Научная статья на тему 'Концепция «Человеческий капитал» -основа содержания базового актива домохозяина'

Концепция «Человеческий капитал» -основа содержания базового актива домохозяина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / HUMAN CAPITAL / БАЗОВЫЙ АКТИВ / ДОХОДЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ / HOUSEHOLD INCOME / BASIC ASSET / HOUSEHOLDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарцуева Екатерина Владимировна

Рассмотрены образование как составная часть человеческого капитала, а также процесс инвестирования домохозяйствами в свое образование и влияние осуществленных инвестиций на будущие доходы домохозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «Human capital» conception as a foundation of the content of a householder basic asset

The article considers education as an integral part of the human capital. Also the article describes the process of investment by households in their education and the impact of investments made for future income households.

Текст научной работы на тему «Концепция «Человеческий капитал» -основа содержания базового актива домохозяина»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 2(18) 2015

УДК 336.018

БО!: 10.17223/22229388/18/2

Е.В. Гарцуева

КОНЦЕПЦИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ» - ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ БАЗОВОГО АКТИВА ДОМОХОЗЯИНА

Рассмотрены образование как составная часть человеческого капитала, а также процесс инвестирования домохозяйствами в свое образование и влияние осуществленных инвестиций на будущие доходы домохозяйств.

Ключевые слова: финансы домохозяйств; человеческий капитал, базовый актив, доходы до-мохозяйств.

В экономической теории термин «домашнее хозяйство» (домохозяйство) трактуется как хозяйственная единица, состоящая из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека [1. С. 14; 2].

Образование как составная часть человеческого капитала относится к «Базовому активу» домашнего хозяйства [3. С. 230, 251]. Финансирование как вложение ресурсов и финансовых средств есть предваряющая производство стадия формирования человеческого капитала, а все виды деятельности, способствующие накоплению человеческого капитала, - это уже непосредственный процесс его производства, т.е. следующая стадия в рамках более общего процесса оборота человеческого капитала. Заметим, что следующей стадией будет уже его производительное использование (потребление).

Концепция «человеческого капитала» в ее современном виде явилась закономерным результатом генезиса мировой экономической и философской мысли. С тех пор как человечество стало осознавать свою творческую производительную роль, свое значение по преобразованию окружающего мира, а производство жизненных условий и материальных благ выделилось в самостоятельную сферу под названием «экономика», наиболее пытливые умы пытались познать тайну творческой силы человека, выявить ее наиболее характерные качества и свойства, оценить, измерить и дать количественную интерпретацию.

В 1970-е гг. Г. Беккер сформулировал простую и по сути универсальную модель распределения личных доходов. Для этого он обратился к аппарату кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал. Построение кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал позволило Беккеру не только выявить сходство процессов инвестирования в любой вид капитала, будь то физический или человеческий, но и продемонстрировать особенности последнего, в частности, его социальную природу [4].

Предложенная Г. Беккером модель охватывает неравенство доходов не только от инвестиций в человеческий капитал, но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем много выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в первом случае она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в отношении иных активов (недвижимость, ценные бумаги, банковские депозиты и т.п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Отсюда вытекает оптимальная стратегия рациональных семей: сначала инвестировать в человеческий капитал детей, в их общую подготовку, поскольку отдача от этого сравнительно выше, а затем, когда по мере убывания она сравняется с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, с тем чтобы впоследствии передать их детям в наследство или в дар. Исходя из этого, Беккер установил важную закономерность: семьи, оставляющие наследство, осуществляют оптимальный размер инвестиций в человеческий капитал детей, тогда как семьи, наследства не оставляющие, по большей части не-доинвестируют в их образование.

Итак, производство человеческого капитала -процесс создания производительных способностей человека посредством инвестиций в специфические процессы деятельности индивидуума. При этом финансирование инвестиций в человеческий капитал имеет двуединую природу как процесс вложения финансовых средств и ресурсов и как инструмент инвестиционной деятельности. В самом общем плане все виды вложений в человека, которые могут быть оценены в денежной или иной форме и которые носят целесообразный характер, т.е. способствуют росту производительности труда и содействуют повышению доходов человека, - это инвестиции в человеческий капитал.

Инвестиции в человеческий капитал имеют специфические черты, вытекающие из его особенностей:

• доходность инвестиций в человеческий капитал прямо зависит от предстоящего срока службы. Этим объясняется, почему его формирование выгоднее осуществлять в начальный период жизни человека;

• по существующим оценкам, вложения в человеческий капитал гораздо выгоднее «обычных» капиталовложений, но чем позже делаются вложения, например на более высоких ступенях образования, тем отдача оказывается ниже;

• далеко не все выгоды от инвестиций в человеческий капитал принимают денежную форму, а могут иметь экстернальные эффекты, по меньшей мере удваивающие экономический выигрыш;

• человеческий капитал подвержен износу с «обратным знаком», т.е. по мере использования его ценность и объем не убывают, а увеличиваются. Это происходит главным образом за счет накопления опыта: зрелый работник, как правило, производительнее новичка;

• по мере накопления человеческого капитала его доходность может возрастать, а не снижаться (как это характерно для физического капитала). Образование повышает эффективность человека не только в качестве работника, но и в качестве обучающегося, т. е. ускоряет и облегчает процесс дальнейшего накопления знаний и навыков;

• передача человеческого капитала может осуществляться неформальными путями, в процессе совместной деятельности его носителей (например, от работников более опытных и квалифицированных к менее квалифицированным);

• накопленный человеческий капитал выступает ключевым ресурсом при его воспроизводстве в следующем поколении (установлено, например, что уровень образования матери является важнейшим фактором, определяющим будущий уровень образования детей).

Спрос и предложение инвестиций в человеческий капитал формализованы Г. Беккером. Выведенная им индивидуальная кривая спроса на вложения в образование, показывающая уровень их отдачи, имеет отрицательный наклон, что объясняется следующими причинами [4]:

• длительное обучение часто сопровождается нарастанием интеллектуальных и физических нагрузок; чем больше индивид уже накопил человеческого капитала, тем дороже ему обходится потеря заработков в процессе обучения;

• поздние инвестиции приносят доход в течение более короткого периода;

• с увеличением объема вложений повышается степень риска.

Правда, существует и контртенденция, которая на определенном участке может даже менять наклон этой кривой на положительный, ведь полученное образование делает человека не только более эффективным работником, но и более эффективным учеником и, значит, может облегчать и ускорять накопление новых знаний и навыков. Чем человек одареннее, тем выше, при прочих равных условиях, располагается кривая спроса, так как при тех же затратах он способен приобретать больший объем знаний.

Кривая предложения, показывающая, во что обходится финансирование дополнительной единицы человеческого капитала, имеет отрицательный наклон. Рациональный инвестор постепенно будет переходить от самых дешевых источников средств к более дорогостоящим - от средств родителей и родственников (процент по которым равен для него нулю) к льготным займам от колледжей и университетов и, наконец, к банковским ссудам или сокращению текущего потребления. Чем больше финансовые возможности учащегося или его семьи, тем ниже будет расположена кривая предложения.

Наличие высшего образования снижает риск бедности более чем в два раза. Результаты исследований [5, 6, 8] показывают, что доходы семей, где у всех взрослых есть высшее образование, на 20 % выше среднего уровня. Напротив, если в семье нет взрослых с высшим образованием, благосостояние семьи оказалось на четверть ниже среднего уровня.

Чаще всего уровень жизни и благосостояние измеряются денежными доходами, однако понятия «уровень жизни», «благосостояние» и «доходы» не тождественны. Все большее число ученых разделяют мнение, что оценки доходов или ВВП на душу не могут служить надежными показателями прогресса в области благосостояния.

Для России актуальность многокритериального подхода обусловлена также проблемами статистического учета доходов, в частности, наличием значительного неформального сектора. В итоге денежные доходы являются лишь косвенной и не всегда самой точной характеристикой благосостояния домохозяйств.

В статье «Уровень и качество жизни московских домохозяйств: объективные и субъективные оценки» Алина Пишняк и Дарья Попова [7] представили результаты исследования, в котором они скомбинировали несколько индикаторов, включающих не только учет доходов и потребления, но и социальное самочувствие домашних хозяйств:

• уровень и неравенство в распределении денежных доходов;

• бедность по доходам;

• бедность по потребительским лишениям;

• субъективные оценки бедности;

• субъективные оценки личного положения;

• обеспокоенность социально-экономическим положением и оценка социальной среды.

По данным [5], номинальный доход населения Москвы в 2014 г. вырос по отношению к 2013 г. на 4,4 % (составил 104,4 %). Но с учетом роста цен москвичи стали не богаче, а беднее - реальные доходы жителей столицы в 2014 г. составили 97,9 % от уровня 2013 г. и 98,2 % от уровня 2012 г. Падение доходов затронуло прежде всего средний класс - доходы первого квинтиля (20 % населения с самыми низкими доходами) в ре-

Таблица 1. Средняя начисленная заработная плата работников по группам занятий и уровню

образования за октябрь 2013 г. [6]

Категория работников Средняя заработная плата, руб.

Всего В том числе имеющих образование

высшее профессиональное среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное) общее основное общее не имеют основного общего

1 2 3 4 5 6 7 8

Все работники 28702 38233 23869 23926 22886 21622 19850

Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) 52001 56498 36658 34916 31724 29475

Специалисты высшего уровня квалификации 33005 34735 25114 26657 27957 26003 36000

Специалисты в области естественных и инженерных наук 39403 41077 31367 32806 33834 29418 36000

Специалисты в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения 34975 36790 22033 19159 13693 7451

Специалисты в области образования 28039 28977 22854 22531 20379 14340 -

Прочие специалисты высшего уровня квалификации 32333 35044 23969 26059 28368 29158 -

Специалисты среднего уровня квалификации 25848 31554 23905 23536 21318 15431 14291

Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности 34670 42194 30527 30447 26209 22212 7894

Специалисты среднего уровня квалификации и вспомогательный персонал естественных наук и здравоохранения 23561 23175 23950 22193 16807 16969 8913

Специалисты среднего уровня квалификации в сфере образования 22617 25976 20993 20716 12751 11371 12160

Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности 26373 31683 21336 22433 23548 17986 16326

Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием 18904 21846 18112 17520 17378 17085 17056

Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом 20109 22326 19109 19271 17863 18851 12445

Служащие сферы обслуживания 17357 20649 16921 15813 17008 15684 18198

Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности 18818 24794 18211 17909 18538 17984 17514

Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности 17748 25890 16780 16776 17578 16954 15085

Продавцы, демонстраторы одежды 20482 24148 20501 19239 20237 19270 23018

Рабочие жилищно-коммунального хозяйства 20833 22121 20235 21662 20301 20731 18219

Рабочие кино- и телестудий и родственных профессий 21057 16031 23462 19320 21572 19009 12053

Рабочие, занятые на рекламно-оформительских и реставрационных работах 30087 28524 31153 26789 29330 42209

Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства 16337 19279 16590 17376 15859 15834 15268

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5 6 7 8

Квалифицированные работники товарного сельскохозяйственного производства, лесного, охотничьего хоз-в, рыболовства и рыбоводства, имеющие рыночную ориентацию 16337 19279 16590 17376 15859 15834 15268

Квалифицированные работники промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр 27943 30571 27742 27715 27741 27715 27549

Рабочие, занятые на горных, горнокапитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах 28078 29399 27899 26950 28767 28808 26263

Рабочие, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности 29395 32193 29010 29272 29057 29122 29918

Рабочие, занятые изготовлением прецизионных инструментов и приборов, рабочие художественных промыслов, рабочие полиграфического производства 24725 25169 25826 25652 24068 21378 20332

Другие профессии квалифицированных рабочих промышленных предприятий 21931 26082 21695 21331 22229 21339 19428

Профессии рабочих транспорта и связи (за исключением машинистов и водителей) 24608 26970 25567 25190 23317 21685 24077

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин 27966 31150 26823 27730 28556 27091 25708

Операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок 29169 34256 28326 28708 29125 27399 25509

Операторы, аппаратчики и машинисты и слесари-сборщики стационарного оборудования 23474 25898 23701 23261 22784 22533 22249

Водители и машинисты подвижного оборудования 28990 32807 27443 28684 29934 28357 26840

Неквалифицированные рабочие 13552 15294 13375 13720 13339 13660 12461

Неквалифицированные рабочие сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности 14064 15437 14503 13599 14123 13820 12749

Неквалифицированные рабочие, сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства 17363 8567 19571 27996 37153

Неквалифицированные рабочие, занятые в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, геологии и разведке недр 21627 24512 20315 20182 20742 25844 19546

Неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики 13069 14748 12783 13488 12782 13096 12226

альном выражении практически не изменились, а доходы представителей третьего квинтиля выросли на 9,2 %.

Средние душевые доходы домохозяйства зависят от демографической структуры семьи, концентрации индивидов с высшим образованием и количества занятых. Например, среднедушевые доходы семей с детьми в 1,6 раза ниже, чем у домохозяйств без детей. Также вероятность попадания в категорию бедных для семей с детьми в два раза выше, чем для бездетных домохозяйств в Москве и в 2,6 раза выше среднероссийской.

Наличие хотя бы одного члена семьи с высшим образованием снижает риск бедности в 2,3 раза. Доходы семей, где у всех взрослых есть высшее образование, на 20 % выше среднемос-ковского уровня. Напротив, доходы семей, в которых нет взрослых с высшим образованием, ниже среднего уровня на четверть.

Впрочем, высшее образование - это еще не гарантия защиты от бедности. По данным [5], 8 % «образованных» домохозяйств все же оказываются за чертой бедности, поскольку их члены заняты в бюджетном секторе.

Общепринятой практикой в европейских исследованиях является измерение бедности с по-

Таблица 2. Отклонение средней заработной платы сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование, от других

уровней образования за октябрь 2013 г.

Категория работников

Отклонение средней заработной платы сотрудников имеющих высшее профессиональное образование, %

всего среднее начальное среднее основное не имеют

профес- профес- (полное) общее основного

сиональное сиональное общее общего

1 2 3 4 5 6 7

Все работники 133 160 160 167 177 193

Руководители учреждений, организаций и пред-

приятий и их структурных подразделений (служб) 109 154 162 178 192

Специалисты высшего уровня квалификации 105 138 130 124 134 96

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специалисты в области естественных и инженерных

наук 104 131 125 121 140 114

Специалисты в области биологических, сельскохозяй-

ственных наук и здравоохранения 105 167 192 269 494

Специалисты в области образования 103 127 129 142 202

Прочие специалисты высшего уровня квалификации 108 146 134 124 120

Специалисты среднего уровня квалификации 122 132 134 148 204 221

Специалисты среднего уровня квалификации физиче-

ских и инженерных направлений деятельности 122 138 139 161 190 535

Специалисты среднего уровня квалификации и вспо-

могательный персонал естественных наук и здравоохранения 98 97 104 138 137 260

Специалисты среднего уровня квалификации в сфере

образования 115 124 125 204 228 214

Средний персонал в области финансово-

экономической, административной и социальной дея-

тельности 120 148 141 135 176 194

Служащие, занятые подготовкой информации,

оформлением документации, учетом и обслужива-

нием 116 121 125 126 128 128

Работники, занятые подготовкой информации, оформ-

лением документации и учетом 111 117 116 125 118 179

Служащие сферы обслуживания 119 122 131 121 132 113

Работники сферы обслуживания, жилищно-

коммунального хозяйства, торговли и родственных

видов деятельности 132 136 138 134 138 142

Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности 146 154 154 147 153 172

Продавцы, демонстраторы одежды 118 118 126 119 125 105

Рабочие жилищно-коммунального хозяйства 106 109 102 109 107 121

Рабочие кино- и телестудий и родственных профессий 76 68 83 74 84 133

Рабочие, занятые на рекламно-оформительских и рес-

таврационных работах 95 92 106 97 68

Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболов-

ства 118 116 111 122 122 126

Квалифицированные работники товарного сельско-

хозяйственного производства, лесного, охотничьего

хоз-в, рыболовства и рыбоводства, имеющие рыночную ориентацию 118 116 111 122 122 126

Квалифицированные работники промышленных

предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр 109 110 110 110 110 111

Рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на

строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах 105 105 109 102 102 112

Рабочие, металлообрабатывающей и машинострои-

тельной промышленности 110 111 110 111 111 108

Рабочие, занятые изготовлением прецизионных инст-

рументов и приборов, рабочие художественных про-

мыслов, рабочие полиграфического производства 102 97 98 105 118 124

Другие профессии квалифицированных рабочих про-

мышленных предприятий 119 120 122 117 122 134

Профессии рабочих транспорта и связи (за исключением машинистов и водителей) 110 105 107 116 124 112

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин 111 116 112 109 115 121

Продолжение табл. 2

1 2 3 4 5 6 7

Операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок 117 121 119 118 125 134

Операторы, аппаратчики и машинисты и слесари-сборщики стационарного оборудования 110 109 111 114 115 116

Водители и машинисты подвижного оборудования 113 120 114 110 116 122

Неквалифицированные рабочие 113 114 111 115 112 123

Неквалифицированные рабочие сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности 110 106 114 109 112 121

Неквалифицированные рабочие, сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства

Неквалифицированные рабочие, занятые в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, геологии и разведке недр 113 121 121 118 95 125

Неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики 113 115 109 115 113 121

мощью метода относительных лишений (депри-ваций), когда домохозяйство не может позволить себе то или иное благо из-за нехватки средств.

Москвичам в 2014 г. чаще всего не хватало денег на оплату дорогостоящих медицинских услуг (63 % домохозяйств) и на крупные покупки (58,8 %).

Примерно четверть домохозяйств не могли заменить мебель и бытовые электроприборы, столько же было не в состоянии оплатить недельный отпуск вне дома.

Впрочем, это не самые серьезные лишения. По данным исследователей, почти у 16 % домохо-зяйств недостаточно средств для недорогого профессионального образования, а 12,2 % не в состоянии приглашать родственников и друзей на семейные праздники.

Значительное число семей (7-9 %) не могут удовлетворить даже потребности базового уровня: потреблять фрукты и овощи в нужном количестве, оплатить покупку лекарств и медицинские услуги, обновить одежду и обувь и не реже чем через день есть мясо, курицу, рыбу.

Альтернативой абсолютному и относительному подходам к оценке бедности служит субъективная концепция бедности. По данным [5], представления о стандартах потребления меняются в зависимости от уровня доходов, демографического типа, уровня образования и занятости членов домохозяйства. Чем выше доходы, тем выше потребности. Так, для домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума субъективная черта бедности в 2014 г. проходила на уровне 17 850 руб. на человека в месяц. Для домохо-зяйств с доходами в размере четырех и выше прожиточных минимумов уровень «выживания» составил 24 630 руб. на человека в месяц.

Семьи, где есть хотя бы один взрослый с высшим образованием, указывают в 1,2 раза более высокий доход в качестве стандарта прожиточного минимума в сравнении с семьями, где ни у кого нет высшего образования.

В табл. 1, 2 представлены общероссийские показатели (раз в два года Федеральная служба

государственной статистики на октябрь проводит исследование средней начисленной заработной платы работников по группам занятий и уровню образования), проанализировав которые, можно сказать, что в среднем по России специалист с высшим образованием в 1,3 раза имеет более высокий доход, а по отношению к другим уровням образования это более чем в 1,6 раза.

Подводя итог, можно сказать, что финансовая стратегия домохозяйств в инвестирование в свой человеческий капитал в настоящее время должна основываться на множестве факторов, главными из которых являются будущая сфера деятельности и возраст обучающегося.

Литература

1. Земцов А.А. Финансы домохозяйств. Ч. 1: Материалы к лекциям. Томск, 2008. 54 с.

2. Земцов А.А., Осипова Т.Ю. О структуре активов домашнего хозяйства // Вестник ТГУ. Экономика. 2011. № 1.

3. Земцов А.А. Домохозяйство: Основания. Финансы. Консалтинг. Томск: Изд. Дом Том. гос. ун-та, 2015. 352 с.

4. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11. С. 109-119.

5. Мониторинг «Москва и москвичи» // http://igrm.info (дата обращения: 12.10.2015).

6. Бюллетень о составе затрат организаций на рабочую силу в 2013 г. (опубликовано 01.10.2014 г.) // http:// www. gks.ru / free_doc/ 2014/trud/stv_zatrat_ rs_% 202 013. rar (дата обращения: 12.10.2015).

7. Пишняк А., Попова Д. Уровень и качество жизни московских домохозяйств: объективные и субъективные оценки // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т.13., № 2. С. 257-272.

8. Овчарова Л.Н., Бурдяк А.Я., Пишняк А.И. и др. Динамика монетарных и немонетарных характеристик уровня жизни российских домохозяйств за годы постсоветского развития: аналитический доклад. М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2014.

9. Becker G.S. Human СарМ: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. Chicago: University of Chicago Press, 1964.

10. Stiglitz J., Sen A., Fitoussi J.P. Report by the Commission on the Measurement of Economic Performance and Social Progress. 2009 // http://www.un.org/en/ga/ president/65/ initiatives/ Harmony%20with%20Nature/Stiglitz-Sen-report-ENG.pdf (дата обращения: 12.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.