УДК37
Сапрыкина Н. И.
учитель-логопед Коновалова Е. Г.
учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №1 "Снежинка" поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области shutova77.94@mail.ru saprykina-79@list.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР
Большинство поступающих в логопедические группы детей имеют III уровень ОНР, характеризующийся небольшим словарным запасом, содержащим в основном существительные, слабым использованием глаголов, прилагательных, наречий, предлогов. Для построения объемной, грамотной речи, необходимой для общения, и равномерного формирования словарного запаса, желателен понедельный подбор лексических тем.
Работа по каждой теме начинается с вводного занятия познавательного характера, раскрывающего основные понятия по данной теме. Проводя вводное занятие, логопед отмечает уровень знаний детей по теме и выстраивает последующие требования к ним. Здесь следует подчеркнуть целесообразность изменения содержания в зависимости от качественного состава группы или подгруппы детей, их потенциальных возможностей. После освоения предметного словаря отрабатываются словари признаков и действий с подбором слов к предметам и словосочетаний по изучаемой теме. При прорабатывании словаря действий важно обозначать, что может делать предмет или что можно сделать с предметом, обязательно уточнив и различив эти значения. Такой опыт дает предпосылки к формированию связной речи, в частности к составлению рассказа-описания. На первом же занятии можно отрабатывать грамматические формы: единственное и множественное число, родовые понятия, другие виды грамматических заданий. Все зависит от степени усвоения материала и практической возможности детей.
Опрос надо начинать с самых активных, уверенных, более смелых детей. Постепенно умело и корректно предлагать повторить более слабых, но согласных на контакт, и, наконец, самых слабых детей, используя различные приемы: «Повтори со мной», «Давай скажем вместе», добиваясь желания сказать самостоятельно. Для тех детей, которые трудно усваивают материал, нужны индивидуальные занятия. Добиваясь желания говорить, педагог развивает у ребенка уверенность в своей речи, т.е. речевую активность. Работе над лексикой, неразрывно связанной с работой над грамматикой, посвящается второе занятие по изучению той или иной лексической темы. Так, образование притяжательных прилагательных можно изучать по темам: «Домашние животные» и «Дикие животные»; образование дательного падежа в игровом задании «Кому что нужно?» по теме «Профессии»; образование относительных прилагательных по темам: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания»; формирование падежных конструкций по темам: «Кому что нужно?», «Чего не стало?», «Что с чем?» и др. Образуя различные грамматические формы, преобразуя слова, образовывая новые формы слов, соединяя слова в словосочетания, предложения, ребенок развивает и формирует грамматический строй, который и станет фундаментной базой для развития связной речи.
Работу по словообразованию и формированию понятий о родственных словах, синонимах, антонимах, омонимах, образованию сравнительной степени прилагательных необходимо проводить по всем лексическим темам. Причем не просто образовывая слова, а обязательно проговаривая их в словосочетаниях и предложениях.
Вместе с образованием сравнительной степени прилагательных формируются сравнительные
предложения: «Деревянный дом ниже, чем кирпичный», «Кирпичный дом выше, чем деревянный». Очень важно новые слова и словообразования употреблять в предложениях для дальнейшего использования при составлении рассказов.
Развитие и формирование связной речи — следующий этап при изучении лексической темы. Этому можно посвятить третье занятие по изучению лексической темы. Начинать работу по формированию связной речи надо с формирования предложения, постепенно усложняя и обогащая его, подтверждая главный принцип педагогики: от простого к сложному. Очень важную роль в формировании связной речи играют рассказ-описание, рассказ-сравнение, в которых желательно назвать как можно больше признаков, тем самым закрепляя знания и активизируя речь. Сравнивая предметы, ребенок усложняет и мыслительный процесс, называя признаки как минимум двух предметов, различая и противопоставляя их. Положительно влияют на развитие связной речи задания по творческому сочинительству. Для этого можно использовать игровые моменты: «что было до...», «что будет после...», и др. При составлении рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин также следует соблюдать принцип от простого к сложному. При такой подготовке к формированию связной речи дети обогащают словарный запас, запас грамматических образов, учатся манипулировать словообразованием и словоизменением, т.е. менять, изменять, добавлять, самостоятельно придумывать новые формы слов, употреблять их в собственной речи.
Список использованной литературы:
1. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. - 2007 - №6.
2. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду - 2006 - №3.
3. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с. 26-34
© Сапрыкина Н. И., Коновалова Е. Г., 2018
УДК37
Сапрыкина Н. И.
учитель-логопед Коновалова Е. Г.
учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №1 "Снежинка" поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области shutova77.94@mail.ru saprykina-79@list.ru
«РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Аннотация
В данной статье рассмотрено особенности развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова:
фонематический слух, общее недоразвитие речи.
В настоящее время увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии, в том числе и детей