Научная статья на тему 'Влияние конкуренции на инновационном рынке и инновационная привлекательность предприятия'

Влияние конкуренции на инновационном рынке и инновационная привлекательность предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1086
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желткова О. В.

Развитие инновационной деятельности предприятия не представляется без конкурентной борьбы, поэтому главным фактором восприимчивости предприятия к инновациям является конкуренция на инновационном рынке. Статья посвящена этой проблеме и рассматривает конкуренцию как возможный фактор активизации инновационной активности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние конкуренции на инновационном рынке и инновационная привлекательность предприятия»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

УДК 339.137.2

О. В. Желткова

ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ИННОВАЦИОННОМ РЫНКЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Развитие инновационной деятельности предприятия не представляется без конкурентной борьбы, поэтому главным фактором восприимчивости предприятия к инновациям является конкуренция на инновационном рынке. Статья посвящена этой проблеме и рассматривает конкуренцию как возможный фактор активизации инновационной активности предприятия.

Ключевые слова: модернизация российской экономики, инновации, инновационная деятельность, конкуренция.

Под инновационной деятельностью, прежде всего, понимают процесс создания нового товара и его реализация, а впоследствии и получение коммерческого эффекта. С такой позиции инновационная деятельность является одним из видов продуктивной творческой деятельности, под которой следует понимать выработку новых целей и соответствующих им средств. В конечном итоге инновационная деятельность является следствием высокой конкуренции, поскольку выживанию на рынке могут поспособствовать лишь какие-то новаторства, которые привлекут внимание клиентов (потребителей), а, впоследствии, могут повысить финансовый результат деятельности предприятия. Таким образом, конкурентный фактор способствует отбору инноваций на потребительском рынке, удовлетворяющих спросу, что свидетельствует о неразрывной связи конкуренции и инноваций.

Особенность инновационной деятельности в условиях рынка состоит в том, что она выполняет экономическую функцию, а, именно, вовлекает в себя коммерческий и некоммерческий обмен научно-техническими достижениями, способствуя распространению производственного опыта на национальном и международном уровне. Также одной из особенностей инновационного рынка является его двойственность: предприятия-производители инновационного товара или услуги зачастую приобретают научно-технические разработки, а затем продают его массово потребителям. В свою очередь, борьба между руководителями инновационных предприятий побуждает их повышать технический уровень производства товаров или оказания услуг, улучшать качество продукции, снижать издержки и стремиться к улучшению своей экономической деятельности. В результате чего, конкуренция стимулирует развитие инновационной деятельности предприятия.

Одним из факторов, направленных на активизацию инновационной активности является международная конкуренция. Так, к примеру, вступление России в ВТО будет способствовать усилению конкуренции, что, впоследствии, может вызвать замедление развития инновационного рынка.

Основу инновационного рынка составляют научные разработки, то есть генератором нововведения, по большей мере, являются наука и образование, а их знания являются результатом

© Желткова О. В., 2012.

17

Новый университет. 2012. № 4(14).

ISSN 2221-7347

их научной деятельности. Отсюда основными участниками инновационной деятельности являются фундаментальные и прикладные исследования (академии, вузы, научноисследовательские институты). Но для того, чтобы стать полноценным товаром, готовым к продаже и потреблению научные знания должны пройти путь от знаний до конструкторских разработок, патентования и массового производства (здесь особая роль отводится лицензионным палатам и конструкторским бюро). Государство как неотъемлемый участник инновационного процесса должно оказывать массовую поддержку инновационному развитию. На сегодняшний день Россия только задумалась над этим вопросом (что подтверждает начало строительства российской «силиконовой долины» - Сколково).

Сегодня Сколково - это сильный исследовательский и научный центр, созданный бизнесом. Также его называют «инновационной школой будущего». Сколково, прежде всего, ориентировано на приобретение инновационных знаний, умений и навыков, которые, впоследствии, будут направлены на развитие инновационного рынка в России.

К современным формам осуществления участия на рынке инноваций относятся:

- собственные научные разработки предприятий или наличие необходимой базы для проведения разработок, что является менее дорогостоящим, но очень трудоемким процессом;

- приобретение технологий, ноу-хау и других продуктов научно-технических исследований у других предприятий, что является достаточно дорогостоящим и не всегда оправданным мероприятием.

Но без рынка невозможно определить необходимость того или иного новшества, поскольку именно он (рынок) диктует условия и необходимость создания инноваций. Через постоянно изменяющиеся цены, ассортимент рынок дает объективную оценку производству того или иного товара или услуги [2, с. 25]. В процессе отраслевой конкуренции рынок устанавливает средневзвешенные издержки производства товара/услуги, что в дальнейшем определяет их рыночную стоимость, межотраслевая конкуренция же вынуждает менять ассортимент продукции или переориентировать производства, чтобы выжить на рынке. То есть можно с уверенностью утверждать, что рынок еще и выполняет своеобразную роль «санитара», способного очистить от слабых, и развить сильных.

К основным факторам, стимулирующим инновационное развитие предприятия, можно отнести внутренние и внешние. В свою очередь, к внутренним факторам относят:

- наличие ресурсов организации, которое возможно направить на инновационное развитие и внедрение новшеств (сюда можно отнести материально-техническую базу предприятия, кадровый потенциал, наличие научно-технических разработок, а также сами денежные средства, которые возможно направить на инновации);

- наличие эффективной системы маркетинга, которая осуществляет своевременные коммуникации с конечным потребителем; наличие системы управления качеством продукции;

- высокая производительность труда;

- эффективная система управления персоналом; интеграция технологических и организационных инноваций.

Все вышеуказанные внутренние факторы будут способствовать развитию инновационной деятельности предприятия. Но отметим, что развитие внутренних факторов не возможно без внешних, например, таких как: внешние источники поддержки инновационного развития (государственная поддержка), коммуникации с партнерами, инвесторами, конкурентами, заказчиками, научно-исследовательскими институтами [3, с. 3-4].

Взаимодействие внутренних и внешних факторов в совокупности будут способствовать скорейшему внедрению инноваций на предприятии.

Итак, инновационная структура является скрепляющим звеном между научными разработками и рынком, между государством и бизнесом. В этой связи государство должно привлекать малый, средний и крупный бизнес к инвестированию научных разработок и последующему производству запатентованных товаров или услуг.

На сегодняшний момент предприятия, как и наше государство в целом, только стали обращать внимание на инновационное развитие. Глобализация рынка постепенно приводит к тому, что для выживания необходимы постоянные нововведения. Этого же и требует избалованный потребитель: ему уже не нужны обычные, стандартные товары, он хочет удивляться и удивлять окружающих.

Проблемы неэффективного инновационного развития в России имеют свои исторические корни, связанные с индустриальной модернизацией. В экономике СССР приоритетом было производство средств производства, а в постиндустриальной экономике рынок стал ориентиро-

18

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ваться на потребителя конечного продукта. В современной России высока востребованность в технологических инновациях, но наша индустриальная структура экономики не способна их обеспечить, что провоцирует наши технологии уходить за рубеж. На существование крупной транснациональной компании, такой как Сколково, руководство нашей страны возлагает большие надежды.

Также одной из проблем неэффективного развития инновационного сектора стала нестыковка российского и зарубежного законодательства. Российское корпоративное законодательство не приспособлено к нуждам реальной экономики, оно совершенно не учитывает специфику инновационных проектов. В этой связи многие российские инновационные компании предпочитают действовать на глобальных рынках из других стран, потому что так удобнее, эффективнее и дешевле.

Но и говорить о том, что инновационного развития компании нашей страны не получили, было бы неверным. Ярким примером является компания Евгения Касперского, который за инновационный вклад был награжден государственной премией. Правда, господин Касперский не единственный, кого следовало бы награждать за инновационное развитие своего предприятия (продукта).

Российские институты инновационного развития должны составлять целостную систему. Для инновационных компаний, по предложению Президента должен быть создан «зеленый коридор», чтобы было ясно от какого института развития компания может и должна получать поддержку на любом этапе своего развития. Здесь венчурная компании играет не последнюю роль, можно сказать, даже ключевую. РВК оказывает поддержку тем инновационным компаниям, которые уже прошли стадию НИОКР, но еще не достигли масштабности своих проектов. Венчурная компания активно взаимодействует с институтами инновационного развития (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - Фонд Бортника, Фонд посевных инвестиций, «Роснано», «Внешэкономбанк», Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования, Государственной Думой, Министерством экономического развития и прочими организациями).

В нашей стране многие модернизационные процессы связаны с догоняющим развитием, которое должно сочетать в себе и технологическую и организационную составляющие. Зачастую возникают очень парадоксальные вещи: технологическая модернизация либо не приносит желаемых результатов, либо даже вредит. В развитии любой инновационной компании существуют определенные этапы: предпосевная стадия, посевная стадия, стадия стартапа, стадия раннего роста, стадия расширения, на конечной стали обязательно появляется стратегия выхода -продажа инвестору.

Для того, чтобы компания прошла все стадии, должны быть участники рынка, поддерживающие компанию на всех этапах. Так, например, без консалтинговых, юридических компаний, необходимости в которых вроде бы и нет, рынок работать не в силах. Если в какой-то определенный момент поддержка не оказывается или оказывается не должным образом, то вся цепочка рвется, что свойственно российской экономической системе.

В этой связи, к концу 2009 года Президент РФ объявил о начале нового курса, направленного на модернизацию российской экономики и общества в целом. Глава государства намерен в России создать «умную» экономику, которая будет производить уникальные знания, новые вещи и технологии [1].

Это предполагает переход к инновационному процессу нового качества: к формированию новой сферы производства нововведений, целостной, способной к саморазвитию национальной инновационной системы, ориентированной на производственно-технологическую сферу и сферу наукоемких услуг, то есть на экономику, основанную на знаниях, более широкое и эффективное участие в международной кооперации и разделении труда.

Таким образом, задача модернизации российской экономики состоит в том, чтобы перевести ее на инновационную модель развития. То, что называют «постиндустриализацией» на деле является сменой общественно-экономической формации. Россия должна пройти этот путь, чтобы стать инновационной, конкурентной на мировом рынке.

Библиографический список

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009.

2. Посталюк, М. П. Влияние разных факторов экономической системы на инновационные отношения в конкурентной среде / М. П. Посталюк // Проблемы современной экономики. - СПб., 2008. -

19

Новый университет. 2012. № 4(14).

ISSN 2221-7347

№ 4. - С. 25.

3. Трушин, А. В. Мировой опыт реализации инновационных стратегий и пути его адаптации в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2007. - С. 3-4.

4. Хасанова, А. Ш. Конкурентные отношения в рыночной экономике / А. Ш. Хасанова. - Казань: Таглимат, 2008. - 180 с.

Статья поступила в редакцию 16.03.2012.

ЖЕЛТКОВА Ольга Васильевна - кандидат экономических наук, доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.