Научная статья на тему 'Реализация андрагогического подхода в организации дополнительного профессионального образования'

Реализация андрагогического подхода в организации дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агафонова И. Д.

Статья посвящена системе дополнительного профессионального образования, активно развивающейся в вузах, так как именно они оперативно реагируют на условия конкурентной среды, учитывают специфику контингента обучающихся, основываясь на андра-гогическом подходе в проектировании и организации программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация андрагогического подхода в организации дополнительного профессионального образования»

УДК 371.014 ББК 74.05

РЕАЛИЗАЦИЯ АНДРАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Агафонова И. Д.

г. Барнаул, Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова

Статья посвящена системе дополнительного профессионального образования, активно развивающейся в вузах, так как именно они оперативно реагируют на условия конкурентной среды, учитывают специфику контингента обучающихся, основываясь на андра-гогическом подходе в проектировании и организации программ.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка необходимы сегодня большинству работающих специалистов и руководителей организаций и предприятий.

В ходе экономических реформ на рынке труда произошло сокращение занятости в экономике края на четверть, одновременно изменилась структура занятости. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, сократилось число занятых в промышленности (в 2 раза), строительстве (в 3 раза), сельском хозяйстве (на 21 %). В 2005 г. показатель занятости в экономике края составил 1107,6 тыс. человек, но доля занятого населения в общей численности трудовых ресурсов остается невысокой - 68,4 %, в то же время 367,7 тыс. человек (без обучающихся с отрывом от производства), или 22,7 % трудовых ресурсов, официально не имели работы. При этом две трети безработных граждан имеют высшее или среднее специальное образование (всего в Алтайском крае к июню 2006 года зарегистрировано около 132 тыс. безработных). Средний возраст безработных граждан - 34,8 года. От 15 до 60 % выпускников различных вузов испытывают трудности в трудоустройстве. По данным Фе-

деральной службы государственной статистики, и в других регионах России, например в Кемеровской, Иркутской областях, в Красноярском крае, ситуация с занятостью трудовых ресурсов, с безработицей и трудоустройством выпускников вузов аналогична показателям Алтайского края. Все это актуализирует развитие системы дополнительного профессионального образования (ДПО), целью которого является удовлетворение образовательных потребностей граждан, возникающих на протяжении всей жизни в связи с необходимостью адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, а также развитие индивидуальных способностей и интересов.

На современном этапе развития России ДПО становится все более мощной движущей силой экономического роста. В качестве основного фактора его обновления выступают запросы развития экономики и рынков труда, а также перспективные потребности их развития.

ДПО - одно из наиболее перспективных направлений развития образовательной деятельности, позволяющее реализовать принцип «Образование через всю жизнь». Актуальность развития ДПО объясняется ускоряющимся процессом устаревания знаний и необходимостью

ЧИППКРО

оперативно, гибко откликаться на требования рынка.

Дополнительное профессиональное образование понимается как «образование на базе высшего или среднего профессионального, осуществляемое в целях совершенствования профессиональных качеств специалистов или переподготовки их к новым видам профессиональной деятельности в связи с развитием науки, техники и технологий, совершенствования образовательных стандартов, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей слушателю соответствующего документа» [2].

С. Г. Вершловский, Л. Левчук, Э. М. Никитин указывают на то, что дополнительное профессиональное образование выполняет достаточно важные функции в системе образования: адаптацию специалистов к конкретным условиям работы; компенсацию недоработок образовательных учреждений в подготовке специалистов; удовлетворение дополнительных потребностей специалистов в знаниях и умениях; совершенствование профессионального уровня специалистов на протяжении всей их трудовой деятельности.

Система ДПО помогает работнику компенсировать то, что он недополучил в вузе. В условиях настоящего времени это особенно актуально, когда социально-экономические реформы приводят к необходимости резкой смены своей профессиональной деятельности для большого количества специалистов (С. Ю. Алферов, В. П. Бедерханова, В. В. Безлепкин, В. Ф. Костюченко, И. А. Тагурова).

Можно сделать вывод, что система ДПО является уникальной системой образования, которая позволяет любому специалисту повышать свою квалификацию в любой период, на протяжении всей своей жизни, в доступной форме и в подходящем режиме. Этим обусловливается важнейшая роль ДПО в кадровом обеспечении развития страны (С. Я. Батышев, Н. А. Верзилина, В. В. Кулинченко, Е. В. Ткаченко).

Среди множества путей формирования личностных и профессиональных качеств человека именно система повышения квалификации

Агафонова И. Д. Реализация андрагогичещ>го подхода...

и профессиональной переподготовки позволяет на протяжении жизнедеятельности продолжать образование, углублять специализацию, модифицировать опыт профессиональной деятельности.

В последние годы происходят значительные изменения в содержании образования, в формах, методах обучения, создаются разноуровневые программы, новые методики и педагогические технологии, направленные на формирование компетенций специалистов.

В настоящее время разрешение проблемы оптимизации образовательного процесса, использование эффективных педагогических технологий и современного дидактического оснащения содержания дополнительного образования является весьма актуальным (В. В. Безлепкин, Н. Н. Киселева, Н. Н. Никитушкина).

Особую значимость ДПО имеет для менеджеров - лиц, принимающих управленческие решения.

При разработке программ дополнительного профессионального образования в АНО ВПО «Алтайская академия экономики и права (институт)» учитываются результаты исследования образовательных потребностей менеджеров среднего звена. Мотивационный компонент, тесно связанный с потребностью достижения успеха, играет определяющую роль в актуализации собственно образовательных потребностей. Поэтому в процессе анкетирования используются вопросы, направленные на выявление представлений менеджеров о перспективах развития своего профессионального пути и факторов, оказывающих на него наибольшее влияние, а также о структуре личностных качеств и профессиональных компетенций, значимых для эффективной реализации профессиональной деятельности.

Анкетирование проводилось нами в 20022006 гг. Выборку составили менеджеры, обучающиеся на программах дополнительного профессионального образования в количестве 164 человек, из них 42,7 % составили мужчины и 57,3 % - женщины. Средний возраст участвующих в анкетировании составил 27 лет. Местом работы у 87,2 % является частная фирма, у

4,3 % - государственная организация, а 8,5 % из респондентов являются частными предпринимателями. Среди респондентов 61,6 % имеют высшее техническое образование, 18,9 % - гуманитарное, 14,6 % - экономическое, 0,6 % -медицинское и 4,3 % не имеют высшего образования.

Обобщенные материалы по перспективам

развития профессионального пути менеджеров среднего звена представлены в таблице.

Анализ всей совокупности полученных данных позволил оценить наличие у менеджеров мотивации к обучению на программах ДПО с целью повышения своей профессиональной компетенции.

Таблица

Обобщенные материалы по перспективам развития профессионального пути менеджеров среднего звена

Количество респондентов Перспективы развития профессионального пути

Стать руководителем группы сотрудников Стать руководителем функционального направления Принимать участие в стратегическом управлении организации Управлять совершенствованием и развитием организации Управлять производственными процессами Управлять инвестициями - в и ати ору пр ру от кь £ ^ § & & ^ м р о е Управлять сбытом продукции Управлять финансами - -а г р о м е л еи 1 & оз ви он кн у р ь ать т С

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

164 34 28 8 5 17 2 6 49 14 3

Новые программы ДПО, реализуемые в вузе, позволяют оперативно реагировать на образовательные запросы общества, обеспечивая не только удовлетворение образовательных потребностей населения, но и дополнительное финансирование вуза. На деятельность вуза оказывает влияние специфика регионального развития. В Алтайском крае в 2005 г. была принята «Краевая Программа развития образования в Алтайском крае до 2010 года». Цель этой программы - развитие системы образования края в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности как одного из факторов экономического и социального развития края, повышение качества образования. Повышение качества подготовки специалистов и профессиональная переподготовка названы приоритетными направлениями развития системы образования края.

Образование взрослых - «направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью» [6].

«Взрослый», по словарю В. И. Даля, определяется как «достигший полного телесного развития и роста, вполне выросший, вошедший во все года, возмужалый, зрелый, «полнолетний» [2]. Соответственно необходимо строить образовательный процесс в соответствии с особенностями развития взрослых людей. В первую очередь - на основании андрагогики.

Андрагогика - область научного знания, которая не только описывает факторы, связанные с образованием взрослых, но и объясняет их, ищет ответ на вопрос, как должен быть организован процесс обучения, чтобы обеспечивалось гармоничное развитие взрослого человека.

ЧИППКРО

Отношения человека с образованием по мере взросления усложняются. Ему становится всё труднее сменить привычный статус на роль обучаемого, восстановить потерянные навыки учебной работы, отказаться от привычной когда-то системы знаний. На систему взаимоотношений влияют как общие психофизиологические и социально-экономические факторы, определяющие поведение и обучаемость взрослого человека, так и профессиональные и культурологические условия предшествующего этапа жизни.

Как считает А. Ширс [7], к особенностям обучения взрослых можно отнести:

1. Взрослые люди не станут учиться, пока не захотят учиться.

2. Взрослые изучают только то, что, по их мнению, им необходимо изучить.

3. Взрослые люди учатся в процессе работы.

4. При обучении взрослых людей нужно иметь в виду их реальные проблемы.

5. На обучение взрослых людей большое влияние оказывает их предыдущий опыт.

6. Взрослые люди лучше обучаются в неформальной обстановке.

7. Чтобы стимулировать или облегчать обучение взрослых людей, необходимо использовать разнообразные методы обучения.

8. Взрослых людей не нужно «оценивать», их нужно направлять.

Теоретические подходы к проблеме использования андрагогики в ДПО заложены в концепции непрерывного образования, междисциплинарный характер которой представлен в исследованиях Л. И. Анцифировой, И. В. Бестужева-Лады, Б. С. Гершунского, Л. Н. Когана, Ю. Н. Кулюткина, В. С. Леднева, А. М. Ма-тюшкина, В. Г. Онушкина.

Работа по образованию взрослых успешна, если она строится на научной основе. По мнению ряда ученых (М. Т. Громкова, Э. Ф. Зеер, Е. В. Ткаченко), особая роль взрослого человека как субъекта познания и общения определяет специфику образования взрослых, обусловливает формирование самоопределения личности и развития профессионализма.

По мнению А. А. Вербицкого [1], направ-

Агафонова И. Д. Реализация андрагогичещ>го подхода...

ленность и уровень познавательной активности человека обусловлены, прежде всего, его моти-вационно-потребностной сферой. Такие проявления включенности в учебную деятельность, как заинтересованность в знаниях и способах практического действия, положительное эмоциональное отношение к занятиям, стремление к успешному обучению, зависят, в первую очередь, от тех познавательных и профессиональных мотивов, ради которых взрослый «садится за парту». При этом потребности и мотивы не есть нечто застывшее, они сами развиваются под влиянием содержания и условий учебной деятельности.

Кроме того, Н. Г. Милорадова считает, что переобучение в ряде случаев оказывает на слушателя психологическое давление, поскольку личный опыт человека не всегда соответствует тому, чему его учат. Для многих отказ от правильности личностного опыта равносилен отказу от своего «Я». Взрослый человек не пассивный потребитель учебного материала, а активный, самостоятельно действующий субъект, способный оказывать сопротивление психологическому давлению обучения; причем сила такого сопротивления будет тем больше, чем больше неадекватно обучение его собственной ментальной позиции, установкам, настроению, конкретной ситуации [5].

Специфика контингента слушателей системы Дпо в вузе обусловливает особенности ее кадрового обеспечения. Необходимым является изменение позиции преподавателя-транслятора знаний на позицию фасилитатора, применения им интерактивных методов, что повышает мотивацию познавательной деятельности при решении проблемных коммуникативных задач. Роль фасилитатора заключается в том, что он не доминирует, а косвенно направляет деятельность обучающихся, поддерживает коммуникацию, стимулирует, одобряет студентов, устанавливает сходство и различие в их мнениях, резюмирует и синтезирует сказанное, поощряет эффективное поведение, диагностирует и корректирует неэффективное.

Фасилитация - человекоцентрированный подход, который выражается в доверии к чело-

веку и постулирует существующую в нем тенденцию расти, развиваться и реализовывать свой потенциал. Фасилитация - это стимулирование (поощрение, побуждение к действию, активизация) развития. Фасилитация - феномен межличностного общения, усиливающий продуктивность обучения за счет особого стиля общения обучаемых и обучающего. Фасилита-ционное обучение усиливает позитивные мотивы учения, а они, в свою очередь, побуждают к развернутой деятельности по формированию и развитию компетенций. По мнению И. В. Жи-жиной и Э. Ф. Зеера [4], обучающиеся, работающие с педагогом-фасилитатором, обнаруживают высокий уровень когнитивного функционирования.

Введение принципа фасилитации, как указывает Р. С. Димухаметов, обусловливается целями модернизации образования, концепцией обучающегося общества (образование в течение всей жизни человека), условиями среды обучения взрослых. Фасилитационное обучение предусматривает направленность действий субъектов образовательного процесса на выявление и устранение причин, порождающих проблемы и трудности в профессиональной деятельности, помощь в самоактуализации. Преподаватель-фасилитатор помогает обучающимся развивать положительную самооценку через интерактивную работу в решении стоящих перед ними профессиональных задач [3].

Итак, актуальность развития ДПО в настоящее время объясняется ускоряющимися процессами устаревания знаний и необходимостью гибко и оперативно откликаться на требования рынка. Система ДПО является уникальной системой образования, позволяющей любому специалисту повышать свою квалификацию в любой период на протяжении всей своей жизни для успешного осуществления своей профессиональной деятельности и повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Система ДПО активно развивается в вузах, так как именно они оперативно реагируют на условия конкурентной среды, учитывают спе-

ЧИППКРО

цифику контингента обучающихся, основываясь на андрагогическом подходе в проектировании и организации программ ДПО. Кроме того, в настоящее время возрастает роль финансово-экономических аспектов деятельности вузов. Возникает необходимость в высоком профессионализме преподавателей, осваивающих фасилитирующее обучение, способных адаптироваться к изменению спроса и работать в среде активных, передовых образовательных технологий.

Список используемой и цитируемой литературы

1. Вербицкий, А. А. Психологические особенности включения взрослых в учебную деятельность [Текст] / А. А. Вербицкий ; под ред. С. А. Щенникова // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. - Жуковский : МИМ ЛИНК, 2002.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль. - М. : Рус. яз., 1989.

3. Димухаметов, Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Р. С. Димухаметов. - М. : РГБ, 2007.

4. Жижина, И. В. Психологические особенности пед. фасилитации [Текст] / И. В. Жи-жина, Э. Ф. Зеер // Образование и наука. -1999. - № 2.

5. Милорадова, Н. Г. Психологические

барьеры в обучении взрослых [Текст] /

Н. Г. Милорадова ; под ред. С. А. Щенникова // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. - Жуковский : МИМ ЛИНК, 2001.

6. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. - М., 1993.

7. Ширс, А. Подготовка преподавателей курса менеджмента [Текст] / А. Ширс. - М. : Нац. фонд подготовки финансовых и управленческих кадров, международный центр финансово-экономического развития, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.