Научная статья на тему 'ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА / ENGINEERING PEDAGOGY / ENGINEERING / TECHNOLOGICAL INNOVATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSOR OF ENGINEERING UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богоудинова Роза Закировна, Крайсман Наталья Владимировна

В статье рассматривается роль инженерной педагогики в современном мире. Показана главная ее миссия, которая заключается в том, чтобы через педагогические закономерности, принципы, подходы, влияющие на развитие человека, определить то, что пагубного влияет на его саморазвитие, что надо менять в условиях организации способов всей жизнедеятельности, способов профессиональной деятельности, организации производств. Рассматриваются взаимосвязи теоретической и практической, технологической и социально-гуманитарной современной инженерной деятельности, ее социальных смыслов и результаты инженерной деятельности. Показано, что знание иностранных языков является необходимостью для современного инженера, расширяя границы его возможностей, делая мир более открытым и тем самым легко интегрируясь в мировое пространство для того, чтобы успешно конкурировать и реализовывать себя в современных рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богоудинова Роза Закировна, Крайсман Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF ENGINEERING PEDAGOGY

The paper focuses on the role of engineering pedagogy in the modern world. The main mission has been shown, which is to determine through pedagogical patterns, principles, approaches that affect human development, what is harmful to its self-development, what should be changed in the conditions of organization of living ways, professional activity, organization of production. Relations of theoretical and practical, technological and social-humanitarian modern engineering activity, its social meanings and results of engineering activity are considered. The paper demonstrates that knowledge of foreign languages is a necessity for a modern engineer, expanding the boundaries of his capabilities, making the world more open, and thus easily integrating into the world space in order to successfully compete and be actualized in the modern market conditions.

Текст научной работы на тему «ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

- необходима разработка программного обеспечения, отражающего этапы и содержание логопедической работы при конкретном дефекте речевого развития и методических рекомендации для логопедов по его использованию.

С целью выявления эффективности проведенного коррекционного воздействия и правильности выделения нами дидактических условий использования средств информационно-коммуникативных технологий (авторских анимированных презентаций) в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в мае-июне 2019 г. нами был проведен контрольный эксперимент. Его результаты показали, что у дошкольников экспериментальной группы повысился качественный уровень сформированности звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и воспроизведения слоговой структуры слова. Полученные показатели позволили нам отнести большинство испытуемых к группам с достаточным и средним уровнем сформированности фонетико-фонематических процессов.

Выводы. Таким образом, результаты проведенного нами исследования подтвердили эффективность применения авторских анимированных презентаций в коррекционно-логопедической работе по формированию звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием при соблюдении следующего комплекса условий: целенаправленный отбор содержания презентаций и его структурирование; осуществление компьютерной поддержки коррекционно-логопедической работы на основе принципа полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений и принципа интерактивности компьютерных средств обучения во взаимодействии дошкольников с изучаемым материалом; объединение внешнего управления этим взаимодействием со стороны педагога и его саморегуляции самим ребенком; выделение подготовительного этапа к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий; разработка программного обеспечения, отражающего этапы и содержание логопедической работы при конкретном дефекте речевого развития и методических рекомендации для логопедов по его использованию.

Литература:

1. Архипова, С.В. Интерактивный тренажер как инструмент совершенствования процесса обучения математике учащихся с нарушением интеллекта / С.В. Архипова, О.С. Сергеева // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 3. - С. 77-81.

2. Архипова, С.В. Информационная компетентность педагога-дефектолога / С.В. Архипова, А.С. Чаприна // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - Т. 9. - № 4 (36). - С. 48-52.

3. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1996. - 243 с.

4. Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. - М.: Академия, 1997. - 221 с.

5. Золоткова, Е.В. Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Золоткова, С.Е. Иневаткина // Гуманитарные науки и образование. -2014. - № 4. - С. 31-35.

6. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в обучении произношению / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Ю.Б. Зеленский. - М.: Полиграф-Сервис, 2004. - 158 с.

7. Левина, Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями / Р.Е. Левина // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. - М.: Наука, 1976. - С. 302-308.

8. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Просвещение, 1999. - 204 с.

9. Черлина, Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе / Н.А. Черлина, Ю.Ф. Гаркуша, Е.В. Манина // Логопед. - 2004. - № 2. - С. 22-29.

10. Яковлев, А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [текст] / А.И. Яковлев // Информационное общество. - 2001. - Вып. 2. - С. 32-37. - Режим доступа: http://emag/ils/ru/infosoc/emag.nsf. - Загл. с экрана.

Педагогика

УДК: 378.1

доктор педагогических наук, профессор Богоудинова Роза Закировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань); кандидат исторических наук, доцент Крайсман Наталья Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)

ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В статье рассматривается роль инженерной педагогики в современном мире. Показана главная ее миссия, которая заключается в том, чтобы через педагогические закономерности, принципы, подходы, влияющие на развитие человека, определить то, что пагубного влияет на его саморазвитие, что надо менять в условиях организации способов всей жизнедеятельности, способов профессиональной деятельности, организации производств. Рассматриваются взаимосвязи теоретической и практической, технологической и социально-гуманитарной современной инженерной деятельности, ее социальных смыслов и результаты инженерной деятельности. Показано, что знание иностранных языков является необходимостью для современного инженера, расширяя границы его возможностей, делая мир более открытым и тем самым легко интегрируясь в мировое пространство для того, чтобы успешно конкурировать и реализовывать себя в современных рыночных условиях.

Ключевые слова: инженерная педагогика, инженерная деятельность, технические инновации, профессиональная деятельность, преподаватель инженерного вуза.

Annotation. The paper focuses on the role of engineering pedagogy in the modern world. The main mission has been shown, which is to determine through pedagogical patterns, principles, approaches that affect human development, what is harmful to its self-development, what should be changed in the conditions of organization of

living ways, professional activity, organization of production. Relations of theoretical and practical, technological and social-humanitarian modern engineering activity, its social meanings and results of engineering activity are considered. The paper demonstrates that knowledge of foreign languages is a necessity for a modern engineer, expanding the boundaries of his capabilities, making the world more open, and thus easily integrating into the world space in order to successfully compete and be actualized in the modern market conditions.

Keywords: engineering pedagogy, engineering, technological innovation, professional activity, professor of engineering university.

Введение. В современном мире об инженерной педагогике активно пишут и дискутируют. Достаточно серьезные размышления об инженерной педагогике актуализировались с середины прошлого века в Европе. Чем же был вызван этот интерес? Думается, что данная активизация была вызвана главным противоречием между современным уровнем технонауки, развитием и внедрением технологий в производство и масштабными последствиями в социальной, общественной, политической жизни, которые возникают благодаря результатам инженерной деятельности.

Ученых сегодня волнует нарастающая взаимозависимость технических, политических, социальных процессов. В мире нарастают протестные настроения, вызванные последствиями от результатов именно инженерной деятельности теми или иными техническими инновациями, которые вторгаются, разрушают основы живой природы, организации жизнедеятельности. Искусственный интеллект, интернет общение, цифровизация политических, экономических, социальных процессов и т.д. Мало что остается от живых, человеческих, природных ценностей. Изменяется сущность самих ценностей, их свойство, характер - они уже стали жесткими, выгодно-практическими, бездуховными, цифровыми, да и педагогика, как наука передачи, трансляции опыта и вытекающих из опыта человеческой деятельности ценностей — становится цифровой. Процесс образования, воспитания, развития проходит без понимания, без слушания, без интонации, без красоты голоса, без чувств, без эмоций в конце концов.

Изложение основного материала статьи. В Центре переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов (ЦППКП) ИДПО ФГБОУ ВО «КНИТУ» мы проводим семинар молодым преподавателям университета и речь зашла о красоте речи, культуре общения, что можно выразить разными интонациями — и, молодая преподаватель встала и так безысходно сказала: «Я поняла теперь, почему со мной студенты не здороваются — они не слышали моего голоса, не знают даже моего лица». Может она права?

В этих условиях меняется и задача педагогики как науки, главная ее миссия сегодня в том, чтобы через педагогические закономерности, принципы, подходы, влияющие на развитие человека, определить то, что пагубного для его саморазвития, что надо менять в условиях организации способов всей жизнедеятельности, способов профессиональной деятельности, организации производств, чтобы люди умели выстраивать межличностные отношения.

Сегодня именно эта задача в ее решении весьма затруднительна, так как происходят серьезные столкновения между представлениями о ценностной ориентации в обществе и теми вынужденными желаниями, жизненными установками, с которыми мы смиряемся и признаем как норму. Это характерно не только для нашей страны, это мировая проблема — и формулируется она довольно просто — человек может загубить все социальное общество своей деятельностью, которую мы часто характеризуем как «инновационную», «творческую». Эти обстоятельства подтолкнули к тому, чтобы педагогика проникла в сферу профессиональной деятельности для гуманизации деятельности человека.

Развиваются отраслевые педагогики — медицинская, инженерная, военная и т.д. Инженерная педагогика выделяется особенно. Почему? Последствия как положительные, так и отрицательные имеют более широкий размах. Если Вы идете в театр и смотрите спектакль, как результат деятельности театра, и он Вам не понравился: Вы пожалеете о потраченном времени, покритикуете и будете жить дальше. Но если говорить о результате деятельности инженерной мысли, особенно то, что сейчас выходит на первый план — сфера вооружения — вещь серьезная, наличие ее сохраняет, уравновешивает стабильность в мире, но она создается для взрыва и в любую минуту может уничтожить человечество.

Само слово «инженер» в переводе с латинского означает «остроумное изобретение» и изначально данное понятие связывали с мастерами по изготовлению оружия. Инженер определяется как титул «граф», «барон», «император». Цезарь, Леонардо Да Винчи имели именно такой титул. Только со временем инженерная деятельность, став профессией, становится предметом изменения способов организации жизнедеятельности: меняется природа, выжимаются самые незыблемые функции и красоты природы в угоду реализации инженерной технонаучной мыслительной деятельности. Однако чтобы владеть инженерной деятельностью надо много знать, иметь особое естественнонаучное мышление, особое видение и осмысление технологического процесса и главное — обладать особой социальной ответственностью. Сегодня стало очевидным, что без обсуждения глубинных философских, социальных, аксиологических, педагогических вопросов продвижения наукоемких технологий в современном мире небезопасно.

Исследование взаимосвязи теоретической и практической, технологической и социально-гуманитарной современной инженерной деятельности, ее социальных смыслов, осознание взаимовлияний лежит в основе результатов инженерной деятельности. Эти взаимовлияния настолько сложны и многогранны, что их трудно осмыслить узким специалистам технического профиля. Специалистам-инженерам, неизбежно вторгающимся с технологическими инновациями в сферы социальных, культурных, экономических и общественных процессов не хватает гуманитарной культуры и знаний о психолого-педагогических традиций формирования мышления.

Инженерная педагогика рассматривается современными учеными в «трех измерениях: как отрасль научного знания, как образовательный модуль в структуре высшей школы, как идеология деятельности преподавателя технического вуза» [2]. Это не учебный курс — это результат межпредметных «представлений об особенностях инженерного образования, инженерной профессии, инженерного дела» [11], и эти межпредметные представления основываются на «педагогике высшей школы, социологии, философии, психологии и других отраслях социально-гуманитарного знания» [9]. Разработка предметного содержания любого курса, читаемого преподавателем технического вуза должно исходить из идеологии взаимопроникновения, интеграции естественно-научного, технонаучного и социально-гуманитарного смыслов в результатах инженерной деятельности. Преподаватель инженерного вуза, как бы мы не хотели, не

может быть только преподавателем химии, физики, химической технологии, он — ученый, обладающий дидактической компетентностью, реализующий своим предметом суть и смысл современной, технической, наукоемкой инженерной деятельности посредством целей, принципов, закономерностей, идеологии и методологии инженерной педагогики, предметом которой является профессиональное развитие личности будущего инженера, с учетом особенностей технократического мышления как преподавателя так и студента. Объективная трудность работы преподавателя инженерного вуза состоит в реализации содержательной интеграции достоинств технократического мышления и особенностей социально-гуманитарного в мыслях, исследованиях, жизненных установках, производственных процессах современного инженера. Интернет пестрит всякого рода инструкциями технологий производства различного рода химического продукта, обеспечение этой интеграции и есть практическая реализации целей, принципов инженерной педагогики.

Определяя предмет инженерной педагогики, необходимо отделить ее от традиционной педагогики. «Главное отличие инженерной педагогики от традиционной состоит в том, что в ней выдвигаются» [5] и решаются иные цели, утверждаются ценности планетарного смысла, несколько усложненные цели и ценности образования, результатом которого становится формирование компетенций у специалистов, не только для инженерной деятельности, но и для выбора таких технических, технологических способов развития производств, когда есть и совершенствуются условия для развития человеческих отношений, технологической безопасности, разумного взаимовлияния технопрогностического и социального, политического и экономического, аксиологического и прогматического на этих производствах.

«Современный уровень развития науки, техники и производства немыслим без общей и профессиональной культуры специалиста. Суть профессиональной культуры в единстве нравственной, интеллектуальной, экономической, экологической, правовой, политической культуры» [8], в выработке единой стратегии взаимодействия, в обмене информацией, во взаимопонимании.

«Анализ требований международного рынка труда к инженерному персоналу выявил необходимость наличия следующих компетенций: знание современного оборудования, иностранных языков, информационных технологий, этики делового общения, корпоративной культуры, опережающей креативности, лидерских качеств, готовности к работе в команде, способности осуществлять межкультурные коммуникации, компетенции в области» [4] предпринимательства, сформированности социальной, экономической, юридической компетенций. Реально ли сформировать все эти компетенции в рамках технологического образования? Трудно, так как это по сути надпрофессиональные компетенции и представляют собой комплексный междисциплинарный, трансдисциплинарный образовательный результат.

В КНИТУ приезжает профессор университета Пердью и рассказывает, как он проработавший и имеющий опыт в бизнесе, приглашен в университет для организации реализации образовательной программы, основой которой является план развития фирмы на перспективу 15-20 лет. Он приехал, чтобы найти здесь в России преподавателей, способных участвовать в реализации этой образовательной программы. Этот профессор нашел одного в России, одного в Китае и одного в Японии. Мы предложили нашим преподавателям нефтегазового химического профиля заказать, разработать вместе образовательную программу по реализации их перспектив развития, но ответ был: «Мы не готовы к этому, у нас линейное производство, что там развивать. Легче определить, что и в какие перспективные сроки, и где запустить технологии».

Однако логика трансдисциплинарного процесса состоит в следующем — перспектива развития инженерной отрасли плюс глубинное понимание современной и перспективной инженерной деятельности на основе развития технонауки, опережающее профессионально-развитое контекстное инженерное образование, высокий уровень интеллекта преподавателя, способного производить эффективные образовательные технологии реализации содержания курсов, а именно «исследование взаимосвязи теоретического и практического, фундаментального и прикладного, технологического и социально-гуманитарного измерений» [3] инженерной деятельности, результатов осознания взаимовлияний технических, общественных, общекультурных, психолого-педагогических связей. Это все в комплексе и составляет основную методологию инженерной педагогики, как отрасли педагогической науки. Это и есть инженерная педагогика.

В мире существует более 50 различных ассоциаций, сообществ, объединений инженерной педагогики. Ученые КНИТУ являются ассоциативными членами Ю1Р. В ЦППКП реализуется программа «Международный преподаватель инженерного вуза». В этом центре проблемы инженерной педагогики понимают в большей степени как «поиск наиболее эффективных педагогических систем подготовки инженерных кадров», выявление и исследование закономерностей, педагогических технологий образовательного процесса.

Постоянно участвуя в международных конференциях по инженерной педагогике ЮГР, преподаватели КНИТУ понимают, что знание иностранных языков необходимо для современного человека, это расширяет границы его возможностей, делает мир более открытым и легко интегрирует в мировое пространство. «Современное общество нуждается в инженерах, умеющих анализировать, творчески принимать решения и понимать окружающих» [10]. Владение иностранными языками позволяет развивать эти навыки. «Процессы глобализации и интеграции России в мировое экономическое пространство актуализировали потребность преподавателей во владении иностранными языками и не одного, а несколькими, чтобы уметь развивать отношения со многими странами мира» [1].

Когда мы говорим о профессиональной компетентности преподавателя инженерного вуза, мы подразумеваем изначально знания своего предмета, но при этом мы считаем, что помимо профессиональных знаний преподаватель должен обладать общей культурой, умением интегрироваться в окружающее пространство. «Знание иностранного языка оказывает общекультурное воздействие на процесс образования в неязыковом вузе, в особенности техническом, дает возможность понимания чужой культуры, знакомит с определенными фактами, событиями, традициями носителей языка» [6]. Преподаватель должен объяснять студентам, что высококвалифицированный инженер, умеющий правильно решать профессиональные задачи, владеющий специализированным иностранным языком, может более верно оценить техническое решение зарубежного коллеги, профессионально перевести материал по своей специальности. Следовательно, «Иностранный язык» сегодня является одной из ведущих предметов среди профильных дисциплин, так как высококвалифицированному инженеру или экономисту приходится принимать решения, требующие различных навыков и знаний. «Хорошее владение как минимум одним, а лучше несколькими иностранными языками является практически обязательным условием высшего образования, а непрерывно развивающиеся

международные отношения, бесспорно, требуют определенного уровня языковой подготовки специалиста, чтобы успешно конкурировать и реализовывать себя в современных рыночных условиях» [7].

В наше время задача углубленной языковой подготовки в инженерном вузе не вызывает сомнений. Молодые специалисты, работающие на ответственных должностях в инженерной, экономической, социальной, политической, научной и других областях, владеющие одним или несколькими иностранными языками, умеющими общаться со своими партнерами из зарубежных стран, востребованы во всех сферах современной деятельности.

Выводы. В условиях, когда в ближайшее время появятся образовательные стандарты, в основе которых будут требования профессиональных стандартов, образование явно станет профессионально-ориентированным, преподаватели технических вузов будут вынуждены внедряться в более глубокое изучение производственных современных технологий, а также придется привлекать более активно производственников для осуществления образовательного процесса. По нашему мнению, преподаватели будут членами производственных коллективов, а инженеры предприятий вынуждены будут участвовать в подготовке профессионально-ориентированных на производство студентов. Все это уже было, когда страна была ориентирована на свои отечественные технологии. Сейчас есть увлечение западными технологиями с их красивым дизайном, с маркетинговыми ходами, отсюда дальнейший технологический прогресс попал в зависимость от западных стран. Но сегодня, как в образовательных, так и в технических, экономических, цифровых технологиях страна находится в условиях «догоняющей», а надо создавать свои инновационные технологии, не заимствовать западные, не позволять манипулировать нашим экономическим развитием через проданные технологии как в инженерной деятельности, так и в образовательной.

Литература:

1. Барабанова С.В., Крайсман Н.В., Шагиева Р.В. Право и мораль в образовательных отношениях: взгляд из России на США и Великобретанию / С.В. Барабанова, Н.В. Крайсман, Р.В. Шагиева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2014. - № 4. - С. 75-83.

2. Богоудинова Р.З. Образование в контексте социокультурной модернизации современного общества / Р.З. Богоудинова // Управление устойчивым развитием. - 2016. - № 4 (05). - С. 95-100.

3. Богоудинова Р.З. Социальный смысл модернизационных процессов в образовании / Р.З. Богоудинова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15. - № 17. - С. 312-315.

4. Богоудинова Р.З., Иванов В.Г., Шагеева Ф.Т. Научно-педагогические стратегии профессионального образования в исследовательском университете / Р.З. Богоудинова, В.Г. Иванов, Ф.Т. Шагеева // Монография. Редакционно-издательский центр «Школа». Казань. - 2017. - 328 с.

5. Крайсман Н.В. Межконфессиональное и межкультурное взаимодействие студентов, обучающихся по химическим направлениям университета штата Аризона / Н.В. Крайсман // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 5. - С. 256-258.

6. Kraysman N.V. Dialogue of Cultures and Confessions at University of the USA / N.V. Kraysman // International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013. - 2013. - С. 114-116.

7. Крайсман Н.В., Богоудинова Р.З. Языковая подготовка студентов технических вузов в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство / Н.В. Крайсман, Р.З. Богоудинова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 4 (129). - С. 147-153.

8. Крайсман Н.В., Фушель Д.Д. Система высшего образования во Франции: слабые стороны, парадоксы и задачи университетов / Н.В. Крайсман, Д.Д. Фушель // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 373. (1)

9. Пичугин А.Б., Крайсман Н.В. Исторический опыт деятельности образовательных учреждений дореволюционной России в свете современных социокультурных условий формирования гражданской идентичности / А.Б. Пичугин, Н.В. Крайсман // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. -С. 206.

10. Шагеева Ф.Т. Педагогическое мастерство преподавателя инженерного вуза: пути совершенствования / Ф.Т. Шагеева // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. - С. 88-93.

11. Шагеева Ф.Т., Галиханов М.Ф., Стрекалова Г.Р. Развитие предпринимательских компетенций будущего инженера как фактор успешной профессиональной карьеры / Ф.Т. Шагеева, М.Ф. Галиханов, Г.Р. Стрекалова // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 2. - С. 47-55.

Педагогика

УДК:376.3

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики Болдинова Ольга Геннадьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону);

ассистент кафедры коррекционной педагогики Курушина Олеся Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье раскрыты проблемы коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, пути компенсации и коррекции речи, обоснованы эффективные инновационные направления речевого развития детей.

Ключевые слова: дошкольники, коммуникация, ограниченные возможности здоровья. Annоtation. The article reveals the problems of communicative development of preschool children with disabilities, ways of compensation and correction of speech, justified effective innovative directions of speech development of children.

Keywords: preschool children, communication, limited opportunities of health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.