УДК 159.923
Болтаева Лейла Шаитовна
аспирант кафедры педагогики Чеченского государственного педагогического университета
ГЕТЕРОЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Boltayeva Leila Shaitovna
PhD student, Pedagogy Department, Chechen State Pedagogical University
HETEROETHNIC ENVIRONMENT AS A FACTOR OF INDIVIDUAL'S ETHNIC IDENTITY
Аннотация:
В данной работе представлен анализ гетероэт-нической семьи как фактора формирования этнической идентичности, а также механизмов протекания данного процесса, осуществляемого в условиях полиэтнической среды. Приведены внешние факторы, которые повышают значимость эт-ничности в обществе, и факторы, определяющие особенности этнической идентичности в процессе социализации личности: однородность этнического окружения, принадлежность к группе большинства или меньшинства, особенности социализации, гетеро- или гомогенность семьи, реализуемая модель родительства и др. Особенное внимание уделено понятию и классификации межэтнических браков, их влиянию на процесс этнической самоидентификации ребенка, воспитывающегося в условиях взаимовлияния двух культур. Описаны особенности и виды этнической идентичности, формирующейся в полиэтнической среде, а также возможные результаты и последствия процесса этноидентификации выходцев из межнациональных браков.
Ключевые слова:
этническая идентичность, процесс этнической самоидентификации, гетероэтническая семья как фактор формирования этнической идентичности.
Summary:
The paper presents the analysis of the heteroethnic family as a factor in the formation of ethnic identity, as well as the mechanisms of this process, carried out in a multi-ethnic environment. The external factors that increase the importance of ethnicity in society and the factors determining peculiarities of ethnic identity in the process of socialization of personality are given: the homogeneity of ethnic environment, belonging to the majority or minority group, features of socialization, hetero - or homogeneity of the family, the implemented model of parenthood, etc. Special attention is paid to the concept and classification of inter-ethnic marriages and their influence on the process of ethnic identity of a child brought up in the conditions of interaction of the two cultures. The paper describes the features and types of ethnic identity that is formed in a multi-ethnic environment, as well as the possible results and consequences of the process of ethnic identification of people from inter-ethnic marriages.
Keywords:
ethnic identity, process of ethnic self-identification, heteroethnic family as a factor in the formation of ethnic identity.
В современном обществе повышается значимость и актуальность этнического фактора, что обусловлено ростом внешней миграции и «смешиванием» этнических групп, а также осуществлением межкультурной политики, направленной на создание культурно толерантной среды [1], которая в действительности часто становится причиной усиления выраженности этнических различий, так как рассчитана в большей степени на «приспособление» этнобольшинства к приезжим представителям этнических меньшинств.
В России реализация вышеуказанной межкультурной политики характеризуется рядом специфических черт, что обусловлено большим числом субъектов государства, в которых коренное население вне зависимости от численности является титульным народом; преобладанием коренных этнических групп над группами переселенцев в количественном отношении; длительным историческим опытом межэтнического взаимодействия, осуществляемого, согласно Л.Н. Гумилеву, «в комплементарном контексте» [2].
Подобные процессы привели к тому, что пространство Российской Федерации можно рассматривать как гетероэтническую среду, в которой взаимодействуют субъекты, принадлежащие к разным этносам. Однако особый научный интерес представляет этническая идентичность детей из смешанных семей, которые не только социализируются в полиэтнической среде, но и оказываются под одновременным сильным влиянием двух этносов, что зачастую приводит к сложностям в их этнической самоидентификации и установлении межэтнических контактов, сопровождаемым глубокими эмоциональными переживаниями. В связи со сказанным целью данного исследования является выявление факторов и механизмов формирования этнической идентичности детей из ге-тероэтнических семей. Достижение указанной цели станет основанием для разработки комплекса методик по сбору данных об особенностях воспитания личности в смешанной семье.
Проблема влияния этнокультурной среды на формирование этнической идентичности рассматривалась Л.Г. Почебут [3], Т.Г. Стефаненко [4], И.А. Снежковой [5], Е.М. Галкиной [6], С.В. Лурье [7] и др. Среди факторов, влияющих на ход изучаемого процесса, можно особенно выделить этническую однородность (гетерогенность / гомогенность) социального окружения [8, с. 20-23]. При этом отметим, что в ситуациях межэтнического взаимодействия индивид получает широкие возможности для ознакомления с особенностями других этнических групп, а полученные им в результате знания об их сходствах и различиях способствуют развитию его межэтнических контактов и достижению взаимопонимания с представителями различных этнических общностей. Напротив, отсутствие опыта межэтнического взаимодействия приводит к снижению интереса к собственной этничности, а также к утрате желания вступать в коммуникацию с представителями других этносов.
Безусловно, процесс формирования этнической идентичности детей из смешанных семей в полиэтническом пространстве осложняется влиянием многих факторов, таких как плотность этнического окружения, его моно- или полисостав, принадлежность к этническому большинству или меньшинству, степень внутригрупповой ориентации, характеристики семьи (структура, размер, этническая однородность, отношения в семье), особенности социализации, проявляющиеся в избранной для реализации модели родительства и поддержке родовой этнической культуры, этническая осведомленность, а также индивидуальные жизненные обстоятельства и многие др., совокупность которых может приводить к формированию позитивной или негативной этнической идентичности [9]. Первая включает в себя удовлетворенность индивида принадлежностью к определенной этнической общности, что предполагает желание поддерживать ее культуру, а также гордость за достижения своего этноса. Негативная этническая идентичность характеризуется неудовлетворенностью индивида своей этнической принадлежностью вплоть до ее отрицания, сопровождаемого чувством униженности, и демонстративного предпочтения ценностей других этногрупп.
Проблеме этнической идентичности представителей этнического меньшинства и большинства, а также выходцев из смешанных браков посвящены исследования Т.Г. Стефаненко [10], Е.М. Галкиной [11], К.В. Ким [12], С.В. Погожина [13] и др. По мнению исследователей, этническая однородность окружающей среды и принадлежность к этническому меньшинству или большинству являются значимыми факторами в формировании этнической идентичности личности.
Во-первых, в условиях поликультурной среды этнический статус как идентификационный маркер связан с социальным самочувствием индивида. В частности, низкий этнический статус приводит к переживанию национальной угнетенности или ущемленности. В качестве важнейших составляющих этнического статуса можно назвать внутреннюю сплоченность этнической группы и сохранность ее культуры. При этом О.И. Дреев подчеркивает, что если проживающие в одном полиэтническом пространстве этносы имеют сходную культуру, то осознание своей этничности для их представителей не выступает жизненно важной проблемой, а при серьезных культурных расхождениях значимость этнической идентичности резко актуализируется, выступая ограничивающим фактором при межэтническом взаимодействии [14].
Во-вторых, позитивность социальных установок определяется принадлежностью индивида к этническому большинству или меньшинству. У представителей этнического меньшинства имеет место стремление к идентификации с доминантной этнической группой, что актуализирует раннюю осведомленность о социальной структуре общества, где одни группы оцениваются выше других [15]. Исследователи отмечают, что с увеличением возраста развитие этнической идентичности представителей национальных меньшинств сопровождается сдвигом к внутригрупповой ориентации, что обусловлено потребностью в сохранении ценностей этнической культуры.
Интересным и значимым представляется вопрос о факторах и механизмах формирования этнической идентичности у представителей гетероэтнической семьи, которую мы понимаем как форму экзогамии, подразумевающую заключение брака между лицами, принадлежащими к разным этносам.
В связи с тем, что межэтническая семья характеризуется принадлежностью родителей к различным этническим группам, ребенок в ней включен в ценностно-нормативное пространство одновременно двух этнических общностей, а значит, вовлечен в ситуацию межэтнического взаимодействия [16]. При этом символическое значение артефактов, окружающих ребенка, может значительно отличаться в этнических традициях родителей. Такая ситуация может сказаться на определении собственной этноидентичности детей в межкультурном пространстве семьи, характеризующемся сосуществованием различных культур и вероисповеданий. В результате этнический маргинал, оказываясь в ситуации выбора, вынужден оценивать значимость и приоритетность для себя того или иного культурного артефакта. Подчеркнем, что на данный процесс этнической самоидентификации ребенка оказывает влияние еще и отношение общества к гетероэтническим бракам.
О.И. Дреев приходит к заключению, что в межэтнических семьях проблема этнической самоидентификации обостряется, так как личность в условиях поликультурной среды, выступая субъектом межкультурного взаимодействия, оказывается под воздействием ценностей разных культур, которые достаточно часто носят неоднозначный, а порой и противоречивый характер. Такая ситуация ставит человека перед выбором этнической самоидентификации, нередко вызывая диссонанс ценностей [17], что отражается на особенностях его этнического самоопределения.
Интересно, что в процессе этнической самоидентификации детей и подростков из смешанных семей внешняя этническая атрибутика не обладает решающим значением и не играет первостепенной роли [18]. Также не являются определяющими в этом отношении имя, фамилия и отчество ребенка. Так, например, в Казахстане при получении документа, удостоверяющего личность, дети из смешанных семей могут определить собственную этническую отнесенность по отцу, матери или совсем отказаться от заполнения данной графы.
Таким образом, семья, представляющая собой первичный институт социализации, при реализации своеобразной модели родительства оказывает огромное влияние на процесс формирования этнической идентичности ребенка. О.Н. Безрукова предложила следующие типы моделей родительства, которые определила на основании способа организации быта в семье, характера распределения ответственности за выполнение функций родителей, степени идентификации супругов с ролью родителя: патриархальная, детоцентристская и супружеская модели семьи [19, с. 65], которые по-разному влияют на этническое самоопределение ребенка.
Следовательно, для этнической самоидентификации детей из смешанных семей имеет значение не только принадлежность их родителей к разным этническим общностям, но и реализация дифференцированных моделей семьи в рамках одной, а также сложности детской социализации в условиях взаимодействия двух этнических культур.
Проблема формирования этнической идентичности в условиях межкультурного взаимодействия отражена в исследованиях О. Духнич, А.Г. Тулегеновой [20] и др. работах, посвященных изучению влияния традиций крымско-татарской и славянской семьи на процесс этнической самоидентификации детей; Е.М. Галкиной [21], Е.Э. Носенко [22], З.М. Сизоненко [23] - ориентированных на выявление особенностей формирования этнической идентичности у подростков, являющихся представителями разных этносов; М.В. Верещагиной - анализирующих специфику эт-ноидентификации в русско-осетинских семьях [24]; К.В. Ким - посвященных рассмотрению особенностей русско-якутских семей с точки зрения межэтнического взаимодействия ее членов [25]; А.В. Сухарева, О.Г. Лопуховой, Ю.В. Пайгуновой, Ф.Ф. Гуловой [26] - посвященных анализу сохранения этноидентичности в русско-татарских семьях. Указанные ученые отмечают, что этническое многообразие в рамках института брака зачастую приводит к этнической маргинальности в семье и «чаще всего проявляется в утрате практического следования набору ценностей, верованиям и поведению, связанным с этнокультурными традициями» [27, с. 166].
Характерной особенностью этнической идентичности подростков из национально-смешанных семей в отличие от их сверстников, воспитывающихся в мононациональной среде, согласно Е.М. Галкиной, выступает большая аффективная нагрузка, связанная с противоречивостью их внутреннего мира [28].
Изучая особенности этнической идентичности в полиэтнической среде, Т.Г. Стефаненко предлагает следующую ее типологию:
- моноэтническая идентичность, когда индивид совершенно однозначно отождествляет себя с конкретной этнической общностью;
- биэтническая идентичность, имеющая место в случае причисления себя индивидом одномоментно к обеим этническим группам;
- маргинальная этническая идентичность, которая отмечается при отсутствии однозначной ассоциации себя с какой-либо этнической группой [29].
Безусловно, осмысление индивидом собственной этнической принадлежности может меняться в течение жизни, при этом, как правило, оно обусловлено влиянием окружения - моно-или полиэтнического общества.
Таким образом, теоретический анализ исследуемой проблемы показывает, что первые шаги по социализации личности в соответствии с ее этнической принадлежностью совершаются именно в семье, которая выступает носителем этнической культуры, традиций и обычаев, а также общесвенно значимых привычек, социальных и нравственных ценностей. При этом дети из межнациональных семей не всегда легко адаптируются к этнической культуре или религиозной конфессии своих родителей, особенно если имеют место быть определенные различия в миропонимании и мироощущении супругов, их взглядах, убеждениях и пр. Данное обстоятельство связано с тем, что ребенок должен приспособиться к двойной этнокультурной модели семьи таким обра-
зом, чтобы у него не возникло внутриличностного конфликта и сформировалась позитивная этническая идентичность. Иногда дети из смешанных семей, социализируясь одновременно в атмосфере двух культур, сталкиваются со сложностями этнокультурной самоидентификации, с переживанием внутренних противоречий, связанных с комплексом «чужой среди своих». Впоследствии их поведение может становиться демонстративным и вызывающим. В некоторых случаях они принимают решение об изоляции от социальной жизни. И тот, и другой вариант развития событий свидетельствуют о переживании стресса такими детьми. Следовательно, самоопределение выходцев из гетероэтнических семей представляет собой сложный процесс, обусловленный различными факторами, присущими конкретной межэтнической семье и этнокультурной ситуации в гетероэтнической среде в целом, что требует разработки практических решений по оказанию им помощи в преодолении возникающих противоречий и внутреннего конфликта.
Ссылки:
1. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: учебное пособие для студентов психологических специальностей. М., 2004. 358 с.
2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2007. 526 с.
3. Почебут Л.Г. Психологические аспекты межкультурной адаптации: монография / под общ. ред. В.В. Калиты. Владивосток, 2015. С. 7-25.
4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум для студентов вузов [Электронный ресурс]. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 224 с. URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1039512 (дата обращения 27.01.2020).
5. Снежкова И.А. Трансформация этнической идентичности в России и в Украине в постсоветский период. М., 2013. 347 с.
6. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоцио-логического исследования в г. Москве): автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 1993. 26 с.
7. Лурье С.В. Межэтнические браки в современном российском национальном сценарии // Петербургская социология сегодня. 2018. Вып. 10. С. 122-148. https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-10.414k-p077.
8. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Указ. соч. С. 20-23.
9. Верещагина М.В. Этническая идентичность и этническая толерантность русских и осетинских студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2010. 22 с.
10. Стефаненко Т.Г. Указ. соч.
11. Галкина Е.М. Указ соч.
12. Ким К.В. Особенности этнической идентичности индивидов из межэтнических семей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. Вып. 1. 2008. С. 259-263.
13. Крылова Н.Л., Прожогина С.В. Метисы: кто они? Проблемы социализации и самоидентификации. М., 2004. 273 с.
14. Дреев О.И. Этническая идентичность или потребность в соответствии // Материалы II Международной конференции «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества». Ч. 1. Владикавказ, 2008. С. 122-125.
15. Стефаненко Т.Г. Указ. соч.
16. Сикевич З. В., Поссель Ю. А. Структура и типология этнической идентичности членов межэтнических и моноэтнических семей (сравнительный анализ) // Социологический журнал. 2019. Том. 25. № 1. С. 121-136. https://doi.org/10.19181/socjour.2018.25.1.6282.
17. Факторы риска внутриличностного конфликта в условиях поликультурного социума (на материалах Республики Северная Осетия-Алания): монография / О.И. Дреев [и др.]. Владикавказ, 2016. 134 с.
18. Сикевич З. В., Поссель Ю. А. Указ. соч.
19. Безрукова О.Н. Трансформация семейных ценностей и репродуктивных установок поколения родителей и детей // Проблемы народонаселения в зеркале истории. Шестые Валентеевские чтения : сборник докладов / под ред. В.В. Елизарова, И.А. Троицкой. М., 2010. С. 159-167.
20. Тулегенова А.Г. Семья как фактор формирования этнической идентичности ребенка (на примере крымско-татарской семьи) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 4. С. 114-120.
21. Галкина Е.М. Указ. соч.
22. Носенко-Штейн Е.Э. Формирование этнической самоидентификации у потомков русско-еврейских браков в современной России: дисс. ... д-ра истор. наук. М., 2005. 546 с.
23. Сизоненко З.М. Межнациональная семья на современном этапе развития общества (на материале Республики Башкортостан): дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 1999. 156 с.
24. Верещагина М.В. Указ. соч.
25. Там же.
26. Русско-татарский «культурный ассимилятор» как инструмент психопрофилактики межэтнических конфликтов / А.В. Сухарев [и др.] // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2003. № 3 (32). С. 165-177.
27. Там же. С. 166.
28. Галкина Е.М. Указ. соч.
29. Стефаненко Т.Г. Указ. соч.
Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович