Научная статья на тему 'Эффективность инвестиций в человеческий капитал в домашнем хозяйстве как важнейший фактор экономического роста страны'

Эффективность инвестиций в человеческий капитал в домашнем хозяйстве как важнейший фактор экономического роста страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1833
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИИ / HOUSEKEEPING / THE HUMAN CAPITAL / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резник Семен Давыдович, Егорова Наталья Юрьевна

Рассматриваются вопросы эффективности инвестирования в человеческий капитал в домашнем хозяйстве, влияние качества жизни на эффективность формирования человеческого капитала, внешние и внутренние механизмы, содействующие эффективному использованию и развитию всех видов человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article questions of efficiency of investment in the human capital in housekeeping, influence of quality of life on efficiency of formation of the human capital, the external and internal mechanisms promoting an effective utilization and development of all kinds of the human capital are considered.

Текст научной работы на тему «Эффективность инвестиций в человеческий капитал в домашнем хозяйстве как важнейший фактор экономического роста страны»

УДК 338.22.021.4

С. Д. Резник, Н. Ю. Егорова

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ДОМАШНЕМ ХОЗЯЙСТВЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ

Рассматриваются вопросы эффективности инвестирования в человеческий капитал в домашнем хозяйстве, влияние качества жизни на эффективность формирования человеческого капитала, внешние и внутренние механизмы, содействующие эффективному использованию и развитию всех видов человеческого капитала.

Ключевые слова: домашнее хозяйство, человеческий капитал, инвестиции.

Человеческий капитал - важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.

Под человеческим капиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода [1].

Процесс воспроизводства человеческого капитала как части национального богатства страны невозможен без соответствующих инвестиций. На микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как повышение квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности; затраты по

охране труда; добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; благотворительная помощь социальным институтам и т.п.

На макроуровне роль инвестиций выполняют, во-первых, затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала, во-вторых, государственные социальные трансферты и социальные налоговые льготы.

Важной задачей домашнего хозяйства является создание внутренних инвестиций в человеческий капитал. Рассмотрим, каким образом проблема формирования качественного человеческого капитала реализуется в современных домашних хозяйствах.

В 2010 году на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства был проведен анализ практики инвестирования в человеческий капитал среди современных домашних хозяйств в разрезе трех видов: капитал здоровья, капитал культуры и капитал образования. Источником для анализа послужили статистические данные, формируемые органами государственной статистики, и данные социологического опроса. Опрос проводился среди населения Пензенской области. Главным критерием отбора респондентов являлся факт принадлежности к среднему классу, который оценивался по пяти критериям: среднедушевой доход, владение недвижимым имуществом, наличие дорогих/престижных товаров в доме, профессионально-квалификационный статус, экономическое поведение на рынке. По указанным критериям было опрошено более 300 человек. Цель исследования - выявить существующую систему инвестирования в человеческий капитал в домашних хозяйствах, а также определить ключевые внешние и внутренние факторы, влияющие на качество формируемого человеческого капитала.

Результаты исследования показали, что среди наиболее слабых мест в развитии человеческого капитала является формирование капитала здоровья и размер средств, инвестируемых в капитал образования.

Как показали результаты опроса, порядка 1/3 носителей человеческого капитала подвергают себя риску потери здоровья и, как следствие, потери дохода и снижению уровня жизни, профилактикой заболеваний занимаются регулярно только 3% опрошенных, а в наиболее опасный осеннезимний период - 52%. То есть оставшиеся 45% респондентов имеют достаточно высокий риск заболевания. «Неожиданные» заболевания в процессе работы приводят к потере времени, снижению эффективности работы, снижению интереса и, как следствие, к снижению качества человеческого капитала.

Таблица 1. Выделение денег на дополнительное образование

Сколько денег Вы готовы выделить на дополнительное образования себя и своей семьи в год? %

а) до 5000 руб. 36

б) 5000 - 10000 руб. 11

в) 10000 - 15000 руб. 8

г) 15000 - 20000 руб 2

д) более 20 000 руб. 2

е) не трачу деньги на образование 25

ж) затрудняюсь ответить 16

Итого 100

Что касается инвестиций в капитал образования в домашнем хозяйстве, то здесь наблюдается следующая картина.

Средний объем средств, расходуемых на обучение, составляет 4900 руб. (рассчитан по формуле средневзвешенной величины). При этом наблюдается тенденция, что объем затрачиваемых средств в основном классифицируется домохозяйствами следующим образом:

- средства на платное образование детей;

- средства на бухгалтерские или иные курсы, необходимые для трудоустройства;

- «черные» средства (неформальная оплата обучения);

- средства, затрачиваемые в школах и детских садах на нужды самих учреждений.

То есть можно говорить о том, что в данной структуре нет целенаправленного целевого планирования бюджета образования. Это либо необходимость, либо расходы, не связанные с непосредственным получением дополнительного капитала образования.

Если взять за единицу среднюю начисленную заработную плату, рассчитанную Госкомстатом (15653,6 руб. для г. Пенза), и средний размер опро-

шенных домохозяйств в 3,9 чел., то можно предположить, что из 3,9 чел. 2 взрослых работающих. Следовательно, в среднем домохозяйство тратит на обучение 1,3% своего дохода. К сравнению, средняя американская семья тратит на образование не менее 2%. Среднероссийский показатель едва дотягивает до 1%. В нашем исследовании участвовали домохозяйства работающих людей, поэтому показатель чуть выше общероссийского.

Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на воспроизводство человеческого капитала, является качество жизни населения.

На рис. 1 представлены ключевые проблемы, которые, по мнению респондентов, в большей степени влияют на снижение качества жизни.

Говоря о наиболее важных проблемах в сфере качества жизни, жители города отдают приоритет проблеме создания рабочих мест с достойным уровнем оплаты.

Практически столь же важное значение современные домохозяйства придают жилищной проблеме и качеству медицинского обслуживания, беспокоит людей также экологическая ситуация в городе и качество и стоимость коммунальных услуг.

О 2 4 6 8 10 12 14 16 13

Рис. 1. Ключевые проблемы снижения качества жизни населения

Таблица 2. Внешние механизмы, содействующие эффективному использованию и развитию всех видов человеческого капитала.

Механизмы Инструменты

Государственный Семейная политика Создание системы налоговых льгот Образовательно-просветительские меры

Консолидированный (реализуется совместно государством и фирмами) Предоставление кредитов на льготных условиях Программы по добровольному трудоустройству несовершеннолетних

Фирменный Оплата услуг здравоохранения и образовательных услуг. Софинансирование семейного отдыха Дифференциация уровня оплаты труда с учетом нагрузки домохозяйства иждивенцами

С точки зрения эффективности воспроизводства человеческого капитала стоит обратить внимание на неудовлетворенность медицинским обслуживанием и рабочими местами. Данные позиции оказывают существенное влияние на формирование капитала здоровья и капитала образования. Согласно результатам проведенного исследования главными проблемными зонами при формировании человеческого капитала в домашнем хозяйстве является наличие бюджета на развитие и сохранение и поддержание здоровья членов домашнего хозяйства. Подобное распределение оценок факторов, влияющих на качество формирования человеческого капитала внутри домашнего хозяйства, соотносится с внешними факторами: низкое качество медицинского обслуживания, низкий уровень заработной платы.

То есть, можно сделать вывод, что качество внешних факторов оказывает влияние на эффективность воздействия внутренних факторов.

Как выяснилось в ходе проведенного исследования, на качество человеческого капитала влияют как внешние так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся условия и качество жизни населения в регионе. Условия и качество жизни зависят от среднего уровня доходов и прожиточного минимума, от возможностей получения услуг здравоохранения, качества и возможности получения образования, динамики миграции трудовых ресурсов, наличия необходимых по квалификации рабочих мест и политики государства в плане социального обеспечения и поддержки культурного развития населения.

К внутренним факторам домашних хозяйств, оказывающим влияние на качество человеческого капитала, можно причислить отношение домашних хозяйств к сохранению и укреплению здоровья, уровень доходов, качество планирования бюджета образования, объем инвестиций в развитие человеческого капитала, отношение к дополнительному образованию, инициативность домаш-

них хозяйств в приобретении дополнительных знания и умений, отношение к карьере и желание профессионального роста и развития, наличие и развитие культурных ценностей среди членов домашнего хозяйства, материальная поддержка детей в процессе становления их профессиональной карьеры и много другое.

Поскольку в эффективном воспроизводстве человеческого капитала заинтересованы все субъекты рынка: государство, фирмы и сами домохозяйства, необходимо наметить основные механизмы, содействующие эффективному использованию и развитию всех видов человеческого капитала.

Государственный механизм предполагает регулирование процесса воспроизводства человеческого капитала в домашних хозяйствах через следующие инструменты:

- семейная политика, направленная на укрепление института семьи, формирование семейных ценностей и культурного уровня членов домохозяйств;

- создание системы налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в образование;

- образовательно-просветительные меры, повышающие качество образования и уровень культурного развития человеческого капитала.

Консолидированный механизм предполагает использование следующего набора инструментов:

- предоставление кредитов на льготных условиях для повышения уровня благосостояния домохозяйств;

- создание программ по добровольному устройству несоврешеннолетних, позволяющих накапливать знания и опыт на более ранних стадиях, ускоряя тем самым создание качественного человеческого капитала.

Фирменный механизм включает в себя следующие инструменты:

- оплата услуг здравоохранения и образовательных услуг. Работодатели как никто другой за-

14

Человеческий капитал

Формирование потребности в непрерывном образовании и саморазвитии

Определенный запас способностей, знаний, умений, профессиональн ых навыков и мотиваций

Интерес к определенной профессионально й деятельности

Возможности

компенсации

упущенных

навыков

Биологичес кий капитал

Финансовы й капитал

Человеческий

капитал

родителей

Социальный

капитал

Культурный

капитал

t t ' 1 Т “

Индивидуальный потенциал микроуровня воспроизводства человеческого капитала

Рис. 2. Индивидуальная модель воспроизводства человеческого капитала

интересованы в продлении периода жизни человеческого капитала на рынке и в повышении уровня профессиональных знаний своих работников;

- софинансирование семейного отдыха, что позволит большему количеству домохозяйств (особенно имеющих низкий уровень дохода) получать возможность восстановления сил, здоровья, что повысит жизнеспособность их человеческого капитала;

- дифференциация уровня оплаты труда с учетом количества иждивенцев в домашнем хозяйстве. Данный инструмент позволит многим домашним хозяйствам получить дополнительные средства для развития и обучения детей, т.е. повысить эффективность капитала образования. Не секрет, что большая часть обучающихся в среднеспециальных учебных заведениях просто не имеют достаточных средств для поступления в вузы. Повышение уровня дохода в семьях с количеством детей больше 2 позволит им сформировать бюджет средств на обучение.

Основные качественные характеристики потенциального носителя человеческого капитала закладываются на микроуровне - в домашнем хозяйстве. Домашнее хозяйство, являясь основным звеном воспроизводства человеческого капитала, накапливает и развивает способности, которые в дальнейшем проявляются в форме реализации человеческого капитала в экономической системе.

Схематично индивидуальная модель воспроизводства человеческого капитала представлена на рис. 2.

Модель показывает, что наблюдается взаимозависимость между человеческим капиталом и индивидуальным потенциалом микроуровня воспроизводства (домохозяйства). То есть, качество воспроизводства человеческого капитала зависит от потенциальных возможностей домашнего хозяйства. В свою очередь, человеческий капитал, сформированный в данном домашнем хозяйстве, оказывает влияние на его потенциал.

Итак, индивидуальный потенциал домашнего

хозяйства характеризуется наличием биологического и финансового капиталов, человеческого капитала родителей, социального и культурного капиталов.

Биологический капитал домашнего хозяйства влияет на способности и направленность личности и на степень развития индивидуальных творческих способностей.

Финансовый капитал оказывает влияние на развитие творческих способностей и на качество и продолжительность обучения.

Человеческий капитал родителей воздействует на качество и продолжительность обучения, ценности и нравственные нормы, стратегии самоохра-нения и поддержания здорового образа жизни.

Социальный капитал влияет на стратегии самосохранения и поддержания здорового образа жизни, социальный статус и доступность социальных ресурсов, мобильность и социальную активность членов домашнего хозяйства.

Культурный капитал оказывает влияние на трудовую мотивацию и экономическую культуру и на мобильность и социальную активность.

Сформированные под воздействием биологического и финансового капитала способности и склонности личности, а также творческие особенности личности формируют у членов домашнего хозяйства потребности в непрерывном образовании и саморазвитии. Качество и продолжительность обучения, а также привитые ценности и нравственные нормы, образованные за счет финансового капитала и человеческого капитала родителей, формируют определенный запас знаний, навыков, профессиональных мотиваций. В свою очередь, стратегии самосохранения и поддержания здорового образа жизни, а также социальный статус и доступность социальных ресурсов, полученные за счет человеческого капитала родителей и социального капитала домохозяйства, образуют интерес к определенной профессиональной деятельности. И, наконец, сформированные под влиянием социального и культурного капитала тру-

довая мотивация и экономическая культура и мобильность и социальная активность способствуют развитию возможности компенсации упущенных заработков.

В свою очередь, сформированные потребности в образовании, определенный запас знаний, навыков и профессиональной мотивации, интерес к определенной сфере деятельности и возможности компенсации упущенных заработков формируют человеческий капитал личности.

Отличительной особенностью воспроизводства человеческого капитала на данном уровне является то, что основным объектом инвестиций в человеческий капитал выступают дети, а центральная роль в накоплении человеческого капитала детей принадлежит родителям. При этом дети не могут контролировать накопление человеческого капитала, поскольку решения принимают родители, а в последующем государство. Решения об инвестициях в человеческий капитал детей сталкиваются с материальными, временными ограничениями и системой предпочтений и ценностных ориентаций детей.

Благосостояние семьи во многом определяет и запас здоровья детей, который является важнейшим фактором воспроизводства человеческого капитала. Финансовые возможности семьи определяют состояние здоровья как детей (снижение смертности, улучшение качества питания и медицинского обслуживания), так и самих родителей (выбор места жительства в благоприятных экологических условиях, возможности в качественном отдыхе, медицинских услугах и т. п.).

В рамках семьи зарождается и формируется способность к труду. Наиболее важные характеристики рабочей силы на современном этапе развития экономической системы - творческое мышление, способность к непрерывному обучению, способность к эффективной адаптации, к быстро меняющимся условиям внешней экономической, социальной, политической среды. Способность к эффективному управлению информацией также

Таблица 2. Внутренние механизмы, содействующие эффективному использованию и развитию всех видов человеческого капитала.

Механизмы Инструменты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когнитивный Выработка доходно-расходной политики Разработка стратегии инвестирования в человеческий капитал

Механизм согласования Краткосрочное и долгосрочное планирование дельности Создание бюджета образования Планирование количества детей в семье

Механизм сохранения Реализация экономических интересов Поддержание капитала здоровья Развитие и закрепление культурных ценностей Равномерное разделение домашнего труда

■ ■

16

формируется в процессе воспитания, основная часть которого осуществляется семьей и домашним хозяйством.

Для реализации модели деятельности домашнего хозяйства по воспроизводству человеческого капитала и повышения ее эффективности рекомендуется реализовать в домашнем хозяйстве следующие механизмы:

Когнитивный механизм - это механизм, основанный на познании. Данный механизм предполагает использование современным домашним хозяйством следующих инструментов:

- выработка доходно-расходной политики. Домашнее хозяйство на уровне сознания должно разработать политику формирования доходов и планирования расходов;

- разработка стратегии инвестирования в человеческий капитал. Данная стратегия должна отражать: реальный уровень дохода, на который претендует человек в будущем; качество образования, которое будет удовлетворять этому уровню; начало и конец периода обучения; продуманное место и сроки обучения; потребность в финансовых вложениях; план создания бюджета образования.

Механизм согласования представляет собой согласование желаний и возможностей домашнего хозяйства по реализации желаемого уровня человеческого капитала. Сюда относят следующие инструменты:

- краткосрочное и долгосрочное планирование деятельности. Для повышения эффективности формирования человеческого капитала в домашнем хозяйстве необходимо создание краткосрочных (в пределах года) и долгосрочных (в пределах 5 лет) планов доходов и расходов, планов инвестирования в человеческий капитал, планов реализации человеческого капитала и иных планов по воспроизводству человеческого капитала;

- создание бюджета образования. Поскольку образование требует определенных затрат, то, во избежание непланомерного расходования бюджета, в домашнем хозяйстве должен создаваться бюджет образования. Согласно западноевропейским показателям этот бюджет должен составлять не менее 2% общего дохода в год. Данный бюджет должен создаваться не только на текущий момент по потребности, но и на длительную перспективу как накопительный фонд;

- планирование количества детей в семье в соответствии с возможностями инвестиций в их развитие.

Механизм сохранения предполагает сохранение и поддержание жизнеспособности человеческого капитала в домашнем хозяйстве. Здесь предлагается использовать следующий инструментарий:

- реализация экономических интересов. Домашнее хозяйство должно стремиться формировать для своих членов комфортные условия жизни, а также возможности для реализации своих творческих и профессиональных знаний, навыков и умений;

- поддержание капитала здоровья. Внутри домашнего хозяйства должна существовать политика поддержания здорового образа жизни;

- развитие и закрепление культурных ценностей. Ценности, нравственные ориентиры и нормы закладываются ребенку родителями. Домашние хозяйства должны стремиться к повышению уровня культурного капитала детей;

- равномерное разделение домашнего труда. Равномерное распределение домашнего труда позволит женщинам реализовывать и развивать свой капитал, а приобщение к домашнему труду детей позволит укрепить их капитал культуры и развить дополнительные знания и навыки.

Величина, качество и воспроизводство человеческого капитала в целом обусловлены затратами на его формирование и развитие, которые можно характеризовать как инвестиции. Применительно к человеческому капиталу инвестиции - это вложения денежных, материальных и нематериальных средств в человека, объекты социальной инфраструктуры с целью совершенствования элементов человеческого капитала и получения потока доходов в будущем. Инвестиции способствуют повышению квалификации и развитию способностей индивидуумов, что, в свою очередь, положительно сказывается на производительности труда наемных работников. Эффективность цикла воспроизводства человеческого капитала в домашнем хозяйстве можно представить в виде модели, изображенной на рис. 3.

Эффективность воспроизводства человеческого капитала складывается из эффективности формирования капитала в домашнем хозяйстве, эффективности распределения человеческого капитала между производственными сферами, эффективности потребления домашним хозяйством благ и услуг, эффективности обмена с внешней средой. Эффективный процесс воспроизводства человеческого капитала в домашнем хозяйстве дает экономический эффект (в виде уровня дохода) и социальный эффект (в виде культурного уровня развития членов домашнего хозяйства).

Для создания эффективного потока инвестиций в воспроизводство человеческого капитала в домашнем хозяйстве необходимо выделение этапов инвестирования. Рекомендуется выделять 4 этапа, представленных в табл. 3.

На первом и втором этапах происходит создание базы человеческого капитала, формируются

Рис. 3 - Эффективность цикла воспроизводства человеческого капитала [2]

общие для всех знания, умения, навыки, которые позже используются при получении профессии. В этот период домашнее хозяйство должно обеспечивать ребенку доступность образования и сохранение здоровья.

На третьем этапе формируются способности человека выполнять определенную работу, что становится возможным благодаря полученной специальности, накопленной базе человеческого капитала. В этот период важна инвестиционная активность домохозяйств и предприятий в целях содействия повышению опыта и квалификации человека.

Четвертый этап характеризуется накоплени-

ем, совершенствованием человеческого капитала индивида, ростом мастерства работников. Здесь функции домашнего хозяйства сводятся к поддержанию начинаний, социально-психологической поддержке, рациональному распределению домашнего труда (отсутствие перегрузки домашней работой), материальному инвестированию.

Таким образом, домашнее хозяйство, равно как и государство и бизнес-среда, играет огромную роль в формировании и развитии человеческого капитала. Именно от эффективности инвестиций домашнего хозяйства зависит стартовый уровень развития человеческого капитала. Стоит помнить,

Таблица 3. Этапы инвестирования в человеческий капитал

Этапы Период Формирование и развитие элементов человеческого капитала Инвестор Результат

1-й этап Первые 6-7 лет жизни ребенка Основы культуры. Знания об окружающей среде, нормы общения Домохозяйство, государство Формирование базы человеческого капитала

2-й этап 7-17 лет. Период обучения в школе Накопление базы знаний, умений, выявление особенностей личности Домохозяйство, государство

3-й этап Период профессионального обучения Возникновение способностей выполнять определенную работу на конкретном рабочем месте Домохозяйство, государство, предприятие Расширенное воспроизводство человеческого капитала преимущественно интенсивным способом

4-й этап Период трудовой деятельности Продолжение процесса накопления, развития и совершенствования знаний, умений, навыков Домохозяйство, государство, предприятие

18

■ ■

что расширенное воспроизводство человеческого капитала способствует повышению доходов самого домашнего хозяйства, эффективности функционирования предприятий и области, приводит к росту производительности труда, росту ВНП и национального дохода. В свою очередь, прирост национального дохода стимулирует дальнейший рост инвестиций и экономический рост, следовательно, имеет место эффект акселератора и домашние хозяйства стоят у истоков этого эффекта.

Литература

1. Святодух Е. А. Воспроизводство человеческого капитала и повышение его эффективности в российской экономике / Автореф. дисс. к.э.н. /

- Воронеж, ВГУ. - 2008. - 22 с.

2. Савченко В. В. Модели воспроиводства человеческого капитала в современном российском обществе // Вестник Северо-Кавказского государственного университета. — Ставрополь. — 2010.

- №1

3. Резник С. Д., Бобров В. А., ЕгороваН. Ю. Ме-неджмент в домашнем хозяйстве. - М.: Инфра-М., 2010

4. Денисова Д. Е. Воспроизводственная функция семейных домохозяйств и ее поддержка государством // Сборник материалов конференции «Социальные проблемы семьи в России». - М., 2007.- С. 34-38

5. Лысков А. Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - № 6.

- С. 35-42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.