/ Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. - М., 1990.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). / Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В СПб. , 1999.
© Коновалова Е.Г., 2018
УДК37
Коновалова Е. Г.
учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №1 "Снежинка" поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области [email protected]
МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), потому что существует множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь;
- неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога.
Актуальность мнемотехники для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи обусловлена тем, что как раз у таких детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников с нарушениями речи как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагогов приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи у детей.
Главной задачей развития связной речи ребенка с тяжёлыми нарушениями речи является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора любого дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам с вами очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ.
~ 147 ~
Один из них - мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам с тяжёлыми нарушениями речи своеобразным планом для создания монологов.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи
2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4. Развитие творческих способностей, фантазий
5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
На логопедических занятия мнемотаблицы можно использовать в следующих направлениях: -заучивание стихотворений -составление рассказа описания -пересказ рассказа
Представленные приёмы работы с использованием мнемотехники позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников с ТНР, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий - владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.
Список использованной литературы:
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2004.
2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М., 2007.
3. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 [с. 51-54.]
4. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, [с. 102-115.]
©Коновалова Е. Г., 2018
УДК 7.05
Е.А. Кулинич, магистрант 1 Институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства 2Тольяттинский Государственный университет,
Тольятти, Россия Ведущий специалист отдела экопросвещения ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука»
Жигулевск, Россия [email protected]
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрено экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях.