Научная статья на тему 'Формирование человеческого капитала в контексте инновационного развития'

Формирование человеческого капитала в контексте инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / РАБОЧАЯ СИЛА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Читанава Н.Б.

В статье рассматриваются источники формирования, накопления и воспроизводства человеческого капитала в процессе инновационного развития современной России, а также проблемы и возможные решения реализации инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование человеческого капитала в контексте инновационного развития»

УДК:330(075.8)

Читанава Н.Б.

ст. преп. кафедры экономической теории Кубанский государственный

технологический университет

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются источники формирования, накопления и воспроизводства человеческого капитала в процессе инновационного развития современной России, а также проблемы и возможные решения реализации инновационной политики.

Ключевые слова: инновационный процесс, эффективность производства, рабочая сила, человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал, государственная политика, институциональные факторы.

Введение

Инновационный процесс представляет собой инфраструктурно и институционально обеспеченное многомерное системообразование, способствующее динамичному воспроизведению отношений между субъектами социально-экономической системы по поводу реализации инновационной линии (образование — генерация новых знаний — фундаментальные науки — прикладные исследования — применение) при ее циклическом обновлении и наполнении в интересах изменения системного качества [1].

Данная модель в своей основе рассчитана на человека, осознающего экономическую значимость знаний, опыта и наличие творческого и образовательного потенциала. Бесспорно, освоение знаний человеком приводит к формированию и в перспективе к увеличению стоимости человеческого капитала. Одновременно с увеличением стоимости человеческого капитала происходит процесс повышения его ценности, которая находит свое воплощение в реальных доходах, как самого работника, так и организаций.

В современных условиях стремление предпринимателя повысить эффективность производства заставляет его видеть в рабочем не только наемную силу, но и партнеров. Это проявляется в привлечении работников к оперативному управлению производством, вовлечению их в процесс совершенствования технологии и организации производства.

Инновационный тип развития обусловил особенности формирования человеческого капитала. Прежде всего, это неразрывная связь образования с производственной деятельностью на протяжении всей трудовой жизни. Непрерывное обучение формирует такие качества современного работника, как самостоятельность и инициативность с одновременным умением работать в команде; чувство долга, ответственности перед обществом за возможные последствия функционирования своего предприятия; осознание своей роли в этой деятельности [1]. Приобретаемые знания побуждают к тому, чтобы труд стал

интереснее, содержательнее и разнообразнее, а результаты труда улучшились. Важна и обратная связь, когда содержание конкретного вида трудовой деятельности предъявляет новые требования к образованию и квалификации, заставляет человека мобилизовать свои способности.

Выработка таких установок является важнейшей задачей всей образовательной системы, начиная с дошкольного возраста и из семьи. Несомненно, накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей в семье является фундаментом

человеческого капитала индивида, служит базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений.

Эффективность вложения в человеческий капитал во многом зависит от уровня развития страны и обоснованности государственной экономической политики. Результаты таких вложений должны отражаться в основных показателях экономического роста [2].

В связи с низким уровнем экономического развития большинство семей вынужденно мало инвестируют в человеческий капитал своих детей. Компенсировать этот пробел призвано государство. По мнению теоретиков человеческого капитала, рожденный человек, как и земля, и природные ресурсы

не приносит эффекта. Только после соответствующей подготовки и затрат формируется человеческий капитал. В то же время следует иметь в виду, что унаследованные качества индивида — здоровье, память, состояние моторики, являются результатом вложений определенных средств в воспитание, образование, здравоохранение и иные формы развития предыдущих поколений. В таком случае они являются неотъемлемой частью детей.

К инвестициям, развивающим человеческий капитал, относится и домашнее образование. В результате воспитания и образования в семьях происходит процесс формирования личности [2].

Особую роль в воспитании детей играют их матери. Способности детей к обучению и воспитанию напрямую зависит от уровня образованности матерей, условия и качества жизни родителей. Поэтому для государства является выгодным с точки зрения будущих интересов страны, осуществлять определенную материальную помощь молодым матерям, а также, если объектом капиталовложений будет являться система образования для молодых матерей.

Мотивацией получить образование со стороны потенциальных работников выступает желание получить, прежде всего, долгосрочные выгоды в виде более высоких заработков. Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Поэтому целесообразно вкладывать средства в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, на оплату расходов работников: на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских школьных учреждений.

Говоря о степени влияния сферы образования на инновационные процессы формирования человеческого капитала, необходимо вести речь о механизме учета потребностей экономики в знаниях и квалификации и трансформации их в количественные, качественные, структурные и иные перемены в сфере образования. Функционирование этих механизмов и определяет в огромной мере величину отдачи средств, вложенных в сферу образования.

Стратегическое видение проблемы развития человеческого капитала с потребностями производства может осуществляться на практике — во-первых, путем разработки и осуществления государственной образовательной политики, базирующейся на постоянном изучении тенденции развития рынка труда, во-вторых, путем непосредственного участия производственных структур в процессе подготовки кадров, выступающего в разнообразных формах сотрудничества между фирмами и учебными заведениями.

Роль государства и производственных структур различны в этом процессе. Роль государства должна заключаться в координации отношений между образовательными учреждениями и бизнесом. Корпорации обеспечивают воспроизводство большей части экономических благ и могут играть значительную роль в инновационном развитии экономики России. [3].

Неуклонно растет роль корпораций в деле финансирования системы высшего образования. Данное финансирование проявляется в различных формах, таких, как дополнительные стипендии лучшим студентам, покрытие социальных издержек

деятельности университетов, финансирование различного рода исследований, а также через поставку различного рода оборудования, программного обеспечения и т.д.

Переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний. Формальное образование уже давно не является единственным и достаточным методом подготовки рабочей силы. Получение диплома и начало трудовой деятельности — это не завершение процесса обучения, а, как правило, окончание его общей, предварительной стадии и начало более специализированного и длительного процесса приобретения профессиональной квалификации. Поэтому необходимость развития системы непрерывного образования и постоянной переподготовки массы людей в настоящее время сомнений не вызывает. Часто переподготовить работника оказывается выгоднее, чем заменить его.

Таким образом, сфера образования должна решать две противоречивые задачи. С одной стороны, создавать условия для широкой образованности и получения профессиональной квалификации, включая овладение определенным набором компетенций, умений всеми гражданами страны, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда. С другой — обеспечивать выявление, отбор и подготовку наиболее способных, одаренных, талантливых людей с учетом специфических способностей, требуемых для разных областей деятельности. Равные возможности должны иметь все молодые люди независимо от статуса и состоятельности родителей. Для инновационной экономики эти задачи приобретают особую актуальность.

На наш взгляд, реализация инновационной модели формирования человеческого капитала не может полноценно осуществляться только на уровне государства. Требуется соответствующая инвестиционная политика фирм и домохозяйств. По сути, необходимо сформировать комплексную модель накопления и воспроизводства человеческого капитала на всем этапе жизненного цикла человека.

Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Однако объем и уровень востребуемого образования, а значит и ответственность, различны.

В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себя должно брать государство. Каждый гражданин имеет конституционное право на минимально гарантированный уровень образования. Если переложить финансовую нагрузку на домохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин: экономических — мобилизация частных средств в систему образования наталкивается на ограничения, обусловленные низкими доходами основной части семей; негативных социальных процессов — низкий уровень жизни большинства населения обусловил распространение алкоголизма, наркомании, асоциального поведения.

В области высшего образования ответственность должна быть распределена между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей [4].

Средства предприятий направляются на оплату тех образовательных программ, в которых заинтересованы сами предприятия. Эффективный спрос со стороны предприятий на образовательные услуги может возрасти по мере оживления реального сектора экономики.

Доля семей, заинтересованных в инвестировании в образование, растет по мере завершения их детьми общего образования и достигает пика к 10-11-м классам средней школы. Средства, направляемые семьями в образование, в большей степени расходуется теневым образом, обеспечивая поступление на дефицитные направления образования, остающегося формально бесплатным, а также вынужденное теневое софинансирование государственных образовательных учреждений.

В настоящее время в силу ограниченности платежеспособного спроса необходимо обеспечить опережающий рост бюджетного финансирования высшего образования с

постепенным увеличением доли семейных бюджетов и средств предприятий. Однако государство должно обеспечивать общедоступность этого уровня образования путем реализации следующих программ: адресная социальная поддержка студентов из низкодоходных семей, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных детей; развитие системы долгосрочного государственного кредитования лиц, желающих, но не имеющих финансовых возможностей оплатить свое образование.

В области послевузовского образования основное бремя финансовой нагрузки ложится на государство. Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Государство должно создавать экономические условия, при которых талантливые молодые люди смогут идти в науку, развивая ее. Участие бизнеса в основном заключается в финансировании научных исследований и разработок, имеющих практическую значимость.

[5].

Особенностью человеческого капитала является неразрывность человека и капитала, что требует комплексного подхода к его накоплению и воспроизводству, в том числе его инновационной составляющей. Процесс воспроизводства человеческого капитала начинается с создания базовых институтов семьи, фирм и государства. Разрыв в этой цепочке формирует в лучшем случае «работника», но не человеческий капитал.

Литература

1. Мишулин Г.М., Таранухин Д.С. Теоретико-методологические подходы к системообразованию в инновационном процессе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: «Экономика». — 2011. — № 4 (87). — С. 204-209.

2. Мишулин Г.М., Стягун А.В. Источники экономического роста и императивы экономической политики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — № 7. — С. 24-36.

3. Брижак О.В. Корпоративные отношения в современной российской экономике и их влияние на инновационное развитие // Научный вестник ЮИМ. — 2014. — № 1. — С. 49.

4. Мишулин Г.М., Дудник Д.В. Экономический и правовой методологический дуализм как проблемная область модернизации российского образования (на примере экономического образования) // Современное право. — 2014. — № 6. — С. 50-55.

5. Бгане Ю.К., Стягун А.В., Хетагурова З.В. Пределы регулирующего влияния государства на развитие сферы потребительских услуг // Вестник Адыгейского государственного университета.- 2014. — №1(138).- С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.