Психология
УДК: 316.6
аспирант кафедры психологии Гаглоева Алиса Ботазовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Северо-осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ
Аннотация. В работе представлено понимание гражданской и этнической идентичности с позиции социально-психологического подхода как видов социальной идентичности личности, входящих в ее иерархическую матрицу. Рассматриваемые виды идентичности личности обусловлены социокультурными факторами и внутренним ресурсом личности, проявляющимся в процессе ее конструирования. В статье показана взаимосвязь объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование гражданской и этнической идентичностей личности.
Ключевые слова: этническая идентичность, гражданская идентичность, факторы самоидентификации.
An^taUm. The paper presents the understanding of civil and ethnic identity from the position of the socio-cultural approach as types of social identity of the person included in its hierarchical matrix. The considered types of identity of the personality are caused by sociocultural factors and internal resources of the personality which are shown in the process of its construction. The article shows the interrelation of objective and subjective factors influencing the formation of civil and ethnic identity of a person.
Keywords: ethnic identity, civil identity, factors of self-identification.
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что современная ситуация в поликультурном обществе характеризуется повышенным интересом к проблеме формирования этнической и гражданской идентичностей. Отношение к своей этнической и гражданской принадлежности выступает важным компонентом сознания личности, от которого в значительной степени зависит деятельность, общение, поведение и взаимодействие как конкретных людей, так и социальных общностей. В настоящее время со стороны общества повышаются требования к ответственности и свободе выбора личности, воспитанию культуры толерантности в межнациональном общении и межкультурных отношениях [15], что сказывается на формировании и функционировании этнической и гражданской идентичностей, детерминированных совокупностью социальных и культурных процессов [13].
Целью настоящего исследования является определение факторов формирования гражданской и этнической идентичностей.
Изложение основного материала статьи. Ю.В. Арутюнян [1], С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская [2], Л.М. Дробижева [6], Т.Г. Стефаненко [12] и другие исследователи считают, что, с одной стороны, структура феномена идентичности отражает индивидуальность личности, а, с другой, ориентирована на социальное окружение.
Процесс идентификации личности Г. Тэджфел рассматривал как социальную категоризацию, связанную не только с упорядочиванием, но и разработкой классификацией социального окружения с опорой на такой способом, который имеет смысл для конкретного индивида, и с использованием процесса социального сравнения как способа преобразования когнитивных признаков в установки и действия, обеспечивающих межгрупповую дифференциацию и фаворитизм, что и способствует процессу самоидентификации личности и формированию ее социальной идентичности [23].
В рамках социально-психологического подхода социальная идентичность личности представляется одной из характеристик системы общества, которая формирует коллективные идентичности: этническую, гражданскую, религиозную, гендерную, профессиональную и т.д. [7], [14]. При этом, согласно французскому психологу С. Московичи, в идентификационной матрице социальной идентичности распределением информации руководит доминирующая в данный момент времени идентичность или группа идентичностей, которые и определяют картину мира личности, ее убеждения и ценности, организуя собственные иерархию и порядок [22].
Формирование же гражданской и этнической идентичностей, выступающих видами социальной идентичности личности, осуществляется в процессе ее социализации под влиянием ряда факторов.
Так, входящая в структуру социальной идентичности личности гражданская идентичность детерминирована базовой потребностью индивида, заключающейся в признании его определенной социальной группой [9]. Данный вид идентичности связан не только с фактом осознания человеком своей принадлежности к конкретной гражданской общности, но также и с восприятием индивидом значимости членства в ней. Данный процесс самоидентификации сопровождается выработкой представлений о социальной группе, к которой принадлежит индивид, отношением к ней, осознанием тех целей и мотивов деятельности, которые сопряжены с членством в ней, что приводит к принятию поведенческой модели гражданина данной общности на основе представлений о характере взаимоотношений его граждан между собой, а также граждан и государства, политической информированности, что позволяет обозначить гражданскую идентичность как личностное образование или качество личности [19].
Многие исследователи отмечают, что гражданская идентичность, отражающая процесс осознания принадлежности индивида к общности граждан определенного государства, обладающей для него значимым смыслом, определяется статусом и местом данного государства в обществе [17].
Среди факторов, оказывающих влияние на процесс формирования гражданской идентичности, исследователи выделяют: роль государства в определении вектора развития общества; наличие или отсутствие традиций гражданских объединений и взаимного доверия между социальными группами; участие или отчуждение граждан от сферы политики; баланс между правами личности и полномочиями властей; способы и механизмы разрешения возникающих социальных конфликтов.
Важным фактором в процессе формирования гражданской идентичности можно также отметить и внутренний резерв личности, который проявляется, прежде всего, в активном отношении индивида к социальной реальности, а также в готовности к принятию поведенческой модели гражданина конкретного государства, и связано с формированием таких личностных черт, как автономность и умением ею распоряжаться при способности устанавливать социальные и межличностные отношения.
Исходя из вышесказанного, гражданская идентичность личности определяется не столько фактом ее гражданской принадлежности, сколько ценностным отношением и характером переживания в отношении этой принадлежности. При этом патриотизм как чувство приверженности к определенной гражданской общности, заключающийся в признании ее в качестве значимой ценности, выступает базовым идентифицирующим механизмом [19].
Проблему этнической идентичности как структурного компонента социальной идентичности личности, связанного с «осознанием своей принадлежности к определенной этнической общности» [8, с. 13], и факторы ее формирования изучали многие исследователи. Этнический статус как фактор становления и развития этнической идентичности обозначали К. Оффе, Р. Льюис, Р. Клем, М.В. Савва и др. Согласно некоторым исследователям, можно выделить главные субъективные элементы этнического статуса: внутреннюю сплоченность этнической группы и уровень сохранения ее этнической культуры [7]. Подчеркнем, что в полиэтнических регионах этнический статус считается важнейшей характеристикой социального самочувствия человека.
Ф. Барт, Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко и др. среди основных факторов этнической идентичности выделяют этнические границы [8]. При этом Ф. Барт рассматривал этнические границы через этничность, понимая ее как форму социальной организации отличий культуры [20]. Согласно мнения исследователя, члены этнической группы в условиях полиэтнического общества действуют во имя поддержки и сохранения культурных различий. Культурное многообразие и культурная взаимодополняемость могут способствовать усилению взаимной зависимости этнических групп, а также создавать различные формы их симбиотической совместимости.
Э. Берджесс, С. Бочнер, О.И. Дреев, Г. Зиммель, Л.Г. Почебут, А. Фэрнхем, Г. Хофстед считают, что при анализе процесса формирования этнической идентичности необходимо уделять внимание социальной и культурной дистанции, отражающей осознание различия культур этнических общностей [7]. Исследователи считают, что социальная дистанция определяет не только статус и потенциал социальных групп, но и социальные позиции этнических групп в ситуации межэтнического взаимодействия.
Исследователи выделяют следующие группы взаимозависимых факторов, влияющих на процесс этнической самоидентификации: 1) исторические, 2) политические, 3) социальные, 4) ситуативные и 5) культурные [5]. К историческим факторам, влияющим на формирование этнической идентичности, относят три класса явлений: ход исторических событий, который оказывает влияние на построение отношений между народами; исторические события, выступающие каким-то символом в условиях межэтнических отношений; особенности исторического и социального развития народа, который включен в межэтнические контакты. Среди политических факторов выделяют политические кризисы, переживаемые кризисы власти, опасность потери территориальной целостности и т.д., когда государство как основной институт, не может обеспечить ощущение социальной защищенности своим гражданам. Политические факторы, обусловленные борьбой за власть, связаны с использованием этнического ярлыка и этничности, рассматриваемых в рамках идеологии как средства достижения собственных интересов. К социальным факторам относят межэтнические контакты, этнический статус, этническая однородность окружения и пр. По мнению Г. У. Солдатовой, межгрупповые отношения в значительной степени определены восприятием действительности, а не реальной действительностью [11]. Влияние этнических образов и межэтнических установочных образований на формирование этнической идентичности исследовали Г.У. Солдатова [11], В.Ю. Хотинец [16], а этнические установки - В.С. Агеев, Дж. Берри, У. Самнер [7] и др. Г.У. Солдатова подчеркивает, что межгрупповые отношения в значительной степени определяются социально-перцептивными механизмами этнической идентичности [11]. Этнические образы представляются в форме различных межэтнических установочных образований (например, авто- и гетеростереотипов, предубеждений и предрассудков) и социальными конструкциями культурных особенностей и различий, которые задаются извне.
Ситуативные факторы, влияющие на формирование этнической идентичности отражают события, которые выступают каким-то символом и могут способствовать ее интенсификации как у отдельного индивида, так и у целых этнических общностей. Культурные факторы исследователи связывают с процессами утраты или восстановления этнической культуры, что сопровождается трансформациями этнической идентичности.
М.В. Верещагина [3], Е.М. Галкина, Д. Тейлор, Н.Л. Крылова, Л.Д. Кузмицкайте, В.П. Левкович, Е.Э. Носенко, С.В. Прожогина в своих исследованиях рассматривали влияние фактора гетерогенности/гомогенности этнического окружения на формирование этнической идентичности, а А.М. Грачева [4], Дж. Найт, О.Л. Романова, И.А. Снежкова, Л.Н. Терентьева, В.Ю. Хотинец [16] и др. -особенности культурной среды и социализации в семье, в школе и ближайшем окружении.
Некоторые исследователи отмечают наличие положительной связи между реализованной этнической идентичностью и этнической однородностью ближайшего окружения той социальной среды, в которую включен индивид [7]. Другими словами, является значимым то, живет ли человек в условиях полиэтнической или моноэтнической среды. Отметим, что человек в ситуации межэтнического общения обладает большими возможностями в приобретении знаний об особенностях своей и иных этнических групп, определении их различий и сходства, что способствует развитию коммуникативных навыков в ситуации межэтнического взаимодействия и межэтническому пониманию в условиях поликультурного общества. Исследователи отмечают, что жизнь в условиях полиэтнической среды, характеризующаяся повышенным вниманием к внешним маркерам этничности (внешности, имени и пр.) способствует более активному конструированию индивидом собственной этнической идентичности.
Исследователи выделяют четкую временную последовательность в формировании трех основных констант в процессе самоидентификации личности. Так, в 2 - 2,5 года происходит осознание неизменности половых характеристик, в 8 - 9 лет - расовых, а осознание этнических характеристик наступает не раньше 12 - 13 лет, в связи с тем, что когда в процессе самоидентификации индивидам необходимо использовать сложные механизмы социокультурной идентификации и межпоколенной передачи информации [10]. Итак, этнические константы, складывающиеся в процессе самоидентификации личности, утверждаются в сознании подростков и, завершая данный процесс, приводят к формированию этнической идентичности на основе осознания неизменности основных психосоциальных характеристик. Следовательно, значение подросткового возраста, как сензитивного в формировании этнической идентичности личности становится очевидным, и
определяет последующие направления развития самосознания взрослеющего человека. Многие исследователи сходятся во мнении, что этническая идентичность является не статичным образованием, а характеризуется динамикой [3], [6], [8], а, следовательно, ее формирование не заканчивается ни в подростковом возрасте [18], ни в юности [16]. Подчеркнем, что не только факт взросления человека, но и внешние обстоятельства, социально-психологическое воздействие в любом возрасте могут приводить к трансформации этнической идентичности [21].
Выводы. Таким образом, формирование гражданской и этнической идентичностей осуществляется в процессе социализации личности под влиянием факторов социокультурного контекста ее развития и самостоятельного конструирования. Процесс формирования гражданской идентичности зависит, с одной стороны, от формы интеграции гражданского общества в глобальное сообщество, а, с другой, - от потенциала и проявления инициативы самого человека в определении своей социальной позиции как гражданина данного общества. Социокультурные процессы, обусловливающие формирование этнической идентичности, детерминированы определенной этнокультурной системой, трансформации которой, в свою очередь, обусловлены характером этнической идентичности как результата диалектического единства субъективных и объективных факторов.
Литература:
1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. -М.: Аспект Пресс, 1999. - 488 с.
2. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» // Идентичность: Хрестоматия. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 456 с.
3. Верещагина М.В. Этническая идентичность и этническая толерантность русских и осетинских студентов: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05. - Владикавказ, 2010. - 262 с.
4. Грачева А.М. Психосемантический сопоставительный анализ особенностей категорий сознания русских и еврейских старшеклассников в области межнационального общения // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. - М., 1995. - С. 99-111.
5. Гусева О.Ю. Этническая идентичность в ситуации межкультурного взаимодействия и в условиях моноэтнической среды: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05. - М., 2004. - 251 с.
6. Дробижева Л.М. Российская, этническая и региональная идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. - М.: Издательство: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук. 2002. - № 2. - С. 213-244.
7. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей / Под ред. Л.Г. Почебут, И.А. Шмелевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 377 с.
8. Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 423 с.
9. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.humanpsy.ru/miklyaeva/soc_ident_03
10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.
11. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. - 252 с.
12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.
13. Трофимова Л.С. Особенности формирования идентичности. - М.: 2007. - 217 с.
14. Хасханова М.Т., Верещагина М.В. Анализ подходов к исследованию идентичности личности. // Педагогика и психология в информационном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции (13 сентября 2017 г., г. Омск). - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - С. 146-150.
15. Хомяков М.Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. - М., 2006. - С. 49-58.
16. Хотинец, В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии, 2001 - № 5. - С. 60-73.
17. Шакурова М.В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога // Педагогика, 2014. - №3. - С. 83-91.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта. Московский психолого-педагогический институт, Прогресс. 2006. - 341 с.
19. Юшин М.А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: автореферат дис. ... кандидата политических наук: 23.00.02. - Тула, 2007. - 22 с.
20. Barth F. Introduction // Ethnie groups and boundaries. The social Organization of culture différences. (Ed by F. Barth). Universitetforlaget, Oslo-Bergen-Tromso. (reprint 1982).
21. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. - Vol. 3. - P. 551-558.
22. Moskovici S. Notes towards description of Social Representation // European Journal of Social Psychology. 1988. - V. 18. - P. 211-250.
23. Tajfel H., Turner J.C. The Social Identity Theory of Intergroup Behaviour // Psycology of Intergroup Relations / S. Worchel, W.G. Austin (Eds.). - Chicago, 1986. - P. 15-47.