УДК 574 (470. 345) ЗейналовГусейнГардашоглы
доктор философских наук, профессор кафедры философии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева [email protected]
Рябова Евгения Васильевна
кандидат философских наук, доцент доцент кафедры философии Мордовского
государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева
Миронов Виталий Юрьевич
аспирант кафедры философии
Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева
ZeynalovGuseynGardashogly
doctor of philosophy, professor of the department of philosophy at Mordovian state
pedagogical institute named after M. E. Evsevyev
RyabovaEvgeniaVasilevna
the candidate of science of philosophy,
atMordovian state pedagogical institute named after M. E. Evsevyev
MironovVitaliYuryevich
Post-graduate student of the department of philosophy at Mordovian state pedagogical institute named after M. E. Evseviev [email protected]
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ1
ECOLOGICAL CULTURE AND WAYS OF ITS FORMATION:
REGIONALASPECT
Аннотация: В статье рассматривается региональный аспект экологической культуры,пути формирования экологически ориентированной системы ценностей в ходе экологического образования и воспитанияна примере Республики Мордовия.
1 Работа проводится при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы: соглашение на предоставление гранта №14.В37.21.0989. Тема гранта «Методология развития социокультурных констант образовательного пространства инновационного вуза в структуре устойчиво-развивающегося общества».
Annotation: The article deals with the regional dimension of ecological culture, way of forming environment-oriented system of values in the-sky environmental education and education for example, the Republic of Mordovia.
Ключевыеслова:экоцентризм, экологическое сознание,
экологическаякультура, экологическое образование.
Keywords:ecocentrism, ecological awareness, ecological culture, ecological education.
Обострение экологической ситуации в современном мире требует поиска новых подходов к анализу взаимодействия природы и общества с учетом становления экологических компонентов человеческой жизнедеятельности и культуры. В последнее время все чаще говорят о том, что человечество почти полностью вывело себя из системы всеобщего экологического контроля, достигнутого природой.
Восстановление динамического равновесия системы «природа -общество» становится в настоящее время одной из актуальных задач инуждается в формировании единой стратегии экологической безопасности, включающей в себя двуединое глобальное и национально-региональное измерения. При этом региональный аспект предполагает учет целого ряда специфических особенностей: природных, этнических, социально-экономических, культурологических и т.п.
Экологическая ситуация, сложившаяся на территории Республики Мордовия[1] в результате ненормированного природопользования требует неотложных мер, обеспечивающих коренное улучшение социально-экологической обстановки.С начала 60-х годов прошлого столетия в Мордовии стала резко повышаться концентрация промышленного, энергетического и сельскохозяйственного потенциала. При этом игнорировались реальные возможности экологических систем региона, их адаптационная способность к возросшим антропогенным нагрузкам. В результате урбанизации и ускоренного процесса индустриализации, как и все остальные регионы Волжского бассейна, территория Республики Мордовия получила значительную антропогенную нагрузку, которая стала причиной возможных изменений в природной среде. Более напряженная экологическая нагрузка, при этом, наблюдается в городах и районных промышленных центрах, а также в районах интенсивного сельскохозяйственного производства. В настоящее время экологическая ситуация в республике не претерпела заметных изменений и остается не благополучной.
Предотвращение негативных последствий возможно только при кардинальном изменении системы ценностей. «Проблема экологического императива современной цивилизации - это проблема коренной трансформации ценностей бытия и социальной организации общества», -пишет С. В. Гринева [2, с. 149]. Именно поэтому в последние десятилетияначалось активное теоретическое осмысление проблемы ценностной переориентации в культуре, ставящее во главу угла формирование
новой духовности будущего человека через экологизациюего сознания (последовательного внедрения экологически ориентированных теоретических положений и мировоззренческих установок). Экологизация сознания неизбежно приводит к экологизации культуры, что, по определению ряда авторов,подразумевает «обогащение экологическими ценностями всех областей культуры - литературы, искусства, музыки, архитектуры, а также всех областей материального производства» [3, с. 76].
По мнению Н. М. Мамедова, В. И. Медведева,С. П. Мякинниковаи др., необходимой предпосылкой экологизации культуры является формирование экоцентристскоготипа экологического сознания и экологической культуры личности[6,7, 8].
Под экоцентризмомв современной философии понимается экоориентированное мировоззрение общества, группы людей, или отдельного человека (С. П. Мякинников). Оно предстает в виде философской позиции относительно взаимосвязи людей и природы,места человека в природе, обуславливающей экодеятельность общества, для которой характерно наделениекак антропосоциального, так и природного, свойством самоценности. В результате этого практическиевзаимоотношения между ними строятся преимущественно на принципе экодиспаритетности, умеренногопрагматизма и распространения на природу этико-моральных правил и норм[8, с. 124].
С точки зрения экоцентризма значительным вектором аксиологической переориентации общественного и массового сознания в целях преодоления углубляющегося экологического кризиса должна стать экологическая культура, играющая базовую роль в становлении личности.«Путь экологического преобразования и гармонизации среды обитания современного человека лежит на пути формирования экологического сознания, базовой основой которого выступает культура (экологическая культура), ее ценности» [5, с. 4].
Сущность понятия «экологическая культура» раскрывается учеными по-разному. Большинство исследователей приходят к выводу, что она заключается во внутренних свойствах личности, гармонизирующих отношения между человеком и природой и обеспечивающих самореализацию человека в экологических рамках. По мнению А. О. Лагутина, экологическая культура -это открытая, динамичная система высоконравственных и ценностных установок, цель которой сохранение и развитие природно-социального потенциала человечества, формирование «устойчивой» экологической сферы общества [5, с. 11].
В целом, несмотря на явный интерес ученых к различным аспектам экологии, в частности в области культуры и духовной жизни, число исследований данного явления в региональном аспекте незначительно. Исследователи, констатируя кризисные явления в сфере экологии, склонны недооценивать плюралистические стратегии субъектов экономики и культуры, влекущие разнонаправленные эффекты процессов в поле экологической политики.
Изучение особенностей регионального компонента экологической культуры возможно, с нашей точки зрения, путем рассмотрения региона как пространственной целостности, где существует определенное органическое сочетание трех групп основополагающих факторов: экономического, социального, духовного. В этом плане регион выступает как промежуточная пространственно-духовная единица, занимающая в ценностном сознании каждого проживающего на данной территории определенное место. Особенностью здесь является иное духовное отношение к окружающему пространству. Можно говорить о наличии общественного сознания региона, которое имеет свои механизмы формирования, каналы трансляции и специфику воспроизводства [10, с. 37]. Более того, на этой основе происходит складывание особой региональной духовной общности людей, жителей данного региона.
Таким образом, особенности региона как социально-экономического и географического пространства, в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, играют немаловажную роль в экологизациисознания и формировании экологически ориентированной системы ценностей населения.
Показательна в этом отношении ситуация в Республике Мордовия, где в
2010 году была утверждена республиканская целевая программа «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Республики Мордовия» на
2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РМ от 11.10.10 № 397).На основе анализа экологической ситуации, ученымисделан вывод о необходимостиразработкив Республике Мордовия новойстратегии врегиональном природопользовании и в социально-экономическом развитии,с учетом национальных, исторических, этнических, демографических и других особенностей территории, что создает неповторимую социально-экономическую и экологическую целостность.
В формировании устойчивой региональной социоприродной системы большая роль принадлежит экологическому образованию, которое, должно соответствовать глобальным, национальным и региональным потребностям народа, культуре и менталитету региона». Человеческий фактор является решающим в решении экологических проблем современного общества. Следовательно, речь должна идти о «формировании экогармоничной личности, в которой найдет высшее самовыражение творческий потенциал, заложенный в человеке разумном, способном установить оптимальные, более дружелюбные отношения с окружающей его социальной и природной средой» [4, с. 54].
Следует признать, что любая проблема «окружающей среды» требует экологического образования для ее решения.В ходе экологического образования происходит формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания.В этом отношении интересен региональный опыт экологического образования и воспитания, задачей которого выступает повышение культуры взаимоотношений человека с природой, формирование экологического императива целостного мировоззрения человека,воспитание у него такого национального самосознания, которое обеспечит новое отношение
к национальным ценностям, бережное отношение к окружающей социальной и природной среде.
В последнее время в Мордовии активно обсуждается проблема экологического воспитания, реализуется экспериментальная модель экологического образования«Экология и диалектика» на базе общеобразовательной школы №7 г. Саранска в рамках деятельности коллективного центра экологического образования «Зелёный мир».Помимо уроков с экологическим содержанием, экскурсий, внеклассных мероприятий экологической направленности в образовательных учреждениях города и республики в тесном сотрудничестве с преподавателями ВУЗов функционируют экологические кружки и творческие объединения, где обучаются дети разного возраста.В Республике выпущены учебники и учебные пособиядля школьников и студентов:«Экология Мордовии» (экологическая ситуация в форме ролевой игры), авторы В. И. Жидкин, О. С. Митрофанова, О. Н. Бубнова; «Основы экологиидля 10-11 классов» под редакцией В. И. Жидкина; «Формы и методы экологического образования», авторы М. А. Якунчев, В. И. Жидкин; «Геоэкологический атлас Республики Мордовия», автор А. А. Ямашкин; «Особо охраняемые природные территории Республики Мордовия», под общей редакцией В. И. Астрадамова и др.
В Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьевавыпущен курс лекций «Социально-философские аспекты устойчиво-безопасного развития Республики Мордовия» под редакцией Г. Г. Зейналова, студенты изучают курс «Основы экологии», элективный курс «Экология и устойчивое развитие социальных систем». В процессе реализации вышеперечисленных курсов решенызадачи по дополнению и углублению знаний и представлений студентов в области экологии, природопользования и природоохранной деятельности.
Экологическое образование немыслимо вне исторически сложившихся традиций взаимодействия этноса и природы, использования богатого потенциала этнопедагогического наследия региона в формировании экологической культуры личности, что нашло отражение в региональной концепции воспитания, в содержании и системе образования в Республике Мордовия.
Таким образом, трансляция экологической культуры в современном обществе, формирование целостного мировоззрения и мироотношения человека становятся целью, ценностью и смыслом образования и педагогической науки.
Литература
1. ГирусовЭ. В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма // Философия и общество. 2009. №4. С. 74 - 92.
2. Гринева С. В. Включенность экологического фактора в систему моральных и материальных ценностей общества [Текст] // Вестник СГУ. Ставрополь, 2006.№ 44.С. 142-150.
3. Зейналов Г. Г., Рябова Е.В. Коэволюция общества и природы: от теории к практике (на примере Республики Мордовия).Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2011. 129 с.
4. Зейналов Г. Г. Философское значение концепции устойчивого развития // Гуманитарные науки и образование. Научно-методический журнал. Саранск, 2011. № 1 (5). С. 51-55.
5. Лагутин А.О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества: автореф. дисс. ... канд. культурологии. Краснодар, 2001. 26 с.
6. Мамедов Н.М. Основы социальной экологии : учеб.пособие для вузов. Сер. Образование для устойчивого развития. М.: Ступени, 2003. 256 с.
7. Медведев В.И. Экологическое сознание: учебное пособие. М.: Логос, 2001.С. 384. [Электронный ресурс]. URL: http://www. ecologistic. ru/ecol_sozn_part_1/
8. Мякинников С.П. Мировоззрение экоцентризма и концепция устойчивого развития общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 1 (7). C. 130-135.
9. Осипов В. Первая попытка синтеза экоцентризма// Зеленый мир. 1994. № 7. С. 4-5.
10.Рябова Е. В. Роль запретов (табу) в экологическом воспитании // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. 2011. № 3(7). С. 45-47.
11. Феоктистова Н. В. Экологическое сознание как феномен духовной жизни общества. Саратов, 2008. 154 с.
Literature:
1. GirusovA.A. Ecological culture as the highest form of humanity//Philosophy and society. 2009 . No. 4. P. 74 - 92.
2. Grineva S. V. Vklyuchennost of an ecological factor in system of moral and material values of society of [Text] //the Messenger of SGU. Stavropol, 2006. No. 44. P. 142-150.
3. Zeynalov G. G.,Ryabova E.V. Koevolyutsy of society and nature: from the theory to practice (on the example of the Republic of Mordovia). Mordov. the state. in-t. Saransk, 2011. 129 p.
4. ZeynalovG. G. Philosophical value of the concept sustainable Developments//Humanities and education. Scientific and methodical magazine. Saransk, 2011. No. 1 (5). Page 51-55.
5. Lagutin A.O. Ecological culture as factor of a sustainable development of society: thesis abstract ... candidate cultural science. Krasnodar, 2001. 26p.
6. MamedovN.M. Osnovy of social ecology: ucheb.posoby for higher education institutions. It is gray. Education for a sustainable development. M: Steps, 2003. 256 p.
7. MedvedevV.I. Ecological consciousness: manual. M: Logos, 2001. P. 384. [Electronic resource]. URL: http://www.ecologistic.ru/ecol_sozn_part_1/
8. Myakinnikov S.P. Mirovozzreniye of ecocentrism and concept of a sustainable development of society //Historical, philosophical, political and jurisprudence, cultural science and art criticism. Theory and practice questions. Tambov: The diploma, 2011. No. 1 (7). P. 130-135 .
9. Osipov V. First attempt of synthesis ekotsentrizma // Green world. 1994 . No. 7. P. 4-5.
10. RyabovaE.V. Role of a ban (taboo) in ecological education // the Humanities and education: scientific and methodical magazine. No. 3(7). 2011. P. 45-47.
11. Feoktistov N.V. Ecological consciousness as phenomenon of spiritual life of society. Saratov, 2008. 154 p.