Научная статья на тему 'Проблема формирования национального (этно-национального) сознания и этнического самосознания населения Среднего Поволжья на современном этапе развития российского общества'

Проблема формирования национального (этно-национального) сознания и этнического самосознания населения Среднего Поволжья на современном этапе развития российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
581
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / NATIONAL / ЭТНО-НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ETHNO-NATIONAL / РОССИЙСКОЕ СОЗНАНИЕ / RUSSIAN CONSCIOUSNESS / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ETHNIC IDENTITY / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTIFICATION / МАЖОРИТАРНЫЙ ЯЗЫК / МИНОРИТАРНЫЙ ЯЗЫК / MAJORITY LANGUAGE AND MINORITY LANGUAGE / ЭТНИЧНОСТЬ / ETHNICITY / МЕНТАЛЬНОСТЬ / MENTALITY / ЭТНО-СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ETHNO-SOCIAL STATUS / ТИТУЛЬНЫЙ ЭТНОС / TITULUS OF THE ETHNIC GROUP / ПОЗИТИВНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / POSITIVE ETHNIC IDENTITY / ETHNIC SELF-ACTUALIZATION / ETHNOS / ETHNO-MOBILIZATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шарапов Вячеслав Викторович

В статье исследуются актуальные вопросы становления национального (этно-национального) сознания и этнического самосознания населения одного из самых урбанизированных и полиэтнических регионов страны Среднего Поволжья. Даётся анализ сложных и многогранных этнопсихологических и этно-социальных процессов, определяющих вектор формирования и развития сознания волжан. Анализируются данные о функционировании, взаимодействии в указанном регионе мажоритарного (русского) и миноритарных (национальных) языков и их роли в формировании этнического самосознания и национального сознания жителей. Отмечается, что в регионе наряду с ростом этнического самосознания (следования морально-нравственным критериям и ценностям конкретного этноса) наблюдается формирование национального, российского сознания, что проявляется, в частности, в переходе от этничности к ментальности. Констатируется, что в данном процессе важное значение имеет наличие в представлениях волжан сформированных критериев, определяющих ход этнической идентификации, становления этнической идентичности. Показано, что процесс естественной, позитивной ассимиляции сочетается с проявлением не менее интенсивной интеграции. Обозначены различия в протекании вышеозначенного процесса в различных субъектах региона. Наиболее интенсивен он в г. Самара и Самарской области, в наименьшей степени выражен в Республике Татарстан. Итогом исследования является положение о том, что на Средней Волге исследуемая тенденция выражена более, чем в целом по стране. «Этничность» в плане ранжирования индивидуально значимых предпочтений занимает в сознании волжан 6-ое место (по России 3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE NATIONAL (ETHNO-NATIONAL) CONSCIOUSNESS’ FORMATION AND ETHNIC SELF-ACTUALIZATION OF THE MIDDLE VOLGA REGION’S POPULATION AT THE MODERN STAGE OF RUSSIAN SOCIETY DEVELOPMENT

The article studies actual questions of the national (ethno-national) consciousness’ formation and ethnic self-actualization of the population of one of the most urbanize and polyethnic regions of the country the Middle Volga Region. The analysis of complex and multi-facetted ethno-psychological and ethno-social processes which determine formation and development vector of the Volga Region’s Native’s consciousness is given. The data about functioning, cooperation and role in formation of ethnic self-actualization and national consciousness of this region’s population of the majority language (Russian) and minority (national) languages are analyzed. It is highlighted that in the region, in addition to tendency of the ethnic selfactualization growth (the observance of specific ethnos’ moral criteria and values), there has been observed national, Russian consciousness’ formation. It is also states that in this process the existence of formed criteria in perspectives of the Volga Region’s Native which identify the process of ethnic identification and the establishment of ethnic identity is of extreme importance. It is shown that the process of natural, positive assimilation goes with the same level of integration. The formation of Russian consciousness appears, more specifically, in mutual transition of such subjects as “ethnicity” and “mentality”. Differences in the running of this process in different entities of the region are denoted. This process is the most intensive in Samara and the Samara Region; it is the least intensive in the Republic of Tatarstan. According to the results of the research the tendency under investigation is more expressed in the Middle Volga Region then, in whole, in the country. “Ethnicity”, in the grading of individually significant preferences is at the 6th place in the Volga Region’s Native’s consciousness (in Russia the 3rd place).

Текст научной работы на тему «Проблема формирования национального (этно-национального) сознания и этнического самосознания населения Среднего Поволжья на современном этапе развития российского общества»

психологические науки

Шарапов Вячеслав Викторович ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ...

УДК 159.922

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО (ЭТНО-НАЦИОНАЛЬНОГО) СОЗНАНИЯ И ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

© 2018

Шарапов Вячеслав Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица М. Горького, 65-67, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье исследуются актуальные вопросы становления национального (этно-национального) сознания и этнического самосознания населения одного из самых урбанизированных и полиэтнических регионов страны - Среднего Поволжья. Даётся анализ сложных и многогранных этнопсихологических и этно-социальных процессов, определяющих вектор формирования и развития сознания волжан. Анализируются данные о функционировании, взаимодействии в указанном регионе мажоритарного (русского) и миноритарных (национальных) языков и их роли в формировании этнического самосознания и национального сознания жителей. Отмечается, что в регионе наряду с ростом этнического самосознания (следования морально-нравственным критериям и ценностям конкретного этноса) наблюдается формирование национального, российского сознания, что проявляется, в частности, в переходе от этничности к ментальности. Констатируется, что в данном процессе важное значение имеет наличие в представлениях волжан сформированных критериев, определяющих ход этнической идентификации, становления этнической идентичности. Показано, что процесс естественной, позитивной ассимиляции сочетается с проявлением не менее интенсивной интеграции. Обозначены различия в протекании вышеозначенного процесса в различных субъектах региона. Наиболее интенсивен он в г. Самара и Самарской области, в наименьшей степени выражен в Республике Татарстан. Итогом исследования является положение о том, что на Средней Волге исследуемая тенденция выражена более, чем в целом по стране. «Этничность» в плане ранжирования индивидуально значимых предпочтений занимает в сознании волжан 6-ое место (по России - 3).

Ключевые слова: национальное сознание, этно-национальное сознание, российское сознание, этническое самосознание, этническая идентификация и идентичность, мажоритарный язык, миноритарный язык, этничность, мен-тальность, этно-социальный статус, титульный этнос, позитивная этническая идентичность.

THE PROBLEM OF THE NATIONAL (ETHNO-NATIONAL) CONSCIOUSNESS' FORMATION AND ETHNIC SELF-ACTUALIZATION OF THE MIDDLE VOLGA REGION'S POPULATION AT THE MODERN STAGE OF RUSSIAN SOCIETY DEVELOPMENT

© 2018

Sharapov Vyacheslav Viktorovich, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of General and Social Psychology Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, streetM. Gorkogo, 65-67, e-mail: [email protected]

Abstract. The article studies actual questions of the national (ethno-national) consciousness' formation and ethnic self-actualization of the population of one of the most urbanize and polyethnic regions of the country - the Middle Volga Region. The analysis of complex and multi-facetted ethno-psychological and ethno-social processes which determine formation and development vector of the Volga Region's Native's consciousness is given. The data about functioning, cooperation and role in formation of ethnic self-actualization and national consciousness of this region's population of the majority language (Russian) and minority (national) languages are analyzed. It is highlighted that in the region, in addition to tendency of the ethnic self- actualization growth (the observance of specific ethnos' moral criteria and values), there has been observed national, Russian consciousness' formation. It is also states that in this process the existence of formed criteria in perspectives of the Volga Region's Native which identify the process of ethnic identification and the establishment of ethnic identity is of extreme importance. It is shown that the process of natural, positive assimilation goes with the same level of integration. The formation of Russian consciousness appears, more specifically, in mutual transition of such subjects as "ethnicity" and "mentality". Differences in the running of this process in different entities of the region are denoted. This process is the most intensive in Samara and the Samara Region; it is the least intensive in the Republic of Tatarstan. According to the results of the research the tendency under investigation is more expressed in the Middle Volga Region then, in whole, in the country. "Ethnicity", in the grading of individually significant preferences is at the 6th place in the Volga Region's Native's consciousness (in Russia - the 3rd place).

Keywords: national, ethno-national, Russian consciousness; ethnic self-actualization; ethnic identification; ethnic identity; majority language and minority language; ethnos; ethnicity; mentality; ethno-mobilization processes; ethno-social status; titulus of the ethnic group; positive ethnic identity.

Необходимость исследования проблемы формирования правового, демократического общества более чем очевидна и своевременна Актуальность научных изысканий в данном направлении определяется сложностью социально-экономических, правовых, политических и этно-психологических составляющих многополярного и постоянно изменяющегося современного мира. Однако добиться успеха нельзя, если не будут решены вопросы межнациональной и межкультурной коммуникации субъектов конкретного социума. Отсюда - крайняя необходимость изучения проблемы сознания (этнического и этно-национального - общероссийского), его формирования и совершенствования.

Общей точки зрения на феномен сознания и самосознания, их структуру не существует. Анализ работ ряда ученых (Э.Г. Александренко [1], Ю.В. Бромлей [2], Л.М. Дробижева [3], В.И. Козлов[4], П.И. Кушнер [5],

В.П. Левкович [6], В.С. Мухина [7], Н.Г. Панкова [81], Л.Г. Почебут [9], З.В. Сикевич [10], Г.У. Солдатова [11], Т.Г. Стефаненко [12], В.Ю. Хотинец [13], И.М. Юсупов [14] и др.) показал, что остаются нерешенными вопросы о взаимосвязях компонентов вышеозначенного феномена. Анализ научной литературы показал дефицит фундаментальных работ по проблемам формирования и функционирования национального (этно-национально-го) сознания и этнического самосознания. По интересующей нас теме есть исследования Е.А. Ерохиной [15], В.Е. Козлова [16], Е.Д. Львиной [17], В.В. Шарапова [18], И.М. Юсупова [19], цель которых - изучение проблем этнического самосознания и особенностей межнациональных и межкультурных контактов конкретных национальностей, проживающих в определенных регионах страны.

Своеобразие этно-психологических и социально-

Sharapov Vyacheslav Viktorovich THE PROBLEM OF THE NATIONAL ..

psychological science

идеологических перемен в Российской Федерации детерминировано изменением сознания большей части населения страны, переориентация его от идеологических, искусственных установок и критериев (советский народ - новая, самая совершенная форма современного бытия, его миссионерская роль) [20, с. 39] к идентификациям национального (этно-национального), российского и этнического вида.

Своеобразие и «оригинальность» советского вида «этнической» идентификации заключалось в том, что советский человек являлся иннациональным, стоящим как бы выше всех этнических характеристик [21]. Данная модель активно пропагандировалась и внедрялась в сознание населения официальной идеологией. Однако уже в 1960-70 годы актуализируется (прежде всего в национальных республиках Советского Союза) понятие «малая Родина», которое не формировало центробежные тенденции, но при известных последующих социально-политических и идеологических потрясениях сыграло определённую роль в возникновении и эскалации межэтнических противоречий и конфликтов

Общность интересов - категория достаточно хрупкая и неоднозначная. Ситуация в современной России может быть определена двумя тенденциями: с одной стороны, достаточно настороженное восприятие населением идеи общности морально-нравственных и этических ценностей [22], с другой - всё более чёткое формирование в сознании граждан представления о себе как о россиянах.

Важным условием формирования национального (российского) сознания и гармоничного этнического самосознания является осознание индивидом позитивной этнической идентичности. В результате через положительную идентификацию себя со своей этнической общностью индивид повышает не только свой персональный статус, но и уровень этнической привлекательности своей этно-группы. Становления национального (эт-но-национального) сознания подразумевает отсутствие утрирования негативных характеристик прочих этнических образований.

Осознание необходимости оптимальной (позитивной) этнической идентичности - определяющий фактор этнического единения и уверенности членов группы в своём будущем. На этой основе определяется и создаётся этническая граница, обозначаются формы, методы и приёмы межэтнического и межкультурного взаимодействия.

Следующим важным условием становления национального сознания и этнического самосознания населения Среднего Поволжья выступает этно-социальный статус конкретной группы, выраженный в категориях «титульность - нетитульность». В национальных республиках Поволжья это во многом определяет разноплановое восприятие этноса в структуре государственно-правовых отношений. Между «титульными» и прочими этносами, особенно если «титульность» сочетается с «большинством», при соответствующих обстоятельствах имеет место некая напряжённость, что может выразиться у «нетитульного» этноса в осознании его неполноценности, а в дальнейшем - в сепаратистских тенденциях.

Существенную роль в формировании российского национального сознания, с одной стороны, и этнического самосознания отдельной нации, с другой, играет система этнических авто- и гетеростереотипов. Оптимальным вариантом в данном отношении является тот, где система автостереотипов по положительным характеристикам несколько превосходит систему гетеростереотипов. В большинстве территориально-административных субъектов Среднего Поволжья (Самарской, Саратовской, Ульяновской области; отчасти в Мордовии и Чувашии) в целом наблюдается вышеуказанный вариант. Вместе с тем «низкостатусники», оценивая себя по позитивным критериям столь же высоко, как члены высокостатусной

группы, склонны себя считать, вопределённых государственно-правовых условиях, ущемлёнными в правах, что приводит у них либо к формированию этнической идентичности по гипотипу (покидают свои этнические образования), либо к зарождению националистических взглядов. Эффективность формирования российского (гражданского) сознания и «местного» этнического самосознания в определяющей степени зависит от глубоко продуманной, научно обоснованной национально-государственной политики как в центре, так на местах.

Какие тенденции доминируют в многонациональном регионе Среднего Поволжья? Каков уровень идентификации населения по национальному принципу? Существуют ли различия по уровню национальной идентификации у этносов, проживающих в разных субъектах региона? Эти вопросы легли в основу данного исследования.

В регионах с высоким уровнем национальной мо-заичности воспитание и обучение детей в школах, как правило, ведётся на языке титульной нации (в нашем случае - русском), на основе её культуры. В такой ситуации только семья и ближайшее окружение способны стимулировать возникновение национального самосознания и национальной идентичности ребёнка, передавая ему этнокультурные ценности (язык, обычаи, традиции и т.д.) в результате ежедневного общения (мы не рассматриваем негативных форм идентификации, когда национальная идентичность навязывается извне с помощью прозвищ, оскорблений и других проявлений национальной нетерпимости). В мононациональных семьях данный процесс идёт успешнее, в интернациональных семьях многие элементы национальной культуры, одним из главных компонентов которой является язык, постепенно утрачиваются - общение, как правило, происходит на русском языке.

В большинстве территориально-административных субъектов исследуемого региона (кроме Республики Татарстан) проблем национальной идентичности практически не возникает до момента получения паспорта (14-16-летнего возраста). Этническая принадлежность определяется в соответствии с национальностью одного из родителей, чаще отца. Национальность респондентов совпадает с национальностью родителей более чем в 90 % случаев.

Насколько национальность человека по «крови» совладает с его самоидентификацией по этническому признаку? Представителем какой нации реально ощущает себя тот или иной индивид? Чтобы получить ответы на эти вопросы, в анкету опроса, проведенного в 2017 году, был включен вопрос «К какой национальности Вы себя относите независимо от биологической принадлежности?».

Большинство респондентов подтвердило свою принадлежность к нации в соответствии с биологическим происхождением. Наивысший уровень этнической идентификации (98 %) показали русские, что обусловлено их принадлежностью к титульной нации. Из этнических меньшинств высокий уровень идентификации показали татары - 95%. Для остальных малочисленных этносов (чуваши, мордва, украинцы, евреи) уровень национальной самоидентификации несколько ниже: около 65 % респондентов из них соотносят себя со своим народом, а четверть опрошенных склонна относить себя к русским. Таким образом, каждый четвертый респондент чувашской, мордовской, еврейской и украинской национальности, а также 5% татар не соотносят свою национальную идентичность с записью в паспорте; настаивают на принадлежности к титульному этносу, что может свидетельствовать об их ассимиляции, представлено на рисунке 1.

Думаем, что это связано как с отсутствием факторов, стимулирующих национальное самосознание и этническую идентификацию (недостаточность влияния национальной среды, утрата этнокультурных ценностей на

434

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

психологические науки

Шарапов Вячеслав Викторович ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ...

уровне семьи и др.), так и с воздействием языка и культуры титульного этноса на городское население иных национальностей. Кроме того, городская среда оказывает унифицирующее воздействие.

Важный фактор утраты этнокультурных ценностей в семьях - интернационализация браков. Этот процесс в Среднем Поволжье идет быстрыми темпами. По данным опроса 2000 года, 80 % респондентов воспитывались в мононациональных семьях и лишь 20 % - в семьях интернациональных. Уже через десять лет ситуация существенно изменилась: лишь 32 % респондентов имеют супруга своей национальности, остальные 68 % состоят в смешанных браках. Наибольшее число национально однородных браков у русских (77 %). У татар примерно половина браков мононациональна. Интернациональные браки преобладают среди украинцев, мордвы, чувашей, евреев: 93 %, 81 %, 75 % и 67 % соответственно [23].

□ С лицами своей национальности

ми) языками и культурами, безусловно, сыграло свою центростремительную роль В плане ранжирования ситуация по каждому этносу может быть выражена следующим образом. Показатели языковой эрудиции среди татар, чувашей, украинцев и мордвы, евреев, соответственно - более 80 %, 41 %, 33 %, 10. При этом треть опрошенных не владеют национальным языком и не могли данный факт объяснить (13 %).Около 4 % отметили отсутствие заинтересованности в его изучении. Более 26 % «не компетентных» полагают, что у них отсутствуют условия для усвоения родного языка и более 50 % данных респондентов не видят необходимости в постижении языка своего народа. Возможно, именно из-за не востребованности национальных языков только четверть опрошенных хотела бы, чтобы их дети изучали национальный язык в школе, четверть респондентов не испытывает такой потребности, а четверть и не думала об этом.

20 40 60 80 (в процентном выражении)

Рисунок 1 - Уровень национальной самоидентификации

От поколения к поколению национальная принадлежность при вступлении в брак в регионе в целом становится менее актуальной. Более 85% респондентов мордовской, украинской, чувашской и еврейской национальностей ответили, что «национальность в браке не имеет значения». Мнение русских и татар по этому вопросу несколько отличается: в нашем опросе 69 % русских и 61 % татар согласились, что «национальность в браке не имеет значения», при этом 74 респондентов той и другой национальности предпочитают, чтобы их близкие родственники вступали в брак с человеком своей национальности. Респондентов других национальностей, согласных с последним утверждением, оказалось менее 10% (у евреев - 13%). Таким образом, наиболее ориентированными на национально однородные браки оказались русские и татары.

Наиболее устойчивый и очевидный признак национальности - язык.

В целях выяснения степени идентификации волжан на основании языкового критерия, последним была предложена для заполнения анкета, содержащая ряд ключевых вопросов относительно их языковой осведомлённости и эрудированности. Определяя тот или иной язык в качестве родного, опрашиваемые прежде всего демонстрировали уровень и вид этнической идентичности, содержание сформированной самооценки. Весьма показательны результаты проведённого эксперимента, где масштаб выбора конкретного языка в качестве родного прямо пропорционален уровню этнической идентификации и виду этнической идентичности рассматриваемой национальной группы. Среди татар, чувашей и евреев национальный язык своим родным считают, соответственно - 75 %, 43 % и 9 %.

Данные о языке общения в семье показаны на рисунке 2.

Не менее показательны результаты исследования языковой компетенции респондентов. В целом, лишь треть представителей малочисленных этносов Средней Волги владеет своим национальным языком Доминирование мажоритарного (русского) языка и русской культуры над миноритарными (национальны-

Рисунок 2 - Язык общения в семье

Результаты научного наблюдения свидетельствуют о том, что область функционирования национального (миноритарного) языка в наибольшей степени представлена в семейно-брачной сфере. Однако процент моноэтнических семей с каждым годом, пусть не равнозначно, но сокращается во всех субъектах региона. В итоге можно констатировать две, достаточно рельефно обозначенные, тенденции. Первая - образование некого латентного дискомфорта у «миноритарщиков», активизирующегося в периоды социально-политических потрясений. Со второй тенденцией тесно связан процесс поэтапной, гармоничной, психологически позитивной интеграции национальной культуры в доминирующую русскую (российскую), становления национального (этно-нацио-нального), российского сознания.

Современная этнопсихологическая и этнокультурная ситуация в Среднем Поволжье может быть охарактеризована следующим социально-психологическим феноменом. На фоне численного доминирования русского этноса, его языка и культуры во всех сферах жизни общества, наблюдается формирование, становление и развитие личности, с младенчества и до зрелости, в рамках русского (российского) национально-территориального пространства. Данный факт является основной детер-минантой этнической идентификации национальных меньшинств с русским населением. Более 65 % представителей нерусского населения региона русский язык рассматривают в качестве родного языка, тем самым закладывая основы формирования российского национального сознания, гражданской идентификации.

Определённую роль в системе «этнической идентификации-идентичности», формирования этнического самосознания как базовой категории национального сознания, играет своеобразие поведения индивида. В

с русскими

0

100

Sharapov Vyacheslav Viktorovich psychological

THE PROBLEM OF THE NATIONAL ... science

целом, около 17 % респондентов, опираясь на данный критерий, заявили о возможности определения национальности субъекта коммуникации. Востребованность критерия на Средней Волге среди малочисленных этносов иллюстрирует их этнопсихологическое разнообразие. Если у представителей татарской и украинской национальностей он составляет около 15%, среди мордвы и чувашей - более 10 %, то среди еврейского этноса он представлен 32%.

Уникальность этно-мобилизационных и интеграционных процессов в Среднем Поволжье определяется своеобразием этногенеза его населения. В колонизации региона наряду с преобладающим русским (славянским) элементом принимали участие все этносы Поволжья, которые находились практически в одинаковых правовых, социально-экономических и политических условиях, что и доминирующий, титульный этнос. Данный историко-этнографический нюанс так же заложил предпосылки формирования неповторимости в этническом самосознании жителей региона. Как свидетельствуют проведённые наши исследования, четверть волжан нерусской национальности идентифицируют себя с русскими и приблизительно такое же количество обследуемых предпочло бы жить среди людей своей нации.

Результаты проведенных нами исследований позволяют утверждать, что в Среднем Поволжье уровень этнической идентификации занимает в плане ранжирования населением морально-этических ценностей не третье место, как в целом по стране [20], а шестое. Данный факт позволяет констатировать, что на Средней Волге среди населения наблюдается поэтапный этнопсихологический процесс, вектор которого направлен от «этнич-ности» к «ментальности»

Однако выше обозначенная тенденция в различных национальных группах и субъектах Среднего Поволжья проявляются неравномерно. «Самарская земля» в этом отношении лидер, как одна из наиболее развитых социально - экономически и культурно-политически территорий.

Подводя итог проведённому исследованию, можно также констатировать, что идентификация населения региона, определяющая направленность формирования этнического самосознания и национального сознания респондентов, имеет свою уникальность. Так представители русского этноса склонны прежде всего себя идентифицировать с ближайшим окружением и близкими по мировоззрению людьми. Диаметрально противоположная направленность ценностей у татар - идентификация по политическим предпочтениям.

В заключении представляется возможным констатировать, что в самосознании волжан конца 1990-х - начала 2000-х годов переход от этничности к менталь-ности осуществляется более высокими темпами, чем в целом по стране. Потому процесс формирования национального (этно-национального), российского сознания более динамичен и последователен, чем в Российской Федерации в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александренков, Э.Г. Этническое самосознание. Этническая идентичность / Э.Г. Александренков // Этнографическое обозрение. - 1996. - №3. - С. 11-17.

2. Бромлей, Ю.В. Этнопсихологические процессы в современном мире / Ю.В. Бромлей. - М. : Наука, 1987.

- 446 с.

3. Дробижева, Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе / Л.М. Дробижева // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг.

- М. : Ин-т этнологии и антропологии, 1994. - С. 16-47.

4. Козлов, В.И. Проблема этнического самосознания и его место в теории этноса / В.И. Козлов // Советская этнография. - 1974. - №2. - С. 12-24.

5. Кушнер, П.И. Национальное самосознание как этнический определитель / П.И. Кушнер // Краткие со-436

общения Института этнографии АН СССР. - Вып. 8. -М. : Ин- т этнографии АН СССР, 1949. - С. 64-68.

6. Левкович, В.П. Социально-психологические аспекты этнического самосознания / В.П. Левкович // Советская этнография. - 1983. - №4. - С. 75-78.

7. Мухина. B.C. Современное самосознание народностей Севера / В.С. Мухина // Психологический журнал. - 1988. - Т. 9. - №4. - С. 44-53.

8. Пешкова, В.М. Городское русское население республики Коми: Самосознание, этнические контакты и социокультурные ориентации : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 / В.М. Пешкова. - Сыктывкар, 1999. - 142 с.

9. Почебут, Л.Г. Кросскультурная и этническая психология : учеб. пособие / Л.Г. Почебут. - СПб. : Питер, 2012. - 336 с.

10. Сикевич, З.В. Национальное самосознание русских: социологический очерк : учеб пособие / З.В. Сикевич ; Ин-т «Открытое общество». - М. : Механик, 1996. - 204 с.

11. Солдатова, Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания / Г.У. Солдатова // Познание и общение. - М. : Наука, 1988. - С. 111-125.

12. Стефаненко, Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности / Т.Г. Стефаненко. - М. : Аспект-Пресс, 2000. - 55 с.

13. Хотинец, В.Ю. О содержании и соотношении понятий «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание» / В.Ю. Хотинец // Социологические исследования. - 1999. - №9. - С. 67-74.

14. Юсупов, И.М. Этнопсихология народов Татарстана : учеб. пособие / И.М. Юсупов. - Казань : Познание, 2014. - 223 с.

15. Ерохина, Е.А. Этническое самосознание в межэтнических взаимодействиях : дис. ... канд. философ. наук : 09.00.11 / Е.А. Ерохина. - Новосибирск, 1999. - 153 с.

16. Львина, Е.Д. Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (на материале исследования русских, мордвы, татар и чувашей) : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Е.Д. Львина.

- Самара, 2000. - 171 с.

17. Козлов, В.Е. Межэтническая толерантность и этническое самосознание в условиях крупного полиэтнического города: на примере г. Казань : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 / В.Е. Козлов. - Уфа, 2000. - 195 с.

18. Шарапов, В.В. Особенности национального самосознания населения Среднего Поволжья на рубеже XXXI столетий : монография / В.В. Шарапов. - Самара : ПГСГА, 2010. - 256 с.

19. Юсупов, И.М. Характерологический склад народов Татарстана / И.М. Юсупов // Великая степь : Международ. форум гуманитарных наук. - Астана : Международ. тюркская академия, 2017. - С. 891-897.

20. Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. - 1994. - №1.

- С. 35-52.

21. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х / под ред. Ю.А. Левады. - М. : Мировой океан, 1993. - 300 с.

22. Юсупов, И.М. Этнопсихология народов Татарстана : учеб. пособие. - Казань : Познание, 2014.

- 223 с.

23. Шарапов, В.В. Межэтнические противоречия и проблема толерантности в межнациональных отношениях : монография. - Самара : СГПУ, 2006. - 435 с.

Статья поступила в редакцию 05.05.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.