Научная статья на тему '«Провалы рынка» в инновационной сфере: характеристика проблем и меры, направленные на их устранение'

«Провалы рынка» в инновационной сфере: характеристика проблем и меры, направленные на их устранение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
511
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПРОВАЛЫ РЫНКА" / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мидюк О. Н., Корчемкина К. Ю.

Сегодня общепризнано, что у любого общества, стремящегося к устойчивому прогрессу, нет иного выбора, кроме движения по пути развития инновационной экономики. Производство и коммерческая реализация знаний и технологий – главное из того, что может обеспечить стране конкурентоспособность, а, следовательно, экономическую мощь, независимость и благосостояние граждан. Но инновационная экономика сопряжена с большими экономическими рисками, которые, в свою очередь, нередко приводят к «провалам рынка». Целью нашего исследования является детальное рассмотрение такого явления, как «провалы рынка» в инновационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Провалы рынка» в инновационной сфере: характеристика проблем и меры, направленные на их устранение»

Новый университет. 2012. № 11 (21).

ISSN 2221-7347

УДК 338

О.Н. Мидюк, К.Ю. Корчемкина

«ПРОВАЛЫ РЫНКА» В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ: ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ И МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИХ УСТРАНЕНИЕ

Сегодня общепризнано, что у любого общества, стремящегося к устойчивому прогрессу, нет иного выбора, кроме движения по пути развития инновационной экономики. Производство и коммерческая реализация знаний и технологий - главное из того, что может обеспечить стране конкурентоспособность, а, следовательно, экономическую мощь, независимость и благосостояние граждан. Но инновационная экономика сопряжена с большими экономическими рисками, которые, в свою очередь, нередко приводят к «провалам рынка». Целью нашего исследования является детальное рассмотрение такого явления, как «провалы рынка» в инновационной сфере.

Ключевые слова: «провалы рынка», инновации, инновационная активность, инновационный потенциал, механизм государственного регулирования, финансирование.

Изучение «провалов рынка», их источников и последствий для экономики и общества в целом представляет определенный интерес для современной фундаментальной экономической теории, прикладных теорий экономического регулирования, практической деятельности государства как центрального экономического регулятора.

Провалы рынка (market failures) - это набор конкретных рыночных условий, связей и отношений, в рамках которых рыночная конкуренция не способствует достижению экономического оптимума.

В инновационной сфере рыночное «фиаско» предопределено неявными связями продавцов и покупателей, потребностью в значительных финансовых ресурсах, что объективно сдерживает функционирование частного капитала, низкой эффективностью многих инновационных проектов при существующих системах охраны интеллектуальной собственности, высоким риском и отдаленностью получения результата во времени. Кроме того, инновационная деятельность может вызывать как положительные, так и отрицательные внешние эффекты. Примером отрицательных экстерналий служит увеличение риска техногенного и социального характера в ходе или в результате проведения исследований и разработок. Необходимость присутствия государства на рынке инноваций не только в качестве продавца или покупателя наукоемкой продукции диктуется именно спецификой инновационного процесса. Чисто рыночные критерии не способны обеспечить оптимальное развитие этой сферы.

В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научнотехнического потенциала, его развития и поддержки, а также мероприятий по стимулированию инновационной активности регионов и страны в целом. Меры, на наш взгляд, способствующие предотвращению появления «провалов» рынка в инновационной сфере представлены на рисунке 1.

Из-за недостаточной конкурентоспособности инновационные предприятия России ориентированы преимущественно на удовлетворение спроса российских потребителей. Низкая в целом результативность инноваций заметно ослабляет конкурентные позиции российских производителей на внешних рынках. Таким образом, недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Судя по всему, эти процессы необратимо ведут к потере Россией своего инновационного потенциала, а, следовательно, к неизбежным провалам рынка в инновационной сфере.

Необходимость компенсации провалов в сфере инноваций диктует основные задачи государственных и квазигосударственных институтов поддержки прикладных инноваций, состоящие в снижении инновационных рисков частных инвесторов; инноваций на ранних (бесприбыльных) стадиях разработок; помощи малому и среднему инновационному предпринимательству; обеспечении горизонтальной координации между научными организациями, инновационными фирмами и бизнесом.

© Мидюк О.Н., Корчемкина К.Ю., 2012.

74

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Рис. 1. Меры, способствующие предотвращению появления «провалов» рынка в инновационной сфере

Инструменты, используемые государственными институтами поддержки прикладных инноваций, делятся на финансовые и административные. К финансовым инструментам относятся гранты, условно возвращаемые займы, гарантии и страхование, долевое участие [1]. Схема использования инструментов для решения основных задач поддержки прикладных инноваций представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема использования инструментов для решения основных задач поддержки прикладных инноваций

75

Новый университет. 2012. № 11 (21).

ISSN 2221-7347

Долевое участие государственных и квазигосударственных институтов в венчурных фондах либо в капитале инновационных фирм основано на следующих принципах:

- эффекта рычага (важно, чтобы вложения государственных средств в бизнес венчурных фондов или фирм были достаточными для привлечения значительного числа частных инвесторов);

- непропорционального возврата (государство вкладывает сопоставимые с частным бизнесом средства, но возвращает только небольшую часть полученной прибыли);

- «тыловой» зашиты (если государство будет принимать на себя большое количество рисков, то это побудит частных инвесторов к принятию необдуманных решений). Поэтому условия участия государства должны предусматривать защиту фондов и инновационного бизнеса только от катастрофических убытков, но не от убытков вообще.

Административные инструменты включают: информационную поддержку инноваций; кадровое обеспечение инновационных компаний и вспомогательной инфраструктуры; создание инфраструктуры рынка инноваций, в том числе биржевых площадок, на которых котируются акции инновационных фирм, высокотехнологичных компаний и венчурных фондов; юридическую поддержку по вопросам авторского права, процедуры регистрации инновационных фирм, подготовки и заключения контрактов [1].

Инструменты управления рисками представляют собой набор следующих средств и мероприятий:

1) четкое определение приоритетов развития инноваций;

2) моделирование и планирование ожидаемых результатов деятельности субсидируемых государством фондов;

3) диверсификация структуры вложений государственных и квазигосударственных институтов поддержки инноваций;

4) поддержка инноваций при помощи бизнес-посредников;

5) обеспечение комплексности сопровождения инноваций на всех этапах;

6) мониторинг и оперативная оценка полученных результатов.

Надо заметить, что в настоящее время в Российской Федерации идет достаточно бурный процесс формирования региональных инновационных систем. Данный процесс заключается:

в выработке регионального нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности;

в разработке стратегий, программ и проектов инновационного развития;

в создании элементов инновационной инфраструктуры.

Как правило, региональные законы об инновационной деятельности носят разъяснительный характер, включая определения, относящиеся к инновациям, и основные положения региональной инновационной политики, однако успешные программы и проекты инновационной направленности создают в регионе особый инновационный климат. Поэтому, в современных условиях важными факторами, определяющими инновационную активность субъектов Российской Федерации, являются уровень развития инновационной инфраструктуры, наличие и бюджет инновационных программ и проектов, уровень развития малого предпринимательства, особенно в сфере инноваций и высокотехнологичных услуг, а также другие аспекты, характеризующие инновационный климат на территории региона.

Важное значение для экономического развития региона имеет содержание региональной инновационной политики, особенно в тех регионах, для которых накопленный научнотехнический потенциал является серьезным конкурентным преимуществом. В этой связи, для оценки уровня инновационной активности субъектов Российской Федерации очень важно учитывать мероприятия, реализуемые в рамках региональной инновационной политики, прежде всего, объемы финансирования программ развития инновационной деятельности, в том числе, в рамках программ социально-экономического развития региона, а также показатели затрат на инновации предприятий и организаций [2].

В современной российской экономике накоплено немало различных проблем, требующих безотлагательных решений. Одной из них является значительная активизация инновационной активности, которая позволила бы повысить эффективность всего общественного производства, сократить существенное отставание от более развитых в инновационном развитии стран мира, успешней решать социально-экономические вопросы, результативней справляться с проблемами, возникшими в условиях кризиса, повысить конкурентоспособность национальной экономики [2].

76

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Несмотря на имеющуюся нормативно-правовую базу, основанную на ряде региональных законов, инновационная активность в регионах не соответствует современным потребностям. Потенциал инновационного развития различных регионов России значительно отличается, и в целом в динамике его развития в последние годы существенных изменений не наблюдается. В этих условиях необходимо разработать такую концепцию региональной инновационной политики, в результате реализации которой возможно существенно повысить удельный вес организаций, осуществляющих разработку и использование инноваций, долю инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, производительность труда, а также долю высокотехнологичных товаров в экспорте региона.

На сегодняшний день не выработан четкий законодательный механизм взаимодействия субъектов инновационной деятельности. Формирование инновационной политики регионов происходит в условиях незавершенности законодательной базы в инновационной сфере. Необходим Федеральный закон «О государственной поддержке инновационной деятельности», учитывающий отраслевые виды деятельности и участие всех органов исполнительной власти в направленном стимулировании и регулировании инновационной деятельности, а главное - четко определяющий понятие «инновационная деятельность».

Для реализации существующего потенциала области законодательство должно создавать условия:

1) формирования эффективных механизмов коммерциализации и внедрения в производство результатов научно-технической деятельности, полученных за счет или с привлечением средств федерального бюджета;

2) достаточного объема финансирования инновационных программ;

3) государственного стимулирования, прежде всего налогового, развития инновационной деятельности;

4) функционирования четкого механизма взаимодействия субъектов инновационной деятельности.

Механизмом инновационной политики могут служить экономические регуляторы и финансовые инструменты государственной поддержки. На наш взгляд, именно региональное законодательство должно быть направлено на стимулирование инновационной деятельности.

На первом этапе следует создать нормативную правовую базу региональной инновационной деятельности и, прежде всего, разработать и принять законы об инновационной деятельности в регионе.

На втором этапе активизации инновационной политики следует предусмотреть создание условий, стимулирующих инновационную деятельность в регионах:

- ввести льготную арендную плату за использование производственных площадей малыми и средними инновационными предприятиями;

- уменьшить ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, если выручка от реализации инновационной деятельности составляет более установленного процента от выручки предприятия, и др.

Подобные законы позволят решить ряд задач, связанных с инвестированием финансовых средств и улучшением механизма кредитования инновационных проектов, формированием инновационно-инвестиционного рынка для инвесторов и кредиторов, реализацией средних и крупных наукоемких проектов.

Особое внимание следует уделить инновационному малому предпринимательству, которое должно быть не только федеральным приоритетом, но и приоритетом для региональных и муниципальных органов власти субъектов Российской Федерации. Региональная политика поддержки малого предпринимательства должна быть нацелена на создание благоприятных условий для его развития, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект, присущий инновационной экономике.

Механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур, создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Одной из главных целей регионов является рост конкурентоспособности и поддержание высокого уровня жизни людей за счет применения эффективных технологий, инновационных механизмов, постоянного роста квалификации кадров.

Для определения наиболее существенных направлений регулирующих воздействий необходимо рассмотреть парадигмы функционирования государственных региональных структур, осуществляющих управление бюджетной политикой в стимулировании инноваций. Располагая

77

Новый университет. 2012. № 11 (21).

ISSN 2221-7347

ресурсами, регион может регулировать использование инвестиций, содействовать улучшению внутреннего инвестиционного климата, обеспечивать формирование механизмов многоканального финансирования инновационной деятельности. Ориентиром для инвесторов должна служить долгосрочная стратегия инновационного пути развития, обеспечивающая получение конкурентоспособных преимуществ [3].

В регионах России необходимо разработать стратегию сохранения и развития инновационного потенциала по следующим направлениям:

- совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;

- разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс;

- образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность, ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;

- формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование инновационных процессов и инновационной деятельности;

- разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.

Инновационная политика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять функции экономической реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала. Реализация социально ориентированной инновационной политики предопределяет выделение главных приоритетов финансовой и экономической стабилизации, а также ведущие направления развития экономики на основе инновационной стратегии [3]. Важно достичь стабильности и бесперебойности финансово-кредитной системы, ускорить ее реорганизацию.

Инвестиционная и бюджетная политики должны способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности. Перспективный финансовый план должен стать основой для формирования ежегодного регионального бюджета, отражающей финансовые последствия принимаемых решений.

Сложившаяся ситуация требует активных действий, направленных на активизацию инновационной деятельности в регионе. Разработка региональной стратегии инновационного развития является на сегодняшний день первоочередной задачей. Концепция инновационного развития региона должна основываться на внутреннем потенциале и поддерживаться на всех уровнях власти, и в первую очередь, посредством финансирования.

В условиях современного кризиса требуется не только повысить эффективность использования бюджетных средств, но и усилить роль других источников финансирования инновационного процесса: кредитных ресурсов коммерческих банков, страховых организаций, внебюджетных фондов, а также зарубежных кредитов и инвестиций. Так, чтобы привлечь коммерческие банки и страховые организации к кредитованию инноваций, целесообразно уменьшить ставки налога на прибыли, получаемые ими от реализации проектов, вдвое. Кроме того, следует предоставлять льготную ставку рефинансирования в зависимости от доли средств коммерческих банков в финансировании инновационных проектов. Это позволит активизировать банки в кредитовании, заинтересует их в поиске путей кооперации для решения проблемы привлечения значительных сумм на сроки более года.

Определяющим условием финансовой стабильности инновационных предприятий является расширение внутреннего спроса на отечественные научно-технические разработки. Это возможно при увеличении объемов оборотных средств предприятиями, государственных заказов, долгосрочных кредитов коммерческих банков, использования научно-технического и производственного потенциала оборонного комплекса. И все это должно осуществляться при контроле государства и местных органов власти, включая ограничения на рост цен и тарифов при реализации новой продукции на первых этапах ее освоения, когда издержки производства особенно велики.

Механизм регионального регулирования инновационных процессов территорий России должен основываться преимущественно на экономических формах и методах, посредством которых органы регионального управления могут оказывать воздействия на хозяйственную среду и сочетать федеральный и региональный уровни государственного управления. Прямая и кос-

78

ISSN 2221-7347

Экономика и право

венная государственная поддержка развития инноваций - необходимый элемент постоянного прогресса регионов. Рациональное сочетание прямого и косвенного государственного стимулирования различных инновационных структур предстает как мощный системообразующий фактор в инновационной сфере [4].

Региональная инновационная политика представляет собой открытую систему, подверженную как внешнему, так и внутреннему воздействию. К основным функциям внешнего воздействия можно отнести федеральную инновационную и научно-техническую политику и законодательство. Функциями внутреннего воздействия создания инноваций в регионе выступают приоритеты развития территорий, региональная инновационная политика и конкретные проекты [4].

Необходимо осуществить масштабные инвестиции в отстающие отрасли и регионы для поднятия их технологического уровня до современных стандартов, одновременно с этим следует разворачивать работу по финансированию исследований и разработок для передовых отраслей и регионов. Это позволит сделать инновации более действенными. Сегодня же осуществляются исследования и разработки по фундаментальным направлениям, которые порой невероятно сложно внедрить в отечественное производство.

Также необходимым условием начала разработок и исследований по определенному направлению является динамичность развития экономики в данном направлении и наличие конкуренции. Так, предприятия, которые находятся в кризисном состоянии, вначале должны нарастить высокие темпы роста, а только потом этот рост необходимо будет поддержать инновациями. Развитие же конкуренции должно предшествовать финансированию инноваций.

Субъекты РФ многочисленны и неоднородны по объему и составу инновационного потенциала, поэтому процесс внедрения, развития и поддержания инновационного развития в каждом из них должен проходить индивидуально и учитывать различный комплекс целей и задач. Инновационное развитие регионов является ключевой составляющей долгосрочной стратегии развития всей современной России.

Инновационная политика регионов реализуется в виде мер региональной поддержки, формирования благоприятного инновационного климата, повышения инновационной активности и инновационной восприимчивости регионов. В современных условиях задачей первостепенной важности является сохранение и последующее усиление инновационнотехнологического потенциала каждого региона, повышение степени его воздействия на экономическую эффективность производства.

В последние годы приоритетом развития России провозглашены построение общества, основанного на знаниях, и переход к инновационной экономике, однако нерешенные проблемы правового, экономического и организационного характера приводят к крайне низкому уровню инновационной активности в нашей стране.

Сегодня под понятием «инновации» на различных уровнях все чаще подразумеваются организационно-управленческие, а не технологические новшества, в действительности являющиеся «фундаментом» опережающего роста национальной экономики на базе научнотехнического прогресса.

В связи с этим важно реализовать следующие меры:

1) значительное усиление внимания при реализации государственной политики в сфере инноваций к вопросам поддержки научной и инженерной деятельности как основных источников технологических новшеств, необходимых для построения инновационной экономики и повышения конкурентоспособности России на базе научно-технического прогресса;

2) совершенствование законодательной базы в сфере инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности (формирование правовых основ для расширения практики паритетного финансирования инновационных проектов в рамках межсекторного взаимодействия «наука-бизнес-власть»);

3) ускорение формирования приоритетов инновационного развития регионов России, создание или совершенствование соответствующей инфраструктуры (технопарки, центры трансферта технологий и т.п.) с целью территориальной концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов, способствующей повышению инновационной активности;

4) создание во всех научных организациях и образовательных учреждениях специализированных структурных подразделений, деятельность которых будет направлена на коммерциализацию результатов ведущейся научно-технической деятельности, с регулярным обучением и повышением квалификации сотрудников.

79

Новый университет. 2012. № 11 (21).

ISSN 2221-7347

В заключение можно сказать, что инновации играют не только важную роль в долгосрочном росте экономики России, это также стратегия и установка устойчивых связей между рынком и наукой, что является ключевой задачей для России.

Библиографический список

1. Белкин С.В. Государственная аналитика инновационного развития России: содержание, тенденции и актуальные задачи // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. Работы. 2012. № 3. С. 1-7.

2. Николаев А.Б. Осьмова М.Н. Некоторые теоретические аспекты инновационного развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. 2010. № 5. С. 3-14.

3. Румянцев А.А. О роли стратегических инноваций в технологическом подъеме экономики // Инновации. 2010. № 4. С. 40-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Алушкин Ю.А. Васецкий А.А. Инновационная экономика: поиски эффективных решений в сфере финансового развития народного хозяйства // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. 9. Вып. 3. С. 242 -250.

Статья поступила в редакцию 29.11.2012.

МИДЮК Ольга Николаевна - преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет.

КОРЧЕМКИНА Кристина Юрьевна - студент факультета экономики и управления, Оренбургский государственный университет.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.