Научная статья на тему 'К вопросу о роли предпринимательства в современной экономике'

К вопросу о роли предпринимательства в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ВВП / ВРП / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИКА УЗБЕКИСТАНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаев Алишер Махмудович, Толибов Исломбек Шухратжон Угли

В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы роли предпринимательства в современной национальной экономике Узбекистана. Авторы обосновывают рискованность малого предпринимательства и его роли в ВВП и ВРП. Изучены проблемы активизации дальнейшего развития предпринимательства как в стране в целом так и в региональном разрезе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдуллаев Алишер Махмудович, Толибов Исломбек Шухратжон Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли предпринимательства в современной экономике»

К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ Абдуллаев А.М.1, Толибов И.Ш.2

1Абдуллаев Алишер Махмудович - кандидат экономических наук, доцент; 2Толибов Исломбек Шухратжон угли - студент, кафедра экономики, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы роли предпринимательства в современной национальной экономике Узбекистана. Авторы обосновывают рискованность малого предпринимательства и его роли в ВВП и ВРП. Изучены проблемы активизации дальнейшего развития предпринимательства как в стране в целом так и в региональном разрезе.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, ВВП, ВРП, инвестиции, экономика Узбекистана.

Любой бизнес — это рискованное начинание с неопределенной продолжительностью жизни. Он был и должен оставаться двигателем инноваций, создателем богатства, предвестником экономической свободы. Основная миссия предприятия, ориентированного на получение прибыли, - не выполнять какие-либо благотворительные обязательства [1]. Но не только для максимизации краткосрочной акционерной стоимости. Бизнес обретает социальную легитимность и право на деятельность исходя из экономической ценности, которую он создает для общества в целом, благодаря своим действиям, как для инвесторов, так и для более широкой сети участников, его партнерству с правительствами и другими агентами в решении социальных проблем и доверию его руководству, вдохновляет сотрудников и общества в целом. Малые предприятия вносят вклад в местную экономику, привнося рост и инновации в сообщество, в котором создан бизнес. Малые предприятия также помогают стимулировать экономический рост, предоставляя возможности трудоустройства людям, которые не могут быть приняты на работу крупными корпорациями [2]. Малые предприятия, как правило, привлекают таланты, которые изобретают новые продукты или внедряют новые решения для существующих идей. Крупные предприятия также часто получают выгоду от малых предприятий в рамках одного и того же местного сообщества, поскольку многие крупные корпорации зависят от малых предприятий для выполнения различных бизнес-функций посредством аутсорсинга. Многие малые предприятия также обладают способностью быстро реагировать и адаптироваться к меняющимся экономическим условиям. Это связано с тем, что малые предприятия часто очень ориентированы на клиента и понимают потребности сообщества. Многие местные клиенты остаются верными своим любимым малым предприятиям в разгар экономического кризиса. Эта лояльность означает, что малые предприятия часто могут оставаться на плаву в трудные времена, что может еще больше укрепить местную экономику. Малые предприятия также накапливают меньше доходов, чем крупные корпорации, а это означает, что они могут меньше терять во время экономического кризиса [3]. Доля малого предпринимательства в ВВП за январь-март 2019 года составила 45.5%. Вновь создано 30.4 тыс. новых малых предприятий и микрофирм, что в 2.3 раза больше аналогичного периода 2018 года. Количество субъектов МП за январь-март 2019 года составило 13.9 ед. За январь-март 2019 года в региональном разрезе показатель количества вновь созданных малых предприятий и микро фирм в Ферганской области достиг 2851 ед. [4]. Общество процветает только в той степени, в которой оно поощряет и поощряет предпринимательскую деятельность, потому что именно

предприниматели и их деятельность являются решающим фактором, определяющим уровень успеха, процветания, роста и возможностей в любой экономике. Самыми динамичными обществами в мире являются те, в которых больше всего предпринимателей, плюс экономическая и правовая структура для поощрения и мотивации предпринимателей к более активной деятельности. Увеличение вклада малого бизнеса в развитие экономики нашей страны в будущем следует ожидать в результате обеспечения высокой привлекательности создаваемых малых промышленных зон, улучшения инвестиционного климата и либерализация конкурентной среды, расширения объемов государственных закупок в рамках государственного и частного партнерства с малым и средним бизнесом, усиления процессов взаимовыгодного сотрудничества крупного и малого бизнеса, привлечение субъектов бизнеса к проектированию и внедрению инноваций [2].

Следует отметить важную роль финансовой поддержки успешно действующих и перспективных малых предприятий, обладающих достаточным экспортным потенциалом, но при этом сталкивающихся с нехваткой капитала для дальнейшего развития. Данные меры позволят создать более производительные рабочие места в малом бизнесе, увеличить его возможности для вхождения на рынки зарубежных стран, что отразится в расширении экспортного потенциала страны и роста благосостояния населения. Предприниматели являются национальным достоянием и должны быть максимально защищены, питаться, поощряться и вознаграждаться [5.6]. Они создают все богатство, все рабочие места, все возможности и все процветание в стране. Они самые важные люди в рыночной экономике, и их всегда не хватает. Сегодня в наиболее развитых странах малый и средний бизнес составляет примерно 70-90% от общего числа предприятий, например, в США в секторе МСБ функционирует около 53% от всего работоспособного населения, в Японии - 71,7%, а в странах Европы на малых предприятиях трудится около 50% работающего населения. Кроме того, в странах Европейского союза средние предприятия составляют всего 1% от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20 % от общего оборота предприятий и 17% от общей занятости населения. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики страны. Стратегическая политика в этой области нашла свое дальнейшее развитие в принятом 5 октября 2018 года Указе № УП-4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» [7]. Указ определяет совершенно новый уровень, подход к предпринимательским отношениям в стране, придает им значительный импульс в целях повышения эффективности деятельности в этом направлении.

В заключение можно сказать, что находящие свое отражение демократические нововведения, реформы, связанные со стимулированием и поддержкой предпринимательской деятельности, исполнение принимаемых законодательных актов в сфере их правовой защиты, полное применение предусмотренных в них льгот и преференций приводят к дальнейшему росту экономического потенциала Республики Узбекистан.

Список литературы

1. Курпаяниди К.И. Государственное регулирование инновационного процесса в Узбекистане // Всероссийский экономический журнал ЭКО, 2014. №.6 (480).

2. Margianti E.S., Ikramov M.A., Abdullaev A.M. Entrepreneurship in Uzbekistan: trends, competitiveness, efficiency // Indonesia, Jakarta, Gunadarma Publisher, 2016.

3. Курпаяниди К.И. Пути активизации внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан в условиях глобализации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2018. № 6 (32).

73

4. Курпаяниди К.И., Ашуров М.С. Узбекистонда тадбиркорлик му^итининг замонавий полати ва уни самарали ривожлантириш муаммоларини ба^олаш. Монографиия. Germany, GlobeEdit Academic Publishing, 2019.

5. Курпаяниди К.И. Предпринимательство в современной институциональной среде //Монография. Palmarium Publishing. Saarbrucken. Germany, 2015.

6. Kurpayanidi K.I, Abdullaev A.M. Activation of foreign economic relations on the basis of innovative development. Practice of Uzbekistan / LAP LAMBERT Academic Publishing, European Union, Germany, 2018.

7. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016. № 40. Ст. 467, 2017 г. № 37. Ст. 982.

КОНКУРЕНЦИЯ - КЛЮЧЕВАЯ КАТЕГОРИЯ РЫНОЧНЫХ

ОТНОШЕНИЙ Нишонов Ф.М.1, Толибов И.Ш.2

1Нишонов Фарход Мусажонович - преподаватель математики, Академический лицей при Ферганском политехническом институте;

2Толибов Исломбек Шухратжон угли - студент, кафедра экономики, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены актуальные вопросы формирования конкурентной среды в условиях формирования рыночной экономики, изучено действие рыночного механизма, даны рекомендации по совершенствованию конкурентных отношений в национальной экономике.

Ключевые слова: конкуренция, спрос, предложение, затраты, рыночный механизм, товар, услуга.

Экономическая конкуренция происходит на рынках, где встречаются потенциальные поставщики и покупатели. Как правило, несколько продавцов конкурируют за привлечение выгодных предложений от потенциальных покупателей. Точно так же потенциальные покупатели конкурируют, чтобы получить хорошие предложения от поставщиков. Когда договор заключен, покупатель и продавец обмениваются правами собственности на товар, услугу или актив [1]. Каждый взаимодействует добровольно, мотивированный личным интересом. В процессе такого взаимодействия большая часть информации передается через цены (см. Австрийскую школу экономики). Заинтересованные продавцы снижают цены, чтобы привлечь покупателей, и покупатели раскрывают свои предпочтения, повышая свои предложения, чтобы обойти других покупателей. Когда сделка заключена, никто не может быть полностью доволен согласованной ценой, но оба партнера по контракту чувствуют себя лучше. Если цены превышают затраты, продавцы получают прибыль, побуждая поставлять больше [2]. Когда другие конкуренты узнают, какие действия ведут к прибыли, они могут подражать первоначальному поставщику. И наоборот, потери говорят поставщикам, что следует отказаться или изменить. Такие сигналы о прибылях и убытках координируют миллионы продавцов и покупателей в сложной, развивающейся современной экономике. «Долларовая демократия» рынка гарантирует, что покупатели получают больше того, что они хотят, и тратят меньше ресурсов на то, что они не хотят [3].

Таким образом, конкурентные цены работают как радиосигналы; их легко понять, и нам не нужно знать, откуда они пришли. Нет необходимости анализировать все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.