Научная статья на тему 'Этническое самосознание и практики национальных общностей Беларуси'

Этническое самосознание и практики национальных общностей Беларуси Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2809
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ БЕЛАРУСИ / ETHNIC SELFAWARENESS / ETHNOCULTURAL PRACTICES / NATIONAL COMMUNITIES OF BELARUS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балич Н.Л., Харитонов И.Н.

В статье раскрываются особенности этнического самосознания основных национальных общностей (белорусов, русских, украинцев, поляков), проживающих на территории Беларуси. На основе данных социологических опросов и официальной статистики охарактеризована этническая структура современного белорусского общества, выявлены сравнительные характеристики использования в повседневной жизни этно-идентификационных, лингвистических практик; практик, связанных с этнографическим, историческим и духовным наследием национальных общностей Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic self-consciousness and practices of national communities of Belarus

The article reveals the features of ethnic selfconsciousness of the main national communities (Belarusians, Russians, Ukrainians, Poles) living on the territory of Belarus. Based on the data of sociological surveys and official statistics, the ethnic structure of modern Belarusian society is characterized, comparative characteristics of the use of ethnoidentification and linguistic practices in everyday life, practices associated with the ethnographic, historical and spiritual heritage of the national communities of Belarus are revealed.

Текст научной работы на тему «Этническое самосознание и практики национальных общностей Беларуси»

социология культуры, семьи, идентичностей

УДК 316.722

Н. Л. БАЛИЧ,

кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск, e-mail: nlrminsk@mail.ru

И. Н. ХАРИТОНОВ,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск, e-mail: igor-igor@tut.by

этническое самосознание и практики национальных общностей Беларуси

В статье раскрываются особенности этнического самосознания основных национальных общностей (белорусов, русских, украинцев, поляков), проживающих на территории Беларуси. На основе данных социологических опросов и официальной статистики охарактеризована этническая структура современного белорусского общества, выявлены сравнительные характеристики использования в повседневной жизни этноидентификационных, лингвистических практик; практик, связанных с этнографическим, историческим и духовным наследием национальных общностей Беларуси.

Ключевые слова: этническое самосознание, этнокультурные практики, национальные общности Беларуси.

N. L. BALICH,

Candidate of Sociology, Associate Professor, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: nlrminsk@mail.ru

I. N. HARITONOV,

Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: igor-igor@tut.by

ethnic self-consciousness and practices of national communities of Belarus

The article reveals the features of ethnic self-consciousness of the main national communities (Belarusians, Russians, Ukrainians, Poles) living on the territory of Belarus. Based on the data of sociological surveys and official statistics, the ethnic structure of modern Belarusian society is characterized, comparative characteristics of the use of ethno-identification and linguistic practices in everyday life, practices associated with the ethnographic, historical and spiritual heritage of the national communities of Belarus are revealed.

Keywords: ethnic self-awareness, ethno-cultural practices, national communities of Belarus.

Этническое самосознание национальных общностей Беларуси является тем базисом, на котором основывается осознание своей социально-этнической сущности в общей культуре белорусского народа, имеющего свою историю, национально-этнические черты, традиции, обычаи, ценности, представляющие национальное достояние народа.

Этнические практики показывают, в какой степени сохранились уникальная этническая культура и этнокультурная идентичность. В условиях гло-бализационных, культурно-ассимиляционных процессов важным является изучение актуального состояния данных явлений у белорусов и других основных этнических групп Беларуси (русских, поляков, украинцев).

Этническое самосознание - это осознание индивидом своей принадлежности к определенному этносу, которое выражается в этническом самоопределении и выделении своего этноса от других путем сопоставления и разграничения на основе языка, культуры, религии, а также в наличии определенных представлений о своей этнической группе и себе как ее члене. Данный вид самосознания играет большую роль во многих сферах жизни человека и общества в вопросах этнической консолидации и мобилизации этнической общности, социального самоконтроля и сохранения культурного наследия, межэтнического взаимодействия. На существенную роль этнического самосознания человека указывали многие исследователи: Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробиже-ва, Т. Г. Стефаненко, Г. У. Солдатова, Л. И. Науменко и др.

Этническое самосознание формируется в процессе социализации путем усвоения индивидом знаний об историческом опыте своего народа и его героях, традициях, обычаях, ценностях, то есть всего того, что составляет единство интересов и признаков этнической общности.

Этническая общность обладает этническим самосознанием и самоопределением потому, что существуют общности, обладающие другими этническими признаками, отличающимися от нее. В самом названии содержится основное отличие этноса от других.

Традиционно в структуре этнического самосознания многие исследователи выделяют два основных компонента: когнитивный (представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе различных признаков) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней). Дополняя данную структуру, российский ученый Л. М. Дробижева выделяет на личностном уровне еще и регулятивный элемент, понимая его как «реальный механизм не только осознания, но и регуляции своего поведения как члена определенной группы» [1, с. 12].

Этническое самосознание человека имеет сложную структуру и включает в себя целый комплекс психологических, социальных и культурных факторов, на основе которых происходит отождествление с представителями «своей» этнической общности и социальная дифференциация от других (рис. 1).

Понятие «этническая общность» является, по сути, синонимом понятия «народность». Белорусская народность формировалась на основе племен древнерусской народности (как русская и украинская), когда восточные славяне расселялись на территориях современных Беларуси, Украины, России, вступая во взаимодействие с местными, проживающими ранее на этой территории этносами и усваивая при этом ряд их особенностей. Постепенно складывались

этническое сам осознание

этническая идентичность {осознание того, кто «я у)

этническая консолидация [я, это часть «мы»)

этническая дифференциация («мы» отличаемся от «них»)

этнические установки (убеждения, мнения, суждения об этносе)

этнические стереотипы

(упрощенный, устоявшийся образ этносз)

этническая культура ¡язык, традиции, обычаи, фольклор)

этническая религия (признак веры этносв)

территория проживания этноса

Рис. 1. Факторы этнического самоопределения в структуре этнического самосознания

общая территория, черты бытовой культуры и хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, народное творчество, язык общения, свойственные белорусам. Традиционно считается, что белорусский этнос начал формироваться в ХШ-ХУ1 вв. в результате распада единой древнерусской народности в XII-XIII столетиях. Проживая на территории Великого Княжества Литовского, белорусы заимствовали часть культуры балтских племен. Сегодня этническая культура белорусов включает элементы культуры и языков русского, украинского, польского, литовского, а также еврейского народов.

Этническое самосознание - главное свойство народности. Его формирование происходит более длительно по сравнению с другими признаками. Этническое самосознание проявляется тогда, когда народ начинает выделять себя в качестве отдельной общности от других народов, фиксируя при этом сходства и различия. Находясь среди «своих», человек привыкает к окружению лю-

дей определенного типа внешности, фонетике (звучанию) родного языка, участвует в воспроизводстве этнической культуры (обрядах, праздниках и т. п.) вместе с представителями своей группы, что укрепляет национальное самосознание, способствует этнической консолидации.

Значимую роль в этнической консолидации играет религиозный фактор. Признак веры нередко становится своеобразным признаком народа (русский -значит православный, поляк - католик, еврей - иудей и т. п.).

Решающую роль в преобразовании белорусской народности в белорусскую нацию сыграло формирование белорусского государства с общим экономическим, политическим, территориальным устройством и единством страны.

В соответствии с марксистской традицией, формированию белорусской нации предшествовали такие общности, как род, племя, народность (рис. 2), которые являются стадиями развития этноса. При этом следует отметить, что согласно доминирующей «древнерусской» концепции белорусская народность непосредственно сформировалась не на основе племен, а на основе древнерусской народности.

Понятие «этнос» используется как в широком, так и в узком смысле. Под этносом (в его узком значении) понимается исторически сформировавшаяся целостная группа, объединенная общностью происхождения, языка, культуры и базирующемся на данном основании этническим самосознанием, отражающимся также в наличии этнонима (названия народа). В отличие от нации (как полиэтнической и надэтнической гражданско-политической общности, объединяемой общностью территории-государства, гражданско-политиче-ского сознания), этнос является четко выделяемой на основе этнографических и этнокультурных признаков группой, противопоставляемой другим этническим общностям и имеющей с ними определяемые лингвистические, культурные и иные границы.

ПЛЕМЯ

БЕЛОРУССКАЯ НАРОДНОСТЬ

т БЕЛОРУССКАЯ

НАЦИЯ

Рис. 2. Общности, предшествующие формированию белорусской нации

Под понятием «нация» может пониматься исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, которая функционирует и развивается на территории национального государства и характеризуется правовым регулированием, наличием государственного языка (языков), социальных, экономических, гражданских, политических связей, общностью культуры, менталитета и быта и даже религиозным и национальным многообразием. Становление такой общности усиливает интеграцию представителей других этносов (прежде всего, близкородственных) в единый социальный организм, которым является национальная общность. Под нацией может подразумеваться как поли-, так и моноэтническая общность.

Этноним «белорусы» как название выходцев с современной этнической территории Беларуси «впервые начал употребляться в конце XVI века. К концу XIX века данный термин полностью закрепился за населением современной территории Беларуси» [2].

Белорусский этнос можно определить как исторически сложившуюся, устойчивую социокультурную общность людей, характеризующуюся наличием этнонима «белорусы», белорусского языка и аутентичной этнической культуры, общностью характера, быта, менталитета, традиций, самосознания и уклада жизни.

Белорусскую нацию можно рассматривать как полиэтническую общность, состоящую не только из белорусского этноса, но и традиционно проживающих на ее территории национальных меньшинств: русских, поляков, украинцев и других, объединенных общностью истории, языка, социально-экономических, культурных и гражданских связей, общим укладом жизни и взаимопониманием. Не случайно современное белорусское общество является многонациональным. По состоянию на 01.07.2017 г. в Беларуси зарегистрировано около 200 национально-культурных общественных объединений представителей 26 национальностей [2]. При объединениях созданы творческие коллективы, работают воскресные школы по изучению языка и культуры своего этноса. Национально-культурные общественные объединения активно участвуют в различных мероприятиях республиканского и местного значения, вносят значительный вклад в культурную жизнь Беларуси.

Согласно данным переписи населения Республики Беларусь, проведенной в 2009 г., этнические группы по областям нашей страны распространены непропорционально. Белорусы представляют большинство в населении всех регионов республики [3]. При этом в Могилевской, Гомельской, Минской областях их количество составляет более 88 %, а в Гродненской - около 67 %. Гродненская область интересна тем, что там (по сравнению с другими областями) проживает значительно больше поляков - 21,5 %; в других областях их количество составляет менее 1,5 %.

Русские - вторая по численности национальная группа в стране. Количество русских в Витебской области и г. Минске составляет 10 %.

Украинцев больше всего проживает в Брестской (2,9 %) и Гомельской (2,1 %) областях (рис. 3).

Рис. 3. Распределение по областям наиболее крупных этнических групп Беларуси, согласно переписи населения 2009 г., %

Институт социологии НАН Беларуси регулярно проводит мониторинги общественного мнения по проблемам национального самосознания белорусов и представителей других этносов. Согласно данным республиканского мониторинга, проведенного в июне 2017 г. по репрезентативной выборке (объем 2094 человека), 99,6 % жителей Беларуси отождествляют себя с определенным этносом. Наиболее крупные этнические группы, проживающие в нашей стране, это белорусы - 84 %, русские - 9,5 %, поляки - 2,8 %, украинцы - 1,7 %. Представители других этносов составляют 0,5 %, затруднились с этническим самоопределением 0,4 % (рис. 4).

Рис. 4. Этническая структура белорусского общества, 2017 г., %

В Беларуси созданы все условия для того, чтобы этнические группы могли сохранять свою идентичность и культурные особенности - функционируют соответствующие по языку дошкольные и школьные учебные заведения (белорусские, русские, польские и др.), общественные национально-культурные объединения и организации («Союз поляков Беларуси», «Таварыства бела-рускай мовы iмя Ф. Скарыны» и др.), средства массовой информации, печатаются и публикуются различные издания, проводятся массовые мероприятия, открываются традиционные для этих этнических групп объекты культуры и др. Законодательством страны запрещается дискриминация по этническому признаку. Поэтому можно говорить о том, что условия существования различных этносов в Беларуси близки к мультикультурализму.

Как уже отмечалось выше, под этнонациональной общностью можно понимать как конкретные этнические группы в их традиционном понимании (белорусы как титульная нация, как обособленная этническая группа в высшей стадии своего развития, и другие проживающие в Беларуси этнические («национальные») меньшинства, этнонациональные общности: украинцы, русские, евреи, поляки), так и единую этнонациональную общность Беларуси, которая объединяет все население Беларуси различного этнического происхождения в единой социокультурной целостности. Важно уточнить, что гражданско-политический аспект национального заключается в том, что данные этнонациональные общности находятся в тесном взаимодействии внутри страны и имеют значительные традиционные связи, длительную историю проживания на белорусских землях в условиях единого политического, юридического, экономического, культурного и языкового пространства. Не случайно данные традиционные этнические меньшинства являются самыми многочисленными.

Хотя особенностью этнонациональных общностей Беларуси, прежде всего традиционных, выступает достаточно низкая выраженность этнокультурных особенностей и практик, тем не менее они имеются. Некоторые представители показывают хорошее знание и стремление к сохранению обычаев и традиций своих этнонациональных групп. Особенно, в ряде случаев, в языковой и религиозной сферах. Например, для поляков характерна высокая роль католической церкви и религии в повседневной жизни.

Этнические практики как особый феномен этнического самосознания рассматриваются в качестве предмета в этнопсихологии, этносоциологии, этнографии и охватывают те способы выражения этнокультурных особенностей, традиций, ритуалов или те характерные устойчивые и привычные поведенческие акты, характерные для определенной этнокультурной общности (нации, народа, этнической группы), которые не связываются нами с политической и религиозной сферами и имеют прямое отношение к культуре и этническому самосознанию, идентичности, этнографическим особенностям.

Можно выделить следующие виды этнических практик: лингвистические практики; практики, связанные с использованием и сохранением этногра-

фического исторического материального и духовного наследия; этноиденти-фикационные практики, затрагивающие сферу межэтнических отношений; сохранение и воспроизводство ценностей своего народа (ценностная среда); отдельно выделим суждения, относящиеся к этническим практикам:

лингвистические практики - использование языка этнической, национальной группы, например белорусского, сохранение языковых навыков;

практики, связанные с использованием, изготовлением и сохранением этнографического исторического материального и духовного наследия. К ним относятся знание и использование, например, белорусской национальной кухни, народной медицины, магии, предметов быта, инструментов трудовой деятельности, изобразительных и художественных образцов и форм, национальной одежды, праздничных ритуалов, посещение музеев и памятников и т. д.;

этноидентификационные практики, связанные с осознанием, выражением и сохранением этнической принадлежности. К ним относятся использование символов и знаков, выражение своей принадлежности в действиях, поддержка патриотических сил, патриотизм, передача детям этнокультурных знаний, участие, например, в белорусских «суполках» и т. д.;

ценностные практики - сохранение и приверженность традиционным ценностям своего народа;

суждения, относящиеся к сохранению и воспроизводству этнических практик - персональные позиции и мнения в отношении сохранения и воспроизводства этнических практик.

К этническим практикам можно также отнести участие представителей этнонациональных меньшинств в общественных объединениях, имеющих отношение к их этническим группам. Например, только в Гродненской области осуществляют уставную деятельность 24 национальных общественных объединения, созданные представителями 13 национальных общностей: 3 польских, 6 литовских, 4 еврейских, 2 украинских, а также по одному объединению русских, татар, татаро-башкир, казахов, чувашей, грузин, армян, азербайджанцев и цыган. Действуют 6 Домов поляков и Литовский центр культуры, образования и информации [4]. Областным исполнительным комитетом, горрайисполкомами оказываются различные формы поддержки уставной деятельности национальных общественных объединений: предоставляются на льготных условиях и безвозмездно помещения для проведения уставной деятельности, культурных, образовательных, спортивных и иных мероприятий, в том числе организационная и методическая помощь.

В настоящее время в Беларуси зарегистрировано 77 польских общественных объединений, 48 еврейских, 18 русских, 13 украинских, 10 литовских и других [5], каждое из которых стремится сохранить свое этнокультурное наследие.

Важным аспектом этнокультурных практик этнических групп является интерес к жизни и истории своих народов, с которыми у них имеются контакты: в Польше, России, Украине. Причем интерес не только к народам как

Белорус Русский Украинец Поля«

■ Да ■ Нет ■ Затрудняюсь ответить

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Можете ли Вы сказать о себе, что Вы владеете языком своей национальности или изучаете его?», %

таковым: полякам, русским, украинцам, но и к этим странам. Получение информации из различных СМИ, изучение истории, интерес к исторической памяти, воспроизводство этнокультуры можно определять как этнокультурные практики, связанные с этнонациональной принадлежностью.

В рамках национального опроса, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в июне 2016 г. методом интервью (количество респондентов -1502 человека)1, были выявлены популярность и распространенность различных этнокультурных практик: осознание себя представителем определенной национальности, знание и воспроизводство традиций и обычаев, владение языком своей национальности, членство в национальных объединениях и др. Также была подтверждена историческая взаимосвязь между национальной и конфессиональной принадлежностью.

Результаты опроса показали, что такие практики, как отмечание традиционных праздников; прослушивание, просмотр и чтение произведений на национальном языке; приготовление и заказ блюд национальной кухни; посещение памятных национальных мест довольно широко представлены в повседневной жизни. Наиболее популярной этнокультурной практикой является приготовление блюд национальной кухни (часто и периодически готовят около 62 % опрошенных), наименее популярно - посещение исторических (памятных) мест (посещают с разной периодичностью около 32 % опрошенных).

Большинство представителей каждой из ведущих этнических групп Беларуси указали, что владеют языком своей национальности или изучают его

1 «Этнокультурные практики в структуре повседневности белорусов и россиян» (договор с БРФФИ № Г15Р-032 от 04.05.2015 г., научный руководитель - Н. Л. Балич).

(рис. 5). При этом наиболее высокий уровень владения и изучения родного языка демонстрируют респонденты русской национальности (83,2 %), низкий - белорусской национальности (62,7 %).

Каждый этнос использует свои приемы и методы трансляции и передачи культурного опыта в повседневной жизни. Практики поддержания этнической идентичности реализуются в осознанных действиях: владении и изучении родного языка, практике языкового общения с представителями своей национальности, включенности в национальные объединения. В семейной сфере культурный опыт воплощается в приобщении детей к культуре, традициям и религии своего народа, сохранении традиционных предметов быта, одежды от предков в семье.

Неотъемлемой частью этнокультуры и быта народов являются национальные традиции и обычаи, выступающие эталоном и нормой поведенческих ориентаций в различные периоды жизни человека, связанные с созданием семьи, семейно-бытовым укладом, религиозной жизнью, народными праздниками и гуляньями (Коляды, Масленица, «Гуканне вясны», Иван Купала, Яблочный спас, Дожинки) и др.

Устойчивость традиций и обычаев обеспечивается их структурой, в основе которой общие действия, ценности, нормы и принципы общественного поведения, передаваемые из поколения в поколение как особая форма социального и культурного опыта [6].

Данные опроса показали, что самооценка респондентов уровня собственных знаний о традициях и обычаях народа своего этноса, в целом, невысокая. Подавляющее большинство респондентов, отвечая на вопрос: «Как хорошо Вы знаете традиции и обычаи народа своей национальности?», чаще всего отмечают, что имеют о них лишь общее представление (рис. 6).

Зкаюхорошо Имрюпбщее Ничего не 1ндю о них Нетотвдтз

представление

■ Белорусы ш Русские ■ Украинцы ■ Поляки

Рис. 6. Самооценка знаний национальных традиций и обычаев в этнонациональных группах (белорусов, русских, украинцев, поляков), 2016 г., %

Рис. 7. Распространенность этнических практик в отдельных этнонациональных группах (белорусов, русских, поляков, украинцев), 2016 г., %

Больше всего респондентов, которые считают, что хорошо знакомы с обычаями и традициями народа своей национальности, зафиксировано среди поляков (25,8 %). Белорусы выше (по сравнению с русскими и украинцами) оценивают свои знания о национальных традициях и обычаях (знают хорошо 22,5 %), реже указывают об их отсутствии среди всех этнических групп (9,8 %). Русских и украинцев, напротив, больше среди тех, кто отметил, что не имеет знаний о традициях и обычаях своего народа.

Если рассмотреть распространенность этнокультурных практик, активность их использования у основных этнонациональных групп Беларуси (белорусов, русских, поляков, украинцев), то представляется следующая картина (приводится для выявления следования традициям и обычаям своей этнической общности; выявления этноидентификационных практик, связанных с осознанием этнической принадлежности; лингвистических практик владения и поддержания языка своей этнической группы: включенность в работу национальных объединений и др. (рис. 7).

Обращает внимание тот факт, что поляки, украинцы и русские заметно в большей степени реализуют лингвистические практики, связанные

с языком народа своей национальности, чем белорусы. Приблизительно в одинаковой степени представители всех этносов обращаются к практикам, связанным с использованием национальной кухни. Менее популярно посещение исторических, памятных мест, где в меньшей степени реализуют данные практики представители украинского этноса, и участие в деятельности национальных объединений, где также среди украинцев не было зафиксировано ни одного положительного ответа. Отмечание традиционных праздников своего народа - одна из наиболее популярных (после лингвистических) практик среди всех этносов, за исключением русских, которые в меньшей степени отмечают традиционные праздники своего народа. По этноидентификационным практикам заметно отличие русских и украинцев от белорусов и поляков по той степени, в которой они осознают себя представителями своей национальности, а также более активное участие русских и поляков в этнонациональ-ных объединениях.

Подробный анализ этноидентификационных практик среди выделенных этнических групп (рис. 8) свидетельствует, что высшие степени идентификации приблизительно одинаково распространены среди белорусов, русских, поляков, за исключением украинцев. В то же время в пропорциональном от-

Рис. 8. Степень осознания себя представителем своего этноса, 2016 г., %

ношении заметно больше поляков и русских осознают себя в малой степени представителями своей национальности, по сравнению с белорусами, украинцами. Среди тех, кто совсем не осознает, больше всего украинцев (17,5 %) и русских (12,8 %). Подобный результат может свидетельствовать о недостаточных возможностях или потребностях поддержания своей этнической идентичности. Также следует учитывать фактор долговременного проживания данных этносов на территории Беларуси (во втором, третьем поколении), что способствовало отождествлению себя с белорусским народом, его традициями и обычаями и, соответственно, размыванию своей этнической идентичности.

Что касается практик, связанных с использованием и сохранением этнографического духовного наследия (рис. 9), то проведенное эмпирическое исследование позволяет выявить следующие особенности: поляки и белорусы заметно чаще, по сравнению с русскими и украинцами, отмечают традиционные праздники своего народа. В то же время в группе поляков больше всего респондентов (9,5 %) указало на то, что никогда не отмечают такие праздники.

Заметно больше белорусов, по сравнению с русскими и поляками, указало на то, что редко посещают памятные места, связанные с культурой и историей своего народа, что несколько удивляет, поскольку в Беларуси таких памятников много и находятся они относительно рядом, учитывая небольшую территорию республики (рис. 10). Для поляков, проживающих в Беларуси, сложнее выезжать в Польшу для посещения аналогичных исторических и памятных мест с учетом получения визы. Тем не менее их активность не уступает белорусам. При этом вновь обращает на себя внимание более высокий процент тех поляков Беларуси (33,6 %), кто никогда не посещал памятные места Польши. Чаще это люди пенсионного возраста, не имевшие такой возможности в СССР и, вероятно, испытывающие трудности с такими визитами в настоящее время. Также следует учитывать фактор долговременного проживания поляков в Беларуси, территориальное соседство с Польшей, передел польско-белорусских границ (рис. 10).

Следование кулинарным традициям - также одна из форм воспроизводства этнокультурных практик. В национальной кухне систематизированы кулинарные традиции, мастерство наций и этнических групп, обладающих своей ярко выраженной национальной кулинарией.

Среди выделенных этнических групп наиболее часто (по сравнению с другими) готовят или заказывают блюда своей национальной кухни украинцы (49,5 %) и русские (32,6 %). Белорусы и поляки чаще других указывают на периодическое (по 36 %) и редкое использование национальной кухни (22-24 %). Несмотря на самый большой объем украинцев, часто готовящих блюда национальной кухни, в данной группе также зафиксировано больше всего респондентов (20,1 %), сообщивших о том, что никогда не готовят и не заказывают блюда своей национальной кухни (рис. 11).

Нет ответа Часто Иногда Редко Никогда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Белорусы ■ Русские ■ Поляки «Украинцы

Рис. 9. Отмечание традиционных праздников своего народа, 2016 г., %

Часто Иногда Редко Никогда

I Белорусы ■ Русские ■ Поляки ■ Украинцы

Рис. 10. Посещение исторических (памятных) мест своего народа, 2016 г., %

36н8 36,6

Нет ответа Часто иногда Редко Никогда

■ Белоруса Ш Русские иПолкки ИУкрэннцы

Рис. 11. Частота приготовления блюд национальной кухни, 2016 г., %

Подробный анализ результатов, касающихся лингвистических практик на досуге (рис. 12), показывает, что среди белорусов и поляков доля тех, кто часто читают книги, смотрят фильмы, передачи на языке народа своей национальности, меньше, чем у русских и украинцев (9,4 % и 17,9 %). Доля поляков и украинцев, не читающих книги, не смотрящих фильмы, телепередачи на своем национальном языке заметно выше, по сравнению с русскими. Не может не вызывать тревогу значительное количество белорусов (23,7 %), не использующих белорусский язык на досуге. Также среди всех национальных групп больше всего белорусов (37,9 %), которые редко реализуют такие пра-

Рис. 12. Чтение книг, просмотр фильмов, передач на языке народа своей национальности, 2016 г., %

Белорусы Русские Украинцы Поляки

|п Православные ■ Католики □ Протестанты □ Старообрядцы ■ Другое

Рис. 13. Осознание себя представителем определенной религии, 2016 г., %

ктики. Можно их рассматривать как пассивных носителей, которые потенциально могут более часто потреблять белорусскоязычные артефакты.

Важным в структуре этнического самосознания белорусской нации является конфессиональная самоидентификация (принадлежность к религии) как элемент этнического самоопределения. Полученные данные частично подтверждают тезис о взаимосвязи этнического и религиозного факторов (рис. 13). Среди белорусов и поляков, проживающих в Беларуси, есть последователи как православия, так и католичества в разном соотношении (среди белорусов значительно больше православных; среди поляков, наоборот, католиков). Среди русских и украинцев нет католиков, что и неудивительно, поскольку католицизм не был этнической религией русского и украинского этносов, враждующих с поляками в прошлом. На Руси широко было распространено старообрядчество. К данной религии себя отнесли только русские -1,3 % респондентов. Протестантов значительно меньше - 0,5 %, к которым отнесли себя белорусы.

Важным аспектом вопроса об этническом самосознании белорусской нации является выявление того, считают ли они себя патриотами Беларуси. Для анализа использованы данные республиканского мониторинга, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в июне 2017 г. по репрезентативной выборке (объем респондентов - 2094 человека). Подавляющее большинство считают или скорее считают себя таковыми (66,2 %), что свидетельствует о достаточном высоком уровне патриотизма как компоненте этнического самосознания белорусской нации (рис. 14).

Важной составляющей этнического самосознания является представление о своей национальной группе. Были оценены различные качества, прису-

Рис. 14. Осознание себя патриотом Беларуси (население Беларуси), 2017 г., %

щие национальному характеру белорусов (рис. 15). Среди различных качеств, таких как энергичность, трудолюбие, толерантность, сплоченность, скромность, свободолюбие, самоуважение, прогрессивность, предприимчивость, дружелюбие, ответственность и др., больше всего, по мнению опрошенных, белорусам присуще трудолюбие, дружелюбие, скромность, отзывчивость, толерантность, искренность. В меньшей степени выражено мнение о свойственности белорусам таких качеств, как прогрессивность, предприимчивость, креативность, инициативность.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что роль этнокультурных практик в повседневной жизни современного белорусского общества

Нет ответа

Рис. 15. Присущие белорусам личностные качества, 2017 г., %

и их воспроизводство среди различных этнических общностей невысока. Значительное количество представителей белорусского, русского, украинского, польского этносов, проживающих на территории Беларуси, никогда не прибегают или прибегают редко к различным практикам своей этнокультурной общности. При этом они по-прежнему имеют большое значение для сохранения культурного наследия каждой из них. Широко представлены практики, прежде всего, в сфере празднования традиционных дат, использования национальной кухни, потребления литературного и аудиовизуального контента. Основное отличие белорусов от русских, украинцев и поляков - более редкое использование национального языка в быту и повседневной жизни, меньший интерес к его изучению. Несомненно, в будущем потребуется ряд мер, призванных популяризировать белорусский язык, прежде всего среди молодежи, для сохранения лингвистического наследия и культуры белорусов.

Высшие степени идентификации в качестве представителя своего этноса приблизительно одинаково распространены среди белорусов, русских и поляков. Доля тех, кто не осознает себя представителем конкретного этноса, больше всего среди украинцев и русских, кто осознает в малой степени - русских и поляков, что свидетельствует о недостаточной потребности в поддержании своей этнической идентичности, а также комфортном сосуществовании различных этносов в Беларуси. Также следует учитывать фактор долговременного совместного проживания белорусов, русских, украинцев, поляков на территории Беларуси (во втором, третьем поколении), что способствовало отождествлению себя с белорусским народом, его традициями и обычаями и, соответственно, размыванию идентификационных границ в связи с общностью языка и культуры.

Список использованных источников

1. Дробижева, Л. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика / Л. М. Дробижева // Совет. этнография. - 1991. - № 1. - С. 12.

2. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president.gov.by. - Дата доступа: 04.08.2017.

3. Перепись населения 2009 года [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. - Дата доступа: 04.08.2017.

4. Национально-культурные объединения [Электронный ресурс] // Гродненский областной исполнительный комитет. - Режим доступа: http://www.region.grodno.by/ru/nac-kult_objed-ги/. - Дата доступа: 06.08.2017.

5. Список национально-культурных общественных объединений, зарегистрированных в Республике Беларусь [Электронный ресур] // Уполномоченный по делам религий и национальностей. - Режим доступа: http://belarus21.by/Articles/nac_cult_ob. - Дата доступа: 06.08.2017.

6. Балич, Н. Л. Этнокультурные практики - основа воспроизводства культурного кода восточных славян / Н. Л. Балич // Социол. альм. - Минск, 2017. - Вып. 8. - С. 193-207.

Поступила 30.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.