Научная статья на тему 'Условия эффективной реализации туристских кластерных инициатив на территории Единого экономического пространства'

Условия эффективной реализации туристских кластерных инициатив на территории Единого экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / INTERNATIONAL COOPERATION / COMMON ECONOMIC SPACE / TOURISM CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грицай Мария Александровна, Маевский Дмитрий Павлович, Кулагина Евгения Викторовна

В статье дана классификация требуемых условий для эффективной реализации кластерных проектов в туризме на территории Единого экономического пространства. Охарактеризованы наднациональные, национальные и региональные условия эффективной кластеризации туристской экономики в рамках Единого экономического пространства. Обоснована ключевая роль и особенности региональных условий эффективной реализации туристских кластерных инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грицай Мария Александровна, Маевский Дмитрий Павлович, Кулагина Евгения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions for the efficient implementation of tourism cluster initiatives on the territory of a Common Economic Space

The paper presents the classification of the conditions required for the effective implementation of the cluster projects in tourism on the territory of a Common Economic Space. It is characterized by supra-national, national and regional conditions for effective clustering of tourist economy in the framework of the Common Economic Space. It substantiates the key role of regional conditions and characteristics of effective implementation of the tourism cluster initiatives.

Текст научной работы на тему «Условия эффективной реализации туристских кластерных инициатив на территории Единого экономического пространства»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

АХТУЛОВА Людмила Николаевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры электроэнергетики Тобольского индустриального института Тюменского государственного нефтегазового университета.

БЕРЕЖИНСКИЙ Александр Иванович, аспирант кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством» ОмГУПС.

Адрес для переписки: ahtulov-al1949@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.09.2012 г.

© А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, А. И. Бережинский

УДК 338.48(075) М. А. ГРИЦАЙ

Д. П. МАЕВСКИЙ Е. В. КУЛАГИНА

Омский государственный институт сервиса

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ НА ТЕРРИТОРИИ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье дана классификация требуемых условий для эффективной реализации кластерных проектов в туризме на территории Единого экономического пространства. Охарактеризованы наднациональные, национальные и региональные условия эффективной кластеризации туристской экономики в рамках Единого экономического пространства. Обоснована ключевая роль и особенности региональных условий эффективной реализации туристских кластерных инициатив.

Ключевые слова: международное сотрудничество, Единое экономическое пространство, туристский кластер.

В государственных программах стран-участни-ков Единого экономического пространства [1—3] туризм признаётся важнейшей сферой экономической деятельности, влияющей на рост экономики в целом, катализатором социально-экономического развития регионов, а кластерный подход является основополагающим в достижении целей и задач стратегии развития туризма. В частности, реализуемые программы развития туризма Республики Казахстан и России включают туристскую индустрию в число кластерных инициатив.

Кластеризация туристской экономики на территории Единого экономического пространства может быть как естественной формой интеграции экономических субъектов, в основе которой желание самих участников сформировать туристский кластер, так и искусственной [4, с. 80], когда инициатором выступает государство в лице органов власти соответствующего уровня управления. Но в любом случае для эффективной реализации туристских кластерных инициатив на территории ЕЭП должны быть сформированы определённые условия. На наш взгляд, всю совокупность требуемых условий целесообразно разбить на три основные группы: наднациональные условия; национальные условия; региональные условия.

Наднациональные условия эффективной реализации туристских кластерных инициатив на территории Единого экономического пространства — это общие для стран-участников экономические, поли-

тические, нормативно-правовые и прочие условия, способствующие интеграции экономических субъектов на рынке туристских услуг ЕЭП. В первую очередь формирование благоприятных наднациональных условий для интеграции экономических субъектов общего туристского рынка следует связывать с созданием договорно-правовой базы ЕЭП.

На современном этапе создания договорноправовой базы ЕЭП стабильному развитию общего туристского рынка и эффективной реализации туристских кластеров способствует заключение ряда международных соглашений стран-участников ЕЭП (табл. 1), обеспечивающих свободу перемещения капитала (человеческого, финансового, материального), товаров и услуг.

Формирование международных трансграничных туристско-рекреационных кластеров в условиях ЕЭП является эффективной моделью пространственной организации межтерриториального и приграничного международного сотрудничества на рынке туристских услуг [4, с. 81], однако реализация кластерных инициатив требует создания правовых условий, способствующих привлечению иностранного капитала и защите иностранных инвестиций на территории страны-участника ЕЭП. На сегодняшний день между РФ и Республикой Казахстан действуют такие двусторонние договоры, как Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от

Соглашения стран-участников, способствующие эффективной реализации туристских кластерных инициатив на территории ЕЭП

Соглашение Основные положения, способствующие реализации туристских кластерных инициатив

1. Предоставление национального режима доступа на рынок услуг (с учетом ограничений, предусмотренных индивидуальным национальным перечнем для каждой из Сторон).

2. Отсутствие ограничений (за исключением ограничений, предусмотренных индивидуальным национальным перечнем для каждой из Сторон) в отношении: формы учреждения юридического лица, в том числе организационно-правовой формы; числа создаваемых, учреждаемых и (или) приобретаемых юридических лиц, филиалов или представительств, регистрируемых индивидуальных предпринимателей; приобретаемых объёма доли в капитале или степени контроля над юридическим лицом; операций учрежденного, созданного, приобретенного или контролируемого юридического лица, филиала, представительства, зарегистрированного индивидуального предпринимателя в ходе осуществления ими деятельности в форме квоты, теста на экономическую целесообразность или в любой иной количественной форме.

3. Отсутствие ограничений в отношении лиц любой другой Стороны, связанных с наймом работников в отношении деятельности учрежденного, созданного, приобретенного или контролируемого юридического лица, филиала, представительства, зарегистрированного индивидуального предпринимателя (за исключением ограничений, предусмотренных индивидуальным национальным перечнем для каждой из Сторон).

Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах-участни-ках Единого экономического пространства 4. Если в отношении учреждения и (или) деятельности на территории Стороны применяется лицензирование, такой Стороне необходимо обеспечить: доведение до общего сведения наименования компетентных органов власти; отсутствие у лицензионной процедуры функции ограничения на учреждение или деятельность; отсутствие необоснованных барьеров для деятельности в виде лицензионных требований, напрямую связанных с правом на осуществление деятельности; отражение всех лицензионных процедур и требований в нормативных правовых актах; публикацию таких нормативных правовых актов до даты их вступления в силу; соблюдение лицензирующими органами сроков принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, предусмотренных в нормативных правовых актах (но в любом случае обеспечить принятие решения не позднее 30 дней с даты получения заявления на выдачу лицензии); установление обоснованной величины сборов, взимаемых в связи с представлением и рассмотрением заявления на выдачу лицензии, исходя из затрат лицензирующего органа; отсутствие у таких сборов функции ограничения для учреждения и деятельности; действие выдаваемой лицензии на всей территории Стороны.

5. Стороны стремятся к унификации своего национального законодательства.

6. Предоставление в отношении приватизации лицам другой Стороны режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый своим собственным лицам.

7. Соблюдение на территории Стороны принципа равенства (отсутствие привилегий, прав, обязанностей) и недискриминации (в зависимости от гражданства, места регистрации, организационно-правовой формы или формы собственности) между лицами, в капитале которых участвует государство этой Стороны или которые контролируются государством этой Стороны, и иными участниками (за исключением случаев, когда деятельность таких лиц, в капитале которых участвует государство, или контролируемых государством, направлена на решение задач социальной политики государства данной Стороны).

О согласованных принципах валютной политики Использование национальных валют стран-участников во взаимных расчётах. Введение единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуск банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмена ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.

Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей Трудящимся-мигрантам не требуется получение разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон. Соглашение предусматривает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон. Правовой режим в части трудоустройства, вознаграждения, социального обеспечения, других условий труда и занятости и пр. определяется законодательством государства трудоустройства.

О создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала На валютном рынке осуществляются следующие меры: создание эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами Сторон; гармонизация принципов и правил установления обменных курсов национальных валют Сторон. На рынке ценных бумаг осуществляются следующие меры: гармонизация законодательства Сторон в области регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; гармонизация требований к процедуре эмиссии (порядку выпуска) ценных бумаг эмитентов Сторон; гармонизация требований законодательства Сторон к размещению и обращению ценных бумаг иностранных эмитентов на национальных рынках. В сфере страхования осуществляются следующие меры: гармонизация страхового законодательства Сторон, а также требований и подходов к страховому надзору и регулированию страховой деятельности с учетом положений международных правил и стандартов; сотрудничество в области сближения регулятивных норм в сфере обязательного страхования, перестрахования, посреднической деятельности при осуществлении страхования; согласование единых требований по защите прав и интересов потребителей страховых услуг; согласование единых принципов и подходов к определению платежеспособности и финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

О единых принципах и правилах конкуренции Соглашение направлено на формирование Сторонами единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала, обеспечение свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории государств-участников Таможенного союза, гармонизацию законодательства Сторон в области конкурентной политики и недопущения действий, способных оказать негативное влияние на взаимную торговлю Сторон. Соглашение предусматривает установление единых принципов и правил конкуренции, обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территории Сторон и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон. Предусмотрены следующие принципы конкуренции: принцип равенства в применении норм конкурентного законодательства; принцип недопустимости антиконкурентных действий органов власти; принцип обеспечения эффективного контроля за экономической концентрацией; принцип эффективного администрирования; принцип эффективности санкций за совершение антиконкурентных действий; принцип информационной открытости; принцип эффективного сотрудничества. Оговариваются единые правила конкуренции: запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (субъектов рынка); соглашения, которые могут быть признаны допустимыми; запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением; запрет на недобросовестную конкуренцию; штрафные санкции за нарушение правил конкуренции.

О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности Каждая Сторона обязуется зафиксировать в своем национальном законодательстве положения о предоставлении физическим и юридическим лицам, результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации государств других Сторон такого же уровня охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, какой она предоставляет своим физическим и юридическим лицам, результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации на своей территории в объеме, предусмотренном настоящим Соглашением и в рамках международных обязательств Сторон. Стороны могут применять в своем национальном законодательстве такие нормы, которые будут обеспечивать больший уровень охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, чем те, которые содержатся в настоящем Соглашении, при условии, что они не будут противоречить положениям настоящего Соглашения.

Соглашение о государственных (муниципальных) закупках 1. Предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования (в исключительных случаях Стороны могут на срок не более двух лет в одностороннем порядке законодательством государства Стороны устанавливать изъятия из национального режима). 2. Обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок, осуществляемых в том числе посредством создания веб портала каждой Стороной с беспрепятственным и бесплатным доступом к информации о закупках, обеспечивающего максимально широкий поиск информации. 4. Установление ограниченного числа электронных торговых площадок (электронных площадок), на которых могут проводиться закупки. 5. Обеспечение беспрепятственного предоставления потенциальным поставщикам электронной цифровой подписи для участия в закупках, проводимых в электронном формате (форме).

О согласованной макроэкономической политике Обеспечение макроэкономической стабильности и развития экономики Сторон для углубления интеграции в рамках Единого экономического пространства; формирование единых принципов функционирования экономики Сторон и обеспечение их эффективного взаимодействия; согласование параметров основных макроэкономических показателей Сторон для повышения устойчивости экономического развития и создания условий перехода на более высокие ступени экономической интеграции; разработка общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития Сторон.

Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики Обеспечение доступа потребителей государств Сторон к услугам железнодорожного транспорта при осуществлении перевозок по территории государства каждой Стороны на условиях не менее благоприятных, чем условия, созданные для потребителей государства этой каждой Стороны. Обеспечение условий для доступа организаций железнодорожного транспорта государства одной Стороны на внутренний рынок услуг железнодорожного транспорта государства другой Стороны. Унификация тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по территории государств своих Сторон по видам сообщений (экспортный, импортный и внутригосударственный тарифы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов).

Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации 1. Стороны проводят согласованную политику в области технического регулирования. 2. Стороны обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Таможенного союза требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия. 3. В целях обеспечения сопоставимости результатов оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза Стороны проводят согласованную политику, направленную на обеспечение единства измерений.

уплаты налогов на доход и капитал. Между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь действует соглашение «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество».

Национальные условия эффективной реализации туристских кластерных инициатив предполагают создание соответствующих благоприятных нормативно-правовых, экономических и организа-

ционно-административных условий в рамках реализуемой национальной экономической политики и стратегии и национального законодательства для развития интеграционных форм предпринимательства в сфере туризма и привлечения иностранного капитала стран-участников ЕЭП. Во многом национальные условия определяются действующим «национальным режимом».

Отправной точкой в процессе формирования отмеченных благоприятных национальных условий

является признание кластерного подхода в качестве ключевого в стратегиях социально-экономического развития стран-участников ЕЭП. В дальнейшем формирование национальных условий следует связывать с реализацией кластерной политики, предусматривающей: создание механизмов методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров; координацию деятельности органов исполнительной власти, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики; снижение административных барьеров; определение инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников, в том числе предоставление налоговых льгот; осуществление целевых инвестиций в развитие инфраструктуры кластеров; предоставление информационной поддержки бренда кластера для привлечения иностранных инвестиций и содействия экспорту товаров и услуг, производимых на территории кластера; координацию и фокусирование мероприятий экономической политики (политики привлечения инвестиций, политики развития экспорта, инновационной и технологической политики, политики развития отраслей экономики, политики поддержки малого и среднего предпринимательства) с учётом приоритетов развития кластеров; интеграцию концепций, стратегий и программ развития кластеров и концепций, стратегий, программ развития на федеральном уровне.

Так, например, на территории Российской Федерации реализации туристских кластерных инициатив способствуют следующие меры, предпринятые для формирования «национального кластерного режима»:

— разработка и утверждение методических рекомендаций по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утверждены Минэкономразвития РФ 26.12.2008) [5];

— разработка и утверждение Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» [1], в основу которой положен кластерный подход;

— принятие Федерального закона №116-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [6], предусматривающего создание туристско-рекреационных особых экономических зон и определяющего возможность объединения особых экономических зон в кластер. Потенциал особых экономических зон (финансирование развития инфраструктуры из бюджетных источников, льготный налоговый режим, возможность привлечения крупных компаний) может использоваться для реализации кластерных инициатив и, более того, туристско-рекреационные зоны используются в качестве «пилотных» проектов развития туристских кластеров [5];

— формирование механизмов финансирования проектов развития кластеров и налогового регулирования участников кластеров. Следует понимать, что набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников ограничен. На сегодняшний день важным механизмом финансирования являются средства государственных институтов развития — Инвестиционного фонда, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонда развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, программный механизм государственного финансирования, а также пре-

дусмотренная налоговым кодексом возможность предоставления инвестиционного налогового кредита. Что касается налогового регулирования, налоговые льготы предусмотрены только для резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединяемых решением Правительства РФ в кластер: с 1 января 2012 г. до 1 января 2023 г. устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов, а по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ — не выше 13,5 процента (при наличии раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в указанных ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами таких ОЭЗ); страховые взносы для резидентов, осуществляющих выплаты физическим лицам, по совокупному тарифу составляют 14 процентов (переходный период до 2017 г.), из которых 8 процентов зачисляются в Пенсионный фонд, 2 процента — в Фонд социального страхования и 4 процента — в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

— обеспечение правовых гарантий иностранных инвестиций. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» [7] предусматривает предоставление следующих гарантий: гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ; гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (не распространяется на отношения, связанные с осуществлением туристско-рекреационной деятельности резидентами ОЭЗ); гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями; гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации; гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором; гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм; гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции; гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг; гарантия участия иностранного инвестора в приватизации; гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

К региональным условиям реализации туристских кластерных инициатив на территории ЕЭП, в первую очередь, следует отнести наличие потенциала туристской кластеризации региона. Потенциал туристской кластеризации определяется наличием у региона базирования туристского кластера конкурентных преимуществ для его эффективного развития: выгодного географического положения; наличия и доступности туристско-рекреационного потенциала или наличия высокозагруженных фе-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

деральных трасс и мест, приближенных к центрам притяжения туристов; наличие конкурентоспособных предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, способных составить «ядро кластера» и др. Перечисленные условия являются своего рода базисом эффективной реализации кластерных инициатив. Роль «надстройки» должны выполнять целенаправленно формируемые в рамках реализуемой региональной экономической политики и стратегии благоприятные нормативноправовые, экономические и организационно-административные условия для развития интеграционных форм предпринимательства, международного межтерриториального и приграничного сотрудничества стран-участниц ЕЭП в сфере туризма и привлечения иностранного капитала.

Подводя итог, следует отметить, что при сформировавшихся наднациональных и активно формирующихся национальных условиях эффективного осуществления туристских кластерных проектов на территории ЕЭП ключевая роль отводится региональным условиям и, в первую очередь, организационно-административным, учитывая, что нормативно-правовые и экономические условия в регионе априори не могут быть хуже национальных. Создание и совершенствование таких условий, особенно конкретизация механизма и процедур создания кластеров, — прерогатива региональных органов власти при активном участии бизнес-аудитории.

Библиографический список

1. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы) : федер. целевая программа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.admin-smolensk.ru (дата обращения: 04.09.2011).

2. Программа развития перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010 — 2014 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.tursport.akmol.kz (дата обращения: 05.06.2013).

3. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 — 2015 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.government.by (дата обращения: 05.06.2013).

4. Грицай, М. А. Функциональные перспективы создания туристско-рекреационных кластеров в условиях Единого экономического пространства / М. А. Грицай, Д. П. Маевский, Е. В. Кулагина // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2012. — № 4 (111). — С. 78 — 81.

5. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 №20615-ак/д19) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.base.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2013).

6. Об особых экономических зонах в Российской Федерации : федер. закон от 22.07.2005 №116-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.base.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2013).

7. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : федер. закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.base.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2013).

ГРИЦАИ Мария Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Гостиничное дело».

МАЕВСКИИ Дмитрий Павлович, кандидат экономических наук, доцент (Россия), и.о. ректора. КУЛАГИНА Евгения Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой «Гостиничное дело».

Адрес для переписки: grihome@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.06.2013 г.

© М. А. Грицай, Д. П. Маевский, Е. В. Кулагина

Книжная полка

657/Л22

Лантушенко, Л. С. Бухгалтерский учет и анализ : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Л. С. Лантушенко, Т. В. Телятникова ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. - 1 о=эл. опт. диск ^^ОМ)

Учебное электронное издание представляет собой учебное пособие в схемах и таблицах, в котором раскрыты теоретические основы бухгалтерского учета, вопросы организации и техники ведения учета денежных средств, основных средств, материалов, затрат на производство, готовой продукции и финансовых результатов; приведена информация о роли и значении экономического анализа в управлении предприятием. Предназначено студентам очной и заочной дистанционной формы обучения по направлениям: 080100.62 «Экономика», 080400.62 «Управление персоналом», 080200.62 «Менеджмент», 230700.62 «Прикладная информатика».

ББК 65.01/Ч-58

Чибикова, Т. В. Экономика недвижимости : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Т. В. Чибикова ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM)

В учебном электронном издании приведены основные концепции понимания недвижимости на современном этапе исследований. Рассмотрен термин «недвижимость» как с юридической позиции, так и с экономической. Наибольшее внимание уделяется рыночному подходу, известным методикам анализа рынка, в частности, методикам оценки стоимости недвижимости. Предназначено для студентов направления 081000 «Экономика», а также может быть полезно для аспирантов и преподавателей экономических вузов, слушателей школ бизнеса, экономистов, менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.