Научная статья на тему 'Двигательная активность как фактор формирования здорового образа жизни'

Двигательная активность как фактор формирования здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1745
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хохлова Ольга Алексеевна, Алешина Наталья Сергеевна

Данная статья характеризует системы физических упражнений, физические тренировки как фактор, усиливающий подвижность физиологических процессов, повышающий иммунобиологические свойства организма, тем самым, повышая уровень здоровья подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двигательная активность как фактор формирования здорового образа жизни»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

- thought-making simulation technologies (organization and activity game, innovative game, searching-approbation play, problem-business game, etc.);

- creative interactive techniques (brainstorming and its variants, synectics, association method, Delphi technique, etc.).

To conduct game technologies on a high professional level, to organize group interaction and to attach interactive character to the learning process, to diagnose educational and developmental effectiveness the teacher needs not only teaching skills, but also a new competence, which includes special communicative, interactive, perceptive and game knowledge, abilities and skills.

The list of references

1. Gaifullin, V. G. Formation of professional and pedagogical qualities of future teachers on the basis of qualifying characteristics. //Professionally-pedagogical focus in the teacher's education: Intercollege. sat., NaCN. Tr. Rostov-on-don, 1986, P. 78-99.

2. Zasypkin V. P. Modernization of pedagogical education: a sociological analysis: abstract. dis. ... Dr. sciences: 22.00.04 - Ekaterinburg, 2010.

3. Zeer E. F. Foundations of personality-oriented education. Ekaterinburg: Ural. state professional and pedagogic. University press, 2001. 51 S.

4. Russian education - 2020: a model of education for the economy based on knowledge: the IX Intern. scientific. Conf. "Modernization of economy and globalization". - M.: Izd. HSE, 2008. - 39 p.

© Фоминых М.В., Ускова Б.А., 2016

УДК 378 172

Хохлова Ольга Алексеевна

кандидат пед. наук, доцент кафедры физвоспитания Тульского государственного университета им. Л.

Н. Толстого, г. Тула, РФ E-mail: astro1963@mail.ru Алешина Наталья Сергеевна

кандидат пед. наук зав. кафедрой физвоспитания Тульского педагогического университета им. Л. Н.

Толстого, г. Тула, РФ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация:

Данная статья характеризует системы физических упражнений, физические тренировки как фактор, усиливающий подвижность физиологических процессов, повышающий иммунобиологические свойства организма, тем самым, повышая уровень здоровья подрастающего поколения.

Ключевые слова:

двигательная активность, физические упражнения, тренировочный процесс, здоровье

Здоровый образ жизни - это осознанное выполнение человеком гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и социального здоровья как основы высокой продолжительной работоспособности, сочетающееся с разумным отношением к окружающей природной и общественной среде.

Профилактика многих наиболее часто встречающихся у детей заболевании возможна путем формирования навыков здорового образа жизни, начиная с самого раннего возраста. Непосредственную роль

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

в этом играет семья. Усвоенные в семье различные традиции и привычки, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся затем в дальнейшую жизнь подрастающего поколения.

При этом большое влияние на формирование гигиенических навыков у детей и их отношение к своему здоровью оказывает медицинская активность родителей (соблюдение режима питания, труда и учебы, отдыха, отказ от вредных привычек, своевременное обращение за медицинской помощью, лечение, отношение к профилактическим мероприятиям и т.д.).

Врачебный опыт показывает, что у пассивных, мнительных, скептически настроенных людей любое заболевание протекает тяжелее, труднее поддается лечению, длится дольше. Вот почему воспитание оптимизма, жизнерадостности, доброжелательности должно войти и круг забот о здоровье ребенка, о его счастье.

Как сделать, чтобы ребенок был всегда жизнерадостным? Для этого отнюдь не требуется с утра до вечера веселить и развлекать его. Надо, чтобы он сам находил в окружающей обстановке радость, находил интересное из повседневного, все, что он делает, делал бы с удовольствием.

Едва ли не решающее значение в формировании такой черты характера имеет окружающая обстановка. Если дух жизнерадостности, оптимизма, доброжелательности царит в семье, то и ребенок растет общительным и веселым.

Данные, полученные во ВНИИ медицинских проблем формирования здорового образа жизни населения, при опросе студентов свидетельствуют, что большинству молодых людей в детстве не привиты навыки и привычки, способствующие укреплению здоровья. Собственная роль молодых людей в поддержании и укреплении своего здоровья сегодня практически сведена к минимуму. Среди молодежи распространено неправильное представление о том, что болезни приходят в старости, когда активная жизнь уже позади. В связи с этим формируется совершенно необоснованная уверенность в том, что здоровье гарантировано молодым возрастом, что любые запредельные нагрузки, грубые нарушения питания, режима труда, отдыха, стресс, гиподинамия и другие факторы риска «по плечу» молодому организму. В действительности это далеко не так.

Усиливающаяся сейчас пропаганда здорового образа жизни направлена чаше всего только на борьбу с второстепенными вредными привычками, а нравственное и духовное здоровье человека практически забыты, хотя значение их чрезвычайно велико.

В учебно-воспитательном процессе мир этических категорий и простых норм нравственности не стал пока предметом специального и систематического внимания и заботы педагогического коллектива. Но без основополангающей нравственной направляющей личность состояться не может. Интегрирующий характер нравственности особенно очевиден сегодня потому, что в обществе произошел переворот в шкале нравственных ценностей, и возникла насущная необходимость в очеловечивании человека, стала опасным симптомом нравственная опустошенность нашей молодежи.

Сегодня, когда идет открытая пропаганда жестокости, секса, насилия, когда осмеиваются лучшие нравственные ценности, вопрос о воспитании очень важен.

Необходимо отметить также важность преемственности на всех этапах формирования здорового образа жизни (семья, школа, учебные заведения, трудовые коллективы, общественные организации, неформальные объединения). Система формирования здорового образа жизни молодежи должна охватить все уровни - от общегосударственного до индивидуального. Для этих целей необходимо использовать всевозможные каналы: радио, телевидение, печать, лекционную пропаганду, памятки для детей и родителей.

Физическое воспитание имеет целью формирование с помощью средств физкультуры и спорта таких ценностных ориентаций, которые выражаются, во-первых, в понимании необходимости и полезности для человека занятии физкультурой и спортом; во-вторых, в привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, в выработке потребности регулярно и систематически использовать физические упражнения для укрепления своего здоровья.

"Физическое воспитание по цели ничем не отличается от воспитания нравственного, эстетического. Целью любого воспитания является формирование конкретных целей, определенной системы ценностей. Формируя потребности и интересы, происходит воздействие на душевную и психическую сферу человека.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

Как известно, основным средством физического воспитания являются физические упражнения, следовательно, они могут, служить условием воспитания интереса у учащихся к физической культуре.

Физические упражнения укрепляют и оздоравливают организм, повышают его функциональные возможности. Занятия физической культурой положительно воздействуют на психику, на эмоциональную сферу подрастающего поколения.

Физические упражнения являются осмысленным актом поведения с одновременным участием и психических и физических категорий личности.

В оценке терапевтического влияния физических упражнений следует учитывать, что их действие способно стимулировать физиологические процессы в организме. Регулярное применение дозированных физических упражнений способствует формированию нового динамического стереотипа, устраняющего или ослабляющего патологический стереотип, что содействует ликвидации болезни или функциональных отклонений во внутренних системах. Системы физических упражнений, физические тренировки можно рассматривать как фактор, усиливающий подвижность физиологических процессов, повышающий иммунобиологические свойства организма

Большое значение имеет физическое воспитание в компенсации отставания в развитии двигательных, физических качеств - быстроты, силы, координации, выносливости, гибкости. Мышечная нагрузка способствует активизации всех процессов в организме, благотворно влияет на центральную нервную систему. С помощью многочисленных средств и специальных методов физического воспитания можно целенаправленно воздействовать на имеющиеся аномалии двигательной и психической сферы организма с ограниченными возможностями.

Таким образом, регулярные физические упражнения вызывают в организме человека определенные изменения (по данных биохимических и психофизиологических методов исследования). Стимулируется становление стереотипов, то есть вырабатывается потребность в совершении определенных действий. В их основе лежат физиологические действия, порожденные переживанием человеком чувства «мышечной радости», положительные эмоции, которые и составляют у человека основу для формирования интегральной оценки собственного здоровья.

Сущность человека, личности предполагает единство его биологической, психологической и социальной природы.

При изучении физкультурно-спортивных интересов, педагог должен обращать внимание на широту и содержание интересов учащихся.

В настоящее время возникла необходимость кардинальным образом перестроить организацию работы физкультурных учреждений, системы физического воспитания во всех ступенях, подчинив их возможностям людей разных профессий, интересов, возрастов. Специалисты по физической культуре и спорту, ученые предлагают и реализуют свои методики, программы, которые поддерживали бы интерес к физическим упражнениям и, одновременно, имели оздоровительную направленность.

Таким образом, можно утверждать, что физические упражнения являются одним из ведущих компонентов, условий воспитания интереса к физической культуре у детей и подростков, систематические занятия физической культурой и спортом способствуют перерождению личности асоциальной в личность социально значимую, а интерес к физическим упражнениям, будет являться условием сохранения психического, физического, социального здоровья детей и подростков.

© Хохлова О.А., Алешина Н.С., 2016

УДК 004.7

Чесноков Александр Николаевич,

кандидат технических наук, доцент СГСПУ,

г. Самара, РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.