ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
SOME FEATURES OF LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY IN UZBEKISTAN
1 2 3
Kurpayanidi K.I. , Akromov Z.H. , Tolibov I.Sh. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
1Kurpayanidi Konstantin Ivanovich - Doctor ofphilosophy on economy, Professor of the Russian Academy of natural sciences, Corresponding member of the International Academy of theoretical and
applied sciences, DEPARTMENT ECONOMY, FERGANA POLYTECHNICAL INSTITUTE; 2Akromov Zokhidzhon Holmatovich - Head of Department, DEPARTMENT OF THE STATE REGISTRATION AND RENDERING SERVICES IN EXECUTION OF ALLOWING DOCUMENTS OF THE CENTER OF PUBLIC SERVICES OF THE FERGANA MUNICIPAL GOVERNMENT OF THE AGENCY OF PUBLIC SERVICES AT THE MINISTRY OF JUSTICE; 3Tolibov Islombek Shukhratzhon ogli - Student, DEPARTMENT ECONOMY, FERGANA POLYTECHNICAL INSTITUTE, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in article the analysis of a regulatory framework of formation of the enterprise environment in the Republic of Uzbekistan is carried out. Authors on the basis of the conducted researches revealed features of the mechanism of legal regulation of small and private business in the system of national economy Uzbekistan. The carried-out analysis of the legislative regulatory base demonstrates that process of formation of the legal framework for stimulation of development of small business in Uzbekistan has dynamic the character directed to the maximum reduction of the subjective factors interfering formation of a class of real owners.
Keywords: business, competitiveness, property, normative legal acts, institutional environment, enterprise environment.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ Курпаяниди К.И.1, Акромов З.Х.2, Толибов И.Ш.3 (Республика Узбекистан)
1 Курпаяниди Константин Иванович - доктор философии по экономике, профессор Российской Академии естествознания, Член-корреспондент Международной Академии теоретических и прикладных наук, кафедра экономики, Ферганский политехнический институт;
2Акромов Зохиджон Холматович - начальник отдела, отдел государственной регистрации и оказания услуг по оформлению разрешительных
документов, Центр государственных услуг, Ферганское городское управление Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции;
3Толибов Исломбек Шухратжон угли - студент, кафедра экономики, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье проведен анализ нормативно-правовой базы формирования предпринимательской среды в Республике Узбекистан. Авторы на основе проведенных исследований выявили особенности механизма нормативно-правового регулирования малого и частного предпринимательства в системе национальной экономики Узбекистана. Проведенный анализ законодательно-нормативной базы свидетельствует о том, что процесс формирования правового поля для стимулирования развития малого предпринимательства в Узбекистане носит динамичный характер, направленный на максимальное сокращение субъективных факторов, препятствующих становлению класса реальных собственников. Ключевые слова: предпринимательство, конкурентоспособность, собственность, нормативно-правовые акты, институциональная среда, предпринимательская среда.
УДК 334.7
Основным условием успешного развития рыночных отношений и стабилизации экономики республики является многообразие форм собственности. Трансформация экономической системы и переход к рыночной экономике потребовал кардинальных изменений во всей структуре собственности и формах ее реализации. Только обеспечив благоприятный предпринимательский климат и создав действенный механизм реализации интересов каждой отдельной личности, республика смогла продвигаться по пути обновления и прогресса. В этой связи весь ход рыночных преобразований экономики в Узбекистане тесно связан с решением проблемы становления и развития малого предпринимательства, что позволит насытить отечественный рынок необходимыми потребительскими товарами и услугами, создать новые рабочие места, производить продукцию конкурентоспособную на внешних рынках. В 2016-2018 гг. принят ряд системных мер, направленных на создание условий для ведения бизнеса, привлечения иностранных инвестиций для субъектов малого и частного предпринимательства, являющихся основой развития экономики Узбекистана. Так, в октябре 2016 года вышел Указ Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиеёва «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защиты частной собственности и качественному улучшению делового климата» [1], 1 февраля 2017 года принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства» оба этих документа направлены на создание еще более благоприятной деловой среды путем отмены всех видов внеплановых, встречных проверок и устранения барьеров. Особое внимание уделено принятию действенных мер по обеспечению динамичной модернизации малых и частных предприятий и стимулированию их экспортной деятельности, что должно стать главным направлением экономического роста развития отраслей и регионов, обеспечения занятости населения, а также предусмотрены дополнительные меры по дальнейшему стимулированию участия субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в экспорте. Помимо этого законодательно закрепляется осуществление государственной регистрации всех субъектов предпринимательства, за исключением банков и кредитных бюро, их филиалов и представительств, возлагается на центры «одно окно». Данная мера направлена на создание единой системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства взамен действующей разрозненной системы.
Реализация мер по обеспечению надежной защиты интересов частной собственности и малого бизнеса способствовала в 2016-2017 гг. динамичному развитию этого сектора. Добавленная стоимость продукции малого предпринимательства в общем объеме валового внутреннего продукта страны в течение года росла.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» [2] с 1 января 2017 года были отменены все виды внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, а также проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов краткосрочных проверок на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства.
Кроме того, этим документом были отменены все виды встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам.
Важными мерами поддержки предпринимательства являются также следующие положения Указа:
• освобождение от административной и уголовной ответственности, применения штрафных и финансовых санкций (кроме пени) субъекты предпринимательства и их работники, впервые совершившие правонарушения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в случае добровольного устранения в установленные законодательством сроки допущенных нарушений и возмещения причиненного материального ущерба, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью человека;
• освобождение от административной и уголовной ответственности лица, впервые совершившие правонарушения, связанные с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, в случае добровольного возмещения причиненного ущерба, регистрации в качестве субъектов предпринимательства и оформления необходимых разрешительных документов в месячный срок со дня выявления правонарушения;
• освобождение от уплаты государственной пошлины субъекты предпринимательства при подаче заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда;
• не применение в отношении субъектов предпринимательства уголовного наказания в виде лишения права на осуществление предпринимательской деятельности.
28 октября 2016 года принято Постановление Президента Республики Узбекистан № III1-2646 [3]. В соответствии с которым предусмотрено совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства. В соответствии с документом внесены изменения и дополнения, а также признаны утратившими силу некоторые решения Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан. В частности, отменены требования для субъектов малого предпринимательства по представлению в регистрирующий орган эскизов печати и штампа, фотокарточки, копии паспорта, карточки прохождения регистрационных (разрешительных) процедур, справки-подтверждения органа самоуправления граждан по месту жительства индивидуального предпринимателя, уникальных логина и пароля, подтверждающих резервирование доступного фирменного наименования, иных документов и (или) сведений, не отвечающих современным требованиям.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 29 августа 2017 года учредил институт Уполномоченного при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства [4].
Решение направлено на «усиление гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, предупреждение необоснованного вмешательства государственных органов в их деятельность, укрепление правовых механизмов
неприкосновенности частной собственности, а также обеспечение принципа приоритета прав субъектов предпринимательства».
В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни вышел Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» проведенные за годы независимости широкомасштабные реформы заложили прочный фундамент национальной государственности и суверенитета, обеспечения безопасности и правопорядка, неприкосновенности государственных границ, верховенства закона, прав и свобод человека, межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе, создали достойные условия жизни для населения и реализации созидательного потенциала граждан [5].
Отказ от административно-командного управления экономикой, поэтапная реализация рыночных реформ и взвешенная денежно-кредитная политика способствовали обеспечению макроэкономической стабильности, высоких темпов роста экономики, удержанию инфляции в прогнозных пределах, созданию широких возможностей и благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, фермерского движения. Вместе с тем, всесторонний анализ пройденного этапа развития страны, изменяющаяся конъюнктура мировой экономики в условиях глобализации и усиливающаяся конкуренция требуют выработки и реализации кардинально новых идей и принципов дальнейшего устойчивого и опережающего развития страны [6].
Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса» [7]. В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в республике осуществляются комплексные институциональные и структурные реформы, направленные на сокращение присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав субъектов предпринимательства и приоритетной роли частной собственности, всестороннее стимулирование бизнес-инициатив и стартапов. Эффективность и результативность принимаемых мер по улучшению делового климата объективно отражаются в положительных оценках ведущих международных финансовых организаций и рейтинговых агентств. В частности, в докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса 2018» Узбекистан вошел в первую десятку стран-реформаторов в мире по созданию наиболее благоприятных условий для предпринимательства [8].
Вместе с тем всё еще сохраняются забюрократизированные методы государственного регулирования предпринимательской сферы по целому ряду направлений, что препятствует ускоренному повышению конкурентоспособности отечественного бизнеса, внедрению новых технологий и инноваций в бизнес-среду, укреплению доверия в последовательность государственной политики по созданию благоприятного инвестиционного климата и деловой среды.
Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» [9].Основными задачами настоящего Закона являются создание гарантий и условий для свободного участия и заинтересованности граждан в предпринимательской деятельности, повышение их деловой активности, а также защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Отношения, связанные с гарантиями и мерами защиты прав субъектов предпринимательской деятельности — предприятий с иностранными инвестициями, регулируются также законодательством о гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов.
8
Таким образом, можно сделать вывод, что настоящее время в Узбекистане в целом сформирован благоприятный предпринимательский климат, регулируемый законодательно-нормативной базой и специально созданными институтами. Вместе с тем расширение масштабов воздействия процессов глобализации обуславливает необходимость создания условий для дальнейшего повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и внешнем товарных рынках [10,11]. По нашему мнению, необходимо отдельно уделить внимание знаниям предпринимателей в сфере менеджмента, что позволит предпринимателям наиболее эффективно распоряжается имеющимися ресурсами, а также распространение применения инноваций в сфере малого бизнеса [12]. Проведенный анализ законодательно-нормативной базы свидетельствует о том, что процесс формирования правового поля для стимулирования развития малого бизнеса в Узбекистане и его дальнейшей кооперации с крупными предприятиями носит динамичных характер, направленный на максимальное сокращение субъективных факторов, препятствующих становлению класса реальных собственников.
Список литературы /References
1. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016. № 40.
2. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017. № 5.
3. Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан, 2017. № 2. Ст. 5.
4. Об уполномоченном при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Закон Республики Узбекистан. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017. № 35. Ст. 915.
5. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017. № 6.
6. Ткалич Я.Е. Становление инфраструктуры государственной кредитной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России // Проблемы современной науки и образования, 2018. № 2 (122). С. 29-34.
7. Национальная база данных законодательства, 12.04.2018 г. № 06/18/5409/1059.
8. Tolibov I. Sh., Kurpayanidi K. I. World bank DB2018 rating and its place in the development of the roadmap for entrepreneurship development in Uzbekistan// International scientific review of the problems of economics and management. Problems of science. Moscow, 2018. № 5. С. 21-28.
9. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012. № 18.
10. Курпаяниди К.И., Зиёдинова Н.З., Толибов И.Ш. О некоторых вопросах противодействия коррупции в Узбекистане // Проблемы современной науки и образования, 2019. № 2 (135). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-voprosah-protivodeystviya-korruptsii-v-uzbekistane/ (дата обращения: 13.03.2019).
11. Довтаев С.Ш., Ирбагиев Х.Р. Предпосылки развития малого и среднего бизнеса // Economics. 2018. № 4 (36). С. 83-84.
12. Ирбагиев Х.Р. Инновационная деятельность малых и средних предприятий // Economics, 2018. № 6 (38).