УДК 304.2
Зейналов Гусейн Гардаш оглы
Доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» [email protected] , г. Саранск
Шулугина Галина Анатольевна
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», [email protected], г. Саранск
Шаркова Юлия Владимировна
Аспирант кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», [email protected], г. Саранск
ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИя*
Аннотация: Данная статья предпринимает попытку проанализировать цели, задачи и модель современного образования. В стратегические цели современного образования входят: преодоление духовного кризиса общества, формирование субъекта инноваций, т.е. человека с инновационными качествами, инновационным мышлением с такими личностными качествами как гражданская ответственность, правовое самосознание, самостоятельность, уважительное отношение к природе; переосмысление задач воспитания как первостепенного приоритета образования. Образование должно представлять собой модель динамично управляемой опережающей и непрерывной системы, которая предвидела бы и удовлетворяла потребности настоящих и будущих поколений, что и соответствует духу новой инновационной стратегии развития общества.
Ключевые слова: инновационное развитие общества, управляемое опережающее и непрерывное образование, модель образования, инновационное мышление.
Zeynalov Guseyn Gardash ogly
Doctor of Philosophy, professor of the department of Philosophy at Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev, [email protected], Saransk
Shulugina Galina Anatolyevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of Philosophy at Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev, [email protected], Saransk
Sharcova Yuliya Vladimirovna
Post-graduate student of the department of Philosophy at Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev, [email protected], Saransk
EDUCATION IN THE CONTEXT OF INNOVATION DEVELOPMENT
Abstract: This article makes an attempt to analyze the purposes, tasks and a model of the modern education. The strategic objectives of modern education are: overcoming the spiritual crisis of society, forming the subject of innovation, i.e. man with innovative qualities, innovative thinking with such
* Научное исследование проведено при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: соглашение на предоставление гранта №14.B37.21.0989. Тема гранта «Методология развития социокультурных констант образовательного пространства инновационного вуза в структуре устойчиво-развивающегося общества».
The scientific research is conducted with financial support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation as part of the federal target program «Scientific and scientific and pedagogical personnel of innovative Russia» for 2009-2013: the agreement for a grant No. 14.B37.21.0989. The subject of the grant is «The methodology of development of social and cultural constants of educational space of innovative higher education institution in the structure of the steady developing society».
_СТРАТЕГИЯ И РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ_
personal qualities as civil liability, legal identity, independence, respect for nature, redefining tasks of education as a primary priority of education. Education should be a model of dynamically operated advancing and continuous system which would expect and satisfied requirements of the real and future generations and in the spirit of the new innovation strategy development.
Keywords: innovative development society, controlled anticipatory and continuing education, educational model innovative thinking.
По мнению специалистов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сегодня «... преимущества стран ... определяются ... все больше - техническими инновациями и конкурентным применением знаний» [7, с. 7-8]. Обозначившаяся в глобальном масштабе тенденция экономи-зации знания, внесла изменения не только в традиционные аспекты существования и функционирования науки, но обусловила возникновение особого интереса к сфере образования.
Традиционная модель образования строится на кумулятивистских представлениях и на антитезе «технология - искусство». В рамках этой модели «образование понимается как овладение, прежде всего, интеллектуальными аналитическими знаниями в совокупности с рецептурной информацией, определенными практическими умениями и навыками» [6, с. 207]. Здесь транслируются каноны и образцы интерпретации действительности, которые основаны на классическом типе рациональности и естествознании. А это означает, что в процессе образования знание преподносится безотносительно к субъекту образования, к его индивидуальному миру и жизненным целям.
Понятие образования исходит из слова образовать, образовывать, создавать, формировать. Образ человека, которого необходимо образовать в рамках системы образования предлагается обществом. Наш современник не только должен отвечать требованиям глобализации, виртуализации и экологизации [3]. Развитие цивилизации свидетельствует, что в сознании нашего современника должны формироваться такие человеческие качества, как креативность и инновационность мышления, честность и порядочность, творческая самостоятельность и рациональная деятельность, гражданская ответственность и правовая грамотность, межнациональная толерантность.
В этой связи, следует отметить, что формирование культуры нового типа путем из-
менения содержания образования за счет внедрения новых знаний может не привести к желаемому результату, поскольку главная функция образования останется по-прежнему прагматической. Это передача накопленных предшествующими поколениями истинных знаний и профессионализация. Вместе с тем, получение научных знаний не является достаточным основанием для придания человеческой деятельности смысла.
Более перспективным, но чрезвычайно сложным, нам представляется путь кардинального изменения самой модели образования и преодоление имеющегося в системе образования противоречия: между формальным предметным знанием и «жизненным миром» субъекта образования, «в котором практически разворачивается вся наша жизнь» [2, с. 166].
Базовой идеей новой модели образования может стать идея общего мира (природы, человека и общества). Это должно привести к изменению прагматического понимания реальности как «совокупности явлений», всегда частных, которые обнаруживает человеческая деятельность по ходу своего преобразующего и производящего вмешательства в мир. Задачей сферы образования должно стать создание максимально полных условий для раскрытия «истинно человеческого, ориентированного на целостную организацию сознания, и потому сугубо гуманитарного знания во всех фундаментальных областях, а вовсе не только в гуманитарных предметах» [1, с. 41]. Организация предметной информации должна быть выражена не только в совокупности форм, языком которых выступает традиционный дискурс, но также и в системе смыслов, опирающейся на герменевтику.
Человек образовывается в рамках определенной культурной, искусственно созданной среды. Следовательно, человек как продукт культуры, то же искусственное явление. Современная культура все более ориентируется на самого человека, на развитие его
интеллекта, его инновационно-творческих способностей и мышления. В связи с этим современное образование уже не слепо следует за развитием техники и человеческих потребностей, а обгоняет их, становится ведущей силой прогресса материального и духовного производств. Оно формируется как целостный интегральный организм, оказывающее стимулирующее воздействие на общественное производство.
Если прежде образование развивалось как отдельная часть социального целого и выступало в качестве транслятора готовых знаний, то теперь оно начинает пронизывать все сферы жизни, т.к. превращается в производителя нового научного знания и информации необходимых в материальном производстве, политике и общественной деятельности, здравоохранении и системе образования.
Образовать человека способно только то знание, которое развивает потенциальную способность субъекта самостоятельно осмысливать все проявления сущего и осуществлять в себе самом преобразования, необходимые для постижения истины. По мнению М. Фуко, коренным принципом образования должен стать давний принцип «заботы о себе» и его частный случай «познай самого себя». Актуальность этого принципа для современного образования, М. Фуко связывает с недостаточностью педагогики и необходимостью признания ее герменевтической природы. Забота, как определенный образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе, равнозначна заботе о своей душе. По мнению философа, забота о себе должна способствовать развитию умения заботиться о других. Идеи М. Фуко [8], касающиеся педагогики и образования, на наш взгляд, могут оказаться полезными для формирующейся новой парадигмы образования.
Знания человечества образуют сложную систему, которая выступает в виде социальной памяти, которая передается от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности -культуры. В современной культурной ситуации приобретение знания уже не рассматривается как абсолютная, самодостаточная ценность, безотносительная к утилитарному применению результатов образования. Зна-
ние не есть цель, а инструмент, направленный на производство информации - главного товара постиндустриального общества.
Следовательно, знание становится ценным только при наличии возможности его практического использования, а сам процесс познания все чаще характеризуется как адаптационный процесс, предполагающий овладение набором компетенций. Овладение базовыми компетенциями позволит современному человеку в будущем самостоятельно находить необходимую информацию, использовать ее для принятия решения, достижения определенной цели, а также быть готовым к действию в разнообразных ситуациях.
Современная эволюционно-синергетиче-ская парадигма ориентирует современное образование на понимание «познания как этапа глобального эволюционного процесса, как жизнедеятельности, рождающей новый уровень сложности» [9, с. 107], что предполагает развитие нового типа мышления - диалогового, коммуникативного, кооперативного, опирающегося на междисциплинарное знание. И это в свою очередь ставит перед системой образования задачу подготовки специалистов, способных к такого рода профессиональной деятельности.
Наблюдающийся кризис прежнего вида легитимации знания и замена аппеляции к благу аппеляцией к финансовой эффективности повлиял и на условия проведения научной деятельности. Современные ученые вынуждены все больше сил и времени тратить на создание и презентацию образа, необходимого для успеха в конкурсах на получение грантов, стипендий для обучения за границей, заказов и на всякие услуги и т.п. В данном случае, расцветают социальные технологии адекватные симуляции компетентности ученого. Ученый должен быть в постоянных поисках исследовательских фондов, грантов, которые смогут финансировать его консультирование, конференции, академические обмены, перманентное образование. Это не свидетельство об упадке академической науки и этики, это - ее новое состояние.
Высокая «плотность» научного сообщества рождает огромное количество идей, что не дает возможности, что бы их досконально изучить и апробировать. Наиболее эффек-
тивным становится презентация образа идеи или теории. В таком случае, образование не только должно давать человеку в процессе обучения академические знания, но и формировать компетенции для презентации своих идей, теорий, продвигать их, быть готовым к их непринятию научным сообществом.
Инновационное развитие страны ориентирует систему образования на формирование целостной личности, воспитанной на основе современной мировой и национальной культуры. Понятно, что модель образования XXI века при решении задач инновационного развития должна претерпеть кардинальную трансформацию и ориентироваться не на воспроизводство прошлого, а на производство будущего. Современная система образования оказалась не в состоянии удовлетворить всевозрастающий спрос общества на такое образование и эффективно содействовать становлению культуры инновационного развития. В сложившихся условиях надо действовать на опережение. Смысл опережающего образования сводится к тому, что бы в сознании человека, преобразующего окружающую действительность, постоянно происходила оценка предполагаемых последствий своих действий [4, с. 11]. Для этого необходимо существенное повышение как сознания каждого отдельного человека, так и совокупного интеллекта человечества.
В таком случае процесс трансформации будет проходить через приближение реальной системы образования к требуемому состоянию. Образование, с этой точки зрения, должно представлять собой динамично управляемую и непрерывную систему, которая предвидела бы и удовлетворяла потребности настоящих и будущих поколений, что и соответствует духу новой инновационной
стратегии развития общества. Концепция непрерывного образования как бы завершает прорыв во временных рамках индивидуального обучения между поколениями, обрекая человека на образование (и прежде всего на самообразование) в течение всей жизни. Опережающее образование является идеалом или рациональной конструкцией желаемого будущего, к которому может устремиться образовательный процесс в ходе инновационного развития.
Библиографический список
1. Афанасьев Ю. Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопросы философии. -2000. - №7. - С. 37-42.
2. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия // Вопросы философии. - 1992. - №7. - С. 136-176.
3. Зейналов Г. Г. Человечество в поисках альтернативного пути развития. - М.: Прометей, 1999. - 200 с.
4. Зейналов Г. Г. Инновационный контекст современного образования // Учебный эксперимент в образовании. - Саранск, 2011. - №1. - С. 4-12.
5. Зейналов Г. Г., Мартынова Е. А., Рябова Е. В., Семина М. П. Гуманитарная естественно-научная парадигмы в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2009. -С. 133-137.
6. Микешина Л. А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. -М.: «Канон+», 2009. - 560 с.
7. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы // Доклад Всемирного банка. - М., Весь мир, 2003. - 232 с.
8. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-логос. - Вып. 1 - М., Прогресс - 1991. -С. 284-311.
9. Черникова И. В. Когнитивные науки и когнитивные технологии в зеркале философской рефлексии// Эпистемология и философия науки. - 2011. - Т. XXVII. - № 1. - С. 101-116.