Научная статья на тему 'Цифровизация оборонной промышленности на принципах SOA и кастомизация как фактор устойчивой конкурентоспособности отрасли'

Цифровизация оборонной промышленности на принципах SOA и кастомизация как фактор устойчивой конкурентоспособности отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акжигитова А. Н.

Становление новой эпохи электронных технологий требует от оборонных предприятий прорыва при внедрении цифровых технологий для успешной диверсификации оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Для успешного внедрения предприятий ОПК в цифровую экономику рассматривается возможность применения принципов сервис-ориентированной архитектуры и кастомизации. Цель исследования выработка направлений по повышению конкурентоспособности предприятий ОПК при диверсификации отрасли. Методами исследования являются сравнительный анализ, монографическое исследование, экспертных оценок. Рассмотрены причины невыполнения национального проекта «Цифровая экономика» и предложены направления к совершенствованию механизма его реализации. Разработанные предложения позволят предприятиям ОПК сформировать новую клиентоориентированную систему управления для наращивания выпуска гражданской продукции и максимального удовлетворения спроса не только отечественного потребителя, но и зарубежных клиентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровизация оборонной промышленности на принципах SOA и кастомизация как фактор устойчивой конкурентоспособности отрасли»

УДК 338.245

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПРИНЦИПАХ SOA И КАСТОМИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛИ

А.Н. Акжигитова

Аннотация. Становление новой эпохи электронных технологий требует от оборонных предприятий прорыва при внедрении цифровых технологий для успешной диверсификации оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Для успешного внедрения предприятий ОПК в цифровую экономику рассматривается возможность применения принципов сервис-ориентированной архитектуры и кастомизации. Цель исследования - выработка направлений по повышению конкурентоспособности предприятий ОПК при диверсификации отрасли. Методами исследования являются сравнительный анализ, монографическое исследование, экспертных оценок. Рассмотрены причины невыполнения национального проекта «Цифровая экономика» и предложены направления к совершенствованию механизма его реализации. Разработанные предложения позволят предприятиям ОПК сформировать новую клиентоориентированную систему управления для наращивания выпуска гражданской продукции и максимального удовлетворения спроса не только отечественного потребителя, но и зарубежных клиентов.

Ключевые слова: цифровизация, оборонная промышленность, цифровая экономика.

DIGITALIZATION OF THE DEFENSE INDUSTRY ON THE PRINCIPLES OF SOA AND CUSTOMIZATION AS A FACTOR OF SUSTAINABLE COMPETITIVENESS OF THE INDUSTRY

A.N. Akzhigitova

Abstract. The emergence of a new era of electronic technologies requires defense companies to break through the introduction of digital technologies for the successful diversification of the defense industry. For the successful introduction of defense enterprises into the digital economy, the possibility of applying the principles of service-oriented architecture and customization is considered. The purpose of the study is to develop directions for improving the competitiveness of defense enterprises in the diversification of the industry. Methods of research are comparative analysis, monographic research, expert assessments. The reasons of non-fulfillment of the national project «Digital economy» are considered and the directions to improvement of the mechanism of its realization are offered. The developed proposals will allow defense

enterprises to form a new customer-oriented management system to increase the production of civilian products and to meet the demand of not only domestic consumers, but also foreign customers.

Keywords: digitalization, defense industry, digital economy.

Современные условия можно считать началом новой эры технологий в бизнесе. Потребностями сегодняшнего дня становится переход бизнес-функций организации в информационные технологии. Если появление Web привело к формированию электронного бизнеса, то сближение мобильных, облачных, социальных сетей и данных большого объема привело к формированию новой эпохи электронных технологий. Компьютерные технологии прочно вошли в процессы функционирования предпринимательской деятельности, что позволяют вести бизнес далеко за пределами фактического нахождения организации и работать с клиентами и партнерами в режиме реального времени вне географических границ и тогда, когда потребители и контрагенты будут готовы к этому. Применение таких преимуществ позволяет повысить конкурентоспособность как отдельных видов продукции, так и предприятия в целом, обеспечивая рост продаж и максимизацию прибыли [5].

В условиях глобальной конкуренции производителям ПГН и ПДН необходимо внедрять технологии компьютерного инжиниринга, обеспечивающие создание моделей высокой степени соответствия реальным процессам и конструкциям вместо дорогостоящих натурных моделей. В частности, внедрение аддитивных технологий позволяет сокращать расходы на производство посредством создания виртуальных моделей кастомизированной продукции при сокращении инновационного цикла [7].

В послании Президента России Федеральному Собранию еще в 2014 г. глава государства предложил реализовать национальную технологическую инициативу, а также в кратчайшие сроки снять критическую зависимость от технологий и промышленной продукции западных стран. И только в 2019 г. началась реализация национального проекта «Цифровая экономика», принятого распоряжением Правительства от 28.07.2017 г. № 1632-p. в целях выполнения принятой Стратегии развития информационного общества России на 2017-2030 гг. [1, 2].

До 2019 г. полноценной программы по развитию цифровой экономики в России не было, проблема решалась фрагментарно, по-

°;5О,4

1,4

■ Подпрограмма «Инвестиционный климат»

■ Подпрограмма «Управленческие кадры»

■ Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства»

■ Подпрограмма «Совершенствование системы государственногостратегического управления»

■ Подпрограмма «Государственная регистрация прав, кадастр и картография»

■ Подпрограмма «Официальная статистика»

■ Подпрограмма «Совершенствование системы государственного управления»

■ Подпрограмма «Создание и развитие инновационного центра «Сколково»

■ ФЦП «Развитие единой государственной системы

■ Подпрограмма «Стимулирование инноваций»

регистрации прав и кадастрового учета недвижимости

■ Подпрограмма «Развитие антимонопольного и тарифного

(2014-2020 годы)»

регулирования, конкуренции и повышение эффективности

антипонопольного контроля»

Рисунок 1. Структура расходов на реализацию подпрограмм

государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» [11]

являясь в отдельных госпрограммах в составе частей подпрограммы. К примеру, частично данная проблема должна была решаться в рамках подпрограммы «Стимулирование инноваций» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика».

На рисунке 1 представлена структура фактического финансирования рассматриваемой программы по развитию инновационной экономики.

При реализации указанной подпрограммы профинансированы мероприятия по поддержке малого инновационного предпринимательства, проведению исследований в целях инновационного развития экономики, развитию механизмов правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, содействию развитию современной инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, механизмов и инструментов для реализации потенциала наноиндустрии.

Следует заметить, что проблемы с финансированием национальных проектов с профицитным бюджетом не наблюдается. На реализацию национального проекта «Цифровая экономика» запла-

Рисунок 2. Структура бюджета национального проекта «Цифровая экономика» [11]

нирован бюджет в размере 1634,9 млрд руб., из них 1099,6 млрд руб. должны быть получены из федерального бюджета, 535,3 млрд руб. - это внебюджетные источники (рисунок 2).

По данным комитета Госдумы по бюджету, позитивные сдвиги наблюдаются в реализации только двух проектов, и проекта по развитию цифровой экономики в их числе нет. За первый год выполнено лишь 20 % программ. Более того, проект «Цифровая экономика» реализован менее, чем на 1 %. Причины называются разные, в том числе и отсутствие инструментов для их выполнения, отсутствие конкретики и реалистичности прописанных показателей, а реализовать их не хватает квалифицированных кадров. Не проведена оценка готовности организаций к переходу на цифровую экономику, наблюдается рассогласованность различных ведомств в реализации и неадекватность контрольных параметров, демотивирующих к участию в реализации проекта по цифровизации экономики. Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости пересмотра всего механизма реализации национальных проектов с учетом ошибок и промахов, полученных по итогам первого года их реализации. Для совершенствования методов кардинальной модернизации посредством национальных проектов необходимо использовать зарубежный опыт.

Анализ развития цифровой экономики на мировом рынке показывает ускорение внедрения компьютерного инжиниринга в последние годы. Так, в этапах технологической революции выделяется 2010 г., когда произошла синергия и конвергенция компьютерного инжиниринга и аддитивных технологий. За четыре года, к 2014 г мировой рынок аддитивных технологий ежегодно рос в среднем на 27 %. США, Япония, Германия и Китай являются лидерами по применению аддитивных технологий. Доля России не превышает 2 %.

В результатах исследования, представленных на Всемирном экономическом форуме в 2017 г., выделена десятка стран, где внедрение цифровых технологий происходит успешно. Это Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония. Лидерами среди перечисленных стран являются США, Германия и Китай.

Есть впечатляющие примеры применения компьютерного инжиниринга в зарубежных странах. Так, корпорация Boeing перешла к изготовлению более 22 тыс. деталей для 10 марок самолетов военного и гражданского назначения с использованием SD-печати. В 22 странах созданы национальные ассоциации по аддитивным технологиям, которые впоследствии объединились в альянс GARPA.

1900 1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010

Рисунок 3. Диффузия потребительских технологий с 1900 г.

В 2016 г. РФ занимала в рейтинге 41-е место по готовности к цифровой экономике. Негативным фактором стало снижение рейтинга к 2017 г. до 43-го места. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости прорыва при внедрении цифровых технологий для успешной диверсификации оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Так, если полный охват электричеством происходил в течение 30 лет, то для внедрения планшетного компьютера понадобилось всего три года (рисунок 3) [4].

Поэтому, предприятиям ОПК необходимо развить достаточную скорость, чтобы приблизиться к лидерам.

Эволюция внедрения аддитивных технологий в производство позволяет выделить их неоспоримые преимущества при диверсификации ОПК (рисунок 4).

Преимущества применения аддитивных технологий при диверсификации ОПК

-> снижение всех видов затрат

произвольность формы

исключение ошибок в проектировании

сокращение пути от идеи до серийного производства на принципах кастомизации

высокое качество изготавливаемых изделий

возможность моментально передать цифровую модель в любую точку земного шара

возможность оперативной организации локального производства практически везде, где есть цифровые

Рисунок 4. Преимущества применения аддитивных технологий при диверсификации ОПК

Источник: составлено автором

Аддитивными технологиями занимаются ограниченное количество структур, это - МГТУ им. Баумана, МГТУ «СТАНКИН», НИТУ МИСиС, МАИ, Всероссийский институт лёгких сплавов, Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов.

На первой научно-практической конференции, посвящённой развитию в России аддитивных технологий в 2015 г., генеральный директор КБ «Луч» М. Шебакпольский представил беспилотник, созданный с использованием аддитивных технологий. Он пояснил, что подобные технологии хороши ещё и тем, что можно буквально на ходу усовершенствовать и доработать аппарат или заменить вышедшие из строя детали, изготовив новые. Эти факты подтверждают возможности кастомизации продукции при диверсификации предприятий ОПК, основанной на аддитивных технологиях [13].

В сфере ОПК есть примеры производства деталей перспективного авиационного двигателя ПД-14 (завихритель «фронтового» устройства камеры сгорания) с применением аддитивных технологий. Примечательно, что применение передовых технологий позволило ОАО «Авиадвигатель» в 10 раз сократить трудоемкость изготовления детали и снизить коэффициент расходования металла в 3-5 раз [8]. Однако, до сих пор у менеджеров оборонных предприятий не сформировался опыт полноценного маркетинга и продвижения гражданской продукции и продукции двойного назначения на рынок с учетом потребностей и предпочтений потенциальных потребителей. Для организаций ОПК важно при этом исключить независимость от импортных программных продуктов. Полный цикл изготовления деталей должен проводиться на одних и тех же принципах. Это позволит сократить сроки разработки и вывода продукта в серию.

В России за последние четыре года стали чаще появляться различные объединения, позволяющие ускорить процесс перехода на цифровые технологии. Так, в Госкорпорации «Роскосмос» в 2016 г. был создан координационный совет по развитию аддитивных технологий (далее - КСАТ). Со временем КСАТ стал межотраслевой площадкой обмена опытом и компетенциями интегрированных структур и предприятий промышленности, научных организаций, центров развития и федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных в использовании аддитивных технологий.

Через два года ОДК, «Вертолёты России», «Технодинамика» и КРЭТ создали на базе Московского машиностроительного пред-

приятия имени В.В. Чернышёва Центр аддитивных технологий (далее - ЦАТ). Особенностью ЦАТ является оказание заказчикам полного спектра услуг по внедрению промышленной 3D-печати в высокотехнологичных отраслях промышленности: от разработки до серийного производства и сертификации изделий. В планах ММП им. В.В. Чернышёва - использование аддитивных технологий в производстве копрессоров двигателей ВК-2500 (силовая установка большинства вертолётов «Ми» и «Ка») и семейства ТВ7-117 [12].

08.02.2018 г. было образовано ООО «ОПК 4.0 Институт Цифровой Трансформации ОПК», основным видом деятельности которого является научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. В числе преимуществ использования услуг созданной компании называется, в том числе, повышенная кастомизация производственного процесса. Компания работает на платформе «Регистр ОПК 4.0» (далее - Регистр), где объединяются организации, предлагающие свои решения, услуги и технологии для цифровой трансформации ОПК России для развития российского рынка в оборонном и гражданском секторе [14]. Платформа создана как электронный справочник для предприятий оборонной промышленности. Разделы Регистра включают три основных направления: технологии проектирования, производства и управления. Содержание каждого направления представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание разделов Регистра ОПК 4.0

Разделы Регистра

Технология проектирования Технология производства Технология управления

1. Создание цифровых двойников 1. Адаптивные технологии 1. Информационные системы

2. Цифровое проектирование 2. Энергоэффективность 2. Цифровая логистика

3. Корпоративные акселераторы 3. СЫС-технологии 3. Трансфер технологий

4. Управление интеллектуальной собственностью 4. Новые материалы 4. Образовательные платформы

5. Аппаратное обеспечение и т.д. 5. УК и т.д. 5. BigData и т.д.

Сл> N>

ГО

(D О

е

5 >

ю

О

Чепецкий Механический Завод

Россия, Удмуртская Республика, Глазов, улица Белова, 7

ЦНИИ РТК

'CNC-технологии л Авто мати за ция_п ро и зводства 'Аддитивные_технологии * Производственны в_04СТ*МЫ 'Цифровоепроектирование

Man & Technologies lab

Россия, Москва, Москва, Ленинский проспект, 6с5

'Цифровое проектирование «Цифровой_реверс-инжиниринг

ООО 'Квантрон"

Россия, Рязанская область, Рязань, улица Есенина, 36Б

'СИС-технологии 'Автоматюация производства 'Аппаратное обеспечение 'Цифре вое_проектирование 'Цифровой_реверс-инжиниринг

Лаборатория Вычислительная механика

Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Гжатская улица, 21

'Аддитивиые_технологии 'Новыематериалы

'Цифровой_реверс-инжиниринг 'Цифровые_двойники

WíklVote

Россия, Москва, Москва, улица Фадеева, 7с1

'Интеллектуальная собственность

ЯКорлоративные_акселераторы

«Производственныесистемы

ИП Мизгулин Вячеслав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия, Свердловская область, Екатеринбург, Студенческая улица, 32

'Автоматизация_производства

'Производственные системы 11ифровое_проектмрование «Цифровой_ре вере-инжиниринг

Московский институт электронной техники

Россия, Москва, Зеленоград, площадь Шохина, 1

*Алпаратное_о6еслеченис

*П ром ышленная_сен сорим «ПромышленныйИнтернет «Робототехника 'Цифровоепро вотирование

Рисунок 5. Состав участников платформы «Регистр ОПК 4.0»

ШГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН"

Россия, Москва, Москва, Вадковский переулок, 1

Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики

Россия, Республика Мордовия, Саров

'Аддитивные_технологии 'Аппаратное_обеслечение 'Информационные системы *Производственные_системы 'Цифровое проектирование

Повышение спроса на кастомизиров анную продукцию

Производство с

применением аддитивных технологий

Рисунок 6. Последовательность перехода на производство кастомизированной продукции

Состав участников Регистра ОПК 4.0 пока небольшой, насчитывает 10 предприятий и одного индивидуального предпринимателя (рисунок 5).

Несмотря на то, что аддитивные технологии хотя и точечно, но все же внедряются на предприятиях ОПК, в том числе и при производстве ПГН и ПДН, проблемам массовой кастомизации уделяется мало внимания. Между тем на рынке наблюдается рост спроса на кастомизированую продукцию (рисунок 6).

Примерами массовой кастомизации являются компании, которые позволяют покупателю самостоятельно сконструировать для себя продукцию (одежду, обувь) на своем сайте. Потребитель может выбрать модель, размер, цвет, дизайн и прочие характеристики. Уже сейчас, несмотря на превышение стоимости такой продукции от обычной модели, спрос на такие товары растет. А применение аддитивных технологий и массовой кастомизации позволит снизить себестоимость такой продукции до обычных размеров, что приведет к росту продаж.

Схема массовой кастомизации с заложенной в них возможностью изменения характеристик продукции представлена на рисунке 7.

Несмотря на то, что 58 % заказчиков кастомизированного продукта являются конечные потребители, предприятия ОПК могут увеличить прибыльность не только продавая гражданскую продукцию конечному потребителю, но и работая в секторе В2В. Примечателен опыт компаний из Северной Америки, поставляющие поезда с уникальным дизайном для каждого города [9].

На российском рынке так же есть множество зарубежных компаний, использующих приемы кастомизации. К примеру, довольно успешная французская компания Леруа Мерлен позволяет россий-

Дгслрибуция Л U—( Дистрибуция S*J Ц-i Дистрибуция

Рисунок 7. Схема массовой кастомизации

ским покупателям мебели конструировать при помощи бесплатных дизайнеров кухонные гарнитуры.

Частичные решения по кастомизации наблюдаются и на предприятиях ОПК. Так, оформление салона Суперджет-100 и окончательная доводка самолета под требования конкретного заказчика осуществляется в Центре поставок ГСС, расположенном в г. Жуковском, для российских клиентов, и в Италии на предприятии SuperJet International - для зарубежных [15].

Проблемой инновационного развития предприятий ОПК и внедрения аддитивных технологий является рассогласованность действий различных отраслей и ведомств и отсутствие комплексного подхода со стороны государства. В связи с выявленными проблемами и препятствиями по внедрению новых технологий при диверсификации ОПК следует выделить направления и пути их решения

- разработка новых стандартов для НИОКР и производства;

- пересмотр системы сертификации готовых изделий;

- подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих компетенциями мирового уровня.

Успешность развития технологий и отраслей во многом зависит еще и от наличия лидеров в данной области. Специалистов, готовых взять на себя лидерство, нужно готовить, развивать необхо-

димые компетенции. Лидерам в диверсификации ОПК необходимы компетенции, позволяющие производить новые продукты не из государственных заказов, а из инновационных коворкингов и лабораторий. Для этого необходимо теоретические основы связывать с ключевыми практиками всех отраслей, участвующих в цифровой трансформации.

На уровне предприятий ОПК при формировании стандартов по управлению проектированием и постановке продукции на производство основой для планирования инновационной гражданской продукции должны стать заказы на кастомизированную продукцию от потребителей, маркетинговые исследования.

Одним из направлений по успешной цифровизации предприятий ОПК является применение принципов сервис-ориентированной архитектуры (далее - SOA). Это модульный подход к разработке программного обеспечения, основанный на использовании распределённых, слабо связанных и заменяемых компонентов, оснащённых стандартизированными интерфейсами для взаимодействия по стандартизированным протоколам.

Использование сервис-ориентированного проектирования для диверсификации предприятий ОПК становится необходимым условием обеспечения эффективности их развития и качественных структурных преобразований теми же темпами, что и коммерческие организации.

За последние годы наблюдается ускоренный процесс эволюции транзакционных систем в направлении электронного бизнеса и сквозной интеграции бизнес-процессов, основанные на принципах сервис-ориентированной архитектуры. Выявленная динамика свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе принципы SOA станут основой новой эпохи бизнеса. Предположительно, что развитие принципов SOA задействует разные устройства, людей, процессы и информацию.

Главной целью любого процесса останется необходимость предоставления клиенту продукта или услуги, а потребитель может быть как внутренним, так и внешним. В электронном бизнесе предполагается, что часть процесса компании может быть вынесена за пределы компании, что позволяет организовать тесное взаимодействие между компаниями и клиентами, а также повысить эффективность и результативность процессов, обеспечивая синергетический эффект.

Воплощение прогнозов по повсеместному внедрению можно SOA уже наблюдать в рекомендациях по проектированию информационных систем на платформах Microsoft и IBM.

Возможность применения сервис-ориентированного проектирования для проведения диверсификации предприятий ОПК следует оценивать на основе анализа ключевых принципов проектирования.

Первый принцип основан на том, что построение бизнес-моделей на базе сервис-ориентированного проектирования должно начинаться не с технологии, а интереса сторон внутренней и внешней среды предприятия. Необходим глубокий анализ бизнеса-процессов и внешних условий в терминах функциональных компонентов.

Второй принцип основан на переходе с двухфазных транзакций на многофазные, слабо связанные модели, способные работать в условиях асинхронности и длительных операций. В этих условиях необходимо формировать сквозные модели компенсации и восстановления с изменчивой рабочей нагрузкой. Уже сейчас повсеместно внедряются модели транзакций, находящиеся на начальной стадии своего развития, управляемые при помощи SMS.

Третий принцип предполагает учет особенностей и возможности транзакционной сети предприятия и необходимость их преобразования ввиду того, что большая их часть является сильносвязанной системой, которая сложно интегрируется в масштабную динамическую внешнюю среду Web. Тем не менее, при такой интеграции можно воспользоваться преимуществами принципов проектирования SOA, в которых потребитель, посредник и поставщик сервиса являются базой для развития взаимодействия слабосвязанных внешних и внутренних участников. При интеграции транзакционной сети предприятия со сквозными бизнес-процессами особое внимание следует уделить посреднической составляющей, позволяющей обеспечить максимальное соприкосновение между опубликованными бизнес-интерфейсами и внутренними транзакционными сервисами, формируя новые виртуальные формы без расширения сети и изменения кода сервиса.

Четвертый принцип связан с необходимостью перехода электронных моделей бизнес-процессов с изолированной средой на технологии с открытыми исходными кодами.

Выполнение пятого принципа применения сервис-ориентированного подхода позволит унифицировать практически все

внешние интерфейсы путем применения отраслевых стандартов. Стандартизация должна стать фундаментальным принципом внедрения сервис-ориентированного проектирования расширенного предприятия. Расширенные сервисы должны включать в себя политики и соглашения об уровне обслуживания SLA, которые управляют взаимодействием согласно установленным соглашениям во всей расширенной электронной системе.

Для возможности реализации предприятиями ОПК бизнес-целей по производству гражданской продукции с использованием принципов SOA и производства высокотехнологичной ПГН и ПДН, необходима максимальная защита информации, связанной с производством ВВСТ и обеспечением обороноспособности страны [6].

Таким образом, для возможности проведения диверсификации предприятий ОПК на основе применения сервис-ориентированного проектирования, необходим учет каждого из выявленных принципов разработки и внедрения электронной модели. Расширение виртуальных границ предприятий ОПК должно проходить с учетом стандартизации и строиться на базе инженерных принципов. Успешными станут те предприятия ОПК и партнерские цепочки, которые превратятся в прогрессивные ИТ-объединения, интегрировавшие SOA и бизнес-операции на рельсах диверсификации.

В национальном проекте «Цифровая экономика» на 2020 г. запланирована реализация концепции среднесрочных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики, а реализация запланирована лишь на 2024 г.

В конце мая 2019 г. председатель Госдумы В. Володин отметил, что в рамках реализации проекта по цифровой экономике из 20 законопроектов, которые должны были быть рассмотрены правительством в 2017 г., принят один единственный закон, установивший в Гражданском кодексе понятие «цифровых прав», основные признаки и право распоряжения ими [10].

Динамичное развитие электронных технологий за четыре года приведет к отставанию России на мировом рынке. Предлагается пересмотреть сроки и направления реализации указанного национального проекта в меньшую сторону, доработать механизм реализации проекта, установить ответственность за срыв реализации.

Таким образом, предложенные рекомендации по обеспечению успешной реализации проекта по цифровизации экономики и раз-

витию массовой кастомизации на базе применения аддитивных технологий позволят решить противоречие между учетом нужд каждого конкретного клиента и ростом издержек. Предприятия ОПК смогут сформировать новую клиентоориентированную систему управления для наращивания выпуска гражданской продукции и максимального удовлетворения спроса не только отечественного потребителя, но и зарубежных клиентов.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. N° 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.09.2019).

2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. №1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.09.2019).

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.09.2019).

4. Рабочий доклад Департамента Корпоративного обучения Московской школы управления Сколково. Ноябрь 2017. URL: http://sk.ru/news/ (дата обращения: 25.10.2019).

5. Акжигитова А.Н. Развитие механизмов мотивации и стимулирования процессов диверсификации организаций ОПК // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2019. № 1.

6. КруглякЛ.И., Есенокова Р.В. Зарубежный опыт борьбы с киберпресту-плениями и возможности его использования в России // Национальная безопасность России: актуальные аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2018.

7. Сафронова Ю.В., Юшин И.В. Оценка экономической безопасности в информационном пространстве цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. 2018. № 11 (100).

8. Аддитивные технологии для обороны. URL: https://vpk.name/ news/134056_additivnyie_tehnologii_dlya_oboronyi.html (дата обращения: 25.10.2019).

9. Вапнярская О.И. Генезис и современные подходы к определению кастомизации. Современный маркетинг: теоретические аспекты и проблемы развития в России. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 20.10.019).

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

10. Володин раскритиковал ход нацпроекта «Цифровая экономика». URL: https://www.rbc.ru/economics/28/05/2019/5ced15079a7947bc82e3dbeb (дата обращения: 19.10.2019).

11. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год. URL: https://www.minfin.ru/ru/ document/?id_4=127035 (дата обращения: 01.11.2019).

12. На базе ММП имени В.В. Чернышёва создаётся Центр аддитивных технологий. URL: https://profiok.com/news/detail.php?ID=6906#ixzz648BkFhPf (дата обращения: 26.10.2019).

13. Превратить отставание в преимущество. Об аддитивных технологиях. URL: https://profiok.com/news/detail.php?ID=2423#ixzz648DVGeRB (дата обращения: 25.10.2019).

14. Регистр ОПК 4.0. URL: Шр://гипертех.рф/ (дата обращения: 24.10.2019).

15. «Суперджет»: новая версия в ответ на санкции. URL: http://amurpress. ru/blogs/14293/ (дата обращения: 27.10.2019).

А.Н. Акжигитова

кандидат экономических наук

заместитель начальника отделения оценки и анализа финансово-экономического состояния организаций ИС и ОПК

ФГУП «ВНИИ «Центр», Москва

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.