Научная статья на тему 'ДИВЕРСИФИКАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ - ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ В СТАНОВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБЛИКА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ'

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ - ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ В СТАНОВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБЛИКА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / DIVERSIFICATION / DIGITAL TECHNOLOGY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / STATE DEFENSE ORDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Вячеслав Иванович

В статье раскрыта взаимосвязь диверсификации, цифровизации и инновационного развития. Показано влияние цифровой трансформации на различные аспекты деятельности предприятий, реализующих диверсификацию. Рассмотрены факторы, сдерживающие процессы диверсификации производства на предприятиях оборонно - промышленного комплекса, состояние и перспективы диверсификации на предприятиях радиоэлектронного комплекса и других отраслей оборонной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diversification and digitalization in their interrelations - the most important factors in the formation of the innovative image of the Russian economy

The article reveals the relationship of diversification, digitalization and innovative development. The article shows influence of digital transformation on various aspects of the activities of enterprises implementing diversification. The factors constraining the processes of diversification of production at the enterprises of the military - industrial complex, the state and prospects of diversification at the enterprises of the radio - electronic complex and other branches of the defense industry are considered.

Текст научной работы на тему «ДИВЕРСИФИКАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ - ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ В СТАНОВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБЛИКА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 338.245

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ — ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ В СТАНОВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБЛИКА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Волков Вячеслав Иванович

главный редактор Редакции ФГУП "ВНИИ "Центр", доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, заслуженный инженер России, лауреат премии Правительства Российской Федерации, академик РАЕН, член-корреспондент РАРАН

Аннотация. В статье раскрыта взаимосвязь диверсификации, цифровизации и инновационного развития. Показано влияние цифровой трансформации на различные аспекты деятельности предприятий, реализующих диверсификацию. Рассмотрены факторы, сдерживающие процессы диверсификации производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, состояние и перспективы диверсификации на предприятиях радиоэлектронного комплекса и других отраслей оборонной промышленности.

Ключевые слова: диверсификация, цифровые технологии, инновационное развитие, оборонно-промышленный комплекс, государственный оборонный заказ.

Volkov Vyacheslav Ivanovich, Chief Editor Edition of VNII "Center", doctor of Economics, Professor, Honored Economist of the Russian Federation, Honored engineer of Russia, Laureate of the Government of the Russian Federation, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Corresponding Member of Russian Academy of Missile and Artillery Sciences, Moscow, Russian Federation.

Diversification and digitalization in their

interrelations - the most important factors in the formation of the innovative image of the Russian economy.

Abstract. The article reveals the relationship of diversification, digitalization and innovative development. The article shows influence of digital transformation on various aspects of the activities of enterprises implementing diversification. The factors constraining the processes of diversification of production at the enterprises of the military-industrial complex, the state and prospects of diversification at the enterprises of the radio-electronic complex and other branches of the defense industry are considered.

Keywords: diversification, digital technology, innovative development, military-industrial complex, state defense order.

Введение. О воздействии процессов влияния цифровых технологий (ЦТ) на развитие промышленности в последние годы написано достаточно много. Несколько меньше в специализированных журналах и сборниках рассматриваются вопросы диверсификации производства.

Представляется, что процессы диверсификации и цифровизации тесно связаны, особенно применительно к деятельности

предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), перед которыми стоит задача максимально задействовать научно-технический и промышленный потенциал для создания и выпуска высокотехнологичной гражданской продукции и продукции двойного назначения. Не случайно Мин-промторг России объединил диверсификацию и цифровизацию оборонки в одну ОКР, выполняемую в настоящее время ФГУП "ВНИИ "Центр".

Диверсификация ОПК - одна из стратегических национальных задач. От ее успешного решения, также как и от цифро-визации, которая является базовым направлением нового индустриального развития, зависит инновационное развитие экономики нашей страны. Она позволяет предприятию ОПК заложить либо базу для будущей специализации, либо способствовать его превращению в многопрофильный, многоотраслевой комплекс. Выпуск высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса должен, по мнению руководства страны, обеспечить полную загрузку предприятий ОПК и их финансовую устойчивость после прохождения пика гособорон-заказов и их последующего сокращения.

Появление ЦТ обычно относят к концу 50-х годов прошлого века и связано с переходом от аналоговой электронной компонентной базы и аналоговых сигналов к цифровой электронике и передаче сигнала в цифре в виде последовательности дискретных (цифровых) значений. Развитие ЦТ ведет к радикальным изменениям, грандиозной трансформации в сфере управления, организации производства и предоставления услуг. В настоящее время ЦТ охватили всю информационную, финансовую, значительную часть производственной и социальной сфер1. Применительно к промышленности в идеальном сценарии предприятие будущего - это полностью оцифрованное и автоматизированное производство, которое распространяется на всю цепочку создания продукта, включает всех ее участников и управляется без участия человека.

Цифровые технологии, как справедливо

указывается в многочисленных публикациях, которые им посвящены, - это важнейшее средство повышения производительности труда, конкурентоспособности. Очевидно также и то, что на фоне происходящих в мире событий российской оборонной промышленности нужен прорыв в сфере ЦТ на базе отечественных программных продуктов. Однако ЦТ далеко не панацея от экономических проблем. Применительно к отраслям и предприятиям цифровая экономика* не решает проблем пропорционального экономического развития, в том числе проблем, возникающих на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в связи с сокращением объемов государственного оборонного заказа. Что касается решения текущих задач преобразования предприятий ОПК, то они в большей степени обеспечиваются в рамках реализации мероприятий по диверсификации, максимальным задействованием научно-технического и производственного потенциал предприятий ОПК для выпуска высокотехнологичной гражданской продукции и продукции двойного назначения (далее - ПГН и ПДН)2.

В ходе дальнейшего рассмотрения будут исследованы точки пересечения на предприятиях ОПК процессов диверсификации и внедрения в различные сферы деятельности ЦТ. Взаимосвязь понятий диверсификация, цифровизация, их роль в становлении инновационного облика российской экономики представлена на Рисунке 1.

Цифровые технологии — эффективный инструмент диверсификации производства. Как показано на Рисунке 2 отечественный ОПК прошел пик гособоронзаказа в 2016 году. Тогда же имело практически стопроцентное исполнение ГОЗ. Предположительно к 2020 году в основном будет завершено перевооружение Вооруженных

* Термин цифровая экономика в публикациях ОЭСР и в отечественных нормативно-правовых документах применяется в отношении рынков, функционирующих на базе информационно-коммуникационных технологий, используемых для осуществления торговли информационными, цифровыми товарами или оказания услуг посредством Интернета.

Рисунок 1. Влияние диверсификации и цифровизации как составных частей государственной промышленной политики на инновационное развитие страны

Рисунок 2. Данные по объемам государственного оборонного заказа

Сил Российской Федерации. В этой связи Президентом Российской Федерации поставлены задачи по диверсификации предприятий ОПК: доля гражданской продукции к 2025 году должна быть треть, а к 2030 году - как минимум половина объема производства.* Говоря о важности диверсификации, В.В. Путин открывая в ноябре 2018 г. совещание, посвященное ходу ее реализации, сказал: "Её успешное решение позволит развивать технологический и производственный ресурс предприятий, укреплять трудовые коллективы, - а это сотни тысяч

высококвалифицированных инженеров, конструкторов, рабочих".** По большому счету диверсификация - это не только расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями, диверсификация - это стратегия перемен, развития компании вне зависимости от объема гособоронзаказа, перевод компании на современную бизнес-модель. Проникновение в новые отрасли производства, выход на новые рынки сбыта позволяет уменьшить возможные риски, увеличить, как уже отмечалось ранее, конкурентоспособность предприятия стабилизирует денежные потоки, увеличивает стоимость компании. При этом диверсификация приводит к размыванию границ между отраслями. Так, например, создание продукции радиоэлектроники способствует освоению новых рынков продукции, ведет к проникновению в сферы, где ранее доминировали предприятия других отраслей.

Согласно исследованиям консалтинговой компании МсЮшеу к 2025 году ВВП России может увеличиться за счет дальнейшей цифровизации экономики на 4,1 - 8,9 трлн рублей.15 Предполагается, что благодаря диверсификации суммарный объем реализации гражданской продукции на предприятиях ОПК в ближайшие 12 лет должен превысить 20 трлн рублей13. Зафиксированные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в декабре 2016 года показатели доли гражданской продукции в общем объеме производства оборонно-промышленного комплекса*** служат ориентиром для оборонно-промышленного комплекса в целом, то есть являются усредненными и применительно к отраслям и предприятиям требуют дифференциации. Естественно, что есть предприятия, выход которых на рынки гражданской продукции крайне затруднен или невозможен, например ядерный оружейный комплекс, ракетные

* Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 5 декабря 2016 года № Пр-2346.

** Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросу диверсификации оборонно-промышленного комплекса от 18 декабря 2018 г. № Пр-2423

*** Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 5 декабря 2016 года № Пр-2346.

системы, специальные боеприпасы3. Тем не менее для большинства предприятий ОПК диверсификация в принципе возможна, необходима, хотя и сопряжена с существенными затратами. Очевидно, что интегрированные структуры, холдинги и предприятия должны иметь конкретные задания по диверсификации, исходя из своих возможностей.

Особенность российского ОПК в том, что он создавался как сугубо военный, что налагает определенные трудности при реализации процессов диверсификации производства в нашей стране. В историческом прошлом уже были неоднократные инициативы, направленные на уменьшение производства военной продукции за счет увеличения доли гражданской продукции. Такие попытки были при Хрущеве, Горбачеве и уже после распада Советского Союза в условиях начавшихся гайдаровских реформ.

Сравнивая конверсию 90-х с процессами диверсификации сегодняшнего дня, следует сказать, что современная ситуация с производством гражданской продукции и оборонно-промышленным комплексом России несколько иная. В России в настоящее время нет столь избыточных мощностей, как было в прошлом. Конечно, они имеются, в том числе в обеспечение выполнения мобилизационных заданий, но не в таком большом количестве, когда наша страна усиленно разоружалась.

Сам ОПК существенно сократился, стал меньшим по масштабу и в некотором смысле оптимальным. То есть в настоящее время речь идет не о ликвидации военного производства, а о способе его сохранения и преобразования производственно-технологического аппарата в условиях сокращения гособоронзаказа и действия экономических санкций стран Запада для выпуска ПГН и ПДН. Мощности, предназначенные для производства продукции военного назначения, даже если они не будут сегодня задействованы для производства оборонной продукции, все равно нужны. Сокращать и тем более их уничтожать нежелательно. Так ставится задача Президентом России. В самом деле международная обстановка такова, что речь о разоружении не идет.

Процессы диверсификации непосредственно связаны с инновационным развитием предприятий и широким внедрением ЦТ. Использование последних в различных сферах производственной и управленческой деятельности дает возможность быстрой перестройки производственных процессов и цепочек кооперации. Комплекс вычислительных сетей, используемых в процессе автоматизации и роботизации, становится главным источником роста производительности труда в создании новой техники и промышленном производстве. Если применительно к бытовой сфере мы имеем Интернет вещей, то применительно к промышленному производству - Умное производство2.

Распределенные данные и облачное хранение информации снижают издержки, расширяют доступ к массивам информации, повышают скорость и эффективность поиска необходимого бизнес-решения. Широкое внедрение ЦТ на всех этапах жизненного цикла продукции предопределяет развитие отраслей, реализацию потенциала каждого отдельного предприятия.

Цифровизация заставляет руководителей предприятий переосмысливать управленческие решения и производственные процессы, инвентаризировать имеющиеся информационные системы и создавать новые, в новом формате выстраивать взаимоотношения с заказчиками и клиентами, так как ЦТ оказывают влияние не только на процессы создания ПГН и ПДН, но и на участников рыночных отношений. При выпуске гражданской продукции становится клиент приоритетом, чего нет при создании продукции военного назначения. Потенциальный покупатель гражданской продукции, находясь в цифровой среде, оставляет свои предпочтения в интернете. В результате осуществляется корректировка каких-либо свойств, технических параметров, повышается качество создаваемой продукции. Более прозрачной становится система контрактов, договоров. Иными словами цифровизация меняет все: как разрабатывается, производится, продается, поставляется и обслуживается ПГН и ПДН.

Появляется промышленный интернет вещей как система сбора и передачи ин-

формации. Происходит интеграция производственного оборудования в единую сеть, что предопределяет трансформацию процессов и моделей взаимоотношений между участниками цепочки создания добавленной стоимости промышленной продукции. Ключевыми инструментами для такой трансформации становятся электронные торговые площадки, в частности "биржи" производителей и поставщиков логистических услуг.

Исследования перспективного рынка технологий и инноваций показывают, что наибольшим потенциалом в будущем обладают такие направления, как технологии 5G, дроны, системы распознавания лиц, виртуальная реальность, 3D-печать, автономные машины, а также технологии, которые уже сейчас близки и понятны потребителю. Это системы и устройства "умного дома" (системы контроля доступа и безопасности систем) и умных носимых устройств, включая медицинские устройства для мониторинга физического состояния2.

Производство гражданской продукции не является для предприятий ОПК каким-то новым направлением деятельности. Предприятия оборонно-промышленного комплекса традиционно играли и играют весомую роль в техническом перевооружении важнейших сфер экономики: транспорта, связи, ТЭКа, здравоохранения. Как в прошлом, так и сейчас отрасли российской промышленности -авиационное машиностроение, гражданский космос, гражданское судостроение, оптическое приборостроение, производство изделий электронной техники - практически полностью представлены предприятиями ОПК*. Отечественные предприятия оборонки готовы в настоящее время поставлять конкурентоспособную продукцию энергетического (от трубопроводной арматуры до паровых котлов) и транспортного машиностроения, медицинской промышленности в ряд стран Ближнего Востока. Одно из перспективных направлений экспортных поставок в Саудовскую Аравию - радиоэлектроника и теле-

* Предприятия ОПК в настоящее время обеспечивают производство 70% всех средств связи России, 60% сложной медицинской техники и 30% оборудования для топливно-энергетического комплекса.

коммуникационное оборудование. В этих областях отечественные предприятия обладают уникальными компетенциями и могут предложить иностранным покупателям целую линейку инновационных решений8.

Стоит также отметить, что весьма быстрыми темпами (около 30% в год) развивается и имеет большие перспективы потенциального роста российский IT - сектор. Тем не менее решение технических проблем, как и неких математических задач с помощью использования супервычислительных мощностей и "больших данных" (Big date), финансовых технологий, блокчейна и не гарантирует бескризисного устойчивого развития. ЦТ - это средство, позволяющее избавить работника от необходимости монотонного и тяжелого труда не только физического, но и кабинетного. Это весомая компонента нового технологического уклада. Она присутствует во всех программах экономического развития, предложенных в свое время Президенту страны экспертами Столыпинского клуба, Центра стратегических разработок и Министерством экономического развития. Однако ЦТ далеко не панацея от экономических проблем. Цифровизация не может существовать без производящих отраслей и в отрыве от них. Как образно было замечено, молоко ЗД-принтером не получишь. Точно также реализация диверсификации немыслима без использования ЦТ.

Факторы, сдерживающие выход ОПК на рынок гражданской продукции.

Проблем (факторов), затрудняющих выпуск гражданской продукции на предприятиях ОПК, много. Во-первых, это затраты на разработку, освоение и производство новой продукции, включая большие затраты на технологическое переоснащение, на маркетинговые исследования и рекламу при недостатке собственных денежных средств и трудностях получения финансовых ресурсов извне, в том числе из государственных источников. Во-вторых, недостаток информации о рынках сбыта, низкая узнаваемость отечественной продукции среди потенциальных потребителей. В-третьих, это недостаток квалифицированного персонала, низкий

производственной технологический потенциал предприятий. В-четвертых, доходы от реализации гражданской продукции не так велики по сравнению с более выгодными заказами на продукцию военного назначения. В-пятых, на внешних рынках предприятия ОПК вынуждены конкурировать с глобальными поставщиками, которые могут использовать демпинг, политику закрытых стандартов и свои сильные позиции на рынке, чтобы не допустить на рынок новых игроков.

И самое главное. Оборонный и гражданский секторы имеют две различные технические и бизнес-культуры, сближение которых является отдельной проблемой.

Для преодоления большинства из вышеназванных трудностей (их перечень не является исчерпывающим) нужна эффективная государственная поддержка. Эффективными инструментами такой поддержки являются внедрение механизмов субсидирования, льготного кредитования, формирование, государством там, где это возможно, спроса на отечественную гражданскую продукцию.

Не секрет, что создатели продукции военного назначения не готовы оперативно реагировать на запросы потребителей гражданского сектора и адаптировать создаваемую продукцию к потребностям покупателей. Поэтому необходимо изучать рынок, находить незанятые рыночные ниши, сопоставлять реальные возможности своего производства (его слабые и сильные стороны) с запросами рынка (устанавливать возможности и угрозы в структуре параметров внешней среды). Другими словами, прежде чем взяться за диверсификацию, должен проводиться качественный SWOT-анализ. Для всего этого необходимы специалисты со знаниями и опытом в сфере инновационной деятельности, сотрудники с базовым набором навыков для работы с цифровыми технологиями, технологиями промышленного дизайна, продуктового менеджмента и маркетинга.

Зарубежный опыт диверсификации производства предприятий ОПК.

На большинстве ведущих западных предприятий производство гражданской и военной продукции тесно переплетено, и

часто соотношение военной и гражданской продукции находится в диапазоне от 60/40 до 40/60, то есть отсутствует явная зависимость загрузки предприятий от военных заказов, как у многих отечественных предприятий. Поэтому нарастить выпуск гражданских товаров, когда сокращается военный заказ, а это циклично происходит, для них гораздо проще. При этом за рубежом передовые разработки, выполняемые по заказам военного заказчика, часто находят применение в гражданской продукции.

Типичными примерами таких успешных предприятий могут служить фирмы Boeing, Siemens, на которых не только разрабатываются, но и внедряются цифровые технологии в основные производственные процессы на разных стадиях создания продукции военного и гражданского назначения. Производство в этих фирмах также максимально автоматизировано. Более 75% работ выполняется станками и компьютерами; система управления производством тесно интегрирована с конструкторской подсистемой; системы проектирования передают конструкторские изменения непосредственно в технологические процессы на этап изготовления. Да и в целом в мире цифровые технологии стремительно развиваются и внедряются. В США объем цифровой экономики в ВВП составляет 10,9%, в Китае -10%, в ЕС - 8,2%, в России - всего 3,9%18.

Большой интерес с точки зрения заимствования опыта в сфере диверсификации представляет КНР, т.к. изначально военно-промышленный комплекс Китая был скопирован с советской модели. Если в начале 80-х годов гражданская продукция китайского ОПК составляла порядка 10% от общего производства, то уже в 2000-е годы доля товаров гражданского назначения в валовой продукции оборонных предприятий Китая достигла 80%. Китайские изделия можно встретить в большинстве стран мира6. Важнейшим направлением реформы ОПК этой страны является интеграция предприятий оборонной промышленности и гражданских компаний (предприятий), включая частные и с иностранным капиталом9. Такой подход, по мнению руководства КНР, позволяет

получать из-за рубежа инновационные технологии и образцы высокотехнологичной продукции, а также обеспечивать прибыль от совместной разработки и производства технологий и товаров.

Диверсификация производства на отечественных предприятиях ОПК (на примере предприятий радиоэлектронного комплекса). В отчете Правительства Российской Федерации Государственной Думе 17 апреля 2019 г. Медведев Д.А. привел данные, что по итогам 2018 г. объем гражданской продукции на предприятиях оборонной промышленности достиг 20%.

Рассмотрим состояние процессов диверсификации в ОПК на примере радиоэлектронной отрасли, которая является одной из самых быстрорастущих отраслей. Для этого воспользуемся результатами проведенного АО "ЦНИИ "Электроника" совместно с журналом "Электроника: НТБ" и компанией GfK Rus в 2018 году опроса руководителей организаций радиоэлектронного комплекса (РЭК)10. В них прим -ли участие производственные предприятия (45%), научно-производственные (35%), а также НИИ и КБ (25%).

Подавляющее число предприятий (96%) указало, что они уже работают в гражданском секторе. При этом большинство предприятий (67%) (Рисунок 3) работает более 15 лет, от 1 до 5 лет - 9%, от 5 до 10 - также 9%, от 10 до 15 лет - 15%10.

У 56% опрошенных предприятий СРисунок 4) доля выручки от продаж продукции гражданского назначения не превышает 10%, у 12 % - превышает 70%. 24% предприятий имеет выручку от ПГН от 10 до 30%, 5% предприятий - от 30 до 50%, 3% предприятий - от 50 до 70% от общей выручки10.

Госзаказ на продукцию гражданского назначения составил (Рисунок 5) более 70% у 24% предприятий, менее 10% - у 54% предприятий, доля госзаказа составила от 10 до 30% - у 12%, от 30 до 50 и от 50 до 70% - у 5% предприятий в обоих случаях10.

На Рисунке 6 показано, какие работы в секторе гражданской продукции осуществля-

9%

67%

15%

■ От 1 года до 5 лет

■ От 5 до 10 лет

■ От 10 до 15 лет

■ Более 15 лет

Рисунок 3. Годы работы организации (холдинга) в секторе гражданской продукции

12%

■ Менее 10%

■ От 10 до 30%

■ От 30 до 50%

■ ОТ 50 ДО 70%

■ Свыше 70%

24%

56%

Рисунок 4. Доля выручки организации (холдинга), которая приходится на сектор гражданской продукции

24%

54%

■ Менее 10%

■ От 10 до 30%

■ От 30 до 50%

■ От 50 до 70%

■ Свыше 70%

12%

Рисунок 5. Доля сектора гражданской продукции в организации (холдинге), приходящаяся на госзаказ

ют организации. Наиболее распространенной сферой деятельности предприятий является производство продукции, затем следуют производство комплектующих, далее - разработки, оказание услуг и исследования. Объемы гражданской продукции росли у 22% предприятий, падали у 15% предприятий, были стабильны у 13% и колебались у 50% предприятий (Рисунок 7). Ассортимент увеличивался (Рисунок 8) у 35% предприятий РЭК,

был стабилен у 30%, колебался у 26% предприятий и уменьшался у 9% организаций10.

Если говорить о перспективе, то 96% предприятий РЭК {Рисунок 9) планируют расширение производства, оставшиеся 4% предполагают сохранить имеющиеся объемы производства10.

Для предприятий радиоэлектронной промышленности тема диверсификации достаточна актуальна. В советское время предприятия этой отрасли лидировали по ассортименту выпускаемой гражданской продукции. По данным "Росэлектроники" 2018 г.,этот холдинг увеличил по сравнению с 2017 г. выручку от поставок продукции гражданского назначения в 1,5 раза713. Основной вклад в рост связан с реализацией крупных инфраструктурных проектов, таких как цифровизация электроэнергетики, создание интеллектуальных транспортных систем в регионах России и за рубежом, оборудование инспекционно-досмотровых комплексов, т.е. успехи в создании отдельных локальных проектов есть. Радиоэлектроника - одна из самых быстрорастущих отраслей, а гражданские товары, использующие достижения в микроэлектронике, наноэлек-тронике, информационно-коммутационных технологиях (составляющие структуру нового технологического VI уклада) являются драйвером развития. В стратегии радиоэлектронного кластера корпорации "Ростех" предусмотрены темпы роста с ежегодным увеличением выручки 22,4%. При этом доля гражданской продукции к 2025 г. должна составить не менее 60% 2.

В 2018 г. радиоэлектронный кластер этой корпорации "вывел" на рынок большой ряд гражданских продуктов для торговли, энергетики, ЖКХ, медицины, образования, телекоммуникаций и других отраслей. Кластер в своей деятельности ежегодно увеличивает количество сквозных цифровых технологий и имеет немало передовых решений7,10,13. В основе успехов в сфере диверсификации -мероприятия по реорганизации активов, формирование дивизионов по продуктовому принципу, формирование инновационных диверсифицированных кластеров, которые дают возможность привлечения частных ин-

исследования Оказание услуг Разработки Производство комплектующих Производство конечной продукции

Рисунок 6. Работы в секторе гражданской продукции, осуществляемые организациями

15%

22%

50%

13%

■ Объемы росли

■ Объемы были стабильны

■ Объемы колебались

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Объемы падали

Рисунок 7.Смена динамики в секторе гражданской продукции за последние ри года

9%

26%

35%

■ Ассортимент увеличивался

■ Ассортимент был стабилен

■ Ассортимент колебался

■ Ассортимент уменьшался

30%

Рисунок 8. Динамика ассортимента в секторе гражданской продукции за последние три года

4%

■ Планирует расширение

■ Не планирует ни расширение, ни сокращение

Рисунок 9. Планы организации (холдинга) по расширению работы в секторе гражданской продукции

вестиций, способствуют эффективной интеграции интеллектуальных и финансовых ресурсов внутри и за пределами кластера. В планах Ростеха добиться установленных Президентом России показателей по диверсификации не к 2030 г., а к 2025 г.7.

За последние несколько лет предприятия ОПК сделали заметный шаг вперед, несмотря на проблемы, с которыми столкнулся ОПК в процессе производственной и технологический модернизации, обновления инфраструктуры и создания цифровых производств. Все это закладывает фундамент развития на перспективу. Главной точкой сбора гражданских проектов оборонных предприятий сегодня можно назвать платформу "ГИС промышленность". На ее базе формируются интерактивные каталоги высокотехнологичной продукции, выпускаемой предприятиями ОПК, электронные торговые площадки. В настоящее время они, по данным Минпромторга России4, включают в себя более 2,2 тыс. позиций высокотехнологичной продукция гражданского и двойного назначения нашей оборонки.

Меры государственной поддержки.

Анализируя действующие сегодня меры государственной поддержки, следует сказать, что для предприятий, входящих в реестр организаций ОПК имеется вполне реальная возможность получения финансовых средств через Фонд развития промышленности посредством участия в специальной программе "Конверсия". Ее участники получают допуск на более выгодных условиях: получение льготных займов объемом от 200 до 750 млн руб. на срок до пяти лет с процентной ставкой 1% в первые три года займа и 5% на оставшийся период. Приоритет проектам по наращиванию гражданской продукции отдается также при отборе технологических направлений в рамках программы по субсидированию НИОКР.

В мае 2017 года госкорпорацией "Ро-стех" и Внешэкономбанком учреждено ООО "НПО "Конверсия", которому были поставлены задачи: вовлечение предприятий ОПК в процесс конверсии, выявление потребностей рынка и поиск возможностей

для продвижения и реализации их гражданской продукции на внутреннем и внешнем рынках, содействие в привлечении финансирования для конверсионных проектов и внедрение экосистемных проектов, в том числе Промышленного интернета7,16.

В прошлом году Президент России В.В. Путин поручил увязать диверсификацию ОПК с нацпроектами и инвестпроек-тами естественных монополий и госкорпораций. И это понятно, так как высокие технологии востребованы во многих национальных проектах, прежде всего в таких, как "Наука","Образование", "Здравоохранение"7. Так, в сегменте медицинской техники в рамках диверсификации успешно решаются задачи импортозамещения, создаются новые рабочие места, успешно решаются задачи, напрямую связанные с сохранением здоровья российских граждан. О какой продукции идет речь? Во-первых, это носимые медицинские датчики, собирающие данные о здоровье человека, контролирующие работу жизненно важных органов (сердце, легкие и т.д.), а также параметров здоровья (измерение содержания сахара в крови, гормонов и белка). Во-вторых, это оборудование для физиотерапии. Данный сегмент продукции народно-хозяйственного назначения активно развивается, обогащаясь новыми методами и принципами лечения10.

В настоящее время многие российские промышленные предприятия, занимающиеся диверсификацией, успешно оптимизируют свои бизнес-модели и производство, используя цифровизацию управленческой и производственной деятельности. Цифровое моделирование даёт возможность существенно снизить затраты на разработку и производство ПГН и ПДН, поскольку большинство необходимых корректировок в таком случае делается виртуально, а не в процессе натурного моделирования.

Цифровая экономика требует от оборонных предприятий быстроты реализации различных инициатив: заимствования оборонными предприятиями наработок в сфере гражданской робототехники, систем распознавания, разработки схем государственно-частного партнерства (ГЧП) применительно

к ОПК, внедрения системы контрактов жизненного цикла ПВН, имитационного моделирования, суперкомпьютерных вычислений.

Преференции для отечественных производителей государством созданы, однако предприятия оборонки в целом еще медленно разворачиваются в этой сфере деятельности. Общая ситуация такова, что доля российской электроники на внутреннем рынке не превышает 15%, а для гражданской продукции эти показатели еще ниже.

Диверсификация оборонных предприятий, конечно же, не должна ограничиваться лишь отдельными успешными проектами. Важно поставить её на системную основу, а руководители и весь коллектив предприятий должны подходить к выпуску гражданской продукции столь же ответственно, как и к выполнению гособоронзаказа.

Президент России В.В. Путин 21 ноября 2018 г. провел совещание по вопросу диверсификации ОПК, по результатам которого даны соответствующие поручения (Таблица)17.

Анализируя публикации, посвященные

цифровой экономике, убеждаешься в справедливости того, что отмечается в некоторых статьях, что в существенной мере крен взят на оцифровку информации баз данных, а не на цифровую трансформацию. Важно, чтобы цифровая трансформация как процесс кардинальных перемен не была вытеснена простой оцифровкой, просто переводом всего в цифровую форму и закупку серверов. Поэтому видимо неслучайно, по мнению Г.О. Грефа, к 2025 г. 75% организаций станут оцифрованными, но трансформацию успешно преодолеют только 30%.

Теперь, когда такие предприятия переходят к стадии развития, перед ними стоят задачи иного уровня: эффективное управление бизнес-процессами, внедрение цифрового производства, интеграция предприятий в единое информационное пространство.

Заключение.

1. Без сомнения руководство страны правильно определило диверсификацию и циф-ровизацию в качестве важнейших задач на

Таблица

Перечень поручений Президента России по результатам проведенного совещания 21 ноября 2018 г. по вопросам диверсификации17

Правительству Российской Федерации поручено:

до 1 октября 2019 г - разработать необходимые меры государственной поддержки проектов (программ) производства ПГН, предусмотрев их финансирование в проекте федерального бюджета, в том числе на 2020 г и на плановый период 2021 и 2022 гг.;

до 1 июня 2019 г - рассмотреть вопросы и принять меры, касающиеся: - увеличения объёма средств федерального бюджета, направляемых на субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым российскими кредитными организациями и ВЭБ.РФ организациям ОПК на реализацию проектов по производству ПГН; - формирования организациями ОПК комплекса продуктовых рядов (номенклатуры производства) ПГН, а также проектов (программ) их производства в 2019 -2021 гг. с разбивкой по рынкам сбыта и потребителям; - расширения сферы деятельности и докапитализации Фонда развития промышленности в целях финансирования инвестиционных проектов по диверсификации производства организаций ОПК, в том числе в интересах реализации национальных проектов.

Минпромторгу России поручено:

до 1 июля 2019 г. - обеспечить формирование и ведение реестра проектов (программ) производства продукции гражданского назначения организациями ОПК.

Военно-промышленной комиссии Российской Федерации поручено:

до 31 марта 2019 г - Роскосмосу, Ростеху утвердить прогнозные объёмы производства ПГН организациями ОПК в 2019-2021 годах в отраслевом разрезе с разбивкой этих объёмов по крупнейшим организациям ОПК и ИС с учётом перечней техники, технологий и оборудования, необходимых для реализации национальных проектов.

пути инновационного развития экономики и модернизации производственного потенциала. При этом реализация этих задач должна обеспечиваться не в отрыве друг от друга, а в тесном взаимодействии. Цифровые технологии — эффективный инструмент диверсификации производства ОПК.

2. От степени цифровизации полностью зависит эффективность работы, качество управления, издержки, сроки, а стало быть реализация заданий по диверсификации. При этом цифровая трансформация - это не просто современный и модный тренд, а инструмент для повышения конкурентоспособности конечной продукции и самой компании.

3. Реализация процессов диверсификации и цифровизации на предприятиях промышленности дает возможность запустить масштабную программу развития экономики нового технологического поколения, придать импульс инновационному развитию российского государства.

Список литературы

1. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. - М.: Книжный мир, 2018. - 768 с.

2. Волков В.И., Голубев С.С., Щербаков А.Г. Цифровая трансформация как новый формат инновационно-технологической политики, реализуемой на предприятиях ОПК// Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2018. - №3 - С. 22-31.

3. Ачасов О.Б., Бабкин Г.В., Косенко А.А. Диверсификация как фактор повышения эффективности функционирования оборонно-промышленного комплекса// Вооружение и экономика - 2016. - № 4 (37).- С. 19-29.

4. Журенков Д.А., Трушкова Е.А. Стратегия диверсификации-2030 // Арсенал Отечества. 2018 - № 2(34).

5. Мантуров Д.В. Руководителей некоторых предприятий приходится подталкивать к диверсификации. - URL: https://profiok.com/news/ detail.php?ro=4696#ixzz5pnCkZvlL (дата обращения: 16.05.2019).

6. Ремизов М. Диверсификация ОПК: миссия выполнима / Журнал Stiмул. -URL: https://stimul.

online/articles/analytics/diversifikatsiya-opk-missiya-vypolnima-/ (дата обращения: 16.05.2019).

7. От диверсификации ОПК зависит развитие всей экономики. -URL: https://ria. ru/20181121/1533238466.html (дата обращения: 16.05.2019).

8. Как проходит диверсификация ОПК в России. -URL: https://tass.ru/ekonomika/4710238 (дата обращения: 16.05.2019).

9. Эксперты коллегии ВПК: диверсификация - путь к новой экономике.- URL: https://profiok. com/news/detail.php?ID=4696#ixzz5pnDYqBmD (дата обращения: 16.05.2019).

10. Что сдерживает диверсификацию радиоэлектроники? Исследование ЦНИИ "Электроника" совместно с журналом "Электроника: НТБ" и компанией GfK Rus. -URL: https://www.instel. ru/izdaniya/inform-material/chto-sderzhivaet-diversifikatsiyu-radioelektroniki/ (дата обращения: 16.05.2019).

11. Совещание по вопросам диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями ОПК.- Уфа, 24.01.2018.-URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56699 (дата обращения: 16.05.2019).

12. Совещание по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения.-Тула, 08.09.2016.- URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/52852 (дата обращения: 16.05.2019).

13. Радиоэлектронный кластер: драйвер цифровизации.- URL: https://rostec.ru/news/ radioelektronnyy-klaster-drayver-tsifrovizatsii/ (дата обращения: 16.05.2019).

14. Как проходит диверсификация ОПК в России.- URL: https://yandex.ru/search/?text (дата обращения: 16.05.2019).

15. Цифровая экономика увеличит к 2025 году ВВП России на 8,9 трлн руб.-URL: https:// www.rbc.ru/technology_and_media/05/07/2017 /595cbefa9a7947374ff375d4 (дата обращения: 16.05.2019).

16. НПО "Конверсия": сайт.- URL: https:// npo-konversia.ru/ (дата обращения: 16.05.2019).

17. Перечень поручений по итогам совещания по вопросу диверсификации оборонно-промышленного комплекса.-URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/59448 (дата обращения: 16.05.2019).

18. Россия: от цифровизации к цифровой экономике.-URL: http://stolypin.institute/wp-content/ uploads/2018/09/issledovanie_tsifrovaya-ekonomika-14-09-18-1.pdf (дата обращения: 16.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.