Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного педагогического образования в классическом университете'

Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного педагогического образования в классическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосимов Г. М., Худякова Е. В.

В статье рассматривается место дополнительного профессионального образования в системе непрерывного педагогического образования государственного университета, обосновываются социальные, педагогические и нормативные предпосылки его формирования, существующие проблемы и тенденции развития на примере Курганского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного педагогического образования в классическом университете»

ББК 74.59 УДК 378.4

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Г.М. Федосимов, Е.В. Худякова КГУ

В статье рассматривается место дополнительного профессионального образования в системе непрерывного педагогического образования государственного университета, обосновываются социальные, педагогические и нормативные предпосылки его формирования, существующие проблемы и тенденции развития на примере Курганского государственного университета.

В ходе инновационных преобразований 90-х годов прошлого столетия в России резко возрос удельный вес университетов в структуре высшей профессиональной школы. Многие классические университеты, особенно в малых и средних городах, были созданы на основе интеграции разноплановых вузов. Так, Курганский государственный университет был образован на базе педагогического и машиностроительного институтов. Объединение вузов в новом статусе привело к закономерным процессам трансформации ряда специальностей, что в конечном итоге отразилось как позитивными, так и негативными изменениями на кадровом потенциале. В Курганском государственном университете произошло резкое сокращение педагогической составляющей, что негативно повлияло на обеспечение учителями общеобразовательных учреждений города Кургана и области. Данный пример доказывает объективную необходимость сохранения и развития системы подготовки педагогических кадров в таком образовательном учреждении, как классический университет, в особенности при отсутствии в городе педагогического вуза.

Постепенное восстановление подготовки педагогических кадров в Курганском государственном университете осуществлялось с опорой на богатые традиции педагогического института, в русле новых тенденций, связанных с модернизацией образования, а также с учетом нового статусного положения и специфики организации образовательного процесса в классическом университете.

Исходя из концептуальных положений (Б.С. Гершунский, А.М. Новиков, В.А. Сла-стенин и др.) непрерывное педагогическое

образование нами рассматривается как: 1) система специально организованных образовательных процессов; 2) совокупность образовательных программ в соответствии с индивидуальными требованиями, потребностями рынка труда [5, 7, 8 и др.].

В настоящее время в университете, на педагогическом факультете, складывается система непрерывного педагогического образования, которая включает в себя две подсистемы.

Первая подсистема - осуществление непрерывности «по вертикали», связанное с формальным (институциональным) профессиональным педагогическим образованием. Реализация такой непрерывности включает:

- профессиональную подготовку студентов очной формы обучения;

- профессиональную подготовку студентов заочной формы обучения в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования;

- обучение аспирантов и соискателей по педагогическим специальностям.

Кроме того, в подсистеме реализуется компонент формального образования, выполняющий пропедевтическую и профориентационную функции.

Вторая подсистема - осуществление непрерывности «по горизонтали» - реализуется в русле системы дополнительного профессионального образования (ДПО) и включает:

- профессиональную переподготовку работников образования;

- повышение квалификации педагогических работников.

До середины 90-х гг. XX в. система дополнительного педагогического образования в России была представлена сетью специали-

зированных учреждений, в основном - институтов повышения квалификации работников образования и институтов усовершенствования учителей. Специальные факультеты, созданные только в ведущих высших учебных заведениях страны, занимались вопросами повышения квалификации руководящих кадров и преподавателей вузов.

В условиях новых рыночных отношений, на фоне реформирования системы образования стало очевидно, что функции ДПО значительно расширились и для их реализации необходимо использовать весь огромный потенциал, сконцентрированный в университетах [2]. Именно университеты, являясь научными центрами региона, обладают высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, находятся в курсе самых современных научных достижений, а значит -могут обеспечить фундаментальность научных и педагогических знаний, что является одним из важнейших условий как подготовки специалиста, так и профессиональной переподготовки и повышения уровня его квалификации. Фундаментальные научные знания подаются слушателям адаптированными в структуру учебных дисциплин, разработано методическое обеспечение учебного процесса, поскольку университеты являются не только научными центрами, но и образовательными учреждениями. Материально-техническая база университета, включающая аудиторный фонд, исследовательские лаборатории, оснащенные необходимым оборудованием, компьютерные залы, издательские центры и др., -также свидетельство в пользу осуществления дополнительного профессионального образования в университетах при нынешнем недостаточном финансировании сферы образования в условиях кризиса. В русле данной тенденции Министерством общего и профессионального образования РФ 10 апреля 1996 г. утверждено «Типовое положение о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации» [10]. Данный документ законодательно оформил право учреждений среднего и высшего профессионального образования на осуществление повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки специалистов по дополнительным образовательным программам.

С этого момента до настоящего времени, то есть за период, охватывающий последние 10 лет, функции университетов в реализации программ ДПО значительно расширились. В подавляющем большинстве вузов России существуют различные подразделения, реализующие программы ДПО: институты и факультеты дополнительного профессионального образования, межрегиональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, в том числе специалистов с педагогическим образованием. Признание на государственном уровне актуальности и важности реализации программ дополнительного профессионального образования в высших учебных заведениях подтверждает тот факт, что с 1 января 2006 года введены новые критерии аккредитации вузов. В числе параметров, учитываемых при оценке их академического уровня, - возможность продолжения обучения по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Одним из основных видов дополнительного профессионального образования, осуществляющихся в вузах, в том числе в Курганском государственном университете, является профессиональная переподготовка. Она не повышает уровень образования, а направлена на приобретение дополнительных знаний и навыков по программам, предусматривающим изучение научных и учебных дисциплин, разделов науки, техники и технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности или получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования. Объем программы профессиональной переподготовки составляет не менее 500 аудиторных часов, срок обучения - около 1-1,5 лет. Профессиональная переподготовка предназначена как для студентов старших курсов, стремящихся к окончанию университета, помимо основного диплома о высшем образовании, получить второй диплом, расширяющий возможности трудоустройства, так и для специалистов с уже имеющимся профессиональным образованием, в силу различных обстоятельств решивших «переквалифицироваться» или расширить профиль деятельности. Содержание профессиональной переподготовки строится на основе программ высшего образования. В программу профессиональной переподготовки включаются 2 блока программы высшего образования, касающихся предмет-

ной области: специальный и общепрофесеио-нальный. Реализация программы профессиональной переподготовки осуществляется преимущественно в форме курсового заочного, очно-заочного или вечернего обучения. Данные формы дают возможность слушателям в процессе прохождения курсов совмещать работу с учебой и в то же время усваивать достаточно большой объем учебного материала в рамках аудиторных занятий. На педагогическом факультете Курганского государственного университета апробированы и внедрены в практику более 10 образовательных программ профессиональной переподготовки. Наиболее востребованными являются: «Психология», «Логопедия», «Программирование с методикой преподавания информатики».

Программы повышения квалификации реализуются в университете с целью обновления знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. Курсы повышения квалификации в университете предназначены для слушателей, имеющих высшее или среднее профессиональнопедагогическое образование. Ежегодно для педагогических работников города Кургана и Курганской области проводятся курсы повышения квалификации по 15-20 образовательным программам. Особенно востребованы курсы для учителей математики, русского языка и литературы, биологии, черчения, а также для школьных психологов, социальных педагогов, директоров и завучей школ.

На основе анализа научных публикаций исследователей (В.В. Валентинова, И.Б. Николаевой, Л.И. Соломко, Э.М. Чухраева и др.), а также практики работы педагогического факультета Курганского государственного университета выявлен ряд недостатков в реализации дополнительных образовательных программ в высших учебных заведениях: 1) недостаточно активно проводится мониторинг рынка труда, качества и результативности проведения профессиональной переподготовки и повышения квалификации; 2) отсутствует обмен опытом учреждений высшего образования в области организации, учебнометодической и научно-исследовательской деятельности; 3) недостаточное бюджетное финансирование и слабая материально-техническая база; 4) проблема проектирования учебного процесса: целей и содержания

обучения, методов и средств, исходя из конкретных моделей профессиональной переподготовки и повышения квалификации; 5) недостаточный учет предыдущей подготовки слушателей [1,11,12,13 и др.].

На основании анализа научно-теоретичес-ких исследований, опыта осуществления дополнительного профессионального образования в различных вузах России, а также на основе работы педагогического факультета Курганского государственного университета стало возможным выявить некоторые пути (направления) повышения эффективности реализации программ дополнительного педагогического образования в условиях университета.

Одним из направлений является взаимодействие университета с учреждениями профессионального образования, региональными и муниципальными органами управления образования с целью обмена опытом и совместного решения ряда проблем: диагностики и анализа потребностей местного рынка труда в дополнительном профессионально-педагоги-ческом образовании специалистов; распространения информации о возможности предоставления данного рода услуг; совместного создания общего информационно-методи-ческого банка данных; экспертизы и оценки результативности осуществления программ ДПО и др. Взаимодействие Курганского государственного университета с органами управления и учреждениями образования осуществляется на уровнях: областном (между университетом, Главным управлением образования Курганской области и муниципальными органами управления образованием, областным департаментом занятости населения, Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования), городском (КГУ и Инновационно-методическим центром), а также непосредственно между университетом и учреждениями общего и среднего профессионального образования. Взаимодействие обеспечивает повышение качества профессиональной переподготовки и повышения квалификации; улучшение финансирования; совершенствование содержания программ; удовлетворение социально-экономических потребностей города Кургана и области в обновлении знаний и умений педагогов, развитии их профессиональной компетентности, а также подготовке специалистов с педагогическим образованием к новым видам профессиональной деятельности.

Повышению эффективности дополнительного профессионального образования в условиях университета способствует формирование комплексной системы наблюдения, научно-обоснованного диагностирования и оценки состояния педагогической деятельности для реализации поставленных целей и задач. В Курганском государственном университете проводится мониторинг эффективности реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов с педагогическим образованием. Методами проведения диагностики является текущее наблюдение, анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, опросы, анкетирование, тестирование. Диагностика позволяет обнаруживать мнение обучающих и обучающихся об актуальности содержания программ, положительных сторонах и недостатках организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации, психологическом климате, удовлетворенности результатами обучения; выявить уровень подготовленности слушателей по окончании обучения. В результате полученная информация помогает найти направления совершенствования реализации дополнительных образовательных программ.

Опыт показал, что для эффективного обучения слушателей, которые являются взрослыми людьми - специалистами с педагогическим образованием, необходимо осуществление специальной андрагогической подготовки преподавателей университета. Андрагогика -наука, познающая и обобщающая практику образования взрослых. Она создает теоретические и методические основы деятельности, помогающей взрослым приобрести общие и профессиональные знания, освоить достижения культуры и сформировать (или пересмотреть) жизненные принципы. На необходимость андрагогической подготовки тех, кто обучает взрослых, указывают исследования ученых (С.Г. Вершловского, М.Т. Громковой, С.И. Змеева, И.А. Колесниковой и др.) [3, 4, 6, 9]. Недостаточный уровень андрагогической подготовки преподавателей Курганского гос-университета отмечался как слушателями, так и самими преподавателями. Формами ее повышения являлась работа преподавателей с информационным банком данных по вопросам организации обучения; методические заседания; отдельные спецсеминары; спецкурс, включавший темы «Андрагогика как наука», «Обучение взрослых в системе непрерывного

образования», «Взрослый человек как субъект обучения», «Основные организационные формы и технологии обучения взрослых», «Специалисты с педагогическим образованием как особая категория взрослых обучающихся» и др. Реализация данных мероприятий способствовала внедрению инновационных андрагогических технологий, форм и методов взаимодействия с взрослыми обучающимися; улучшению качества знаний, умений и навыков специалистов с педагогическим образованием; активизации познавательной активности слушателей; совершенствованию организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов с педагогическим образованием в университете.

Помимо профессиональной переподготовки и повышения квалификации для университета перспективными в плане дополнительного профессионального образования являются:

- выездные курсы по заявкам учреждений образования, заинтересованных в расширении педагогами научных и общекультурных знаний, приобретении новых профессионально-педагогических умений и навыков;

-дистанционные формы оказания педагогическим работникам, находящимся на отдаленных от университета территориях, дополнительных образовательных услуг.

Таким образом, осуществление дополнительного профессионально-педагогического образования в классическом университете обусловлено социальной востребованностью; процессами, происходящими в сфере образования в целом; потребностями педагогов в профессиональной переподготовке и повышении квалификации и, кроме того, имеющимся в университете научным, педагогическим, методическим, материально-техническим потенциалом. Подсистема дополнительного профессионального образования в университете является компонентом системы непрерывного педагогического образования, которая представляет единое целое и базируется на определенных принципах: непрерывности, преемственности, дополнительности, маневренности, открытости педагогического образования, ориентации на потребителя.

Литература

1. Валентинов, В.В. О союзе руководителей учреждений и подразделений ДПО /

B.В. Валентинов // Дополнительное профессиональное образование. - 2004. - М3 (7). —

C. 7-10.

2. Волков, Ю.Г. Послевузовское и дополнительное профессиональное образование в России / Ю.Г. Волков//Социс. -1997. -№ 9. -С. 56-66.

3. Громкова, М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов / М. Т. Громкова -М.: ЮНИШ-ДАНА, 2005. -495 с.

4. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С.И. Змеев. -М.: ПЕРСЭ, 2003. -207с.

5. Новиков, А.М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования / А.М. Новиков // Педагогика. -1998.-№3. - С. 11-17.

6. Основы андрагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 240 с.

7. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сласте-нина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. -386 с.

8. Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б.С. Гер-шунского. - М. : Педагогика, 1990. -221 с.

9. Рабочая книга андрагога / под ред.

С.Г. Вершловского. - СПб.: Питер, 1998. -189 с.

10. Типовое положение о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации от 10.04.96 № 2 // Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. - М.: МО РФ, 2000. - С. 290-298.

11. Чухраев, Э.М О развитии дополнительного профессионального образования в вузах Дальнего Востока / Э.М. Чухраев // Дополнительное профессиональное образование. -2003.-№2.-С. 12-15.

12. Соломко, Л.И Состояние и основные направления развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров учреждений высшего и среднего профессионального образования/ Л.И Соломко, С.С. Пустовойтова// Дополнительное профессиональное образование. - 2003.-№ 1. - С. 21-23.

13. Николаева, И. Б. Обучение преподавательского состава учреждений профессионального образования по программам дополнительного профессионального образования в области информационных технологий / И.Б. Николаева // Дополнительное профессиональное образование. - 2004. -№ 3(7). - С. 27-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.