8. Таланова А.Н. Литературное краеведение: к проблеме литературных источников и исторических материалов // Вестник ННГУ. - 2011. - № 6 - 2.
9. Тараненко Л.Г. Литературное краеведение в библиотеках: новые грани развития // Ученые записки (АГАКИ). - 2017. - №2 (12). - С. 162-165.
Педагогика
УДК 37.043: 371.382
кандидат педагогических наук, доцент Амет-Уста Зарема Ремзиевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РЕБЕНКА СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ
Аннотация. В статье раскрываются основные этапы и особенности становления этнической идентичности у ребенка старшего дошкольного возраста. Этническая идентичность представляет собой неотъемлемую часть социальной идентичности человека и относится к процессу осознания им своей принадлежности к определенной этнической общности. Несмотря на то, что старший дошкольный возраст -это период нечеткого осознания ребенком своего единства с представителями родного народа и недифференцированного отношения к людям разных национальностей, именно на данном возрастном этапе происходит зарождение основ этнического самосознания. Ситуации широкого межэтнического общения, а также компактность этнического окружения, дают ребенку больше возможностей для приобретения представлений об особенностях культуры, как своего, так и других народов, а также способствует формированию дружеских взаимоотношений.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, этническая идентичность, этапы становления.
Annоtation. The article reveals the main stages and features of the formation of ethnic identity in a child of senior preschool age. Ethnic identity is an integral part of a person's social identity and refers to the process of becoming aware of their belonging to a particular ethnic community. Despite the fact that the senior preschool age is a period of indistinct awareness of the child's unity with the representatives of the native people and undifferentiated attitude to people of different nationalities, it is at this age stage that the foundations of ethnic identity are born. Situations of broad inter-ethnic communication, as well as the compactness of the ethnic environment, give the child more opportunities to acquire ideas about the peculiarities of culture, both of their own and other peoples, and also contributes to the formation of friendly relationships.
Keywords: senior preschool age, ethnic identity, stages of formation.
Введение. Становление этнической идентичности происходит в первые годы жизни человека и является необходимым условием его гармоничного развития. Именно старший дошкольный возраст является определяющим этапом в формировании ценностных ориентаций и выработке норм поведения в широкой полиэтнической среде. Этническая идентичность представляет собой сложное социально-психологическое образование, аккумулирующее в себе различные аспекты развития личности. Поэтому исследуемая проблема находится на стыке научных интересов многих наук - культурологии, этнопедагогики, дошкольной педагогики, психологии, педагогики и других.
Изучением вопросов становления основ этнического самосознания у детей дошкольного возраста занимались: О.И. Михалева [31, Е.К. Суслова [51, В.Ю. Хотинец [81, О.Н. Юденко [91 и др. Ученые акцентируют внимание на том, что старший дошкольный возраст - это период нечеткого осознания ребенком своего единства с представителями родного народа [3, с. 131, а также недифференцированного отношения к людям разных национальностей [9, с. 651. Однако, именно на данном возрастном этапе у ребенка происходит зарождение основ этнического самосознания и формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого сходства с представителями своего народа.
Целью статьи является раскрытие основных этапов и особенностей становления основ этнической идентичности у ребенка старшего дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. Анализ научных источников по проблеме исследования показал, что одной из основных потребностей человека является налаживание разнообразных взаимосвязей с окружающим миром. Данная потребность реализуется посредством отождествления себя с различными социальными группами. Такого рода самоотождествление определяется в науке как «идентичность».
Социальная идентичность - это одна из самых существенных характеристик человека, без которой он не может существовать как сознательная автономная личность.
Изучение научных источников [1; 3; 6; 71 позволяет утверждать, что этническая идентичность представляет собой неотъемлемую часть социальной идентичности человека и относится к процессу осознания им своей принадлежности к определенной этнической общности. В структуру этнической идентичности входят три компонента:
а) когнитивный: представления об особенностях собственной этнической группы и осознание себя ее членом;
б) аффективный: характер отношения к своей этнической группе и членству в ней;
в) поведенческий: умение выстраивать отношения в различных ситуациях межэтнического взаимодействия.
Таким образом, отождествляя себя с родным народом, человек воспринимает себя как его неотъемлемую часть и чувствует непрерывность исторического времени. В то же время самоидентификация поддерживает единство представителей этноса через систему родственных, традиционных, культурных, бытовых, хозяйственных и социальных черт [8, с. 631.
Формируется этническая идентичность в ходе инкультурации, когда индивид осваивает присущие родной культуре духовные, материальные и нормативные ценности, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры, а также отличие от
представителей других этнических культур [41. В ходе своего становления этническая идентичность проходит несколько стадий, которые соотносятся с этапами развития личности.
Ж. Пиаже выделил три этапа в осознании ребенком своей этнической принадлежности:
1) в 6-7 лет - ребенок приобретает первые представления о национальных особенностях родного народа;
2) 8-9 лет - ребенок четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации: этническую принадлежность родителей, место проживания, а также родной язык;
3) 10-11 лет - ребенок осознает уникальность истории, специфику народных традиций и бытовой культуры своей этнической общности [4, с. 37-391.
В.Ю. Хотинец выделяет следующие этапы становления этнической идентичности [81.
Первый этап - 5-10 лет - приходится на дошкольный и младший школьный возраст. Характерная особенность этого этапа - нечеткое осознание детьми общности с людьми своей национальности, а также немотивированный выбор своей этнической принадлежности и размытые этнические представления. Этот период опасен тем, что в это время может закладываться основа для будущих предрассудков и конфликтов. Однако, непосредственные контакты с детьми других народов значительно ослабляют силу негативных этнических установок. Другая опасность этой стадии - в развитии чувства неполноценности. Если ребенок обнаружит, что его национальные особенности в значительно большей мере определяют его ценность как личности, чем его реальные достижения и личностные качества, то ощущение себя недостойным, малоценным может негативно отразиться на его характере.
Второй этап - 11-15 лет - характеризуется формированием системы представлений об этнокультурных и этнопсихологических особенностях родного народа. Возможной сложностью этого периода является диффузность социальной идентичности, которая может сопровождаться сомнениями подростка относительно своего места в этнической группе. Позитивная оценка родителя и его этнической принадлежности является для подростка условием обоснования его этнической самоидентификации.
Третий этап приходится на 16-17 лет. В данный период укрепляется осознание своей этнической принадлежности, формируется мотивация выбора этнической группы, развивается этническое мировоззрение. В старшем школьном возрасте на формирование этнической идентичности подростков наибольшее влияние оказывает школа.
Таким образом, можно увидеть, что процесс становления этнической идентичности длительный и непростой. Существует значительное количество периодизаций ее становления, однако, большинство исследователей отмечают, что первые, а следовательно, определяющие знания об этнокультурных особенностях народов, ребенок получает в возрасте 5-6-ти лет.
Анализ научных источников [2; 5; 61, показывает, что на становление этнической идентичности ребенка старшего дошкольного возраста влияет целый ряд факторов, наиболее существенными среди которых являются:
- характер национального окружения: его гомогенность или гетерогенность (полиэтничность/моноэтничность);
- компактность этнического окружения;
- статусные отношения между этническими группами.
Так, чрезвычайно важным является необходимость учета полиэтничности или моноэтничности среды, в которой растет личность. В настоящее время в мире насчитывается около 3500 этнических групп; более 135 из них проживают в Крыму. Это армяне, греки, грузины, евреи, украинцы, молдаване, немцы, поляки, крымские татары, крымчаки, караимы. Все они имеют свою историю, национальную культуру, язык, психологию и т.п. Полиэтническая среда представляет собой среду, где пересекаются культура и традиции различных этнических групп, что создает благоприятные предпосылки для положительного восприятия этнических различий и решения возникающих жизненных проблем путем диалога и сотрудничества [31.
Относительно характера национального окружения А.В. Булавкина утверждает, что у детей, проживающих в разных гетерогенных средах обнаружены существенные различия в степени сформированности этнической идентичности. Этническая идентичность сильнее выражена у тех детей, которые проживают в культурной среде, значительно отличающейся от их собственной. Учитывая это, свою этническую принадлежность ребенок осознает быстрее, и знания об этнокультурных различиях приобретаются им раньше, если социализация и инкультурация ребенка проходят в широкой полиэтнической среде [2, с. 861.
Ситуации широкого межэтнического общения, а также компактность этнического окружения, дают ребенку больше возможностей для приобретения представлений об особенностях культуры, как своего, так и других народов, а также способствует формированию дружеских взаимоотношений. В свое время, отсутствие опыта межэтнического общения обуславливает и меньшую предрасположенность ребенка к подобным контактам, и меньший интерес к культуре родного народа [2, с. 78-791.
Важно и то, как утверждает А.В. Булавкина, к какой группе - этнического большинства или меньшинства - принадлежит ребенок. Представления о традициях и культуре различных этнических групп быстрее формируются у детей-представителей этнических меньшинств. В то же время, анализ научных источников [2; 51 свидетельствует, что представители этнического большинства могут даже не задумываться о своей национальности, тогда как для представителей этнических меньшинств национальная идентификация оказывается существенной, а связанные с ней проблемы попадают в разряд наиболее актуальных.
Эти теоретические положения были подтверждены эмпирическими данными в ходе исследования народоведческих представлений детей разных национальностей (русских, украинцев, крымских татар) в Крыму. Так, у детей крымскотатарской национальности народоведческие представления складываются раньше, чем у детей-русских и украинцев. Это отчасти обусловлено тем, что дети-крымские татары проживают в культурной среде, которая значительно отличается от их собственной, тогда как дети украинской и русской национальностей проживают в контексте родной им культуры, которая на территории Крыма является доминирующей.
Учитывая то, что этнические группы и принадлежность к ним связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, этническая идентичность может быть положительной или отрицательной. Позитивная этническая идентичность, предполагающая наличие позитивного образа собственной этнической группы и положительного ценностного отношения к другим,
является основой для воспитания у человека доброжелательного отношения к людям разных национальностей.
Усвоение детьми дошкольного возраста нравственных норм и правил поведения в совместной взаимодействия является необходимым условием их приобщения к общечеловеческим ценностям, поэтому. Моральные нормы и правила этического поведения, находятся на пересечении всех национальных культур и выражают наиболее существенные моменты морали общие для всего человечества.
Разделяя научные взгляды Э.К. Сусловой [51, И.З. Хабибулиной [61, Р.М. Хаертдиновой [71 отметим, что не уменьшая значимости соблюдение детьми общепринятых моральных норм и правил поведения, их необходимо также знакомить с национальными и кросс-культурными правилами поведения. Национальными правилами поведения являются такие, которых следует придерживаться во время повседневных и религиозных обычаев в определенном этносе, кросс-культурными - такие, которые описывают поведение ребенка в полиэтническом окружении, общепринятыми - такие, которые являются общепринятыми для определенного социума.
Важной характеристикой моральных норм в отношении детей дошкольного возраста, которую выделяют
B.А. Ашиков, С.А Ашикова [11, а также С.Г. Якобсон [101, является их связь с качествами личности. Например, толерантность и доброжелательность, которые с одной стороны являются моральными нормами поведения людей, с другой - соотносятся с соответствующими качествами личности. Важно, чтобы моральные нормы становились личностным достижением ребенка, его психологическим новообразованием. Процесс воспитания доброжелательного отношения к ближайшему национальному окружению у детей старшего дошкольного возраста становится возможным при условии становления позитивной этнической идентичности.
Выводы. Таким образом, ситуации повседневного общения детей разных национальностей в условиях дошкольного образовательного учреждения дают им больше возможностей для приобретения народоведческих представлений, а также способствуют эффективному становлению основ этнической идентичности. Вытеснение этнической идентичности из структуры социальной идентичности грозит, с одной стороны, утратой целостного образа «Я» ребенка, а с другой - потерей связей с какой бы то ни было другой культурой.
Литература:
1. Ашиков В.А. Азбука мира: программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей старшего дошкольного возраста / В.А. Ашиков, С.А. Ашикова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. -
C. 15-20.
2. Булавкина О.В. Развитие позитивного отношения школьников к сверстникам различных этнических групп: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / О.В. Булавкина. - Ставрополь, 2006. - 183 с.
3. Михалева О.И. Педагогические условия формирования этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.И. Михалева; Удмуртский государственный университет. - Ижевск, 2006. - 32 с.
4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.
5. Суслова Э.К. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей / Э.К. Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 82-91.
6. Хабибулина И.З. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Хабибулина Илсияр Зиганшовна. - Набережные Челны, 2001. - 225 с.
7. Хаертдинова Р.М. Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Хаертдинова Рамзия Мансуровна. -Набережные Челны, 2006. - 222 с.
8. Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека / В.Ю. Хотинец // Вопросы психологи. - 2001. - № 5. - С. 60-73.
9. Юденко О.Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности : дисс. . канд. психол. наук : 19.00.07 / Юденко Ольга Николаевна ; Красноярский гос. пед. ун-т. - Красноярск, 2000. - 172 с.
10. Якобсон С.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм / С.Г. Якобсон, В.Г. Щур // Психологические проблемы нравственного воспитания детей: сб. науч. трудов / АПН СССР; НИИ общей педагогики; [ред. Ф.Т. Михайлов и др.1. - М.: Наука, 1977. - С. 115-119.
Педагогика
УДК 371:373:371.314.6
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Асанова Зарема Ризаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Иваненко Елена Николаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье раскрыта роль проектной деятельности в практике дошкольной образовательной организации. Проанализировано понятие «проектная деятельность», основу которой составляет метод проекта. Обозначен потенциал проектной деятельности в развитии дошкольников. Проанализирована методическая литература по вопросам организации проектной деятельности в детском саду.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, дошкольник, дошкольная образовательная организация.