Научная статья на тему 'Инновационные формы и методы современного физического воспитания'

Инновационные формы и методы современного физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3263
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИТНЕС / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Ольга Алексеевна, Алешина Наталья Сергеевна

Данная статья раскрывает проблему модернизации современной системы преподавания физической культуры, а так же и ее теоретического аспекта. Показывает новые подходы к формированию устойчивой мотивации подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлова Ольга Алексеевна, Алешина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы и методы современного физического воспитания»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

7. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: учеб. пособ. для студ.-бакал. напр. подг.44.03.01-Пед. образ.: в 3-х ч. Ч.3. Псих.-пед. практ. Уфа: Аэтерна,2015.63с.

8. Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488

9. Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340

© Хиля В. А., 2016

УДК 378 172

Хохлова Ольга Алексеевна

кандидат пед. наук, доцент кафедры физвоспитанияТульского государственного университета им. Л.

Н. Толстого, г. Тула, РФ E-mail: [email protected] Алешина Наталья Сергеевна

кандидат пед. наук зав. кафедрой физвоспитания Тульского педагогического университета им. Л. Н.

Толстого, г. Тула, РФ

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

Данная статья раскрывает проблему модернизации современной системы преподавания физической культуры, а так же и ее теоретического аспекта. Показывает новые подходы к формированию устойчивой мотивации подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом.

Ключевые слова

Фитнес-технологии, физическое воспитание, фитнес, физическая культура личности.

В течение последнего десятилетия имеет место неудовлетворённость традиционными формами занятий физической культурой в учебныхзаведениях на все ступенях обучения. Это сказывается на потере интереса к ним, а также на понижении уровняфизической подготовленности и состоянии здоровья подрастающего поколения. В связи с этим актуальным является поискинновационных форм физической активности, способствующих повышению уровня здоровья и физического развития детей и подростков, студенческой молодежи и взрослого населения.

Сейчас нужен пересмотр подходов к физическому воспитанию, необходимо выстроить его как комплексную, эффективную и современную систему.

Данная ситуация выдвигает на повестку дня проблему модернизации современной системы преподавания физической культуры, а так же и ее теоретического аспекта.

За последний период за рубежом появилось много концепций и разнообразных подходов к физическому воспитанию.

Но в этих материалах затрагиваются лишь отдельные аспекты, направления современного физического воспитания и, как правило, применительно к тем или иным группам населения (например, к школьникам или студентам) или странам. Отсутствует общая теоретическая оценка предлагаемых концепций, не выявляется их соответствие основным принципам и положениям современной логики и методологии науки.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

На данный период времени, большую популярность приобретает концептуальный подход к физическому воспитанию, предусматривающий широкое использование фитнес-технологий, методов, методик. В последнее время ориентация физического воспитания на фитнес приобретает все большее число сторонников. Предпринимаются активные попытки внедрения соответствующих фитнес-программ и технологий в систему физического воспитания, в том числе в школах, вузах и других учебных заведениях.

Слово «фитнес» (от англ. «to be fit for» быть пригодным к чему-либо, бодрым, здоровым) в переводе с английского означает «быть в хорошей форме». Данный термин был введен в США для обозначения физической пригодности.

Однако смысловое значение слова «фитнес» постепенно эволюционировало: от «физического здоровья человека, выражающегося в его годности к физической работе» к стремлению к оптимальному качеству жизни, включающему социальный, психический, духовный и физический компоненты.

Согласно определению, одобренному Всемирной организацией здравоохранения, фитнес (fitness) -способность решать повседневные задачи, энергично и проворно, не утомляясь, активно проводить свое свободное время и спокойно переносить неприятности. В «Оксфордском энциклопедическом словаре по спорту и спортивной медицине» (1994), переведенном на многие языки мира, термин «фитнес» ("fitness") обозначает не только хорошую физическую кондицию, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начала.

В реализации этого направления физического воспитания важное значение придается разработке новых тренажеров и других технических средств воздействия на тело человека, автоматизированным системам управления и т.д.

В физическом воспитании учащихся образовательных учреждений применяется комплекс и других форм двигательной активности, видов спорта, игр - аэробика, танцы, гимнастика, бадминтон, настольный теннис, катание на коньках, плавание, борьба, йога, различные командные игры.

По мнению многих специалистов, организация образовательного процесса на принципах личностно-ориентированной, личностно-развивающей педагогики определяет повышение внимания к «эстетическому направлению» физического воспитания, ориентации физкультурно-спортивной деятельности на решение эстетических задач, воспитание эстетической культуры и культуры движений личности.

Для реализации такого подхода разработаны и внедряются в практику физического воспитания эстетически ориентированные технологии, формы, методы, методики:

- артпедагогики, художественного (выразительного) движения (метод Л.Н. Алексеевой), пластико-ритмической, антистрессовой пластической, художественной гимнастики, танцевально-ритмической гимнастики, сюжетно-ролевой ритмической гимнастики, «ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры» и т.д.;

- танцевально-игровых упражнений;

- эвритмических упражнений;

- системе упражнений "body ballet";

- развития пластики, ритмичности и других эстетических способностей;

Многие исследователи, ориентированные на модернизацию системы физического воспитания, подчеркивают необходимость «игровой рационализации» этой педагогической деятельности, широкого использования игровых форм организации физкультурно-спортивной деятельности и таких простейших из этих форм, как подвижные игры.

Они повышают интерес к физкультурно-спортивной деятельности, а также содействуют духовно-нравственному воспитанию.

Для внедрения в практику физического воспитания предлагаются и другие виды подвижных игр: сюжетные игры, импровизационно-творческие подвижные игры, рефлексивно-метафорические двигательные игры, игры на основе «интеграции интеллектуального и двигательного компонентов» и т.д.

Таким образом, анализ основных концептуальных подходов к современному физическому воспитанию показывает, что в целом проделана значительная работа по определению важных направлений, целевых установок, «руководящих идей», инновационных форм и методов новой теории физического воспитания.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Авторы инновационных подходов и программ отталкиваются от общеизвестной концепции физического воспитания, согласно которой физическое воспитание - это обучение движениям (двигательным действия) и воспитание физических качеств.

В поиске средств решения даннной задачи следует учитывать, что особенно важную роль в целенаправленном формировании, коррекции, изменении в нужном направлении физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно играть физическое воспитание.

Таким образом, отечественными и зарубежными исследователями проделана огромная работа не только по критике, но также по выявлению важных направлений, «руководящих идей», инновационных форм и методов современного физического воспитания. Однако, несмотря на определенные достижения правомерно говорить не только о наличии некоторых нерешенных проблем, но в определенном смысле даже о кризисной ситуации в разработке фундаментальных концептуальных оснований современного физического воспитания. Показателями этой ситуации являются: нередко допускаемое сведение системы физического воспитания к отдельным направлениям, целям, задачам, формам и методам или произвольное признание лишь некоторых из них; различная содержательная интерпретация даже основных и исходных понятий теории физического воспитания (таких, например, как «физическое воспитание», «физическая культура», «физкультурная деятельность» и др.) и соответствующая многозначность используемых терминов; нарушение даже элементарных логических правил при введении понятий; допускаемое на основе этой неопределенности и неоднозначности понятийного аппарата смешение различных концепций физического воспитания и т.д.

Поэтому необходимо преодолеть односторонний подход к пониманию его целей, задач, форм и методов, предложить системную характеристику этой педагогической деятельности, учитывающую все позитивное в изложенных выше и других новациях.

© Хохлова О. А., Алешина Н. С., 2016

УДК 37

Худжаева Марьям Якубовна

МагистрФГБОУ ВО «ДГПУ», г.Махачкала, РФ Е-mail: Alizhanowa@mail. ru Худжаева Мадина Якубовна МагистрФГБОУ ВО «ДГПУ», г.Махачкала, РФ Е-mail: Alizhanowa@mail. ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье раскрывается сущность компетентностного подхода в современном российском образовании, реализация которого требует нового проектирования, как результатов образования, так и самого учебного процесса и механизма управления им.

Ключевые слова

Компетентность, компетентностный подход, компетентностные педагогические цели.

Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Причем, это утверждение остается верным и применительно к научным обсуждениям этого феномена, так и для компьютерного редактора, неизменно обнаруживающего ошибку в прилагательном компетентностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.