Научная статья на тему 'Развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи'

Развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1210
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сапрыкина Н. И., Коновалова Е. Г.

В данной статье рассмотрено особенности развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сапрыкина Н. И., Коновалова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи»

предложения: «Деревянный дом ниже, чем кирпичный», «Кирпичный дом выше, чем деревянный». Очень важно новые слова и словообразования употреблять в предложениях для дальнейшего использования при составлении рассказов.

Развитие и формирование связной речи — следующий этап при изучении лексической темы. Этому можно посвятить третье занятие по изучению лексической темы. Начинать работу по формированию связной речи надо с формирования предложения, постепенно усложняя и обогащая его, подтверждая главный принцип педагогики: от простого к сложному. Очень важную роль в формировании связной речи играют рассказ-описание, рассказ-сравнение, в которых желательно назвать как можно больше признаков, тем самым закрепляя знания и активизируя речь. Сравнивая предметы, ребенок усложняет и мыслительный процесс, называя признаки как минимум двух предметов, различая и противопоставляя их. Положительно влияют на развитие связной речи задания по творческому сочинительству. Для этого можно использовать игровые моменты: «что было до...», «что будет после...», и др. При составлении рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин также следует соблюдать принцип от простого к сложному. При такой подготовке к формированию связной речи дети обогащают словарный запас, запас грамматических образов, учатся манипулировать словообразованием и словоизменением, т.е. менять, изменять, добавлять, самостоятельно придумывать новые формы слов, употреблять их в собственной речи.

Список использованной литературы:

1. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. - 2007 - №6.

2. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду - 2006 - №3.

3. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с. 26-34

© Сапрыкина Н. И., Коновалова Е. Г., 2018

УДК37

Сапрыкина Н. И.

учитель-логопед Коновалова Е. Г.

учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №1 "Снежинка" поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области shutova77.94@mail.ru saprykina-79@list.ru

«РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Аннотация

В данной статье рассмотрено особенности развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова:

фонематический слух, общее недоразвитие речи.

В настоящее время увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии, в том числе и детей

с общим недоразвитием речи. Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи. Для того чтобы преодолеть имеющийся дефект речи у ребенка, необходимо ориентироваться на основную причину, от которой зависит протекание не одного, а целого ряда речевых процессов.

Многие исследователи, такие как Левина Р.Е., Боскис Р.М., Никашина Г.А., изучавшие общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста, утверждают, что узловым образованием ОНР является несформированность фонематического слуха. Следовательно, у детей с ОНР возникают трудности при овладении звуковым анализом и синтезом слов, что влечет за собой разные виды отклонений, которые проявляются в дислексии и дисграфии. Дальше у таких детей возникают трудности при обучении в школе, поэтому данная проблема является значимой и актуальной.

Рассматривая проблему значения развития фонематического слуха у детей с ОНР необходимо раскрыть понятие фонематического слуха. Фонематический слух - это способность воспринимать звуки человеческой речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию и правильно понимать смысл сказанного.

При работе над развитием фонематического слуха должна соблюдаться поэтапность применения упражнений. Дети с ОНР обучаются в логопедических группах ДОУ, в которых мы систематически проводим коррекционные занятия. Одним из направлений работы является развитие фонематического слуха. В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности. Наиболее легко определять их на материале неречевых звуков. Поэтому мы в своей работе начинаем развивать фонематический слух и, соответственно, речь детей с неречевых звуков. Упражнения которые мы используем при формировании фонематического слуха: «Шумящие мешочки», «Волшебная палочка», «Слушай звуки», «Три медведя», «Громко -тихо», «Поймай звук», «Кто это», «Похлопаем»

Далее произносятся слова, среди которых - слова с отрабатываемым звуком. Ребенок поднимает фишку на нужное слово. Можно назвать несколько слов, а ребенок повторит только те, в которых есть заданный звук. Дети называют с нужным звуком слова из связного текста.

Затем следует научить ребенка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в собственной речи. Для этого можно предложить ребенку ряд картинок с изображением предметов. Ребенок должен назвать все картинки и самостоятельно отобрать из них те, которые содержат изучаемый звук.

Далее работа ведется над формированием умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой. Гласные лучше всего выделять из начала слова под ударением, а согласные, когда они стоят в конце слова (исключение составляют звонкие звуки) или в начале слова перед гласными. В этих позициях согласные звуки легче различаются, отделяются от других звуков.

Далее постепенно нужно перейти к выделению звуков путем громкого, несколько утрированного проговаривания в словах. И наконец, звуковой анализ в уме, про себя.

В результате разнообразных упражнений на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие фонематического слуха у детей с ОНР имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, что в свою очередь будет способствовать успешному обучению детей в школе и, несомненно, повлечет за собой всестороннее развитие личности ребенка.

Список использованной литературы:

1. Волкова, Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова. - М.: Просвещение,1989

2. Лалаева, Р.И. Коррекция ОНР у дошкольников/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.,1989

3. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми/ В.И. Селиверстов. - М.:ВЛАДОС,1994

© Сапрыкина Н. И., Коновалова Е. Г., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.