УДК 376
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
© 2019 И. Н. Чукарина
ассистент кафедры дефектологии и психологической коррекции
chykarinairina @ mail. ru
ЛНР, Луганск, ГОУВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
В данной статье рассмотрена проблема коррекции нарушений фонематических процессов старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Обобщен материал для практической работы логопедов дошкольных учреждений. Обоснована необходимость обязательной логопедической работы по развитию фонематических процессов.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, фонематические представления, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.
Своевременное овладение правильной устной речью является необходимым условием умственного и психического развития ребенка. Недоразвитие речи негативно сказывается на восприятии и воспроизведении речи, что приводит к трудности, а в тяжелых случаях и к невозможности овладения знаниями, умениями и навыками. Это, в свою очередь, сказывается на уровне интеллектуального развития и формировании личности ребенка в целом.
В развитии речи ребенка важнейшую роль играет реализация врожденных способностей и восприятия речи. Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки [Дьякова 2010].
Общение с окружающими начинается уже в младенческом возрасте. Младенец реагирует на интонацию, обращение к нему близких, ищет глазами мать, улыбается родителям, тянется к игрушкам, прислушивается к звукам. Позже показывает части тела, игрушки по словесной просьбе.
Однако восприятие фонем как смыслоразличительных единиц начинается позже, на втором году жизни. Появление в активном словаре ребенка первых слов, которые необходимо отличать от лепета, и дальнейшее овладение семантикой способствуют развитию фонематических процессов. Необходимо отметить взаимосвязь слухового и речедвигательного развития. Недоразвитие фонематических процессов приводит к нарушениям звукопроизношения, к трудностям при автоматизации звуков и их неразличению. В более тяжелых случаях возможно непонимание обращенной речи, невозможность усвоения грамматических категорий, сложности в актуализации словаря. Недоразвитие компонентов речи проявляется уже в дошкольном возрасте и требует как можно более ранней коррекции при их выявлении.
Развитие фонематических процессов начинается с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста.
Коррекция нарушений фонематических процессов является первой, обязательной составляющей при работе с детьми с общим недоразвитием речи. Чем
Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
раньше будут развиты фонематические процессы, тем скорее ребенок овладеет правильным произнесением звуков, грамматически правильной речью.
Работа по коррекции нарушений фонематических процессов детей дошкольного возраста включает в себя несколько этапов.
Первый этап - пропедевтический, его целью является научить детей на материале неречевых звуков распознавать источник звуков, их направление, силу, высоту, количество звучаний, а также воспроизводить определенные ритмы, звукоподражания, активизировать внимание, память ребенка, вызвать интерес к процессу обучения.
На начальном этапе работы необходимо научить детей вслушиваться в речь. Сначала предлагается узнавание и различение на слух неречевых звуков (музыкальные инструменты, шелест листьев, скрип двери). Затем слуховое внимание привлекают к различению слов [Крылова 1993].
Игры, используемые на данном этапе, готовят слух ребенка к восприятию речевых звуков. Необходимо начинать работу с игр на развитие слухового внимания, умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. На этом этапе можно применять игры: «Узнай по голосу», «Узнай по звуку», «Что как звучит», «Тихо - громко», «Звоночек».
На втором этапе в работу включаются игры, развивающие речевой слух, умение ребенка различать и понимать услышанное: «Кто внимательный», «Найди ошибку», «Эхо». И только после этого целесообразно переходить к развитию фонематического слуха, то есть к развитию умения слышать составные части слова.
Следующий, третий этап - основной, базовый. В него входят игры, направленные на развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.
Большое внимание уделяется формированию слухового внимания, памяти, способности выполнять действия по речевым инструкциям, различать слова-паронимы. Возможно проведение игр: «Испорченный телевизор», «Кто внимательный?».
Речевой материал по развитию фонематического восприятия, фонематических представлений включает гласные и согласные звуки и может изменяться в зависимости от поставленной цели.
Игры, предлагаемые на этом этапе, направлены на решение следующих задач:
формировать умение дифференцировать звуки родного языка;
учить выделять заданный звук среди других звуков с опорой на слуховое восприятие;
формировать умение воспроизводить звуки в слогах;
формировать способность повторять слоги с определенными звуками;
учить выделять слоги с заданным звуком среди других с опорой на слуховое восприятие;
учить выделять заданный звук в слове с опорой на слуховое восприятие.
Цель игр, направленных на развитие фонематических представлений, - учить выделять общий звук в предложенных названиях рисунков и других словах с опорой на звукопроизношение ребенка. В этом блоке рекомендуются такие игры: «Посчитай звуки», «Подари картинку» [Кондратенко 1995].
Цель игр, направленных на развитие фонематического анализа, - определить первый, последний звуки в слове, определить местонахождение заданного звука в словах, определение последовательности и количества звуков в словах. Рекомендуется использование таких игр: «Птица», «Зашифрованное слово», «Цепочка слов», «Лесенка» [Волина 1996].
Задача игр последнего блока, направленных на развитие фонематического
Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)
Чукарина И. Н. Коррекция нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях
синтеза, состоит в том, чтобы научить детей составлять слова из данных звуков. В данном блоке используются такие игры, как «Слово рассыпалось», «Волшебный квадрат», «Наборщик», «Звуковая арифметика» [Волина 1996].
Содержание и последовательность игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов, рассчитаны не только на детей с тяжелой речевой патологией, но подходят и старшим дошкольникам с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, поэтому данные упражнения можно рекомендовать к применению логопедам дошкольных учреждений.
Во всех случаях следует руководствоваться данными, полученными при обследовании ребенка и в процессе работы с ним, и корректировать сложность предъявляемого материала в зависимости от возможностей ребенка. Предложенные виды работ можно использовать на индивидуальных и фронтальных занятиях с детьми дошкольного возраста.
Библиографический список
Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. М.: Сфера, 2010. 64 с.
Волина В.В. Праздник букваря. М.: АСТ-Пресс, 1996. 336 с.
Кондратенко Л.О. Веселая грамота. К.: Перспектива, 1995. 274 с.
Крылова Н.Л. Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: Просвещение, 1993. 144 с.