Научная статья на тему 'Экологическая культура и пути ее формирования: региональный аспект проблемы'

Экологическая культура и пути ее формирования: региональный аспект проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
507
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЦЕНТРИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Рябова Евгения Васильевна, Миронов Виталий Юрьевич

В статье рассматривается региональный аспект экологической культуры, пути формирования экологически ориентированной системы ценностей в ходе экологического образования и воспитания на примере Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Рябова Евгения Васильевна, Миронов Виталий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура и пути ее формирования: региональный аспект проблемы»

УДК 574 (470. 345) ЗейналовГусейнГардашоглы

доктор философских наук, профессор кафедры философии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева zggo@mail.ru

Рябова Евгения Васильевна

кандидат философских наук, доцент доцент кафедры философии Мордовского

государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева

riabova-e@rambler.ru

Миронов Виталий Юрьевич

аспирант кафедры философии

Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева

vitelmironov@rambler.ru

ZeynalovGuseynGardashogly

doctor of philosophy, professor of the department of philosophy at Mordovian state

pedagogical institute named after M. E. Evsevyev

zggo@mail.ru

RyabovaEvgeniaVasilevna

the candidate of science of philosophy,

atMordovian state pedagogical institute named after M. E. Evsevyev

riabova-e@rambler.ru,

MironovVitaliYuryevich

Post-graduate student of the department of philosophy at Mordovian state pedagogical institute named after M. E. Evseviev vitelmironov@rambler.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ1

ECOLOGICAL CULTURE AND WAYS OF ITS FORMATION:

REGIONALASPECT

Аннотация: В статье рассматривается региональный аспект экологической культуры,пути формирования экологически ориентированной системы ценностей в ходе экологического образования и воспитанияна примере Республики Мордовия.

1 Работа проводится при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы: соглашение на предоставление гранта №14.В37.21.0989. Тема гранта «Методология развития социокультурных констант образовательного пространства инновационного вуза в структуре устойчиво-развивающегося общества».

Annotation: The article deals with the regional dimension of ecological culture, way of forming environment-oriented system of values in the-sky environmental education and education for example, the Republic of Mordovia.

Ключевыеслова:экоцентризм, экологическое сознание,

экологическаякультура, экологическое образование.

Keywords:ecocentrism, ecological awareness, ecological culture, ecological education.

Обострение экологической ситуации в современном мире требует поиска новых подходов к анализу взаимодействия природы и общества с учетом становления экологических компонентов человеческой жизнедеятельности и культуры. В последнее время все чаще говорят о том, что человечество почти полностью вывело себя из системы всеобщего экологического контроля, достигнутого природой.

Восстановление динамического равновесия системы «природа -общество» становится в настоящее время одной из актуальных задач инуждается в формировании единой стратегии экологической безопасности, включающей в себя двуединое глобальное и национально-региональное измерения. При этом региональный аспект предполагает учет целого ряда специфических особенностей: природных, этнических, социально-экономических, культурологических и т.п.

Экологическая ситуация, сложившаяся на территории Республики Мордовия[1] в результате ненормированного природопользования требует неотложных мер, обеспечивающих коренное улучшение социально-экологической обстановки.С начала 60-х годов прошлого столетия в Мордовии стала резко повышаться концентрация промышленного, энергетического и сельскохозяйственного потенциала. При этом игнорировались реальные возможности экологических систем региона, их адаптационная способность к возросшим антропогенным нагрузкам. В результате урбанизации и ускоренного процесса индустриализации, как и все остальные регионы Волжского бассейна, территория Республики Мордовия получила значительную антропогенную нагрузку, которая стала причиной возможных изменений в природной среде. Более напряженная экологическая нагрузка, при этом, наблюдается в городах и районных промышленных центрах, а также в районах интенсивного сельскохозяйственного производства. В настоящее время экологическая ситуация в республике не претерпела заметных изменений и остается не благополучной.

Предотвращение негативных последствий возможно только при кардинальном изменении системы ценностей. «Проблема экологического императива современной цивилизации - это проблема коренной трансформации ценностей бытия и социальной организации общества», -пишет С. В. Гринева [2, с. 149]. Именно поэтому в последние десятилетияначалось активное теоретическое осмысление проблемы ценностной переориентации в культуре, ставящее во главу угла формирование

новой духовности будущего человека через экологизациюего сознания (последовательного внедрения экологически ориентированных теоретических положений и мировоззренческих установок). Экологизация сознания неизбежно приводит к экологизации культуры, что, по определению ряда авторов,подразумевает «обогащение экологическими ценностями всех областей культуры - литературы, искусства, музыки, архитектуры, а также всех областей материального производства» [3, с. 76].

По мнению Н. М. Мамедова, В. И. Медведева,С. П. Мякинниковаи др., необходимой предпосылкой экологизации культуры является формирование экоцентристскоготипа экологического сознания и экологической культуры личности[6,7, 8].

Под экоцентризмомв современной философии понимается экоориентированное мировоззрение общества, группы людей, или отдельного человека (С. П. Мякинников). Оно предстает в виде философской позиции относительно взаимосвязи людей и природы,места человека в природе, обуславливающей экодеятельность общества, для которой характерно наделениекак антропосоциального, так и природного, свойством самоценности. В результате этого практическиевзаимоотношения между ними строятся преимущественно на принципе экодиспаритетности, умеренногопрагматизма и распространения на природу этико-моральных правил и норм[8, с. 124].

С точки зрения экоцентризма значительным вектором аксиологической переориентации общественного и массового сознания в целях преодоления углубляющегося экологического кризиса должна стать экологическая культура, играющая базовую роль в становлении личности.«Путь экологического преобразования и гармонизации среды обитания современного человека лежит на пути формирования экологического сознания, базовой основой которого выступает культура (экологическая культура), ее ценности» [5, с. 4].

Сущность понятия «экологическая культура» раскрывается учеными по-разному. Большинство исследователей приходят к выводу, что она заключается во внутренних свойствах личности, гармонизирующих отношения между человеком и природой и обеспечивающих самореализацию человека в экологических рамках. По мнению А. О. Лагутина, экологическая культура -это открытая, динамичная система высоконравственных и ценностных установок, цель которой сохранение и развитие природно-социального потенциала человечества, формирование «устойчивой» экологической сферы общества [5, с. 11].

В целом, несмотря на явный интерес ученых к различным аспектам экологии, в частности в области культуры и духовной жизни, число исследований данного явления в региональном аспекте незначительно. Исследователи, констатируя кризисные явления в сфере экологии, склонны недооценивать плюралистические стратегии субъектов экономики и культуры, влекущие разнонаправленные эффекты процессов в поле экологической политики.

Изучение особенностей регионального компонента экологической культуры возможно, с нашей точки зрения, путем рассмотрения региона как пространственной целостности, где существует определенное органическое сочетание трех групп основополагающих факторов: экономического, социального, духовного. В этом плане регион выступает как промежуточная пространственно-духовная единица, занимающая в ценностном сознании каждого проживающего на данной территории определенное место. Особенностью здесь является иное духовное отношение к окружающему пространству. Можно говорить о наличии общественного сознания региона, которое имеет свои механизмы формирования, каналы трансляции и специфику воспроизводства [10, с. 37]. Более того, на этой основе происходит складывание особой региональной духовной общности людей, жителей данного региона.

Таким образом, особенности региона как социально-экономического и географического пространства, в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, играют немаловажную роль в экологизациисознания и формировании экологически ориентированной системы ценностей населения.

Показательна в этом отношении ситуация в Республике Мордовия, где в

2010 году была утверждена республиканская целевая программа «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Республики Мордовия» на

2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РМ от 11.10.10 № 397).На основе анализа экологической ситуации, ученымисделан вывод о необходимостиразработкив Республике Мордовия новойстратегии врегиональном природопользовании и в социально-экономическом развитии,с учетом национальных, исторических, этнических, демографических и других особенностей территории, что создает неповторимую социально-экономическую и экологическую целостность.

В формировании устойчивой региональной социоприродной системы большая роль принадлежит экологическому образованию, которое, должно соответствовать глобальным, национальным и региональным потребностям народа, культуре и менталитету региона». Человеческий фактор является решающим в решении экологических проблем современного общества. Следовательно, речь должна идти о «формировании экогармоничной личности, в которой найдет высшее самовыражение творческий потенциал, заложенный в человеке разумном, способном установить оптимальные, более дружелюбные отношения с окружающей его социальной и природной средой» [4, с. 54].

Следует признать, что любая проблема «окружающей среды» требует экологического образования для ее решения.В ходе экологического образования происходит формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания.В этом отношении интересен региональный опыт экологического образования и воспитания, задачей которого выступает повышение культуры взаимоотношений человека с природой, формирование экологического императива целостного мировоззрения человека,воспитание у него такого национального самосознания, которое обеспечит новое отношение

к национальным ценностям, бережное отношение к окружающей социальной и природной среде.

В последнее время в Мордовии активно обсуждается проблема экологического воспитания, реализуется экспериментальная модель экологического образования«Экология и диалектика» на базе общеобразовательной школы №7 г. Саранска в рамках деятельности коллективного центра экологического образования «Зелёный мир».Помимо уроков с экологическим содержанием, экскурсий, внеклассных мероприятий экологической направленности в образовательных учреждениях города и республики в тесном сотрудничестве с преподавателями ВУЗов функционируют экологические кружки и творческие объединения, где обучаются дети разного возраста.В Республике выпущены учебники и учебные пособиядля школьников и студентов:«Экология Мордовии» (экологическая ситуация в форме ролевой игры), авторы В. И. Жидкин, О. С. Митрофанова, О. Н. Бубнова; «Основы экологиидля 10-11 классов» под редакцией В. И. Жидкина; «Формы и методы экологического образования», авторы М. А. Якунчев, В. И. Жидкин; «Геоэкологический атлас Республики Мордовия», автор А. А. Ямашкин; «Особо охраняемые природные территории Республики Мордовия», под общей редакцией В. И. Астрадамова и др.

В Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьевавыпущен курс лекций «Социально-философские аспекты устойчиво-безопасного развития Республики Мордовия» под редакцией Г. Г. Зейналова, студенты изучают курс «Основы экологии», элективный курс «Экология и устойчивое развитие социальных систем». В процессе реализации вышеперечисленных курсов решенызадачи по дополнению и углублению знаний и представлений студентов в области экологии, природопользования и природоохранной деятельности.

Экологическое образование немыслимо вне исторически сложившихся традиций взаимодействия этноса и природы, использования богатого потенциала этнопедагогического наследия региона в формировании экологической культуры личности, что нашло отражение в региональной концепции воспитания, в содержании и системе образования в Республике Мордовия.

Таким образом, трансляция экологической культуры в современном обществе, формирование целостного мировоззрения и мироотношения человека становятся целью, ценностью и смыслом образования и педагогической науки.

Литература

1. ГирусовЭ. В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма // Философия и общество. 2009. №4. С. 74 - 92.

2. Гринева С. В. Включенность экологического фактора в систему моральных и материальных ценностей общества [Текст] // Вестник СГУ. Ставрополь, 2006.№ 44.С. 142-150.

3. Зейналов Г. Г., Рябова Е.В. Коэволюция общества и природы: от теории к практике (на примере Республики Мордовия).Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2011. 129 с.

4. Зейналов Г. Г. Философское значение концепции устойчивого развития // Гуманитарные науки и образование. Научно-методический журнал. Саранск, 2011. № 1 (5). С. 51-55.

5. Лагутин А.О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества: автореф. дисс. ... канд. культурологии. Краснодар, 2001. 26 с.

6. Мамедов Н.М. Основы социальной экологии : учеб.пособие для вузов. Сер. Образование для устойчивого развития. М.: Ступени, 2003. 256 с.

7. Медведев В.И. Экологическое сознание: учебное пособие. М.: Логос, 2001.С. 384. [Электронный ресурс]. URL: http://www. ecologistic. ru/ecol_sozn_part_1/

8. Мякинников С.П. Мировоззрение экоцентризма и концепция устойчивого развития общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 1 (7). C. 130-135.

9. Осипов В. Первая попытка синтеза экоцентризма// Зеленый мир. 1994. № 7. С. 4-5.

10.Рябова Е. В. Роль запретов (табу) в экологическом воспитании // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. 2011. № 3(7). С. 45-47.

11. Феоктистова Н. В. Экологическое сознание как феномен духовной жизни общества. Саратов, 2008. 154 с.

Literature:

1. GirusovA.A. Ecological culture as the highest form of humanity//Philosophy and society. 2009 . No. 4. P. 74 - 92.

2. Grineva S. V. Vklyuchennost of an ecological factor in system of moral and material values of society of [Text] //the Messenger of SGU. Stavropol, 2006. No. 44. P. 142-150.

3. Zeynalov G. G.,Ryabova E.V. Koevolyutsy of society and nature: from the theory to practice (on the example of the Republic of Mordovia). Mordov. the state. in-t. Saransk, 2011. 129 p.

4. ZeynalovG. G. Philosophical value of the concept sustainable Developments//Humanities and education. Scientific and methodical magazine. Saransk, 2011. No. 1 (5). Page 51-55.

5. Lagutin A.O. Ecological culture as factor of a sustainable development of society: thesis abstract ... candidate cultural science. Krasnodar, 2001. 26p.

6. MamedovN.M. Osnovy of social ecology: ucheb.posoby for higher education institutions. It is gray. Education for a sustainable development. M: Steps, 2003. 256 p.

7. MedvedevV.I. Ecological consciousness: manual. M: Logos, 2001. P. 384. [Electronic resource]. URL: http://www.ecologistic.ru/ecol_sozn_part_1/

8. Myakinnikov S.P. Mirovozzreniye of ecocentrism and concept of a sustainable development of society //Historical, philosophical, political and jurisprudence, cultural science and art criticism. Theory and practice questions. Tambov: The diploma, 2011. No. 1 (7). P. 130-135 .

9. Osipov V. First attempt of synthesis ekotsentrizma // Green world. 1994 . No. 7. P. 4-5.

10. RyabovaE.V. Role of a ban (taboo) in ecological education // the Humanities and education: scientific and methodical magazine. No. 3(7). 2011. P. 45-47.

11. Feoktistov N.V. Ecological consciousness as phenomenon of spiritual life of society. Saratov, 2008. 154 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.