профессиональное образование
УДК 37.0+371+378
Зейналов Гусейн Гардашевич
Доктор философских наук, профессор кафедры философии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, [email protected], Саранск
Мартынова Елена Анатольевна
Доктор философских наук, профессор кафедры философии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, [email protected], Саранск
Виноградова Ирина Борисовна
Кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», [email protected], Саранск
теория и практика инноваций в образовательном пространстве вуза1
Аннотация: Статья посвящена проблеме реформирования современной системы образования. В рамках деятельности инновационного вуза рассматривается управление инновациями. Инновационные процессы в современном отечественном вузе, в том числе и в Мордовском госпединституте, направлены на решение следующих задач - повышение готовности сотрудников вуза к инновационной деятельности, обеспечение их профессиональной мобильности и включенности в инновационные процессы вуза и региона. Целенаправленное повышение авторитета участников нововведений, развитие соревновательных отношений в процессе подготовки и реализации инноваций помогут в деле раскрытия имеющегося кадрового потенциала.
Ключевые слова: мобильность, инновационная активность, инновационный вуз, инновационная эффективность, инновационная политика, инновационные процессы.
Zeinalov Guseyn Gardashevich
Doctor of Philosophy, professor of the department of Philosophy at Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, [email protected], Saransk
Martynova Elena Anatolievna
Doctor of Philosophy, professor of the department of Philosophy at Mordovian State Pedagogical Institute named afterM. E. Evseviev, [email protected], Saransk
Vinogradova Irina Borisovna
Candidate of Pedagogical Sciences, senior teacher of the Department of Philosophy at Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, [email protected], Saransk
the theory and practice of innovations in educational sphere in higher education institute2
Abstract: The article is about the problem of Russian education system reform. The management of innovations within frameworks of innovative activity of higher education institute is considered. The innovative processes in higher education institute of our modern country, including the Mordovian
1 Научное исследование проведено при финансовой поддержке МО РФ в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы; грант №14.B37.21.0989 «Методология развития социокультурных констант образовательного пространства инновационного вуза в структуре устойчиво-развивающегося общества».
2 This research is conducted with financial support of MO of Russian Federation within implementation of the federal target program «Scientific and Scientific and Pedagogical Personnel of Innovative Russia» for 2009 - 2013; grant No. 14.B37.21.0989 «Methodology of development of the sociocultural constant of educational space of innovative higher education institution in the structure of a steady developing society».
state pedagogical institute, are directed on the decision of the following tasks. It is an increase of readiness of the employees of higher education institute to innovative activity, maintenance of their professional mobility and maintenance their connected with innovation processes of higher education institute and region. Raising the profile of the participants targeted innovations, development of competitive relations in the process of preparation and implementation of innovation will help in discovering the available human resources.
Keywords: human paradigm of education; mobility; innovative activity, innovative higher education institute, innovative efficiency, innovation policy, innovation process.
Кардинальные преобразования в российском обществе создали реальные предпосылки для обновления системы образования. Возможности решения задач по достижению более высокого уровня качества образования, образовательного уровня учащихся находятся в зависимости от творческой, инновационной деятельности педагогов, которая выражается в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, в создании образовательных учреждений нового типа, укреплении их связи с наукой и практикой, обращении к мировому педагогическому опыту. Особую масштабность инновационные процессы приобрели в сфере профессионального образования.
«Инновация» с латинского - обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны. По мнению А. И. Пригожина, нововведение (инновация) - это «целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию, поселение, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы» [4, с. 12]. Таким образом, автор рассматривает нововведение как процесс с целенаправленной деятельностью людей-инноваторов.
Исследователи инновационных процессов (А. С. Ахиезер, А. Г. Кругликов, Н. И. Лапин, А. И. Пригожин, Б. В. Сазонов, Н. П. Степанов, В. С. Толстой и др.) выделяют два подхода к изучению структуры инновационных процессов: предметно-феноменологический или предметно-технологический на микроуровне индивидуального новшества, а также макроуровень - взаимодействие отдельных нововведений. Первый подход расчленяет структуру процесса нововведения на части с содержательной его стороны, т. е. рассматривается некоторая новая идея, воплощаемая в действительность. Второй подход определяется взаимодействием отдельных нововведений: их сочетанием, конкуренцией, последовательной сменой.
Инновационная деятельность современных высших учебных заведений представляет собой организацию учебно-научно-инновационного процесса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организационно-технологической подготовки производства, внедрения (или превращения в инновацию) и оформления, распространения в другие сферы (диффузия), а также стратегическое направление формирования человеческого капитала, являющегося главным фактором развития инновационно-ориентированной экономики.
Итак, в начале XXI века образование «... представляет собой ту силу, которая в большей степени, чем какая-либо иная, формирует будущее» [Там же, С. 4]. В наши дни оно превращается в локомотив, который тянет за собой всю науку и экономику. Прослеживается ключевая взаимосвязь между развитием образования, с одной стороны, наукой и рыночной экономикой - с другой.
Инновационный потенциал вузов представляет собой системную совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных инновационных ресурсов сектора высшей школы, необходимых в процессе осуществления инновационной деятельности с учетом их ограниченного характера и возможного (положительного или отрицательного) влияния на конечный результат деятельности, а также фактор реализации конкурентных преимуществ высшей школы, ее инвестиционно-инновационной привлекательности. К инновационным ресурсам относят интеллектуальные, материальные, финансовые, информационные и иные ресурсы, которые могут быть привлечены для организации инновационного процесса в высшей школе.
Субъектами инновационной деятельности высшей школы выступают структурные подразделения, юридические лица (новые организационные формы инновационных процессов, организации различных организационно-правовых форм деятельности и
формы собственности, органы государственной власти, органы местного самоуправления) и физические лица, занимающиеся инновационной деятельностью в процессе реализации стратегий инновационного развития высшей школы. К объектам инновационной деятельности высшей школы относятся осваиваемые на основе реализации научных исследований или иных разработок новые способы организации деятельности, новые технологии, новые продукты, интеллектуальная собственность, инновационные проекты и процессы, инновационные программы и проекты, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности высших учебных заведений.
Для достижения целей разработки и внедрения стратегии развития инновационного вуза необходимо реализовать следующие задачи:
1) модернизация образовательного процесса;
2) модернизация научно-исследовательского процесса;
3) развитие кадрового потенциала на основе новой кадровой политики, углубления профессионализации и нового разделения труда;
4) укрепление материально-технической базы;
5) модернизация структуры вуза и системы управления.
Таким образом, актуализируется проблема оптимизации социального управления инновациями в сфере профессионального образования: управление инновациями должно быть направлено на формирование и повышение готовности сотрудников к инновационной деятельности и обеспечение их включенности в инновационную деятельность.
Изучение готовности специалиста в области образования к инновационной деятельности включает оценку мотивационно-твор-ческой направленности личности, ее знаний о новшествах и отношения к ним. Большое значение имеет творческое отношение специалиста к любой жизненной и педагогической ситуации, его позиция по отношению к участникам педагогического процесса. Процесс формирования креативности состоит из ряда этапов и сопровождается овладением инновационной деятельностью путем подражания образцам творческого поведения.
Обращенность теоретиков и практиков высшей школы к данной проблематике определяется необходимостью совершенствования подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, адекватной новым социально-экономическим условиям, возрастающей потребности в новом качестве образования, широкомасштабному развертыванию инновационных процессов. Поэтому при обучении педагогов важно вести работу по формированию у них готовности к переменам и инновационной деятельности.
На современном этапе исследователи (Л. С. Подымова, Т. И. Салимова, Е. Н. Францева, А. С. Ховрина и др.) выде-ляютя различные составляющие готовности педагога к инновационной деятельности. В целом авторские позиции сходятся в том, что основными компонентами такой готовности являются: когнитивный, мотивацион-ный, технологический и творческо-креатив-ный компоненты.
Когнитивный компонент предполагает сформированность общих представлений об инновационной деятельности специалиста сферы образования, знание особенностей исследовательской деятельности, способов обработки и хранения информации, и пр.
Мотивационный компонент предусматривает сформированность интереса к инновационной деятельности и решению учебно-исследовательских задач, наличия у молодых специалистов мотивов самоутверждения, личностной и профессиональной самореализации, стремления к творческому преобразованию педагогической действительности и т. д.
Технологический компонент включает комплекс навыков по переработке, интерпретации учебного материала и изучению педагогической теории и практики, умений объективно оценивать свои собственные возможности, прогнозировать результаты инновационной деятельности, осуществлять контроль и коррекцию инновации, владение инструментарием педагогического исследования и др.
Творческо-креативный компонент включает способности к генерированию разнообразных идей, творчески подходить к решению исследовательских и учебных задач, и пр.
Все эти компоненты вполне применимы
и к инновационной готовности различных специалистов образования. Однако особое место в условиях глобализации и информатизации общества, оптимизации и техноло-гизации структуры и содержания профессиональной подготовки педагогов занимает информационная составляющая готовности. Она предполагает сформированность знаний, умений и навыков сбора, передачи и хранения информации, использования информационных ресурсов глобальных и локальных сетей для решения учебно-исследовательских задач.
Выделяют механизмы управления инновациями в сфере профессионального образования [1, с. 39]:
- экономический, ориентированный на обеспечение эффективности инновационной деятельности посредством создания благоприятных условий для ее осуществления;
- правовой, основанный на создании рычагов правовой защиты и регуляции инновационной деятельности;
- административный, основанный на использовании административных мер;
- социальный, направленный на формирование инновационного сознания и поведения.
В контексте происходящих инновационных перемен на базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» была создана инновационная образовательная структура - Центр коллективного пользования «Мордовский базовый центр педагогического образования» (МБЦПО). Его цели:
развитие системы непрерывного педагогического образования, создание условий для преемственности образовательных профессиональных программ различного уровня, выбора обучающимися образовательного маршрута в соответствии с индивидуальными запросами;
информационное, психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение системы образования;
социокультурное и психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития субъектов различных сфер деятельности, содействие развитию человеческих ресурсов региона.
В его структуру входят научно-практические центры, учебно-исследовательские
школы, центр продленного дня, научно-образовательным комплекс, научно-образовательные центры, научно-исследовательские лаборатории [6].
Результаты опроса сотрудников Мор-дГПИ им. М. Е. Евсевьева, в котором участвовали 317 человек педагогического коллектива института (81 % от общего количества профессорско-преподавательского состава) позволил сделать некоторые промежуточные выводы о ходе инновационных процессов в вузе.
По итогам мониторинга в инновационной деятельности МордГПИ задействованы практически 90 % сотрудников, которые определяют устойчивость трансформационных процессов и реализацию инновационной стратегии. Важным для инновационной активности современного вуза является мобильность сотрудников. Включение вуза и его сотрудников в социально-экономическое пространство региона и страны определяет деятельность мобильных сотрудников в рамках профессиональной компетенции и направляет на потребности нужды региона. Можно согласиться с мнением В. В. Када-кина, что в образовании «....инновационные процессы необходимо рассматривать в контексте его социальной обусловленности, что предполагает соответствие системы образования жизненным социальным потребностям; внутреннюю согласованность ее частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность на прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, ее социальную направленность» [3, с. 9].
Ориентация инновационной политики МордГПИ на потребности региона отразилась на профессиональном сознании сотрудников. Многие работники вуза стараются учитывать потребности общества и активно участвуют в образовательных и социально-экономических процессах Мордовии и Поволжья. По результатам мониторинга сотрудники способны мобилизоваться в малые исследовательские и рабочие группы по запросам рынка и готовы оказывать дополнительные образовательные, внео-бразовательные и иные услуги: студентам -64 %; коллегам по работе - 6 %; населению -9 %. В основном специалисты готовы ока-
зать услуги по повышению квалификации учителей в области методологии преподавания (33 %) и по повышению квалификации учителей в области работы с инновационными технологиями (7 %).
Участие в инновационных структурах внесло определенные изменения в ценностную систему сотрудников института: они стали более внимательно относиться к своей работе; 64 % сотрудников испытывают интерес к работе благодаря инновационной деятельности.
Практически все сотрудники высоко оценили полученные в процессе инновационной деятельности знания и навыки (теоретические, практические, знания, умения и навыки в области работы с новым оборудованием); возможность публикаций, участия в разнообразных видах научно-педагогической деятельности, освоения новой деятельности, овладения новыми информационными технологиями; повысить квалификацию.
Итоги мониторинга позволяют отметить изменения направленности установок преподавателей инновационного характера. В инновационном образовательном пространстве формируется наиболее активная часть коллектива, которая при необходимости способна мобилизоваться для выполнения конкретных задач в рамках своей компетенции; актуализируется проблема оптимизации социального управления инновациями в сфере профессионального образования. Социально-психологическому обеспечению успешной инновационной деятельности будет способствовать широкое
применение методов социально-психологической поддержки, мотивации, ценностного ориентирования. Целенаправленное повышение авторитета участников нововведений, развитие соревновательных отношений в процессе подготовки и реализации инноваций помогут в деле раскрытия имеющегося кадрового потенциала.
Однако интенсификация реальных процессов современности сопровождается повышением нагрузки, что актуализирует проблему оптимизации способов разгрузки кадров и обучения их наиболее эффективным способам организации рабочего времени.
Библиографический список
1. Данакин Н. С. Социальное управление инновациями в сфере профессионального образования: монография. - Белгород, 2009. - 172 с.
2. Зейналов Г. Г. Инновационный контекст современного образования // Учебный эксперимент в образовании. - Саранск, 2011. - №1. - С. 4-12.
3. Кадакин В. В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева) // Гуманитарные науки и образование. - Саранск, 2012. - № 2 (10). -С. 9-12.
4. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инновати-ки. - М.: Наука, 1989. - 271 с.
5. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.
6. Шукшина Т. И. Мордовский базовый центр педагогического образования как инновационная модель подготовки учителя // Российский научный журнал. - 2011. - № 23. - С. 76-85.