Научная статья на тему 'Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекции лексических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи'

Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекции лексических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ЛЕКСИКА / ОБОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ДЕТИ С ОНР / КОРРЕКЦИЯ / СЛОВО / РАЗВИТИЕ / ИКТ / SPEECH / VOCABULARY / GENERALIZATION / COMMUNICATION / CHILDREN WITH ONR / CORRECTION / WORD / DEVELOPMENT / ICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратникова Татьяна Александровна, Жулина Елена Викторовна

В статье рассмотрены направления изучения лексической стороны речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР, т.к. работа по развитию и коррекции лексического кода языка имеет серьезное значение для развития и психики детей с ОНР, успешного включения их в сферу общения с окружающими, для дальнейшей их социализации. Исследованы процессы возникновения речевого нарушения, дана оценка симптоматики речевых нарушений. Рассмотрены подходы коррекционного воздействия для преодоления речевых нарушений в соответствие с методическими исследованиями известных ученых логопедов. Также в статье речь идет об использовании различных, существующих на данный момент компьютерных программах, используемых при формировании лексических навыков у детей дошкольного возраста, а также различных формах игровой деятельности для коррекции лексической стороны речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ратникова Татьяна Александровна, Жулина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CORRECTION OF LEXICAL DISORDERS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

The article considers the directions of studying the lexical side of speech in preschool children 5-6 years with ONR, because the work on the development and correction of the lexical code of the language is of serious importance for the development and psyche of children with ONR, their successful inclusion in the sphere of communication with others, for their further socialization. We investigated the occurrence of speech disorders, assessment of symptomatology of speech violations. The approaches of corrective action to overcome speech disorders in accordance with the methodological studies of well known speech therapists are considered. Also in the article we are talking about the use of various, existing at the moment computer programs used in the formation of lexical skills in children of preschool age, as well as various forms of gaming activities for the correction of the lexical side of speech.

Текст научной работы на тему «Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекции лексических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Физическая культура не исчерпывается одними физическими нагрузками, и для студентов важно иметь возможность приобщиться к физической культуре с помощью других инструментов.

Так, в Башкирском государственном университете, мы, как преподаватели ВУЗа сосредоточены на вовлечении студентов в спортивную жизнь ВУЗа не только с помощью спортивных соревнований, но также устраивая разнообразные мероприятия, например:

- беседы на различные темы спорта, исследования о спорте и физической культуре;

- подготовка и организация фотовыставки на тему спортивных мероприятий, проводимых в ВУЗе;

- подготовка и обработка анкет удовлетворенности и потребностей студентов и спортсменов спортивных объединений;

- исследований и подготовки брошюр о спорте для распространения внутри ВУЗа;

- ведение спортивной рубрики университетского веб-сайта;

- активно ведется работа по подготовке и выполнению нормативов ГТО Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне».

Таким образом, нововведения постепенно входят в жизнь студенческой молодежи. Вводится новая структура формирования студенческих физкультурных клубов на базе БашГУ, для достижения управления физкультурно-оздоровительной деятельностью, а также спортивных достижений. Планируется, что такое нововведение в организации поможет студентам развить культуру здоровья и физическое самосовершенствование личности.

Выводы. Подводя итоги, вышесказанному, отметим следующее:

- мотивация студентов к занятию физической культурой зависит от множества внешних факторов;

- занятия физической культурой и спортом способствуют более высоким академическим успехам студентов в других дисциплинах;

- коммуникация со студентами является важной частью учебного процесса и их мнения и пожелания значимы при организации занятий физической культурой;

- мотивация студентов должна достигаться за счет правильной постановки целей и задач;

- для студентов, помимо физической культуры и спорта, как альтернативу необходимо организовывать различные мероприятия спортивного характера, массово и максимально вовлекать в спортивную жизнь ВУЗа.

Мы, как педагоги, максимально прилагаем усилия для того, чтобы направить, помочь, поддержать, мотивировать к занятиям физической культурой и спортом, к выбору здорового образа жизни. Хочется верить, что ситуация может измениться к лучшему, благодаря совместным усилиям, поддержке государства и агитационным, пропагандистским компаниям удастся привлечь гораздо больше молодых людей к здоровому образу жизни, к активному образу жизни, к занятиям физической культурой и спортом. И, конечно это отношение будет меняться в положительную сторону только в том случае, если молодежь поймет, что эти занятия важны им для их здоровья, получения удовольствия и радости от занятий, удовлетворения собственного эго, конечно от того, какой путь в итоге выбрать решает каждый студент самостоятельно.

Литература:

1. Базанов А. Н. Мотивация студентов высших учебных заведений к занятиям физической культурой и спортом. с. 24-33. Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей 11-ой Международной научно-практической конференции. Научно-исследовательский центр «АнтроВита», 2018. -с. 24-33.

2. Платонова Т.В. Влияние программ ЗОЖ и фитнес клубов на систему оздоровления населения РФ/ Т.В. Платонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145).- С. 148-151.

3. Прокофьева Д. Д. Возвращение норм ГТО - повод для оптимизма. МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОПЫТ ИСТОРИИ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ. Международная научно-практическая конференция. Уфа, 2016. - с. 116-117.

4. Прокофьева Д. Д., Базунов А. А.., Махмутов И. С.. Фитнес и здоровый образ жизни как средства формирования мотивации студентов к занятиям общей физической культурой. Сборник материалов III международной научно-практической конференции «Спорт - дорога к миру между народами» под ред. Х.Ф. Нассралах. - М.: РГУФКСМиТ, 2017. - с. 207-212.

Педагогика

УДК: 378.2

магистрант Ратникова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассмотрены направления изучения лексической стороны речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР, т.к. работа по развитию и коррекции лексического кода языка имеет серьезное значение для развития и психики детей с ОНР, успешного включения их в сферу общения с окружающими, для дальнейшей их социализации. Исследованы процессы возникновения речевого нарушения, дана оценка симптоматики речевых нарушений. Рассмотрены подходы коррекционного воздействия для преодоления речевых нарушений в соответствие с методическими исследованиями известных ученых - логопедов. Также в статье речь идет об использовании различных, существующих на данный момент компьютерных программах, используемых при формировании лексических навыков у детей дошкольного возраста, а также различных формах игровой деятельности для коррекции лексической стороны речи.

Ключевые слова: речь, лексика, обобщение, коммуникация, дети с ОНР, коррекция, слово, развитие, ИКТ.

Annotation. The article considers the directions of studying the lexical side of speech in preschool children 5-6 years with ONR, because the work on the development and correction of the lexical code of the language is of serious importance for the development and psyche of children with ONR, their successful inclusion in the sphere of communication with others, for their further socialization. We investigated the occurrence of speech disorders, assessment of symptomatology of speech violations. The approaches of corrective action to overcome speech disorders in accordance with the methodological studies of well - known speech therapists are considered. Also in the article we are talking about the use of various, existing at the moment computer programs used in the formation of lexical skills in children of preschool age, as well as various forms of gaming activities for the correction of the lexical side of speech.

Keywords: speech, vocabulary, generalization, communication, children with ONR, correction, word, development, ICT.

Введение. Проблема коррекции лексических нарушений речи- одна из важнейших в современной логопедии. Это обусловлено той ролью, которую играет словарный запас в жизни человека. С помощью речи осуществляется ряд функций, особо значимой является коммуникативная функция. Речь служит основным средством общения людей. Дошкольник с общим недоразвитием речи не может сообщить свои мысли, чувства, желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь - это база словесно-логического мышления, средство регуляции психической деятельности человека. Она организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет речь в формировании и протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний. Исследования лексики являются актуальными в настоящее время, что обусловлено значимостью лексики для речевого развития в целом, для процесса коммуникации и для развития познавательной деятельности детей с ОНР.

Вопросом изучения развития лексики у детей занимались ученые многих областей научных знаний: лингвистики, психологии, психолингвистики и др.[А. М. Бородич, А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, А.М.Захарова и др.], которые подчеркивают сложность процесса овладения лексикой детьми дошкольного возраста. Для дошкольников с речевым недоразвитием овладение лексикой представляет особую сложность. Анализ развития лексики детей дошкольного возраста с ОНР свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, неточности употребления слов [Б. М. Гриншпун, В.Н.Еремина, И.Ю.Кондратенко, Р.Е. Левина, В. А. Ковшиков, Н.В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, С.Н.Шаховская и др.].

Изложение основного материала статьи. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы развиваем у детей познавательные способности, совершенствуем психические функции . Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом каждого вида речевой деятельности: устной - говорения, письменной - чтения и письма. Лексика - это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. По выражению А.А. Леонтьева, лексика представляет собой систему систем. Системность лексики проявляется в том, что все слова не могут существовать изолированно, они тесно связаны между собой в виде определенных словарных групп (семантические поля, синонимичные цепочки, лексико- семантические и тематические группы, антонимические противопоставления и т.д.). Лексический навык включает такие компоненты как словоупотребление и словообразование.

К основным этапам работы над лексикой:

1.ознакомление с новым материалом (ориентировочно- подготовительный этап);

2. первичное закрепление (ситуативно- стереотипизирующий этап);

3. развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности (вариативно-ситуативный этап).

В эпоху всеобщей компьютеризации актуальным становится вопрос об использовании компьютерных технологий при формировании лексических навыков. В последние годы компьютерные технологии активно внедряются в практическую и методическую составляющую педагогической сферы. Для того, чтобы процесс повысить эффективность обучения новой лексике с использованием ИКТ необходимо:

- создать условия для использования компьютера на уроке.

- стимулировать изучение новой лексики с помощью компьютерных технологий.

- способствовать развитию навыков работы с компьютером.

Применение компьютерных технологий в процессе формирования лексического навыка у дошкольников 5-6 летнего возраста привносит следующие положительные изменения в систему работы:

На ориентировочно- подготовительном этапе формирования лексического навыка компьютерные технологии способны помочь учителю усилить процесс побуждение к познавательной деятельности, благодаря иным, более привлекательным для детей, условиям предъявления новой лексики.

В ходе ситуативно-стереотипизирующего этапа применение ИКТ обеспечивает особую организацию тренировки по формированию и совершенствованию лексического навыка, поскольку она проходит в непривычной, измененной среде. Овладение ребенком формой, значением и назначением слова происходит через выполнение все тех же тренировочных упражнений, но способ их подачи и условия выполнения уже другие, что позитивно сказывается на уровне интереса учащихся.

На вариативно- ситуативном этапе возможно создание новых условий для общения с использованием изученной лексики. Ребенок может общаться не напрямую, а через выступающие здесь в качестве посредника средства ИКТ, что обеспечивает в некотором роде разнообразие в ходе работы.

Использование ИКТ при обучении позволяет добиться развития творческих способностей детей и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. Информационные средства обучения позволяют широко использовать различные упражнения, в которых ребенок в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения может что- либо дописать, дорисовать, заполнить, а также изготавливать самостоятельно. Старшие дошкольники с помощью многих технических средств могут формулировать возникающие вопросы, запрашивать у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, как им необходимо.

В образовательном процессе на современном этапе компьютерные технологии используется довольно широко. Наиболее часто применяемые элементы ИКТ в учебном процессе: электронные учебники и пособия,

демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, интерактивные доски, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника.

В рамках исследования нами рассматривается компьютерная программа, направленная на формировании лексических навыков у детей дошкольного возраста, в которой будет собран расширенный перечень упражнений для работы на ориентировочно- подготовительном этапе.

Цель программы -оказание помощи логопедам в проведении работы по формированию лексических навыков у дошкольников 5-6 лет с ОНР. Компьютерная программа основывается на основных дидактических принципах: активности; доступности; наглядности; прочности.

Информационные основы программы: содержание программы предполагает наличие 7 модулей:

1) упражнения на дифференциацию и идентификацию (определение на слух слов, относящихся к одной теме; группировка слов по указанному признаку; нахождение в тексте; подбор антонимов);

2) имитация с преобразованием (ответы на вопросы по представленному образцу, повторение предложений, окончание реплик);

3) упражнения на развитие словообразовательной и контекстуальной догадки (определение значений незнакомых слов, догадка о значении слов, дополнение предложений по предложенному образцу);

4) упражнения для обучения прогнозированию (подбор слов, сочетающихся с данными, нахождение окончания предложения из предложенных вариантов, заполнение пропусков);

5) упражнения на расширение и сокращение предложений, диалогических единств, текстов (расширение предложений по образцу с использованием новой лексики, сокращение предложений по заданному образцу, расширение описания с опорой на картинку);

6) упражнения на эквивалентные замены (замены выделенных слов синонимами);

7) упражнения на расширение ассоциативных связей (расширить список новыми понятиями).

Использование игровых приемов, в свою очередь, закладывает основы формирования базовых

компонентов образовательной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других ребят. Кроме того, игра выступает как увлекательный способ отработки лексического материала. Но здесь стоит уделить особое внимание отбору лексического материала: предлагаемые слова должны часто употребляться в речи и обозначать понятия, хорошо известные ребенку. Дети дошкольного возраста лучше всего усваивают слова, обозначающие конкретные предметы, которые можно увидеть или потрогать руками, а также глаголы, обозначающие движение и действия( счет, цвета, игрушки, животные, семья, части тела, еда, одежда).

Здесь также можно использовать следующие упражнения, направленные на отработку и запоминание лексического материала: угадывание (слов, игрушек, картинок, загадок); физкультминутки (называние действий, выполнение действий и команд); игры на внимание/понимание (педагог называет лексическую единицу и показывает игрушку или картинку, а дети повторяют хором только те слова, которые имеются на картинке); выбор слов/картинок по теме или по ситуации.

Выводы. Таким образом, лексические задания становятся увлекательными и интересными, они хорошо запоминаются, а изучаемый материал «приклеивается» и у детей появляется чувство определенного достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему обучению. Чтобы добиться успеха в усвоении, ребенок нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексической стороны речи.

Своевременная и систематическая логопедическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи. Именно поэтому, необходимо знать особенности развития детей с общим недоразвитием речи и как эти особенности влияют на развитие речи детей, а так же важно определить методы коррекционной работы, позволяющие улучшить качество речи, в том числе и лексики.

Литература:

1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - С. 34; 46.

2. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 2013. - С. 67-68.

3. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2014. -С. 118-121.

4. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка Жулина Е.В., Шамов А.Н.: Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 12.

5. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - С. 72-73; 38.

6. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М.: АльнС, 2013. - С. 67-68; 92.

7. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. -С. 45-46; 78-80; 113-115.

8. Панфилова, И. А. Некоторые аспекты логопедической помощи в рамках семейно-центрированного подхода / И. А. Панфилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 4. - С. 33-37.

9. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Сазонова. - М.: Академия, 2013. - С. 29-31.

10. Семенович, А.В., Халилова Л.Б., Ланина Т.Н. Закономерности становления сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи // Дефектология. - 2014. - № 8. -С. 22-24.

11. Ткаченко, Т, А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2013. - С. 72-74.

12. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2014. - 192 с.

Педагогика

УДК:372.881.1

декан факультета филологии и массовых коммуникаций, доцент Родин Олег Федорович

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме мультикультурного подхода к обучению иностранным языкам как основной тенденции современного социокультурного образования. В статье сформулированы основные положения культурологического подхода в образовании, представлены основные направления, цель и задачи обучения в контексте диалога культур, обоснована необходимость и изложены принципы подготовки обучающихся к межкультурному общению.

Ключевые слова: поликультурная среда, социокультурное образование, поликультурное образование, межкультурная компетенция, межкультурное общение, диалог культур, лингвокультурология, мультикультурный подход к обучению, иностранный язык.

An^tat^. The article is concerned with an actual problem of multicultural approach to foreign language teaching being the basic tendency of modern social and cultural education. The article states the basic ideas of culturological approach to education; the article presents the basic trends, the aim and tasks of teaching and learning in the dialogue of cultures; the article also proves the necessity and states the principles of training students for intercultural communication.

Keywords: polycultural environment, social and cultural education, polycultural education, intercultural competence, intercultural communication, dialogue of cultures, cultural linguistics, multicultural approach to teaching, foreign language.

Введение. В начале нового тысячелетия в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. В научный оборот вошли такие понятия как образовательное пространство и образовательный регион, поликультурная информационная среда, образовательные технологии и другие.

Данные тенденции свидетельствуют о том, что основным методом проектирования и развития образования становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.

Изложение основного материала статьи. Проблема поликультурного образования и формирования межкультурной компетенции приобретает свою актуальность и сложность в полиэтническом и многонациональном российском обществе. Сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерно усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка, обучение, развитие наряду с русско-национальным двуязычием. Все большую значимость в обучении и воспитании приобретают идеи народной педагогики, растет влияние религии на формирование самосознания личности. Происходящие в образовательной среде процессы создают опасные для формирования личности предпосылки этнокультурной изоляции.

Сегодня мировая культура выглядит многоликой панорамой национальных культур. Культура XXI века видится как мировой интеграционный процесс, в котором происходит смешение различных этносов и этнических культур. В результате человек в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Именно поэтому проблема формирования межкультурной компетенции и образования в контексте диалога культур привлекает все большее внимание отечественных педагогов.

В настоящее время языковое образование в России рассматривается как поликультурное, полилингвальное пространство, основополагающими принципами которого является языковой и культурный плюрализм. В сферу языкового образования включен национально-региональный компонент, который позволяет учитывать народные традиции, самобытность, этническую культуру отдельно взятого народа с тем, чтобы реально осуществлять диалог культур.

Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важнейшая закономерность развития современного общества. Глобализация мира с ее противоречивыми явлениями, имеющими тенденцию к усилению, выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей и рас. Важно научить молодежь наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов. Решение этой задачи требует соответствующей подготовки педагогов, работающих в сфере образования и воспитания молодежи.

Вследствие этого идеи образования и обучения в контексте диалога культур, формирования межкультурной компетенции, которые не являются продуктом только современной жизни, а затрагивались и разрабатывались многими выдающимися учеными в прошлом, становятся весьма актуальными.

Мысль о необходимости мультикультурного подхода к обучению средствами иностранного языка приобрела в отечественном образовании аксиоматическое звучание. Важное место в становлении концепции языкового образования в логике межкультурного диалога занимают достижения отечественной лингвокультурологии (В. А. Маслова, С. Г. Тер-Минасова и др.), науки, которая занимается проблемами взаимосвязи языка и культуры, становлением языковой картины мира.

Согласно положениям лингвокультурологии, каждый язык представляет собой самобытную систему, которая накладывает свой отпечаток на сознание его носителей и формирует их картину мира. Ее анализ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.