ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ШАГЕЕВА Фарида Тагировна - д-р пед. наук, доцент, проф. кафедры инженерной педагогики и психологии. E-mail: [email protected]
Казанский национальный исследовательский технологический университет Адрес: 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68
Аннотация. Статья написана в рамках дискуссии относительно статуса инженерной педагогики, её определения и типологии. В процессе решения проблемы единства и противоположности позиций преподавателя технического вуза одновременно как педагога, учёного и методиста, возникают вопросы: как уравновесить все эти его функции? Как обеспечить эффективность педагогической деятельности, не нарушая её целостности? Размышления неизбежно приводят к проблеме педагогического мастерства преподавателя, необходимости поиска путей его развития и совершенствования. В статье обсуждаются сущность и структура педагогического мастерства, пути его становления и совершенствования, что весьма актуально для преподавателей инженерного вуза, как правило, не имеющих базовой психо лого-педагогической подготовки. Предложена программа повышения квалификации как один из вариантов его развития, состоящая из нескольких модулей, рассмотрено их содержание и особенности реализации в инженерном вузе.
Ключевые слова.: инженерная педагогика, преподаватель инженерного вуза, эффективность педагогической деятельности, педагогическое мастерство, программа повышения квалификации
Для цитирования: Шагеева Ф.Т. Педагогическое мастерство преподавателя инженерного вуза: пути совершенствования // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 88-93.
Опубликованная в последнем номере частую сложно и трудно, если не сказать
журнала «Высшее образование в России» «невозможно», одинаково качественно
статья «Инженерная педагогика: попыт- осуществлять все виды профессиональной
ка типологии» [1] затрагивает диалектику деятельности: собственно преподавание (ко-
позиций преподавателя технического вуза торое включает в себя задачи обучения, вос-
как педагога, учёного, методиста. Авторы питания, развития личности, организацию
приглашают к дискуссии относительно ста- процесса деятельности студентов), научные
туса инженерной педагогики, определения и методические исследования. Возникает во-
её предмета. Однако здесь просматривает- прос: как уравновесить эти функции сотруд-
ся ещё один аспект проблемы. Выступая на ника вуза, как обеспечить эффективность
круглом столе татарстанского нефтегазохи- педагогической деятельности, не нарушая её
мического форума, посвящённом проблемам целостности? Неизбежно приходишь к про-
кадрового обеспечения предприятий1, один блеме педагогического мастерства вузовско-
из авторов упомянутой статьи подчеркнул, го преподавателя, необходимости поиска
что научно-педагогическому работнику за- путей его развития и совершенствования [2].
1 ; Проблема педагогического мастерства весь-
1 Обсуждение данной темы прошло в рамках „
ма актуальна для преподавателей инженер-
круглого стола «Кадровое обеспечение нефте- 3 г
газохимического комплекса: вопросы развития ного вуза, как правило, не имеющих базовой
инженерной педагогики» (7 сентября 2017 г., Ка- психолого-педагогической подготовки, но
зань, КНИТУ). владеющих богатым опытом и добивающих-
ся вершин педагогического мастерства, по сути, эмпирическим путем [3-5].
В настоящее время в психолого-педагогической литературе понятие «педагогическое мастерство» характеризуется множественностью и неоднозначностью трактовок, за каждой из них стоит определённая модель педагогической деятельности, по-своему оправданная и эффективная в той или иной социокультурной ситуации [6-8]. Системное представление о педагогическом мастерстве как об обязательном элементе профессиональной компетенции учителя и как о самостоятельной учебной дисциплине в педагогическом вузе дал и ввел в практику подготовки будущих учителей И.А. Зязюн. Многие его идеи вполне применимы и к работе преподавателя высшей школы, поскольку предполагают наличие профессионального подхода и умения эффективно решать самые различные педагогические задачи. Мы придерживаемся данного им определения этого понятия: «Педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности преподавателя, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации его профессиональной деятельности, включающий следующие компоненты: гуманистическую направленность личности, профессиональное знание, педагогические способности, педагогическую технику» [9].
Гуманистическая направленность личности вузовского преподавателя - это его цели, ценности, интересы, проникнутые главной идеей - любовью к своим студентам, которая проявляется, в частности, в учёте их потребностей и интересов, подборе целесообразных средств, а ещё в том, что можно было бы назвать достойным самоутверждением (преподавателю важно, чтобы студенты видели в нём знающего, опытного специалиста, интересного человека, старшего товарища и т.п.). Профессиональное знание складывается из знания предмета, методики его преподавания, основ педагогики и психологии; это базовый компонент педагогического мастерства, обладающий свойствами комплексности и личностной окра-
шенности. Возможность достижения уровня педагогического мастерства преподавателем зависит от педагогических способностей. Среди них: коммуникативные, перцептивные, креативность, эмоциональная устойчивость (способность управлять своим эмоциональным состоянием), динамизм личности (способность управлять педагогической ситуацией), оптимистическое прогнозирование (вера преподавателя в интеллектуальные возможности своих студентов) и др. [10; 11]. Компонент, который невозможно только «знать», а надо ещё и освоить, «уметь», -педагогическая техника. Она включает не только умение взаимодействовать в учебном процессе (как известно, процесс преподавания - это общение преподавателя и студентов в разных формах), но и умение управлять своим поведением, эмоциональным состоянием; сюда же входят и внешний вид, мимика, пантомимика.
Подготовка к педагогической деятельности, основы мастерства закладываются во время обучения в вузе - на ступенях магистратуры, аспирантуры [12; 13]. В дальнейшем, в процессе деятельности формируется педагогический опыт, лекторское и методическое мастерство. В совокупности с научно-методической работой, опираясь на способность к саморазвитию и самореализации, развивается профессиональная компетентность вузовского преподавателя. Возможны различные пути совершенствования педагогического мастерства преподавателями инженерного вуза: научно-исследовательская работа и защита диссертаций; посещение специальных психолого-педагогических семинаров; участие в работе научно-практических конференций различного уровня и в методических кафедральных семинарах; проведение открытых занятий, в том числе с участием преподавателей-мастеров; повышение квалификации по педагогике высшей школы и обучение по отдельным программам совершенствования педагогического мастерства [14; 15].
На наш взгляд, необходимо внедрение отдельной программы повышения квалифика-
ции, затрагивающей непосредственно проблему формирования и совершенствования педагогического мастерства, в рамках которой можно выделить следующие разделы: психолого-педагогические основы учебно-воспитательного процесса; система совершенствования педагогического мастерства преподавателей; приёмы и методы повышения эффективности лекционного курса; технологии осуществления воспитательной деятельности преподавателя; дидактическое обоснование использования технических средств обучения; педагогические основы и пути улучшения организации самостоятельной работы студентов и др.
В Казанском национальном исследовательском технологическом университете на кафедре инженерной педагогики и психологии разработана программа повышения квалификации «Педагогическое мастерство преподавателей высшей школы». К числу её задач относятся: овладение профессиональными компетенциями, обеспечивающими готовность преподавателя инженерного вуза к эффективной педагогической деятельности на основе систематизированных психолого-педагогических знаний, умений и навыков; формирование имиджа преподавателя, развитие компонентов педагогического мастерства, освоение элементов педагогической техники и педагогического артистизма.
Программа включает несколько модулей. Первый из них затрагивает ряд вопросов: высшая школа в современных условиях (компетентностный подход, ключевые тренды новой парадигмы высшего образования); преподаватель как субъект образовательной деятельности; педагогическое мастерство как система (определение, структура, взаимосвязь компонентов); профессионализм, мастерство и компетентность преподавателя; состав компетенций преподавателя вуза. Теоретический материал закрепляется на практическом занятии «Диагностика педагогических способностей» с элементами обсуждения и разработкой программы саморазвития.
Следующий модуль посвящён рассмотрению психологических основ деятельности преподавателя. Здесь раскрываются такие темы, как учебно-познавательная деятельность студентов, студент как субъект учебной деятельности; факторы и закономерности развития личности студента, особенности студенческого возраста; воспитательная деятельность преподавателя вуза (технологии и инновации). Модуль предполагает самостоятельное освоение теоретического материала по ранее выданным дидактическим материалам и несколько аудиторных занятий (практическое занятие по составлению сводной карты целей, мотивов, эмоций, состояний учебной деятельности; активный семинар на тему «Взаимосвязь обучения и развития»; а также деловую игру «Взгляд», в ходе которой на индивидуальном, микрогрупповом и групповом уровнях выявляются опыт и проблемы воспитания в различных вузах).
Третий модуль, один из самых сложных, - профессиональное знание как базовый компонент педагогического мастерства - посвящен дидактике высшей школы, методике как частной дидактике, дидактике лабораторных работ, современным образовательным технологиям. Проработка и закрепление материала осуществляются на практических занятиях: с элементами тренинга - на тему «Основы методики подготовки и проведения различных типов аудиторных занятий при многоуровневой подготовке»; с элементами обсуждения -«Разработка лабораторного (практического) занятия с использованием информационных технологий обучения». Завершается модуль семинаром в форме вопросов-ответов, комментариев и обмена опытом слушателей на тему «Формы и методы активного обучения как составная часть образовательной технологии».
Следующий модуль вызывает неизменный интерес у слушателей, поскольку связан с проблемами организации педагогического взаимодействия, рассматривает современные психотехнологии общения и управления
взаимодействием, механизмы управления коммуникацией и взаимодействием, приёмы установления контакта с аудиторией, коммуникативные приёмы и техники; стиль педагогического общения и коммуникативную технику преподавателя в условиях сотрудничества, профессиональную этику как неотъемлемый компонент нравственной культуры преподавателя, деловой этикет, этикетные нормы в сфере отношений «преподаватель - студент», «преподаватель -коллеги», «преподаватель - администрация». Конечно, освоение модуля невозможно без активной познавательной деятельности на занятиях (предусмотрены активный семинар-тренинг «Управление конфликтными ситуациями в процессе педагогического взаимодействия» и семинар в форме вопросов-ответов, комментариев и обмена опытом на тему «Нравственная и правовая культура преподавателя»).
Модуль «Педагогическая техника», наверное, самый интересный для слушателей и востребованный, поскольку затрагивает вопросы, как правило, остающиеся за привычными представлениями о важности методической и технологической составляющих подготовки вузовского преподавателя к занятиям. Слушатели начинают понимать значимость таких «мелочей», как внешний вид, правильное произношение, интонация, мимика и пантомимика преподавателя. Модуль включает темы: педагогическая техника как форма организации поведения преподавателя; социально-перцептивные качества (внимание, наблюдательность, воображение); управление эмоциональным состоянием, техника саморегуляции педагога; имидж преподавателя как собирательный образ, его характерные черты: компетентность, культура, особенности образа жизни и поведения; техника речи; взаимосвязь актерского и педагогического мастерства; система Станиславского в педагогических ситуациях; педагогический артистизм. Безусловно, эти темы требуют тщательной проработки на семинарских занятиях и тренингах. Та-
ковых запланировано несколько: практическое занятие с элементами тренинга на тему «Управление эмоциональным состоянием» с составлением программ самовнушения, семинар-анализ ситуаций и решение задач по проблемам культуры общения преподавателя и студентов, практическое занятие с элементами тренинга на тему «Основы мимической и пантомимической выразительности», тренинговые занятия с применением кейс-технологии «Искусство коммуникации и влияния на аудиторию».
Программа завершается круглым столом на тему «Пути становления и развития педагогического мастерства». Слушатели заранее готовят свои проекты, в процессе активного обсуждения аудитория приходит к определённым выводам, преподаватели инженерного вуза делятся своими планами на будущее. Опыт двухлетней реализации программы подтвердил её востребованность и популярность.
Литература
1. Иванов В.Г., Сазонова З.С., Сапунов М.Б. Инженерная педагогика: попытка типологии // Высшее образование в России. 2017. № 8/9(215). С. 32-42.
2. Вербицкий А.А. Преподаватель - главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13-20.
3. Медведская Т.М., Соболева Е.Л. Пути совершенствования педагогического мастерства преподавателей технологического университета // Актуальные вопросы образования. 2015. № 1. С. 136-139.
4. Минин М.Г, Бенсон Г.Ф, Беломестнова Э.Н., Папанова В.С. Педагогическая подготовка преподавателя инженерного вуза // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 20-29.
5. ЛюбаеваГ.В. Формирование педагогического мастерства преподавателя технического вуза // Альманах современной науки и образования. 2008. № 4. С. 132-136.
6. Сергиевич А.А, Бацевич А.Э. Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза // Вестник Омского университета. 2014. № 2. С. 191-193.
7. Дремова Н.Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателя // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 117-120.
8. Дремова Н.Б, Конопля А.И. Формирование педагогического мастерства преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 127-132.
9. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 358 с.
10. Нечаева М.С. Личностно-профессиональ-ные качества как показатель педагогического мастерства преподавателя высшей школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 4. С. 65-69.
11. Хидоятова М.А. Сущность и содержание педагогического мастерства преподавателей вузов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2013. № 7-2. С. 157-158.
12. Шагеева Ф.Т, Богоудинова Р.З. Профессионально-педагогическая подготовка аспирантов в исследовательском университете // Казанская наука. 2016. № 10. С. 181-183.
13. Муратова Е.И, Попов А.И, Ракитина Е.А. Технология формирования готовности выпускников аспирантуры к преподавательской деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 1. С. 52-59.
14. Иванова Е.К, Чемерияова И.А. О саморазвитии и формировании профессиональной компетентности преподавателя высшей школы // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 17. С. 225-228.
15. Суковатицын Н.А. Педагогическое мастерство и пути его формирования // Военный научно-практический вестник. 2015. № 2. С. 116-121.
Статья поступила в редакцию 05.09.17.
Принята к публикации 15.09.17.
ENGINEERING TEACHER'S PEDAGOGICAL MASTERY: WAYS TO IMPROVE
Farida T. SHAGEEVA — Dr. Sci. (Education), Prof. ofthe Department ofEngineering Pedagogy and Psychology, e-mail: [email protected]
Kazan National Research Technological University, Tatarstan, Russia Address: 68, Karl Marx str., Kazan, 420015, Russian Federation
Abstract. This paper has been written within the framework of a discussion regarding the status of engineering pedagogy, as well as its definition and typology. While solving the problem of the unity and polarity of roles played by a faculty member at an engineering university, such as teacher, researcher, or resource specialist, some questions arise, such as: how can all these teacher's functions be balanced? How can we ensure the efficiency of teaching activity without loss of its integrity? Contemplation will inevitably lead to the problem of teacher's pedagogical mastery and the necessity of searching for the ways to improve and develop it. The paper discusses the essence and structure of pedagogical mastery and the ways to form and improve it. This question is very important for engineering university teaching staff, which, as a rule, have no basic psychological and pedagogical education. The author dwells on the advanced training program developed at the Chair of Engineering pedagogy of Kazan National Research Technical University. The program consists of several modules aimed at the improving engineering teacher's pedagogical mastery.
Keywords: engineering pedagogy, engineering teacher, pedagogical mastery, efficiency ofteach-ing activity, professional development program
Cite as: Shageeva, F.T. (2017). [Engineering Teacher's Pedagogical Mastery: Ways to Improve]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 10 (216), pp. 88-93. (In Russ., abstract in Eng.).
References
1. Ivanov, V.G., Sazonova, Z.S., Sapunov, M.B. (2017). [Engineering Pedagogy: Facing Typology Challenges].
Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 8/9(215), pp. 32-42.(In Russ., abstract in Eng.)
2. Verbitsky, A.A. (2014). [Teacher as a Main Subject of the Educational Reform]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4 pp. 13-20. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Medvedskaya, T.M., Soboleva, E.L. (2015). [Improvement ofEducational Skills of the Technological University Teachers]. Aktual'nye voprosy obrazovaniya [Topical Issues ofEducation]. No. 1, pp. 136-139. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Minin, M.G., Benson, G.F., Belomestnova, E.N., Pakanova, V.S. (2014). [Lecturer's Pedagogical Training at Engineering University]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4, pp. 20-29. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Lyubayeva, G.V. (2008). [Formation of Pedagogical Skills of Higher Engineering School Teachers]. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya [Almanac of Modern Science and Education]. No. 4, pp.132-136. (In Russ.)
6. Sergievich, A.A., Batcevich, A.E. (2014). [The Problem of Formation of University Teacher Pedagogical Skills]. Vestnik Omskogo universiteta [Herald of Omsk University]. No. 2, pp. 191-193. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Dremova, N.B. (2010). [Raising Skill Level ofUniversity Pedagogical Staff]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 1, pp.117-120. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Dremova, N.B., Konoplya, A.I. (2015). [Formation of Pedagogical Skills of Higher School Teachers]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 1, pp.127-132. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Zyazyun, I.A. (Ed). (1989) Osnovy pedagogicheskogo masterstva [Basics of Pedagogical Excellence]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 358 p. (In Russ.)
10. Nechaeva, M.S. (2015). [Personal and Professional Qualities as an Indicator of Pedagogical Mastery of a University Teacher]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshe-go obrazovaniya [Proceedings of Voronezh State University. Series: Issues of Higher Education]. No. 4, pp. 65-69. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Khidoyatova, M.A. (2013). [The Nature and Content of University Lecturers' Pedagogical Skills]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i sotsialno-ekonomicheskikh nauk [Topical problems ofHumanities and Social Sciences]. No. 7-2, pp.157-158. (In Russ.)
12. Shageeva, F.T., Bogoudinova, R.Z. (2016). [Professional and Pedagogical Training of Postgraduate Students at Research University]. Kazanskaya nauka [Kazan Science]. No. 10, pp.181-183. (In Russ., abstract in Eng.)
13. Muratova, E.I., Popov, A.I., Rakitina, E.A. (2017). [Technology ofFormation ofReadiness of Postgraduates for Lecturing Activity]. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly) [Alma Mater (High School Herald)]. No. 1, pp. 52-59. (In Russ., abstract in Eng.)
14. Ivanova, K.E., Chemerilova, I.A. (2014). [About Self-Development and Formation ofProfessional Competence ofHigher School Teachers]. Vestnik Kazanskogo technologicheskogo universiteta [Herald ofKazan Technological University]. No. 17, pp. 225-228. (In Russ., abstract in Eng.)
15. Sukovatitsyn, N.A. (2015). [Pedagogical Skills and the Ways to Their Formation]. Voenniy namhno-prak.-ticheskiy vestnik [Scientific and Practical Military Herald]. No. 2, pp. 116-121. (In Russ.)
The paper was submitted 05.09.17.
Accepted for publication 15.09.17.