Научная статья на тему 'ДОШКОЛЬНИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ДОШКОЛЬНИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МЕТОД CASE-STUDY / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES / SEVERE SPEECH DISORDERS / DIGITALIZATION / CASE-STUDY METHOD / SPEECH THERAPY / REGIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдинова Ольга Геннадьевна, Клименко Таисия Владимировна

Авторами раскрыта проблема организации содержания логопедической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в цифровом пространстве дошкольной образовательной организации. В статье представлены цифровые технологии для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрен метод case-study и его использование на логопедических занятиях с учетом регионального компонента Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдинова Ольга Геннадьевна, Клименко Таисия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOLERS WITH DISABILITIES IN THE DIGITAL SPACE OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The authors reveal the problem of organizing the content of speech therapy work with preschool children with disabilities in the digital space of a preschool educational organization. The article presents digital technologies for preschoolers with severe speech disorders, considers the case-study method and its use in speech therapy classes, considering the regional component of the Rostov region.

Текст научной работы на тему «ДОШКОЛЬНИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

3. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. -М., 2004

4. Маркова Н.Ф. Организационно-педагогическое сопровождение дошкольников в социальную инклюзивную среду дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 169-172.

5. Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А. Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. №36.

6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М., 2000.

Педагогика

УДК 376.37

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики Болдинова Ольга Геннадьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистр 1 курса Клименко Таисия Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ДОШКОЛЬНИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Авторами раскрыта проблема организации содержания логопедической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в цифровом пространстве дошкольной образовательной организации. В статье представлены цифровые технологии для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрен метод case-study и его использование на логопедических занятиях с учетом регионального компонента Ростовской области.

Ключевые слова: дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, тяжелые нарушения речи, цифровизация, метод case-study, логопедическая работа, региональный компонент.

Annotation. The authors reveal the problem of organizing the content of speech therapy work with preschool children with disabilities in the digital space of a preschool educational organization. The article presents digital technologies for preschoolers with severe speech disorders, considers the case-study method and its use in speech therapy classes, considering the regional component of the Rostov region.

Keywords: preschool children with disabilities, severe speech disorders, digitalization, case-study method, speech therapy, regional component.

Введение. По данным Федерального реестра инвалидов, число детей дошкольного возраста с ОВЗ в России ежегодно увеличивается, так в 2017 году составило 151 тыс. человек, в 2018 году - 154 тыс., в 2019 году - 155 тыс. детей в возрасте от 4 до 7 лет, из них в Ростове-на-Дону насчитывалось в 2018 году - 2784 детей, в 2019 году - 2836, на январь 2020 года уже 2937 дошкольников. В дошкольных образовательных организация находятся не только дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, но и с особыми образовательными потребностями. Перед дошкольной образовательной организацией стоит остро вопрос нахождения инновационных методов, направлений, технологий обучения и воспитания, развития и социализации дошкольников всех категорий [2].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены направления работы по обучению и воспитанию детей, но не обозначены направления работы с дошкольниками, относящихся к конкретной категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В исследованиях Ю.Г. Алехиной, Л.Б. Баряевой, Л.С. Волковой, Т.В. Волосовец, В.П. Глухова, Т.И. Дубровиной, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, В.П. Мерзляковой, Н.В. Нищевой, Л.Г. Парамоновой, О.Г. Приходько, Н.В. Серебряковой, Л.Г. Соловьевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и других, рассматриваются направления деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В нашем исследовании под категорией детей с ОВЗ рассматривались воспитанники дошкольной образовательной организации с тяжелыми нарушениями речи.

Е.Ф. Архипова рассматривает лиц с тяжёлыми нарушениями речи, как одних из самых распространенных категорий детей посещающих дошкольные образовательные организации. Тяжелые нарушения речи обусловлены анатомо-физиологическими механизмами протекания речевого акта, органическими поражениями мозга. К данной категории относятся дошкольники с дизартрией, алалией, афазией, общим недоразвитием речи I и II уровней, заиканием, ринолалией. [1, c. 59]

По мнению Г.В. Чиркиной, дети с тяжелыми нарушениями речи имеют трудности в обучении и воспитании, что усугубляется сопутствующими невротическими проявлениями. Особенности психоречевой сферы обусловливаются задержкой созревания ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур [7].

Важными направлениями логопедической работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи является развитие всех компонентов, фонетической, лексической и грамматической системы речи. Речевая активность может варьироваться от наличия развернутой связной речи с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими ошибками до полного отсутствия речи. Поэтому на каждом уровне развития речи необходима своя методика работы и содержание. Поэтому предметом изучения нашего исследования возникла необходимость в организации цифровизации образования дошкольников с ОВЗ и инвалидностью (тяжелыми нарушениями речи) по развитию речи и познавательных способностей.

Изложение основного материала статьи. Современные направления логопедической работы осуществляются в цифровом пространстве, так или иначе каждый ребенок получает информацию

посредством презентаций, аудио и видео занятий, компьютерных обучающих игр, упражнений, тренажеров и т.д.

В нашем исследовании использованы цифровые технологии для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и метод case-study построенные на содержании регионального компонента Ростовской области.

Метод case-study, направлен на анализ конкретной ситуации или случая, который впервые был применен для обучения студентов Школы бизнеса Гарвардского университета в начале XX века. В России данный метод начали применять в 1970-1980-х годах. Знания ребенком с тяжелыми нарушениями речи приобретаются в результате активной и творческой работы, а содержание занятий подается в виде проблем, которые предстоит решить. Использование данного метода позволяет дошкольнику овладеть необходимы компетенциями и развить речь. Он направлен на развитие коммуникативных навыков в процессе взаимодействия, позволяет развивать алгоритм выполняемых последовательных действий, постановку проблемной ситуации, с целью анализа и дальнейших путей ее решения.

В методе case-study используются конкретные ситуации, которые происходят в жизни ребенка, взрослого, героя, персонажа. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при многократном повторении данных ситуаций вырабатывается навык решения практических задач, а также идет активизация речи. Дети стремятся включаться в решаемую ситуацию, что повышает коммуникативную способность.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи метод case-study имеет ряд преимуществ перед другими:

• Правильное и грамотное построение высказываний.

• Формирование навыков общения.

• Развитие причинно-следственных связей.

• Обучение восприятию и слушанию другой точки зрения.

• Обучение морально-этическим нормам.

• Сочетание теоретических и практических знаний.

Данный метод предполагает анализ и синтез ситуации, а также подробный ее разбор. При развитии операций мышления происходит развитие и становлении речи, потому что мышление и речь существуют как единая система.

Рассматривая метод case-study для развития речи, ставим определенные задачи:

• формирование навыков работы в команде;

• развитие диалога в детско-взрослом сообществе;

• формирование положительного отношения и адекватной реакции на разные ситуации, в том числе и конфликтные;

• установление связей между игрой и реальной жизнью ребенка;

• самостоятельное применение полученных знаний и опыта в реальной жизни.

Применяя метод case-study, необходимо соблюдать определенные этапы в логопедической работе:

Первый этап: ознакомление с ситуацией. Использовать визуализацию, видео, презентацию с картинкой или фотографией, а также небольшое описание или музыкальное сопровождение, с целью фиксации внимания.

Второй этап: совместная работа над постановкой проблемы. Дети должны самостоятельно прийти к цели осознания ситуации.

Третий этап: осуществление координации поисковой деятельности.

Четвертый этап: предложение рассмотрения данной ситуации во время интерактивной практической деятельности и составление плана действий. Обсуждение ситуации в коллективе дошкольников.

Пятый этап: оценка детьми данной ситуации рассмотрение с каждым дошкольником ситуации в паре (взрослый-ребенок и ребенок-ребенок). Рефлексия каждого ребенка.

К сожалению, метод case-study редко используется в логопедической работе, т.к. специалисты не готовы к его применению.

Нами предпринята попытка в разработке тематического содержания по использованию метод case-study с применением цифровых технологий для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Тематика занятий составлена с учетом регионального компонента: «Достопримечательности Ростова-на-Дону», «Вертолетный завод - гордость города Ростова-на-Дону», «Ростсельмаш в Ростове-на-Дону», «Фрукты и ягоды Ростовской области», «Грибы Ростовской области», «Насекомые Ростовской области. Рожь», «Луговые цветы Ростовской области», «Птицы Ростовской области», «Редкие птицы Ростовской области. Красная книга», «Животные Ростовской области», «Рыболовство. Рыбы Ростовской области», «Уха. Лозоплетение в Ростовской области», «Весенние цветы Ростовской области», «Парусный корабль в Азовском море», «Гончарное мастерство Донских казаков», «Посуда казаков», «Шашка казака», «Одежда казачки», «Казачья кухня», «Кожевенное мастерство казаков, «Изготовление седла для лошади», «Заточка топора у казаков», «Шитье у казачек».

На индивидуальных и групповых занятиях мы использовали аудиовизуальные, мультимедийные, интерактивные, компьютерные технологии.

При разработки логопедическое работы, мы опирались на адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольной образовательной организации «Детский сад № 138» г. Ростова-на-Дону. Поэтому все тематическое содержание было ориентированно на разделы по:

- развитию навыков фонематического анализа;

- формированию звукопроизношения;

- развитию лексики;

- развитию общих речевых навыков;

- обучению связной речи;

- формированию грамматического строя речи.

В работе по применению метода case-study, мы учитывали методические рекомендации Т.А. Ткаченко к проведению логопедических занятий для детей с тяжелыми нарушениями речи:

- ясное разделение функций между учителем-логопедом и воспитателем;

- акцент внимания на изучаемой грамматической категории при планировании и проведении логопедических занятий;

- установка последовательности в изучении тем, в соответствии с психолого-педагогическими особенностями формирования речи [6].

Для развития речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на занятиях применялись компьютерные программы, такие как «Мир за твоим окном», «Slogy», «Видимая речь», «Логомер» и другие.

Более подробно рассмотрим компьютерную программу, которую мы использовали в нашей работе, а именно программно-дидактический комплекс «Логомер», используемый нами на занятиях с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, и «Конструктор», в который позволяет создавать интерактивные игры.

В программный комплекс «Логомер» входит более 90 игр и упражнений, что предоставляет специалисту возможность большого выбора наиболее подходящих для требуемого периода коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. «Конструктор» - уникальная программа, которая содержит в себе набор полиграфических и интерактивных материалов, анимационных и звуковых эффектов, позволяет создавать интерактивную игру под изучаемое содержание, для коррекции всех нарушений речи.

При использовании метода case-study нами включались интерактивные упражнения и игры «Логомера», такие как «Загадки Капитана», «Лишний слог», «Сладкоежка», «Слоговое домино», «Хитрые половинки» и др., направленные на развитие слоговой структуры слова; «А ты так можешь?», «Ручные привидения», «Настольные пальчики», и др. для развития мелкой моторики рук; «На рынке», «Рюкзак туриста», «Кто за кем», «Дискотека» и др. направленны на употребление предлогов в речи, согласование существительных и прилагательных с учетом рода и числа, изменение слов в родительном падеже; соответственно по каждому разделу речи.

В условиях логопедической работы при использовании метода case-study с учетом регионального компонента нами были созданы интерактивные игры по каждому разделу развития речи:

«Подмастерье Донских казаков» - ребенку необходимо найти предметы быта с написанными парными слогами, произнести их четко за учителем-логопедом и собрать изготовленную продукцию.

«Луговые цветы» - ребенок находит одинаковые цветы с гласными звуками произносит их в микрофон длительно, развивая речевое дыхание, если воздушная струя правильная, то цветы исчезают.

«Украшаем платье казачки» - ребенок украшает платье из рассыпанных букв, выстраивая в правильном порядке их в слоги, а затем в слова. Слово состоит из трех букв, двух слогов.

«Конь казака» - эта игра способствует запоминанию рода имен существительных, правильно согласовывать слова с местоимениями «мой», «моя», «моё».

«В гости к казаку» - игра позволяет составлять предложения с предлогами, употребляя в речи кто за кем идет, кто рядом, кто на лошади; употребляя предлоги: перед, слева, справа, около, и т.д.

«Центральный рынок» - игра позволяет отрабатывать употребление слов (сом, лещ, сельдь, ) в единственном и множественном числах, и согласовывать с числительными.

Разработанные игры, на каждое тематическое занятие, были направленны на развитие всех компонентов речи, способствовали запоминанию, составлению и анализу слогов. Освоив их, деть научились говорить целостное слово, быстро запоминали звуки и буквы, это способствовало умению читать, соединяя слоги в слова.

Выводы. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема организации содержания логопедической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в цифровом пространстве дошкольной образовательной организации, является одной из актуальных на сегодняшний момент.

В дошкольном возрасте происходит формирование и становление ребенка, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, использование цифровых технологий позволяет детям осваивать социальный окружающий мир, историю, а также способствует в дальнейшем в учебной деятельности в школьном возрасте.

Рассматривая категорию детей с тяжёлыми нарушениями речи, мы выделили сходные проблемы в развитии и становлении коммуникативных навыков: низкая мотивационная потребность в общении, нарушение слоговой структуры слова, бедный активный и пассивный словарный запас, нарушение связной речи, нарушение форм общения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Анализируя причины нарушения коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья, пришли к выводу, что необходимо использовать case-study - как метод, для построения логопедической работы, учитывать региональный компонент и поэтапность организации цифрового пространства в дошкольной организации. Главное отличие включения в логопедическую деятельность метода case-study от классических методов заключается в том, что это побуждает ребенка к решению проблемных ситуаций, где необходимо применить мыслительный процесс, развивать коммуникативные навыки, применять на себя роль, взаимодействовать в ситуации, выстраивать диалогическое общение.

Литература:

1. Архипова Е.Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования // Особый ребенок. 2016. №4 (66). С. 58-62

2. Болдинова О.Г. Социализация дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии. Ростов н/Д., 2018. С. 172

3. Болдинова О.Г., Курушина О.В. Инновационные направления коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-4. С. 47-50.

4. Маркова Н.Ф. Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО / Специальное образование Материалы XII Международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова; Л.М. Кобрина (отв. ред.). 2016. С. 191-195.

5. Маркова Н.Ф. Организационно-педагогическое сопровождение дошкольников в социальную инклюзивную среду дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 169-172.

6. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет). М., 2007.

7. Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. №2 (22).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск); старший преподаватель Лыткина Ольга Алексеевна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НОВЫХ ТЕХНИК

РИСОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы развития художественных способностей детей средствами новых техник рисования.

Ключевые слова: развитие художественных способностей, дети, новые техники рисования.

Annotation. This article discusses the development of children's artistic abilities by means of new drawing techniques.

Keywords: development of artistic abilities, children, new drawing techniques.

Введение. В современном обществе происходят глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности, в которой установка на личностную ориентацию человека является главным. И, определяющим фактором развития такой личности, на наш взгляд, является творческая деятельность.

У человека, благодаря творчеству раскрывается и гибкость мышления , и цельность восприятия, и умение самостоятельно поставить задачу. Как отмечают многие авторы, творческая деятельность тесно связана с развитием художественных способностей.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды Л.С. Выготского [21, Т.А. Буяновой [11, Т.Г. Казаковой [31, А.Г. Маклакова [4], Е.И. Николаевой [5], Е.С. Рогалеевой [6], Г.Д. Фроловой [71, Н.А. Ветлугиной [71 и Т.А. Цквитария [91.

Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать [21.

Как показывают исследования, при создании изображения, у ребенка также идет развитие речевых навыков. В процессе рисования у ребенка развивается не только речь, но и воображение, также при рисовании ребенок учится различать цвета.

Многие психологи утверждают, что творческие способности зависят не только от ума, но и от определенных его качеств. Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро переключаться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом предлагают много вариантов решений, комбинируя, варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Изложение основного материала статьи. Ребенок, при познавании окружающего мира, старается отразить его в своем творчестве. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка, поэтому с малых лет ребенка надо развивать навыки рисования с помощью ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно, рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для развития детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом развития художественных способностей ребенка. Такие техники как рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование ватными палочками, рисование с помощью ниток, рисование по мокрой бумаге, рисование зубочисткой, силуэтное рисование, рисование штрихом помогают детям развить воображение, дают эмонациональный настрой на дальнейшее творчество.

А с детьми школьного возраста можно освоить более сложные техники:

• кляксография;

• граттаж;

• диатипия;

• энкаустика;

• акватушь;

• набрызг;

• рисование на стекле.

Для изучения развития художественных способностей с помощью новых техник рисования было проведено опытно-экспериментальное исследование.

Опытно-экспериментальное исследование было проведено на базе студии рисования для учащихся при кафедре «Технология» Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». Данную студию рисования посещали учащиеся среднего звена общеобразовательных учреждений г. Якутска, Республики Саха (Якутия).

Для выявления развития художественных способностей нами были определены критерии, определяющие развитие художественных способностей:

- критерий художественных способностей «Умение рисовать»;

- критерий художественных способностей «Сочетание цветовой гаммы»;

- критерий художественных способностей «Композиционное решение».

В соответствии с выдвинутыми критериями были сформулированы уровни художественного развития детей:

- высокий уровень;

- средний уровень;

- низкий уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.