8. Фишман-Борисов М.Б. Становление Я-концепции в системе профессионального мастерства будущего актера. Автореф. ... канд. пс.н.. М., 2005.
9. Шаршов И.А. Методологические основания исследования процесса профессионально-творческого саморазвития. 2006.
10. Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность. В 3 кн. Кн. 1. Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971 г. / Г.П. Щедровицкий; Сост. Г.А. Давыдова. - М.: Вост. лит., 2005. - 463 с.
Педагогика
УДК: 376.36-053.4(045)
кандидат педагогических наук, доцент Бобкова Ольга Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Арюткина Крестина Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Аннотация. Статья посвящена проблеме применения информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Авторами представлены результаты экспериментального исследования, нацеленного на выявление условий эффективного применения авторских анимированных презентаций в коррекционно-логопедической работе с детьми данной категории.
Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие, дошкольники, звуковой анализ и синтез, формирование, информационно-коммуникационные технологии.
Annоtation. The article is devoted to the problem of the use of information and communication technologies in the process of formation of sound analysis and synthesis in preschool children with phonetic-phonemic underdevelopment. The authors present the results of an experimental study aimed at identifying the conditions for the effective use of copyrighted animated presentations in corrective and speech therapy work with children in this category.
Keywords: phonetic and phonemic underdevelopment, preschoolers, sound analysis and synthesis, formation, information and communication technologies.
«Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева по теме: «Разработка компетентностно-ориентированного содержания профильных дисциплин по направлениям подготовки Специальное (дефектологическое) образование и Психолого-педагогическое образование уровня бакалавриата и
магистратуры»
Введение. Сформированное в дошкольном возрасте фонематическое восприятие создает базу для качественного звукопроизношения, овладения навыками слогового анализа и синтеза и грамматикой родного языка, что, несомненно, обусловливает успешность дальнейшего обучения ребенка - овладения им чтением и письмом. Вместе с тем, данные современных исследований демонстрируют значительное увеличение числа дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Поиску путей преодоления этой негативной ситуации посвящена значительная часть современной литературы по проблемам логопедии (Ж.В. Антипова, Н.С. Варенцова, Н.В. Горина, Н.С. Жукова, Е.В. Колесникова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, О. В. Преснова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий. Вместе с тем, условия эффективного применения анимированных авторских презентаций в коррекционно-логопедическом процессе изучены недостаточно, что обусловливает актуальность темы исследования.
Изложение основного материала статьи. Согласно данным исследований Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, О.В. Пресновой, Т.Б. Филичевой, Е.В. Чиркиной и др., в качестве основной характеристики фонетико-фонематического недоразвития выступает незаконченность формирования процессов произношения и дифференциации на слух фонем, близких по акустико-артикуляционным характеристикам.
В апреле 2018 г. нами был проведен констатирующий эксперимент в средней группе МБДОУ «Кочкуровский детский сад «Улыбка» комбинированного вида» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия. В нем принимали участие 11 дошкольников в возрасте 4-5 лет с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи».
При разработке методики констатирующего эксперимента мы опирались на работы Л.Г. Парамоновой, Р.И. Лалаевой, Л.В. Венедиктовой, О.П. Озерецкого и других исследователей. Нами были использованы методы обследования речевых и неречевых функций, направленные на выявление у испытуемых уровня сформированности: фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, особенностей звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слов.
Проведенное констатирующее исследование выявило низкий уровень сформированности фонетико-фонематических процессов у дошкольников экспериментальной группы: слабую дифференциацию на слух фонем в собственной и чужой речи; несформированность звукового анализа и синтеза; дефекты произношения (замена фонем более простыми по артикуляции; замена целой группы звуков одним, нечетким - диффузным, неустойчивое артикулирование звуков в разных речевых ситуациях, искажение фонем).
Недостаточным являлся уровень сформированности слоговой структуры слова. Дети неправильно воспроизводили слоговые контуры слов: изменяли количество слогов, переставляли их местами, затруднялись при воспроизведении слоговой структуры слов в предложениях.
В соответствии с полученными количественными показателями дошкольники были распределены нами на группы по уровню сформированности фонетико-фонематических процессов: с достаточным уровнем, средним, ниже среднего и низким уровнем. Для большинства испытуемых был характерен уровень ниже среднего (44,5 %). Низкий уровень сформированности фонетико-фонематических процессов отмечен у 33,3 % детей, средний - у 22,2 % участников эксперимента. К группе с достаточным уровнем не был отнесен ни один из дошкольников.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента продемонстрировали необходимость повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с детьми экспериментальной группы.
Данные исследований С.В. Архиповой, О.С. Сергеевой, А.М. Чаприной свидетельствуют о том, что одним из действенных инструментов коррекционно-развивающего воздействия на процессы восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья являются интерактивные компьютерные тренажеры [1, 2].
Эффективность применения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности логопеда по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи также подтверждается многими авторами (Ю.Ф. Гаркуша, Ю.Б. Зеленский, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, Е.В. Манин, Н.А. Черлина и др.).
По определению А.И. Яковлева, информационные технологии - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе эти методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютерными технологиями [10].
С точки зрения таких исследователей, как Ю.Б. Зеленский, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и др., применение подобных технологий способствует индивидуализации обучения, повышает доступность информации, так как позволяет представить ее в интересной детям форме, сочетающей вербальные и визуальные компоненты [6].
Как указывают Ю.Ф. Гаркуша, Е.В. Манин, Н.А. Черлина, одним из действенных инструментов в арсенале логопеда являются авторские анимированные презентации в программе Microsoft PowerPoint [8].
По мнению Е.В. Золотковой, С.Е. Иневаткиной, создание презентаций для проведения групповых и индивидуальных логопедических занятий с дошкольниками, имеющими нарушения речи, позволяет педагогу не только учесть индивидуальные особенности и уровень речевого развития детей, с которыми он работает, но также дает большой простор для творческого поиска наиболее эффективных коррекционных средств воздействия на них [5]. В то же время, конкретных требований к содержанию, структуре, оформлению авторских презентаций, используемых в логопедической практике, в настоящее время нет. Также отсутствует достаточно четкое обоснование организационно-педагогических условий их эффективного применения в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Решение этой проблемы является важной научной задачей, имеющей большое практическое значение.
Мы предположили, что включение в коррекционно-логопедическую работу заданий с использованием логопедических тренажеров, выполненных в программе Microsoft PowerPoint будет способствовать усилению коррекционного воздействия занятий.
Формирующий эксперимент был проведен нами в октябре 2018 - феврале 2019 года. Экспериментальная работа была направлена на совершенствование фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у дошкольников, формирование у них произносительных навыков. Для решения указанных задач в логопедические занятия была включена работа с разработанными нами компьютерными презентациями -тренажерами. Их применение было направлено на обеспечение: 1) визуализации базовых компонентов звучащей речи; 2) обратной связи для ребенка при выполнении заданий; 3) игровой формы работы по коррекции речи; 4) возможности многократного дублирования необходимого типа упражнений и речевого материала без возникновения чувства «пресыщения» у ребенка; 5) использования разнообразного стимульного материала; 6) учета индивидуальных возможностей ребенка посредством выполнения заданий разного уровня сложности; 7) комплексного характера коррекционного воздействия на разные стороны речи детей; 8) одновременного осуществления логопедической работы и коррекции психических процессов (восприятия, внимания, памяти).
Опираясь на исследования, посвящённые разработке научно обоснованных принципов и требований к информационным педагогическим технологиям обучения (В.П. Беспалько, О.И. Кукушкина), мы определили следующие исходные положения для разработки логопедической презентации-тренажера:
- принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений (коррекционная работа велась с опорой на различные анализаторы - зрительное восприятие ярких изображений в презентации, прослушивание включенных в нее аудио-эффектов);
- системный подход к коррекции речевых нарушений (разработанные анимированные презентации представляли собой комплекс заданий, направленных на коррекцию и развитие разных фонетико-фонематических процессов; система расположения заданий определялась логикой формирования соответствующих компонентов речевого развития в норме);
- принцип развивающего и дифференцированного обучения (при разработке и использовании информационно-коммуникационных технологий учитывались зоны актуального и ближайшего развития детей, индивидуальные особенности речевого дефекта);
- принцип системности и последовательности обучения (сформированные ранее произносительные умения использовались при овладения новыми, при подборе заданий обеспечивался переход от простого к сложному);
- принцип доступности обучения (с учетом возрастных особенностей дошкольников задания разрабатывались и предъявлялись в игровой форме);
- принцип индивидуального обучения (авторские презентации использовались на индивидуальных занятиях, что позволяло осуществлять коррекционную работу с учётом индивидуальных потребностей и возможностей старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи);
- принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка (субъективность оценки правильности выполнения заданий ребенком была исключена благодаря специальной настройке анимации в презентациях, предусматривающей визуальное представление результатов на экране);
- принцип игровой стратегии и введения ребёнка в проблемную ситуацию;
- принцип воспитывающего обучения (задания разрабатывались и их выполнение организовывалось таким образом, чтобы у детей в процессе логопедических занятий также воспитывались волевые (произвольное внимание, усидчивость, активность в процессе работы) и нравственные качества;
- принцип интерактивности компьютерных средств обучения (использование информационно-коммуникационных технологий происходило одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением самому ребенку объективной оценки результатов деятельности) [3, 6].
Нами также учитывалось требование мультимедийности содержания - оно выбиралось таким образом, чтобы предоставляемые компьютером мультимедийные возможности позволяли ярко представить материал занятий.
Экспериментальная работа включала 3 этапа.
На 1-м этапе проводилась работа по развитию и совершенствованию фонематического восприятия старших дошкольников экспериментальной группы:
На 2-м этапе проводилась работа по формированию произносительных умений и навыков:
На 3-м этапе, после постановки звуков проводилась работа по формированию у старших дошкольников осознанного анализа и синтеза звукового состава слова.
Нами был разработан компьютерный тренажер «Незнайка и его друзья» в программе Microsoft PowerPoint, представляющий собой серии слайдов с интерактивными заданиями для старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
В основу разработки содержания презентации (тренажера) нами был положен модульный принцип. Модули (разделы внутри презентации) выделялись в соответствии с обозначенными этапами логопедической работы: формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия (модуль «Слушаем звуки»); формирование звукопроизношения и дифференциации звуков (модуль «Произносим звуки»); формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога (модуль «Звуки в нашей речи»).
Объем содержания заданий, предлагавшихся испытуемым, определялся с учетом требований СанПин. В соответствии с ними, выполнение каждого задания занимало у ребенка не более 3-5 минут.
Первый из обозначенных нами этапов логопедической работы включал выполнение заданий с использованием материалов модуля «Слушаем звуки». Деятельность дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи была направлена на развитие навыков распознавания неречевых (звуков природы и музыкальных инструментов, бытовых шумов) и речевых звуков, звукоподражания, что обеспечивалось играми нескольких типов и уровней сложности.
В содержании модуля нами были представлены задания, направленные на развитие распознавания речевых звуков: узнавания их на слух, формирование навыков фонематического анализа и синтеза, определение слоговой структуры слова. Их расположение внутри модуля предполагало постепенный переход от более простых заданий к более сложным. Время для работы с заданиями каждого вида определялось индивидуальными возможностями ребенка, но не превышало 10 минут в течение одного занятия.
Целью модуля «Произносим звуки» было формирование у дошкольников экспериментальной группы навыков фонематического анализа и синтеза, уточнение артикуляции сформированных звуков, формирование навыков звукопроизношения отсутствующих, заменяемых и искажаемых звуков. Содержащиеся в нем игровые задания способствовали освоению испытуемыми правильного артикуляционного уклада. Разнообразие предлагаемых заданий по типам и уровням сложности обеспечивало вариативность условий для автоматизации и дифференциацию изучаемых звуков (например, дифференциацию артикуляционных укладов звуков [с] и [ш] и др.), отработку правильного артикуляционного уклада.
Модуль «Звуки в нашей речи» направлен на формирование у старших дошкольников осознанного анализа и синтеза звукового состава слова. Использование его содержания в коррекционно-логопедической работе способствовало совершенствованию умения выделять формируемые звуки в двух-трехсложных словах с их наличием.
Переход от одного модуля к другому определялся этапами коррекционно-логопедической работы с каждым ребенком. После реализации обозначенных этапов работы тренажер использовался в работе с детьми для повторения и совершенствования звукового анализа и синтеза у дошкольников экспериментальной группы. В ходе индивидуальных занятий детям предлагалось выполнить 2-3 задания по собственному выбору.
В коррекционно-развивающем процессе презентации выступали как мультимедийный цифровой образовательный ресурс. Их использование сокращало утомление и повышало мотивационную готовность ребенка к занятию, способствовало концентрации внимания детей.
Нами были определены дидактические условия эффективного применения разработанного тренажера в процессе коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:
- условием эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (авторских презентаций) в коррекционно-логопедической работе является целенаправленный отбор содержания (речевого, визуальных и аудио- компонентов презентаций, определение характера навигации внутри презентации) и его структурирование, позволяющее наиболее оптимально использовать компьютерные технологии в процессе занятий;
- осуществление компьютерной поддержки коррекционно-логопедической работы должно реализовываться на основе принципа полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений и принципа интерактивности компьютерных средств обучения во взаимодействии дошкольников с изучаемым материалом;
- для развития и активизации интерактивного взаимодействия дошкольников с изучаемым материалом в процессе коррекционной работы необходимо объединение внешнего управления этим взаимодействием со стороны педагога и его саморегуляции самим ребенком;
- требуется выделение подготовительного этапа, направленного на формирование готовности ребенка с речевыми нарушениями к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- необходима разработка программного обеспечения, отражающего этапы и содержание логопедической работы при конкретном дефекте речевого развития и методических рекомендации для логопедов по его использованию.
С целью выявления эффективности проведенного коррекционного воздействия и правильности выделения нами дидактических условий использования средств информационно-коммуникативных технологий (авторских анимированных презентаций) в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в мае-июне 2019 г. нами был проведен контрольный эксперимент. Его результаты показали, что у дошкольников экспериментальной группы повысился качественный уровень сформированности звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и воспроизведения слоговой структуры слова. Полученные показатели позволили нам отнести большинство испытуемых к группам с достаточным и средним уровнем сформированности фонетико-фонематических процессов.
Выводы. Таким образом, результаты проведенного нами исследования подтвердили эффективность применения авторских анимированных презентаций в коррекционно-логопедической работе по формированию звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием при соблюдении следующего комплекса условий: целенаправленный отбор содержания презентаций и его структурирование; осуществление компьютерной поддержки коррекционно-логопедической работы на основе принципа полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений и принципа интерактивности компьютерных средств обучения во взаимодействии дошкольников с изучаемым материалом; объединение внешнего управления этим взаимодействием со стороны педагога и его саморегуляции самим ребенком; выделение подготовительного этапа к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий; разработка программного обеспечения, отражающего этапы и содержание логопедической работы при конкретном дефекте речевого развития и методических рекомендации для логопедов по его использованию.
Литература:
1. Архипова, С.В. Интерактивный тренажер как инструмент совершенствования процесса обучения математике учащихся с нарушением интеллекта / С.В. Архипова, О.С. Сергеева // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 3. - С. 77-81.
2. Архипова, С.В. Информационная компетентность педагога-дефектолога / С.В. Архипова, А.С. Чаприна // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - Т. 9. - № 4 (36). - С. 48-52.
3. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1996. - 243 с.
4. Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. - М.: Академия, 1997. - 221 с.
5. Золоткова, Е.В. Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Золоткова, С.Е. Иневаткина // Гуманитарные науки и образование. -2014. - № 4. - С. 31-35.
6. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в обучении произношению / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Ю.Б. Зеленский. - М.: Полиграф-Сервис, 2004. - 158 с.
7. Левина, Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями / Р.Е. Левина // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. - М.: Наука, 1976. - С. 302-308.
8. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Просвещение, 1999. - 204 с.
9. Черлина, Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе / Н.А. Черлина, Ю.Ф. Гаркуша, Е.В. Манина // Логопед. - 2004. - № 2. - С. 22-29.
10. Яковлев, А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [текст] / А.И. Яковлев // Информационное общество. - 2001. - Вып. 2. - С. 32-37. - Режим доступа: http://emag/ils/ru/infosoc/emag.nsf. - Загл. с экрана.
Педагогика
УДК: 378.1
доктор педагогических наук, профессор Богоудинова Роза Закировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань); кандидат исторических наук, доцент Крайсман Наталья Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)
ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация. В статье рассматривается роль инженерной педагогики в современном мире. Показана главная ее миссия, которая заключается в том, чтобы через педагогические закономерности, принципы, подходы, влияющие на развитие человека, определить то, что пагубного влияет на его саморазвитие, что надо менять в условиях организации способов всей жизнедеятельности, способов профессиональной деятельности, организации производств. Рассматриваются взаимосвязи теоретической и практической, технологической и социально-гуманитарной современной инженерной деятельности, ее социальных смыслов и результаты инженерной деятельности. Показано, что знание иностранных языков является необходимостью для современного инженера, расширяя границы его возможностей, делая мир более открытым и тем самым легко интегрируясь в мировое пространство для того, чтобы успешно конкурировать и реализовывать себя в современных рыночных условиях.
Ключевые слова: инженерная педагогика, инженерная деятельность, технические инновации, профессиональная деятельность, преподаватель инженерного вуза.
Annotation. The paper focuses on the role of engineering pedagogy in the modern world. The main mission has been shown, which is to determine through pedagogical patterns, principles, approaches that affect human development, what is harmful to its self-development, what should be changed in the conditions of organization of