Научная статья на тему 'Личность студента как субьект физической культуры'

Личность студента как субьект физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СУБЬЕКТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Ольга Алексеевна, Алешина Наталья Сергеевна

Человек система динамическая, существующая, становящаяся личностью и проявляющаяся как личность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Деятельность человека является формой его реального существования. Данная статья предлагает рассмотреть основные критерии становления личности субьектом физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлова Ольга Алексеевна, Алешина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность студента как субьект физической культуры»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Традиционный подход к физическому воспитанию на деле лишь декларирует единство в развитии духовной и физической сферы студента, тем самым существенно обедняя его возможности, что в конечном итоге приводит к разрыву образования и культуры. Сам же процесс физического воспитания утрачивает культурный, нравственный и одновременно предметно-содержательный смысл.

Несоответствие содержания физического воспитания новому общественному мышлению можно устранить, пройдя путь от механического понимания этого процесса как «построения тела» к формированию физической культуры личности.

Утилитарно-прикладная нравственность вузовского физического воспитания ориентировала преподавателей на формирование у студентов умения производить лишь внешнее, механическое действие. Многие преподаватели до сих пор понимают физкультурное занятие как занятие по развитию силы, быстроты, выносливости. Никто не отрицает пользы развития физических качеств, но при этом нельзя придавать забвению общемировоззренческие и общекультурные ценности физической культуры.

Физическая культура в вузах нефизкультурного профиля реализует специфическую сторону деятельности студентов, не совпадающую, например, с политической, учебной, профессиональной и другими сторонами. Она, так же как и материальная культура, как культура труда и общения, как искусство, развивается вместе с развитием всего общества. В интересах совершенствования молодого человека и используются физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим питания и отдыха. Приоритетными компонентами формирования потребностей при этом становятся широта и глубина знаний в этой области деятельности, потребностно-мотивационная сфера личности.

Однако современная образовательная практика в сфере физической культуры не в полной мере оправдывает социальные и личностные ожидания. Выпускники вузов в своем большинстве не являются активными, самостоятельными носителями ценностей, накопленных в сфере культурного развития, что существенно ограничивает перенос полученных знаний, практических умений, отношений на культуру учебного и профессионального труда, быта, отдыха, стиля жизни, отношение к здоровью, снижает в целом гуманистическое личностное развитие.

© Хохлова О.А., Алешина Н.С., 2017

УДК 378 172

Хохлова Ольга Алексеевна, кандидат пед. наук, доцент кафедры физвоспитания Тульского государственного университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ

E-mail: astro1963@mail.ru Алешина Наталья Сергеевна, кандидат пед. наук зав. кафедрой физвоспитания Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ

ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА КАК СУБЬЕКТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

Человек - система динамическая, существующая, становящаяся личностью и проявляющаяся как личность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Деятельность человека является формой его реального существования. Данная статья предлагает рассмотреть основные критерии становления личности субьектом физической культуры.

Ключевые слова

Личность, физическая культура, субьект, физическое воспитание, мотивационно-ценностные ориентации.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Рассмотрение студента как субъекта физической культуры логично соотносится с целеполаганием в физическом воспитании - формированием физической культуры личности. Ведь быть личностью - значит быть субъектом - в первую очередь собственной жизни, то есть, активно строить свои физические, психофизические, психологические, социальные и другие контакты с природным и социальным окружением; затем - предметной, образовательной и физкультурно-спортивной деятельности; наконец, общения; самосознания, включая самооценку, открытие своего «я» и другие собственно личностные конституанты (В.А. Петровский, 1993).

Исходя из того, что понятны компоненты физического совершенства, мотивационно-ценностные ориентации физкультурно-спортивной деятельности, понятны значимость знаний и образованности в области физической культуры, содержание физической культуры, сущность и цели занятий, можно предложить, вслед за Г. М. Соловьевым, следующее определение физической культуры личности.

Физическая культура личности - это область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальных знаний, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций, социально-духовных ценностей, интегрированных в деятельность, культуру образа жизни, духовность и психофизическое здоровье.

Структурные модели физической культуры личности, разработанные М. Я. Виленским, В. К. Бальсевичем и Л. И. Лубышевой, послужат основным ориентиром в ее структуризации с позиции технологических требований. Модели в определенной степени дополняют друг друга и расширяют представления об основных составляющих физической культуры личности.

Физическая культура личности представляется сложным системным образованием, основывающимся на знаниях, интеллектуальных способностях, физическом совершенстве, мотивационно-ценностных ориентациях и социально-духовных ценностях. Все они проявляются в физкультурной деятельности -основном свойстве личности.

С другой стороны, наличие в физической культуре личности знаний и интеллектуальных способностей обусловливает мотивы и результат деятельности. В свою очередь, социально-духовные ценности неотделимы от физического совершенства, они имеют как общекультурные характеристики, так и специфические, присущие только физической культуре. В целом все элементы физической культуры личности, представленные в ее структуре, имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обусловливают друг друга.

Таким образом, непосредственное профессионально-личностное развитие студента в процессе занятий по физической культуре происходит в результате воспитания, формирование ее профессионально-личностных качеств, воспитания его физической культуры. Воспитание средствами физической культуры есть сложный поликомпонентный психолого-педагогический процесс формирования личности студента, а физическое воспитание - многовариабельный процесс, составляющий специфическую часть воспитания физической культуры, направленный на психофизическое и спортивное совершенствование личности.

Исходя из определения физической культуры личности, ее составляющих, становится понятно, что процесс воспитания физической культуры представляется значительно шире, чем процесс физического воспитания. Последний - это всего лишь специфическая часть воспитания физической культуры. Оторванный от знаний, нравственности, этики, эстетики, развития интеллектуальных способностей, а в целом - от гармонического развития личности, процесс физического воспитания как его результат (физическое совершенство) представляет собой лишь телесную культуру. Современные же представления о физической культуре личности значительно глубже, шире и напрямую связаны с общей культурой. Физическая культура - это не область непосредственной работы с телом, хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как и вся сфера культуры, культура физическая - это, прежде всего и работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром. В этом отношении проблема влияния различных физических упражнений, видов спорта на психическое состояние и качество личности, ее характер, поведение, духовность мало изучена. По существу традиционная система физического воспитания опирается в основном на специфическую составляющую физической культуры

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

личности (физическую подготовленность и физическое развитие), остальные качества личности (эстетические, этические, психические и т. д.) имеются только в виду, декларируются, но на практике целенаправленного воплощения в педагогических технологиях не получают.

Формирование физической культуры личности студента в процессе занятия по физической культуре -целенаправленный, многогранный и в то же время целостный процесс, обусловленный совокупностью факторов, которые составляют причину и движущую силу ее развития и становления. Поскольку процесс развития и становления личности есть результат множества взаимосвязей и взаимодействий, ее внутренних сфер и внешних обстоятельств, факторы, влияющие на этот процесс, весьма разнообразны.

Физическая культура личности имеет свои специфические, присущие только ей критериальные характеристики. К ним относятся: знания и интеллектуальные способности, физическое совершенство, мотивационно-ценностные ориентации, социально-духовные ценности, физкультурная деятельность.

Знания есть проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в объективном и субъективном отношении и на основе которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными; построить не только суждения и выводы, но и определенную деятельность. Знания служат, во-первых, становлению и развитию личности - такие знания называются образовательными; во-вторых, становлению мировоззрения и принципов, рассматриваемых с точки зрения бытия деятельности. И, наконец, в-третьих - преобразованию целей.

Важную роль в воспитании физической культуры и самовоспитания студента в процессе занятий по физической культуре играет освоение им необходимых для практической деятельности определенной суммы знаний. К сожалению, теоретические аспекты физической культуры, связанные с образованием, остаются только на страницах программных документов и не включаются в целенаправленную деятельность педагогов. Между тем для выпускников общеобразовательных и высших заведений наступает момент в жизни, когда надо пользоваться запасом физкультурных знаний. Однако уровень молодого специалиста не позволяет грамотно и целенаправленно организовывать самостоятельную физкультурную деятельность.

Профессиональное развитие личности предполагает изменение степени выраженности социально и профессионально значимых черт. Психологи рассматривают личность как сложное структурированное единство, в котором каждый из входящих в него элементов взаимосвязан со всеми остальными и функционально зависим от всей структуры в целом. Любое личностное свойство или черта личности обладают очень широким диапазоном проявления и, выступая в разных структурных сочетаниях, могут играть различную роль в деятельности человека.

© Хохлова О.А., Алешина Н.С., 2017

УДК 338.012

Чайкина Екатерина Александровна

студентка кафедры ИЭОП, ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, РФ

E-mail: chaykina.1996@inbox.ru Научный руководитель: Авдеева Нина Леонидовна старший преподаватель кафедры ИЭОП ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, РФ

О ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ НА ПОЛИМЕРНОЙ ОСНОВЕ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания молодежи на примере использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.