УДК 101.1 : 316
Зейналов Гусейн Гардаш оглы
доктор философских наук, профессор кафедры философии
Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева
Родина Елена Николаевна
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева rodina 197621 @rambler.ru Котова Светлана Сергеевна аспирант кафедры философии
Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева
Zeynalov Guseyn Gardash ogly
doctor of philosophy, professor of the department of philosophy
at Mordovian state pedagogical institute named after M. E. Evsevyev
Rodina Elena Nikolaievna
Candidate of the philosophical sciences,
senior teacher of the department of philosophy
at Mordovian state pedagogical institute named after M. E. Evseviev
rodina 197621 @rambler.ru
Kotova Svetlana Sergeievna
Post-graduate student of the department of philosophy
at Mordovian state pedagogical institute named after M. E. Evseviev
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ И НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА1
METHODOLOGICAL IMPORTANCE OF THE COURSE «PHILOSOPHY AND SCIENTIFIC DISCOVERY» INNOVATION IN THE EDUCATIONAL SPACE
OF THE UNIVERSITY
1 Работа проводится при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы: соглашение на предоставление гранта №14.В37.21.0989. Тема гранта «Методология развития социокультурных констант образовательного пространства инновационного вуза в структуре устойчиво-развивающегося общества».
Аннотация: Статья посвящена философскому обоснованию проблем научного поиска и научного творчества как его основания, реализуемому внедрением в образовательное пространство инновационного курса « Философия и научное открытие». Особую актуальность, данная проблема приобретает в наши дни в контексте актуализации самопознания науки как общекультурного фактора. Курс «Философия и научное открытие» раскрывает философские основы научного поиска и методологические особенности процесса научного открытия.
Ключевые слова: образовательное пространство, научный поиск, научное открытие, научное творчество, методология научного открытия.
Annotation: The article is devoted to philosophical justification problems of scientific inquiry and scientific creativity as its foundation, which is realized in the implementation of innovative educational environment of the course «Philosophy and scientific discovery». Special urgency this problem gets these days in the context of self-actualization of science as a general cultural factors. The course «Philosophy and scientific discovery» reveals the philosophical foundations of scientific research and methodological features of the process of scientific discovery.
Keywords: educational sphere, scientific research, scientific discovery, scientific creativity, the methodology of scientific discovery.
Новые государственные образовательные стандарты требуют внедрения в систему образования новых курсов, которые исследуют отдельные фрагменты действительности и оказывают влияние на духовный мир студентов. В этом плане показательным является чтение курса «Философия и научное открытие» на физико-математическом факультете Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева в течение последних лет. Практически данный курс вносит гуманитарное начало в естественнонаучное знание студентов данного факультета.
Проблема возникновения нового знания, творчества как основы научного открытия, привлекали внимание философов и ученых в течение всей истории науки. Понимание научной деятельности как высшего вида творчества пришло сравнительно недавно, в начале ХХ века, ранее это право признавалось только за художественной деятельностью. В это же время зарождаются попытки создания теорий научного творчества, ставящих своей целью оптимизацию исследовательского поиска на основе нахождения основополагающих закономерностей и выработки универсальных методов. И. И. Лапшин в работе «Философия изобретения и изобретение в философии» говорил о том, что изучение научного, технического и философского творчества может оказывать косвенным образом полезное влияние на сам процесс изобретения [5, С. 6.].
Особую актуальность вопросы научного творчества приобретают в наши дни, поскольку наука и образование превратились в определяющие факторы ци-вилизационного развития. Жизнь современного социума основана на применении научных достижений, а открытия и изобретения становятся индикатором общест-
венного прогресса. Экономическое развитие характеризуется интеллектуализацией важнейших производственных факторов.
Еще одна причина особой популярности данной проблемы - это глобализация и виртуализация основных сфер жизни общества на основе компьютерных технологий, которые породили множественные проблемы, требующие философского объяснения. Несмотря на создание высокотехнологических компьютерных технологий, главную роль в получении нового знания по-прежнему играет человек, его интуиция, воображение, возможность предвосхищения результата деятельности и т.д.
В современной научной литературе речь идет, прежде всего, о методологии научного познания, которую понимают как форму самосознания науки, учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности, что проясняет способы совмещения знания и деятельности, строение, организацию, способы получения и обоснования знаний [2], [6].
Целью изучения курса «Философия и научное открытие» является выявление философских основ научного поиска, раскрытие методологических особенностей процесса научного открытия и формирование творческой культуры будущего специалиста на основе изучения обширного материала в области истории науки. Также одной из важнейших задач курса является пробуждение у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности через ознакомление их с теоретико-методологическими проблемами научного поиска, овладение методикой научного исследования.
Любое новое открытие, чтобы стать частью общей картины мира, либо определяющим принципом научного познания, должно получить философское обоснование. Философское обоснование научного открытия выходит за рамки конкретной области научного знания и дает исследователю самые общие ориентиры для познавательной деятельности.
Общее содержание курса раскрывает взаимодействие философской и научной мысли. Можно согласиться с мнением А. Койре, что научная и философская мысль находилась и находится в постоянном и, вообще говоря, плодотворном взаимодействии [4].
Философское обоснование научного открытия выступает необходимой предпосылкой и условием для вторжения научного познания в новые предметные сферы. Именно исходные философские идеи определяют обоснованность новых гипотез и концепций, т. к. философские идеи и принципы изначально присутствуют в основании научного исследования и существуют объективно независимо от того, осознает это ученый или нет.
Помимо всего философское обоснование научного открытия выполняет ин-тегративную функцию в междисциплинарном пространстве. Философия, обобщая научные идеи из различных областей знаний, устанавливает междисциплинарные связи, выявляет интеграцию наук, ранее далеко отстоящих друг от друга. Академик А. Б. Мигдал отмечает, что серьезная научная работа не может проводиться
без прикладной философии, определяющей качественную сторону исследования, помогающей наметить очертания предполагаемого решения и в конце работы осмыслить полученные результаты и дать им правильную интерпретацию [7, С. 5].
Размышления над проблемами научного творчества на философском уровне формируют самосознание науки, знания о перспективах, механизме и движущих силах научного поиска, о связях с образом жизни и культурой. Б. М. Кедров в статье «Опыт методологического анализа научных открытий» отмечает, что «мышление, а, следовательно, и наука, как и все мире, развивается диалектически. Определяя научное открытие как скачок в развитии научного познания, мы подчеркиваем не только, что всякое крупное открытие завершает собой предшествующее постепенное развитие научной мысли, которое его представляло, но и то, что такого рода открытие начинает собой новый этап научного развития в качестве его исходного пункта» [3].
Фундаментальные научные открытия всегда были синтезом научной деятельности в конкретно-научной области и философии. Чаще всего они имели общефилософское, мировоззренческое значение. О мировоззренческом значении научного открытия свидетельствует творчество А. Эйнштейна, Ч. Дарвина, В. Гей-зенберга, Н. Бора и др. Философия Платона оказала влияние на физические идеи В. Гейзенберга, диалектика древнеиндийской философии влияла на фундаментальные разработки в области квантовой механики Э. Шредингера, экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора на формирование концепции дополнительности Н. Бора.
Философия обобщает, систематизирует достижения культуры и науки, доводит их до общетеоретического уровня. Практически - это квинтессенция всей культуры по поводу своих оснований. Взаимосвязь науки с философией активно обсуждалась и в ХХ в. «Мне кажется, - писал В. Вернадский, - это стороны одного и того же процесса - стороны совершенно неотделимые... Если бы одна заглохла, прекратился бы живой рост другой» [1].
Игнорирование научных достижений философией привело бы ее к бессодержательности. В свою очередь философия призвана способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные притязания науки на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.
Как внутренняя, духовная рефлексия культуры, философия стремится проникнуть в смысловое содержание научной деятельности, интерпретировать происходящее, найти сущность и методологическую закономерность явлений. Геометрия Евклида, гелиоцентрическая система Коперника, классическая механика Ньютона, геометрия Лобачевского, генетика Менделя, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, квантовая механика, связаны с созданием фундаментальных научных теорий и концепций в философии.
Философская обоснованность в истории науки приводила к тому, что фун-
даментальные научные открытия совершались несколькими учеными независимо друг от друга и практически, в одно и то же время. Например, теория относительности одновременно была разработана Эйнштейном и Пуанкаре, Дарвин с Уоллесом практически одновременно выдвинули эволюционную теорию. Данные примеры свидетельствуют о том, что эти открытия в науке были исторически обусловлены и всегда возникали в результате решения фундаментальных проблем, имеющих не частный характер, а глубинный, мировоззренческий. Например, гелиоцентрическая картина Н. Коперника есть итог стремления решить фундаментальную мировоззренческую проблему того времени, заключенной в применении двух фундаментальных мировоззренческих принципов - принципа движения небесных тел по кругам и принципа простоты природы в астрономии.
Ряд научных открытий обретают фундаментальное значение, которые отличаются от обычных тем, что они связаны не с дедукцией из существующих принципов, а с разработкой новых основополагающих принципов. Многие фундаментальные открытия в науке совершались на вполне определенной теоретической базе и всегда были синтезом научной деятельности в конкретно-научной области и философии. Они всегда имели общефилософское, мировоззренческое значение и изменили представление о действительности в целом.
Философские основания научного поиска выполняют в рамках науки эвристическую функцию. Благодаря философской обоснованности выстраиваются новые теории, целенаправленно перестраиваются нормативные структуры, основополагающие принципы науки и создается новая картина мира или обновляется старая. В результате всего, используемые философские идеи и принципы применяются также для обоснования новых представлений о методе, картине мира. Сформированные представления в дальнейшем могут получить иную философскую интерпретацию и основание другими философскими принципами, получить общекультурное признание. Таким образом, философские основания науки допускают вариации философских идей, применяемых в процессе научного открытия.
Формирование философских оснований научного поиска требует от исследователя, с одной стороны философского, с другой - конкретно-научного знания. Ученый должен быть способен осуществлять выборку философских идей, принципов, методов и адаптировать их к потребностям определенной области научного познания, а в дальнейшем полученные новые знания вторично рефлексировать в новую систему философских категорий. Данный род деятельности совершается совместно с философами и учеными-специалистами из конкретной области науки и обозначена как философия и методология науки.
В процессе научного поиска философское обоснование выполняет эвристическую функцию. Философские принципы, участвуя в постройке новых идей, гипотез, теорий перестраивают нормативные структуры науки и картин реальности. Это обусловлено тем, что философия не только рефлексия по отношении к науке, но и в отношении всей культуры. Поэтому в структуре философских оснований можно выделить следующие подсистемы, взаимосвязанные между собой:
1. Онтологическая подсистема, представленная категориальной сеткой, охватывающей понимание и познание исследуемых объектов (такие категории как «свойство», «состояние», «отношение», «связь», «процесс», «состояние», «причинность», «необходимость», «случайность», «пространство», «время» и т. п.);
2. Эпистемологическая подсистема, представленная категориальными схемами, характеризующими познавательные процедуры и их результат (понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и т. п.).
В историческом плане обе подсистемы развиваются в зависимости от эволюции нормативных структур науки, обеспечивающих освоение новых объектов познания. Поэтому процесс освоения курса «Философия и научное открытие» включает в себя два блока проблем научного открытия: онтологические и ценностные.
В целом курс «Философия и научное открытие» ориентирован на формирование у студентов представлений о сущности научного познания, о методологии научного поиска и научного открытия, об основных этапах развития науки, ее классификации и методах, об основных факторах и условиях научного познания и открытия. В ходе изучения курса студент должен выработать компетенции, чтобы уметь творчески применять основные принципы методологии научного поиска в повседневной практической деятельности; постоянно углублять и систематизировать свои практические и теоретические знания, придавая им научную направленность, логическую стройность, профессиональное содержание; логично формулировать, научно излагать и аргументированно отстаивать собственное видение исследуемых проблем; вести дискуссию, полемику, диалог о философских проблемах современной науки.
Литература:
1. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетарное явление / В. И. Вернадский. - М. : Наука, 1991. - 270 с.
2. Зейналов, Г. Г. Инновационный контекст современного образования / Г. Г. Зейналов // Учебный эксперимент в образовании. - Саранск, 2011. - № 1. - С. 4-12.
3. Кедров, Б. М. Опыт методологического анализа научных открытий / Б. М. Кедров // Вопросы философии. - 1960. - № 5.
4. Койре, А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / А. Койре [Электронный ресурс] - URL. : http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Koyre/07.php
5. Лапшин, И. И. Философия изобретения и изобретение в философии / И. И. Лапшин. - М. : Республика, 1999. - 399 с.
6. Мартынова, Е. А. Философия в системе гуманитарного знания / Е. А. Мартынова //Гуманитарные науки и образование. Научно-методический журнал. - Саранск, 2010. - № 2 (2). - С. 60-61.
7. Мигдал, А. Б. Физика и философия /А. Б. Мигдал //Вопросы философии. -1990. - №1. - С. 5-32.
References
1. Vernadsky, V. I. Scientific thought as a planetary phenomenon. Moscow, Nau-ka, 1991. 270 p.
2. Zeynalov, Innovative context of modern education / G. G. Zeynalov // Educational experiment in education. - Saransk, 2011. - №. 1. - pp. 4-12.
3. Kedrov, B. M. Experience methodological analysis of scientific discovery, Problems of Philosophy, 1960. No. 5.
4. Koyre, A. Essays on the history of philosophical thought. On the influence of philosophical concepts to the development of scientific theories. [Electronic resource], URL : http://www.gumer. info/bogoslovBuks/Philos/Koyre/07.php
5. Lapshin, 1.1. The philosophy of the invention and the invention of philosophy. Moscow, The Republic, 1999. 399 p.
6. Martynova, E. A. The philosophy of the system of human knowledge, Humanities and education, 2010, No. 2 (2), pp. 60-61.
7. Migdal, AB Physics and Philosophy, Problems of Philosophy, 1990. No.1. pp.
5-32.