Научная статья на тему 'Духовно – нравственное воспитание личности как ценностная константа современного образования'

Духовно – нравственное воспитание личности как ценностная константа современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЯЕМОЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ И НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Рябова Евгения Васильевна, Костина Регина Гусейновна

В стратегические цели современного образования входят: преодоление духовного кризиса российского общества, формирование субъекта инноваций, т.е. человека с инновационными качествами, инновационным мышлением с такими личностными качествами как гражданская ответственность, правовое самосознание, российская национальная идентичность, самостоятельность, уважительное отношение к природе; переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Рябова Евгения Васильевна, Костина Регина Гусейновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно – нравственное воспитание личности как ценностная константа современного образования»

УДК 304.2

Зейналов Гусейн Гардаш оглы

Доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», [email protected], Саранск.

Рябова Евгения Васильевна

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», [email protected], Саранск.

Костина Регина Гусейновна

Аспирант кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», [email protected], Саранск.

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕННОСТНАЯ КОНСТАНТА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

Аннотация: В стратегические цели современного образования входят: преодоление духовного кризиса российского общества, формирование субъекта инноваций, т.е. человека с инновационными качествами, инновационным мышлением с такими личностными качествами как гражданская ответственность, правовое самосознание, российская национальная идентичность, самостоятельность, уважительное отношение к природе; переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета образования.

Ключевые слова: инновационное развитие, управляемое опережающее и непрерывное образование, экологическое образование, инновационное мышление.

Zeinalov Guseyn Gardash ogly

Doctor of Philosophy, Professor of the department of Philosophy at the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev, [email protected], Saransk

Ryabova Evgenia Vasilevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy at the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev, [email protected], Saransk

Kostina Regina Guseynovna

Post-graduate student of the Department of Philosophy at the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev, [email protected], Saransk

SPIRITUAL - MORAL EDUCATION OF THE INDIVIDUAL AS A VALUE CONSTANT OF MODERN EDUCATION

Abstract: The strategic purposes of modem education include some factors such as overcoming of spiritual crisis of the Russian society, formation of the subject of innovation, a man with innovation qualities, innovation thinking with such personal qualities as rightful self-consciousness, Russian national identity, independence, valid attitude to the nature; interpreting tasks of education as paramount priority of education.

Keywords: innovation development, controlled outstripping and continuous education, ecological education, innovation thinking.

1 Научное исследование проведено при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы: соглашение на предоставление гранта №14.В37.21.0989, «Методология развития социокультурных констант образовательного пространства инновационного вуза в структуре устойчиво-развивающегося общества».

воспитание и социализация

Динамику развития ситуации в сфере духовности и нравственности можно охарактеризовать как кризисную. Это проявляется в переоценке ценностей и ценностных ориентации в обществе, которая привела к росту бездуховности и безнравственности, пошлости, цинизма и безволия. Начавшийся процесс разрушения самоосновы общества и государства - духа народа (ума, чувства, воли) еще более усугубляет социальный кризис, создает угрозу национальной безопасности.

Кризис общества привел к смещению духовности, проявляющейся в интеллектуально-чувственном, волевом выражении смысла и закономерности жизни в виде синтеза вечных истин, добра, красоты, других высших ценностей и свободы человеческого духа из центрального, основополагающего и все утверждающего положения в общественной и личной жизни на ее периферию. Сознательно-волевое нарушение законов жизни, разрушение ее целостности, подмена цели жизни средствами ее осуществления подрывают источник веры в (духовное) будущее России, энтузиазм и творческую энергию народа, мешают постижению и претворению им в жизнь своей духовности. Социальный и духовный кризис, деградация нравственных начал, охватившая все институты и социальные слои российского общества, особенно остро ощущается молодежью. Нравственная растерянность молодых людей, утрата ценностей и смысловая их дезориентация создают реальную угрозу будущему России.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности по отношении к социальной и природной среде, т.к. воспитанность - это качество личности, проявляющееся в повседневной жизни человека. Поэтому проблема воспитания для нашего общества как социальнопедагогическая обретает особую актуальность.

Важным, но не единственным, инструментом для инновационного развития и формирования человека с новыми инновационными качествами может служить образование. Образование представляет со-

бой ту силу, которая в большей степени, чем какая-либо иная, формирует будущее. Мы согласны с мнением Б.С. Гершунского, что именно «... образование в состоянии переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества. Только образованию посильна поистине историческая роль... в возрождении и непрерывном обогащении высших нравственных идеалов и жизненных приоритетов человека» [1, с. 15]. Перед образовательной системой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей и природы. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности. Решение данных задач в процессе обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Современная педагогика и философия приходят к пониманию, что для нравственного воспитания общества недостаточно только научные знания, даваемые традиционным образованием. Нравственные импульсы и моральные ценности нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь к Родине и ближнему.

В настоящее время идет интенсивный поиск модели образования, которая обеспечивала бы не только технологическое развитие, но и выживание человечества в XXI веке. Для решения данной проблемы требуется не только наличие научного знания, предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

В словаре по философии понятие нравственность приравнено к понятию мораль. «латинское morflitas от moralis: относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores - нравы, обычаи, поведение ...» [2, с. 342]. В научной литературе мораль раскрывается как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь,

общество, поддерживая и распространяя ту или иную моральную норму, формирует личность в соответствии со своим идеалом. Стоит отметить, что мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как себя вести.

Нравственность личности раскрывают не отдельные поступки, а общая деятельность через способность активно проявлять жизненную позицию. Проанализировав этот вопрос, можно сделать вывод, что нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности и критериями нравственного поступка для человека могут служить его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к окружающим людям, что позволяет человеку в похожих условиях действовать всегда так же нравственно. При этом нравственными должны быть мотивы и цели, которые порождают эти действия.

Морально-нравственные мотивы руководят поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться глубоко осознанного, обоснованного поведения, необходима целенаправленная работа над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

У нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. Другими словами, воспитательные воздействия внешней среды способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у человека положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие людям норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля

со стороны общества. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности человека в различных сферах жизни. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе воспитания.

В нравственном воспитании личности весьма актуальным является формирование гуманных отношений в обществе, воспитание у людей действенных нравственных чувств в самом широком смысле.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В современном обществе явно прослеживается мерканти-лизация жизненных ориентаций. Не менее важным этапом в нравственном воспитании служит целенаправленная деятельность, ориентированная на освоение ценностей социальной, культурной, природной среды родного края. Национальные традиции, культурные ценности помогают осваивать мир, транслируя индивиду опыт предшествующих поколений, принципы жизнедеятельности, регламентируют жизнь человека, служат нравственными ориентирами поведения. Соблюдение традиций и норм гарантировало бесконфликтное общение с природой, с представителями своего и других народов. Забвение национальной культуры привело к деформации национальной психологии, утрате многих позитивных черт национального характера. Изучение родной природы в воспитательном процессе получает широкое поле деятельности. Человек на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны жизни. Здесь, необходимо систематизировать и расширять представления личности о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы.

На наш взгляд, важно сделать все, чтобы человек убедился в том, что жизнь его дисгармонична без природы. Именно природа, в которой человек растет и живет, определяет его сущность. Поэтому он должен любить природу региона и, наконец, понять свои обязательства перед родной землей.

В итоге можно сказать, что нравственное воспитание современной личности предполагает формирование нравственного со-

знания на основе комплексной интеграции ценностных знаний об истории, культуре, природе родного края.

Библиографический список

1. Гершунский Б. С. Философия образования. - М.: Моск-ский псих-го-соц-ный инс-т. Флинта, 1998. - 432 с.

2. Мораль //Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 443 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.