Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / КОММУНИКАЦИЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / PRESCHOOL CHILDREN / COMMUNICATION / LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдинова Ольга Геннадьевна, Курушина Олеся Владимировна

В статье раскрыты проблемы коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, пути компенсации и коррекции речи, обоснованы эффективные инновационные направления речевого развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдинова Ольга Геннадьевна, Курушина Олеся Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DIRECTIONS OF COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

The article reveals the problems of communicative development of preschool children with disabilities, ways of compensation and correction of speech, justified effective innovative directions of speech development of children.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

международные отношения, бесспорно, требуют определенного уровня языковой подготовки специалиста, чтобы успешно конкурировать и реализовывать себя в современных рыночных условиях» [7].

В наше время задача углубленной языковой подготовки в инженерном вузе не вызывает сомнений. Молодые специалисты, работающие на ответственных должностях в инженерной, экономической, социальной, политической, научной и других областях, владеющие одним или несколькими иностранными языками, умеющими общаться со своими партнерами из зарубежных стран, востребованы во всех сферах современной деятельности.

Выводы. В условиях, когда в ближайшее время появятся образовательные стандарты, в основе которых будут требования профессиональных стандартов, образование явно станет профессионально-ориентированным, преподаватели технических вузов будут вынуждены внедряться в более глубокое изучение производственных современных технологий, а также придется привлекать более активно производственников для осуществления образовательного процесса. По нашему мнению, преподаватели будут членами производственных коллективов, а инженеры предприятий вынуждены будут участвовать в подготовке профессионально-ориентированных на производство студентов. Все это уже было, когда страна была ориентирована на свои отечественные технологии. Сейчас есть увлечение западными технологиями с их красивым дизайном, с маркетинговыми ходами, отсюда дальнейший технологический прогресс попал в зависимость от западных стран. Но сегодня, как в образовательных, так и в технических, экономических, цифровых технологиях страна находится в условиях «догоняющей», а надо создавать свои инновационные технологии, не заимствовать западные, не позволять манипулировать нашим экономическим развитием через проданные технологии как в инженерной деятельности, так и в образовательной.

Литература:

1. Барабанова С.В., Крайсман Н.В., Шагиева Р.В. Право и мораль в образовательных отношениях: взгляд из России на США и Великобретанию / С.В. Барабанова, Н.В. Крайсман, Р.В. Шагиева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2014. - № 4. - С. 75-83.

2. Богоудинова Р.З. Образование в контексте социокультурной модернизации современного общества / Р.З. Богоудинова // Управление устойчивым развитием. - 2016. - № 4 (05). - С. 95-100.

3. Богоудинова Р.З. Социальный смысл модернизационных процессов в образовании / Р.З. Богоудинова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15. - № 17. - С. 312-315.

4. Богоудинова Р.З., Иванов В.Г., Шагеева Ф.Т. Научно-педагогические стратегии профессионального образования в исследовательском университете / Р.З. Богоудинова, В.Г. Иванов, Ф.Т. Шагеева // Монография. Редакционно-издательский центр «Школа». Казань. - 2017. - 328 с.

5. Крайсман Н.В. Межконфессиональное и межкультурное взаимодействие студентов, обучающихся по химическим направлениям университета штата Аризона / Н.В. Крайсман // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 5. - С. 256-258.

6. Kraysman N.V. Dialogue of Cultures and Confessions at University of the USA / N.V. Kraysman // International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013. - 2013. - С. 114-116.

7. Крайсман Н.В., Богоудинова Р.З. Языковая подготовка студентов технических вузов в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство / Н.В. Крайсман, Р.З. Богоудинова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 4 (129). - С. 147-153.

8. Крайсман Н.В., Фушель Д.Д. Система высшего образования во Франции: слабые стороны, парадоксы и задачи университетов / Н.В. Крайсман, Д.Д. Фушель // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 373. (1)

9. Пичугин А.Б., Крайсман Н.В. Исторический опыт деятельности образовательных учреждений дореволюционной России в свете современных социокультурных условий формирования гражданской идентичности / А.Б. Пичугин, Н.В. Крайсман // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. -С. 206.

10. Шагеева Ф.Т. Педагогическое мастерство преподавателя инженерного вуза: пути совершенствования / Ф.Т. Шагеева // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. - С. 88-93.

11. Шагеева Ф.Т., Галиханов М.Ф., Стрекалова Г.Р. Развитие предпринимательских компетенций будущего инженера как фактор успешной профессиональной карьеры / Ф.Т. Шагеева, М.Ф. Галиханов, Г.Р. Стрекалова // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 2. - С. 47-55.

Педагогика

УДК:376.3

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики Болдинова Ольга Геннадьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону);

ассистент кафедры коррекционной педагогики Курушина Олеся Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье раскрыты проблемы коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, пути компенсации и коррекции речи, обоснованы эффективные инновационные направления речевого развития детей.

Ключевые слова: дошкольники, коммуникация, ограниченные возможности здоровья. Annоtation. The article reveals the problems of communicative development of preschool children with disabilities, ways of compensation and correction of speech, justified effective innovative directions of speech development of children.

Keywords: preschool children, communication, limited opportunities of health.

Введение. Необходимость коммуникативного развития связана с увеличением численности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Многочисленную группу составляют дошкольники с общим и системным недоразвитием речи. Данная тенденция обусловливается рядом неблагоприятных факторов: течение беременности, родовые травмы, осложнения и заболевания в перинатальном периоде, загрязнение экологии, которые в совокупности влияют на физическое здоровье, психическое и интеллектуальное развитие ребенка.

Нарушение речевых функций влечет за собою отрицательное влияние на все сферы личности ребенка. По мнению Т.Б. Филичевой, затрудняется развитие познавательной деятельности, нарушаются многие формы общения и межличностного взаимодействия. Изучение словаря является главным направлением исследований в области детской речи. Приоритетным направлением становится обогащение словаря, его закрепление и активизация, так как совершенствование речевого общения невозможно без расширения активного и пассивного словарного запаса ребенка, особенно в современных условиях информатизации и цифровизации.

По данным Г.Р. Шишкиной, И.А. Зиминой и др., без усвоения новых слов невозможно развитие познавательной сферы и понятийного мышления ребенка. Развитие коммуникативной сферы дошкольников, в частности обогащение их словарного запаса, - одна из приоритетных задач обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в содержание образовательных областей включает социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие, обучения и воспитания детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с речевыми нарушениями, находятся в условиях инклюзии, где предусматривается возможность создания индивидуально-дифференцированных образовательных направлений коммуникативного развития.

Современный анализ контингента детей дошкольных образовательных организаций показывает, что в группах общеразвивающей направленности находятся дети с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, интеллекта. Такой широкий диапазон особенностей и различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья требует модернизации методик и технологий диагностики и коррекции, находить новые средства обучения и развития, позволяющие решать вопросы компенсации в физическом и психологическом развитии и помочь каждому ребенку индивидуально максимально адаптироваться в жизни.

Изложение основного материала статьи. На протяжении ни одного десятка лет посвящено большое количество исследований развития детей с ограниченными возможностями здоровья Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Р.Е. Левиной, Л.И. Беляковой, Е.М. Мастюковой, Л.И. Плаксиной, М.С. Певзнера и многие другие, чей вклад бесценен. В современных условиях обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии, возникает необходимость в создании новых эффективных инновационных направлениях речевого развития детей. Сложность организации педагогического процесса в том, что в одной группе общеразвивающей направленности находятся дети с различными нозологиями, при этом имеют сочетанные нарушения. Педагогам необходимо, прежде всего знать особенности развития в соответствии с нозологией, в нашем исследовании мы рассматриваем дошкольников с задержкой психического развития, с ментальными нарушениями, с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи.

Дошкольникам с задержкой психического развития, по мнению С.Г. Шевченко, характерен замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и недостаточности интеллекта, плохая память (требуется больше времени на запоминание информации, трудно удерживать информацию), невнимательность, сложности понимания, речевые трудности и отсутствие тяги к обучению. И.А. Симонова отмечает поведенческие проблемы, странное или не уместное поведение, нет или ограниченный самоконтроль, болезненное восприятие критики. А наличие замедленного, своеобразного и нарушенного темпа речевого развития тормозит социализацию ребенка в целом.

Дети с ментальными нарушениями, по мнению многих ученых (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская и др.) имеют состояния, при которых наблюдаются необратимые и стойкие нарушения познавательной и психической деятельности, причиной которого является органическое повреждение коры головного мозга, также недоразвитие в эмоционально-волевой сфере, восприятии пространства и времени, речи, которое характеризуется скудным активным и пассивным словарем, недостатками фонетической, лексической, грамматической сторон речи, звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, из-за чего отмечается ограничение потребности в речевом общении.

Дошкольники с нарушениями зрения (И.П. Волкова, М.И. Земцова, Н.С. Костючек, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.) овладевают речью, как и зрячие, в процессе общения, но из-за повреждения деятельности зрительного анализатора появляется своеобразие речевого развития, несоответствующее возрастным нормам. Многие дети неспособны к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению, трудности восприятия образцов артикуляции вызывают осложнение в формировании фонетической стороны речи, овладении словарным запасом. У дошкольников с нарушением зрения словесные системы связей формируются без необходимой опоры на наглядные образы, что приводит к обеднению конкретных значений слов, отсутствию необходимого запаса слов, недоразвитие смысловой стороны речи. Слабая концентрация внимания, объем и устойчивость, быстрое забывание информации, рассеянность характеризует особенности речи дошкольников.

Тяжелые нарушения речи у детей (Л.И. Белякова, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Т.Б. Филичева и др.) проявляются в недоразвитии фонетико-фонематической, лексико-грамматической и особенно связной сторон речи, и могут сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. Также им характерна эмоциональная неустойчивость, нарушение функций активного внимания и памяти, умственной работоспособности, речевого поведения, проявляющегося в незаинтересованности вербального контакта, неумении ориентироваться в ситуациях общения.

Таким образом, рассмотренные характеристики дошкольников с ОВЗ по нескольким нозологическим формам показывают, что данные категории детей полиморфны по симптоматике и проявлениям речевого нарушения. В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы их социализации, обучения, развития и одна из главных задач системы образования заключается в готовности образовательной среды к работе с данной категорией детей.

В современных условиях российской системы образования значительно повышаются требования к разработке технологий и содержания по коррекции и развитию коммуникативной стороны речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день внимание российского общества направлено на инновационные образовательные технологии, критерием которых является повышение эффективности образовательного процесса. Широко используются в коррекционно-педагогическом процессе используются инновационные информационно-коммуникационные логопедических технологии, направленные на побуждение детей к речевой деятельности, стимулирования речевой активности, создание интереса к занятиям с первых минут и удержания этого интереса на всем его протяжении. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с нормативным развитием применяются презентации, позволяющие предоставлять информацию в игровой форме, ярко, образно, с привлечением внимания детей движением, звуком, мультипликацией, при этом сопровождается обучающим и развивающим характером. В литературе много примеров использования интерактивных технологий «Дельфа-142», «Логомер», «Игры для Тигры» и др. которые позволяют решать разнообразные логопедические задачи.

В нашем исследовании для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья мы использовали универсальное дидактическое пособие «Логико», сочетающий высокий уровень разработок отечественной педагогической школы и европейское качество изготовления. Суть которого состоит в том, что на контрольный планшет прикрепляются комплекты карточек по основным направлениям речевого развития, в процессе игры ребенок осваивает способы организации индивидуальной и/или коллективной деятельности в овладении логическими операциями и осваивает речевые задачи.

Вставив карточку в планшет, ребенок отвечает на поставленный вопрос, передвигая и фиксируя цветную фишку напротив выбранного ответа, а самостоятельная проверка результата позволяет повысить интерес к деятельности. Каждый комплект карточек направлен на освоение логопедических задач, а и целый комплекс развивающих задач: активизирует внимание и память ребёнка; развивает мелкую моторику, восприятие, логические операции; увеличивает словарный запас.

Мы в своем исследовании разработали содержание работы по использованию пособия «Логико», которое способствует развитию коммуникативной стороны речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, затрагивая все стороны речевого и интеллектуального развития, даже у дошкольников с сочетанными нарушениями.

Содержание коррекционной работы с использованием пособия «Логико» с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по коммуникативному развитию проходило в определенной последовательности, с учётом возрастных особенностей детей; их речевых возможностей, на основе когнитивного, эмоционального, деятельностного и рефлексивного компонентов.

Для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья проводили занятия в определенной последовательности:

- на объяснение значения слов и частей предметов. Для этого в «Логико» использовали карточку с заданием - «Найди предметы, которые называются, одним словом. Целью было знакомство с разными значениями многозначных слов (нос, кисть, ключ, ножка, ручка, игла). Детям задавался вопрос: Рассмотри картинку и найди все ключи, ручки, ножки и т.д. ребенок сравнивал и находил кисть виноградную и кисть руки, нос корабля и нос человека, иглу швейную и медицинскую. Затем предлагалось найти игровые муляжи и сравнить их, назвав для чего они необходимы, как их применяют, какую функцию они несут. После освоения понятийно-функционального применения дети составляли предложения из двух (трех, четырех) слов по картинке.

- на образование множественного числа существительных, согласование с числительными. С помощью карточки «Логико» ребенку задали вопрос: «Каких предметов много?», для этого необходимо ребенку назвать слова в именительном падеже множественного числа и в родительном падеже единственного и множественного числа. «Что нарисовано на картинке?» необходимо перечислить: шары, карандаши, маки, ложки, иглы, березы. Затем спрашивали «Здесь нарисовано много.... шаров, карандашей, маков, ложек, иголок, берез». И только потом шло соотношение «Сколько чего нарисовано? (Три шара и т.д.). Для целостного понимания категориальности слова и развития у ребенка коммуникации предлагали обсудить на наглядном материале «Что делают с этими предметами, для чего они предназначены? (Шары надувают, ими украшают, в них играют, из них делают игрушки и т.д.).

- образование уменьшительно-ласкательной формы. Для этого в «Логико» применяли карточку с заданием - «Назови животных и их детенышей. Отрабатывая разные способы образования наименований детенышей животных. Детям задавали вопросы: «Кто нарисован на картинке?» (Курица и цыпленок, кошка и котенок и т.д.). «Кого ты видишь на картинке?» (Курицу с цыпленком, кошку с котенком и т.д.). «Названия каких детенышей отличаются от названий взрослых животных?» (Собака - щенок, корова - теленок, и.д.). предлагали досказать словечко закончив предложения: «у курицы много...(цыплят), у лошади двое .(жеребят)», что способствует закреплению освоенной темы ранее. Только потом предлагаем описать как выглядит, к каким животным относится, какие привычки, как кричит, каково предназначение.

- на различение оппозиционных звуков и воспроизведении слов с различным звуко-слоговым составом. В «Логико» использовали карточку - «Назови картинки и найди слова, сходные по звучанию». Обучали детей выделять и называть звуки, определять количество слогов и соотносить сходные по звучанию однослоговые и двуслоговые слова. Шар-пар, мак-рак, жук-лук, еж-нож, игла-пила, мишка-мышка. Дошкольником необходимо сравнить: с какого звука начинаются эти слова, назвать слова, в которых один слог (шар, мак, жук, лук, рак, пар, еж, нож); два слога (игла, мишка, мышка, пила), определить количество звуков в каждом слове, назвать первый, второй, третий звук в словах определив гласные или согласные, твердые или мягкие, придумать другие слова, сходные по звучанию из предложенных слов, но обязательно на наглядном материале.

- на понимание антонимов. Детям из «Логико» предлагалась карточка «Каким было - каким стало», которая позволяет сравнить, какими были эти предметы из обихода и какими стали (целая-разбитая чашка, глаженая - мятая рубашка и т.д.), затем предлагается анализ, что еще может обладать такими свойствами, какими еще могут быть эти объекты. Например, слон - индийский, африканский, цирковой, большой, голодный, грустный, усталый; зонт- складной, цветной, женский, мужской, автоматический. Что может быть густое, жидкое, узкое, широкое, новое, старое, мятое, ровное, гладкое, простое, сложное, высокое, низкое?

Можно ли превратить одно свойство в другое? Может ли мокрое стать сухим? Больной - здоровым? Мятое -глаженым? После подробного анализа дети составляли рассказ по картинке с учетом всех изучаемых характеристик.

- на образование относительных прилагательных. С этой целью в «Логико» использовалась карточка -«Что сделано из одного материала». Дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья приходилось визуально определить какой объект по фактуре изображен бумажный, деревянный, резиновый, стеклянный, металлический кожаный, при этом указав из какого материала сделаны вещи, а могут ли быть из другого материала изготовлены, как правильно называются, и только в завершении предлагали составить рассказ по картинке и сравнить, по тяжести, по размеру, цвету и т.д.

Таким образом, компенсировать проблемы коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья возможно, когда в дидактическом материале содержится междисциплинарный подход, сочетающий развитие психических и речевых процессов.

Выводы. Положительный опыт инклюзивного образования в России, в рамках целевых ориентиров предполагает включение в содержание обучения эффективных инновационных направлений речевого развития детей. Ежегодное увеличение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья предполагает пересмотр традиционных технологий и поиск инновационного содержания, методов, средств и условий обучения, сочетающих в себе интеграцию образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Использование на занятиях по коммуникативному развитию с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья пособия «Логико» предполагало последовательность, доступность, учет возрастных особенностей и гендерных предпочтений, основанных на речевых возможностях. Обучение выстраивалось педагогами и специалистами на основе компонентов: когнитивного, эмоционального, деятельностного и рефлексивного.

Таким образом, данные пути компенсации и коррекции речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья вызволили получить положительную динамику, а также сократить время подготовки.

Литература:

1. Болдинова О.Г. Социализация дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии. - Ростов-на-Дону, 2018.

2. Курушина О.В., Курушина О.В. Формирование межфразовых связей в повествовательных высказываниях у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. // В сборнике: Исследования молодых ученых: психолого-медико-педагогические проблемы современного образования Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции. 2017. С. 147-150.

3. Приходько О.Г. Актуальные проблемы логопедии в современном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. // В сборнике: Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 209-216.

4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Итоги и результаты международного симпозиума логопедов «Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия». // Дефектология. 2019. № 1. С. 66-71.

Педагогика

УДК: 37

аспирант кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры психологии Болтаева Лейла Шаитовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена анализу концепций становления и развития этнической идентичности личности в процессе воспитания и социализации. В работе показано, что этническая самоидентификация личности осуществляется под влиянием культуры и общества, а также при самостоятельном конструировании индивидом своей идентичности. Представлено содержание этнической идентичности на различных возрастных этапах развития личности, а также возрастные особенности когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этнической общности.

Ключевые слова: этническая идентичность, процесс этнической самоидентификации, формирование этнической идентичности, этапы формирования этнической идентичности.

Annоtation. The article is devoted to the analysis of the concepts of formation and development of ethnic identity in the process of education and socialization. The paper shows that the ethnic self-identification of a person is influenced by culture and society, as well as by the individual's independent construction of his identity. The article presents the content of ethnic identity at different age stages of personality development, as well as age-related features of cognitive-emotional process of self-awareness as a representative of ethnic community.

Keywords: ethnic identity, process of ethnic self-identification, formation of ethnic identity, stages of formation of ethnic identity.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема этнической идентичности в российской обществе, а также особенности ее формирования, детерминированные изменениями идентификационных ориентиров, культурных норм наряду с другими общественными процессами, в последние десятилетия характеризуется повышенным интересом. При этом отмечается, что существуют определенные закономерности процесса этнической самоидентификации личности.

Изучение этих возрастных закономерностей становления этнической идентичности под воздействием культуры и общества и выступило целью данной работы.

Изложение основного материала статьи. Л.С. Выготский в своей культурно-исторической концепции развития поведения и психики считал, что именно воздействие общества и культуры способствует развитию человека, а социальную (культурно-историческую) детерминацию идентичности личности определял как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.