Научная статья на тему 'Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России'

Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6293
1194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / АНДРАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Змеёв С. И.

В статье раскрывается проблема образования взрослых в контексте концепции непрерывного образования в России. Обоснованы андрагогические принципы обучения и технологии образовательной деятельности. Раскрыто определение андрагогики как учебной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

С.И. Змеёв

Ключевые слова:

непрерывное образования, андрагогика, образование взрослых, компетентность.

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ И АНДРАГОГИКА В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В статье раскрывается проблема образования взрослых в контексте концепции непрерывного образования в России. Обоснованы андрагогические принципы обучения и технологии образовательной деятельности. Раскрыто определение андрагогики как учебной дисциплины.

Концепция непрерывного образования постулирует непрерывное обучение как способ жизнедеятельности человека, процесс приобретения им необходимых знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций по мере возникновения потребности в них, процесс происходящий на протяжении всей жизни человека, а также предусматривает создание условий, обеспечивающих непрерывное обучение человека.

В реализации этой концепции определяющую роль играет образование взрослых людей. Оно охватывает и самый длительный период жизни человека (с 20 до 65 лет) и самый большой контингент (от 20 до 80 % взрослого трудоспособного населения в различных странах).

Образовательная деятельность взрослого населения в настоящее время практически во всем мире является основой стабильности и поступательного развития общества во всех сферах: социально-экономической, политиче-

94

I С.И. Змеёв

ской, социально-психологической, нравственной - и главным инструментом решения всех основных и глобальных проблем современного периода: от личностных до экологических. Это объясняется и обусловливается тем, что главные причины всех современных кризисных ситуаций коренятся в отставании темпов повышения компетентности людей на всех уровнях от темпов изменений окружающей действительности, порождаемых главным образом деятельностью самого человека. Поэтому постоянное, регулярное обучение прежде всего взрослых людей в целях повышения уровня их компетентности только и позволяет справиться со все новыми вызовами нашего времени во всех сферах жизнедеятельности человека.

Не случайно образование взрослых на Международной конференции в Гамбурге еще в 1997 г. было охарактеризовано как ключ к XXI веку[2], а Европейская комиссия в своем коммюнике по вопросам образования взрослых 2006 г. «Никогда не поздно учиться» подчеркнула, что «образование взрослых играет ключевую роль в развитии гражданственности (социальный капитал) и компетентности (человеческий капитал)» [3]. Исходя из «постулата, что впредь признается необходимость построения высококачественной и общедоступной системы образования взрослых», Комиссия в сентябре 2007 г. приняла специальный план действий в указанной сфере, озаглавленный «Учиться можно всегда» [4].

Построение высококачественной и общедоступной сферы образования взрослых остро необходимо и в нашей стране. Действуя в современных социально-экономических условиях в соответствии с основным рыночным законом: спрос определяет предложение, - сфера образования взрослых должна ориентироваться на удовлетворение потребностей отдельных личностей, социальных групп, социальных институтов, государства, общества в целом.При этом важно подчеркнуть, что образовательные потребности населения в настоящее время весьма разнообразны и включают в себя и получение общего среднего образования, и получение и совершенствование какой-либо профессии, а также потребности в обучении для поддержания и улучшения здоровья, улучшения качества семейной жизни, компетентного участия в общественной жизни, содержательного проведения досуга, развития собственной личности.

Сфера образования взрослых как составная часть образовательного-пространства страны должна включать в себя самые разнообразные как по структуре, так и, главное, по программам обучения государственные, общественные, частные формы обучения взрослых. Наряду с уже имеющимися вечерними средними школами, институтами и факультетами повышения

95

Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции ... I

квалификации, центрами образования взрослых, народными университетами, различными государственными, кооперативными, общественными курсами подготовки взрослых необходимо создавать различные новые организационные формы обучения взрослых, в частности, внутри фирм, при высших и средних специальных учебных заведениях, и не только для повышения квалификации, но и с другими задачами, для обучения взрослых на разных уровнях образования, для удовлетворения различных образовательных потребностей взрослого населения.

Более чем столетний опыт развития образования взрослых как самостоятельной сферы образования (от различных форм внешкольного образования XIX - начала XX века до современных форм общего среднего образования, системы повышения квалификации, заочного и вечернего образования в России, от просвещенческих и профессиональных кружков и школ до современной системы продолженного, или возобновляющегося образования взрослых в славянских странах и государствах Запада) наглядно и убедительно свидетельствует, что для обучения взрослых нужны свои собственные теория и технология обучения, особые научно-методические материалы, а также специально подготовленные кадры преподавателей, консультантов, тьюторов, управленцев.

Суть андрагогического теоретического подхода к образованию взрослых на практике заключается в вовлечении самого взрослого обучающегося в организацию процесса собственного обучения.

Взрослый обучающийся - и в этом суть андрагогической позиции по отношению к обучению - по своим субъективно-объективным физиологическим и социально-психологическим характеристикам вполне может быть главным участником организации процесса своего собственного обучения.

Как известно, взрослый человек в процессе обучения отличается от невзрослых учеников пятью основополагающими характеристиками: 1) он осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2) он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег; 3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели; 4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций; 5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями) [1, 96].

96

I С.И. Змеёв

Все эти характеристики в принципе позволяют взрослому человеку в рамках как формального, так и тем более неформального обучения самым активным образом участвовать в организации процесса обучения, что позволяет ему достигать тех преимуществ, о которых говорилось выше.

Задача преподавателя, работающего со взрослыми, заключается прежде всего в том, чтобы оказать взрослому обучающемуся научно-методическую поддержку, помощь в реализации тех преимуществ, которыми обладает взрослый человек, и в купировании, нейтрализации определенных негативных явлений, которые сопровождают процесс взросления человека.

Отсюда и вытекает следующая, может быть, самая главная проблема для эффективной организации функционирования и развития сферы образовательных услуг для взрослых - все более остро ощущает необходимость организовать базовую подготовку, послевузовское образование, систематическую переподготовку и повышение квалификации специалистов-андра-гогов различных направлений и уровней.

Решение всех названных проблем возможно только в рамках и на базе андрагогики как самостоятельной науки об обучении взрослых и как специальности высшего профессионального образования.

Теоретические и технологические основы обучения взрослых в нашей стране в последние 5-6 лет стали объектом исследований почти двух десятков диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата педагогических наук.Тем не менее, к сожалению, научные исследования в области образования взрослых и андрагогики, разработка технологии обучения взрослых, учитывающей социально-психологические особенности взрослых, в России недостаточно масштабны. Нынешние масштабы развития образования взрослых в России требуют значительно более широких и углубленных фундаментальных и прикладных психолого-андрагогических, философских и социологических исследований.

В прикладном отношении андрагогика как учебная дисциплина и специальность способствует приобретению всеми желающими умений, знаний, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для успешной работы в любой сфере деятельности, в которой участвуют взрослые люди. В настоящее время каждый, кто выполняет те или иные функции при работе со взрослыми людьми, обязан быть в той или иной мере андрагогом, то есть иметь определенную специальную - андрагогическую - подготовку.

С удовлетворением можно отметить, что все большее число преподавателей, специалистов различных отраслей экономики России понимают

97

Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции ... I

это. Вот почему, несмотря на все еще недостаточное теоретическое и научно-методическое обоснование, андрагогика все шире входит в практику обучения различных специалистов в качестве одной из ведущих учебных дисциплин.

Однако изучение андрагогики в виде одной из дисциплин определенной учебной программы вовсе не обеспечивает глубокой и фундаментальной психолого-андрагогической подготовки специалиста-андрагога.

Андрагоги - это специалисты в области учебной, воспитательной, реабилитационной, информационно-ориентационной и организационной работы со взрослыми. Специалисты-андрагоги могут найти себе применение в производственной и социальной сферах: в административно-управленческих структурах, службах производственно-экономического образования, на биржах труда, в службах занятости, социальной помощи, в центрах психологической, медицинской реабилитации, в центрах информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг.

Специалисты-андрагоги могут занимать должности: преподавателя-ан-драгога, консультанта, эксперта, тьютора (куратора, наставника), научного работника, работника управления (администратора, руководителя), методиста, инспектора, социального работника.

Образование и просвещение взрослых является основной сферой деятельности андрагогов. Преподаватель-андрагог - главный специалист в области работы со взрослыми людьми. К сфере их деятельности, естественно, относится также подготовка кадров преподавателей для обучения андрагогов и проведение научных исследований в области образования взрослых.

Отрадно, что ныне подготовке специалистов-андрагогов уделяется все большее внимание в практической деятельности образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования.

Однако, несмотря на довольно активную деятельность указанных организаций и учреждений по внедрению андрагогики в практику высшего и дополнительного профессионального образования, по-прежнему отсутствует теоретически и научно-методически обоснованная нормативная база подготовки специалистов-андрагогов.

Специалист-андрагог, прежде всего преподаватель, для успешного выполнения своих функций должен обладать высоким уровнем компетентности по дисциплинам общенаучной, общекультурной и профессиональной подготовки, в том числе, и по медико-биологическим и психолого-педагогическим дисциплинам. Вместе с тем андрагог обязан быть компетентным специалистом в области психологии взрослых людей, психологии, теории и техноло-

98

I С.И. Змеёв

гии обучения взрослых, а также обладать необходимыми для работы в среде взрослых людей качествами: терпимостью, эмпатией, коммуникативностью, тактичностью, самокритичностью, организаторскими способностями.

Овладение основными компетенциями специалиста-андрагога возможно при изучении как основ общенаучных дисциплин, так и соответствующих дисциплин предметной андрагогической подготовки.

Названные основные компетенции специалиста-андрагога можно было бы приобрести:при обучении по специальности «Андрагогика» на уровне бакалавра и магистра;при освоении программы - 1000-1500 учебных часов - для получения дополнительной квалификации «Андрагог».

Развертывание подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров специалистов-андрагогов, обладающих указанными выше компетентностями, помогло бы решить проблемы, препятствующие развитию сферы образовательных услуг для взрослых, которая в XXI веке имеет решающее значение для стабильного, устойчивого и сбалансированного (sustainable) развития современного общества.

Необходимо подчеркнуть, что за рубежом, прежде всего в европейских странах, проблемам образования взрослых и подготовки соответствующих специалистов давно уделяется значительное внимание. Практически во всех европейских вузах, прежде всего университетах, имеются либо отделения образования взрослых (Departments of Adult Education, Departments of Continuing Education, Departments of Further Education, etc.),либо факультеты и кафедры андрагогики (как, например, в университетах Сербии, Словении, Польши, Чехии, Германии). В Словении функционирует научно-исследовательский центр андрагогики.

В связи с подписанием Россией Болонской декларации этот факт приобретает еще большее значение.

Потому введение специальности «Андрагогика» и дополнительной квалификации «Андрагог» и утверждение Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Андрагогика» и Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации «Андрагог» являются актуальными, не терпящими отлагательства задачами.

Данная специальность могла бы быть введена прежде всего в вузах и на факультетах психолого-педагогического направления, а дополнительная квалификация - в педагогические и психологические специальности высшего профессионального образования.

99

Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции ... I

Кроме того, представляется, что подготовка по дополнительной квалификации «Андрагог» могла бы быть успешно получена и специалистами в области управления, реабилитационной и консультационной работы, специалистами для военных и правоохранительных органов. Предполагается, что данная квалификация может быть получена студентами, получающими квалификацию специалиста или магистра.

Большие возможности для получения квалификации андрагога открываются в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО), при переподготовке и повышении квалификации специалистов, занятых в сфере образования взрослых и в работе со взрослым населением. Представители многих образовательных учреждений системы ДПО неоднократно высказывали пожелания о введении указанной квалификации, во-первых, для ее освоения преподавателями этих учреждений, и, во-вторых, для организации обучения слушателей системы ДПО.

В настоящее время для введения указанной специальности и дополнительной квалификации имеются и острая потребность, и определенные теоретические, научно-методические и организационные предпосылки и условия.

Все сказанное выше позволяет утверждать, что включение специальности «Андрагогика» и дополнительной квалификации «Андрагог» в перечень специальностей высшего профессионального образования и разработка, утверждение и внедрение в практику высшей школы России Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Андрагогика» и Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации «Андрагог» являются глубоко обоснованными, актуальными и имеющими большие перспективы научно-теоретическими и практическими задачами.

Перспективы развития андрагогики как одного из важнейших направлений учебной и научно-методической деятельности связаны с ее внедрением как учебной дисциплины, а также как специальности и дополнительной квалификации подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в российской высшей школе.

Необходимы дальнейшие, более масштабные и целенаправленные усилия научной, преподавательской, организационно-управленческой общественности и самих взрослых, обучающихся в рамках формального и неформального образования взрослых, прежде всего в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, для того, чтобы обе-

100

I С.И. Змеёв

спечить прочную научно и методически обоснованную базу дальнейшего развития сферы образовательных услуг для взрослых.

Всемерное развитие сферы образовательных услуг для взрослых на базе андрагогических принципов обучения и технологии обучения взрослых позволит в полной мере реализовать концепцию непрерывного образования.

Литература

1. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: Perse. - 2007.

2. CONFINTEAV. Fifth International Conference on Adult Education. Hamburg, July 14-18, 1997. Adult Learning: A Keyfor the Twenty-First Century.

3. Communication de la Commission: «Education et formation des adultes: il n'est jamais trop tard pour apprendre», COM(2006) 614, 23.10.2006.

4. Communication de la Commission: Plan d’action sur leducation et la formation des adultes. Cest toujours le moment d’apprendre. - Bruxelles, le 27.9.2007. - COM(2007) 558 final.

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.