УДК 911
DOI: 10.18384/2310-7189-2018-1-77-85
формирование модели туристского кластера смоленской области: экономико-географический аспект
Щербакова СА.
Смоленский государственный университет
214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу - применению кластерного подхода как современного инструмента в формировании конкурентоспособного высокоразвитого туристского комплекса в регионах России. Автором изучены особенности, принципы, значимые критерии и факторы, проблемы и перспективы развития туристского кластера в Смоленском регионе. По итогам исследования сделан вывод, что создание и развитие туристского кластера Смоленской области позволит снизить степень влияния территориальных диспропорций и будет способствовать динамичному развитию индустрии туризма в регионе.
Ключевые слова: туризм, кластерный подход, конкурентоспособность, Смоленская область.
formation of the tourist cluster model
of the smolensk region: economic and geographical aspect
Shcherbakova S.A.
Smolensk State University
ul. Przhevalskogo 4,214000 Smolensk, Russian Federarion
Abstract. The paper is devoted to the topical issue, namely, the application of the cluster approach as a modern tool in the formation of a competitive highly developed tourist complex in the regions of Russia. The features, principles, significant criteria and factors, and problems and prospects for the development of the tourist cluster in the Smolensk region are studied. Using the results of the study, a conclusion is made that the creation and development of a tourist cluster in the Smolensk region will reduce the impact of territorial disparities and will contribute to the dynamic development of the tourism industry in the region.
Key words: tourism, tourist cluster, cluster approach, tourism competitiveness, regional development.
Подстановка проблемы
Концепции туристских кластеров становится центральной в процессе планирования развития туризма [2]. Смоленская область традиционно относится к регионам, для которых характерен недостаточно развитый уровень туристского комплекса. Итоги Национального туристского рейтинга за 2017 г. показали,
© Щербакова С.А., 2018.
что среди 85 субъектов Российской Федерации Смоленская область заняла 61 место, получив всего 45,4 балла из 100 возможных. Хотя в 2016 г. положение Смоленской области в данном рейтинге было выше по списку - 57 место с общим количеством баллов - 41,5; а еще в 2015 году регион был на 46 месте с 37,8 баллами [3]. Количество баллов увеличивается, а рейтинг снижается. Данная тенденция говорит о том, что другие регионы России развивают свой туристский потенциал гораздо активнее, чем Смоленщина.
Богатый природный и культурно-исторический потенциал Смоленской области привлекает туристов и экскурсантов, но образ региона как «спящей» туристской дестинации пока не способен конкурировать с соседними туристскими регионами-лидерами. В связи с этим, весьма актуальным представляется создание на основе кластерного подхода на территории Смоленской области конкурентоспособной высокоразвитой туристской индустрии, располагающей значительным потенциалом и способностью удовлетворять разнообразные потребности российских и иностранных граждан в туристских услугах, а также обеспечивающей значительный вклад в социально-экономическое развитие Смоленской области.
Целью настоящего исследования является выявление региональных особенностей формирования туристского кластере в Смоленской области и разработка основных атрибутов туристского кластера на основе синер-гетической модели кластера как катализатора для регионального развития. Задачи исследования включают обеспечение научно обоснованного под-
хода создания и развития туристского кластера Смоленской области; разработку основных маркетинговых стратегий, направленных на максимально эффективное продвижение турпро-дуктов туристского кластера на национальный, «внутрирегиональный» и внутренний рынки; выявление проблем и перспектив развития туристского кластера Смоленской области.
Результаты исследования
Смоленщина - уникальный регион России, который одновременно является пристоличным и приграничным. Смоленщина занимает благоприятное транзитное положение на ведущих транспортных коридорах Европейской России и характеризуется близостью к регионам с высокой плотностью населения и странам зарубежной Европы. Стоит отметить, что ни один регион Российской Федерации не характеризуется столь высокой территориальной доступностью для граждан Республики Беларусь, что создает предпосылки для развития как приграничного туризма, так в перспективе и международного туризма.
Развитие туризма происходит в условиях добрососедского сотрудничества. Сложилось взаимопонимание между представителями турбизнеса России и Беларуси в отношении реализации конкретных проектов в сфере туризма. В связи с этим, близость Республики Беларусь и наличие в ней развитой сети коммуникаций способствуют превращению города Смоленска в опорный центр приграничного туризма россиян в Республику Беларусь.
В последнее время белорусские туристы предпочитают сочетать куль-
турно-познавательные интересы пребывания на Смоленщине с деловыми целями, а также шопингом и развлечениями. Смоленскими туристскими фирмами разработаны одно-, двух-, трехдневных туры и тематические туристские маршруты по г. Смоленску и Смоленской области. Для привлечения молодёжи, воспитанной на «новой белорусской истории», становится актуальной разработка туристских программ по теме «Смоленщина и Великое Княжество Литовское». Платёжеспособные туристы из столицы Республики Беларусь туристский потенциал Смоленской области оценивают высоко, но пока предпочитают отдыхать в соседних Украине и Польше из-за грамотно разработанной диверсификации туристских предложений для различных категорий потребителей и соотношения цены и качества [4].
С учетом благоприятной экологической ситуации, эстетической привлекательности ландшафта, характера циркуляции атмосферы, высокой насыщенности объектами культурного наследия и транспортно-географиче-ского положения Смоленская область может превратиться в территорию массового туризма и рекреации для столичного региона, других ведущих российских агломераций и промышленных центров. Ежегодно Смоленскую дестинацию посещают более 280 тыс. туристов, большую часть которых составляют жители Москвы и Московской области. Традиционно туристы-индивидуалы из Москвы и Московской области посещают Смоленскую область в выходные дни или на праздники с культурно-познавательными и развлекательными целями. Но наиболее массовой целевой аудиторией,
которая может обеспечить значимые показатели туристского потока, являются московские школьники, которые заинтересованы в разнообразии интерактивных программ и квестов.
Среди основных конкурентов, которые оттягивают на себя московский туристский поток, можно назвать города Золотого кольца, Псковскую, Калужскую, Рязанскую и Тульскую области. В связи с этим для повышения туристской привлекательности региона для московского сегмента потребителей следует разработать комплекс новых туристских маршрутов с различными тематиками, в том числе и по не теряющей своей актуальности теме «Военно-патриотическая Смоленщина» и «Викинги на Смоленщине - путь из варяг в греки».
Уникальные территориальные особенности Смоленского региона, связанные с близостью к столице, определяют ещё два перспективных направления в развитии туристкой отрасли области - деловой туризм, сочетающий бизнес-мероприятия с качественным туристско-экскурсионным обслуживанием, и гастрономический туризм с акцентом на традиционной региональной кухне.
В начале 2017 г. было принято решение о формировании «Туристского кластера», назначен координатор кластера, разработана и утверждена «Стратегия развития туристского кластера Смоленской области на 2017-2020 годы» (утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 25.08.2017 г. № 580). Среди главных принципов создания и поддержки туристского кластера Смоленской области можно выделить следующие:
K4J
- активное развитие государственно-частного партнерства;
- реализация совместных кластерных проектов, инициатором которых является бизнес, а органы власти оказывают поддержку;
- отсутствие барьеров входа в кластер;
- конструктивный диалог между властью и бизнесом;
- реализация проектов в интересах кластера, а не отдельного предприятия.
Основными критериями и факторами развития туристского кластера Смоленской области являются: концентрация участников на ограниченной территории; комплексность; кооперация на горизонтальных уровнях и по вертикали цепочки создания стоимости; креативность; координация деятельности участников как на основе самоорганизации, так и при содействии управляющей компании
или «якорного» предприятия кластера; количество (критическая масса) предприятий кластера, обеспечивающих развитие и эффект масштаба; конкурентоспособность; конкуренция в ядре и периферии кластера, которая усиливается географической близостью и активизирует развитие его участников.
В ядро кластера (см. рис.) входят туроператоры, к основным задачам которых относятся: формирование привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям разных категорий туристов, а также продвижение и реализация турпро-дуктов, поддержание качества обслуживания. Именно эти ключевые предприятия туристского кластера реализуют наибольшую долю туристских услуг.
Рис. Классическая модель участников туристского кластера [1]
Основа кластера (первый уровень) - предприятия, обеспечивающие туристам транспортное обслуживание, питание, гостиничное обслуживание, отдых, лечение и развлечения. Организации, входящие в основу кластера, отражают особенность туристского потребления и при этом вызывают производный мультипликативный эффект: потребность для туриста в наличии транспортных услуг, жилья, питания, системы гостеприимства в целом, создания необходимых условий для проживания, питания, лечения, развлечений, образования, в новых впечатлениях.
Выделяются организации, оказывающие сопутствующие услуги, а также поддерживающие (обслуживающие) туристскую индустрию -периферия кластера (второй уровень). К ним относятся предприятия бытового обслуживания, проката, выставочные комплексы, компании, выпускающие сувениры, страховые организации, финансовые организации, предприятия розничной торговли и др. Особо выделяются услуги по подготовке и переподготовке кадров индустрии туризма, повышению квалификации работников сферы туризма и гостеприимства.
По согласованию в состав туристского кластера Смоленской области на начало 2018 г. вошли 27 участников, из них туристских компаний - 6, средств размещения - 10, предприятий общественного питания - 2, предприятий специализированных услуг - 3, государственных и общественных организаций - 4, образовательных организаций - 2.
Для становления и развития туристского кластера Смоленской области
предлагается поэтапная реализация основных тематических направлений деятельности кластера по четырём целевым блокам.
На первом этапе создания синер-гетической модели регионального туристского кластера необходимо:
1) оценить ресурсный потенциал Смоленской области;
2) определить его основные конкурентные преимущества на российском и международном туристских рынках;
3) провести туристское районирование на основе принципов природного, социально-экономического и организационно-инфраструктурного районирования;
4) необходимо наметить участки, в границах потенциальных туристско-рекреационных территорий, отличающихся каким-либо преимуществом;
5) определить туристскую специализацию района на основе выделенных преимуществ, а также его место в региональной системе туристской индустрии;
6) сформировать базовый круг потенциальных участников туристского кластера Смоленской области.
Для проведения последовательного и наиболее комплексного туристского районирования, на данном этапе предлагается разделить весь кластер на четыре условные туристско-рекреацион-ные территории. Туристский кластер Смоленской области рассматривается как объединение четырёх туристско-рекреационных территорий регионального значения (далее - ТРТ, см. табл.): «Восточной», «Центральной», «Северной» и «Южной».
Границы ТРТ на первом этапе достаточно условны и формируются
на основе границ муниципальных районов и их географического расположения относительно областного центра - города Смоленск. Так же, при формировании ТРТ учитывались возможности их сотрудничества с со-
седними областями и Республикой Беларусь. Для каждой туристско-рекреа-ционной территории на последующих этапах необходимо будет определить собственный вектор развития.
№ ТРТ «Восточная» «Центральная» «Северная» «Южная»
1 Районы, входящие в ТРТ Вяземский, Но-водугинский, Сычёвский, Гага-ринский, Темкин-ский, Угранский, Дорогобужский Краснинский, Смоленский, Кардымовский, город Смоленск Руднянский, Ве-лижский, Демидовский, Духовщин-ский, Ярцевский, Сафоновский, Холм-Жирковский Монастырщинский, Хиславичский, Починковский, Глинковский, Ель-ненский, Рославль-ский, Ершичский, Шумячский, город Десногорск
2 Основные виды туризма Культурно-познавательный туризм, религиозный туризм, событийный туризм, гастрономический туризм, водный туризм Культурно-познавательный туризм, событийный туризм, религиозный туризм, деловой туризм, археологический туризм, городской туризм Экологический туризм, лечебно-оздоровительный туризм, сельский туризм, рыболовный туризм, спортивный туризм, дачный туризм Культурно-познавательный, активный водный туризм, рыболовный туризм, религиозный туризм, промышленный туризм
3 Перспективные виды туризма Экологический туризм, рыболовный туризм дачный туризм Промышленный туризм, спортивный туризм, «красный» туризм, гастрономический туризм Приключенческий туризм, событийный туризм Событийный туризм
4 Основные туристские потоки: иностранные туристы ++ +++ ++ +
российские туристы +++ +++ ++ ++
жители Смоленской области ++ +++ ++ ++
Таблица
Характеристика туристских параметров туристско-рекреационных территорий регионального значения Смоленской области
Окончание таблицы
№ ТРТ «Восточная» «Центральная» «Северная» «Южная»
5 Потенциал роста Высокий Высокий Средний Средний
Ист.: составлено автором по данным Стратегии развития туристского кластера Смоленской области на 2017-2020 гг.
На втором этапе происходит создание модели туристского кластера.
В каждой из четырёх ТРТ на основе всесторонних исследований определяются варианты позиционирования территорий; центральные («якорные») объекты; приоритетные виды туризма; темы будущих проектов и маршрутов. Формирование туристского кластера также может осуществляться на базе благоприятной деловой среды, научных исследований и специализированной инфраструктуры.
На третьем этапе происходит формирование регионального туристского рынка за счёт образования вертикальных и горизонтальных связей, обеспечивающих успешную совместную деятельность предприятий сферы туризма, а также выбор форм государственно-частного партнерства. Определяются основные потребители услуг ТРТ, конкуренты и возможные партнёры по проектам. Формируются основные организационные, маркетинговые и продуктовые стратегии туристского кластера.
На четвёртом этапе проводится зонирование территории будущих субкластеров. В данном случае субкластер рассматривается как инфраструктурная кластерная модель или укрупнённый инвестиционный проект, формирующийся вокруг «якорных» объектов ТРТ. Обычно в пределах субкластера выделяются три зоны. Первая
зона - генератор и распределитель туристских потоков. Вторая - зона концентрации основных туристских объектов и маршрутов. Третья зона может выходить за пределы субкластера. Таким образом, в пределах туристского кластера Смоленской области создается сеть субкластеров (инфраструк-турно-инвестиционных проектов), как часть всей региональной турист-ско-рекреационной системы, обеспечивающей комплексный эффект от взаимосвязанного развития данных субкластеров.
На пятом этапе начинается про-ектно-аналитическая работа с каждым из инфраструктурно-инвестиционных проектов, выбранных для создания субкластеров, в соответствии с требованиями той государственной программы, на участие в которой претендует данный проект. На основе проектно-сметной документации происходит развитие объектов транспортной инфраструктуры, строительство и ремонт дорог, обеспечивающих досягаемость предлагаемых в рамках субкластеров мест размещения туристов и показа туристских достопримечательностей.
Определяющим фактором успеха развития кластера и привлечения частных инвестиций в возрастающих объемах на последующих этапах, будет информационная поддержка туристского кластера, его популяризация, осуществляемая с момента начала работ на
первом этапе финансирования за счет бюджетных средств. Далее следует наращивать темпы инвестирования, осуществляемого за счет негосударственных источников финансирования. Это возможно путем применения форм и методов государственно-частного партнерства. Временные сроки реализации каждого этапа определяется для всех четырёх ТРТ индивидуально, в зависимости от изученности и проработанности рассматриваемых на каждом этапе вопросов.
Выводы
Создание регионального туристского кластера в Смоленской области позволит повысить конкурентоспособность региональной экономики и упрочить позиции Смоленщины на национальном рынке туризма, путем планирования туристской деятельности на основе принципов устойчивого развития туризма, предусматривающие долгосрочные инвестиции в сферу туризма.
Статья поступила в редакцию 08.12.2017 г.
литература
1. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51-61.
2. Валеева С.В. Развитие концепции кластерного подхода в туризме // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 1. 2016. С. 116-130.
3. Спецпроекты // Национальный рейтинг [сайт]. - URL: http://russia-rating.ru/info/ category/отецпроекты (дата обращения: 27.01.2018).
4. Щербакова С.А. Формирование трансграничного туристского кластера в российско-белорусском приграничье // Туризм и региональное развитие: сборник научных статей. Смоленск: Универсум, 2017. С. 240-244.
references
1. Aleksandrova A.Yu. Turistskie klastery: soderzhanie, granitsy, mekhanizm funktsion-irovaniya [Tourism clusters: content, boundaries, and functioning]. In: Sovremennye prob-lemy servisa i turizma [Modern problems of service and tourism], 2007, no. 1, pp. 51-61.
2. Valeeva S.V. Razvitie kontseptsii klasternogo podkhoda v turizme [Development of the cluster approach concept in tourism]. In: Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and security], 2016, no. 1, pp. 116-130.
3. Spetsproekty [Special projects]. National rating [website].]. - URL: http://russia-rating.ru/ info/category/спецпроекты (request date 27.01.2018)
4. Shcherbakova S.A. Formirovanie transgranichnogo turistskogo klastera v rossiisko-belo-russkom prigranich'e [Formation of the trans-border tourist cluster in the Russian-Belaru-sian borderland]. In: Turizm i regional'noe razvitie: sbornik nauchnykh statei [Tourism and regional development: collection of scientific articles]. Smolensk, Universum Publ., 2017. pp. 240-244.
информация об авторе
Щербакова Светлана Александровна - кандидат географических наук, доцент кафедры географии Смоленского государственного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Shcherbakova S. Aleksandrovna - PhD in geographical sciences, associate professor at the Department of Geography of the Smolensk State University; e-mail: [email protected]
правильная ссылка на статью
Щербакова С.А. Формирование модели туристского кластера Смоленской области: экономико-географический аспект // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2018. № 1. С. 77-85 DOI: 10.18384/2310-7189-2018-1-77-85
FOR cITATION
Shcherbakova S.A. Formation of the tourist cluster model of the Smolensk region: economic and geographical aspect. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Natural sciences, 2018, no. 1, pp. 77-85 DOI: 10.18384/2310-7189-2018-1-77-85