Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
346
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОЦЕСС ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ETHNIC IDENTITY / PROCESS OF ETHNIC SELF-IDENTIFICATION / FORMATION OF ETHNIC IDENTITY / STAGES OF FORMATION OF ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болтаева Лейла Шаитовна

Статья посвящена анализу концепций становления и развития этнической идентичности личности в процессе воспитания и социализации. В работе показано, что этническая самоидентификация личности осуществляется под влиянием культуры и общества, а также при самостоятельном конструировании индивидом своей идентичности. Представлено содержание этнической идентичности на различных возрастных этапах развития личности, а также возрастные особенности когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этнической общности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNIC IDENTITY IN THE PROCESS OF PERSONALITY EDUCATION

The article is devoted to the analysis of the concepts of formation and development of ethnic identity in the process of education and socialization. The paper shows that the ethnic self-identification of a person is influenced by culture and society, as well as by the individual's independent construction of his identity. The article presents the content of ethnic identity at different age stages of personality development, as well as age-related features of cognitive-emotional process of self-awareness as a representative of ethnic community.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Можно ли превратить одно свойство в другое? Может ли мокрое стать сухим? Больной - здоровым? Мятое -глаженым? После подробного анализа дети составляли рассказ по картинке с учетом всех изучаемых характеристик.

- на образование относительных прилагательных. С этой целью в «Логико» использовалась карточка -«Что сделано из одного материала». Дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья приходилось визуально определить какой объект по фактуре изображен бумажный, деревянный, резиновый, стеклянный, металлический кожаный, при этом указав из какого материала сделаны вещи, а могут ли быть из другого материала изготовлены, как правильно называются, и только в завершении предлагали составить рассказ по картинке и сравнить, по тяжести, по размеру, цвету и т.д.

Таким образом, компенсировать проблемы коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья возможно, когда в дидактическом материале содержится междисциплинарный подход, сочетающий развитие психических и речевых процессов.

Выводы. Положительный опыт инклюзивного образования в России, в рамках целевых ориентиров предполагает включение в содержание обучения эффективных инновационных направлений речевого развития детей. Ежегодное увеличение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья предполагает пересмотр традиционных технологий и поиск инновационного содержания, методов, средств и условий обучения, сочетающих в себе интеграцию образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Использование на занятиях по коммуникативному развитию с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья пособия «Логико» предполагало последовательность, доступность, учет возрастных особенностей и гендерных предпочтений, основанных на речевых возможностях. Обучение выстраивалось педагогами и специалистами на основе компонентов: когнитивного, эмоционального, деятельностного и рефлексивного.

Таким образом, данные пути компенсации и коррекции речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья вызволили получить положительную динамику, а также сократить время подготовки.

Литература:

1. Болдинова О.Г. Социализация дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии. - Ростов-на-Дону, 2018.

2. Курушина О.В., Курушина О.В. Формирование межфразовых связей в повествовательных высказываниях у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. // В сборнике: Исследования молодых ученых: психолого-медико-педагогические проблемы современного образования Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции. 2017. С. 147-150.

3. Приходько О.Г. Актуальные проблемы логопедии в современном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. // В сборнике: Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 209-216.

4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Итоги и результаты международного симпозиума логопедов «Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия». // Дефектология. 2019. № 1. С. 66-71.

Педагогика

УДК: 37

аспирант кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры психологии Болтаева Лейла Шаитовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена анализу концепций становления и развития этнической идентичности личности в процессе воспитания и социализации. В работе показано, что этническая самоидентификация личности осуществляется под влиянием культуры и общества, а также при самостоятельном конструировании индивидом своей идентичности. Представлено содержание этнической идентичности на различных возрастных этапах развития личности, а также возрастные особенности когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этнической общности.

Ключевые слова: этническая идентичность, процесс этнической самоидентификации, формирование этнической идентичности, этапы формирования этнической идентичности.

Annоtation. The article is devoted to the analysis of the concepts of formation and development of ethnic identity in the process of education and socialization. The paper shows that the ethnic self-identification of a person is influenced by culture and society, as well as by the individual's independent construction of his identity. The article presents the content of ethnic identity at different age stages of personality development, as well as age-related features of cognitive-emotional process of self-awareness as a representative of ethnic community.

Keywords: ethnic identity, process of ethnic self-identification, formation of ethnic identity, stages of formation of ethnic identity.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема этнической идентичности в российской обществе, а также особенности ее формирования, детерминированные изменениями идентификационных ориентиров, культурных норм наряду с другими общественными процессами, в последние десятилетия характеризуется повышенным интересом. При этом отмечается, что существуют определенные закономерности процесса этнической самоидентификации личности.

Изучение этих возрастных закономерностей становления этнической идентичности под воздействием культуры и общества и выступило целью данной работы.

Изложение основного материала статьи. Л.С. Выготский в своей культурно-исторической концепции развития поведения и психики считал, что именно воздействие общества и культуры способствует развитию человека, а социальную (культурно-историческую) детерминацию идентичности личности определял как

основополагающую, не умаляя, конечно, значения активности и наследственности индивида [3]. Г.Г. Шлет и другие исследователи отмечали, что отождествление индивидом себя с определенной этнической общностью и обособление от других отражается на переживании своего тождества с конкретной этнической общностью при отделении от других общностей [13], [18]. При этом многие исследователи показывают, что идентичность способствует реализации потребности в причастности и принадлежности, отражающей взаимосвязь личности и общности.

В современной науке приводятся данные исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности. Так, работы С.А. Баклушинского и Н.Г. Орловой [1], A.M. Грачевой [4], Дж. Марсиа [20], Ж.-Ж. Пиаже [10], О.Л. Романовой [11], И.А. Снежковой [14], B.C. Собкина [12], Г. Тэджфела [21], В.Ю. Хотинец [17], Э. Эриксона [19] и др. посвящены изучению этнической идентичности в процессе ее становления.

Л.Н. Гумилев отмечал, что принадлежность к этносу не является врожденной [5], а приобретается в процессе социализации личности. Первой концепцией, отражающей развитие у ребенка процесса осознания принадлежности к этнической группе посредством создания когнитивных моделей, сопровождающегося этническими чувствами, предложил Ж.-Ж. Пиаже. Швейцарский исследователь считал, что в процессе становления этническая идентичность проходит ряд этапов, которые соотносимы со стадиями психического развития личности [10]:

На первом этапе - от 3 до 7 лет - определяются фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. На втором этапе - 8-10 лет осуществляется четкая идентификация со своей этнической общностью, связанная с выдвижением оснований этнической идентификации (национальность родителей, место рождения, родной язык и т.д.). К 10-11 годам отмечается полная этническая идентичность с усвоением этнодифференцирующих признаков и специфики традиций бытовой культуры

Согласно концепции Э. Эриксона, каждой стадии психического развития отвечают присущие конкретному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в данную общность, либо отвергается ею. По мнению исследователя, «психосоциальное развитие по стадиям жизненного цикла совершается при условии наличия средневероятного окружения и предполагает сепарацию ребенка от родителей, наличие конкретных навыков и потребностей, осознание себя членом конкретных социальных групп, гражданином конкретной страны» [19, с. 57].

Многие ученые подчеркивают, что формирование эгоидентичности, отражающейся на целостности личности, продолжается на протяжении всей жизни человека [2], [7], [15], [16], [19].

Важнейшим механизмом формирования этнической идентичности являются, согласно Э. Эриксону, последовательные идентификации ребенка до 10 лет со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития его психосоциальной идентичности. К 10-11 годам идентичность присваивается, а к 12-13 годам происходит формирование эгоидентичности (целостности) личности и выработка единой картины мировосприятия [19].

Исследователи К. Окампо, М. Бернал, П. Найт [9], О.Л. Романова [11] и др. отмечают, что первые признаки диффузной идентификации с этнической группой проявляются у детей 3-4 лет. Они построены на восприятии ярких внешних различий (внешности, цвете кожи, волос, элементах материальной культуры, обычаях, языка). Сознательное отнесение себя к определенному этносу и использование этнических ярлыков происходит раньше, чем ребенок начинает осознавать константность этнических характеристик, связанных с чувством их неизменности и устойчивости. При этом, если осознание неизменности половых характеристик наступает в 2-2,5 года, то расовых - в 8-9 лет, а этнических, связанных со сложными механизмами социокультурной идентификации и межпоколенной передачи информации - не ранее 12-13 лет [15, с. 244-247].

О.Л. Романова, изучая процесс развития этнической идентичности детей и подростков, отмечает, что формирование представлений об этнической принадлежности происходит от осознания внешнего, лежащего на поверхности сходства членов этнической общности, к осознанию их глубинного единства [11]. Согласно К. Окампо, М. Бернал, П. Найт, в 8-9 лет осуществляется сознательное отнесение ребенком себя к определенному этносу и начинают использоваться этнические ярлыки [9, с. 125-127], что, по мнению О.Л. Романовой, сопровождается повышением способности восприятия, описывания и интерпретации этнических признаков до 9-10 лет, а в 10-11 лет приводит к росту осведомленности о групповых различиях, связанных с восприятием своего сходства с этносом, своего отличия от других групп, и формированию способности давать себе правильное этническое самоназвание [11].

Другими словами, к младшему подростковому возрасту, когда рефлексия приобретает первостепенное значение, этническая идентичность становится «реализованной», по Э. Эриксону «данной» или «присвоенной». Будучи в подростковом возрасте (12-13 лет), человек пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все усвоенные ценности, оценки должны быть синтезированы [19, с. 104-105].

Сторонники теории когнитивного развития К. Окампо, М. Бернал и П. Найт считают, что этнические константы, утверждаясь в сознании подростка (11-12 лет), способствуют формированию собственной этнической идентичности [9].

Дальнейшее формирование этнической идентичности отражено в теориях Г. Тэджфела [21], К. Окампо, М. Бернал, П. Найт [15], И.А. Снежковой [14], В.Ю. Хотинец [17]. Так, Г. Тэджфел выделяя три стадии в формировании этнической идентичности, считал, что до 11-12 лет индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории, далее он включает в свой образ характеристики своей этнической группы, усваивает нормы и стереотипы поведения своей социокультурной группы, а в 12-13 лет эти нормы и стереотипы поведения становятся внутренними регуляторами его социального поведения [21].

Согласно К. Окампо, М. Берналу и П. Найту, в этом возрасте (12-13 лет) происходит осознание неизменности основных психосоциальных и социокультурных характеристик, а к 16-17 годам -формирование сложных механизмов социокультурной идентичности и межпоколенной передачи информации, что приводит к завершению формирования этнической идентичности и процесса поэтапного осознания неизменности основных психосоциальных характеристик [9].

В работах И.А. Снежковой [14], В.Ю. Хотинец [17] мы находим следующую периодизацию развития этнической идентичности. Начальный этап (с 6-7 лет) характеризуется нечетким осознанием детьми общего с людьми своей национальности и немотивированным выбором своей этнической принадлежности, слабыми этническими знаниями. На данном этапе происходит формирование этнической самоидентификации по

принципу «Я такой же, как окружающие». Следующий этап (с 11-12 лет) связан с осознанием отношения к своему этносу и формированием системы представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своего народа в сравнении с иноэтническим окружением. На этой стадии этническая самоидентификация строится по принципу «Я такой же, как мой народ». Третий этап (с 16-17 лет) характеризуется укреплением осознания своей этнической принадлежности, формированием мотивации выбора этнической группы. Этническая самоидентификация осуществляется по принципу «Я -представитель своего народа».

А с 18-22 лет, по мнению В.Ю. Хотинец, на основе знаний о своей и чужих этнических групп (уникальности истории, религия, общности предков и т.д.) образуется система этнодифференцирующих признаков, и этническая самоидентификация руководствуется принципом «Мы-Они» [17].

Отметим, что существуют две точки зрения относительно последовательности возникновения когнитивных и аффективных компонентов этнической идентичности в процессе ее становления. Одни считают, что этнические предпочтения формируются лишь к 9-10 годам на основе достаточно значительных этнических знаний и представлений (Ж.Ж. Пиаже, Г. Тэджфел, К. Окампо, М. Бернал, П. Найт, О.Л. Романова, И.А. Снежкова, В.Ю. Хотинец и др.).

Другие исследователи доказывают, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью об этих группах, в связи с тем, что этнические предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию. Так, С.А. Баклушинский и Н.Г. Орлова считают, что «этнический ярлык», получаемый ребенком от ближайшего социального окружения на начальных стадиях развития его представлений о себе, первоначально никак не соотносится с его этнической осведомленностью, но «начиная с подросткового возраста, этническая компетентность является одним из определяющих факторов этнической самоидентификации» [1, с. 251].

Т.Г. Стефаненко в своих работах указывает, что этническая идентичность формируется в процессе онтогенеза на основе развития когнитивных и эмоциональных представлений об этнической общности, к которой принадлежит индивид [15].

По мнению Дж. Марсиа, не все люди обладают «достигнутой» идентичностью, как отмечал Э. Эриксон. Исследователь утверждает, что возможно не только психосоциальное формирование идентичности, но и самостоятельное конструирование идентичности, осуществляемое на основе синтеза «данной» или «присвоенной» идентичности и процесса самостоятельного принятия решений о том кем человеку стать, к какой социальной группе присоединиться, чьи убеждения и ценности разделять и усваивать [20]. Исходя из этих размышлений, Дж. Марсиа предлагает разделять «предрешенные» идентичности как «данные» (или «присвоенные») и «достигнутые» как самостоятельно «сконструированные» идентичности [20].

Учитывая тот факт, что не все люди характеризуются прочным ощущением этнической идентичности, Дж. Марсиа предлагает свое видение процесса формирования этнической идентичности - модель последовательного формирования статусов идентичности с учетом социокультурных условий [20]. По мнению исследователя, последовательность стадий развития этнической идентичности и их временные границы не являются универсальными для всех народов и социальных ситуаций, и в зависимости от социального контекста они могут ускоряться или замедляться. При этом автор выделяет четыре статуса идентичности, которые, по его мнению, совсем необязательно будут сменять друг друга в нижеуказанной последовательности:

- предрешенная идентичность, отражающая досрочное четкое присваивание этнических характеристик на основе этничности без предварительного анализа относительно этнической принадлежности. При этом возможны как положительные, так и отрицательные чувства по поводу своего происхождения;

- диффузная или размытая идентичность, характеризующаяся отсутствием интереса или слабой активности в исследовании этнических идентификационных маркеров;

- мораторий как состояние перехода от «диффузной» либо «предрешенной» идентичности к «достигнутой», связанного с исследованием своей этнической принадлежности и конструированием собственной идентичности;

- достигнутая идентичность, обусловленная зрелостью в принятии решений, построенных на наличии ясного понимания и четкого принятия своей этничности.

Модель Дж. Марсиа о последовательном формировании статусов идентичности предоставляет возможность для изучения относительной частоты различных направлений психологического развития и тех социокультурных обстоятельств, которые определяют выбор путей в развитии этнической идентичности личности. Более того на основе данной модели возможно устанавливать сравнение паттернов развития этнической идентичности людей, принадлежащих к различным этническим группам в поликультурном обществе и устанавливать социокультурные условия ее формирования.

Выводы. Таким образом, несмотря на то, что этнический статус остается неизменным на протяжении всей жизни человека, формирование этнической идентичности происходит в процессе воспитания личности под влиянием факторов социокультурного контекста развития личности и самостоятельного конструирования личностью своей идентичности. Этническая идентичность в процессе становления может характеризоваться досрочным ее принятием, диффузностью и прочностью, отражая эмоционально-оценочное осознание своей принадлежности к этнической группе. При этом, подчеркнем, что не все люди достигают прочного ощущения собственной этнической идентичности.

Литература:

1. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование / Труды по социологии образования. -Т. IV. - Вып.УГ. - М., 1998. - С. 248-267.

2. Верещагина М.В. Влияние социального контекста на характер этнической идентичности и этнотолерантной культуры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №34 (74). Аспирантские тетради. - Ч.1. (Общественные и гуманитарные науки): Научный журнал. - СПб., 2008. - С.106-110.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

4. Грачева А.М. Психосемантический сопоставительный анализ особенностей категорий сознания русских и еврейских старшеклассников в области межнационального общения // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. - М., 1995. - С. 99-111.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Под ред. В.С. Жекулина; [Вступ. ст. Р.Ф. Итса]. - 3-е изд. стер. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 526 с.

6. Идрисова Ю.А. Формирование позитивной этнической идентичности старших подростков: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. - Самара, 2007. - 200 с.

7. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей / Под ред. Л.Г. Почебут, И.А. Шмелевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 377 с.

8. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М.: Старый сад, 1999. - 158 с.

9. Левкович В.П., Паикова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов // Советская этнография. - 1973. - №5. - С. 123-131

10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. В.А. Лукова, В.А. Лукова. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.

11. Романова O. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. - 24 с.

12. Собкин В.С. Образование и этническое неравенство // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. - Том IV. - Выпуск VI / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - С. 156-173.

13. Собкин В.С., Климова Т.А. Лев Выготский: кто мы, откуда и куда? (К вопросу о национально-религиозной идентичности) // Культурно-историческая психология, 2018. - Т. 14. - № 1. - С. 116-125.

14. Снежкова, И.А. К проблеме изучения этнического самосознания детей и юношества (по материалам Киевской и Закарпатской областей) // Советская этнография, 1982. - № 1. - с. 80-88.

15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.

16. Трофимова Л.С. Особенности формирования идентичности. - М.: 2007. - 217 с.

17. Хотинец, В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии, 2001 - № 5. - С. 60-73.

18. Шлет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шлет Г.Г. Психология социального бытия. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. - 253 с.

19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта. Московский психолого-педагогический институт, Прогресс. 2006. - 341 с.

20. Marcia J. Identity in Adolescence // Handbook of Adolescent Pcycology. - N.Y., 1980. - P. 159-187.

21. Tajfel H. Turner J.C. The Social Identity Theory of Intergroup Behaviour // Psycology of Intergroup Relations / S. Worchel, W.G. Austin (Eds.). - Chicago, 1986. - P. 15-47.

Педагогика

УДК:371.12

магистр Бондарева Светлана Анатольевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психогических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОО

Аннотация. В данной статье рассмотрены теоретические аспекты профессиональной компетентности педагогов в современной дошкольной образовательной организации. А также анализированы основные понятия, сущность компетентности педагога ДОО в области безопасности жизнедеятельности в условиях современной дошкольной оргнаизации. В работе рассмотрены результаты исследования по данной проблеме.

Ключевые слова: компетентность, педагог, дошкольник, исследователь, дошкольное образование, профессионализм, методология, акмеология.

Annotation. This article discusses the theoretical aspects of the professional competence of teachers in a modern preschool educational organization. And also analyzed the basic concepts, the essence of the competence of the teacher of DOO. The paper considers the results of a study on this problem.

Keywords: competence, teacher, preschooler, researcher, preschool education, professionalism, methodology, acmeology.

Введение. В современных условиях проблема достижения качества дошкольного образования детей находится в непосредственной зависимости от безопасностью их жизнедеятельности и во многом она определяет интерес общества к состоянию профессиональной компетентности воспитателей. Обеспечение высоких образовательных результатов у детей дошкольного возраста, определенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, возможно лишь при соответствующем уровне профессиональной компетентности воспитателей в дошкольных образовательных организациях.

Изложение основного материала статьи. В дошкольных образовательных организациях повышение профессиональной компетентности воспитателей является одним из показателей качества дошкольного образования детей. Образовательная парадигма в дошкольном возрасте связана с переходом от традиционных знаниевых ценностей образовательных результатов на ценности личностного развития детей [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.