положительного туристского имиджа региона и рекламно-информационное продвижение своих туристских брендов; создание условий развития туристской инфраструктуры и привлечение инвестиций в сферу туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Щербакова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TOURISM IN BORDER AREAS BASED ON THE CLUSTER APPROACH (ON THE EXAMPLE OF THE SMOLENSK REGION)

The cluster approach is the most comprehensive, which makes it possible to consider the development of tourism in the interaction and interference of various factors. The Smolensk border region is characterized by the emergence of a business system of small and medium-sized enterprises, forming a tourist product. The main tasks for the effective functioning and further development of the local tourist cluster is to improve the quality and competitiveness of the tourist product, as well as the level of hospitality in serving tourists; to form a positive tourist image of the region and to promote its tourist brands through promotional materials; to produce conditions for the development of tourism infrastructure; and to attract investment in the field of tourism.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма в приграничных областях на основе кластерного подхода (на примере Смоленской области)»

УДК 911

DOI: 10.18384/2310-7189-2018-4-90-98

развитие туризма в приграничных областях на основе кластерного подхода (на примере смоленской области)

Щербакова СА.

Смоленский государственный университет

214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4, Российская Федерация

Аннотация. Кластерный подход является наиболее комплексным и даёт возможность управлять развитием туризма во взаимодействии и взаимовлиянии различных факторов. В Смоленской приграничной области возникла бизнес-система малых и средних предприятий, формирующих туристский продукт. Главными задачами для эффективного функционирования и дальнейшего развития местного туристского кластера является повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта, уровня гостеприимства при обслуживании туристов; формирование положительного туристского имиджа региона и рекламно-информационное продвижение своих туристских брендов; создание условий развития туристской инфраструктуры и привлечение инвестиций в сферу туризма.

Ключевые слова: кластерный подход, туризм, приграничный регион, Смоленская область.

development of tourism in border areas based on the cluster approach (on the example of the smolensk region)

S. Shcherbakova

Smolensk State University

ul. Przheval'skogo 4,214000 Smolensk, Russian Federation

Abstract. The cluster approach is the most comprehensive, which makes it possible to consider the development of tourism in the interaction and interference of various factors. The Smolensk border region is characterized by the emergence of a business system of small and medium-sized enterprises, forming a tourist product. The main tasks for the effective functioning and further development of the local tourist cluster is to improve the quality and competitiveness of the tourist product, as well as the level of hospitality in serving tourists; to form a positive tourist image of the region and to promote its tourist brands through promotional materials; to produce conditions for the development of tourism infrastructure; and to attract investment in the field of tourism.

Key words: tourist cluster, cluster approach, tourism, border region, Smolensk region.

Постановка проблемы

Применение кластерного подхода в формировании туристского комплекса Смоленской области весьма своевременно и обоснованно с точки зрения получения синергетического эффекта от кооперации предприятий, входящих в ту© CC BY Щербакова С.А., 2018.

ристскую отрасль региона. Туристская отрасль априори имеет высокий потенциал кластеризации. Это объясняется тем, что для формирования туристского продукта используются разнообразные туристские ресурсы, туристская индустрия сопряжена с большим количеством смежных отраслей, а на региональном рынке присутствует достаточное количество функционально зависимых предприятий. Эффективное развитие туризма в Смоленской области будет связано с созданием и дальнейшим функционированием туристского кластера региона, а также с грамотным использова-

нием выгод приграничного положения территории. Целью нашего исследования было определение предпосылок и условий успешного формирования и развития туристского кластера в Смоленской области.

Результаты исследования

Первоначальное формирование туристского кластера в Смоленской области происходило в рамках синергетиче-ской модели кластера (см. рис.), которая реализуется в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства через региональные Центры кластерного развития.

Рис. Основные модели, применяемые в создании туристского кластера

Так, в декабре 2011 г. по инициативе муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области было подписано «Соглашение о сотрудничестве в сфере развития туризма» между Вяземским, Угранским, Новодугин-ским, Дорогобужским и Темкинским муниципальными районами. В начале 2012 г. к Соглашению присоединился Гагаринский район. В сентябре 2012 г. в рамках данного Соглашения был

создан «Восточный туристский кластер Смоленской области», основными задачами которого стали развитие брендов, благоустройство территорий, производство сувенирной продукции, развитие гостиничного бизнеса, повышение уровня предоставляемых услуг в музеях, гостиницах, кафе, ресторанах.

Опыт Восточного туристского кластера был проанализирован экс-

пертами, проводившими в 2014 г. исследования инвестиционного климата в Смоленской области, в рамках подготовки «Инвестиционной стратегии Смоленской области до 2025 года». По итогам данных исследований был предложен ряд мер, обеспечивающих благоприятные условия предпринимательской деятельности в регионе на основе создания территориальных отраслевых кластеров. В качестве приоритетных направлений был выделен и туристский кластер.

Туристский кластер в синергети-ческой модели рассматривается как сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усилив аю-щих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Для туристских кластеров данной модели характерны максимальная географическая близость, родство технологий, общность сырьевой базы и наличие инновационной составляющей [1]. Туристский кластер характеризуется наличием объединяющих участников кластера экономических интересов в одном или нескольких ключевых видах экономической деятельности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации [3].

В середине 2016 г. Смоленская область вошла в число 36 регионов России, в которых появились Центры кластерного развития (далее - ЦКР). На первой установочной сессии ЦКР

Смоленской области, которая состоялась 20 октября 2016 г., было подписано соглашение о создании «Композитного кластера». Следующими в рамках ЦКР были созданы «Кластер информационных технологий Смоленской области», объединяющий руководителей ИТ-компаний, преподавателей, студентов, фрилансеров, и «Льняной кластер», инициатором которого выступил ООО «Вяземский льнокомбинат».

В начале 2017 г. было принято решение о формировании «Туристского кластера», разработана и утверждена «Стратегия развития туристского кластера Смоленской области на 20172020 гг.»1, а также получена поддержка, в том числе и финансовая, в рамках программы Минэкономразвития РФ по развитию малого и среднего предпринимательства. В 2017 г. данную поддержку Минэкономразвития РФ получили всего шесть туристских кластеров в России: «Северная мозаика» (Республика Саха) и «Рязанский» (Рязанская область) образованные в 2011 г., кластеры Вологодской и Новгородской областей, образованные в 2014 г., туркластер Орловской области, образованный в 2016 г., и туркластер Смоленской области. Ещё сорок пять рекреа-ционно-туристских и авто-туристских кластеров в 35 субъектах Российской Федерации вошли в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

В рамках данной Федеральной программы используется вторая модель кластерообразования в туризме - инфраструктурная. Под туристским кластером в рамках инфраструктурной

1 Постановление Администрации Смоленской области от 25.08.2017 г. № 580.

модели понимается «укрупненный инвестиционный проект, включающий ряд функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по отдельным объектам капитального строительства в туристской сфере». Понятие туристского кластера сводится к созданию современной инфраструктуры, рассчитанной на прием туристов с рекреационными и культурно-познавательными целями, а также обслуживающей автотуристские потоки. Приоритет имеют инфраструктурные проекты стоимостью свыше 1 млрд. руб., реализация которых предполагается на принципах государственно-частного партнерства (на 1 рубль средств из федерального бюджета привлекается около 2,2 рубля внебюджетных инвестиций).

Смоленская область со значимой историей является одной из перспективных приграничных дестинаций. Стоит отметить, что ни один субъект Российской Федерации не характеризуется столь высокой территориальной доступностью для граждан Республики Беларусь, что создает предпосылки для развития как приграничного туризма, так в перспективе и международного туризма [8]. Отечественные и зарубежные исследователи выделяют следующие факторы, которые в разной степени влияют на развитие и функционирование приграничного туризма [4; 6; 7; 9]:

- степень открытости границ;

- соотношение цен;

- наличие и известность туристских достопримечательностей;

- качество предлагаемого туристского продукта;

- структура туристских предпочтений;

- навыки сервисных организаций при внедрении инноваций и качество человеческого капитала.

Богатое культурно-историческое наследие и природный потенциал Смоленщины дают возможность привлекать значительное число туристов [5]. В связи с этим классические виды туризма, такие, как природно-рекре-ационный и культурно-познавательный туризм, являются традиционно приоритетными для Смоленской области, проявляясь в следующих формах: событийный туризм (в том числе реконструкции битв и других исторических событий), исторический туризм (город Вязьма - столица государства царя Алексея Михайловича Тишай -шего; Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 19411945 гг.; Полет Гагарина); усадебный туризм и посещение мест жизни великих людей (Ю.А. Гагарин, Г.А. Потемкин, А.Т. Твардовский, А.С. Грибоедов, П.С. Нахимов, С.Т. Коненков, М.И. Глинка, Н.М. Пржевальский, Ю.В. Никулин, М.В. Исаковский и др.); религиозный туризм и паломничество (проект создания православного Центра всероссийского паломничества, включающий три муниципальных образования, который получил благословение Святейшего патриарха Кирилла) и др. На Смоленщине получают развитие и не совсем классические формы туризма, например, связанные с развитием неоязычества [2].

Но тем не менее итоги Национального туристского рейтинга-20171 пока-

1 Исследование, посвященное туристической привлекательности регионов РФ, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов, проводилось Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «От-

Таблица

Критерии и источники получения данных ежегодного Национального туристского рейтинга

Критерий Источники информации

1. Уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры: число мест в коллективных средствах размещения (гостиницах) региона Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики

2. Значимость туристской отрасли в экономике региона: доля занятых в сфере туризма и гостеприимства от общего населения региона Данные по среднесписочной численности работников предоставлены Федеральной службой государственной статистики. Процент рассчитывается путем деления общего количества работников на все население региона и умножается на 100%

3. Доходность отрасли туризма и гостеприимства региона: - доходы коллективных средств размещения; - объем платных туристских услуг населению; - оборот общественного питания Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики

4. Популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней: - число граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения; - число ночевок в коллективных средствах размещения Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

5. Популярность региона у иностранцев: численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики

6. Туристская уникальность: количество достопримечательностей, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, в том числе объекты ЮНЕСКО Данные предоставлены из Единого государственного реестра объектов культурного наследия

7. Экологическое «здоровье» региона: по объему экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

8. Криминогенная обстановка: количество совершенных преступлений на 1000 жителей региона. Данные предоставлены Министерством внутренних дел РФ. Рассчитывается путем деления общего количества совершенных преступлений на все население региона и умножается на 1000

9. Интерес к региону в интернете как к месту отдыха: количество запросов в поисковых системах об отдыхе в регионе Рассчитывается по количеству запросов за год в поисковой системе Яндекс по ключевым словам: «Отдых в + наименование региона»

10. Продвижение туристского потенциала региона в информационном пространстве: количество публикаций и сообщений в СМИ Рассчитывается по количеству публикаций в СМИ, в том числе на индексируемых новостных ресурсах, по ключевым словам: «Туризм в + наименование региона»

Ист.: данные сайта федерального общественного проекта «Национальный рейтинг»

дых в России» три раза - в 2015, 2016 и 2017 гг. Итоги рейтинга размещены на сайте федерального общественного проекта "Национальный рейтинг" (http://russia-rating.ru/info).

зали, что среди 85 субъектов Российской Федерации Смоленская область заняла 61 место, получив всего 45,4 балла из 100 возможных. Однако в

2016 г. положение Смоленской области в данном рейтинге было выше по списку - 57 место с общим количеством баллов 41,5. А в 2015 г. регион был практически в центре списка - 46 место с 37,8 баллами. Следует детально изучить причины отставания по каждому из критериев (см. табл.), используемых для оценки туристской привлекательности российских регионов, их туристского потенциала и популярности среди отечественных и иностранных туристов.

Среди основных проблем, сдерживающих рост конкурентоспособности туристского комплекса Смоленской области, можно выделить следующие:

- недостаточная последовательность и системность стратегического планирования развития туризма;

- отсутствие нормативной правовой базы стимулирования и поддержки развития сферы туризма и рекреации на региональном уровне;

- отсутствие межведомственного взаимодействия, а также специальной структуры в органах исполнительной власти и местного самоуправления, ответственной за развитие сферы туризма и рекреации;

- недостаточная проработанность для сферы туризма и рекреации области механизмов государственно-частного партнерства, отсутствие законодательной базы и финансовых механизмов поддержки инфраструктурных проектов;

- невысокий уровень развития инфраструктуры, слабая внутренняя и внешняя транспортная связность территории;

- наличие институциональных трансграничных барьеров, препятствующих въезду в Российскую Феде-

рацию из Республики Беларусь граждан третьих стран, в связи с этим нет значимого потока иностранных туристов в Смоленский регион;

- недостаточное использование инновационных методов создания регионального туристского продукта;

- отсутствие креативности и неопределённое позиционирование Смоленской области на российском и международном туристских рынках;

- невысокая научная изученность регионального туристского рынка, конкурентных туристских преимуществ Смоленской области не позволяет проводить системную политику развития туристско-рекреационного комплекса;

- недостаточное развитие системы подготовки кадров для туристско-ре-креационного комплекса, соответствующих современным требованиям и стандартам.

Среди главных принципов создания и поддержки туристского кластера Смоленской области можно выделить следующие:

- активное развитие государственно-частного партнерства;

- отсутствие барьеров входа в кластер (кроме неблагонадежной репутации);

- конструктивный диалог между властью и бизнесом;

- реализация проектов в интересах кластера, а не отдельного предприятия.

Можно выделить основные критерии формирования туристского кластера Смоленской области.

1. Концентрация участников на ограниченной территории.

2. Кооперация на горизонтальных уровнях и по вертикали цепочки

создания стоимости. Объединение усилий в одних плоскостях позволяет успешно конкурировать в других.

3. Координация деятельности участников как на основе самоорганизации так и при содействии «якорного» предприятия кластера.

4. Конкурентоспособность (внутренняя и внешняя, определяемая комплексом ресурсных факторов (природных, культурных, исторических, событийных, транспортных) и концентрацией туристских компаний).

На 2018 г. Центром кластерного развития для организации Туристского кластера Смоленской области получена финансовая поддержка в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства. Отдельное финансирование из регионального бюджета запланировано только в рамках Областных государственных программ «Развитие культуры и туризма в Смоленской области на 2014-2020 годы». Однако ряд Областных госу-

дарственных программ напрямую или косвенно направлены на реализацию мероприятий, влияющих на развитие туризма.

Заключение

Главными задачами для эффективного функционирования и дальнейшего развития туристского кластера Смоленской области являются следующие: повысить качество и конкурентоспособность туристского продукта, уровень гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма Смоленской области; сформировать положительный туристский имидж региона и способствовать рекламно-информационному продвижению туристских брендов Смоленской области на внутреннем и международном рынках; создать условия для развития туристской инфраструктуры и привлечения инвестиций в сферу туризма Смоленской области.

Статья поступила в редакцию 01.10.2018

литература

1. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51-61.

2. Евдокимов М.Ю., Евдокимова Е.В. Влияние неоязычества на современные формы и развитие туризма // Туризм и региональное развитие: сборник статей. Вып. 10. Смоленск: Универсум. 2017. С. 38-40.

3. Захарченко В.И., Осипов В.Н. Кластерная форма территориально-производственной организации. Ч. 1: Экономические кластеры как новая форма организации производства в регионе. Одесса: Фаворит, 2010. 122 с.

4. Катровский А.П., Ковалев Ю.П., Мажар Л.Ю., Щербакова С.А. Туризм в приграничных регионах: теоретические аспекты географического изучения // Балтийский регион. 2017. Т. 9. № 1. С. 113-126.

5. Мажар Л.Ю., Щербакова С.А. Развитие туризма в российско-белорусском приграничье: прикладные задачи и научный поиск // Региональные исследования. 2016. № 1 (51). С. 168-172.

6. Пирожник И.И. Туристские кластеры как форма активизации трансграничного сотрудничества // Туризм и региональное развитие: сборник научных статей. Вып. 9. Смоленск: Универсум, 2016. С. 11-19.

7. Федюкова Н.В. Экономическая эффективность туристского комплекса приграничного региона (на примере Псковской области): автореф. ... канд. эконом. наук. СПб., 2011. 21 с.

8. Щербакова С.А. Современные проблемы развития туризма в регионах // Региональные исследования. 2011. № 4. С. 146-148.

9. Schuhbert A. Touristische Destinationen als Cluster - eine Untersuchung zur wissensbasierten Wettbewerbsfähigkeit tourismusökonomischer Raumsysteme in Entwicklungsländern am Beispiel der Napo Province Ecuador: Dissertation Dr. phil. Universität Trier. 2013. 543 p.

references

1. Aleksandrova A.Yu. [Tourism clusters: content, boundaries, functioning]. In: Sovremennye problemy servisa i turizma, 2007, no. 1, pp. 51-61.

2. Evdokimov M.Yu., Evdokimova E.V. [The influence of neo-paganism in modern form and development of tourism]. In: Turizm i regional'noe razvitie: sbornik statei, no. 10. Smolensk, Universum Publ., 2017, pp. 38-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zakharchenko V.I., Osipov V.N. Klasternaya forma territorial'no-proizvodstvennoi organi-zatsii. Ch. 1: Ekonomicheskie klastery kak novaya forma organizatsii proizvodstva v regione [Cluster form of territorial production organization. Part 1: Economic clusters as a new form of organization of production in the region]. Odessa, Favorit Publ., 2010. 122 p.

4. Katrovskii A.P., Kovalev Yu.P., Mazhar L.Yu., Shcherbakova S.A. [Tourism in border regions: theoretical aspects of geographical research]. In: Baltiiskii region, 2017, vol. 9, no. 1, pp. 113-126.

5. Mazhar L.Yu., Shcherbakova S.A. [Tourism development in Russian-Belarusian borderland: applied problems and scientific research]. In: Regional'nye issledovaniya, 2016, no. 1 (51), pp. 168-172.

6. Pirozhnik I.I. [Tourism clusters as a form of fostering cross-border cooperation]. In: Turizm i regional'noe razvitie: sbornik nauchnykh statei, no. 9. Smolensk, Universum, 2016, pp. 11-19.

7. Fedyukova N.V. Ekonomicheskaya effektivnost' turistskogo kompleksa prigranichnogo re-giona (na primere Pskovskoi oblasti): avtoref. ... kand. ekonom. nauk [Economic efficiency of the tourist complex of the border region (on the example of Pskov region): PhD Thesis ... Economical Sciences]. SPb., 2011. 21 p.

8. Shcherbakova S.A. [Modern problems of development of tourism in the regions]. In: Regional'nye issledovaniya, 2011, no. 4, pp. 146-148.

9. Schuhbert A. Touristische Destinationen als Cluster - eine Untersuchung zur wissensbasierten Wettbewerbsfähigkeit tourismusökonomischer Raumsysteme in Entwicklungsländern am Beispiel der Napo Province Ecuador [Tourist destinations as clusters - a study on the knowledge-based competitiveness of tourism-economic spatial systems in developing countries using Napo Province Ecuador as an example]: Dissertation Dr. phil. Universität Trier. 2013. 543 p.

благодарности

Исследование проведено при поддержке РФФИ и Администрации Смоленской области в рамках проекта № 18-45-670001 «Транспортная связность и туристская освоенность приграничных с Республикой Беларусь российских регионов».

acknowledgments

This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research and the Administration of the Smolensk Region (Project No. 18-45-670001 "Transport connectivity and tourist development of Russian regions bordering the Republic of Belarus").

информация об авторе

Щербакова Светлана Александровна - кандидат географических наук, доцент кафедры географии Смоленского государственного университета; e-mail: sollos@mail.ru

information about the author

Svetlana A. Shcherbakova - PhD in Geographical Sciences, Associate Professor of the Department of Geography of the Smolensk State University; e-mail: sollos@mail.ru

правильная ссылка на статью

Щербакова С.А. Развитие туризма в приграничных областях на основе кластерного подхода (на примере Смоленской области) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2018. № 4. С. 90-98. DOI: 10.18384/2310-7189-2018-4-90-98

for citation

Shcherbakova S. Development of Tourism in Border Areas Based on the Cluster Approach (on the Example of the Smolensk Region). In: Bulletin of the Moscow State Regional University, Series: Natural Sciences, 2018, no. 4, pp. 90-98. DOI: 10.18384/2310-7189-2018-4-90-98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.