Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты функционирования субъектов малого предпринимательства в системе институциональных преобразований'

Социально-экономические аспекты функционирования субъектов малого предпринимательства в системе институциональных преобразований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ КЛАСС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / MIDDLE CLASS / REGIONAL ECONOMY / INSTITUTIONAL REFORMS / SMALL BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаев А. М., Курпаяниди К. И.

Авторами исследуются социально-экономические аспекты функционирования малого предпринимательства в условиях проводимых институциональных реформ. Раскрыты факторы мешающие дальнейшему развитию малого бизнеса. Проанализированы приоритеты развития предпринимательства в условиях национальной экономики Узбекистана. Авторы считает, что на современном этапе расширение социальной базы реформ в Узбекистане должно проводиться, прежде всего, за счет формирования и становления среднего класса и роста вложений в человека. Это позволит укрепить основную опору реформ средний класс, в том числе за счет научно-технической и творческой интеллигенции, и использовать социальные факторы как движущую силу экономического развития. Предложены направления дальнейшей либерализации развития предпринимательских структур с позиции институционализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдуллаев А. М., Курпаяниди К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic aspects of the operation of small business in the institutional reform

The authors investigated the socio-economic aspects of small business in terms of institutional reforms undertaken. Revealed factors hindering the further development of small businesses. Analyzed the development priorities of business in the context of the national economy of Uzbekistan. The authors believe that at the present stage expansion of the social base of reforms should be carried out in Uzbekistan, primarily due to the formation and the formation of the middle class and the growth of investment in human. This will strengthen the main support of the reforms the middle class, including the expense of scientific, technical and creative intelligentsia, and use social factors as the driving force of economic development. The directions of the further liberalization of development of enterprise structures from the perspective of institutionalism.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты функционирования субъектов малого предпринимательства в системе институциональных преобразований»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 338.45

А.М. Абдуллаев, К.И. Курпаяниди

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Авторами исследуются социально-экономические аспекты функционирования малого предпринимательства в условиях проводимых институциональных реформ. Раскрыты факторы мешающие дальнейшему развитию малого бизнеса. Проанализированы приоритеты развития предпринимательства в условиях национальной экономики Узбекистана. Авторы считает, что на современном этапе расширение социальной базы реформ в Узбекистане должно проводиться, прежде всего, за счет формирования и становления среднего класса и роста вложений в человека. Это позволит укрепить основную опору реформ - средний класс, в том числе за счет научно-технической и творческой интеллигенции, и использовать социальные факторы как движущую силу экономического развития. Предложены направления дальнейшей либерализации развития предпринимательских структур с позиции институционализма.

Ключевые слова: средний класс, региональная экономика, институциональные реформы, малый бизнес, предпринимательство.

Взаимоотношения государственных и предпринимательских структур в Узбекистане являются важнейшим элементом хозяйственной практики. Вместе с тем, проведенные нами исследования выделили данные свидетельствующие о том, что взаимодействие малого бизнеса и властных структур на местах носит весьма неоднозначный противоречивый характер. С одной стороны, местные органы власти (хокимияты) заинтересованы в развитии малого предпринимательства в силу целого ряда причин. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. Предполагалось, что именно малые предприятия будут выплачивать основную часть муниципальных налогов. И это предположение уже реализуется на практике. Малые предприятия способствуют развитию территории, в том числе рациональному использованию свободных производственных мощностей, увеличению объема производимых товаров и услуг, решению проблем занятости и общему росту доходов, что, в конечном счете, ведет к улучшению условий жизни населения. Малые предприятия легче и лучше приспосабливаются к экономическим, географическим и национальным особенностям регионов [4].

© Абдуллаев А.М., Курпаяниди К.И., 2014.

55

Новый университет. 2014. № 2(36)

ISSN 2221-7347

Выбор приоритета опережающего развития малого бизнеса и предпринимательства объясняется следующим:

Во-первых, как показывает мировой опыт, малый бизнес, являясь важнейшим структурообразующим сектором экономики, служит основным источником наполнения внутреннего рынка необходимыми товарами и услугами. Малый бизнес не только заполняет определенные ниши в экономике, но и играет исключительно важную роль в ее диверсификации и обеспечении устойчивых темпов ее развития.

Трудно переоценить, особенно в наших условиях, ту огромную роль, которую играет малый бизнес в обеспечении занятости населения и роста доходов людей. Об этом можно судить, если принять во внимание следующие цифры. Если за 2005-2014 годы в экономике Республики Узбекистана было введено более 7 миллионов новых рабочих мест, то более 72 процентов из них - в сфере малого бизнеса. Эти показатели уже говорят о многом и они вполне убедительны для любой страны. В результате в этой сфере в настоящее время работает свыше 75 процентов всего занятого населения страны.

Во-вторых, являясь компактным по своей форме, обладая мобильностью и оперативностью в принятии решений, будучи восприимчивым к нововведениям, малый бизнес более гибко и быстрее может приспособиться к изменениям спроса, конъюнктуры на мировых и региональных рынках, своевременно реагирует на его вызовы.

В-третьих, создание и ведение малого бизнеса не требует больших затрат и капитальных вложений, что позволяет быстрее и легче проводить модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, осваивать новые виды продукции, постоянно обновлять ее номенклатуру и обеспечивать конкурентоспособность [7].

В-четвертых, более высокая устойчивость этой сферы по сравнению с крупными предприятиями к вызовам и последствиям мирового финансово-экономического кризиса. Только благодаря ускоренному развитию и доминирующему положению малого бизнеса нам удалось менее болезненно, с меньшими потерями справиться с негативными последствиями кризиса 2008-2009 годов, в короткие сроки перестроить производство с учетом меняющейся конъюнктуры мирового рынка. В промышленности темпы прироста сектора малого бизнеса в 2008-2014 годах составили в среднем 23-24 процента, а темпы роста услуг - не менее 15-16 процентов.

В-пятых, малое предпринимательство - это не только источник доходов, но и средство для раскрытия творческих и интеллектуальных способностей людей. Эта сфера дает возможность каждому человеку проявлять свои индивидуальные таланты и возможности, формируя тем самым новый слой людей - инициативных, предприимчивых, склонных к самостоятельной деятельности, способных добиваться поставленной цели [6].

Так, по итогам 2014 года в Узбекистане субъектами малого предпринимательства произведено 55.8 процента общего объема ВВП против 31 процента в 2000 году. За счет деятельности субъектов малого предпринимательства:

• 75 процентов всех занятых в отраслях экономики;

• приходится 23 процента всего объема производимой промышленной продукции, практически весь объем рыночных услуг;

• 18 процентов экспорта продукции;

Как видим, несмотря на свои малые формы, этот бизнес играет все большую роль в устойчивом развитии экономики, решении проблем трудовой занятости и росте благосостояния нашего народа [1].

Одним словом, малый бизнес по своей сути служат постоянно расширяющейся базой для формирования среднего класса, а как известно, средний класс является основой любого демократического общества. Именно за счет развития этой сферы создается тот социальный слой общества, который заинтересован в общественно-политической, социальной, экономической стабильности в обществе, является активной движущей силой продвижения страны по пути прогресса и демократических преобразований. С целью углубленного исследования современных форм и направлений государственной поддержки и регулирования субъектов малого пред-

56

ISSN 2221-7347

Экономика и право

принимательства мы провели анализ деятельности государственных структур в ряде регионов и за рубежом.

В условиях Узбекистана важнейшим критерием, на наш взгляд, должна стать законодательно установленная мера ответственности органов власти и должностных лиц за действия, противоречащие или затрудняющие развитие малого предпринимательства на местах и четко определенный механизм реализации этой ответственности.

Одновременно должны быть определены мероприятия, направленные на стимулирование должностных лиц, непосредственно связанных по роду своей деятельности с малым предпринимательством. Только в этом случае можно ожидать совпадения интересов малого бизнеса и различных структур, отвечающих за его развитие и поддержку.

Серьезной проблемой является обеспечение защиты прав и безопасности личности и собственности субъектов малого предпринимательства [5]. Фактически малый бизнес существует в условиях действия институционального механизма отъема собственности в тех или иных формах. В настоящее время предприниматели не в полной мере чувствуют себя защищенными от любого произвола властей, так как большинство жалоб рассматривается теми же структурами, которые и допустили нарушения прав предпринимателей. В законодательстве четко не определен механизм возмещения ущерба, нанесенного малому бизнесу государственными структурами и монополиями.

Считаем, что на современном этапе расширение социальной базы реформ в Узбекистане должно проводиться, прежде всего, за счет формирования и становления среднего класса и роста вложений в человека. Это позволит укрепить основную опору реформ - средний класс, в том числе за счет научно-технической и творческой интеллигенции, и использовать социальные факторы как движущую силу экономического развития.

В настоящий момент средний класс - это прослойка занимающая 65-70 % общества, она условно может быть отнесена к среднему классу. В основной своей части она неустойчива, неоднородна, не имеет существенной собственности и в силу слабости своего положения не способна оказывать реального влияния на экономическое развитие. Вместе с тем, принадлежность к среднему классу не должна, по мнению автора, рассматриваться исключительно через призму различий в доходах. Необходимы дополнительные критерии, характеризующие субъекта среднего класса. К их числу можно отнести социальный статус, уровень образования, характер социально-экономических притязаний, ориентацию на легальные формы осуществления своей деятельности, квалификацию и т.п. Эти дополнительные критерии нельзя абсолютизировать, но и абстрагироваться от них не следует.

Мировая экономика ХХ-ХХ1 вв. знаменуется началом значительных качественных перемен. Для экономических исследований принципиально актуальными становятся парадигмы, акцентирующие внимание на качественной стороне, природе, закономерностях эволюции, изучении границ и пределов систем, обладающих конкретным системным качеством [9].

По нашему мнению к важнейшим из происходящих качественных изменений можно отнести следующие.

Во-первых, изменения в природе «факторов производства».

Во-вторых, происходят качественные изменения в самих основах экономической жизнедеятельности: на смену индустриальным технологиям идут информационные, на смену репродуктивному индустриальному труду приходит творческая деятельность, на смену материальному производству - услуги, образование и т.д. Изменяется и структура общественного производства: растет не просто сфера услуг, но роль информационно-интенсивной экономики. Среди важнейших стимулов и ограничений экономической жизнедеятельности решающее значение приобретают не только соображения прибыли, но и глобальные ценности и проблемы.

В-третьих, существенно изменяется сама модель экономических отношений. Подрываются реальные основы абстрактной модели совершенного рынка, имеет место не отчуждаемость продукта творческого труда, по-иному распределяются издержки производства информационных продуктов, формируются «адаптивные» предпринимательские структуры, имеющие «посткапиталистическую» природу.

57

Новый университет. 2014. № 2(36)

ISSN 2221-7347

В настоящее время малые предприятия играют важную роль в экономике всех стран мира. Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители необходимых для производства конечной продукции отдельных узлов и механизмов, полуфабрикатов и других элементов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям.

Во всех промышленно развитых странах правительственной поддержкой пользуется малое предпринимательство. Там, где поддержка со стороны государства отсутствует, развивается в основном так называемое уличное предпринимательство. Суть государственной (правительственной) поддержки малых предприятий сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:

- консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых фирм на начальном этапе (1-3 года с момента образования фирмы);

- оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре льгот (обычно в сфере налогообложения);

- оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательских структурам.

Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных организаций [9].

Все это обосновывает необходимость государственной поддержки малого предпринимательства в Узбекистане. Необходима продуманная стратегия интеграции малых предприятий с мощными экономическими структурами. Развитие кооперации крупного и мелкого производства позволит не только повысить эффективность за счет удешевления, но и загрузить простаивающие мощности и площади крупных предприятий [1].

Имея представление о факторах, мешающих дальнейшему развитию малого бизнеса, можно определить шаги и направления, которые, в первую очередь, необходимо сделать для его всесторонней поддержки. Основными препятствиями развитию малого предпринимательства являются бюрократические барьеры и препоны, не достаточный уровень экономических и правовых знаний субъектов малого бизнеса, наличие нечестной конкуренции и т.д.

Основой существующих в настоящее время в индустриально развитых странах товарноденежных отношений служат не деньги, а частная собственность на средства производства, знания, современные системы передовых технологий производства и организации общества, высококвалифицированные работники и развитая инфраструктура [2, 3]. Все это, в свою очередь, позволяет этим странам иметь деньги. Однако для нормального функционирования современных рынков необходимы не только деньги, а, прежде всего, товары, цивилизованные участники рынка, действующие в соответствии с установленными обществом правилами и нормами поведения (институтами), развитая информационная система и инфраструктура [11]. Именно в их отсутствии и кроется, на наш взгляд, главная экономическая причина современного экономического положения страны. Именно на их создание и дальнейшее развитие должна быть ориентирована экономическая стратегия всех экономических агентов.

Важная роль в современной модели рыночного хозяйствования должна отводиться становлению малого инновационного бизнеса, который, как показал анализ зарубежного опыта, является серьезным фактором ускорения научно-технического прогресса благодаря созданию реальной конкуренции в инновационной сфере [7]. Кроме того, развитие малых инновационных предприятий способствует эффективному использованию квалифицированных научнотехнических кадров, а также более полному задействованию научно-производственной инфраструктуры за счет коммерциализации законченных разработок, аренды, лизинга и других рыночных инструментов.

Анализ перспектив развития малого предпринимательства говорит о необходимости новых, современных подходов к разработке эффективного общегосударственного механизма его поддержки. Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам - реальному становлению рынка, освоению новых ресурсов и технологий, восстановлению заброшенных производств, созданию новых рабочих мест и т.д. При этом необходимо учитывать важнейшие характеристики осо-

58

ISSN 2221-7347

Экономика и право

бенностей функционирования малого бизнеса в современной модели рыночного хозяйства. Таковыми, по нашему мнению, являются:

• системное расширение и качественное изменение структуры горизонтальных связей;

• тесная зависимость результатов функционирования малого бизнеса от макроэкономических показателей;

• кооперация экономических интересов малого и крупного бизнеса;

• вывод оборотов малого бизнеса из «тени»;

• дальнейшее ослабление параметров государственной нагрузки на малый бизнес;

• соответствие форм соединения факторов производства в сфере малого бизнеса нормам трудового законодательства;

• укрепление эффективной правовой основы функционирования малого бизнеса;

Таким образом, в результате осуществляемых институциональных преобразований последовательная и целенаправленная деятельность всех объектов современной рыночной инфраструктуры малого бизнеса позволит вывести этот важнейший сектор экономики на качественно новый уровень, обеспечивающий устойчивый рост и эффективность.

Библиографический список

1. Каримов И.А. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год. // Народное слово. 2014, 18 января.

2. Асаул А.Н. Транзитивная экономика: путь к постиндустриальным преобразованиям // Научные труды Вольного экономического общества России. 2006. Т. 62. С. 249-255.

3. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 2. С. 104-105.

4. Асаул А.Н. Экономическая безопасность отечественных компаний или, что мы противопоставим рейдерам // Научные труды Вольного экономического общества России. 2009. Т. 109. С. 94-105.

5. Гурьянов П.А. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса // Экономика. 2011.

№ 10.

6. Гурьянов П.А. Анализ состояния малого бизнеса в России 2008-2011 гг. // Молодой ученый. -2012. - № . 2.

7. Гурьянов П.А. Малое предпринимательство в России в 2008-2012 гг.: период разочарования // Современные научные исследования и инновации. Июнь 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/06/24896 (дата обращения: 11.02.2014).

8. Икрамов М. А., Авулчаева Ф. Внешнеэкономическая деятельность Список статей из Научной электронной библиотеки за 2011 г // Вестник Удмуртского университета. 2011. № 2-1. С. 68-73.

9. Курпаяниди К. И. Современные тенденции развития предпринимательства в сфере промышленного производства: региональный аспект./Т.: Иктисодиет. 2010.

10. Курпаяниди К. И. Некоторые вопросы активизации региональной инновационной деятельности // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2013. № 8. С. 52.

11. Портер М.Е. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. Альпина Паблишер. М., 2008.

Статья поступила в редакцию 31.01.2014.

АБДУЛЛАЕВ Алишер Махмудович - кандидат экономических наук, доцент, Ташкентский автомобильно-дорожный институт (Узбекистан).

КУРПАЯНИДИ Константин Иванович - PhD, доцент, профессор Российской академии естествознания, Ферганский политехнический институт (Узбекистан).

59

Новый университет. 2014. № 2(36)

ISSN 2221-7347

UDC 338.45

A.M. Abdullayev, K.I. Kurpayanidi

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF THE OPERATION OF SMALL BUSINESS IN THE INSTITUTIONAL REFORM

The authors investigated the socio-economic aspects of small business in terms of institutional reforms undertaken. Revealed factors hindering the further development of small businesses. Analyzed the development priorities of business in the context of the national economy of Uzbekistan. The authors believe that at the present stage expansion of the social base of reforms should be carried out in Uzbekistan, primarily due to the formation and the formation of the middle class and the growth of investment in human. This will strengthen the main support of the reforms - the middle class, including the expense of scientific, technical and creative intelligentsia, and use social factors as the driving force of economic development. The directions of the further liberalization of development of enterprise structures from the perspective of institutionalism.

Keywords: middle class, regional economy, institutional reforms, small business, entrepreneurship.

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.