Научная статья на тему 'Характерные черты самосознания волжан на рубеже XX–XXI столетий'

Характерные черты самосознания волжан на рубеже XX–XXI столетий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
470
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕНТАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шарапов Вячеслав Викторович

В статье представлен научно-теоретический анализ структуры и развития этнического самосознания, своеобразия межэтнической и межкультурной коммуникации этносов Среднего Поволжья. Исследование этнических стереотипов (автои гетеростереотипов) этносов Среднего Поволжья позволяет составить полноценную картину межэтнических отношений в данном регионе России, объяснить психологическую природу особенностей самосознания волжан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шарапов Вячеслав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Characteristic Features of Identity of the Volga Region’s Native at the Turn of the XX–XXI Centuries

This article is devoted to the scientific and theoretical analysis of structure and development of the ethnic identity and the ethnic communication of the Middle Volga region’s ethnos. Studying the ethnic stereotypes (autoand heterostereotypes) the author composes the full picture of interethnic communications in this region of Russia. The author also explains the psychological kind of Middle Volga people’s identity.

Текст научной работы на тему «Характерные черты самосознания волжан на рубеже XX–XXI столетий»

См.: Цапок В. А. Научное творчество : философские аспекты // Вопр. философии и права. Кишинев, 1993. № 2. С. 15-20.

УДК 159.922

В. В. Шарапов

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия E-mail: [email protected]

В статье представлен научно-теоретический анализ структуры и развития этнического самосознания, своеобразия межэтнической и межкультурной коммуникации этносов Среднего Поволжья. Исследование этнических стереотипов (авто- и гетеро-стереотипов) этносов Среднего Поволжья позволяет составить полноценную картину межэтнических отношений в данном регионе России, объяснить психологическую природу особенностей самосознания волжан.

Ключевые слова: этническое самосознание, межэтническое и межкультурное взаимодействие, этническая идентификация, идентичность, толерантность, ментальные представления, этнический стереотип.

The Characteristic Features of Identity of the Volga Region's Native at the Turn of the XX-XXI Centuries

V. V. Sharapov

This article is devoted to the scientific and theoretical analysis of structure and development of the ethnic identity and the ethnic communication of the Middle Volga region's ethnos. Studying the ethnic stereotypes (auto- and hetero stereotypes) the author composes the full picture of interethnic communications in this region of Russia. The author also explains the psychological kind of Middle Volga people's identity.

Key words: ethnic identity, interethnic and intercultural communication, ethnic identification, identity, tolerance, mental representations, ethnic stereotype.

На рубеже 90 - начала 2000-х гг. в Российской Федерации наряду с позитивным ростом этнич-ности наблюдался бурный всплеск этноцентризма, этнической нетерпимости, межнациональной конфронтации. С распадом СССР на его территории сложились принципиально новые условия межнационального взаимодействия. Тенденции к объединению по национальному признаку, социально-экономические проблемы привели к обострению межнациональных противоречий. Территориальные споры, реинтерпретация исторических фактов, притязания этносов на право считаться коренными и на особый социальный статус - все это также порождает тенденции к

6 См.: Николко В. Н. Творчество как новационный процесс (философско-онтологический анализ). Симферополь, 1990. 190 с.

национальной нетерпимости и разобщенности, приводит к национальным конфликтам, миграции, появлению вынужденных переселенцев и беженцев, обостряет проблемы адаптации человека в инокультурной среде. В этих условиях изучение проблем становления национального самосознания, его особенностей, а также межкультурного взаимодействия наций, проживающих на территории бывшего Советского Союза, в частности в Российской Федерации, становится особенно актуальным. Наш научный интерес связан с многонациональным Поволжским регионом, особенно с его центральной частью - Средним Поволжьем, территорией этногенеза целого ряда наций. Исторически сложилось, что здесь на протяжении многих веков проживали и проживают представители различных наций и народов, взаимодействующих друг с другом.

Своевременность подобного исследования в научно-теоретическом отношении определяется, прежде всего, возрастанием роли психологического изучения этнического самосознания. Проблема этнического самосознания непосредственно связана с разработкой и изучением одной из фундаментальных тем психологической науки - сознания и самосознания, причем изучением не абстрактным, а эмпирически обогащенным. Главной задачей научных изысканий в данном направлении, на наш взгляд, является анализ специфики этнического самосознания и особенностей взаимодействия этносов одного из наиболее полиэтничных регионов Российской Федерации - Среднего Поволжья.

Этническое самосознание как интегральное образование детерминировано группой факторов:

I. Этнотерриториальной дисперсией: 1) пространственно-временной фактор: а) вектор более высокого уровня этнического самосознания направлен от диффузности к компактности расселения этноса (оптимальный уровень этнического самосознания аккумулирует в себе высокую степень этнической идентификации и, как следствие этого, позитивную этническую идентичность);

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ САМОСОЗНАНИЯ ВОЛЖАН НА РУБЕЖЕ XX-XXI СТОЛЕТИЙ

б) степень полиэтничности/моноэтнич-ности населения рассматриваемой территории; тип поселения (проявление оптимального уровня этнического самосознания характерно для наиболее полиэтничных регионов, более крупных населенных пунктов);

в) своеобразие пропорции в соотношении численного большинства / меньшинства этносов; уровни задействования мажоритарного и миноритарного языков (пропорциональное преобладание численного большинства над меньшинством обусловливает более широкую сферу применения мажоритарного языка - одного из основных критериев естественной, гармоничной ассимиляции этносов, с одной стороны, и их интеграции в более крупную этнокультурную и/или этногосудар-ственную общность, подразумевающую наличие у данных этносов оптимального уровня этнического самосознания, с другой стороны);

г) временные параметры проживания этноса на той или иной территории (более продолжительное время освоения этносом того или иного региона определяет становление позитивной этнической идентичности, самосознания и толерантности; оптимального баланса в системе соотношений авто- и гетеростереотипов);

2) территориально-(национально)-админи-стративный фактор (устройство):

а) своеобразие межэтнического и межкультурного взаимодействия, количественное соотношение титульной нации и иных этносов. Влияние на специфику становления (проявления) этнического самосознания наций совпадения категорий «титульность» и «доминантность»;

б) характерные особенности межэтнической и межкультурной коммуникации титульной и доминантной наций, этнических меньшинств (в национальных субъектах Российской Федерации становление этнического самосознания наций определяется стратегией взаимодействия титульной нации с другими этносами, принятой как на формальном, так и неформальном уровнях);

II. Этнопрофессиональной (культурной) и половозрастной дисперсией:

1) социально-профессиональный (культурный) фактор:

а) соотношение в пределах этнических границ той или иной нации представителей высококвалифицированных и малоквалифицированных профессий, работников физического и умственного труда (чем менее квалифицирован труд, тем более высока вероятность проявления деформированной этнической идентичности, гипо- и гиперэтнической идентичности, низкого уровня этнического самосознания и толерантности. Если в процентном соотношении данная часть населения преобладает или доминирует, то можно утверждать, что в пределах этнических границ того или иного этноса имеются объектив-

ные потенциальные предпосылки формирования межэтнических противоречий, напряженности, а в перспективе - конфликтов. Если процентное соотношение иное, когда преобладает высококвалифицированный труд, то есть все основания предполагать, что становление этнической идентичности, самосознания и толерантности наций будет иметь оптимальный позитивный характер);

б) образовательный уровень представителей той или иной нации (чем выше уровень образования, тем в большей степени его обладатель склонен к проявлению высокого уровня этнического самосознания);

в) тактика и стратегия деятельности национально-культурных обществ, СМИ, учреждений сферы культуры, конкретных представителей творческих профессий (концептуальная направленность деятельности данных составляющих этнокультурной активности нации - этнический сепаратизм/изоляционизм или этническая коммуникация/интеграция определяют особенности этнического самосознания);

2) половозрастной фактор:

а) содержание этнических брачно-семей-но-родовых взаимоотношений (чем гармоничнее данные взаимоотношения, чем прочнее институт семьи, тем существеннее объективные предпосылки становления позитивной этнической идентичности, высокого уровня этнического самосознания и толерантности, при этом женщины более позитивны, чем мужчины);

б) своеобразие детско-родительских отношений. От характера этнической направленности и степени взаимопонимания детей и родителей зависит процесс становления и проявление этнического самосознания подрастающего поколения. Молодежь более толерантна к представителям иных этносов, чем представители других возрастных групп, более позитивна в формировании этнических и ментальных представлений об окружающей действительности.

Становление и проявление этнической идентичности, этнического самосознания, толерантности и территориальной ментальности наций Среднего Поволжья определяется также уникальностью этногенеза населения данного региона, который начинался за пределами исследуемой территории. В результате все этносы, осваивавшие данный регион и взаимодействовавшие друг с другом, находились практически в одинаковом политическом, правовом и социально-экономическом положении, что заложило основу становления российской идентичности и самосознания.

Неизменной составляющей самосознания любого этноса является стереотип поведения. Исследование этнических стереотипов имеет большое значение для составления полноценной картины этнического самосознания и межэтнических отношений. Вскрытие механизмов функционирования

этнических стереотипов в значительной степени объясняет психологическую природу этнического самосознания. Этническое самосознание, в свою очередь, является исходной точкой в изучении этнопсихологических особенностей того или иного народа. С социально-психологической точки зрения этнический стереотип следует рассматривать как социальный продукт, детерминированный различными социальными процессами, внутри-групповой и межгрупповой активностью.

Ведущую роль в утверждении и трансформации этнических стереотипов играют экономические, политические и другие причины. К ним относится весь комплекс экономических, политических и культурных взаимоотношений стереотипизируемой и стереотипизирующей групп. Под воздействием этих и других причин этнические стереотипы могут трансформироваться в предрассудки и предубеждения.

Многие ученые отмечают исторически устойчивый характер содержания большинства

Ни у одной из национальностей мы не обнаружили значительных различий между двумя типами стереотипов в негативных характеристиках, кроме украинцев: среди них распространено мнение, что «властолюбие» более свойственно украинцам, чем русским (28% против 14%). Что касается позитивных характеристик, то у чувашей,

этнических стереотипов, в первую очередь, негативных, передающихся из поколения в по-коление1. Содержание этнического стереотипа составляют черты и свойства, приписываемые обладателями стереотипа своей и чужой группам. В результате выделяются два взаимосвязанных в самосознании вида этнических стереотипов: автостереотип (совокупность атрибутивных представлений о действительных и воображаемых специфических чертах собственной этнической группы) и гетеростереотип (совокупность атрибутивных признаков других этнических групп)2. Исследуя национальные стереотипы Среднего Поволжья, мы предлагали респондентам ответить на вопросы, характеризующие национальное большинство (русских) и конкретную этническую группу (табл. 1).

Полученные данные указывают на вполне сбалансированную структуру авто- и гетеросте-реотипов во всех национальных группах, охваченных исследованием.

например, не обнаружено никаких различий между авто- и гетеростереотипами. У представителей мордвы автостереотип преобладает над гетеросте-реотипом лишь по такому свойству характера, как чувство собственного достоинства (63,6-51,0%). Именно эта характеристика демонстрирует преобладание автостереотипов и у татар (78,4-53,6%),

Таблица 1

Национальные стереотипы волжан, % к числу представителей данной национальности

Чуваши Мордва Татары Евреи Украинцы

Г А Г А Г А Г А Г А

Гостеприимные 84,8 74,7 82,8 80,8 78,8 95,0 77,2 68,3 90,0 89,4

Открытые, простые 74,7 72,7 72,7 66,7 75,8 59,7 60,4 36,4 79,0 74,5

Властолюбивые 19,4 10,2 15,3 24,5 23,7 32,3 15,0 20,6 14,0 28,0

Надежные, верные 52,1 51,5 53,5 61,6 50,5 59,4 37,0 56,4 63,6 62,8

Миролюбивые 71,7 72,4 73,5 72,4 73,2 11,6 60,4 67,3 78,8 79,8

Лицемерные, хитрые 5,2 4,0 12,1 11,2 12,5 12,6 10,0 14,1 8,1 15,2

Свободолюбивые 67,3 58,6 64,6 66,3 61,9 78,4 45,0 54,1 69,4 78,3

Культурные 41,2 36,7 40,8 37,4 46,4 36,7 26,0 65,0 47,0 54,3

С чувством собственного достоинства 59,6 49,0 51,0 63,6 53,6 78,4 42,0 65,3 60,6 74,5

Заносчивые 14,1 10,2 20,2 12,1 18,6 20,6 11,0 12,1 11,0 15,1

«Забитые» 13,1 10,1 15,3 12,2 14,6 5,2 8,2 10,2 10,0 6,5

Готовые прийти на помощь 76,5 73,7 68,4 74,7 72,7 38,9 64,0 59,0 80,0 76,6

Терпеливые 77,8 70,7 73,5 80,8 86,9 30,6 75,0 69,3 89,0 77,7

Навязывающие свои обычаи 7,1 5,1 5,1 7,1 13,4 8,6 6,1 2,0 5,0 8.6

Примечания. А - автостереотипы; Г - гетеростереотипы.

евреев (65,3-42,0%), украинцев (74,5-60,6%).

У украинцев отмечен более высокий авто стереотип по свойству «миролюбивые»; у татар - по таким свойствам, как «гостеприимные» (95,078,8%), «надежные», «верные» (59,4-50,5%), «свободолюбивые» (78,4-61,9%); у евреев оказался более высоким, чем средний, показатель различий по следующим качествам: «открытые, простые» (36,4-60,4%), «надежные» (56,4-37,0%), «культурные» (65,0-26,0%).

На основании проведенного научного эксперимента можно утверждать, что различные национальные группы исследуемого региона имеют специфический комплекс авто- и гетеро-стереотипов в этнической сфере. Наименее явной эта специфика выглядит у чувашей, в чьей среде разница между стереотипами относительно самих себя и относительно русских выражена слабо. В этом смысле особо следует отметить представителей татарской и еврейской общин: у них наиболее яркие различия в авто- и гетеростерео-

Уровень толер

типах, наиболее четко выраженная национальная идентификация.

Немаловажный интерес представляют определение и сравнение степени этнического предпочтения в процессе межкультурного и межэтнического взаимодействия русского населения Поволжья с мигрантами и с представителями коренных этнических образований. В процессе исследования в качестве методического инструментария мы использовали модифицированную нами кумулятивную шкалу Э. Богардуса. В научный эксперимент были вовлечены 11 этносов (как коренных, так и мигрантов), которые наиболее широко представлены в регионе. В результате проведенного исследования обозначилась следующая этнопсихологическая картина: наиболее лояльное отношение респонденты продемонстрировали к людям коренных национальностей (татары, немцы, евреи, мордва, чуваши): их представители получили наибольшее число положительных ответов: от 580 до 620 из 800 возможных (табл. 2).

Таблица 2

ности волжан

Национальность Суммарная оценка 1 группа (молодежь) 2 группа (старшее поколение)

П Н П Н П Н

Татары 620 20 340 0 280 20

Немцы 610 20 330 10 280 10

Евреи 610 30 300 10 310 20

Мордва 600 0 320 0 280 0

Чуваши 580 20 310 10 270 10

Армяне 550 30 310 0 240 30

Азербайджанцы 450 110 290 10 160 100

Узбеки 410 120 290 30 120 90

Чеченцы 380 150 230 60 150 90

Таджики 350 150 220 40 130 110

Цыгане 220 220 150 80 70 140

Примечание. При суммарной оценке в 1 группе - максимальное число положительных выборов - 800, негативных - 400; во 2 группе - максимальное число положительных выборов - 400, негативных - 200; П - позитивный выбор; Н - негативный выбор.

Из некоренных этносов к местному населению ближе всего армяне. Соотношение позитивных и негативных выборов у них оказалось примерно таким же, как у местного населения, несмотря на то, что их историческая родина находится далеко за пределами Поволжья. На наш взгляд, это связано с тем, что армяне относительно давно обосновались в регионе (первая волна миграции данного этноса приходится на начало XX столетия), а также с преобладанием в диаспоре людей высококвалифицированных профессий, интеллигенции. После известных событий в Карабахе, затем после разрушительного землетрясения в Армении в 1989 г. в Поволжье

на постоянное жительство переехало много армян так называемых «новых миграционных волн». Большинство из них благополучно адаптировалось, о чем свидетельствует вполне лояльное отношение к ним коренного населения. В настоящее время армянская община в Поволжье является одной из самых крупных среди диаспор этносов-мигрантов.

Другие этнические образования - азербайджанцы, узбеки, таджики, таджикские цыгане, чеченцы - по соотношению положительных и негативных выборов заметно отличаются от коренных национальностей и армян. Соотношение положительных и отрицательных оценок у них

приблизительно одинаковое: негативных ответов - от 110 до 150 из 400 возможных (см. табл. 2). С нашей точки зрения, данный факт объясняется тем, что с вышеперечисленными этносами респонденты связывают свои худшие опасения: рост преступности и инфекционные заболевания, угрозу личной безопасности, мошенничество и т. д. В этой связи отметим традиционно нетерпимое отношение волжан к цыганам, что подтверждается самым малым по сравнению с остальными этносами количеством положительных выборов и рекордно большим числом отрицательных. Только у представителей данного этнического образования оказалось равным чис-

ло негативных и позитивных ответов. У прочих национальностей позитивные выборы как минимум в два раза превышают число негативных (таджикские цыгане).

Рассмотрим степень этнической близости волжан молодого и старшего возрастов с людьми различных национальностей (рис. 1). Особенно заметна разница в отношении респондентов к коренным и некоренным этносами. Армяне и цыгане по результатам ответов оказались в противоположных группах. В плане толерантного восприятия армяне более близки к коренным этносам, цыгане - наиболее отдалены от всех некоренных этносов.

Рис. 1. Соотношение положительных и отрицательных оценок восприятия этносов волжанами: П - положительные оценки; Н - отрицательные оценки

Следует отметить, что респонденты молодого возраста оказались более терпимыми по отношению к другим национальностям (рис. 2). Оценка молодежью коренных этносов несколько выше, чем у респондентов старшего возраста (рис. 3), но остается достаточно близкой к оценке второй возрастной группы. А вот отношение к приезжим этносам и цыганам существенно различается. У старших по возрасту респондентов суммарные оценки некоренных национальностей не превышают +60, исключение составляют армяне (+210). У цыган суммарная оценка оказалась отрицательной (-70). Молодежь демонстрирует большую терпимость по отношению к приезжим этносам: суммарные оценки колеблются от +310 (у армян) до +70 (у цыган). Самая низкая оценка (у цыган) на 14 пунктов выше, чем у старших по возрасту респондентов-волжан.

Итак, результаты исследования показали, что взаимоотношения между коренными этносами

региона можно назвать стабильными, не внушающими опасений, имеющими большой запас толерантности, причины которой кроются в исторически сложившихся формах межэтнических и межкультурных взаимодействий, основанных на длительном бесконфликтном проживании данных наций. В массовом сознании населения большинство «малых» этносов Поволжья определяются как «свои», как русские (исключением являются цыгане). Негативные стереотипы восприятия цыганской национальности включают представления об асоциальном образе жизни цыган, их связи с криминалом, с «богатством, нажитым нечестным путем».

Как показали результаты исследования, фиксируется четкая граница между восприятием коренных этносов и мигрантов, включая вынужденных переселенцев, беженцев, экономических мигрантов (мигрантов из трудоизбыточных регионов). Восприятие мигрантов в массовом сознании

Рис. 2. Восприятие этносов молодежью: П - положительные оценки; Н - отрицательные оценки

Рис. 3. Восприятие этносов старшим поколением: П - положительные оценки; Н - отрицательные

оценки

атрибутируется различными страхами: опасностью подвергнуться нападению, оказаться ущемленным в тех или иных правах, оказаться в худшем материальном положении и т. д.

Подчеркнем: ситуация на рынке труда, сложившаяся в настоящее время в Поволжье, не является фактором, дестабилизирующим межнациональные отношения. Конкуренция за высококвалифицированные и престижные рабочие места расценивается местным населением как нормальное явление и не связывается в их сознании с ростом числа инонациональных мигрантов.

Заполнение приезжими низкоквалифицированных и низкооплачиваемых рабочих мест, малопривлекательных для местного населения, не вызывает негативных реакций. Вместе с тем отношение к деятельности предпринимателей-мигрантов неоднозначно. Молодежь региона в большинстве случаев расценивает ее как позитивное явление, оказывающее положительное влияние на экономику Поволжья. Люди старшего возраста более критичны в оценке деятельности приезжих предпринимателей. Коренные волжане, особенно из числа малообеспеченных, ощущают себя экономически

дискриминированными по сравнению с предпринимателями-мигрантами и нередко переносят свое негативное отношение на национальность в целом. Фрустрированное восприятие экономического неравенства, порождающее у местного населения чувство несправедливости, способствует формированию негативных этнических стереотипов восприятия мигрантов и при определенных обстоятельствах может стать источником напряженности и конфликтов в межэтнических отношениях.

Однако, подводя итог исследованию данного аспекта, считаем возможным констатировать, что в регионе отсутствует конфликтогенное поле, провоцирующее межэтнические противоречия и разногласия. В Поволжье в целом межнациональная ситуация не создает опасного уровня конфликтогенности среди людей различных наций, не стимулирует в их среде состояние фрустрации, социально-психологической агрессивности ни по отношению к титульной нации, ни по отношению к другим этносам. Именно поэтому можно наблюдать сбалансированное развитие двух противоположно направленных тенденций: ассимиляции и обособления этносов. На момент проведения нашего исследования (2007 г.) каждый четвертый из респондентов - представителей малых этносов - считает себя русским, в то же время каждый четвертый хотел бы жить среди людей своей национальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в Среднем Поволжье сохраняются психологические перспективы для межэтнической и межкультурной интеграции населения. В регионе отмечается существенное число граждан, толерантных к иной культуре, что определяет их готовность к межэтническому взаимодействию и сотрудничеству. У данной категории граждан не популярен экстремизм; для них характерно позитивное восприятие прошлого советского опыта межэтнических контактов, что является перспективной психологической составляющей урегулирования межэтнических и межкультурных противоречий современной России.

Примечания

1 См.: Ведерникова Т. И. Культурно-этнографическая специфика Самарской Луки // Мир культуры. Человек, наука, искусство : тезисы докл. международ. науч. конф. (Самара, 21-24 мая 1996 г.). Самара, 1996. С.32-35.

2 См.: КуропятникА. И. Мультикультурализм : идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ // Журн. социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 3, № 2. С. 53-67 ; ОффеК. Этнопо-литика в восточноевропейском переходном процессе // Политические исследования. 1996. № 2. С. 27-46 ; № 3. С. 86-93.

УДК 316.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСТВА

Т. Ф. Рудзинская

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются социально-психологические характеристики составляющих феномена родительства: отцовства и материнства. Проводится анализ основных проблем отцовства и материнства в современном обществе; указываются социально-психологические причины кризиса родительства в современном обществе.

Ключевые слова: родительство, проблема материнства и отцовства, ценностно-нормативная трансформация родительства, кризис родительства.

Social and Psychological Aspects of the Phenomenon of Parenthood

T. F. Rudzinskaya

The article deals with socio-psychological characteristics of the components of the phenomenon of parenthood: fatherhood and

motherhood. The analysis of the major challenges of fatherhood and motherhood in contemporary society; indicate the social and psychological causes of the crisis of parenthood in contemporary society.

Key words: parenthood, issue of motherhood and fatherhood, value-normative transformation of parenthood, parenting crisis.

Понятие «родительство» объединяет вокруг себя исследователей разных научных областей: философии, психологии, социологии, педагогики, культорологии и многих других. Подобная консолидация научных интересов подчеркивает особую значимость данной проблемы для современного этапа развития человеческого общества. Родительство, по мнению М. О. Ермихиной, Т. А. Гурко, Р. В. Овчаровой1, представляет собой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.